МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11 ИМ. В. И. СМИРНОВА ГОРОДА ТОМСКА 634027 Томск, Кольцевой проезд, 39, тел.: 8 (3822) 47-32-95, e-mail: school11@education70.ru ОКПО 46627431, ИНН 7019036243 КПП 701701001 Принята на заседании педагогического совета от 31.08.2023 г. Протокол №1 Утверждаю Директор МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова г. Томска ____________ А.Ю. Ястребов Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Ритмика для малышей» Возраст обучающихся: 3-5 лет Срок реализации: 2 учебных года Автор – составитель: Чернова Светлана Викторовна, музыкальный руководитель г. Томск, 2023 Содержание программы Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи программы 1.3. Содержание программы 1.3.1. Учебный план. Содержание учебного плана. Первый год обучения (3-4 лет) 1.3.2. Учебный план. Содержание учебного плана. Второй год обучения (4-5 лет) 1.4. Планируемые результаты 1.4.1. Планируемые результаты. Первый год обучения (3-4 лет) 1.4.2. Планируемые результаты. Второй год обучения (4-5 лет) Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми 3-4 лет 2.1.2. Календарный учебный график занятий с детьми 4-5 лет 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации. Способы проверки результатов освоения программы 2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов 2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 2 3 3 5 6 6 15 24 24 24 25 25 25 28 32 32 34 34 34 34 35 Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Ритмика для малышей» художественной направленности ориентирована на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. В соответствии с концепцией дополнительного образования, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р, разработанная программа «Ритмика для малышей» является одним из условий «вовлечения детей в художественную деятельность по разным видам искусства и жанрам художественного творчества при сохранении традиций классического искусства», для «развития индивидуальных творческих способностей детей, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусства, опыта творческой деятельности, их профессиональной ориентации». Актуальность разработанной программы определяется потребностями участников образовательных отношений (родителей воспитанников и их законных представителей). По итогам проведенного анкетирования 80% респондентов выразили желание получить образовательную услугу по освоению данной образовательной программы. Также актуальность программы определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"), а именно: с п.1.6. ФГОС ДО программа направлена на "обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей"; п.2.6. «Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности»; п.2.7. «восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, музыкальноритмические движения». Практическая значимость заключается в том, что в процессе освоения программы у воспитанников совершенствуется координация движения, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом. Кроме этого, занятия ритмикой развивают у детей восприятие музыки и основные психологические функции (память, внимание, мышление, речь и воображение). Поэтому в дальнейшем ребенок сможет успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: хореография, гимнастика, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях. Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа «Ритмика для малышей», составленная с опорой на положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования будет способствовать интеграции дошкольного и дополнительного образования, как необходимого условия достижения новых образовательных результатов. Отличительная особенность программы «Веселая ритмика для карапузов» в том, что она носит вариативный характер используемых с детьми методов и приемов, что обеспечивает психолого-педагогическую поддержку художественно-творческого развития детей. Кроме этого, материал, используемый в программе, создает условия для развития эмоционального раскрепощения, двигательной импровизации, ассоциативного восприятия. Методологической основой для разработки занятий, используемых в программе, являются следующие подходы и концепции: 3 Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб, 2000. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. – СПб: Композитор, 2005. Зарецкая Н., Роот З., Танцы в саду. – М,: Айрис-пресс, 2006. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. – Ярославль: Академия развития, 2000. Сауко Т.Н, Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. –СПб., 2001. Программа разработана с учетом следующих нормативных документов: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 2 статьи 53; части 2 - 4, 6, 8 статьи 54; части 1, 2 статьи 101); Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (пункты 3, 6, 7 - 10, 13, 14, 16); ПРИКАЗ от 27 июля 2022 г. № 629 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"; Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Распоряжение департамента образования администрации Города Томска от 01.11.2013 г. № р498 «Об утверждении предельных цен на платные услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями, подведомственными департаменту образования администрации Города Томска»; Постановление администрации Города Томска от 24.03.2011 №249 «Об утверждении предельных цен на платные услуги муниципальных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет департамент образования администрации Города Томска»; Постановление администрации Города Томска от 06.06.2014 г. № 485 и от 24.04.2014 г. № 326 «О внесении изменений в постановление администрации Города Томска» от 24.03.2011 г. № 249 «Об утверждении предельных цен на платные услуги муниципальных учреждений, подведомственных департаменту образования администрации Города Томска»; Положение о предоставлении платных дополнительных образовательных услуг муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №11 им. В.И. Смирнова г. Томска Адресат программы – дети в возрасте 3-5 лет. Возрастные особенности: дети дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость, хотя движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики, и все они носят игровой характер. Особым и очень важным в этом возрасте является развитие ориентировки в пространстве. Дети учатся строить «цепочку», круг, осваивают движения в парах, приобретают свободу движений в пространстве зала. Все эти виды двигательной работы 4 при всей их значимости являются лишь подготовительными к музыкально - образным этюдам, танцам и музыкально двигательной импровизации. На пятом году жизни продолжается дальнейшее физическое развитие ребенка. Он способен выполнить довольно сложные движения, построенные на чередовании рук и ног, или одновременном выполнении движений руками и ногами. Усвоение движений должно подкрепляться многократным повторением. Определенный слуховой опыт, накопленный к 5 годам, позволяет ребенку активно и эмоционально проявлять себя в музыкальных играх и танцах. Кроме этого, у него появляется желание самостоятельно выполнять те или иные танцевальные движения. Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на два учебных года обучения (октябрь-май), общее количество учебных часов для освоения программы – 64 часа (32 часа на каждый учебный год). Форма обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса – групповая работа в одновозрастном постоянном составе. Режим занятий - 2 раза в неделю, периодичность - с октября по май включительно; 1.2. Цель и задачи программы. Цель: развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение элементами хореографии. Задачи: 1. Развивать музыкальность, слуховое внимание 2. Развивать двигательные качества и умения, способность передавать в движениях музыкальный образ 3. Формировать умение ориентировки в пространстве 4. Развивать творческие способности, слуховое внимание 1.3. Содержание программы. 1.3.1. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Первый год обучения (возраст 3-4 года) № Название раздела, темы 1. Занятие № 1 2. Занятие № 2. 3. Занятие № 3. Формы проверки реализации программы Содержание 1. Ходьба по залу. 2. Побегаем, попрыгаем. 3. Двигательно-речевая игра «Муравьи». 4. Танцевальная разминка «Мы идем в зоопарк». 1. Ходьба по залу. 2. Побегаем, попрыгаем. 3. Двигательно-речевая игра «Муравьи». 4. Танцевальная разминка. «Мы идем в зоопарк». 5. Музыкально-подвижная игра «Ловим птичек». 1. Ходьба по залу. Врассыпную, по кругу. 2. Ходьба по показу «медведи – зайцы». 3. Упражнения для развития гибкости «Бабочки». 4. Двигательно-речевая игра «Муравьи». 5. Танцевальная разминка «Прямой галоп». 6. Музыкально-подвижная игра «Ловим птичек». 5 Количеств о часов Практика 1 1 1 4. Занятие № 4. 5. Занятие № 5. 6. Занятие № 6. 7. Занятие № 7. 8. Занятие № 8. 9. Занятие № 9. 10. Занятие № 10. 11. Занятие № 11. 12. Занятие № 12. 1. Ходьба по залу. Врассыпную, по кругу. 2. Ходьба по показу «медведи – зайцы». 3. Упражнения для развития гибкости «Бабочки». 4. Двигательно-речевая игра «Муравьи». 5. Танцевальная разминка «Прямой галоп». 6. Музыкально-подвижная игра «Солнышко и дождик». 1. Простой шаг. 2. Танцевальная разминка «Мы гуляем в лесу». 3. Двигательно-речевая игра «Дождь с утра». 4. Танцевальные движения «Веселые хлопки». 5. Музыкально-подвижная игра «Кошка и мышки». 1. Простой шаг. 2. Танцевальная разминка «Мы гуляем в лесу». 3. Двигательно-речевая игра «Дождь с утра». 4. Танцевальные движения «Веселые хлопки». 5. Музыкально-подвижная игра «Кошка и мышки». 1. Марш ритмичный. Ходьба за педагогом. 2. Танцевальная разминка с предметами. 3. Двигательно-речевая игра «Веселые игрушки». 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Сюжетно-образный танец «Зайчата». 6. Музыкальная игра «Зеркало». 1. Марш ритмичный. Ходьба за педагогом. 2. Танцевальная разминка с предметами. 3. Двигательно-речевая игра «Веселые игрушки». 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Сюжетно-образный танец «Зайчата». 6. Музыкальная игра «Зеркало». 1. Марш ритмичный. Ходьба за педагогом. 2. Танцевальная разминка с предметами. 3. Двигательно-речевая игра «Веселые игрушки». 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Сюжетно-образный танец «Зайчата». 6 Музыкальная игра «Самолеты». 1. Марш ритмичный. Ходьба за педагогом. 2. Танцевальная разминка с предметами. 3. Двигательно-речевая игра «Веселые игрушки». 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Сюжетно-образный танец «Зайчата». 6. Музыкальная игра «Зеркало». 1. Марш ритмичный. Ходьба за педагогом. 2. Танцевальная разминка с предметами. 3. Двигательно-речевая игра «Веселые игрушки». 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Сюжетно-образный танец «Со снежками». 6. Музыкальная игра «Самолеты». 1. Простой шаг в разном темпе и характере. 2. Танцевальная разминка. «Движения для полечки». 6 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13. Занятие № 13. 14. Занятие № 14. 15. Занятие № 15. 16. Занятие № 16. 17. Занятие № 17. 18. Занятие № 18. 19. Занятие № 19. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Игра на шумовых инструментах. Р.н.м. 5. Сюжетно – образный танец «Со снежками». 6. Музыкально – подвижная игра «Мы погреемся немножко». 1. Простой шаг в разном темпе и характере. 2. Танцевальная разминка. «Движения для полечки». 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Игра на шумовых инструментах. Р.н.м. 5. Сюжетно – образный танец «Снежинки». 6. Музыкально – подвижная игра «Мы погреемся немножко». 1. Простой шаг в разном темпе и характере. 2. Танцевальная разминка. «Движения для полечки». 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Игра на шумовых инструментах. Р.н.м. 5. Сюжетно – образный танец «Снежинки». 6. Музыкально – подвижная игра «Мы погреемся немножко». 1. Танцевальная разминка «Упражнение с султанчиками». 2. Разминка в движении «Лошадки». 3. Двигательно-речевая игра «Солнечные зайчики». 4. Ритмический танец «Веселые ладошки». 5. Музыкальная игра «Займи свой домик». 1. Танцевальная разминка «Упражнение с султанчиками». 2. Разминка в движении «Лошадки». 3. Двигательно-речевая игра «Солнечные зайчики». 4. Ритмический танец «Веселые ладошки». 5. Музыкальная игра «Займи свой домик». 1. Танцевальная разминка «Упражнение с султанчиками». 2. Разминка в движении «Лошадки». 3. Двигательно-речевая игра «Солнечные зайчики». 4. Ритмический танец «Веселые ладошки». 5. Музыкальная игра «Со снежками». 1. Танцевальная разминка «Упражнение с султанчиками». 2. Разминка в движении «Лошадки». 3. Двигательно-речевая игра «Солнечные зайчики». 4. Ритмический танец «Тра –ля-ля». 5. Музыкальная игра «Со снежками». 1. Танцевальная разминка «Прыжки». 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Игра на шумовых инструментах. Р.н.м. 7 1 1 1 1 1 1 1 20. Занятие № 20. 21. Занятие № 21. 22. Занятие № 22. 23. Занятие № 23. 24. Занятие № 24. 25. Занятие № 25. 26. Занятие № 26. 4. Упражнение для развития гибкости «Бабочка». 5. Ритмический танец «Тра-ля-ля». 6. Коммуникативный танец «Встречалочка». 1. Танцевальная разминка «Прыжки». 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Игра на шумовых инструментах. Р.н.м. 4. Упражнение для развития гибкости «Бабочка». 5. Ритмический танец «Тра-ля-ля». 6. Коммуникативный танец «Встречалочка». 1. Танцевальная разминка «Прыжки». 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Игра на шумовых инструментах. Р.н.м. 4. Упражнение для развития гибкости «Бабочка». 5. Сюжетный танец «С платочками». 6. Коммуникативный танец «Встречалочка». 1. Двигательно – речевая игра «Лесные музыканты». 2. Танцевальная разминка «Упражнения с ложками». 3. Упражнения для стоп. 4. Сюжетный танец «С платочками». 5. Коммуникативный танец «Ложкари». 6. Музыкально – подвижная игра «Ежик». 1. Двигательно – речевая игра «Лесные музыканты». 2. Танцевальная разминка «Упражнения с ложками». 3. Упражнения для стоп. 4. Сюжетный танец «С платочками». 5. Коммуникативный танец «Ложкари». 6. Музыкально – подвижная игра «Ежик». 1. Двигательно – речевая игра «Лесные музыканты». 2. Танцевальная разминка «Упражнения с ложками». 3. Упражнения для стоп, вытягивание носочков. 4. Сюжетный танец «С платочками». 5. Коммуникативный танец «Ложкари». 6. Музыкально – подвижная игра «Ежик». 1. Двигательно – речевая игра «Лесные музыканты». 2. Танцевальная разминка «Упражнения с ложками». 3. Упражнения для стоп. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Ритмический танец «Тра-ля-ля». 6. Коммуникативный танец «Ложкари». 7. Музыкальная игра «Воробьи и Бобик». 1. Двигательно – речевая игра «Лесные музыканты». 2. Танцевальная разминка «Упражнения с ложками». 8 1 1 1 1 1 1 1 27. Занятие № 27. 28. Занятие № 28. 29. Занятие № 29. 30. Занятие № 30. 31. Занятие № 31. 3. Упражнения для стоп, вытягивание носочков. 4. Сюжетный танец «С платочками». 5. Коммуникативный танец «Ложкари». 6. Музыкальная игра «Воробьи и Бобик». 1. Партерная гимнастика. Упражнения для растяжки. 2. Танцевальная разминка «Махи руками». 3. Упражнения для осанки: подъем, опускание плеч по очереди, одновременно, круговые движения плечами «Паровозик», «Незнайка». 4. Упражнения на ориентировку в пространстве: игра «Найди свое место». 5. Пляска для малышей «Здравствуй, милый друг». 6. Музыкальная игра «Воробьи и Бобик». 1. Партерная гимнастика. Упражнения для растяжки. 2. Танцевальная разминка «Махи руками». 3. Упражнения для осанки: подъем, опускание плеч по очереди, одновременно, круговые движения плечами «Паровозик», «Незнайка». 4. Упражнения на ориентировку в пространстве: игра «Найди свое место». 5. Пляска для малышей «Здравствуй, милый друг». 6. Подвижная игра «Машины». 1. Партерная гимнастика. Упражнения для растяжки. 2. Танцевальная разминка «Махи руками». 3. Упражнения для осанки: подъем, опускание плеч по очереди, одновременно, круговые движения плечами «Паровозик», «Незнайка». 4. Упражнения на ориентировку в пространстве: игра «Найди свое место». 5. Пляска для малышей «Здравствуй, милый друг». 6. Подвижная игра «Машины». 1. Партерная гимнастика. Упражнения для растяжки. 2. Танцевальная разминка «Махи руками». 3. Упражнения для осанки: подъем, опускание плеч по очереди, одновременно, круговые движения плечами «Паровозик», «Незнайка». 4. Упражнения на ориентировку в пространстве: игра «Найди свое место». 5. Пляска для малышей «Здравствуй, милый друг». 6. Подвижная игра «Машины». 1. Упражнения для разминки «Качели», «Лошадки». 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Танцевальная разминка «Боковой галоп». 4. Упражнение в исходном положении лежа «Велосипед». 5. Танец «У меня, у тебя». 6. Музыкальная игра «Снежинки, льдинки и 9 1 1 1 1 1 32. Занятие № 32. 33. Занятие № 33. 34. Занятие № 34. 35. Занятие № 35. 36. Занятие № 36. 37. Занятие № 37. елочки». 1. Упражнения для разминки «Качели», «Лошадки». 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Танцевальная разминка «Боковой галоп». 4. Упражнение в исходном положении лежа «Велосипед». 5. Танец «У меня, у тебя». 6. Музыкальная игра «Снежинки, льдинки и елочки». 1. Упражнения для разминки «Качели», «Лошадки». 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Танцевальная разминка «Прямой галоп». 4. Упражнение в исходном положении лежа «Велосипед». 5. Танец «У меня, у тебя». 6. Музыкальная игра «Снежинки, льдинки и елочки». 1. Упражнения для разминки «Цапли», «Ножницы». 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Танцевальная разминка «Боковой галоп». 4. Упражнение в исходном положении лежа «Кошечка». 5. Танец «Лялечка». 6. Музыкальная игра «Найди свою пару». 1. Упражнения для разминки «Цапли», «Ножницы». 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Танцевальная разминка «Прямой галоп». 4. Упражнение в исходном положении лежа «Кошечка». 5. Танец «Лялечка». 6. Музыкальная игра «Найди свою пару». 1. Упражнения для разминки «Цапли», «Ножницы». 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Танцевальная разминка «Прямой галоп». 4. Упражнение в исходном положении лежа «Кошечка». 5. Коммуникативный танец «Встречалочка». 6. Музыкальная игра «Найди свою пару». 1. Ходьба по залу парами. 2. Двигательно-речевая игра «Надуваем быстро шарик». 3. Танцевальное упражнение «Притопы в парах». 4. Игра на инструментах поочередно бубны и маракасы. 5. Партерная гимнастика «Колечко». 6. Подвижная игра «Найди пару по цвету» (меняемся местами). 10 1 1 1 1 1 1 38. Занятие № 38. 39. Занятие № 39. 40. Занятие № 40. 41. Занятие № 41. 42. Занятие № 42. 43. 4Занятие № 43. 1. Ходьба по залу парами. 2. Двигательно-речевая игра «Надуваем быстро шарик». 3. Танцевальное упражнение «Притопы в парах». 4. Игра на инструментах поочередно бубны и маракасы. 5. Партерная гимнастика «Колечко». 6. Подвижная игра «Цветы и бабочки» (меняемся местами). 1. Ходьба по залу парами. 2. Двигательно-речевая игра «Надуваем быстро шарик». 3. Танцевальное упражнение «Притопы в парах». 4. Игра на инструментах поочередно бубны и маракасы. 5. Партерная гимнастика «Колечко». 6. Подвижная игра «Цветы и бабочки» (меняемся местами). 1. Ходьба по врассыпную и по кругу. 2. Двигательно-речевая игра «Веселый пирог». 3. Танцевальное упражнение «Притопы в парах». 4. Игра на инструментах ложки и палочки. 5. Танец «Лялечка». 6. Подвижная игра «Цветы и бабочки» (меняемся местами). 1. Ходьба по залу врассыпную и по кругу. 2. Двигательно-речевая игра «Веселый пирог». 3. Танцевальное упражнение «Притопы в парах». 4. Игра на инструментах поочередно ложки и палочки. 5. Танец «Лялечка». 6. Подвижная игра «Цветы и бабочки» (меняемся местами). 1. Ходьба парами по кругу и врассыпную. 2. Партерная гимнастика: упражнения на укрепление мышц брюшного пресса. 3. Танцевальные движения: наклоны, пружинка в парах. 4. Упражнения для разминки: повороты головы направо, налево. 5. Веселый танец «С игрушками». 6. Музыкально-подвижная игра «Строим дом для птичек». 1. Ходьба парами по кругу и врассыпную. 2. Партерная гимнастика: упражнения на укрепление мышц брюшного пресса. 3. Танцевальные движения: наклоны, пружинка в парах. 4. Упражнения для разминки: повороты головы направо, налево. 5. Веселый танец «С игрушками». 6. Музыкально-подвижная игра «Строим дом для 11 1 1 1 11 1 44. Занятие № 44. 45. Занятие № 45. 46. Занятие № 46. 47. Занятие № 47. 48. Занятие № 48. 49. Занятие № 49. 50. Занятие № 50. птичек». 1. Ходьба парами по кругу и врассыпную. 2. Партерная гимнастика: упражнения на укрепление мышц брюшного пресса. 3. Танцевальные движения: наклоны, пружинка в парах. 4. Упражнения для разминки: повороты головы направо, налево. 5. Веселый танец «С игрушками». 6. Музыкально-подвижная игра «Строим дом для птичек». 1. Ходьба парами по кругу и врассыпную. 2. Партерная гимнастика: упражнения на укрепление мышц брюшного пресса. 3. Танцевальные движения: наклоны, пружинка в парах. 4. Упражнения для разминки: повороты головы направо, налево. 5. Веселый танец «С игрушками». 6. Музыкально-подвижная игра «Строим дом для птичек». 1. Упражнения для разминки: наклоны корпуса назад, вперед, в сторону. 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Двигательно -речевая игра «Сороконожки». 4. Коммуникативный танец «Встречалочка». 5. Музыкальная игра «Музыканты». 6. Релаксация. 1. Упражнения для разминки: наклоны корпуса назад, вперед, в сторону. 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Двигательно- речевая игра «Сороконожки». 4. Коммуникативный танец «Встречалочка». 5. Музыкальная игра «Музыканты». 6. Релаксация. 1. Упражнения для разминки: наклоны корпуса назад, вперед, в сторону. 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Двигательно-речевая игра «Сороконожки». 4. Коммуникативный танец «Встречалочка». 5. Музыкальная игра «Музыканты». 6. Релаксация. 1. Бег по кругу, «змейкой», врассыпную. 2. Танцевальные движения: пружинка с поворотом корпуса, хлопки по коленям. 3. Партерная гимнастика «Кошка – собачка». 4. Игра на шумовых инструментах «Тарантелла». 5. Сюжетный танец «Корзинки». 6. Подвижная игра «Ловишки» с мишкой. 1. Бег по кругу, «змейкой», врассыпную. 2. Танцевальные движения: пружинка с поворотом корпуса, хлопки по коленям. 12 1 1 1 1 1 1 1 51. Занятие № 51. 52. Занятие № 52. 53. Занятие № 53. 54. Занятие № 54. 55. Занятие № 55. 56. Занятие № 56. 57. Занятие № 57. 3. Партерная гимнастика «Кошка – собачка». 4. Игра на шумовых инструментах «Тарантелла». 5. Сюжетный танец «Корзинки». 6. Подвижная игра «Ловишки» с мишкой. 1. Бег по кругу, «змейкой», врассыпную. 2. Танцевальные движения: пружинка с поворотом корпуса, хлопки по коленям. 3. Партерная гимнастика «Кошка – собачка». 4. Игра на шумовых инструментах «Тарантелла». 5. Сюжетный танец «Корзинки». 6. Подвижная игра «Ловишки» с мишкой. 1. Бег парами по кругу. 2. Танцевальные движения: выставление ноги на носочек, на пятку. 3. Партерная гимнастика «Махи руками». 4. Игра на шумовых инструментах, р.н.м. 5. Танец «Лялечка» /повторение/. 6. Подвижная игра «Возьми флажок». 7. Релаксация. 1. Бег парами по кругу. 2. Танцевальные движения: выставление ноги на носочек, на пятку. 3. Партерная гимнастика «Махи руками». 4. Игра на шумовых инструментах, р.н.м. 5. Танец «С игрушками» /повторение/. 6. Подвижная игра «Возьми флажок». 1. Бег парами по кругу. 2. Танцевальные движения: выставление ноги на носочек, на пятку. 3. Партерная гимнастика «Махи руками». 4. Игра на шумовых инструментах, р.н.м. 5. Танец «Тра-ля-ля» /повторение/. 6. Подвижная игра «Возьми флажок». 1. Бег парами по кругу. 2. Танцевальные движения: выставление ноги на носочек, на пятку. 3. Партерная гимнастика «Махи руками». 4. Игра двигательно-речевая «Солнечные зайчики». 5. Танец «Зайчата» /повторение/. 6. Подвижная игра «Возьми флажок». 1. Ходьба со сменой ведущего. 2. Танцевальные движения: круговые движения рук «мельница», притопы двумя ногами. 3. Партерная гимнастика «Дождик». 4. Игра двигательно-речевая «Солнечные зайчики». 5. Веселый танец «Полечка». 6. Музыкальная игра «Пчелы». 7. Релаксация. 1. Ходьба со сменой ведущего. 2. Танцевальные движения: круговые движения 13 1 1 1 1 1 1 1 58. Занятие № 58. 59. Занятие № 59. 60. Занятие № 60. 61. Занятие № 61. 62. Занятие № 62. 63. Занятие № 63. 64. Занятие № онлайн фото выставка на сайте ДО. рук «мельница», притопы двумя ногами. 3. Партерная гимнастика «Дождик». 4. Игра двигательно-речевая «Солнечные зайчики». 5. Веселый танец «Полечка». 6. Музыкальная игра «Пчелы». 7. Релаксация. 1. Бег парами по кругу. 2. Танцевальные движения: выставление ноги на носочек, на пятку. 3. Партерная гимнастика «Махи руками». 4. Игра двигательно-речевая «Солнечные зайчики». 5. Танец «Зайчата» /повторение/. 6. Подвижная игра «Возьми флажок». 1. Ходьба со сменой ведущего. 2. Танцевальные движения: круговые движения рук «мельница», притопы двумя ногами. 3. Партерная гимнастика «Дождик». 4. Игра двигательно-речевая «Солнечные зайчики». 5. Веселый танец «Полечка». 6. Музыкальная игра «Пчелы». 1. Ходьба со сменой ведущего. 2. Танцевальные движения: круговые движения рук «мельница», притопы двумя ногами. 3. Партерная гимнастика «Дождик». 4. Игра двигательно-речевая «Солнечные зайчики». 5. Пальчиковая гимнастика. 6. Музыкальная игра. Игры по ориентации в пространстве: построение в круг, построение в линию, построение в две линии, «Кошки-мышки», «Зайцы-волки», «Птицы», «Машинки», «Самолеты». Релаксация. Исполнение танцев на празднике. «С игрушками»; «Здравствуй, милый друг»; «Лялечки»; «Тарантелла» (с музыкальными инструментами). . Ходьба со сменой ведущего. 2. Танцевальные движения: круговые движения рук «мельница», притопы двумя ногами. 3. Партерная гимнастика «Дождик». 4. Игра двигательно-речевая «Солнечные зайчики». 5. Веселый танец «Полечка». 6. Музыкальная игра «Пчелы». 7. Релаксация. Исполнение танцев: 14 1 1 1 1 1 1 1 «Корзинки»; «С игрушками»; «Здравствуй, милый друг»; «Лялечки»; «Тарантелла» (с музыкальными инструментами), «Тра-ля-ля»; «Зайчата». Итого 64. 64 часа 1.3.2. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Второй год обучения (возраст 4-5 лет) № Название раздела, темы 1. Занятие № 1 2. Занятие № 2. 3. Занятие № 3. 4. Занятие № 4. 5. Занятие № 5. 6. Занятие № 6. Формы проверки реализации программы Содержание 1. Ходьба по залу «змейкой», перестроение в «улитку». 2. Бег активный и с остановкой. Пробежка. 3. Двигательно-речевая игра «Шалтай - болтай». 4. Танцевальная разминка «Лошадки». 1. Ходьба по залу «змейкой», перестроение в улитку. 2. Бег активный и с остановкой. Пробежка. 3. Двигательно-речевая игра «Шалтай - болтай». 4. Танцевальная разминка «Лошадки». 1. Ходьба по залу со сменой ведущего. 2. Бег активный и с остановкой. Пробежка. 3. Двигательно-речевая игра «Шалтай - болтай». 4. Танцевальная разминка «Лошадки». 5. Музыкальная игра «С зонтиками». Ходьба маршем. 2. Танцевальные движения: подскоки и наклоны. 3. Двигательно-речевая игра «Божья коровка». 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Танцевальная разминка «Веселая зарядка для детей». 6. Музыкально-подвижная игра «Поезд». Ходьба маршем. 2. Танцевальные движения: подскоки и наклоны. 3. Двигательно-речевая игра «Божья коровка». 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Танцевальная разминка «Веселая зарядка для детей». 6. Музыкально-подвижная игра «Поезд». 1. Ходьба по залу. Врассыпную, по кругу. 2. Ходьба по показу «Большие и маленькие ноги». 3. Упражнения для развития гибкости «Бабочки». 4. Двигательно-речевая игра «Гномы». 5. Танцевальная разминка «Прямой и боковой галоп в парах». 15 Количеств о часов Практика 1 1 1 1 1 1 7. Занятие № 7. 8. Занятие № 8. 9. Занятие № 9. 10. Занятие № 10. 11. Занятие № 11. 12. Занятие № 12. 13. Занятие № 13. 6. Музыкально-подвижная игра «Солнышко и дождик». 1. Простой шаг. 2. Ходьба по показу «Большие и маленькие ноги». 3. Упражнения для развития гибкости «Бабочки». 4. Двигательно-речевая игра «Гномы». 5. Танцевальная разминка «Прямой и боковой галоп в парах». 6. Музыкально-подвижная игра «Солнышко и дождик». 1. Простой шаг. 2. Ходьба по показу «Большие и маленькие ноги». 3. Упражнения для развития гибкости «Бабочки». 4. Двигательно-речевая игра «Гномы». 5. Танцевальная разминка «Прямой и боковой галоп в парах». 6. Музыкально-подвижная игра «Солнышко и дождик». 1. Простой шаг. 2. Танцевальная разминка «Мы гуляем в лесу». 3. Двигательно-речевая игра «Дождь с утра». 4. Танцевальные движения «Веселые хлопки». 5. Музыкально-подвижная игра «Кошка и мышки». 1. Простой шаг. 2. Танцевальная разминка «Мы гуляем в лесу». 3. Двигательно-речевая игра «Дождь с утра». 4. Танцевальные движения «Веселые хлопки». 5. Музыкально-подвижная игра «Кошка и мышки». 1. Марш ритмичный со сменой направления движения. 2. Танцевальная разминка с предметами. 3. Двигательно-речевая игра «Мартышки». 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Сюжетно-образный танец «3 веселых поросенка». 6. Музыкальная игра «Корзинка друзей». 1. Марш ритмичный со сменой направления движения. 2. Танцевальная разминка с предметами. 3. Двигательно-речевая игра «Мартышки». 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Сюжетно-образный танец «3 веселых поросенка». 6. Музыкальная игра «Корзинка друзей». 1. Марш ритмичный со сменой направления движения. 2. Танцевальная разминка с предметами. 3. Двигательно-речевая игра «Мартышки». 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Сюжетно-образный танец «3 веселых поросенка». 6. Музыкальная игра «Корзинка друзей». 16 1 1 1 1 1 1 1 14. Занятие № 14. 15. Занятие № 15. 16. Занятие № 16. 17. Занятие № 17. 18. Занятие № 18. 19. Занятие № 19. 20. Занятие № 20. 21. Занятие № 21. 1. Марш ритмичный. Ходьба за педагогом. 2. Танцевальная разминка с предметами. 3. Двигательно-речевая игра «Веселые игрушки». 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Сюжетно-образный танец «Снеговики». 6. Музыкальная игра «Мальчики и девочки». 1. Марш ритмичный. Ходьба за педагогом. 2. Танцевальная разминка с предметами. 3. Двигательно-речевая игра «Веселые игрушки». 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Сюжетно-образный танец «Снеговики». 6. Музыкальная игра «Мальчики и девочки». 1. Марш ритмичный. Ходьба за педагогом. 2. Танцевальная разминка с предметами. 3. Двигательно-речевая игра «Веселые игрушки». 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Сюжетно-образный танец «Снеговики». 6. Музыкальная игра «Мальчики и девочки». 1. Простой шаг с предметами(флажки). 2. Танцевальная разминка «Кружения в парах и «калачики». 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Игра на шумовых инструментах. Р.н.м. 5. Танец «Полька - целовалка». 6. Музыкально – подвижная игра «Холодно, замерзли ручки». 1. Простой шаг с предметами(флажки). 2. Танцевальная разминка «Кружения в парах и «калачики». 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Игра на шумовых инструментах. Р.н.м. 5. Танец «Полька - целовалка». 6. Музыкально – подвижная игра «Холодно, замерзли ручки». 1.Простой шаг с предметами(флажки). 2. Танцевальная разминка «Кружения в парах и «калачики». 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Игра на шумовых инструментах. Р.н.м. 5. Танец «Полька - целовалка». 6. Музыкально – подвижная игра «Холодно, замерзли ручки». 1. Танцевальная разминка «Упражнение с дождиком». 2. Разминка в движении «Бег в кружках». 3. Двигательно-речевая игра «Солнечные зайчики». 4. Ритмический танец «Мишка с куклой». 5. Музыкальная игра «Займи свой домик». 6. Игра на ложках под р.н.м. 1. Танцевальная разминка «Упражнение с дождиком». 2. Разминка в движении «Бег в кружках». 17 1 1 1 1 1 1 1 1 22. Занятие № 22. 23. Занятие № 23. 24. Занятие № 24. 25. Занятие № 25. 26. Занятие № 26. 27. Занятие № 27. 28. Занятие № 28. 3. Двигательно-речевая игра «Солнечные зайчики». 4. Ритмический танец «Мишка с куклой». 5. Музыкальная игра «Займи свой домик». 6. Игра на ложках под р.н.м. 1. Танцевальная разминка «Упражнение с дождиком». 2. Разминка в движении «Бег в кружках». 3. Двигательно-речевая игра «Солнечные зайчики». 4. Ритмический танец «Мишка с куклой». 5. Музыкальная игра «Займи свой домик». 6. Игра на ложках под р.н.м. 1. Танцевальная разминка «Упражнение с дождиком». 2. Разминка в движении «Бег в кружках». 3. Двигательно-речевая игра «Солнечные зайчики». 4. Ритмический танец «Мишка с куклой». 5. Музыкальная игра «Займи свой домик». 6. Игра на ложках под р.н.м. 1. Танцевальная разминка «Хороводный шаг». 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Игра на шумовых инструментах. Р.н.м. 4. Упражнение для развития гибкости «Гармошечка». 5. Ритмический танец «Дружные пары». 6. Коммуникативная игра «Щепка на реке». 1.Танцевальная разминка «Хороводный шаг». 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Игра на шумовых инструментах. Р.н.м. 4. Упражнение для развития гибкости «Гармошечка». 5. Ритмический танец «Дружные пары». 6. Коммуникативная игра «Щепка на реке». 1.Танцевальная разминка «Хороводный шаг». 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Игра на шумовых инструментах. Р.н.м. 4. Упражнение для развития гибкости «Гармошечка». 5. Ритмический танец «Дружные пары». 6. Коммуникативная игра «Щепка на реке». 1. Двигательно – речевая игра «Хорошее настроение». 2. Танцевальная разминка «Полуприседание с поворотом корпуса». 3. Упражнения для совершенствования координации рук. 4. Сюжетный танец «Метелица». 5. Коммуникативный танец «Здравствуй, друг». 6. Музыкально – подвижная игра «Чей кружок быстрее соберется». 1. Двигательно – речевая игра «Хорошее настроение». 2. Танцевальная разминка «Полуприседание с 18 1 1 1 1 1 1 1 29. Занятие № 29. 30. Занятие № 30. 31. Занятие № 31. 32. Занятие № 32. 33. Занятие № 33. 34. Занятие № 34. поворотом корпуса». 3. Упражнения для совершенствования координации рук. 4. Сюжетный танец «Метелица». 5. Коммуникативный танец «Здравствуй, друг». 6. Музыкально – подвижная игра «Чей кружок быстрее соберется». 1. Партерная гимнастика. Упражнения для растяжки. 2. Двигательно – речевая игра «Хорошее настроение». 3. Танцевальная разминка «Полуприседание с поворотом корпуса». 4. Упражнения для совершенствования координации рук. 5. Сюжетный танец «Метелица». 6. Коммуникативный танец «Здравствуй, друг». 7. Музыкально – подвижная игра «Чей кружок быстрее соберется». 1.Спокойный шаг, ходьба подгруппами в разных направлениях. 2.Танцевальное движения «Чередование хлопков». 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Танец «Ну и до свидания». 5. Коммуникативная игра «Щепка на реке». 6. Музыкальная игра «Кто скорее». 1.Спокойный шаг, ходьба подгруппами в разных направлениях. 2.Танцевальное движения «Чередование хлопков». 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Танец «Ну и до свидания». 5. Коммуникативная игра «Щепка на реке». 6. Музыкальная игра «Кто скорее». 1.Спокойный шаг, ходьба подгруппами в разных направлениях. 2.Танцевальное движения «Чередование хлопков». 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Танец «Ну и до свидания». 5. Коммуникативная игра «Щепка на реке». 6. Музыкальная игра «Кто скорее». 1.Спокойный шаг, ходьба подгруппами в разных направлениях. 2.Танцевальное движения «Чередование хлопков». 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Танец «Ну и до свидания». 5. Коммуникативная игра «Щепка на реке». 6. Музыкальная игра «Кто скорее». 1.Спокойный шаг, ходьба подгруппами в разных направлениях. 2.Танцевальное движения «Чередование хлопков». 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Танец «Ну и до свидания». 19 1 1 1 1 1 1 35. Занятие № 35. 36. Занятие № 36. 37. Занятие № 37. 38. Занятие № 38. 39. Занятие № 39. 40. Занятие № 40. 5. Коммуникативная игра «Щепка на реке». 6. Музыкальная игра «Кто скорее». 1.Спокойный шаг, ходьба подгруппами в разных направлениях. 2.Танцевальное движения «Чередование хлопков». 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Танец «Ну и до свидания». 5. Коммуникативная игра «Щепка на реке». 6. Музыкальная игра «С шумовыми инструментами». 1.Пружинящий шаг врассыпную и друг за другом. 2. Танцевальная разминка «Качание рук с лентами». 3. Двигательно-речевая игра «Надуем быстро шарик». 4. Хоровод «Как на тоненький ледок» р.н.м. 5. Подвижная игра «Ловишки». 6. Ритмопластика «Снежинки». 1.Пружинящий шаг врассыпную и друг за другом. 2. Танцевальная разминка «Качание рук с лентами». 3. Двигательно-речевая игра «Надуем быстро шарик». 4. Хоровод «Как на тоненький ледок» р.н.м. 5. Подвижная игра «Ловишки». 6. Ритмопластика «Снежинки». 1.Пружинящий шаг врассыпную и друг за другом. 2. Танцевальная разминка «Качание рук с лентами». 3. Двигательно-речевая игра «Надуем быстро шарик». 4. Хоровод «Как на тоненький ледок» р.н.м. 5. Подвижная игра «Ловишки». 6. Ритмопластика «Снежинки». 1. Высокий шаг с сильным движением рук. 2. Танцевальное упражнение для ног «Мячики». 3. Разминка «Игра в лошадки». 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Хоровод «Как на тоненький ледок» /повторение./ 6. Музыкальная композиция «Сказочный паровозик. 7. Музыкальная игра «Передача платочка». 1. Высокий шаг с сильным движением рук. 2. Танцевальное упражнение для ног «Мячики». 3. Разминка «Игра в лошадки». 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Хоровод «Как на тоненький ледок» /повторение./ 6. Музыкальная композиция «Сказочный паровозик. 7. Музыкальная игра «Передача платочка». 20 1 1 1 1 1 1 41. Занятие № 41. 42. Занятие № 42. 43. Занятие № 43. 44. Занятие № 44. 45. Занятие № 45. 46. Занятие № 46. 47. Занятие № 47. 1. Высокий шаг с сильным движением рук. 2. Танцевальное упражнение для ног «Мячики». 3. Разминка «Игра в лошадки». 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Хоровод «Как на тоненький ледок» /повторение./ 6. Музыкальная композиция «Сказочный паровозик. 7. Музыкальная игра «Передача платочка». 1. Высокий шаг с сильным движением рук. 2. Танцевальное упражнение для ног «Мячики». 3. Разминка «Игра в лошадки». 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Хоровод «Как на тоненький ледок» /повторение./ 6. Музыкальная композиция «Сказочный паровозик. 7. Музыкальная игра «Передача платочка». 1. Высокий шаг с сильным движением рук. 2. Танцевальное упражнение для ног «Мячики». 3. Разминка «Игра в лошадки». 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Хоровод «Как на тоненький ледок» /повторение./ 6. Музыкальная композиция «Сказочный паровозик. 7. Музыкальная игра «Передача платочка». 1.Танцевальные движения: активный бег и прыжки на месте. 2. Партерная гимнастика «Наклоны с поворотом». 3. Игра ритмичная на палочках. Укр. н. м. 4. Танец «Полька-целовалка». 5. Музыкальная игра «Кот и мыши». 6. Коммуникативная игра «Паровозики». 1.Танцевальные движения: активный бег и прыжки на месте. 2. Партерная гимнастика «Наклоны с поворотом». 3. Игра ритмичная на палочках. Укр. н. м. 4. Танец «Полька-целовалка». 5. Музыкальная игра «Кот и мыши». 6. Коммуникативная игра «Паровозики». 1.Танцевальные движения: активный бег и прыжки на месте. 2. Партерная гимнастика «Наклоны с поворотом». 3. Игра ритмичная на палочках. Укр. н. м. 4. Танец «Полька-целовалка». 5. Музыкальная игра «Кот и мыши». 6. Коммуникативная игра «Паровозики». 1.Танцевальные движения: активный бег и прыжки на месте. 2. Партерная гимнастика «Наклоны с поворотом». 21 1 1 1 1 1 1 1 48. Занятие № 48. 49. Занятие № 49. 50. Занятие № 50. 51. Занятие № 51. 52. Занятие № 52. 53. Занятие № 53. 54. Занятие № 54. 3. Игра ритмичная на палочках. Укр. н. м. 4. Танец «Полька-целовалка». 5. Музыкальная игра «Кот и мыши». 6. Коммуникативная игра «Паровозики». 1.Танцевальные движения: активный бег и прыжки на месте. 2. Партерная гимнастика «Наклоны с поворотом». 3. Игра ритмичная на палочках. Укр. н. м. 4. Танец «Полька-целовалка». 5. Музыкальная игра «Кот и мыши». 6. Коммуникативная игра «Паровозики». 1. Танцевальная разминка: ходьба, бег, подскоки. 2. Упражнения для рук с воображаемым предметом. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Сюжетный танец «Мы букетик собирали». 5. Подвижная игра «Веселые мышки». 6. «Хоровод» – повторение. 1. Танцевальная разминка: ходьба, бег, подскоки. 2. Упражнения для рук с воображаемым предметом. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Сюжетный танец «Мы букетик собирали». 5. Подвижная игра «Веселые мышки». 6. Танец «Полька – целовалка» - закрепление. 1. Танцевальная разминка: ходьба, бег, подскоки. 2. Упражнения для рук с воображаемым предметом. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Сюжетный танец «Мы букетик собирали». 5. Подвижная игра «Веселые мышки». 6. Танец «3веселых поросенка» - повторение. 1. Танцевальная разминка: ходьба, бег, подскоки. 2. Упражнения для рук с воображаемым предметом. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Сюжетный танец «Мы букетик собирали». 5. Подвижная игра «Веселые мышки». 6. Ритмопластика «Бабочки». 1. Партерная гимнастика (формирование красивой и правильной осанки). 2. Танцевальные упражнения «приглашение», шаг с продвижением. 3. Двигательно-речевая игра «Веселые игрушки». 4. Упражнение для рук «Ветерок и ветер». 5. Ритмопластика «Бабочки». 6. Танец «Улыбнись». 7. Музыкальная игра «Громче – тише». 1. Партерная гимнастика (формирование красивой и правильной осанки). 2. Танцевальные упражнения «приглашение», шаг с продвижением. 22 1 1 1 1 1 1 1 55. Занятие № 55. 56. Занятие № 56. 57. Занятие № 57. 58. Занятие № 58. 59. Занятие № 59. 60. Занятие № 60. 3. Двигательно-речевая игра «Веселые игрушки». 4. Упражнение для рук «Ветерок и ветер». 5. Ритмопластика «Бабочки». 6. Танец «Улыбнись». 7. Музыкальная игра «Громче – тише». 1. Партерная гимнастика (формирование красивой и правильной осанки). 2. Танцевальные упражнения «приглашение», шаг с продвижением. 3. Двигательно-речевая игра «Веселые игрушки». 4. Упражнение для рук «Ветерок и ветер». 5. Ритмопластика «Бабочки». 6. Танец «Улыбнись». 7. Музыкальная игра «Громче – тише». 1. Партерная гимнастика (формирование красивой и правильной осанки). 2. Танцевальные упражнения «приглашение», шаг с продвижением. 3. Двигательно-речевая игра «Веселые игрушки». 4. Упражнение для рук «Ветерок и ветер». 5. Ритмопластика «Бабочки». 6. Танец «Улыбнись». 7. Музыкальная игра «Громче – тише». 1. Движения в парах: бег, кружения, притопы. 2. Танцевальная разминка «Веселые путешественники». 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Упражнение для рук «моталочка». 5. Танец «Развлекалочка». 6. Подвижная игра «Дети и медведь» 7. Музыкальная игра «Минута шалости». 1. Движения в парах: бег, кружения, притопы. 2. Танцевальная разминка «Веселые путешественники». 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Упражнение для рук «моталочка». 5. Танец «Развлекалочка». 6. Подвижная игра «Дети и медведь» 7. Музыкальная игра «Минута шалости». 1. Движения в парах: бег, кружения, притопы. 2. Танцевальная разминка «Веселые путешественники». 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Упражнение для рук «моталочка». 5. Танец «Развлекалочка». 6. Подвижная игра «Дети и медведь» 7. Музыкальная игра «Минута шалости». 1. Движения в парах: бег, кружения, притопы. 2. Танцевальная разминка «Веселые путешественники». 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Упражнение для рук «моталочка». 23 1 1 1 1 1 1 61. Занятие № 61. 62. Занятие № 62. 63. Занятие № 63. 64. Занятие № 64. 5. Танец «Развлекалочка». 6. Подвижная игра «Дети и медведь» 7. Музыкальная игра «Минута шалости». 1.Ходьба «цепочкой» по залу. 2. Двигательно-речевая игра «Муравьи». 3. Ритмопластика «Аквариум». 4. Танцевальные движения, сидя на стульчиках. 5. Танец «Делай, как я». 6. Музыкальная игра «Ищи». 7. Хороводная игра «Веселая корзинка». 1.Ходьба «цепочкой» по залу. 2. Двигательно-речевая игра «Муравьи». 3. Ритмопластика «Аквариум». 4. Танцевальные движения, сидя на стульчиках. 5. Танец «Делай, как я». 6. Музыкальная игра «Ищи». 7. Хороводная игра «Веселая корзинка». Заключительное занятие. Ориентировка в пространстве. Танцевальные движения с предметами. Ходьба и маршировка со сменой ведущего. Музыкальные игры. Концерт для родителей. Танцы: «Три веселых поросенка»; «Сказочный паровозик»; «Полька-целовалка»; «Мы букетик собирали»; «Улыбнись». Музыкальные и подвижные игры. Итого 1 1 1 1 64 час 1.4. Планируемые результаты. 1.4.1. Первый год обучения (3-4 года) В результате освоения программы воспитанники научатся (знать и уметь): ориентироваться в пространстве, самостоятельно находить место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары; начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и окончанием музыки; передавать в движении основные средства музыкальной выразительности быстро – медленно, тихо, громко и т.д.) передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения; использовать знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку; передавать в мимике и пантомиме образы знакомых животных и персонажей. 1.4.2. Планируемые результаты. Второй год обучения (4-5 лет) В результате освоения программы воспитанники научатся (знать и уметь): передавать в движениях разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения; различать жанр произведения и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове; передавать в пластике музыкальный образ, используя гимнастические, имитационные и танцевальные виды движений; 24 ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов; выполнять изучаемые в течение года ритмические композиции и танцы-игры в самостоятельной деятельности; находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами; выразительно исполнять движения под музыку; точно и правильно исполнять движения в танцевальных и гимнастических композициях. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий. 2.1. Календарный учебный график 2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми 3-4 года на 2023-2024 учебный год. № Месяц Число 1. Октябрь Время Форма Кол-во проведения занятия часов занятия 02.10 16.00 ОД 1 2. Октябрь 06.10 16.00 ОД 1 3. Октябрь 09.10 16.00 ОД 1 4. Октябрь 13.10 16.00 ОД 1 5. Октябрь 16.10 16.00 ОД 1 6. Октябрь 20.10 16.00 ОД 1 7. Октябрь 23.10 16.00 ОД 1 8. Октябрь 27.10 16.00 ОД 1 9. Октябрь 30.10 16.00 ОД 1 10. Ноябрь 03.11 16.00 ОД 1 11. Ноябрь 07.11 16.00 ОД 1 12. Ноябрь 10.11 16.00 ОД 1 13. Ноябрь 13.11 16.00 ОД 1 14. Ноябрь 17.11 16.00 ОД 1 25 Тема занятия Место проведения «Знакомство». Музыкальный зал Музыкальный зал «Наш музыкальный зал». «Наш музыкальный зал». «Наш музыкальный зал». «Наш музыкальный зал». «Наш музыкальный зал». «Что умеют наши ножки». «Что умеют наши ножки». «Что умеют наши ножки». Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный «Топ и хлоп». зал Музыкальный «Топ и хлоп». зал Музыкальный «Топ и хлоп». зал Музыкальный «Топ и хлоп». зал «Путешествие на Музыкальный остров игрушек». зал Форма контроля 15. Ноябрь 20.11 16.00 ОД 1 16. Ноябрь 24.11 16.00 ОД 1 17. Ноябрь 27.11 16.00 ОД 1 18. Декабрь 01.12 16.00 ОД 1 19. Декабрь 04.12 16.00 ОД 1 20. Декабрь 08.12 16.00 ОД 1 21. Декабрь 11.12 16.00 ОД 1 22. Декабрь 15.12 16.00 ОД 1 23. Декабрь 18.12 16.00 ОД 1 24. Декабрь 22.12 16.00 ОД 1 25. Декабрь 25.12 16.00 ОД 1 «Путешествие на остров игрушек». «Путешествие на остров игрушек». «Путешествие на остров игрушек». «Путешествие на остров игрушек». «Маленькая полечка». «Маленькая полечка». «Маленькая полечка» «Маленькая полечка». «Веселые ладошки». «Веселые ладошки». «Веселые ладошки». 26. Декабрь 29.12 16.00 ОД «Веселые ладошки». Зимние каникулы Январь 1 27. Январь 09.01 16.00 ОД 1 28. Январь 12.01 16.00 ОД 1 29. Январь 15.01 16.00 ОД 1 30. Январь 19.01 16.00 ОД 1 31. Январь 22.01 16.00 ОД 1 32. Январь 26.01 16.00 ОД 1 33. Январь 29.01 16.00 ОД 1 34. Февраль 02.02 16.00 ОД 1 35. Февраль 05.02 16.00 ОД 1 36. Февраль 09.02 16.00 ОД 1 37. Февраль 12.02 16.00 ОД 1 26 «Волшебная корзинка». «Волшебная корзинка». «Волшебная корзинка». «Застучали ложки». «Застучали ложки». «Застучали ложки». «Застучали ложки». «Застучали ложки». «Вот гуляем мы с дружком». «Вот гуляем мы с дружком». «Вот гуляем мы Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный Онлайн зал фотовыста вка на сайте ДО Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный 38. Февраль 16.02 16.00 ОД 1 39. Февраль 19.02 16.00 ОД 1 40. Февраль 26.02 16.00 ОД 1 41. Март 01.03 16.00 ОД 1 42. Март 04.03 16.00 ОД 1 43. Март 11.03 16.00 ОД 1 44. Март 15.03 16.00 ОД 1 45. Март 18.03 16.00 ОД 1 46. Март 22.03 16.00 ОД 1 47. Март 25.03 16.00 ОД 1 48. Март 29.03 16.00 ОД 1 49. Апрель 01.04 16.00 ОД 1 50. Апрель 05.04 16.00 ОД 1 51. Апрель 08.04 16.00 ОД 1 52. Апрель 12.04 16.00 ОД 1 53. Апрель 15.04 16.00 ОД 1 54. Апрель 19.04 16.00 ОД 1 55. Апрель 22.04 16.00 ОД 1 56. Апрель 26.04 16.00 ОД 1 57. Май 03.05 16.00 ОД 1 58. Май 06.05 16.00 ОД 1 59. Май 13.05 16.00 ОД 1 60. Май 17.05 16.00 ОД 1 61. Май 20.05 16.00 ОД 1 27 с дружком». зал «Вот гуляем мы Музыкальный с дружком». зал Музыкальный «Лошадки». зал Музыкальный «Лошадки». зал Музыкальный «Лошадки». зал Музыкальный «Лошадки». зал Музыкальный «Лошадки». зал Музыкальный «Лошадки». зал «Поменяемся Музыкальный местами». зал Музыкальный «Поменяемся зал местами». «Поменяемся местами». «Дружные пары». «Дружные пары». «Дружные пары». «Дружные пары». «Весенний хоровод». «Весенний хоровод». «Угадай, что я делаю». «Угадай, что я делаю». «Танцуем с игрушками». «Танцуем с игрушками». «Образы зверей в танцах». «Образы зверей в танцах». «Образы зверей в танцах». «Образы зверей в танцах». Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Концерт для мам и бабушек 62. Май 24.05 16.00 ОД 1 63. Май 27.05 16.00 ОД 1 64. Май 31.05 16.00 ОД 1 Количество учебных недель Количество учебных дней Продолжительность каникул Дата начала и окончания учебных периодов «Заключительное Музыкальный занятие». зал « Концертное Музыкальный выступление». зал «Танцуют Концерт Музыкальный веселые для зал карапузы». родителей 32 64 31.12.23- 08.01.24г. (зимние) 31.05.24- 31.08.24 г. (летние) 01.10.23-31.05.24г. 2.1.2. Календарный учебный график занятий с детьми 4-5 лет на 2023-2024 учебный год. № Месяц Число Время Форма КолТема занятия Место Форма п/п проведения заняти во проведения контроля занятия я часов 1. Октябрь 02.10 15.30 ОД 1 ИграМузыкальный превращение зал «Большие и маленькие». 2. Октябрь 06.10 15.30 ОД 1 ИграМузыкальный превращение зал «Большие и маленькие». 3. Октябрь 09.10 15.30 ОД 1 ИграМузыкальный превращение зал «Большие и маленькие». 4. Октябрь 13.10 15.30 ОД 1 «Передай Музыкальный платочек». зал 5. Октябрь 16.10 15.30 ОД 1 «Передай Музыкальный платочек». зал 6. Октябрь 20.10 15.30 ОД 1 «Передай Музыкальный платочек». зал 7. Октябрь 23.10 15.30 ОД 1 «Передай Музыкальный платочек». зал 8. Октябрь 27.10 15.30 ОД 1 Музыкальный Выступле «Образнозал ние на игровые осеннем упражнения» празднике 9. Октябрь 30.10 15.30 ОД 1 «ОбразноМузыкальный игровые зал упражнения» 10. Ноябрь 03.11 15.30 ОД 1 «ОбразноМузыкальный игровые зал упражнения» 11. Ноябрь 07.11 15.30 ОД 1 Музыкальный «Образно28 12. Ноябрь 10.11 15.30 ОД 1 13. Ноябрь 13.11 15.30 ОД 1 игровые упражнения» «Танцевальноритмическая гимнастика». «Танцевальноритмическая гимнастика». 14. Ноябрь 17.11 15.30 ОД 1 «Танцевальноритмическая гимнастика». «Танцевальноритмическая гимнастика». «Музыкальноподвижные игры». «Музыкальноподвижные игры». «Музыкальноподвижные игры». «Маленькая полечка». «Маленькая полечка». «Маленькая полечка». «Маленькая полечка». 15. Ноябрь 20.11 15.30 ОД 1 16. Ноябрь 24.11 15.30 ОД 1 17. Ноябрь 27.11 15.30 ОД 1 18. Декабрь 01.12 15.30 ОД 1 19. Декабрь 04.12 15.30 ОД 1 20. Декабрь 08.12 15.30 ОД 1 21. Декабрь 11.12 15.30 ОД 1 22. Декабрь 15.12 15.30 ОД 1 23. Декабрь 18.12 15.30 ОД 1 «Игроритмика». 24. Декабрь 22.12 15.30 ОД 1 «Игроритмика». 25. Декабрь 25.12 15.30 ОД 1 зал Музыкальный зал Музыкальный Онлайн зал фотовыста вка на сайте ДО Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал «Игроритмика». 26. Декабрь 29.12 15.30 ОД 27. Январь Январь 09.01 15.30 ОД 28. Январь 12.01 15.30 ОД 29. Январь 15.01 15.30 ОД «Волшебная корзинка». Зимние каникулы 1 «Волшебная корзинка». 1 «Застучали ложки». 1 «Застучали 1 29 Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный Выступле ние на новогодне м празднике 30. Январь 19.01 15.30 ОД 1 31. Январь 22.01 15.30 ОД 1 32. Январь 26.01 15.30 ОД 1 33. Январь 29.01 15.30 ОД 1 34. Февраль 02.02 15.30 ОД 1 Февраль 05.02 15.30 ОД 1 36. Февраль 09.02 15.30 ОД 1 37. Февраль 12.02 15.30 ОД 1 38. Февраль 16.02 15.30 ОД 1 39. Февраль 19.02 15.30 ОД 1 40. Февраль 26.02 15.30 ОД 1 35. ложки». «Застучали ложки». «Застучали ложки». «Пальчиковые упражнения». «Пальчиковые упражнения». «Веселый хоровод». «Веселый хоровод». «Веселый хоровод». «Марш и перестроения». «Марш и перестроения». «Марш и перестроения». «Дружные пары». 41. Март 01.03 15.30 ОД 1 «Дружные пары». 42. Март 04.03 15.30 ОД 1 43. Март 11.03 15.30 ОД 1 «Дружные пары». «Дружные пары». 44. Март 15.03 15.30 ОД 1 «Зеркало» . 45. Март 18.03 15.30 ОД 1 «Зеркало». 46. Март 22.03 15.30 ОД 1 «Зеркало». 47. Март 25.03 15.30 ОД 1 48. Март 29.03 15.30 ОД 1 49. Апрель 01.04 15.30 ОД 1 50. Апрель 05.04 15.30 ОД 1 51. Апрель 08.04 15.30 ОД 1 52. Апрель 12.04 15.30 ОД 1 53. Апрель 15.04 15.30 ОД 1 «Элементы логопластики». «Элементы логопластики». «Элементы логопластики». «Танцуем с мячами». «Танцуем с мячами». «Танцуем с мячами». «Упражнения с обручами». 30 зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Участие в концерте для мам. 54. Апрель 19.04 15.30 ОД 1 55. Апрель 22.04 15.30 ОД 1 56. Апрель 26.04 15.30 ОД 1 57. Май 03.05 15.30 ОД 1 58. Май 06.05 15.30 ОД 1 59. Май 13.05 15.30 ОД 1 60. Май 17.05 15.30 ОД 1 61. Май 20.05 15.30 ОД 1 62. Май 24.05 15.30 ОД 1 63. Май 27.05 15.30 ООД 1 64. Май 31.05 15.30 ООД 1 Количество учебных недель Количество учебных дней Продолжительность каникул «Упражнения с обручами». «Упражнения с обручами». «Образы зверей в танцах». «Образы зверей в танцах». «Сказочные герои». «Сказочные герои». «Сказочные герои». Раз, два, не зевай, с нами вместе повторяй». «Раз, два, не зевай, с нами вместе повторяй». Заключительное занятие. «Концертное выступление». Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал Музыкальный зал 32 64 31.12.2023-08.01.2024 г. (зимние), 31.05.2023- 31.08.2023 г. (летние). 01.10.2023 - 31.05.2024 г. Дата начала и окончания учебных периодов 31 2.2. Условия реализации программы 2.2.1. Материально-техническое обеспечение Используемый в танцевально-ритмических занятиях инвентарь должен быть не только удобным, но и развивать вкус детей, способствовать их эстетическому воспитанию. Флажки 3 – 4-х цветов по числу детей в группе. Ленты разных цветов по 2 на ребенка. Платочки разных цветов (размер 20-25 см). Погремушки по числу детей в группе Цветы небольшие разных оттенков. Обручи маленькие пластмассовые. Шнур яркий длиной 3-4 метра. Мячи среднего размера по числу детей в группе. Музыкальные инструменты (бубен, музыкальный треугольник). Гимнастические палки маленькие. Куклы и мягкие игрушки. Палочки; Кубики; Шарики Цветы; Султанчики; Бубенчики; Колокольчики; Шарфики; Грибочки; Листочки; Дидактический материал; Нотные приложения. 2.2.2. Информационное обеспечение: музыкальный центр; музыкальные записи на компакт - дисках; флеш-накопителях; ИКТ (компьютер, интерактивная доска, мультимедийное оборудование). Фотоаппаратура. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ: https://forum.in-ku.com/forumdisplay.php?f=241 https://forum.in-ku.com/forumdisplay.php?f=143 http://novaya-beresta.ru/load/detskaja_muzyka/muzykalnaja_igrovaja_zarjadka/7-1-0-628http://zvuk.top/collections/children/детская. http://allforchildren.ru/songs/motherland.php. 2.2.3. Кадровое обеспечение В реализации программы принимает участие музыкальный руководитель – Чернова Светлана Викторовна. 2.3. Формы аттестации (способы проверки результатов освоения программы). Метод: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения танцевальных композиций. 32 умение начинать движения с музыкой правильное сочетание рук и ног при выполнении движений способность запоминать музыку и движения умения выполнять образные движения притопывание попеременно ногами кружение в парах прямой галоп Фамилия, имя ребенка умение менять движение в соответсвии с темпом музыки умение выполнять движения по показу Диагностика развития музыкально-ритмических движений у детей младшего возраста (3-4 года). Не освоил. У ребенка отсутствует интерес и желание участвовать в музыкально-ритмической деятельности. Во время движений не реагирует на изменение музыки, продолжает выполнять предыдущее движение. Часто требуется помощь педагога. Частичное освоение. Движения ребенка произвольны, согласованы, менее скованы, напряжены, но интерес к музыкально-ритмическим упражнениям не устойчив. Вслушивается в музыку, но может отвлекаться. Не всегда точно передает ритм. Освоил в полном объеме. Большинство осваиваемых движений выполняется ребенком активно. Наблюдается согласованность движений рук и ног. Ребенок хорошо реагирует на изменение музыки, проявляет положительное эмоциональное отношение к двигательной деятельности, самостоятельно воспроизводит раннее освоенные движения. поскоки на месте и в движении боковой галоп развитие координации движений ритмичная игра на ложках выполнение движений с игрушками кружение в парах и по одному умение перестраиваться в круг умение самостоятельно начинать заканчивать движ. умение двигаться в соответсвии с темпом музыки Фамилия, имя ребенка и Диагностика развития музыкально-ритмических движений у детей (4-5 лет). Не освоил. Ребенок допускает существенные ошибки в технике движений. Не соблюдает заданный темп и ритм, действует только в сопровождении показа педагога. Проявляет минимальную творческую активность, пассивность, не уверен в себе. Частичное освоение. Ребенок владеет главными элементами техники большинства движений. Способен самостоятельно выполнять движения на основе предварительного показа. Увлечен процессом, но не всегда обращает внимание на результат. Движения выполняет ритмично, но просит повторного показа. 33 Освоил в полном объеме. Ребенок проявляет стойкий интерес к музыкально-ритмическим упражнениям, понимает структуру музыкального произведения. Накопленный двигательный опыт переносит на самостоятельную деятельность, делает попытки творческих импровизаций в движениях. 2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: онлайн фотовыставка на сайте ДО, журнал посещаемости, видеозапись, отзыв детей и родителей, грамоты (при наличии конкурсов). 2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: онлайн фотовыставка на сайте ДО, концерт, праздник, конкурсы. 2.4. Оценочные материалы. Метод: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий. При определении оценки индивидуального развития ребенка, за основу взяты следующие критерии: Достижения ребенком (что нас радует) творческая активность, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное выполнение без помощи взрослого, выраженная эмоциональная отзывчивость, интерес к музыкальной деятельности, желание включиться в нее при некотором затруднении в выполнении задания ребенок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, показе, неоднократных повторах. Что вызывает озабоченность - ребенок мало эмоционален, ровно, спокойно относится к музыкальной деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности. 2.5. Методические материалы Особенности организации образовательного процесса – очно. Методы и приемы обучения: НАГЛЯДНЫЕ СЛОВЕСНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ Наглядно-слуховой: -беседа; -передача характера - использование ТСО; -рассказ; музыки в движении; - сравнение контрастных -пояснение; -показ движений; произведений; -разъяснение -исполнение движений в - сравнение танцевальных -стихотворения с соответствии с музыкой; движений; музыкой, движением; -исполнение движений в -применение соответствии с текстом; Наглядно-зрительный: сказочного сюжета; -исполнение движений по -показ картин, иллюстраций; -художественное показу ребёнка; -показ карточек; слово. -исполнение движений с -показ движений педагогом атрибутами; или ребёнком. -исполнение движений в парах; -исполнение движение в кругу; -показ способов игры на муз. инструментах; -исполнение движений, игры на шумовых инструментах по показу взрослого. 34 Форма организации образовательного процесса: групповая в количестве не более 10, воспитанники в возрасте 3-5 лет. Формы организации ОД: групповая форма. Формы организации учебного занятия: ОД. Педагогические технологии: технология индивидуального обучения; технология группового обучения; технология игровой деятельности; здоровьесберегающие технологии. Алгоритм ОД: Структура ОД 1.Элементы хореографии 2.Образно-игровые упражнения. 3..Танцевально-ритмическая гимнастика. 4..Музыкально-подвижные игры. Поклон. Приветствие. Комбинация хореографических упражнений Ходьба: мягкий и пружинный. Шаг, широкий пружинный шаг. Бег: лѐгкий. Образно-танцевальные композиции (из ранее разученных движений) Подвижные игры. Упражнения для развития координации рук. 5..Пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития координации рук. 6. Игроритмика. Самостоятельная деятельность детей. Проявление самостоятельности в танцевальной и игровой деятельности. 2.6.Список литературы 1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб, 2000. 2. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. – СПб: Композитор, 2005. 3. Зарецкая Н., Роот З., Танцы в саду. – М: Айрис-пресс, 2006. 4. Зарецкая Н.В. Танцы для детей среднего дошкольного возраста, Москва «Айриспресс» 2008г. 5. Зарецкая Н.В. Танцы для детей младшего дошкольного возраста, Москва «Айриспресс» 2007г. 7. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 1,2,3,4. - СПб Музыкальная палитра 8. Суворова Т.И. Танцуй, малыш! - СПб., 1 и 2 выпуски. 9. Фирилѐва Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. 10. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. –Ярославль: Академия развития, 2000. 11. Сауко Т.Н, Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкальноритмического воспитания детей 2-3 лет. –СПб., 2001 г. 35