МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11 ИМ. В. И. СМИРНОВА ГОРОДА ТОМСКА 634027 Томск, Кольцевой проезд, 39, тел.: 8 (3822) 47-32-95, e-mail: school11@education70.ru ОКПО 46627431, ИНН 7019036243 КПП 701701001 Принята на заседании педагогического совета от 31.08.2023 г. Протокол №1 Утверждаю Директор МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова г. Томска ____________ А.Ю. Ястребов Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Английский язык» Возраст обучающихся: 6 - 7 лет Срок реализации: 1 год Автор – составитель: Стрижакова Виктория Владимировна, воспитатель г. Томск, 2023 Содержание программы Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы…………………………………3 1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………….................3 1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………………………….6 1.3. Содержание программы……………………………………………........................................6 1.3.1. 1.3.1. Учебный план. Содержание учебного плана. Первый год обучения (5-6 лет)……….…6 1.3.2. 1.3.2. Учебный план. Содержание учебного плана. Второй год обучения (6-7 лет)………….8 1.4. Планируемые результаты………………………………………………………………..10 1.4.1. Планируемые результаты. Первый год обучения (5-6 лет)…………………………….10 1.4.2. Планируемые результаты. Второй год обучения (6-7 лет)……………………………..10 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 10 2.1. Календарный учебный график ……………………………………………………………..10 2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми 5-6 лет……………………………….10 2.1.2. Календарный учебный график занятий с детьми 6-7 лет……………………………….14 2.2. Условия реализации программы……………………………………………………………18 2.3. Формы аттестации. Способы проверки результатов освоения программы……………...18 2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов……………………..18 2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов………………...18 2.4. Оценочные материалы………………………………………………………………………18 2.5. Методические материалы…………………………………………………………………...18 2.6. Список литературы………………………………………………………………………….23 2 Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Английский язык» - социально – педагогической направленности ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном посредством изучения английского языка. В соответствии с концепцией дополнительного образования, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р, разработанная программа «Английский язык» является одним из условий «для вовлечения детей в практику развития лидерских качеств», для «формирования у обучающихся навыков связанных с интеллектуальным развитием человека». Актуальность разработанной программы определяется потребностями участников образовательных отношений (родителей воспитанников и их законных представителей). По итогам проведенного анкетирования 70% респондентов выразили желание получить образовательную услугу по освоению данной образовательной программы. Также актуальность программы определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), а именно: с п.1.6. ФГОС ДО программа направлена на «обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей»; п.2.6. «Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности»; п.2.7. «общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками» Дополнительная общеразвивающая программа «Английский язык» ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном развитии. В процессе освоения программы воспитанники приобщаются к познанию окружающего мира. Программа дает общее представление детям о мире как многоязычном и поликультурном сообществе. Она призвана обеспечить усвоение базовых основ, и способствовать формированию навыков решения элементарных коммуникативных задач на английском языке, а также, приобретению элементарных страноведческих знаний о странах изучаемого языка. Раннее обучение иностранному языку развивает ребенка всесторонне. У него улучшается память, сообразительность, развивается наблюдательность. Данная программа базируется на принципах коммуникативного обучения и направлена на формирование положительной познавательной мотивации. Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа «Английский язык», составленная с опорой на положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования будет способствовать интеграции дошкольного и дополнительного образования, как необходимого условия достижения новых образовательных результатов. Отличительная особенность программы «Английский язык» в том, что она носит вариативный характер используемых с детьми методов и приемов, что обеспечивает психолого-педагогическую поддержку познавательного и эмоционального развития детей в изучении английского языка. Программа построена по тематическому принципу, состоит из игровых занятий. Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, задачи обучения тесно связаны с миром, в котором живет ребенок. Это мир сказок, стишков, песенок, где царит любознательность и желание поиграть со сверстниками. 3 Методологической основой для разработки занятий, используемых в программе являются следующие подходы и концепции: В основе данной рабочей программы лежит программа обучения дошкольников английскому языку «Английский язык и дошкольник» автор М.В. Штайнепрайс. Автор разработал основные положения, обеспечивающие более эффективное усвоение иностранного языка: необходимо обратить внимание на повторение материала и осознанное восприятие его. Дети обязательно должны понимать, о чем он говорят; в произношении не должно допускаться ошибок, сразу же надо поправлять ребенка и закреплять правильное произношение, но делать это незаметно и ненавязчиво, это даст результат в будущем. Так как переучивать ребенка гораздо труднее, чем учить; все занятия проводить по определенным темами в игровой форме. Так легче контролировать запас приобретенной лексики и речевых структур; на занятиях использовать наглядный материал, индивидуальные карточек, очень много внимания уделять прослушиванию; важно правильно преподнести ребенку ту или иную информацию; реализовывать знание языка на праздниках: привлекать детей к чтению стихов, показу инсценировок на английском языке; на занятиях по данной программе организовываются и проводятся различные тематические соревнования. Программа «Английский язык» разработана с учетом следующих нормативных документов: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 2 статьи 53; части 2 - 4, 6, 8 статьи 54; части 1, 2 статьи 101); Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (пункты 3, 6, 7 - 10, 13, 14, 16); ПРИКАЗ от 27 июля 2022 г. № 629 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"; Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Распоряжение департамента образования администрации Города Томска от 01.11.2013 г. № р498 «Об утверждении предельных цен на платные услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями, подведомственными департаменту образования администрации Города Томска»; Постановление администрации Города Томска от 24.03.2011 №249 «Об утверждении предельных цен на платные услуги муниципальных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет департамент образования администрации Города Томска»; Постановление администрации Города Томска от 06.06.2014 г. № 485 и от 24.04.2014 г. № 326 «О внесении изменений в постановление администрации Города Томска» от 24.03.2011 г. № 249 «Об утверждении предельных цен на платные услуги 4 муниципальных учреждений, подведомственных департаменту образования администрации Города Томска»; Положение о предоставлении платных дополнительных образовательных услуг муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №11 им. В.И. Смирнова г. Томска Адресат программы – дети в возрасте 5-7 лет. Возрастные особенности: Старший дошкольный возраст (5-6 лет) В этом возрасте главное – полноценный контакт ребенка с миром: получение разнообразной информации от всех органов чувств, а также развитие пространственного восприятия, музыкальности, «образного мышления», чувства ритма. Еще одна важное правило – развитие двигательной коры (моторики, последовательности движений, «ловкости»), вслед за которой формируются лобные отделы, обеспечивающие контроль и саморегуляцию (в том числе произвольную, эмоциональную). Самые важные занятия, закладывающие основы детского интеллекта должны быть связаны с двигательной активностью, развитием сенсорной сферы (увидеть, прикоснуться, почувствовать аромат, услышать). Это сформирует полноценную зону пространственного анализа и синтеза, из которой вырастет «внутреннее пространство» интеллекта. В этом возрасте впервые возникает произвольность внимания и памяти. От ребенка требуется концентрироваться не только на том, что ему интересно, эмоционально окрашено. Теперь важно еще прикладывать усилие, планировать, «проговаривать это усилие». Психофизиологическая основа для появления некоторых элементов произвольности уже есть. Но для того чтобы свойства полноценно развивались, они должны быть востребованы окружением ребенка: в семье, детском саду, на игровой площадке и т.п. По-прежнему ведущий вид деятельности - игра. Причем речь идет в первую очередь о самостоятельной, спонтанно организованной и регулируемой самими детьми сюжетно-ролевой игре. Начинается формирование целостной картины мира, воображения, нравственного самосознания, иерархии мотивов. Подготовительный к школе возраст (6-7 лет) Завершается формирование правого полушария мозга, а кроме того, отделов, отвечающих за переработку сенсорной информации и межполушарных связей между ними. Формируется функция пространственного анализа и синтеза: чувство тела, соотношение частей и целого, метрические представления (ближе/дальше, шире/уже, больше/меньше и т.п.), координатные представления (вверху/внизу, лево/право), квазипространственные представления (в/на, над/под, за/перед). Правое полушарие создает основу для развития фонематического слуха (выделяя звуки человеческой речи в отдельное событие). Все эти отделы правильно развиваются только при наличии полноценной среды: достаточно сенсорной информации для различных органов чувств (прикоснуться, услышать, увидеть), развитие моторики, 7 развитие ловкости в детских играх. Важно обращать внимание на формирование мелкой моторики: завязывание шнурков, застегивание пуговиц. Начинают активно формироваться лобные отделы, отвечающий за программирование и контроль, поэтому важно создавать ситуацию, где ребенок самостоятельно планирует свою деятельность и добивается результата (режим дня, навыки самообслуживания, выполнение последовательности действий, рисование узоров). На основе этого создается внутреннее пространство интеллекта. Формируются элементы произвольности внимания и памяти, достаточные для того чтобы ребенок мог обучаться в школе (концентрация на определенном виде деятельности, наличие вербальной инструкции). Способность к такой концентрации создается социальным окружением, в том числе в сюжетно-ролевой игре. Расширяется словарный запас, формируется диалогическая речь, способность строить полное предложение. Эгоцентрическая речь становится внутренней. Мышление – наглядно-образное; способность к сохранению количества вещества (по Пиаже); формируются некоторые относительные понятия (число, лево-право, вчера-сегодня-завтра). Развивается 5 способность к моделированию: дети могут работать со схемами, графическим планом местности. Воображение развивается и усложняется, становится оригинальным. Сюжетно-ролевая игра остается ведущим видом деятельности. Здесь формируются основные новообразования этого возраста, а также способность к символизации: замещение одних предметов другими, разделение реального и ролевого поведения. Усложняются игровые сюжеты. Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на два учебных года обучения (октябрь-май), общее количество учебных часов для освоения программы – 128 часов (64 часа на каждый учебный год). Форма обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса – групповая работа в одновозрастном постоянном составе. Режим занятий - 2 раз в неделю, периодичность - с октября по май включительно; продолжительность – 30 минут. Цель и задачи программы. Цель: Формирование у детей дошкольного возраста иноязычной коммуникативной компетентности и развитие устойчивого интереса к дальнейшему изучению иностранного языка. Задачи: - сформировать элементарные умения и навыки общения на английском языке; - выработать у воспитанников навыки правильного произношения английских звуков и правильного интонирования высказывания; - формировать элементарные знания в области грамматики, фонетики, лексики английского языка. - развивать коммуникативные навыки; - развивать речевые, интеллектуальные и познавательные способности детей, которые необходимы для изучения иностранного языка (фонематический слух, способность к догадке, память, внимание, воображение, мышление); - ознакомить с культурой, традициями и обычаями страны изучаемого языка; - воспитывать у детей устойчивый интерес к изучению нового языка; - воспитывать уважение к образу жизни людей страны изучаемого языка; - воспитывать чувство толерантности. 1.2. 1.3. Содержание программы. 1.3.1. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Первый год обучения (возраст 5-6 лет) № Название раздела, темы Формы Содержание Количест проверки во часов реализац Практика ии програм мы 1. Знакомство. 1 Приветствие. Знакомство. 2. 3. 4. Первая встреча с Микки Маусом. Весёлая лисичка Минни Маус знакомится с ребятами В гостях у Минни Маус. Знакомство Знакомство Закрепление темы 6 1 1 3 5. 6. Знакомство с животными. Названия животных Учусь считать Раз, два, три …… Занимательное лото. Волшебный счёт. Игра «Шаг за шагом» 2 2 Сколько кому лет? В гостях у Веселой Белочки Давайте посчитаем животных 10. Радуга-дуга Разноцветные краски Изучение числительных 11. Изучение основных цветов 2 Изучение основных цветов 2 7. 8. 9. Поём вместе Изучение числительных Что, Что могут мои карандаши? 13. Рифмуем цвета цветные 2 В гостях у кубика Мои игрушки Путешествие в страну игрушек 15. Магазин игрушек Challenge на тему «My toys» 16. Рождество и новый год Встречаем Рождество поновому! 14. 17. цвета? Изучение основных цветов В гостях у красок 12. какого 2 1 2 В гостях у Санты! Закрепление темы цвета 2 Где живут наши игрушки? Играем с мячом 2 Где спрятались игрушки? Моя любимая игрушка. 2 Слова связанные с новым годом: праздник, подарки, гости и т.д. Слова связанные с новым годом: праздник, подарки, гости и т.д. Закрепление Осень, листья, дождь, зонт, резиновые сапоги Снег, мороз, снежинка, коньки, лыжи, сани и т.д. Тепло, весна, цветы, насекомые и т.д. Солнце, трава, цветы, отдых и .т.д. Жара, холод, вьюга, дождь, ветер и т.д. 2 2 18. 19. Празднуем наш Новый год Времена года В гостях у осени 20. Зимушка-Зима 21. Весна красна! 22. Письмо в лето. 23. Времена года и погода 24 Моя семья Моя семья The Finger Family Кто есть кто? Письмо от Alice 4 25. Мой фотоальбом Рассматривание фотографий (картинок) семей. Закрепление 1 Наряжаем Машу 2 Наряжаем Сашу 2 Одежда Одежда для девочек 27. Одежда для мальчиков 26. 7 1 2 2 2 2 2 Буквы и их песенки Название букв 29. Играем с буквами 30. Где спрятался звук? Играем с буквами 3 Играем с буквами Играем с буквами 31. Повторение пройденного 32. Повторение Закрепление материала Закрепление материала 2 2 4 пройденного 1 28. Открытое занятие ИТОГО 64 1.3.2. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Второй год обучения (возраст 6-7 лет) 2. № Название раздела, темы Формы Содержание Количест проверки во часов реализации Практика программы 1. Знакомство. 1 Приветствие. Знакомство. 2. 3. 4. 5. 6. Первая встреча с Микки Маусом. Весёлая лисичка Минни Маус знакомится с ребятами В гостях у Минни Маус. Знакомство с животными. Знакомство 1 1 Знакомство Закрепление темы Названия животных Занимательное лото. Волшебный счёт. Игра «Шаг за шагом» Учусь считать Раз, два, три …… 3 2 2 Сколько кому лет? В гостях у Веселой Белочки Давайте посчитаем животных 10. Радуга-дуга Разноцветные краски Изучение числительных 11. Изучение основных цветов 2 Изучение основных цветов 2 7. 8. 9. Изучение числительных Что, Что могут мои карандаши? 13. Рифмуем цвета Мои игрушки Путешествие игрушек в цветные Магазин игрушек Challenge на тему «My toys» 16. Рождество и новый год цвета? 2 В гостях у кубика страну 15. какого Изучение основных цветов В гостях у красок 12. 14. Поём вместе 2 1 2 8 Закрепление темы цвета 2 Где живут наши игрушки? Играем с мячом Где спрятались игрушки? Моя любимая игрушка. 2 Слова связанные с новым 2 2 Встречаем новому! 17. Рождество годом: праздник, подарки, гости и т.д. по- В гостях у Санты! Слова связанные с новым годом: праздник, подарки, гости и т.д. Закрепление Осень, листья, дождь, зонт, резиновые сапоги Снег, мороз, снежинка, коньки, лыжи, сани и т.д. Тепло, весна, цветы, насекомые и т.д. Солнце, трава, цветы, отдых и .т.д. Жара, холод, вьюга, дождь, ветер и т.д. 2 18. 19. Празднуем наш Новый год Времена года В гостях у осени 20. Зимушка-Зима 21. Весна красна! 22. Письмо в лето. 23. Времена года и погода 24 Моя семья Моя семья The Finger Family Кто есть кто? Письмо от Alice 4 Мой фотоальбом Рассматривание фотографий (картинок) семей. Закрепление 1 Наряжаем Машу 2 Наряжаем Сашу Играем с буквами 2 3 Играем с буквами Играем с буквами пройденного 2 2 4 пройденного 1 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Одежда Одежда для девочек Одежда для мальчиков Буквы и их песенки Название букв Играем с буквами Где спрятался звук? Повторение Повторение Открытое занятие ИТОГО Закрепление материала Закрепление материала 1 2 2 2 2 2 64 9 1.4. Планируемые результаты. 1.4.1. Первый год обучения (5-6 лет) К концу обучения дети научатся: - приветствовать, представлять себя, прощаться, благодарить; - понимать на слух обращения педагога на иностранном языке, построенные на знакомом языковом материале; - односложно отвечать на вопросы педагога; - ассоциировать слова и словосочетания с соответствующими им действиями, картинками и описаниями; - владеть лексическим и грамматическим минимумом данного уровня; - рассказывать рифмовки, строить краткие диалоги, петь песенки с использованием изученных движений; - владеть лексическим и грамматическим минимумом данного уровня; - использовать знакомые речевые образцы на практике, строить минидиалоги; 1.4.2. Планируемые результаты. Второй год обучения (6-7 лет) К концу обучения дети научатся: - владеть определенным программой объёмом языкового материала (слова, фразы, стихи, песни и т.д.); - уметь составлять монологическое высказывание-описание; - использовать лексику, соответствующую заданной ситуации; - понимать английскую речь в рамках программы; - строить диалог с использованием речевых структур и лексики, предусмотренной программой; - понимать и выполнять простые задания и инструкции преподавателя; - задавать вопросы и составлять выводы, основываясь на ответах; - выражать согласие или несогласие, высказывать, принимать или отвергать предположения; - работать в группе, в паре, неконфликтно общаться, сопереживать. - понимать на слух короткие тексты; Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий. 2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми 5-6 лет на 2023-2024 учебный год. № п/п Месяц Число 1 Октябрь Время Форма Кол-во проведения занятия часов занятия 03.10 15.00 ОД 1 2 3 Октябрь Октябрь 06.10 10.10 15.00 15.00 ОД ОД 1 1 4 Октябрь 13.10 15.00 ОД 1 5 Октябрь 17.10 15.00 ОД 1 10 Тема занятия Место проведения Приветствие. Знакомство. Первая встреча с Микки Маусом. Весёлая лисичка Минни Маус знакомится с ребятами В гостях у Минни Маус. В гостях у Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Форма контроля 6 Октябрь 20.10 15.00 ОД 1 7 Октябрь 24.10 15.00 ОД 1 8 Октябрь 27.10 15.00 ОД 1 9 Октябрь 31.10 15.00 ОД 1 10 11 Ноябрь Ноябрь 03.11 07.11 15.00 15.00 ОД ОД 1 1 12 Ноябрь 10.11 15.00 ОД 1 13 Ноябрь 14.11 15.00 ОД 1 14 Ноябрь 17.11 15.00 ОД 1 15 Ноябрь 21.11 15.00 ОД 1 16 Ноябрь 24.11 15.00 ОД 1 17 Ноябрь 28.11 15.00 ОД 1 18 19 20 Декабрь Декабрь Декабрь 01.12 05.12 08.12 15.00 15.00 15.00 ОД ОД ОД 1 1 1 21 Декабрь 12.12 15.00 ОД 1 22 23 24 Декабрь Декабрь Декабрь 15.12 19.12 22.12 15.00 15.00 15.00 ОД ОД ОД 1 1 1 25 Декабрь 26.12 15.00 ОД 1 26 Декабрь 29.12 15.00 ОД 1 11 Минни Маус. В гостях у Минни Маус. Знакомство с животными. Знакомство с животными. Учусь считать Раз, два, три …… Раз, два, три …… Сколько кому лет? Сколько кому лет? В гостях у Веселой Белочки Давайте посчитаем животных Давайте посчитаем животных Радуга-дуга Разноцветные краски Разноцветные краски В гостях у красок В гостях у красок Что могут мои цветные карандаши? Что могут мои цветные карандаши? Рифмуем цвета Рифмуем цвета Мои игрушки Путешествие в страну игрушек Путешествие в страну игрушек Магазин Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет игрушек Challenge на тему «My toys» 27 Январь Январь Январь Зимние каникулы 09.01 15.00 ОД 1 28 Январь 12.01 15.00 ОД 1 29 Январь 16.01 15.00 ОД 1 30 Январь 19.01 15.00 ОД 1 31 Январь 23.01 15.00 ОД 1 32 Январь 26.01 15.00 ОД 1 33 Январь 30.01 15.00 ОД 1 34 35 36 37 38 39 40 41 Февраль Февраль Февраль Февраль Февраль Февраль Февраль Март 02.02 06.02 09.02 13.02 16.02 20.02 27.02 01.03 15.00 15.00 15.00 15.00 15.00 15.00 15.00 15.00 ОД ОД ОД ОД ОД ОД ОД ОД 1 1 1 1 1 1 1 1 42 Март 05.03 15.00 ОД 1 43 Март 12.03 15.00 ОД 1 44 Март 15.03 15.00 ОД 1 45 Март 19.03 15.00 ОД 1 12 Магазин игрушек Challenge на тему «My toys» Рождество и новый год Встречаем Рождество поновому! Встречаем Рождество поновому! В гостях у Санты! В гостях у Санты! Празднуем наш Новый год Времена года В гостях у осени В гостях у осени Зимушка-Зима Зимушка-Зима Весна красна! Весна красна! Письмо в лето. Письмо в лето. Времена года и погода Времена года и погода Моя семья Моя семья The Finger Family Моя семья The Finger Family Моя семья The Finger Family Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет 46 Март 22.03 15.00 ОД 1 Моя семья The Finger Family Мой фотоальбом Одежда Одежда для девочек Одежда для девочек Одежда для мальчиков Одежда для мальчиков Буквы и их песенки Название букв Название букв Название букв Играем с буквами Играем с буквами Где спрятался звук? Где спрятался звук? Кабинет 47 48 Март Март 26.03 29.03 15.00 15.00 ОД ОД 1 1 49 Апрель 02.04 15.00 ОД 1 50 Апрель 05.04 15.00 ОД 1 51 Апрель 09.04 15.00 ОД 1 52 Апрель 12.04 15.00 ООД 1 53 54 55 Апрель Апрель Апрель 16.04 19.04 23.04 15.00 15.00 15.00 ОД ОД ОД 1 1 1 56 Апрель 26.04 15.00 ОД 1 57 Май 03.05 15.00 ОД 1 58 Май 07.05 15.00 ОД 1 59 60 61 62 63 Май Май Май Май Май 14.05 17.05 21.05 24.05 28.05 15.00 15.00 15.00 15.00 15.00 ОД ОД ОД ОД ОД 1 1 1 1 1 Повторение Повторение Повторение Повторение Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет 64 Май 31.05 15.00 ОД 1 Повторение Количество учебных недель Количество учебных дней Продолжительность каникул Повторение Дата начала и окончания учебных периодов 13 Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Открытое занятие Кабинет 32 64 31.12.202308.01.24 г. (зимние) 31.05.202431.08.2024 г. (летние) 01.10.202331.05.2024 2.1.2. Календарный учебный график занятий с детьми 6-7 лет на 2023-2024 учебный год. № п/п Месяц Число 1 Октябрь Время Форма Кол-во проведения занятия часов занятия 03.10 15.30 ОД 1 2 3 Октябрь Октябрь 06.10 10.10 15.30 15.30 ОД ОД 1 1 4 Октябрь 13.10 15.30 ОД 1 5 Октябрь 17.10 15.30 ОД 6 Октябрь 20.10 15.30 ОД 7 Октябрь 24.10 15.30 ОД 8 Октябрь 27.10 15.30 ОД 9 Октябрь 31.10 15.30 ОД 10 11 Ноябрь Ноябрь 03.11 07.11 15.30 15.30 ОД ОД 1 12 Ноябрь 10.11 15.30 ОД 1 13 Ноябрь 14.11 15.30 ОД 14 Ноябрь 17.11 15.30 ОД 15 Ноябрь 21.11 15.30 ОД 16 Ноябрь 24.11 15.30 ОД 1 17 Ноябрь 28.11 15.30 ОД 1 18 Декабрь 01.12 15.30 ОД 1 1 14 Тема занятия Место проведения Приветствие. Знакомство. Первая встреча с Микки Маусом. Весёлая лисичка Минни Маус знакомится с ребятами В гостях у Минни Маус. В гостях у Минни Маус. В гостях у Минни Маус. Знакомство с животными. Знакомство с животными. Учусь считать Раз, два, три …… Раз, два, три …… Сколько кому лет? Сколько кому лет? В гостях у Веселой Белочки Давайте посчитаем животных Давайте посчитаем животных Радуга-дуга Разноцветные краски Разноцветные краски В гостях у красок Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Форма контроля 19 20 Декабрь Декабрь 05.12 08.12 15.30 15.30 ОД ОД 21 Декабрь 12.12 15.30 ОД 22 23 24 Декабрь Декабрь Декабрь 15.12 19.12 22.12 15.30 15.30 15.30 ОД ОД ОД 25 Декабрь 26.12 15.30 ОД 26 Декабрь 29.12 15.30 ОД 27 Январь Январь Январь 09.01 15.30 ОД 28 Январь 12.01 15.30 ОД 29 Январь 16.01 15.30 ОД 30 Январь 19.01 15.30 ОД 31 Январь 23.01 15.30 ОД 32 Январь 26.01 15.30 ОД 1 33 Январь 30.01 15.30 ОД 1 34 35 36 Февраль Февраль Февраль 02.02 06.02 09.02 15.30 15.30 15.30 ОД ОД ОД 1 1 1 В гостях у красок Что могут мои цветные карандаши? Что могут мои цветные карандаши? Рифмуем цвета Рифмуем цвета Мои игрушки Путешествие в страну игрушек Путешествие в страну игрушек Магазин игрушек Challenge на тему «My toys» Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Зимние каникулы 1 1 1 15 Магазин игрушек Challenge на тему «My toys» Рождество и новый год Встречаем Рождество поновому! Встречаем Рождество поновому! В гостях у Санты! В гостях у Санты! Празднуем наш Новый год Времена года В гостях у осени В гостях у осени Зимушка-Зима Зимушка-Зима Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет 37 38 39 40 41 Февраль Февраль Февраль Февраль Март 13.02 16.02 20.02 27.02 01.03 15.30 15.30 15.30 15.30 15.30 ОД ОД ОД ОД ОД 42 Март 05.03 15.30 ОД 43 Март 12.03 15.30 ОД 44 Март 15.03 15.30 ОД 45 Март 19.03 15.30 ОД 46 Март 22.03 15.30 ОД 47 48 Март Март 26.03 29.03 15.30 15.30 ОД ОД 49 Апрель 02.04 15.30 ОД 50 Апрель 05.04 15.30 ОД 51 Апрель 09.04 15.30 ОД 52 Апрель 12.04 15.30 ОД 53 54 55 Апрель Апрель Апрель 16.04 19.04 23.04 15.30 15.30 15.30 ОД ОД ОД 1 56 Апрель 26.04 15.30 ОД 1 57 Май 03.05 15.30 ОД 58 Май 07.05 15.30 ОД 59 60 61 Май Май Май 14.05 17.05 21.05 15.30 15.30 15.30 ОД ОД ОД 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 Весна красна! Весна красна! Письмо в лето. Письмо в лето. Времена года и погода Времена года и погода Моя семья Моя семья The Finger Family Моя семья The Finger Family Моя семья The Finger Family Моя семья The Finger Family Мой фотоальбом Одежда Одежда для девочек Одежда для девочек Одежда для мальчиков Одежда для мальчиков Буквы и их песенки Название букв Название букв Название букв Играем с буквами Играем с буквами Где спрятался звук? Где спрятался звук? Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Повторение Повторение Повторение Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет 62 63 Май Май 24.05 28.05 15.30 15.30 ОД ОД 64 Май 31.05 15.30 ОД 1 Повторение Количество учебных недель Количество учебных дней Продолжительность каникул Повторение 1 Повторение Дата начала и окончания учебных периодов 17 Кабинет Кабинет Открытое занятие Кабинет 32 64 31.12.202308.01.2024 г. (зимние) 31.05.202431.08.2024 г. (летние) 01.10.202431.05.2024 2.2. Условия реализации программы 2.2.1. Материально-техническое обеспечение: кабинет, оборудованный комплект столов и стульев для дошкольников; доска; стол для педагога; магнитофон с комплектом аудиозаписей; компьютер; мяч; объемные игрушки; цветные карандаши. Наглядные пособия 2.2.2. Информационное обеспечение: Ноутбук Мультимедийные презентации Компьютер с выходом в интернет. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ 2.2.3. Кадровое обеспечение В реализации программы принимает участие педагог дополнительного образования – Стрижакова Виктория Владимировна. 2.3. Формы аттестации (способы проверки результатов освоения программы). 2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, грамоты (при наличии конкурсов в образовательной среде). 2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: тематическое открытое занятие – ежегодно 1 раз в год (апрель), конкурсы (при наличии в образовательной среде). 2.4. Оценочные материалы С целью контроля знаний и проверки результативности обучения применяются такие формы, как: фронтальные и индивидуальные вопросы; занятия повторения; проведение праздников; проведение интеллектуальных и дидактических игр; проведение открытых занятий для родителей; проведения конкурсов чтецов. 2.5. Методические материалы Особенности организации образовательного процесса – очно. Методы и приемы обучения: К основным методам следует отнести ознакомление, тренировку и применение. Сопутствующим, поскольку он присутствует в каждом из основных методов, является контроль, включающий коррекцию и оценку. Через показ и объяснение осуществляется ознакомление ребенка с учебным материалом, понимание и осознание его, а также создается готовность к осуществлению тренировки, позволяющей формировать необходимые языковые и речевые навыки. При использовании метода тренировки особое место отводится контролю, так как происходит формирование навыка, действие с учебным материалом должно быть доведено до автоматизма. Педагог осуществляет контроль во время наблюдения за работой детей. 1. Работа над произношением (сказки, скороговорки, рифмовки). 18 2. Работа с игрушкой (диалог с игрушкой, описание игрушки). 3. Работа с картинкой (описание картинки, подвижные, спокойные, творческие игры) 4. Разучивание и декламация стихов (конкурс стихов, разучивание песен). Форма организации образовательного процесса: групповая в количестве не более 14, воспитанники в возрасте 5-7 лет. Формы организации ООД: групповая форма. Формы организации учебного занятия: ОД. Педагогические технологии: Очень важно помочь детям овладеть артикуляционной базой и интонационным оформлением речи, то есть формировать фонетические навыки: умение правильно говорить с фонетической точки зрения, повторять английские слова за преподавателем или диктором (имеется в виду работа с фонозаписью). Больше всего дети любят играть. В игре легко и с удовольствием усваиваются новые слова и выражения. Обучение произношению проводится во время специального этапа урока: фонетическая зарядка. Для того чтобы постановка произношения не утомляла детей, существуют различные фонетические упражнения: Особую трудность вызывают звуки, не имеющие аналогов в русском языке. Можно использовать упражнения, основанные на ассоциациях (кидать камешки в пруд, хлопает дверь и т.п.). Упражнения на соотнесения со значением звуковых образов слов, содержащих оппозиционные пары звуков (пробежал, отфыркиваясь ежик, торопились в укрытие два жука, комарики). Детям очень нравится слушать сказочные истории (фонетическая игра «Сказка об язычке»). Игра: «Где спрятался звук?» (язычок ищет свое любимое место на потолке, на возвышении, за верхними зубами). Игра «Эхо» (отвернувшись в сторону, отчетливым шепотом произносите пройденные звуки. Дети, как эхо, повторяют каждый звук следом за вами). Разучивание песенок “Hello! What’s your name?» «10 little frogs», «Who are you?» и т.д. Работа над звуковым образом слова готовит детей к чтению на английском языке. Лексические навыки. Новая лексика в первые годы обучения вводится через речь педагога, аудио- и визуальные средства обучения. Значение впервые услышанного детьми слова раскрывается через показ дидактического материала или, если нужно, через перевод. Этапы: 1. Ознакомление. 2. Тренировка. 3. Использование лексики в различных видах речевой деятельности. Упражнения: 1. Аудирование слов. Педагог показывает животное или картинку с его изображением a bear, a dog, a fox etc. Пассивное узнавание: Is it a dog? – No. Is it a bear? – Yes. 2. Аудирование и активное узнавание. Педагог: Take a green frog, please. Игра «Try to guess!». Педагог использует выражение «Count to 10». Дети считают от 1 до 5 и от 1 до 10 (первый и второй год обучения). Игра «Робот». Педагог отдает приказание: «Go, sleep, close your eyes, open your eyes, wash your face, wash your hands, etc». 3. Употребление одного из слов с подсказкой. Тема «Что любят звери?». Педагог называет животное, дети отвечают, что он любит есть: Bear – honey, dog – meat? Etc. 4. Употребление слов без подсказки. Игра «What is missing?». Дети по команде: «Sleep» закрывают глаза, педагог убирает игрушку. По команде: «Wake up» дети просыпаются и называют предмет, который пропал. 19 Игра «Волшебный мешочек». Педагог достает из мешочка животных, дети называют их. 5. Самостоятельное употребление слова с выбором: What can you do? (Что ты умеешь делать?) I can jump, swim and run (ответы детей сопровождаются движениями). Или: Show me your nose, ears, mouth? Etc. (Покажи мне…) What do you like? (Что ты любишь?) I like ice-cream and cake. Для усвоения детьми лексического запаса используется учебное пособие «Английский для малышей 4-6 лет» под редакцией Н.А.Бонк. Существует определенное количество усваиваемой лексики: некоторые выражения обихода: «Good morning. Please, give me…Our lesson is over» и лексика встречающаяся в рифмовках. Грамматические навыки. 1. Освоение учащимися грамматической стороны речи производится на основе образцов речи, которые употребляются для выражения коммуникативного намерения говорящего. Например: Модальные глаголы «may», «can». Игра «Теремок». Дети в масках зверей стучатся в теремок: Knock, knock, knock. I am a little green frog. May I come in? Please, come in. Thank you. Игра «Hands up», музыкальная игра «Put your finger on your nose». Глагол «have got». Педагог, расставив на столе игрушки, предлагает детям подойти к столу и взять игрушки, кто какую хочет. Далее идет диалог: Have you got a little grеy mouse? Yes, I have. Have you got a white dog? No, I have not. Союз “and”. Игра - игрушки ставятся парами на столе и по просьбе педагога дети берут и называют каждую пару: «a mouse- a house», «a hare- a bear», «a car – a star». One, and two, and tree, and four. I am sitting on the floor. I am playing with a doll And a pretty little ball. 2. На начальном этапе обучения аудированию, как речевому умению, дети учатся понимать на слух выражения классного обихода. Затем перед ними встает задача понимания небольшого текста описания или рассказа. Игра: «Let’s lay the table». Дети берут игрушечные столовые предметы, называют их и помогают маме накрывать на стол. Help your mother lay the table. Put a knife, a fork, a spoon. Help your mother lay the table Every afternoon. 3. Обучение диалогической и монологической речи происходит параллельно и взаимосвязано. Овладение диалогической речью предусматривает умение отвечать на вопросы и задавать некоторые из них. 20 Диалогическая речь: игра «Shopping». I am a big brown bear. I am hungry. Please, give me some honey. Here you are. Thank you. Goodbye. Монологическая речь. Например, составляем рассказ о любимом животном или о своей семье. Таким образом, возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания на темы: «животные и игрушки», «устный счет», «цвета», «семья», «школьные принадлежности», «части тела», «продукты». Игра в обучении иностранному языку не противоречит учебной деятельности, а органически связана с ней. При обучении иностранному языку дошкольников особое значение приобретает развивающий аспект обучения, который предусматривает общее совершенствование речемыслительных процессов. Дети должны уметь использовать изученный лексико-грамматический материал в естественных ситуациях общения. Этой цели служат все структуры для понимания и говорения, а также рифмовки и песенки, теле- видео- и компьютерные уроки, предназначенные для более продуктивного усвоения изучаемого материала. Вместе с тем в этом возрасте очень важно выработать моторные навыки. Для лучшего развития моторики используются специальные разработанные упражнения по раскрашиванию и обводке рисунков. Занятия помогают детей 5-7 лет подготовиться к школе в веселой и занимательной форме и являются подготовительным устным этапом, который предшествует изучению чтения и письма. Алгоритм ОД: Структура ОД Вводная часть: приветствие, организационный момент; фонетическая разминка. Основная часть: лексический материал по теме занятия; речевой материал по теме; грамматический материал; чтение рифмовок, стихотворений, пение песен; игры на закрепление материала; физкультминутки. Заключительная часть: закрепление пройденного материала в виде игр, диалогов, речевых ситуаций; рефлексия. 21 Дидактические материалы: Дидактические игры Очень важным средством обучения дошкольников являются дидактические игры, которые позволяют в интересной форме закрепить знания детей. 1.YES OR NO После ознакомления детей с новым лексическим материалом, например, по теме «животные», педагог показывает каточки с изображениями животных в произвольном порядке, не глядя, пытаясь угадать, что на них изображено. Если взрослый угадывает, дети кричат «yes», если ошибается «nо». В последнем случае дети должны назвать сами то, что изображено на карточке. 2. ОТГАДАЙ После того как дети выучат несколько новых слов, педагог предлагает им отгадать загадки. Загадки читаются на русском языке, а дети отвечают на английском. 3. ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ЖИВОТНЫХ? После изучения темы «животные», педагог перечисляет ряд предметов. Как только он называет животное, дети хлопают в ладоши. 4. ЧТО Я ДЕЛАЮ? Дети образуют круг. Ведущий стоит в середине и показывает движения (бег, прыжки). Дети должны по-английски назвать, что он делает. Тот, кто угадывает первым, становится ведущим. 5. ЗАМОРОЖУ Дети стоят в кругу, в центре которого находиться ведущий (Дед Мороз). Он называет поанглийски те части тела, которые хочет заморозить (глаза, уши), а дети их прячут. 6. БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН Педагог вывешивает 4-5 картинок с изображением предметов, названия которых известны детям. Затем убирает их. Дети должны назвать предметы на английском языке в том порядке, в котором они их видели. 7. AND После изучения слова «И» детям предлагается назвать два любых предмета, обязательно используя союз «и». 8. WHAT IS MISSING? После изучения новой темы, например, «игрушки», педагог расставляет изученные игрушки, затем просит детей закрыть глаза, и в это время прячет какую-нибудь игрушку, потом просит детей открыть глаза и спрашивает. Что спряталось? What is missing? Дети должны угадать и назвать спрятанную игрушку по-английски. В роли ведущего также может выступать любой ребенок. 9. ПОМЕНЯЙСЯ МЕСТАМИ Дети стоят в кругу, у каждого в руках большая картинка с цифрой (при изучении счета), либо разноцветные лепестки (при изучении цвета). Педагог называет по-английски две цифры или два разных цвета, дети, у которых в руках названные цифры или лепестки, должны быстро поменяться местами. 22 2.6. Список литературы и интернет-источников Английский язык для детей: 5 – 6 лет: в 2 ч./ Т.В. Крижановская. – 2-е изд., испр. и перераб. – М.: Эксмо, 2016. – 56с.: ил. – (Ломоносовская школа). Андрющенко Е. П. Волшебная грамматика английского языка для малышей. — Ростов н/Д: Феникс, 2012. Белина Л. И. Английский язык для детей. – Москва: АСТ, 2014. Вронская И. В. 105 занятий по английскому языку для дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада, учителей английского языка и родителей. — СПб.: КАРО, 2009. Карлова Е. English games. Игры для изучения английского языка для детей. — СПб.: Питер, 2014. Кириллова Ю. В. Английский для дошкольников. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. Комплексная программа обучения английскому языку детей 4-7 лет: планирование, занятия, игры, творческие мероприятия / авт.-сост. М.Л.Филина. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель. – 194с. Литвиненко С.В. Английский язык детям: 5-6 лет: для детей и родителей, Москва, 2015; Литвиненко С.В. Английский язык детям: 6-7 лет: для детей и родителей, Москва, 2015; Мильруд Р.П., Юшина Н.А. 12 шагов к английскому языку. Курс для дошкольников. 1-12 части, 2015. Мурзинова И. А. English Lessons for Kids. Уроки английского языка для детей. Учебно-методическое пособие для занятий по английскому языку с дошкольниками. — Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2014. — 132 с. Обучение детей 5-6 лет английскому языку: занятия, игры, мероприятия, лингвострановедческий материал/авт.-сост. Е.Ю.Шабельникова. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель – 127 с. Пальчиковые игры на английском языке/ Г.В. Пешкова. – Изд 2-е. – Ростов н-Д: Феникс, 2016. – 44, [1]с.:ил. – (Школа развития). Программа по английскому языку составлена по авторской программе М. В. Штайнепрайс «Английский язык и дошкольник», Москва, 2007 год 23