Рабочая программа среднего общего образования по ЭК Практикум по физике 10 класс ФГОС

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Практикум по физике» 10 класс составлена на
основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (в ред. изменений);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) (в
ред. изменений)Санитарно-эпидемиологических правил и норматив СанПиН 2.4.2.2821-10 (в
ред. изменений);
- Концепция развития предметной области «Естественные науки. ФИЗИКА» Утверждена
Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642.
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345 (в ред. изменений);
- ООП СОО МАОУ СОШ № 11 имени В.И. Смирнова г. Томск;
- «Программы элективных курсов. Физика. 10 класс. Профильное обучение», составитель:
В.А. Коровин, - «Дрофа», 2007 г., авторской программы «Методы решения физических задач»:
В.А. Орлов, Ю.А. Сауров, - М.: Дрофа, 2005 г.
- учебное пособие: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров «Практика решения физических задач. 10-11
классы», - «Вентана-Граф», 2010 г.
Цели программы:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
- совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
- формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах
решения физических задач;
- более глубокое изучение основ физики через решение задач технического содержания в
соответствии с возрастающими требованиями современного уровня технологизации процессов
во всех областях жизнедеятельности человека;
- применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества,
решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации
физического содержания использования современных информационных технологий;
- подготовка выпускников общеобразовательной школы как к поступлению в высшие
технические учебные заведения, так и к получению профессии технического профиля.
Задачи программы:
- углубление и систематизация знаний учащихся;
- усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
- овладение основными методами решения задач

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий
в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- Понимать и объяснять смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория,
вещество, взаимодействие;
- Понимать и объяснять смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила,
импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя
кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический
заряд;
- Понимать и объяснять смысл физических законов классической механики, всемирного
тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;
- Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и
искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; свойства
электрического поля;
- Отличать гипотезы от научных теорий;
- Делать выводы на основе экспериментальных данных;
- Приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой
для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов;
- Проговаривать вслух решение и анализировать полученный ответ;
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе
использования бытовых электроприборов, оценки влияния на организм человека и другие
организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты
окружающей среды
Обучающийся получит возможность научиться:
- анализировать такие физические явления, как движение небесных тел и искусственных
спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;
- последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи среднего уровня
сложности;
- выполнять и оформлять эксперимент по заданному шаблону,
- решать комбинированные задачи;
- составлять задачи на основе собранных данных;
- воспринимать различные источники информации, готовить сообщения, доклады,
исследовательские работы,
- соблюдать правила техники безопасности при работе с оборудованием,

- составлять сообщение по заданному алгоритму;
- формулировать цель предстоящей деятельности; оценивать результат;
- работать в паре, в группе, прислушиваться к мнению одноклассников;
- владеть методами самоконтроля и самооценки

2. Содержание учебного предмета.
1. Введение
Что такое физическая задача? Состав физической задачи. Физическая теория и решение
задач. Значение задач в обучении и в жизни. Классификация физических задач по требованию,
содержанию, способу задания, способу решения. Примеры задач всех видов.
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения. Работа с текстом
задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения).
Выполнение плана решения задачи. Числовой расчёт. Использование вычислительной техники
для расчётов. Анализ решения и его значение. Оформление решения задачи. Типичные
недостатки при решении и его оформлении. Изучение примеров решения задач. Различные
приёмы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приёмы.
Метод размерностей, графические решения и т.д.
2. Кинематика и динамика
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы
динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение
задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием
нескольких сил.
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики
движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач:
занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим
содержанием, военно-техническим содержанием.
3. Законы сохранения и статика
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с
помощью законов сохранения. Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение.
Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения
механической энергии.
Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или
явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по
механике республиканских и международных олимпиад.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель акселерометра, модель маятника
Фуко, модель кронштейна, модель пушки с противооткатным устройством, проекты
самодвижущихся тележек, проекты устройств для наблюдения невесомости, модель
автоколебательной системы.
4. Молекулярная физика и основы термодинамики
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярнокинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное
уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в
изопроцессах.
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона,
характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений поверхностного слоя;
работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных
пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное
удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.
Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач.
Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые
двигатели.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра; модель
предохранительного клапана на определенное давление; проекты использования газовых
процессов для подачи сигналов; модель тепловой машины; проекты практического определения
радиуса тонких капилляров.
5. Электрическое и магнитное поля

Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами
сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью
потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная
индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.
Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра,
магнитного зонда и другого оборудования.
6. Постоянный электрический ток в различных средах
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей.
Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с
помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного
и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач.
Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний
приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение
сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.
Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах,
полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др.
Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием,
комбинированные задачи.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы
№ п/п

1
2
3
4
5
6

Наименование разделов

Введение
Кинематика и динамика
Законы сохранения и статика
Молекулярная физика и основы термодинамики
Электрическое и магнитное поля
Постоянный электрический ток в различных средах
Итого

Общее количество
часов на изучение

2
10
6
6
7
3
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».