Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» составлена на основе следующих документов и материалов: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Закон Томской области от 12.08.2013 года № 149 – ОЗ «Об образовании в Томской области» - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». - Приказ Минобрнауки РФ от 6.10. 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (с изменениями от 26.11.2010г. №1241, от 22.09.2011г. №2357, от 31.01.2012 № 69, от 18.12.2012г. №1060, от 29.14.2014г. №1643, от 31.12.2015г.№1576) - Фундаментальное ядро содержания общего образования; программы развития и формирования формирование компетенциями, универсальных российской учебных гражданской составляющими основу действий, идентичности, для которые обеспечивают овладения саморазвития и ключевыми непрерывного образования. - Санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПин2.4.2.2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г.) - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.0.2015 № 996 –р) - Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09 – 1672 « О направлении методических рекомендаций «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» - Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий (Приложение № 1 к письму Минпросвещения России от 7 мая 2020 года № ВБ-976/04) - Составлена на основе авторской программы под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Функциональная грамотность младших школьников». Вентана - Граф, 2018г. - Основная образовательная программа НОО МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова г. Томска Цель курса: развития основ функциональной грамотности» – формирование читательской компетенции младшего школьника. Задачи: – формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг; -находить и извлекаеть информацию из различных текстов; - применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; – развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного; – обеспечивать усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.; – воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству; – учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений; – поселять в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным. Общая характеристика курса: Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию, также формируются основы грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: читательскую и языковую грамотность. Обучение носит деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности, поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается, как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире). Курс учитывает индивидуальные интересы учащихся и их потребность в развитии. Учащиеся становятся активными участниками процесса изучения нового материала. Процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Читательская грамотность - совокупность умений и навыков, отражающих потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития; готовность к смысловому чтению; восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации; способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях. Языковая функциональная грамотность младшего школьника. Направленность русского языка на формирование языковой грамотности подразумевает активное включение в урок практико-ориентированных заданий, при выполнении которых учащиеся актуализируют получаемые теоретические сведения о системе языка. Функционально грамотный человек «это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А. А. Леонтьев). Программа предусматривает групповую работу с детьми и учитывает их возрастные и психофизиологические особенности. Программа ориентирована на достижение планируемых результатов ФГОС НОО: личностные и метапредметные. Освоение содержания «Функциональная грамотность» опирается на межпредметные связи с курсами литературного чтения и русского языка. «Функциональная грамотность» является курсом, реализующим интересы обучающихся 4 классов. Программа составлена для обучающихся 4 классов, рассчитана на один год обучения в неделю – 1 час, в год 34 часа. 1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты: учащиеся научатся: – оценивать свою вежливость; – определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо); – осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений; – осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово; – понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова. Метапредметные: Регулятивные результаты: – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия; – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок. - использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, и иностранном языках. Коммуникативные результаты: – различать общение для контакта и для получения информации; – учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания; – уместно использовать изученные несловесные средства при общении; – определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь; – называть основные признаки текста, приводить их примеры; – называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач; – продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение; – вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе; – рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни. Познавательные результаты: - строить рассуждения; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Обучающийся научится: •пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; •формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; •составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Работа с текстом: оценка информации Обучающийся научится: •оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; •участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером Обучающийся научится: •использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку). Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных Обучающийся научится: •владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов. Обработка и поиск информации Обучающийся научится: •описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ; •искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); Обучающийся получит возможность научиться: •грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации. Создание, представление и передача сообщений Обучающийся научится: •готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации. Обучающийся получит возможность научиться: •представлять данные. Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов Результаты первого уровня приобретение обучающимися социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. От обучающегося требуется сделать выводы, сравнения и различия. Требуется понимание одного или нескольких текстов. Важным условием для решения задач на этом уровне является точность анализа и тонкое внимание к деталям, которые незаметны в тексте. Результаты второго уровня формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом. Второй уровень результатов - найти один или несколько фрагментов информации; распознать основную тему или цель автора в тексте о знакомой теме или установить простую связь между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями. Как правило, требуемая информация в тексте является заметной, и текст не содержит противоречивой информации. Результаты третьего уровня приобретение опыта самостоятельного социального действия. 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности 4 класс Модуль «Основы читательской грамотности» (17ч). Раздел 1. Диалог как главный метод обучения. Задачи, которые решаются этим методом: воспитывается признание того, что существуют разные мнения и способность с ними считаться; формируется умение рассуждать, доказывать, интеллектуально «сопротивляться»; развивается умение находить, отбирать и выстраивать доказательства по степени важности. Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте. Рассказы современных писателей: Е. Велтистов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул». Е В. Медведев «Баранкин, будь человеком» и др. Раздел 2. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение. Практическая работа с текстами разных жанров. Учебный текст как источник информации. Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию. основе исходного Поиск ошибок в предложенном тексте. Составление плана на текста. Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач. Модуль «Основы языковой грамотности» (17ч) Раздел 1. Морфемика. Изучение морфемной структуры слов имеет важное значение в развитии лингвистических способностей младших школьников. Лексическое значение слов определяется его морфемным составом (например, разведчик, сотрудник, прибрежный, прилуниться и т. д.). Выяснение того, как образованы слова в русском языке и как они образовываются, способствует возникновению мотивации, которая необходима для успешного овладения речевой деятельностью, развития в младших школьниках потребности в повышении своей языковой культуры, в стремлении, наиболее точно выразить мысль в письменной речи. Проведение понятий работы по формированию «форма слова», «состав слова», «словообразование», «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова», развитие коммуникативных умений вести диалог, позволяющие результативно общаться со сверстниками и взрослым. Раздел 2. Система речевых упражнений: свободный сочинение; - ситуации орфографического затруднения; диктант, обучающее изложение, письмо с проговариванием; - комментированное письмо; - письмо по памяти; - творческие работы; - выборочное списывание; - стихотворные упражнения по орфографии. Формы и виды внеурочной деятельности Виды внеурочной деятельности: - игровая деятельность; - познавательная деятельность; - проблемно – ценностное общение; -художественное творчество. Формы внеурочной деятельности: - игра; - соревнование; - турнир; - экскурсия; - конференция; - слёт; - спектакль. 3. Тематическое планирование № п/п Наименование тем и разделов Количество часов 1. 2. «Основы читательской грамотности» Раздел 1. Диалог 8 Раздел 2. Работа с текстом 9 Модуль «Основы языковой грамотности» Раздел 1. «Морфемика» 8 Раздел 2. Система 9 Итого: речевых упражнений 34 Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение курса: 1. Авторская программа под редакцией Виноградовой Н.Ф. грамотность младших школьников». Вентана - Граф, 2018г. 2. Дидактические игры 3. Словари 4. Интерактивная доска 5. Проектор 6. Классная и магнитная доска «Функциональная