Рабочая программа курса внеурочной деятельности начального общего образования Функциональная грамотность

Пояснительная записка
Рабочая

программа

курса

внеурочной

деятельности

«Функциональная

грамотность» составлена на основе следующих документов и материалов:
-

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»

-

Закон Томской области от 12.08.2013 года № 149 – ОЗ «Об образовании в Томской
области»

-

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №
1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

-

Приказ Минобрнауки РФ от 6.10. 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие
ФГОС НОО» (с изменениями от 26.11.2010г. №1241, от 22.09.2011г. №2357, от
31.01.2012 № 69, от 18.12.2012г. №1060, от 29.14.2014г. №1643, от 31.12.2015г.№1576)

-

Фундаментальное ядро содержания общего образования; программы развития и
формирования
формирование
компетенциями,

универсальных
российской

учебных

гражданской

составляющими

основу

действий,
идентичности,
для

которые

обеспечивают

овладения

саморазвития

и

ключевыми
непрерывного

образования.
-

Санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПин2.4.2.2821 – 10
«Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях». (Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г.)

-

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(Распоряжение Правительства РФ от 29.0.2015 № 996 –р)

-

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09 – 1672 « О
направлении методических рекомендаций «О внеурочной деятельности и реализации
дополнительных общеобразовательных программ»

-

Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных

образовательных

технологий

(Приложение

№

1

к

письму

Минпросвещения России от 7 мая 2020 года № ВБ-976/04)
-

Составлена на основе авторской программы под редакцией Виноградовой Н.Ф.
«Функциональная грамотность младших школьников». Вентана - Граф, 2018г.

-

Основная образовательная программа НОО МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова г.
Томска

Цель

курса:

развития

основ

функциональной

грамотности»

–

формирование

читательской компетенции младшего школьника.
Задачи:
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
-находить и извлекаеть информацию из различных текстов;
- применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения
прочитанного;
– обеспечивать усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с
автором», «комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к
природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселять в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной,
человечеством и желание быть им полезным.
Общая характеристика курса:
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач
современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности
личности

самостоятельно

осуществлять

учебную

деятельность

и

применять

приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных
сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет
интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму,
говорению и слушанию, также формируются основы грамотного читателя. Грамотный
читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована
душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это
человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий
книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность
способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и
навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных
сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально
быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.

В качестве основных

составляющих функциональной грамотности выделяют: читательскую и языковую
грамотность.

Обучение носит деятельностный характер (одна из целевых функций

обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений
самостоятельной учебной деятельности, поэтому проблема функциональной грамотности
рассматривается, как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и
способов быстрой адаптации в современном мире). Курс учитывает индивидуальные
интересы учащихся и их потребность в развитии. Учащиеся становятся активными
участниками процесса изучения нового материала. Процесс ориентирован на развитие
самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. Базовым
навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.
Читательская грамотность - совокупность умений и навыков, отражающих
потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего
образования, саморазвития; готовность к смысловому чтению; восприятию письменных
текстов, анализу, оценке, интерпретации

и обобщению представленной в них

информации; способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в
соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой
информации в жизненных ситуациях.
Языковая функциональная грамотность младшего школьника.

Направленность

русского языка на формирование языковой грамотности подразумевает активное
включение в урок практико-ориентированных заданий, при выполнении которых
учащиеся актуализируют получаемые теоретические сведения о системе языка.
Функционально грамотный человек «это человек, который способен использовать все
постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения
максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности,

общения

и

социальных

отношений»

(А.

А.

Леонтьев).

Программа предусматривает групповую работу с детьми и учитывает их возрастные и
психофизиологические особенности.
Программа ориентирована на достижение планируемых результатов ФГОС НОО:
личностные и метапредметные. Освоение содержания «Функциональная грамотность»
опирается на межпредметные связи с курсами литературного чтения и русского языка.
«Функциональная грамотность» является курсом, реализующим интересы обучающихся 4
классов. Программа составлена для обучающихся 4 классов, рассчитана на один год
обучения в неделю – 1 час, в год 34 часа.

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
учащиеся научатся:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения,
установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметные:
Регулятивные результаты:
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учѐта характера сделанных ошибок.
- использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного
результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи,
собственной звучащей речи на русском, и иностранном языках.
Коммуникативные результаты:
– различать общение для контакта и для получения информации;
– учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
– уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
– определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
– называть основные признаки текста, приводить их примеры;
– называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения
коммуникативных задач;
– продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
– вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в
начальной школе;
– рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни.
Познавательные результаты:
- строить рассуждения;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
•пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
•формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод;
•составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на
поставленный вопрос.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
•оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и
роль иллюстративного ряда в тексте;
•участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного
текста.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Обучающийся научится:
•использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного
аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;
выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку).
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения,
цифровых данных
Обучающийся научится:
•владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке;
набирать текст на иностранном языке, использовать
экранный перевод отдельных слов.
Обработка и поиск информации
Обучающийся научится:
•описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать
аудиовизуальную и числовую информацию о нём,
используя инструменты ИКТ;
•искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках,
базах данных, контролируемом Интернете,
системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных
источников (в том числе с использованием
ссылок);

Обучающийся получит возможность научиться:
•грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать,
интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к
информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Обучающийся научится:
•готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план
презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку,
писать пояснения и тезисы для презентации.
Обучающийся получит возможность научиться:
•представлять данные.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов
Результаты

первого

уровня приобретение

обучающимися

социальных

знаний,

понимания социальной реальности и повседневной жизни. От обучающегося требуется
сделать выводы, сравнения и различия. Требуется понимание одного или нескольких
текстов. Важным условием для решения задач на этом уровне является точность анализа
и тонкое внимание к деталям, которые незаметны в тексте.
Результаты второго уровня формирование позитивного отношения к базовым
ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
Второй уровень результатов - найти один или несколько фрагментов информации;
распознать основную тему или цель автора в тексте о знакомой теме или установить
простую связь между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями. Как
правило, требуемая информация в тексте является заметной, и текст не содержит
противоречивой информации.
Результаты третьего уровня приобретение опыта самостоятельного социального
действия.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
4 класс
Модуль «Основы читательской грамотности» (17ч).
Раздел 1.
Диалог как главный метод обучения. Задачи, которые решаются этим методом:
воспитывается признание того, что существуют разные мнения и способность с ними
считаться;

формируется

умение

рассуждать,

доказывать,

интеллектуально

«сопротивляться»; развивается умение находить, отбирать и выстраивать доказательства
по степени важности.

Определение основной темы и главной мысли в произведении.

Определение авторской позиции в художественном тексте. Рассказы современных
писателей: Е. Велтистов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул». Е В.
Медведев «Баранкин, будь человеком» и др.
Раздел 2.
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как
преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.
Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в
тексте информацию. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение.
Практическая работа с текстами разных жанров. Учебный текст как источник
информации. Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно
заданную информацию.
основе

исходного

Поиск ошибок в предложенном тексте. Составление плана на

текста. Оценивать

достоверность

предложенной

информации,

высказывать оценочные суждения на основе текста. Создавать собственные тексты,
применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.
Модуль «Основы языковой грамотности» (17ч)
Раздел 1.
Морфемика. Изучение морфемной структуры слов имеет важное значение в развитии
лингвистических способностей младших школьников. Лексическое

значение

слов

определяется его морфемным составом (например, разведчик, сотрудник, прибрежный,
прилуниться и т. д.). Выяснение того, как образованы слова в русском языке и как
они образовываются, способствует возникновению мотивации, которая
необходима для успешного овладения речевой деятельностью, развития в младших
школьниках потребности в повышении своей языковой культуры, в стремлении, наиболее
точно выразить мысль в письменной речи. Проведение
понятий

работы

по формированию

«форма слова», «состав слова», «словообразование», «корень

слова»,

«однокоренные слова», «родственные слова», развитие коммуникативных

умений

вести диалог, позволяющие
результативно общаться со сверстниками и взрослым.
Раздел 2.
Система

речевых

упражнений:

свободный

сочинение;
- ситуации орфографического затруднения;

диктант,

обучающее изложение,

письмо с проговариванием;
- комментированное письмо;
- письмо по памяти;
- творческие работы;
- выборочное списывание;
- стихотворные упражнения по орфографии.
Формы и виды внеурочной деятельности
Виды внеурочной деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно – ценностное общение;
-художественное творчество.
Формы внеурочной деятельности:
- игра;
- соревнование;
- турнир;
- экскурсия;
- конференция;
- слёт;
- спектакль.
3. Тематическое планирование
№ п/п

Наименование тем и разделов

Количество
часов

1.

2.

«Основы читательской грамотности»
Раздел 1. Диалог

8

Раздел 2. Работа с текстом

9

Модуль «Основы языковой грамотности»
Раздел 1. «Морфемика»

8

Раздел 2. Система

9

Итого:

речевых упражнений

34

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение курса:
1. Авторская программа под редакцией Виноградовой Н.Ф.
грамотность младших школьников». Вентана - Граф, 2018г.
2. Дидактические игры
3. Словари
4. Интерактивная доска
5. Проектор
6. Классная и магнитная доска

«Функциональная


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».