Материально-техническое обеспечение образовательной организации
Здание МАОУ СОШ № 11 имени В.И. Смирнова города Томска имеет три этажа, располагается на участке площадью 19056 м2 находящегося по адресу г. Томск,Кольцевой проезд, д.39.
Оборудованные учебные кабинеты
9 кабинетов начальных классов
3 кабинета русского языка и литературы
3 кабинета математики
2 кабинета истории и обществознания
3 кабинета иностранного языка
1 кабинет физики с лаборантской
1 кабинет биологии
1 кабинет химии с лаборантской
1 кабинет географии
1 кабинет ОБЖ
1 кабинет информатики
2 кабинета обслуживающего труда, технического труда
1 кабинет психолога
1 кабинет логопеда
1 кабинет библиотека
1 кабинет читальный зал
2 спортивных зала
Объекты для проведения практических занятий
Помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью (лаборатория робототехники, музей, швейная мастерская)
Количество: 2
Обеспечение:
Интерактивная доска, документ-камера, мультимедийный проектор, персональный компьютер, многофункциональное устройство, комплекты по робототехнике (Lego, Умный дом, конструктор летательного аппарата, конструктор наземного транспорта, Arduin), фототехника, видеотехника, швейные машины, манекены, лекала, оверлок.
Доступ к сети интернет, интерактивным информационным системам внутреннего и внешнего расположения (специализированное программное обеспечение, комплекты интерактивных пособий, Сетевой город: Образование, Облако знаний, Образовариум и др.)
Рабочих мест обучающихся: 52
Объекты спорта
Оборудование, снаряды и тренажеры: гимнастическая скамья, оснащение волейбольной площадки, теннисный стол, гребной тренажер, велотренажер, лыжи, гимнастические снаряды, набор мячей.
крытые объекты
спортивный зал площадью 269 кв.м.
спортивный зал площадью 151,8 кв.м.
открытые объекты
универсальная спортивная площадка для мини-футбола и баскетбола площадью 288 кв. м
спортивно-игровая площадка (2 объекта)
Все объекты соответствуют нормам СанПин и отвечают требованиям безопасности, доступности (в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья) и экологичности.
Средства обучения и воспитания
О средствах обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
В соответствии с общепринятой типологией средств обучения и воспитания школа использует следующие виды:
· Печатные
- учебники и учебные пособия соответствующе образовательным программам предоставляются лицеем из фонда библиотеки
- раздаточный материал предоставляется лицеем на основе методических разработок педагогических работников лицея и соответствует образовательным программам
· Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)
применяемые электронные образовательные ресурсы предоставляются школой из фонда библиотеки и/или по договорам исключительного и/или не исключительного права на использование ЭОР, заключенных со сторонними организациями и физическими лицами, приобретенных у разных правообладателей (системы Сетевой город: Образование, Образовариум, Облако знаний, Я класс, Учи ру и др.)
· Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
· Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
· Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
· Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.)
· Тренажеры и спортивное оборудование.
Общая дидактическая роль средств обучения
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы и методы.
Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Мультимедиатехнология позволяет обеспечить пpи решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей интерактивных комплексов с тpадиционными для нашего воспpиятия средствами пpедставления звуковой и видеоинфоpмации, для синтеза звука, текста, гpафики, живого видео.
Принципы использования средств обучения
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях
- учет дидактических целей и принципов наглядности, доступности и т.д.
- сотворчество педагога и обучающегося
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Развитие средств обучения определяется общим развитием технического потенциала образования. Появление интерактивных досок, компьютерной техники, новейших средств обучения, развитие сети Интернет сильно изменило и требования к разработке средств обучения.
Средства воспитания
Деятельность образовательной системы сегодня определяется фактором жизнеспособности, сохранения и развития культурных и духовных компетенций обучающихся. Воспитательная работа ориентирована на совершенствование воспитательного процесса, направленного на развитие личности ребенка.
Личностно - ориентированное обучение и воспитание играет важную роль. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Развитее ученика как личности (его социализация) идет через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития. Использование личностно – ориентированных технологий позволяет поставить в центр всей воспитательной системы личность ребенка, обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития, реализовать природные потенциалы. Технологии личностной ориентации позволяют найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого, перестроить содержание образования, создать атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создающие условия для творчества и самоактуализации личности.
1. Общение как средство воспитания
Роль общения как воспитательного средства проявляется в том, что, общаясь с окружающими людьми в различных видах деятельности, во время игр, спортивных занятий, входя в неформальные контакты со сверстниками, старшими и младшими школьниками, родственниками, знакомыми и другими людьми, обучающийся получает разнообразные знания о предметном мире, а также о мире идей и отношений. Это эффективный путь познания, поскольку обмен информацией в общении характеризуется высоким уровнем понимания, низкой избыточностью информации, экономией затрат времени и успешной социализацией обучающихся. Общение – один из важнейших факторов возникновения, формирования, развития и укрепления познавательных интересов у растущего человека. Особенно это относится к общению со сверстниками, в ходе которого ребенок проявляет свои интересы и, встречая понимание со стороны товарищей, укрепляется в своих склонностях, поэтому мы уделяем огромное значение социализации учеников, развитию навыков коммуникативного общения через отработанную систему психологических тренингов, различных видов социального проектирования. Общение, организованное с целью оказать влияние на воспитанника, чтобы включить его в деятельность, способствующую формированию положительных личностных качеств и вызвать у него стремление к самосовершенствованию, называют педагогическим общением. Его специфика в системе воспитания проявляется в ярко выраженном воспитательном характере, поскольку оно в отличие от других видов общения (социального, психологического, бытового и др.) обязательно предусматривает решение педагогических задач.
В зависимости от решаемых педагогических задач принято выделять следующие виды педагогического общения:
- непосредственное, в форме прямых контактов воспитателя и воспитанника;
- опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться.
Педагогическое общение – это не только общение воспитателя и воспитуемого, но и общение воспитанников между собой. Общение со сверстниками – не только самостоятельная сфера жизнедеятельности личности, но и фактор, который пронизывает все остальные сферы, поскольку на его основе происходит обмен духовными ценностями в форме диалога обучающегося как с «другими Я», так и в процессе взаимодействия с окружающими людьми. Именно этим определяется роль общения в воспитательном процессе. Эффективность педагогического общения определяется тем, на какой стиль общения с учениками ориентируется учитель. Под стилем педагогического общения понимают индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. В нем находят выражение коммуникативные возможности педагога, сложившийся характер его взаимоотношений с детьми; творческая индивидуальность педагога, особенности учащихся. Мы выделяем главной особенностью стиля сотрудничества участников педагогического взаимодействия демократию. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Для педагогов характерны активно-положительное отношение к обучающимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Таким учителям свойственны глубокое понимание обучающихся, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности.
2. Учение как средство воспитания
Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на учащихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе.
Эффективность воспитательного воздействия учения значительно повышается, когда на уроке практикуется так называемая совместная продуктивная деятельность. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети:
- выясняют условия совместного выполнения задания;
- организуют его взаимное обсуждение;
- фиксируют ход совместной работы;
- обсуждают полученные результаты;
- оценивают успехи каждого;
- утверждают самооценки членов группы;
- совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания;
- проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.
Совместная деятельность становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками.
Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности повышаются при следующих условиях:
- в ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости;
- она должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей;
- социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот);
- совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других детей и «сорадованием» их успехам.
3.Труд как средство воспитания
Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через -дежурство по классу, школе;
4. Игра как средство воспитания
Используется как в урочной так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения разного рода игр организационно-деятельностных, соревновательных, сюжетно-ролевых.
Условия охраны здоровья обучающихся
Здание МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности. Для оказания первой доврачебной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет.
Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиНом 2.1.3.2630-10. На основании заключённого договора медицинское сопровождение обучающихся осуществляет ОГАУЗ «Детская городская больница №2».
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Использование телекоммуникационных сетей в школе обуславливается необходимостью применения информационных ресурсов и систем в образовательном процессе, как на стадии подготовки к урокам, так и в процессе проведения занятий.
Таким образом, в школе, выделены два вида доступа к телекоммуникационным сетям школы посредством:
Мест общего пользования (библиотека, кабинеты информатики)
Мест индивидуального пользования (учительская, рабочее место учителя в предметных кабинетах, лаборантских, лабораториях и пр.)
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям лицея осуществляется по первичным идентификационным признакам (логину, паролю) и обслуживается сервисными службами программного обеспечения серверного оборудования управляемого инженером лицея.
Школа, на договорной основе, предоставляет доступ
к информационным системам:
Система электронного журнала и дневника обучающегося Сетевой город: Образование: https://sgo.tomedu.ru/
Система интерактивного информационного ресурса Официальный сайт: http://school11.tomsk.ru/main
Системы социальных сервисов (В контакте: http://vk.com/mcctw11)
Система Паспорт школы (подсистема внешнего документооборота)
и др.
к электронным образовательным ресурсам
Облако знаний:https://physicon.ru/oblako
Образовариум:https://obr.nd.ru/
Я класс:https://www.yaklass.ru/
Учи ру:https://uchi.ru/
и др.
доступ и его уровень определяется системой аутентификации и предоставляется на основании заключенных школой договоров.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Электронные образовательные ресурсы – организованные специальным образом информационные ресурсы, предназначенные для использования в образовательном процессе, в том числе, приспособленные для лиц с ограниченными возможностями здоровья, представленные в электронном виде и функционирующие на базе информационно-коммуникационных и компьютерных средств. Для применения ресурсов требуется современные электронные устройства, в том числе компьютер, смартфон и др. Применение электронных ресурсов существенно расширяют возможности образовательного процесса, как со стороны изучения, так и со стороны коммуникации участников образовательных отношений.
Использование в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов является необходимой и неотъемлемой частью образовательных отношений.
Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы
В школе активно используются
- компьютерные обучающие системы;
- электронные учебники, энциклопедии и словари;
- комплекты к школьным учебникам;
- мультимедийные образовательные материалы и программы по предметам школьной программы;
- интерактивные карты;
- виртуальные коллективные среды (облачные сервисы);
- учебные видеофильмы и звукозаписи;
Педагогическим составом, на регулярной основе, происходит корректировка электронных образовательных коллекций доступ к которым предоставляется обучающимся по мере актуализации их применения в урочной, внеурочной или домашней деятельности. Взаимодействие обучающегося с ресурсом осуществляется в открытом (без авторизации и/или с предоставлением данных доступа) режиме с возможностью обратной связи.
Сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы
Школа, на основе прав договоров, предоставляет доступ к коллекциям электронных образовательных ресурсов
Облако знаний: https://physicon.ru/oblako
Образовариум: https://obr.nd.ru/
Я класс: https://www.yaklass.ru/
Учи ру: https://uchi.ru/
и др.