МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11 ИМ. В. И. СМИРНОВА ГОРОДА ТОМСКА 634027 Томск, Кольцевой проезд, 39, тел.: 8 (3822) 47-32-95, e-mail: school11@education70.ru ОКПО 46627431, ИНН 7019036243 КПП 701701001 Принята на заседании педагогического совета от 31.08.2023 г. Протокол №1 Утверждаю Директор МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова г. Томска ____________ А.Ю. Ястребов Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Путешествие с художником» Возраст обучающихся: 3 - 7 лет Срок реализации: 4 учебных года Автор – составитель: Довыденко Алина Евгеньевна, воспитатель г. Томск, 2023 1.3.1. 1.3.2. 1.3.3. 1.3.4. Содержание программы Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы…………………………………3 1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………….................3 1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………………………….5 1.3. Содержание программы……………………………………………........................................6 1.3.1. Учебный план. Содержание учебного плана. Первый год обучения (3-4 лет)…………6 1.3.2. Учебный план. Содержание учебного плана. Второй год обучения (4-5 лет)………….8 1.3.3. Учебный план. Содержание учебного плана. Третий год обучения (5-6 лет)………...11 1.3.4. Учебный план. Содержание учебного плана. Четвертый год обучения (6-7 лет)……13 1.4. Планируемые результаты………………………………………………………………..15 1.4.1. Планируемые результаты. Первый год обучения (3-4 лет)………………………..….15 1.4.2. Планируемые результаты. Второй год обучения (4-5 лет)…………………..…….….15 1.4.3. Планируемые результаты. Третий год обучения (5-6 лет)………………………….….16 1.4.4. Планируемые результаты. Четвертый год обучения (6-7 лет)………………………...16 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий……………………….…..17 2.1. Календарный учебный график ……………………………………………………………..17 2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми 3-4 лет……………………………….17 2.1.2. Календарный учебный график занятий с детьми 4-5 лет………………………………19 2.1.3. Календарный учебный график занятий с детьми 5-6 лет……………………………….22 2.1.4. Календарный учебный график занятий с детьми 6-7 лет……………………………….24 2.2. Условия реализации программы……………………………………………………………28 2.3. Формы аттестации. Способы проверки результатов освоения программы……………..28 2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов………………..28 2.4. Оценочные материалы……………………………………………………………….……..28 2.5. Методические материалы…………………………………………………………………..28 2.6. Список литературы………………………………………………………………………….29 Приложение………………………………………………………………………………………30 2 Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие с художником» художественной направленности ориентирована на развитие формирование и развитие творческих способностей обучающихся. В соответствии с концепцией дополнительного образования, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р, разработанная программа «Путешествие с художником» является одним из условий «для вовлечения детей в художественную деятельность по разным видам искусства и жанрам художественного творчества при сохранении традиций классического искусства». Актуальность разработанной программы определяется потребностями участников образовательных отношений (родителей воспитанников и их законных представителей). По итогам проведенного анкетирования 85% респондентов выразили желание получить образовательную услугу по освоению данной образовательной программы. Также актуальность программы определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), а именно: с п.1.6. ФГОС ДО программа направлена на «обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей"; п.2.6. «Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности»; п.2.7. «изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)» Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие с художником» в соответствии с Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «О Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года», ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом развитии, формировании общей культуры воспитанников ДОО. Данная программа «Путешествие с художником» предлагает занятия по рисованию с использованием нетрадиционных способов рисования и применение различных материалов в ручном труде. Отличительная особенность программы «Путешествие с художником» в том, что она носит вариативный характер используемых с детьми методов и приемов, что обеспечивает психолого-педагогическую поддержку художественно-творческого и эмоционального развития детей в изобразительной деятельности. Программа построена по тематическому принципу, включает в себя репродуктивные виды изобразительного творчества и художественную деятельность творческого характера. Практическая значимость программы: знакомство и работа с цветом (цветоведение), флористика (развивает фантазию), работа с солёным тестом (развитие тактильных особенностей детей). Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие с художником», составленная с опорой на положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования будет способствовать интеграции дошкольного и дополнительного образования, как необходимого условия достижения новых образовательных результатов. Методологической основой для разработки занятий, используемых в программе являются следующие подходы и концепции: методика Афонькиной С. Ю., Афонькиной Е. Ю. «Игрушки из бумаги», Казаковой Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники», Рябко Н. Б. «Занятия по изобразительной деятельности дошкольников. Бумажная пластика». Программа «Путешествие с художником» разработана с учетом следующих нормативных документов: 3 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 2 статьи 53; части 2 - 4, 6, 8 статьи 54; части 1, 2 статьи 101); Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (пункты 3, 6, 7 - 10, 13, 14, 16); ПРИКАЗ от 27 июля 2022 г. № 629 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"; Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Распоряжение департамента образования администрации Города Томска от 01.11.2013 г. № р498 «Об утверждении предельных цен на платные услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями, подведомственными департаменту образования администрации Города Томска»; Постановление администрации Города Томска от 24.03.2011 №249 «Об утверждении предельных цен на платные услуги муниципальных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет департамент образования администрации Города Томска»; Постановление администрации Города Томска от 06.06.2014 г. № 485 и от 24.04.2014 г. № 326 «О внесении изменений в постановление администрации Города Томска» от 24.03.2011 г. № 249 «Об утверждении предельных цен на платные услуги муниципальных учреждений, подведомственных департаменту образования администрации Города Томска»; Положение о предоставлении платных дополнительных образовательных услуг муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №11 им. В.И. Смирнова г. Томска Адресат программы – дети в возрасте 3-7 лет. Возрастные особенности: на протяжении дошкольного возраста у детей художественный замысел крайне неустойчив, легко разрушается, рождается только после действия. Ребенок не задумывается о возможностях практической реализации образов, которые он создает, у ребенка комбинации образов практически бесперспективны. Он фантазирует ради того, чтобы фантазировать. Его привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность. Дошкольник, особенно 3-4-летний, не может представить весь предмет целиком в соотношениях всех его частей. Он рисует предмет последовательно, часть за частью. Дети четвертого года жизни понимают уже смысл рисования, хотя более или менее правильно изобразить предмет они пока не могут. В этом возрасте на первый план выдвигаются следующие задачи обучения изобразительным умениям и навыкам: - научить изображению разнообразных прямолинейных и кругообразных форм несложных предметов, передавая их основные признаки (цвет, форму); - развивать чувство цвета - умение различать и называть основные цвета; - развивать композиционные навыки - располагать изображение в середине листа бумаги; - совершенствовать технические навыки. У детей до 5 лет создание новых образов протекает непреднамеренно. Поэтому несмотря на то, что они с удовольствием фантазируют, часто в ответ на просьбу взрослого «Нарисуй, что хочешь» отвечают отказом. Отказы объясняются тем, что малыши еще не умеют руководить деятельностью воображения. В 4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в ручном труде. Для того чтобы воображать, ребёнку нужно что-то делать: играть, рисовать, строить или рассказывать. Дошкольник «отрывается» в воображении от конкретной ситуации, у него возникает чувство свободы, 4 независимости от нее. Он как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но и животных, предметов. Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии - то, что сильно взволновало, увлекло, поразило. В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел, и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Дети способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения замысла. Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы, затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации: в коллективных играх, продуктивных видах деятельности. В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов - изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность. У старших дошкольников образы в рисунках становятся все более оригинальными. Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте. Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными чувствами, личностным смыслом. Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на четыре учебных года обучения (октябрь-май), общее количество учебных часов для освоения программы 256 часов (64 часа на каждый учебный год). Форма обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса – групповая работа в одновозрастном постоянном составе. Режим занятий - 2 раза в неделю, периодичность - с октября по май включительно. 1.2. Цель и задачи программы. Цель: развитие творческих способностей и воображения в процессе организации изобразительной деятельности (ручной труд, изобразительная деятельность). Задачи: 1. Познакомить детей с различными приемами преобразования бумаги, ткани, ваты, природного и бросового материалов; 2. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы; 3. Расширять художественный кругозор, обогащать личный жизненно – практический опыт учащихся; 4. Развивать мелкую моторику рук. 5. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, адекватную самооценку; 6. Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного; 5 1.3. Содержание программы. 1.3.1 Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Первый год (возраст 3-4 года) 1. Название № раздела, темы Формы Содержание проверки реализации программы 1. «Как мы рисуем» Рисование карандашами 2. «Мячики для котят» Выставка рисование поролоновым тампоном. детских Гуашь. работ Прочитать детям стихотворение В. Берестова «Котенок». 3. «Кубик на кубик» Выставка Прочитать детям рассказ Я.Тайца (аппликация). детских «Кубик на кубик». Составление из работ кубиков пирамидку. 4. Выставка Рисование поролоновым тампоном. детских Гуашь. «Ежик» работ Игровая ситуация: отправится с детьми в лес и увидеть ежика, затем нарисовать ему иголки. 5. Аппликация из засушенных листьев. «Листья из леса» Чтение стихов о осени, листьях. 6. Выставка Свободная композиция детских Работа по образцу и по замыслу работ 7. Цветоведение Знакомство с понятием цвет 8. Основные цвета Знакомство с основными цветами 9. Смешение основных Способы получения новых цветов. цветов Работа с палитрой 10 Рисование гуашью кубиков основными «Цветные клубочки» . цветами. 11 Выставка Осенние плоды: виноград, Раскрашивание заготовок, стараясь не . детских слива, вишня и пр. выходить за край работ 12 Изображение по замыслу Работа по замыслу . 13 Прочитать стихотворение В. Берестова «Заинька». Украшение прямоугольных ковриков «Коврик для зайчат» вырезанных из цветной бумаги, акварельными красками 14 «Кукольный дом» 15 «Колобок» Рисование с элементами аппликации. Рассматривание иллюстраций зданий в книгах. Формировать умение рисовать детей карандашами полукруглые предметы и аккуратно закрашивать их. Обогащать речевой словарь. Предложить детям прослушать стих и угадать кто к ним в гости придет. 6 обучения Количест во часов Практика 2 1 1 1 2 2 2 1 2 1 2 1 1 2 1 16 «Шарики, фонарики, бусы и хлопушки» 17 «Шарики, фонарики, бусы и хлопушки» 18 «Колодец» 19 «Елочный шарик» 20 «Ладошка» 21 Знакомство с работой из соленого теста. 22 Новогодняя глиняная сказка. 23 Снеговик. 24 В январе все деревья в серебре Зимний лес 25 Зимний лес 26 Домашние животные 27 Изображение по замыслу Выставка детских работ Выставка детских работ Дикие животные Подарок для папы 30 Птицы прилетели домой. Кормушка 31 Здравствуй, весна! 32 Мамин день 33 Изображение по замыслу 34 Мои любимые животные из сказок 1 Лепка пано с деревьями, оформление пайетками и бусинами 2 Лепка пано с деревьями, оформление пайетками и бусинами Лепка из соленого теста с использованием бросового материала (шишки, желуди, веточки и т.д.) 1 Выставка детских работ 1 1 1 1 1 2 2 1 1 Работа по замыслу детей Лепка из соленого теста с использованием бросового материала (шишки, желуди, веточки и т.д.) 28 29 Ознакомить детей с новогодним украшением улицы города. Вырезанные из цветной бумаги круги, овалы диаметром 6-8 см Украшение готовых форм элементарными узорами Формировать умение делать из колбасок кольца и ставить их друг на друга, чтобы получился колодец. Развивать речь и мышление. Чтение сказки В. Сутеева «Разные колеса». Налеп из пластилина. Украшение объемного изделия маленькими пластилиновыми шариками Аппликация из заготовленных силуэтов предметов. Гимнастика для пальцев. Смешивание муки, соли и воды. Игры с соленым тестом. Создание героев для выбранной сказки из соленого теста Снеговик из соленого теста, оформление по замыслу детей 1 2 Открытка Создание кормушки из палочек от мороженого, картона, одноразовой посуды Весенний букет. Способы создания цветов из бумаги Создание пано (цветы оригами) Работа по замыслу детей известными способами. Лепка из соленого теста с использованием бросового материала 7 1 1 2 1 2 (шишки, желуди, веточки и т.д.) 35 Божьи коровки на лужайке 36 Весенние цветы 37 Изображение по замыслу Выставка детских работ 38 Лепка из соленого теста «Цветы» 39 Роспись цветов 40 41 . 42 43 44 45 Изображение по замыслу Весенний город из коробок Роспись домов для города День Победы! Изображение по замыслу Создание узора из геометрических фигур Бабочка Аппликация из мозаики по замыслу 48 Изображение по замыслу ИТОГО 46 47 Выставка детских работ Оформление пано (гуашь, крупа) 1 Цветы из соленого теста 1 1 Работа по замыслу детей Лепка из соленого теста 1 Роспись цветов из соленого теста гуашью Работа по замыслу Работа с коробками разных размеров. Склеивание, оформление дома. Роспись домов Создание танка из коробок. Работа по замыслу Работа с геометрическими фигурами разного цвета и размера. Создание простых композиций Раскрашивание крыльев бабочки 1 Работа по замыслу Работа по замыслу 1.3.2 Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Второй год (возраст 4-5 лет) № Название раздела, темы Формы Содержание проверки реализации программы 1. «Как мы рисуем» Рисование карандашами 2. «Мячики для котят» Выставка рисование поролоновым тампоном. детских Гуашь. работ Прочитать детям стихотворение В. Берестова «Котенок». 3. «Кубик на кубик» Выставка Прочитать детям рассказ Я.Тайца (аппликация). детских «Кубик на кубик». Составление из работ кубиков пирамидку. 4. Выставка Рисование поролоновым тампоном. детских Гуашь. «Ежик» работ Игровая ситуация: отправится с детьми в лес и увидеть ежика, затем нарисовать ему иголки. 5. Аппликация из засушенных листьев. «Листья из леса» Чтение стихов о осени, листьях. 6. Выставка Свободная композиция детских Работа по образцу и по замыслу работ 7. Цветоведение Знакомство с понятием цвет 8 1 1 1 1 1 1 2 1 1 64 обучения Количест во часов Практика 2 1 1 1 2 2 2 8. 9. Основные цвета Смешение основных цветов 10 «Цветные клубочки» . 11 Осенние плоды: виноград, . слива, вишня и пр. 12 Изображение по замыслу . 13 «Коврик для зайчат» 14 «Кукольный дом» 15 «Колобок» 16 «Шарики, фонарики, бусы и хлопушки» 17 «Шарики, фонарики, бусы и хлопушки» 18 «Колодец» 19 «Елочный шарик» 20 «Ладошка» 21 Знакомство с работой из соленого теста. 22 Новогодняя глиняная сказка. 23 Снеговик. 24 В январе все деревья в серебре Выставка детских работ Знакомство с основными цветами Способы получения новых цветов. Работа с палитрой Рисование гуашью кубиков основными цветами. 1 2 Раскрашивание заготовок, стараясь не выходить за край 2 Работа по замыслу 1 Прочитать стихотворение В. Берестова «Заинька». Украшение прямоугольных ковриков вырезанных из цветной бумаги, акварельными красками 1 Рисование с элементами аппликации. Рассматривание иллюстраций зданий в книгах. Формировать умение рисовать детей карандашами полукруглые предметы и аккуратно закрашивать их. Обогащать речевой словарь. Предложить детям прослушать стих и угадать кто к ним в гости придет. Ознакомить детей с новогодним украшением улицы города. Вырезанные из цветной бумаги круги, овалы диаметром 6-8 см Украшение готовых форм элементарными узорами Формировать умение делать из колбасок кольца и ставить их друг на друга, чтобы получился колодец. Развивать речь и мышление. Чтение сказки В. Сутеева «Разные колеса». Налеп из пластилина. Украшение объемного изделия маленькими пластилиновыми шариками Аппликация из заготовленных силуэтов предметов. Гимнастика для пальцев. Смешивание муки, соли и воды. Игры с соленым тестом. Создание героев для выбранной сказки из соленого теста Снеговик из соленого теста, оформление по замыслу детей Лепка пано с деревьями, оформление пайетками и бусинами 2 9 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 Зимний лес 25 Зимний лес 26 Домашние животные 27 Изображение по замыслу Выставка детских работ Выставка детских работ Дикие животные Подарок для папы 30 Птицы прилетели домой. Кормушка 31 Здравствуй, весна! Выставка детских работ 32 Мамин день 33 Изображение по замыслу 34 Мои любимые животные из сказок 35 Божьи коровки на лужайке 36 Весенние цветы 37 Изображение по замыслу Выставка детских работ 38 Лепка из соленого теста «Цветы» 39 Роспись цветов 40 41 . 42 43 44 45 Изображение по замыслу Весенний город из коробок Роспись домов для города День Победы! Изображение по замыслу Создание узора из геометрических фигур Бабочка Аппликация из мозаики по замыслу 48 Изображение по замыслу ИТОГО 46 47 Выставка детских работ 1 1 1 Работа по замыслу детей Лепка из соленого теста с использованием бросового материала (шишки, желуди, веточки и т.д.) 28 29 Лепка пано с деревьями, оформление пайетками и бусинами Лепка из соленого теста с использованием бросового материала (шишки, желуди, веточки и т.д.) 1 2 Открытка Создание кормушки из палочек от мороженого, картона, одноразовой посуды Весенний букет. Способы создания цветов из бумаги Создание пано (цветы оригами) Работа по замыслу детей известными способами. Лепка из соленого теста с использованием бросового материала (шишки, желуди, веточки и т.д.) 1 Оформление пано (гуашь, крупа) 1 Цветы из соленого теста 1 1 1 2 1 2 Работа по замыслу детей Лепка из соленого теста 1 Роспись цветов из соленого теста гуашью Работа по замыслу Работа с коробками разных размеров. Склеивание, оформление дома. Роспись домов Создание танка из коробок. Работа по замыслу Работа с геометрическими фигурами разного цвета и размера. Создание простых композиций Раскрашивание крыльев бабочки 1 Работа по замыслу Работа по замыслу 10 1 1 1 1 1 1 2 1 1 64 1.3.3 Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Третий год (возраст 5-6 лет) № Название раздела, темы Формы Содержание проверки реализации программы 1. Понятие флористики. Знакомство с понятием «Флористика». Фантазии из листьев и Свободная деятельность с цветами и цветов. листьями. 2. Букет из листьев Выставка Работа по замыслу детских работ 3. Выставка Составление из листьев бабочки. Бабочка детских Оформление крыльев. работ 4. Выставка Составление из листьев рыбки Рыбка детских (аппликация из листьев) работ 5. Знакомство с понятием «Композиция». Образы в композиции Способы составления композиции 6. Выставка Свободная композиция детских Работа по образцу и по замыслу работ 7. Цветоведение Знакомство с цветовым кругом 8. Основные цвета Знакомство с основными цветами 9. Знакомство с дополнительными Дополнительные цвета цветами 10 Смешение основных Способы получения новых цветов. . цветов Работа с палитрой 11 Выставка Осенние плоды: виноград, . детских Создание пано из пластилина и листьев слива, вишня и пр. работ 12 Изображение по замыслу Работа по замыслу . 13 Знакомство с народными росписями, игрушками, Знакомство с народными росписями костюмами, промыслами (просмотр презентации, иллюстраций) и пр. 14 Знакомство с хохломской росписью. Хохломская роспись Раскрашивание узора. Оформление им коробки 15 Посещение музея матрешки. Сестрицы-матрешки Раскрашивание матрешки по замыслу. Создание узора на матрешке. 16 Знакомство с росписью голубая гжель. Голубая гжель Раскрашивание узора. Оформление им коробки 17 Знакомство с Жостовским букетом. Жостовский букет Раскрашивание узора. Оформление им «Цветы на подносе» коробки 18 Изготовление подноса Изготовление подноса из папье-маше 11 обучения Количест во часов Практика 2 1 1 1 2 2 2 1 1 2 2 1 2 1 1 1 1 1 19 Роспись подноса 20 Роспись матрешки 21 Знакомство с работой из соленого теста. 22 Новогодняя глиняная сказка. 23 Снеговик. 24 В январе все деревья в серебре Зимний лес 25 Зимний лес 26 Домашние животные 27 Изображение по замыслу Выставка детских работ Выставка детских работ 28 Дикие животные 29 Подарок для папы 30 Птицы прилетели домой. Кормушка 31 Здравствуй, весна! Выставка детских работ 32 Мамин день 33 Изображение по замыслу 34 Мои любимые животные из сказок 35 Божьи коровки на лужайке 36 Весенние цветы 37 Изображение по замыслу 38 Лепка из соленого теста «Цветы» 39 Роспись цветов 40 Изображение по замыслу 41 Весенний город из . коробок 42 Роспись домов для города Выставка детских работ Роспись подноса Изготовление матрешки из папье-маше. Роспись Смешивание муки, соли и воды. Игры с соленым тестом. Создание героев для выбранной сказки из соленого теста Снеговик из соленого теста, оформление по замыслу детей 1 1 Лепка пано с деревьями, оформление пайетками и бусинами 2 Лепка пано с деревьями, оформление пайетками и бусинами Лепка из соленого теста с использованием бросового материала (шишки, желуди, веточки и т.д.) 1 1 2 2 1 1 Работа по замыслу детей Лепка из соленого теста с использованием бросового материала (шишки, желуди, веточки и т.д.) Изготовление из коробок военного транспорта. Обклеивание цветной бумагой. Создание кормушки из палочек от мороженого, картона, одноразовой посуды Весенний букет. Способы создания цветов из бумаги Создание пано (цветы оригами) Работа по замыслу детей известными способами. Лепка из соленого теста с использованием бросового материала (шишки, желуди, веточки и т.д.) Оформление пано (камни, гуашь, соленое тесто, крупа) Цветы из соленого теста 1 2 1 1 2 1 2 1 1 1 Работа по замыслу детей Лепка из соленого теста 1 Роспись цветов из соленого теста гуашью Работа по замыслу Работа с коробками разных размеров. Склеивание, оформление дома. Роспись домов 1 12 1 1 1 43 День Победы! 44 Изображение по замыслу 45 Создание узора из геометрических фигур Бабочка (создание узоров на крыльях из геометрических фигур) 47 Аппликация из мозаики по замыслу 48 Изображение по замыслу ИТОГО 46 Выставка детских работ Создание танка из коробок и бросового материала. Работа по замыслу Работа с геометрическими фигурами разного цвета и размера. Создание простых композиций 1 Создание бабочки и ее оформление из геометрических фигур 2 Работа по замыслу 1 Работа по замыслу 1 64 1.3.4. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Четвертый год (возраст 6-7 лет) № Название раздела, темы Формы Содержание проверки реализации программы 1. Понятие флористики. Знакомство с понятием «Флористика». Фантазии из листьев и Свободная деятельность с цветами и цветов. листьями. 2. Букет из листьев Выставка Работа по замыслу детских работ 3. Выставка Составление из листьев бабочки. Бабочка детских Оформление крыльев. работ 4. Выставка Составление из листьев рыбки Рыбка детских (аппликация из листьев) работ 5. Знакомство с понятием «Композиция». Образы в композиции Способы составления композиции 6. Выставка Свободная композиция детских Работа по образцу и по замыслу работ 7. Цветоведение Знакомство с цветовым кругом 8. Основные цвета Знакомство с основными цветами 9. Знакомство с дополнительными Дополнительные цвета цветами 10 Смешение основных Способы получения новых цветов. . цветов Работа с палитрой 11 Выставка Осенние плоды: виноград, . детских Создание пано из пластилина и листьев слива, вишня и пр. работ 12 Изображение по замыслу Работа по замыслу . 13 Знакомство с народными Знакомство с народными росписями росписями, игрушками, (просмотр презентации, иллюстраций) костюмами, промыслами 13 1 1 обучения Количест во часов Практика 2 1 1 1 2 2 2 1 1 2 2 1 2 и пр. 14 Хохломская роспись 15 Сестрицы-матрешки 16 Голубая гжель 17 Жостовский букет «Цветы на подносе» 18 Изготовление подноса 19 Роспись подноса 20 Роспись матрешки 21 Знакомство с работой из соленого теста. 22 Новогодняя глиняная сказка. 23 Снеговик. 24 В январе все деревья в серебре Зимний лес 25 Зимний лес 26 Домашние животные 27 Изображение по замыслу Выставка детских работ Выставка детских работ 28 Дикие животные 29 Подарок для папы 30 Птицы прилетели домой. Кормушка 31 Здравствуй, весна! 32 Мамин день 33 Изображение по замыслу 34 Мои любимые животные из сказок Выставка детских работ Знакомство с хохломской росписью. Раскрашивание узора. Оформление им коробки Посещение музея матрешки. Раскрашивание матрешки по замыслу. Создание узора на матрешке. Знакомство с росписью голубая гжель. Раскрашивание узора. Оформление им коробки Знакомство с Жостовским букетом. Раскрашивание узора. Оформление им коробки Изготовление подноса из папье-маше Роспись подноса Изготовление матрешки из папье-маше. Роспись Смешивание муки, соли и воды. Игры с соленым тестом. Создание героев для выбранной сказки из соленого теста Снеговик из соленого теста, оформление по замыслу детей 1 Лепка пано с деревьями, оформление пайетками и бусинами 2 Лепка пано с деревьями, оформление пайетками и бусинами Лепка из соленого теста с использованием бросового материала (шишки, желуди, веточки и т.д.) 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 Работа по замыслу детей Лепка из соленого теста с использованием бросового материала (шишки, желуди, веточки и т.д.) Изготовление из коробок военного транспорта. Обклеивание цветной бумагой. Создание кормушки из палочек от мороженого, картона, одноразовой посуды Весенний букет. Способы создания цветов из бумаги Создание пано (цветы оригами) Работа по замыслу детей известными способами. Лепка из соленого теста с использованием бросового материала (шишки, желуди, веточки и т.д.) 14 1 2 1 1 2 1 2 35 Божьи коровки на лужайке 36 Весенние цветы 37 Изображение по замыслу Оформление пано (камни, соленое тесто, крупа) Цветы из соленого теста Выставка детских работ 38 Лепка из соленого теста «Цветы» 39 Роспись цветов 40 Изображение по замыслу 41 Весенний город из . коробок 42 Роспись домов для города 43 День Победы! 44 Изображение по замыслу 45 Создание узора из геометрических фигур Выставка детских работ Бабочка (создание узоров на крыльях из геометрических фигур) 47 Аппликация из мозаики по замыслу 48 Изображение по замыслу ИТОГО 46 гуашь, 1 1 1 Работа по замыслу детей Лепка из соленого теста 1 Роспись цветов из соленого теста гуашью Работа по замыслу Работа с коробками разных размеров. Склеивание, оформление дома. Роспись домов Создание танка из коробок и бросового материала. Работа по замыслу Работа с геометрическими фигурами разного цвета и размера. Создание простых композиций 1 Создание бабочки и ее оформление из геометрических фигур 2 Работа по замыслу 1 Работа по замыслу 1 64 1 1 1 1 1 1 1.4. Планируемые результаты. 1.4.1. Первый год обучения (3-4 года) Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам, правильно пользуется карандашами, кистью и красками; пытается в рисовании изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность, умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Умеет отделять от большого куска пластилина, теста небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней, пытается в лепке изображать простые предметы, передавая их образную выразительность; умеет занимать себя самостоятельной художественной деятельностью, испытывает положительные эмоции от познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности. создает изображения предметов из готовых фигур, умеет аккуратно использовать материалы, участвует в разговорах во время рассматривания предметов, пытается в аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность, адекватно реагирует на замечания и предложения взрослого. 1.4.2. Второй год обучения (4-5 лет) Пытается в рисовании изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность, отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности, в диалоге с педагогом умеет услышать и понять заданный вопрос, не перебивает говорящего взрослого, соблюдает правила элементарной вежливости. Активен при создании индивидуальных композиций в аппликации; с удовольствием участвует в выставках детских работ, проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту окружающих предметов, объектов природы, умеет занимать себя самостоятельной художественной деятельностью, имеет простейшие навыки организованного поведения в детском саду Использует разнообразные приемы лепки, проявляет интерес к животным, задает вопросы взрослому, участвует в беседе во время рассматривания предметов, картин, иллюстрации, наблюдений за живыми 15 объектами, изображает простые предметы и явления, передавая их образную выразительность, пытается отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности. 1.4.3. Третий год обучения (5-6 лет) Развивается способность к самостоятельному анализу сооружений, рисунков, схем (по обобщенному способу). Совершенствуются навыки пространственной ориентации. Формируются навыки и умения в художественном труде и дизайне с использованием разных материалов (бумаги, картона, бросового и природного материала и пр.). Дети умеют мастерить несложные поделки по принципу оригами. Развивается художественный вкус при оформлении построек и изделий в процессе гармоничного сочетания элементов по форме, величине, цвету, фактуре и пр. Формируется стремление к совместной деятельности. Формируются навыки коммуникативного, делового общения. Продолжает формироваться умение пользоваться инструментами и материалами для труда. Формируется умение самостоятельно подготавливать к работе необходимые материалы. Формируется привычка соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте. 1.4.4. Четвертый год обучения (6-7 лет) Сформировано умение самостоятельно анализировать сооружения, поделки, рисунки, схемы, чертежи. Продолжает формироваться умение придумывать свои конструкции и изделия из разных материалов и воплощать их сначала в зарисовках, схемах. Сформированы навыки пространственной ориентации. Сформировано умение конструировать и мастерить как индивидуально, так и совместно по образцам, по условиям, по замыслу. Осваиваются разные виды конструкторов, формируется умение создавать простейшие двигающиеся механизмы (рычаг, блок, зубчатая передача). Продолжает формироваться умение создавать с помощью разных материалов оригинальные художественные образы. Формируется художественный вкус в процессе оформления конструкций, изготовления поделок, в дизайн-деятельности. Умеют мастерить игрушки, поделки, в основе которых лежат объемные формы (модули), делать несложные выкройки, создавать эскизы (изделия из бумажных цилиндров, конусов, кубических и прочих форм). Осваивают способы изготовления поделок по принципу оригами. Приобщаются к дизайну (к моделированию, проектированию, макетированию, оформительской деятельности). Совершенствуются навыки коммуникативного, делового общения. Сформировано умение самостоятельно подготавливать к работе свое рабочее место. Сформирована привычка соблюдать чистоту и порядок. Развита поисковая деятельность. Умеют анализировать поделку. Сформировано положительное отношение к труду. Развиты конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности. Рука подготовлена к письму. 16 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий. 2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми 3-4 лет на 2023-2024 учебный год. № Месяц Число Время Форма Кол-во Тема занятия Место Форма п/п проведения занятия часов проведения контроля занятия 1 Октябрь 02.10 15.30–16.00 ОД 2 «Как мы рисуем» Кабинет 2 04.10 3 Октябрь 09.10 15.30–16.00 1 «Мячики для котят» Выставка ОД Кабинет детских работ 4 Октябрь 11.10 15.30–16.00 1 Выставка ОД Кабинет «Кубик на кубик» детских (аппликация). работ 5 Октябрь 16.10 15.30–16.00 1 Выставка ОД Кабинет «Ежик» детских работ 6 Октябрь 18.10 15.30–16.00 2 ОД Кабинет «Листья из леса» 7 23.10 8 Октябрь 25.10 15.30–16.00 2 Выставка ОД Кабинет Свободная 9 30.10 детских композиция работ 10 Ноябрь 01.11 15.30–16.00 2 ОД Кабинет Цветоведение 11 08.11 12 Ноябрь 13.11 15.30–16.00 1 ОД Кабинет Основные цвета 13 14 15 Ноябрь Смешение основных цветов «Цветные клубочки» Осенние плоды: виноград, слива, вишня и пр. Изображение по замыслу Кабинет 16 17 1 «Коврик для зайчат» Кабинет ОД 2 «Кукольный дом» 15.30–16.00 ОД 1 «Колобок» Кабинет 20.12 15.30–16.00 ОД 1 Кабинет Декабрь 25.12 15.30–16.00 ОД 1 «Шарики, фонарики, бусы и хлопушки» «Шарики, фонарики, бусы и хлопушки» Декабрь 27.12 15.30–16.00 ОД 1 «Колодец» Кабинет 15.11 20.11 22.11 15.30–16.00 ОД 2 15.30–16.00 ОД 1 Ноябрь 27.11 29.11 15.30–16.00 ОД 2 18 Декабрь 04.12 15.30–16.00 ОД 1 19 Декабрь 06.12 15.30–16.00 ОД 20 21 22 Декабрь 15.30–16.00 Декабрь 11.12 13.12 18.12 23 Декабрь 24 25 Ноябрь Январь Январь Зимние каникулы 17 Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Выставка детских работ 26 Январь 10.01 15.30–16.00 ОД 1 «Елочный шарик» Кабинет 27 Январь 15.01 15.30–16.00 ОД 1 «Ладошка» Кабинет 28 Январь 17.01 15.30–16.00 ОД 1 Кабинет 29 30 31 32 33 34 Январь 22.01 24.01 29.01 31.01 05.02 07.02 15.30–16.00 ОД 2 Знакомство с работой из соленого теста. Новогодняя глиняная сказка. 15.30–16.00 ОД 2 Снеговик. 15.30–16.00 ОД 2 В январе все деревья в серебре Зимний лес Кабинет Кабинет Январь Февраль Кабинет Кабинет 35 Февраль 12.02 15.30–16.00 ОД 1 Зимний лес 36 Февраль 14.02 15.30–16.00 ОД 1 Домашние животные 37 Февраль 19.02 15.30–16.00 ОД 1 Изображение по замыслу 38 Февраль 21.02 15.30–16.00 ОД 1 Дикие животные 39 40 Февраль 26.02 28.02 15.30–16.00 ОД 2 41 Март 04.03 15.30–16.00 ОД 1 Птицы прилетели домой. Кормушка Кабинет 42 Март 06.03 15.30–16.00 ОД 1 Здравствуй, весна! Кабинет 43 44 45 Март 11.03 13.03 18.03 15.30–16.00 ОД 2 Мамин день 15.30–16.00 ОД 1 46 47 48 Март 20.03 25.03 27.03 15.30–16.00 ОД 2 15.30–16.00 ОД 1 Изображение по замыслу Мои любимые животные из сказок Божьи коровки на лужайке 49 50 51 Апрель 01.04 03.04 08.04 15.30–16.00 ОД 2 Весенние цветы 15.30–16.00 ОД 1 Изображение по замыслу 52 53 54 Апрель 15.30–16.00 ОД 2 15.30–16.00 ОД 1 Лепка из соленого теста «Цветы» Роспись цветов Кабинет Апрель 10.04 15.04 17.04 55 Апрель 22.04 15.30–16.00 ОД 1 Изображение по замыслу Кабинет Март Март Апрель Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Подарок для папы 18 Выставка детских работ Выставка детских работ Выставка детских работ Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Выставка детских работ 56 Апрель 24.04 15.30–16.00 ОД 1 Весенний город из коробок Роспись домов для города Кабинет 57 Май 06.05 15.30–16.00 ОД 1 58 Май 08.05 15.30–16.00 ОД 1 День Победы! Кабинет 59 Май 13.05 15.30–16.00 ОД 1 Кабинет 15.30–16.00 ОД 1 15.30–16.00 ОД 2 Май 20.05 22.05 27.05 Изображение по замыслу Создание узора из геометрических фигур Бабочка 60 Май 15.05 61 62 63 Май 15.30–16.00 ОД 1 Кабинет Май 29.05 15.30–16.00 ОД 1 Аппликация из мозаики по замыслу Изображение по замыслу 64 Количество учебных недель Количество учебных дней Продолжительность каникул Кабинет Кабинет Выставка детских работ Кабинет Кабинет 32 64 31.12.202308.01.2024г. (зимние) 31.05.202431.08.2024 г. (летние) 01.10.202331.05.2024 Дата начала и окончания учебных периодов 2.1.2. Календарный учебный график занятий с детьми 4-5 лет на 2023-2024 учебный год. № Месяц Число Время Форма Кол-во Тема занятия Место Форма п/п проведения занятия часов проведения контроля занятия 1 Октябрь 02.10 16.00-16.30 ОД 2 «Как мы рисуем» Кабинет 2 04.10 3 Октябрь 09.10 16.00-16.30 1 «Мячики для котят» Выставка ОД Кабинет детских работ 4 Октябрь 11.10 16.00-16.30 1 «Кубик на кубик» Выставка ОД Кабинет (аппликация). детских работ 5 Октябрь 16.10 16.00-16.30 1 Выставка ОД Кабинет «Ежик» детских работ 6 Октябрь 18.10 16.00-16.30 2 ОД Кабинет «Листья из леса» 7 23.10 8 Октябрь 25.10 16.00-16.30 2 Выставка ОД Кабинет Свободная 9 30.10 детских композиция работ 10 Ноябрь 01.11 16.00-16.30 2 ОД Кабинет Цветоведение 11 08.11 19 12 Ноябрь 13.11 16.00-16.30 ОД 1 Основные цвета Кабинет 13 14 15 Ноябрь 15.11 20.11 22.11 16.00-16.30 ОД 2 Кабинет 16.00-16.30 ОД 1 16 17 Ноябрь 27.11 29.11 16.00-16.30 ОД 2 18 Декабрь 04.12 16.00-16.30 ОД 1 19 Декабрь 06.12 16.00-16.30 ОД 1 Смешение основных цветов «Цветные клубочки» Осенние плоды: виноград, слива, вишня и пр. Изображение по замыслу «Коврик для зайчат» 20 21 Декабрь 11.12 13.12 16.00-16.30 ОД 2 22 Декабрь 18.12 16.00-16.30 ОД 1 «Колобок» Кабинет 23 Декабрь 20.12 16.00-16.30 ОД 1 Кабинет 24 Декабрь 25.12 16.00-16.30 ОД 1 «Шарики, фонарики, бусы и хлопушки» «Шарики, фонарики, бусы и хлопушки» 25 Декабрь 27.12 16.00-16.30 ОД 1 «Колодец» Кабинет 26 Январь Январь Январь 10.01 16.00-16.30 ОД 1 «Елочный шарик» Кабинет 27 Январь 15.01 16.00-16.30 ОД 1 «Ладошка» Кабинет 28 Январь 17.01 16.00-16.30 ОД 1 Кабинет 29 30 31 32 33 34 Январь 22.01 24.01 29.01 31.01 05.02 07.02 16.00-16.30 ОД 2 Знакомство с работой из соленого теста. Новогодняя глиняная сказка. 16.00-16.30 ОД 2 Снеговик. 16.00-16.30 ОД 2 В январе все деревья в серебре Зимний лес Кабинет Кабинет Ноябрь Январь Февраль «Кукольный дом» Кабинет Кабинет Выставка детских работ Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Зимние каникулы 35 Февраль 12.02 16.00-16.30 ОД 1 Зимний лес 36 Февраль 14.02 16.00-16.30 ОД 1 Домашние животные 37 Февраль 19.02 16.00-16.30 ОД 1 Изображение по замыслу 38 Февраль 21.02 16.00-16.30 ОД 1 Дикие животные 20 Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Выставка детских работ Выставка детских работ 39 40 Февраль 41 ОД Кабинет 26.02 28.02 16.00-16.30 Март 04.03 16.00-16.30 ОД 1 Птицы прилетели домой. Кормушка Кабинет 42 Март 06.03 16.00-16.30 ОД 1 Здравствуй, весна! Кабинет 43 44 45 Март 11.03 13.03 18.03 16.00-16.30 ОД 2 Мамин день 16.00-16.30 ОД 1 46 47 48 Март 20.03 25.03 27.03 16.00-16.30 ОД 2 16.00-16.30 ОД 1 Изображение по замыслу Мои любимые животные из сказок Божьи коровки на лужайке 49 50 51 Апрель 01.04 03.04 08.04 16.00-16.30 ОД 2 Весенние цветы 16.00-16.30 ОД 1 Изображение по замыслу 52 53 54 Апрель 16.00-16.30 ОД 2 16.00-16.30 ОД 1 Лепка из соленого теста «Цветы» Роспись цветов Кабинет Апрель 10.04 15.04 17.04 55 Апрель 22.04 16.00-16.30 ОД 1 Кабинет 56 Апрель 24.04 16.00-16.30 ОД 1 57 Май 06.05 16.00-16.30 ОД 1 Изображение по замыслу Весенний город из коробок Роспись домов для города 58 Май 08.05 16.00-16.30 ОД 1 День Победы! Кабинет 59 Май 13.05 16.00-16.30 ОД 1 Кабинет 60 Май 15.05 16.00-16.30 ОД 1 61 62 63 Май 16.00-16.30 ОД 2 Май 20.05 22.05 27.05 Изображение по замыслу Создание узора из геометрических фигур Бабочка 16.00-16.30 ОД 1 Кабинет 64 Май 29.05 16.00-16.30 ОД 1 Аппликация из мозаики по замыслу Изображение по замыслу Март Март Апрель 2 Подарок для папы Количество учебных недель Количество учебных дней Продолжительность каникул Выставка детских работ Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Выставка детских работ Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Выставка детских работ Кабинет Кабинет 32 64 31.12.202308.01.2024г. (зимние) 31.05.202431.08.2024 г. (летние) 21 Дата начала и окончания учебных периодов 01.10.202331.05.2024 2.1.3. Календарный учебный график занятий с детьми 5-6 лет на 2023-2024 учебный год. № Месяц Число Время Форма Кол-во Тема занятия Место Форма п/п проведения занятия часов проведения контроля занятия 1 Октябрь 02.10 16.30-17.00 2 Понятие ОД Кабинет 2 04.10 флористики. Фантазии из листьев и цветов. 3 Октябрь 09.10 16.30-17.00 1 Букет из листьев Выставка ОД Кабинет детских работ 4 Октябрь 11.10 16.30-17.00 1 Выставка ОД Кабинет Бабочка детских работ 5 Октябрь 16.10 16.30-17.00 1 Выставка ОД Кабинет Рыбка детских работ 6 Октябрь 18.10 16.30-17.00 2 Образы в ОД Кабинет 7 23.10 композиции 8 Октябрь 25.10 16.30-17.00 2 Выставка ОД Кабинет Свободная 9 30.10 детских композиция работ 10 Ноябрь 01.11 16.30-17.00 2 ОД Кабинет Цветоведение 11 08.11 12 Ноябрь 13.11 16.30-17.00 1 ОД Кабинет Основные цвета 13 14 15 Ноябрь 16 17 15.11 20.11 22.11 16.30-17.00 ОД 1 16.30-17.00 ОД 2 Ноябрь 27.11 29.11 16.30-17.00 ОД 2 18 Декабрь 04.12 16.30-17.00 ОД 1 19 Декабрь 06.12 16.30-17.00 ОД 2 20 21 22 Декабрь 16.30-17.00 ОД 1 Декабрь 11.12 13.12 18.12 16.30-17.00 ОД 1 23 Декабрь 20.12 16.30-17.00 ОД 1 Ноябрь 22 Дополнительные цвета Смешение основных цветов Осенние плоды: виноград, слива, вишня и пр. Изображение по замыслу Знакомство с народными росписями, игрушками, костюмами, промыслами и пр. Хохломская роспись Сестрицыматрешки Кабинет Голубая гжель Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Выставка детских работ 24 Декабрь 25.12 16.30-17.00 ОД 25 Декабрь 27.12 16.30-17.00 ОД 26 Январь Январь Январь 10.01 16.30-17.00 27 Январь 15.01 28 Январь 29 30 31 32 33 34 Январь Январь Февраль Жостовский букет «Цветы на подносе» 1 Изготовление подноса Зимние каникулы Кабинет ОД 1 Роспись подноса Кабинет 16.30-17.00 ОД 1 Роспись матрешки Кабинет 17.01 16.30-17.00 ОД 1 Кабинет 22.01 24.01 29.01 31.01 05.02 07.02 16.30-17.00 ОД 2 Знакомство с работой из соленого теста. Новогодняя глиняная сказка. 16.30-17.00 ОД 2 Снеговик. 16.30-17.00 ОД 2 В январе все деревья в серебре Зимний лес Кабинет Кабинет 1 Кабинет Кабинет Кабинет 35 Февраль 12.02 16.30-17.00 ОД 1 Зимний лес 36 Февраль 14.02 16.30-17.00 ОД 1 Домашние животные 37 Февраль 19.02 16.30-17.00 ОД 1 Изображение замыслу 38 Февраль 21.02 16.30-17.00 ОД 1 Дикие животные 39 40 Февраль 26.02 28.02 16.30-17.00 ОД 2 41 Март 04.03 16.30-17.00 ОД 1 Птицы прилетели домой. Кормушка Кабинет 42 Март 06.03 16.30-17.00 ОД 1 Здравствуй, весна! Кабинет 43 44 45 Март 11.03 13.03 18.03 16.30-17.00 ОД 2 Мамин день 16.30-17.00 ОД 1 46 47 48 Март 20.03 25.03 27.03 16.30-17.00 ОД 2 16.30-17.00 ОД 1 Изображение по замыслу Мои любимые животные из сказок Божьи коровки на лужайке 49 50 51 Апрель 01.04 03.04 08.04 16.30-17.00 ОД 1 Весенние цветы 16.30-17.00 ОД 1 Изображение замыслу Март Март Апрель Кабинет по Кабинет Кабинет Кабинет Подарок для папы 23 Выставка детских работ Выставка детских работ Выставка детских работ Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет по Кабинет Выставка детских работ 52 53 54 Апрель Лепка из соленого теста «Цветы» Роспись цветов Кабинет Изображение по замыслу Весенний город из коробок Роспись домов для города Кабинет 1 День Победы! Кабинет ОД 1 Кабинет 16.30-17.00 ОД 1 20.05 22.05 16.30-17.00 ОД 2 Май 27.05 16.30-17.00 ОД 1 Май 29.05 16.30-17.00 ОД 1 Изображение по замыслу Создание узора из геометрических фигур Бабочка (создание узоров на крыльях из геометрических фигур) Аппликация из мозаики по замыслу Изображение по замыслу 16.30-17.00 ОД 1 Апрель 10.04 15.04 17.04 16.30-17.00 ОД 1 55 Апрель 22.04 16.30-17.00 ОД 1 56 Апрель 24.04 16.30-17.00 ОД 1 57 Май 06.05 16.30-17.00 ОД 1 58 Май 08.05 16.30-17.00 ОД 59 Май 13.05 16.30-17.00 60 Май 15.05 61 62 Май 63 64 Количество учебных недель Количество учебных дней Продолжительность каникул Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Выставка детских работ Кабинет Кабинет Кабинет 32 64 31.12.202308.01.2024г. (зимние) 31.05.202431.08.2024 г. (летние) 01.10.202331.05.2024 Дата начала и окончания учебных периодов 2.1.4. Календарный учебный график занятий с детьми 6-7 лет на 2023-2024 учебный год. № Месяц Число Время Форма Кол-во Тема занятия Место Форма п/п проведения занятия часов проведения контроля занятия 1 Октябрь 02.10 17.00-17.30 2 Понятие ОД Кабинет 2 04.10 флористики. Фантазии из листьев и цветов. 3 Октябрь 09.10 17.00-17.30 1 Букет из листьев Выставка ОД Кабинет детских работ 4 Октябрь 11.10 17.00-17.30 1 Выставка ОД Кабинет Бабочка детских работ 24 5 Октябрь 16.10 17.00-17.30 ОД Кабинет 1 Рыбка 6 7 8 9 Октябрь 18.10 23.10 25.10 30.10 17.00-17.30 ОД 2 Образы композиции 17.00-17.30 ОД 2 Свободная композиция 10 11 12 Ноябрь 01.11 08.11 13.11 17.00-17.30 ОД 2 Цветоведение 17.00-17.30 ОД 1 Основные цвета Кабинет 13 14 15 Ноябрь 15.11 20.11 22.11 17.00-17.30 ОД 1 Кабинет 17.00-17.30 ОД 2 Ноябрь 27.11 29.11 17.00-17.30 ОД 2 18 Декабрь 04.12 17.00-17.30 ОД 1 19 Декабрь 06.12 17.00-17.30 ОД 2 20 21 22 Декабрь 17.00-17.30 ОД 1 Декабрь 11.12 13.12 18.12 17.00-17.30 ОД 1 Дополнительные цвета Смешение основных цветов Осенние плоды: виноград, слива, вишня и пр. Изображение по замыслу Знакомство с народными росписями, игрушками, костюмами, промыслами и пр. Хохломская роспись Сестрицыматрешки 16 17 23 Декабрь 20.12 17.00-17.30 ОД 1 Голубая гжель Кабинет 24 Декабрь 25.12 17.00-17.30 ОД 25 Декабрь 27.12 17.00-17.30 ОД 26 Январь Январь Январь 10.01 17.00-17.30 ОД 1 Роспись подноса Кабинет 27 Январь 15.01 17.00-17.30 ОД 1 Кабинет 28 Январь 17.01 17.00-17.30 ОД 1 29 30 Январь 22.01 24.01 17.00-17.30 ОД 2 Роспись матрешки Знакомство с работой из соленого теста. Новогодняя глиняная сказка. Октябрь Ноябрь Ноябрь в Жостовский букет «Цветы на подносе» 1 Изготовление подноса Зимние каникулы 1 25 Выставка детских работ Кабинет Кабинет Выставка детских работ Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Выставка детских работ 31 32 33 34 Январь Февраль 29.01 31.01 05.02 07.02 17.00-17.30 ОД 2 Снеговик. 17.00-17.30 ОД 2 В январе деревья серебре Зимний лес Кабинет все в Кабинет 35 Февраль 12.02 17.00-17.30 ОД 1 Зимний лес 36 Февраль 14.02 17.00-17.30 ОД 1 Домашние животные 37 Февраль 19.02 17.00-17.30 ОД 1 Изображение по замыслу 38 Февраль 21.02 17.00-17.30 ОД 1 Дикие животные 39 40 Февраль 26.02 28.02 17.00-17.30 ОД 2 Подарок папы 41 Март 04.03 17.00-17.30 ОД 1 42 Март 06.03 17.00-17.30 ОД 1 Птицы прилетели домой. Кормушка Здравствуй, весна! 43 44 45 Март 11.03 13.03 18.03 17.00-17.30 ОД 2 Мамин день 17.00-17.30 ОД 1 46 47 Март 20.03 25.03 17.00-17.30 ОД 2 48 Март 27.03 17.00-17.30 ОД 1 Изображение по замыслу Мои любимые животные из сказок Божьи коровки на лужайке 49 50 51 Апрель 01.04 03.04 08.04 17.00-17.30 ОД 2 Весенние цветы 17.00-17.30 ОД 1 Изображение по замыслу 52 53 Апрель 10.04 15.04 17.00-17.30 ОД 2 Кабинет 54 Апрель 17.04 17.00-17.30 ОД 1 Лепка из соленого теста «Цветы» Роспись цветов 55 Апрель 22.04 17.00-17.30 ОД 1 Кабинет 56 Апрель 24.04 17.00-17.30 ОД 1 57 Май 06.05 17.00-17.30 ОД 1 Изображение по замыслу Весенний город из коробок Роспись домов для города Март Апрель 26 Кабинет Кабинет для Кабинет Выставка детских работ Выставка детских работ Кабинет Кабинет Выставка детских работ Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Выставка детских работ 58 Май 08.05 17.00-17.30 ОД 1 День Победы! Кабинет 59 Май 13.05 17.00-17.30 ОД 1 Кабинет 60 Май 15.05 17.00-17.30 ОД 1 61 62 Май 20.05 22.05 17.00-17.30 ОД 2 63 Май 27.05 17.00-17.30 ОД 1 64 Май 29.05 17.00-17.30 ОД 1 Изображение по замыслу Создание узора из геометрических фигур Бабочка (создание узоров на крыльях из геометрических фигур) Аппликация из мозаики по замыслу Изображение по замыслу Количество учебных недель Количество учебных дней Продолжительность каникул Кабинет Выставка детских работ Кабинет Кабинет Кабинет 32 64 31.12.202308.01.2024г. (зимние) 31.05.202431.08.2024 г. (летние) 01.10.202331.05.2024 Дата начала и окончания учебных периодов 27 2.2. Условия реализации программы 2.2.1. Материально-техническое обеспечение: кабинет, столы – 6 шт, стулья – 12 шт., доска магнитная – 1 шт., гуашь – 6 уп., карандаши – 6 уп, цветная бумага – 10 уп., картон цветной – 10уп, картон белый – 10 уп., пластилин – 10 уп., кисточки в количестве 10 штук, клей – 10 тюб., альбомы для рисования – 10 шт., доски для пластилина – 12 шт., листья, шишки, песок, камни, глина, мука, соль. 2.2.2. Информационное обеспечение: Фотоаппаратура. Компьютер с выходом в интернет (в методическом кабинете). 2.2.3. Кадровое обеспечение В реализации программы принимает участие воспитатель – Довыденко Алина Евгеньевна 2.3. Формы аттестации (способы проверки результатов освоения программы). 2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: анализ продуктов творчества детей, заполнение листов наблюдений, выставка в холле ДОО, журнал посещаемости, грамоты (при наличии конкурсов в образовательной среде). 2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставки в холле ДОО, тематическое открытое занятие – ежегодно 1 раз в год (апрель), конкурсы (при наличии в образовательной среде). 2.4. Оценочные материалы Наблюдение, критерии освоения программы 2.5. Методические материалы Особенности организации образовательного процесса – очно. Методы и приемы обучения: 1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь). 2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок). 3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки). Форма организации образовательного процесса: групповая в количестве не более 12, воспитанники в возрасте 3-7 лет. Формы организации ООД: групповая форма. Формы организации учебного занятия: ООД, выставки детских работ. Педагогические технологии: Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей. Принципы построения педагогического процесса. 1. От простого к сложному. 2. Системность работ. 3. Принцип тематических циклов. 4. Индивидуального подхода. Алгоритм ООД: Структура ООД Приветствие. Мотивация, ритуал «входа» в занятие. Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Гимнастика для мелкой моторики рук. Упражнения на зрительно-моторную координацию. Развитие тактильных ощущений. Обучение технике работы с материалом. (Приложение1) Физическая минутка. 28 Самостоятельная деятельность детей. Создание собственного замысла. Проявление самостоятельности и инициативы в творческой работе. Любование. Эстетическое восприятие творческой работы. Анализ творческих работ. Эмоциональная установка на успешность. Ритуал «выхода» из занятия. Дидактические материалы: Правила техники безопасности Правила работы с ножницами • Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. • Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы. • Ножницы кладите кольцами к себе. Следите за движением лезвий во время резания. Не оставляете ножницы раскрытыми. Передавайте ножницы кольцами вперед. Не машите ножницами, не подносите к лицу. Используйте ножницы по назначению. После окончания работы кладите ножницы в футляр. • Храните ножницы всегда в определенном месте. 2.6. Список литературы и интернет-источников 1.Андреева Р.П., Расписные самоделки», Издательский дом Литера, Санкт - Петербург, 2000 г.; 2. Брыкина Е.К. Творчество детей с различными материалами, Педагогическое общество России, М: 2002г.; 3. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел, Академия развития, Ярославль, 1999 г.; 4. Гульянц З.К., Базик И.Л. Что можно сделать из природного материала, М: Просвещение, 1991 г.; 5. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия «Вместе с детьми».) 6. Демина И.П. Подарки из природных материалов, Смоленск Руси, 2001 г.; 7. Дошкольное воспитание - журнал; 8. Кошелев В.М. Художественный и ручной труд в детском саду, М: Просвещение, 2002 г.; 9. Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях, Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с. 10. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011 29 Приложение 1. Правила техники безопасности при работе с различными материала и инструментами Работай за своим рабочим местом. Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно. Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполненных действий. Нельзя брать в рот мелкие детали. При работе с клеем будь аккуратен, при попадании клея на руки и лицо промой их водой. При работе с ножницами, держи их параллельно столу. Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед. Когда режешь, держи ножницы концами от себя. При работе не держи ножницы концами вверх. При вырезании детали поворачивай бумагу. Не оставляй ножницы в раскрытом виде. Не работай ножницами с ослабленным креплением. Береги инструменты, экономь материалы. Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно 30