Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7)
Описание образовательной программы
Адаптированная основная образовательная программа основного общего
образования для обучающихся с задержкой
психического развития (ЗПР) МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова г. Томска (далее АООП
ООО, программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
(утвержден приказом Министерства просвещения РФ №287 от 31.05.2021 г.),
предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, Федеральной адаптированной
образовательной программой основного общего образования для обучающихся с ЗПР (утверждена
приказом Министерства просвещения РФ №1025 от 24.11.2022 г.) с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР на уровне основного общего
образования.
Адаптированная основная программа ООО для
обучающихся с ЗПР рассмотрена и принята педагогическим советом, протокол № 1 от
30 августа 2023 года.
По мере накопления
опыта работы в данную Программу ООО могут быть внесены изменения и дополнения.
Адаптированная основная образовательная
программа основного общего образования для обучающихся с ЗПР МАОУ СОШ №11 им.
В. И. Смирнова г. Томска содержит три раздела в соответствии с требованиями
Стандарта: целевой, содержательный и организационный.
Адаптированная основная образовательная
программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития – это образовательная программа, адаптированная для обучения,
воспитания и социализации данной категории обучающихся с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей, особых образовательных потребностей,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Решение о получении образования
обучающимся с ЗПР на уровне основного общего образования по адаптированной
образовательной программе принимается на основе заключения
психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), сформулированного по
результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования. АООП
ООО для обучающихся с ЗПР, имеющих
инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации и/или
абилитации инвалида (далее – ИПРА) в части создания специальных условий
получения образования.
Обязательными условиями реализации АООП ООО для
обучающихся с ЗПР является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося,
согласованная работа учителей предметников с педагогами, реализующими программу
коррекционной работы.
Категория
детей с ЗПР – наиболее многочисленная группа среди детей с ОВЗ,
характеризующаяся крайней неоднородностью состава, которая обусловлена
значительным разнообразием этиологических факторов, порождающих данный вид
психического дизонтогенеза, что обусловливает значительный диапазон
выраженности нарушений.
Комплекс
биосоциокультурных факторов, вызвавших у обучающегося задержку психического
развития, включающий функциональную и/или органическую недостаточность
центральной нервной системы, и отсутствие или недостаточность
специализированной помощи на уровне начального общего образования приводят в
ряде случаев к особой выраженности и стойкости данного нарушения развития, что
определяет необходимость обеспечения специальных образовательных условий при
обучении таких обучающихся на уровне основного общего образования.
Обучающиеся
с ЗПР нуждаются в пролонгированной коррекционной работе, направленной на
развитие навыков, необходимых для формирования учебных и социальных
компетенций, преодоление или ослабление нарушений в психофизическом и
социально-личностном развитии.
Даже
при условии получения специализированной помощи в период обучения в начальной
школе, обучающиеся с ЗПР, как правило, продолжают испытывать определенные
затруднения в учебной деятельности, обусловленные дефицитарными познавательными
способностями, специфическими недостатками психологического и речевого
развития, нарушениями регуляции поведения и деятельности, пониженным уровнем
умственной работоспособности и продуктивности.
АООП
основного общего образования для обучающихся с ЗПР предназначена для освоения
обучающимися, успешно освоившими адаптированную основную общеобразовательную
программу начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с ЗПР (варианты
7.1 и 7.2) в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, и при этом нуждающихся
в пролонгации специальных образовательных условий на уровне основного общего
образования.