АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ВАРИАНТ 5.2) НОВЫЙ ФГОС
Описание образовательной программы
Адаптированная
основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся
с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова г. Томска
(далее АООП ООО, программа) разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования к планируемым результатам образования, примерной адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования обучающихся с ТНР,
одобренной Федеральным учебно - методическим объединением по общему образованию
(протокол № 1/22 18.03.2022 г), Примерной програмой воспитания (одобренной ФУМО №3/22 от
23.06.2022 г.) в соответствии с образовательными потребностями и
запросами участников образовательных отношений.
Адаптированная
программа ООО для обучающихся с ТНР (вариант 5.2) рассмотрена и принята
педагогическим советом, протокол № 1 от 30 августа 2022 года.
По
мере накопления опыта работы в данную Программу ООО могут быть внесены изменения
и дополнения.
АООП ООО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи – это
образовательная программа, предназначенная для получения образования на уровне
основного общего образования обучающимися с ТНР с учетом особенностей их
психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Обучающийся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) на
уровне основного общего образования – физическое лицо, освоившее
образовательную программу на уровне начального общего образования, достигшее по
итогам ее освоения планируемых результатов в овладении предметными,
метапредметными, личностными компетенциями в соответствии с ФГОС НОО и имеющее
первичные речевые нарушения, препятствующие освоению основной
общеобразовательной программы на уровне основного общего образования без
реализации специальных условий обучения.
Статус обучающегося с ТНР
устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией.
При условии
компенсации нарушений во время обучения по решению ПМПК обучающийся может быть
переведен на основную программу на уровне основного общего образования.
АООП ООО
обучающихся с ТНР определяет содержание образования, ожидаемые результаты и
условия ее реализации.
Адаптированная
основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся
с ТНР (вариант 5.2) МАОУ СОШ №11 им. В. И. Смирнова г. Томска содержит три раздела
в соответствии с требованиями Стандарта: целевой, содержательный и организационный.
Адаптация
программы предполагает введение четко ориентированных на удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ТНР коррекционных мероприятий и
требований к результатам освоения обучающимися программы коррекционной работы. Обязательными
условиями реализации АООП ООО обучающихся с ТНР являются логопедическое
сопровождение обучающихся, согласованная работа учителя-логопеда с учителями (в
особенности гуманитарного цикла) с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся.
Вариант 5.2, предполагает, что обучающийся с
ТНР получает образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту
завершения образованию сверстников с нормальным речевым развитием.
Сроки освоения АООП ООО по
варианту 5.2 составляют 5 лет (5-9 классы) либо 6 лет (5-10 классы).
Пролонгированные
сроки обучения предусматриваются для обучающихся, у которых имеется выраженная
дефицитарность речевого развития, коммуникативных навыков или/и когнитивных
функций, что требует дальнейшей организации коррекционно-развивающего обучения
и реализации коррекционно-развивающих курсов. Кроме того, учитывая
отрицательное влияние данных недостатков на формирование предметных
компетенций, дополнительное обучение в 10 классе позволяет обеспечить прочное
усвоение предметного содержания обучения за счет формирования межпредметных
связей, их систематизации и обобщения. Программа 10 класса не должна
дублировать содержание обучения в 9 классе.
Программы по учебным предметам и коррекционно-развивающим курсам
строится с учетом особенностей проявления речевого нарушения обучающихся, и
уровня сформированности предметных и метапредметных компетенций, и может быть
как персонифицированной, так и рассчитанной на группу обучающихся (на класс) с
выделением и систематизацией особо значимых тем за весь период обучения.
Решение о
пролонгации обучения принимается ПМПК на основе заклучения психолого-педагогического
консилиума школы после тщательного психолого-педагогического изучения
обучающихся в течение всего периода обучения на уровне основной школы с
согласия родителей и независимо от сроков обучения на уровне начального общего
образования. Решение о пролонгации
обучения принимается обычно не позднее окончания первого полугодия 9 класса.
Для обучения по варианту 5.2 зачисляются
обучающиеся, основным недостатком которых при первично сохранном интеллекте и
слухе является выраженная недостаточность полноценной речевой и/или
коммуникативной деятельности как в устной, так и в письменной форме. Это может
проявляться в виде следующих нарушений:
1) резистентная
к коррекционному воздействию форма общего недоразвития речи, как правило,
осложненная органическим поражением центральной нервной системы;
2) нарушения
чтения и нарушения письма средней и тяжелой степеней выраженности;
3) темпоритмические
нарушения речи тяжелой степени (заикание и др.);
4) нарушения
(распад) речи (афазия) и/или выраженные расстройства артикуляции (дизартрия,
механическая дислалия), возникшие в результате заболеваний, оперативного
вмешательства, травм и др.;
5) комбинированные
нарушения речевого развития (сочетанные проявления).
Резистентная к коррекционному воздействию
форма недоразвития речи проявляется в несформированности всех языковых средств
и, как правило, осложненная органическим поражением центральной нервной
системы, препятствует становлению полноценной языковой личности, поскольку
приводит к замедленному и искаженному формированию речевой деятельности
обучающегося. Данная группа обучающихся является неоднородной по показателям
причин нарушений и по соотношению тяжести нарушений отдельных сторон речи.
Объединяют эту группу особенности лингвистического проявления нарушения
(несформированность всех сторон речи), отсутствие первичных отклонений в
развитии интеллектуальных возможностей, а также отсутствие грубых отклонений в
развитии сенсорных систем. Нарушения затрагивают весь комплекс параметров,
влияющих на формирование языковой личности: развитие языковой способности,
освоение и использование языковых средств, формирование метаязыковой
деятельности, владение различными видами речевой деятельности, становление
мотивационных и рефлективных компонентов коммуникации.
У обучающихся данной группы могут отмечаться
нарушения произношения, общая смазанность речи. Недостатки фонематического
восприятия, как правило, проявляются на уровне письменных работ в виде замен и
смешений оппозиционных согласных. Наблюдаются трудности при воспроизведении
слов сложной слоговой структуры в виде персевераций слогов или звуков,
контаминаций, эллизий. Словарный запас остается достаточно бедным, особенно
трудно дается обучающимся освоение абстрактной лексики, лингвистической
терминологии, названий географических объектов, химических веществ и проч. Если
бытовая речь обучающихся приближается к нормативной, то в связной устной речи,
например при пересказах отмечается наличие аграмматизма не только в
редкоупотребляемых формах и конструкциях, но и в относительно простых.
Недостатки словообразования и словообразовательного анализа отражаются на
грамотности обучающихся данной категории.
Наибольшие проблемы обучающиеся с
резистентной к коррекционному воздействию форме общего недоразвития речи
испытывают при работе с текстами. Необходимо отметить, что у обучающихся более
сохранно понимание текстов, чем их продуцирование. При восприятии текстов в
процессе аудирования или чтения доступно, в основном, понимание фактологии и
скрытого смысла услышанного. Однако, в ряде случаев, происходит замещение
содержания текста собственными субъективно значимыми фактами и домыслами, что
отрицательно сказывается на объеме и качестве получаемой информации. При
составлении собственных текстов у обучающихся подростков с данной формой
речевого недоразвития отмечаются проблемы с применением формальных признаков
текста (последовательность изложения, тематичность, связность, смысловая
законченность и др.). Возрастает количество недостатков лексико-грамматического
характера.
Аналогичные проблемы характерны и для
письменных текстов: на чтении и письме. В группе обучающихся с нарушениями
чтения и письма, могут быть выделены три подгруппы: обучающиеся, имевшие общее
недоразвитие речи; обучающиеся с дислексией и дисграфией, у которых нарушения
чтения и письма обусловлены иными причинами, в частности, несформированностью
оптико-пространственных представлений, недостаточностью мнестических процессов
и др.); обучающиеся со смешанными формами нарушения чтения и письма.
Основными признаками низкого уровня
сформированности процессов письменной речи (чтения и письма), обусловленных
недостатками развития всех сторон устной речи, являются фонологические замены
фонем в функционально сильных позициях. Наряду с этим отмечается наличие
аграмматизма, нарушений слоговой структуры слова, лексические замены, трудности
языкового анализа. В значительной степени страдает темп чтения, вследствие неполноценности
лексико-грамматической стороны речи в более поздние сроки формируются механизмы
вербального прогнозирования, что отрицательно сказывается на беглости и
сознательности процесса чтения. В результате несформированности метаязыковых
навыков в области текстовой компетенции страдает формирование предметных
компетенций.
Низкий или невысокий уровень текстовой
компетенции не только препятствует полноценному пониманию текстов учебника и
произведений художественной литературы, но и создает препятствия для
продуцирования собственных текстов.
Группа детей с нарушениями технической и
смысловой сторон письменной речи (дислексией и дисграфией), обусловленных
недостаточным уровнем сформированности механизмов и операций, лежащих в их
основе различного патогенеза при нормативном развитии устной речи и интеллекте,
также неоднородна по своему составу. С одной стороны, в нее входят обучающиеся,
нарушения письма и чтения у которых связаны с недоразвитием устной речи (прежде
всего, фонематическими нарушениями), а с другой - дети, имеющие тяжелую
дисграфию и / или дислексию, обусловленными различными причинами неречевого
генеза.
Ошибки при дисграфии и дислексии (пропуски,
перестановки, замены букв, обозначающих акустически и артикуляционно сходные
звуки, трудности обозначения оптически сходных графем, аграмматизм на письме,
отсутствие границ слова и предложения и т.д.) являются многочисленными,
повторяющимися, стойкими и специфическими. Помимо этого, дислексия проявляется
и в замедлении процесса овладения чтением, а также в замедлении темпа, скорости
чтения, трудностях понимания прочитанного.
Для обучения по варианту 5.2 зачисляются
обучающиеся с нарушениями чтения и письма, имеющие среднюю и тяжелую степени
нарушения чтения и письма.
При средней степени нарушения чтения
количество и характер ошибок замедляют процесс чтения, обучающийся вынужден
перечитывать отдельные слоги, слова и предложения. В ряде случаев отмечается
наличие элементов послогового чтения, например, при чтении слов сложной
слоговой структуры, малознакомых слов. Понимание текста может быть
фрагментарное, хотя тему и общее содержание текста обучающийся может
установить. При тяжелой степени нарушения количество допускаемых ошибок
препятствует пониманию прочитанного. Обучающийся может выделить отдельные факты
из текста (при этом понимание устной речи в полном объеме). К этой же группе
относятся обучающиеся, у которых не сформированы продуктивные способы чтения,
что встречается при отсутствии коррекционной работы на уровне начального общего
образования.
При средней степени нарушения письма работы
обучающихся насыщены дисграфическими ошибками, что препятствует и самопроверке,
и успешному усвоению предметных компетенций в области русского языка. В
самостоятельных письменных работах количество специфических (дисграфических)
ошибок возрастает, отмечается бедность и стереотипия используемых лексики и
синтаксических конструкций.
Тяжелая степень нарушения письма
характеризуется не только насыщенностью специфическими (дисграфическими)
ошибками, но и наличием проблем, связанных с освоением звуко-буквенного
анализа. Самостоятельные письменные работы могут представлять собой набор
стереотипных по структуре предложений и однообразной лексики.
Наряду с речевыми недостатками у обучающихся
с тяжелыми нарушениями речи также отмечается низкий уровень сформированности
ряда универсальных учебных навыков: планирования, регуляции собственного
поведения, контроля, которые отмечаются как на уровне речевой, так и учебной
деятельности.
Кроме того, для обучающихся подростков с
данными формами речевых нарушений характерно:
– несовершенство
владения мыслительно-логическими операциями, различная степень недостаточности
словесного мышления при достаточном уровне развития наглядно-образного,
– нарушение процесса сохранения заданных
вербальных отношений (при зрительном подкреплении дети легче запоминают
материал), сужение объема вербальной памяти,
– возможность овладения обучающимися
абстрактным содержанием учебного материала (например, математических задач) при
условии минимизации средств словесного оформления,
– специфичность речемыслительной деятельности,
выражающаяся в недостаточности отдельных звеньев исполнительского этапа
(вербализация мыслительных операций), нарушении автоматизированности
аналитико-синтетического процесса и процесса текущего контроля, избирательности
речемыслительных связей,
– необходимость внешне заданных целей и задач
деятельности.
Среди недостатков темпоритмической стороны
речи наиболее часто встречается заикание. Заикание - расстройство речи с
преимущественным нарушением коммуникативной ее функции, проявляющееся лишь в
процессе устного общения. Подростковый период накладывает определенный
отпечаток на личность обучающихся с заиканием, в частности, у некоторого числа
обучающихся на данном этапе взросления возникает страх речи или логофобия,
которая затрудняет и искажает процесс эффективной коммуникации, формирует
искаженный образ способов взаимодействия в социуме и проблемы дальнейшей
социальной адаптации. При тяжелой степени выраженности заикания особенности
речи препятствуют эффективному общению, выраженные судороги речевого аппарата,
страх речи резко ограничивает даже бытовое общение.
У заикающихся подростков нет какой-то одной
специфической особенности личности (на уровне очерченных констелляций), хотя у
них преобладают тормозимые свойства характера, они имеют разное происхождение,
степень выраженности и разное клиническое содержание. Личностные особенности
заикающихся подростков располагаются в широком диапазоне от обычных и
акцентуированных черт до грубых психопатологических нарушений.
Особая группа обучающихся – подростки,
перенесшие различные заболевания, оперативные вмешательства, травмы и иные
воздействия на головной мозг, которые приводят к изменениям состояния здоровья
детей, проявляющимся в распаде речи или расстройствах ее внешней реализации. У
данного контингента обучающихся страдают также другие высшие психические функции
и поведение в целом, что требует реализации систем восстановительного обучения.
Еще одна категория детей – обучающиеся,
которые должны были обучаться по данному варианту программы, но по тем или иным
причинам обучавшихся по обычным общеобразовательным программам. У этих
обучающихся, как правило, наблюдаются значительные нескомпенсированные пробелы
в речевом развитии, а также в освоении общеобразовательных предметов.
Особого внимания и специально организованного
комплексного воздействия заслуживают обучающиеся, имеющие комбинированные
нарушения речи, представляющие собой различные варианты сочетания языкового
недоразвития / нарушения чтения и (или) письма / темпо-ритмических нарушений
(заикания) / нарушений голоса.
Программа
направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их
духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на
основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей
социальную успешность, на развитие творческих способностей, саморазвитие и
самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Работа с обучающимся ведется согласно
рекомендациям городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК),
сформулированным по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического
обследования и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.