МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11 ИМ. В. И. СМИРНОВА ГОРОДА ТОМСКА 634027 Томск, Кольцевой проезд, 39, тел.: 8 (3822) 47-32-95, e-mail: school11@education70.ru ОКПО 46627431, ИНН 7019036243 КПП 701701001 Принята на заседании педагогического совета от 31.08.2023 г. Протокол №1 Утверждаю Директор МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова г. Томска ____________ А.Ю. Ястребов Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «АБВГДЕйка» Возраст обучающихся: 5 – 7 лет Срок реализации: 2 учебных года Автор – составитель: Елькина Екатерина Александровна, Педагог дополнительного образования г. Томск, 2023 Содержание программы Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………….................3 1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………………………….5 1.3. Содержание программы……………………………………………........................................6 1.3.1. 1.3.1. Учебный план. Содержание учебного плана. Первый год обучения (5-6 лет)…………6 1.3.2. 1.3.2. Учебный план. Содержание учебного плана. Второй год обучения (6-7 лет)………….8 1.4. Планируемые результаты………………………………………………….……………..11 1.4.1. Планируемые результаты. Первый год обучения (5-6 лет)……………………………..11 1.4.2. Планируемые результаты. Второй год обучения (6-7 лет)……………………………...11 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график ……………………………………………………………..12 2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми 5-6 лет……………………………….12 2.1.2. Календарный учебный график занятий с детьми 6-7 лет……………………………….15 2.2. Условия реализации программы……………………………………………………………20 2.3. Формы аттестации. Способы проверки результатов освоения программы……………...20 2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов……………………..20 2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов………………...20 2.4. Оценочные материалы………………………………………………………………………20 2.5. Методические материалы…………………………………………………………………...20 2.6. Список литературы………………………………………………………………………….24 2 Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «АБВГДЕйка» - социально – гуманитарной направленности ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании. В соответствии с концепцией дополнительного образования, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р, разработанная программа «АБВГДЕйка» является одним из условий «для вовлечения детей в практику развития лидерских качеств», для «формирования у обучающихся навыков связанных с интеллектуальным развитием человека». 1.1. Актуальность разработанной программы определяется потребностями участников образовательных отношений (родителей воспитанников и их законных представителей). По итогам проведенного анкетирования 70% респондентов выразили желание получить образовательную услугу по освоению данной образовательной программы. Также актуальность программы определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), а именно: с п.1.6. ФГОС ДО программа направлена на «обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей»; п.2.6. «Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности»; п.2.7. «общение и взаимодействие со взрослым и сверстниками» Дополнительная общеразвивающая программа «АБВГДЕйка» ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей в познавательном развитии, формировании общей культуры воспитанников ДОО. Практическая значимость программы заключается в развитии у детей внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности. Обучение грамоте предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звуко - и слово-произношение. Дети учатся правильно составлять предложения, составлять рассказы по картинке, по данному началу, грамотно формулировать ответы на вопросы и т.д. В результате этих упражнений ребенок учится переносить сформированные речевые навыки на новый материал, умению пользоваться ими в самостоятельной речи. Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение довольно длительного времени и требуют терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны взрослого. Очень важно следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребенка были логичные, последовательные и грамматически правильные. Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа «АБВГДЕйка», составленная с опорой на положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования будет способствовать интеграции дошкольного и дополнительного образования, как необходимого условия достижения новых образовательных результатов. 3 Отличительная особенность программы «АБВГДЕйка» в том, что она носит вариативный характер используемых с детьми методов и приемов, что обеспечивает психолого-педагогическую поддержку познавательного и эмоционального развития детей. Формирование и совершенствование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью и обучающей средой, поэтому использование игровых технологий положительно влияет на процесс обучения грамоте. Программа построена по тематическому принципу, включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Программа органически соединяет традиции отечественной педагогики и новейшие достижения в методике дошкольного обучения. Методологической основой для разработки занятий, используемых в программе являются следующие подходы и концепции: Настоящая программа составлена на основе авторской педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е. В. Колесниковой «Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет». Программа опирается на учебно – методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я», содержание которой соответствует образовательной области «Речевое развитие». Программа «АБВГДЕйка» разработана с учетом следующих нормативных документов: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 2 статьи 53; части 2 - 4, 6, 8 статьи 54; части 1, 2 статьи 101); Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (пункты 3, 6, 7 - 10, 13, 14, 16); ПРИКАЗ от 27 июля 2022 г. № 629 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"; Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Распоряжение департамента образования администрации Города Томска от 01.11.2013 г. № р498 «Об утверждении предельных цен на платные услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями, подведомственными департаменту образования администрации Города Томска»; Постановление администрации Города Томска от 24.03.2011 №249 «Об утверждении предельных цен на платные услуги муниципальных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет департамент образования администрации Города Томска»; Постановление администрации Города Томска от 06.06.2014 г. № 485 и от 24.04.2014 г. № 326 «О внесении изменений в постановление администрации Города Томска» от 24.03.2011 г. № 249 «Об утверждении предельных цен на платные услуги 4 муниципальных учреждений, подведомственных департаменту образования администрации Города Томска»; Положение о предоставлении платных дополнительных образовательных услуг муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №11 им. В.И. Смирнова г. Томска Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста: Словарный запас детей этого возраста увеличивается за счет качественного совершенствования. К 7 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 3500-4000.Активно используются синонимы и антонимы, начинают применяться слова и выражения с переносным значением. Дети овладевают новыми понятиями. Обогащение словаря происходит за счет точного названия качества предметов (материал, форма, цвет, размер) Дошкольники правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; изменяют слова в предложениях для обозначения одного и того же предмета. Самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных, новые слова с помощью суффиксов, правильно употреблять глаголы. Используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. В развитии связанной речи происходит существенные изменения. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. В диалоге дети используют предложения различной конструкции. Могут самостоятельно формулировать и задавать вопросы. Дети совершенствуют свои умения в составлении описательных рассказов о предметах, по серии картин. У дошкольников формируется умение развивать сюжет в логической последовательности. Но одной из сложнейших задач остается составление рассказов из личного опыта в логической последовательности. Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на два учебных года обучения (октябрь-май), общее количество учебных часов для освоения программы – 128 часов (64 часа на каждый учебный год). Форма обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса – групповая работа в одновозрастном постоянном составе. Режим занятий - 2 раз в неделю, периодичность - с октября по май включительно; продолжительность – для детей 5-6 лет: 25 минут; 6-7 лет: 30 минут. 1.2. Цель и задачи программы. Цель: комплексная подготовка детей к школе, речевое развитие детей, ознакомление детей со звуковым анализом и подготовки их к усвоению грамоты, развитие интереса и способностей к чтению. Задачи: 1.Познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение); 2.Обогащать словарный запас и развивать речь; 3.Ознакомить с правилами посадки за партой, владением письменными принадлежностями. 4.Развивать потребность в грамотности; 5.Развивать фонематический слух и умение печатать буквы. 1.3. Содержание программы. 5 1.3.1. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Первый год обучения (возраст 5-6 лет) № Название Формы Содержание Количест раздела, проверки во часов темы реализации Практика программы 1 Слово Развитие представлений о многообразии слов. 2 Знакомство с термином «слово» 2 Знакомство с термином «слог», «звук». Развитие 4 умение определять количество слогов в словах; Слог интонационно выделять звуки в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. 3 Развитие умения определять количество слогов в 4 словах; интонационно выделять заданный звук в Звук слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. 4 Выделение звука [а] в слове. Дать понятие гласный 2 Гласный звук (свободный) звук. Развитие мелкой мышцы руки, [а] вырабатывать графические умения. 5 Выделение звука [о] в слове. Развивать умение 2 определять место звука [о] в слове. Упражнять в Гласный звук правильном пользовании карандашом. Учить [о] обводить и штриховать по нанесенному контуру. 6 Гласный звук [ы] 7 Гласный звук [и] 8 Гласный звук [у] 9 Согласные звуки [н], [н,] 10 Согласные звуки [м], [м,] 11 Согласные звуки [т], [т,] 12 Согласные звуки [к], [к,] 13 Согласные звуки [р], [р,] Выделение звука [о] в слове. Определение количества звуков в слове. Развивать умение штриховать, обводить рисунок по контуру. Определение и обозначение гласных звуков [а], [о], [и] [ы]. Определение количества звуков в слове. Развивать умение штриховать, обводить рисунок сверху вниз. Узнавание слова по количеству звуков. Развивать умение штриховать, обводить по контуру. Артикуляционные признаки согласных звуков. Нахождение звуков [н], [н,] в слове. Развивать умение штриховать, обводить по контуру. Определение согласных и гласных звуков по артикуляции. Определение твердости и мягкости согласных звуков [м], [м,]. Развивать умение штриховать, обводить рисунок по контуру. Определение согласных и гласных звуков по артикуляции. Определение твердости и мягкости согласных звуков по артикуляции. Развивать умение штриховать, обводить рисунок по контуру. Выбор слова по количеству звуков. Упражнение в определении твердости и мягкости согласных звуков [к], [к,]. Развивать умение штриховать, обводить рисунок по контуру Выбор слов с данным звуком, определение места звука в слове, упражнять в определении количестве слогов, выбирать слово по заданной схеме. Развивать 6 2 2 2 2 2 2 2 2 14 Согласные звуки [л], [л,] 15 Согласные звуки [в], [в,] 16 Согласные звуки [с], [с,] 17 Согласные звуки [п], [п,] 18 Согласные звуки [з], [з,] 19 Согласные звуки [б], [б,] 20 Согласные звуки [д], [д,]. 21 Согласный мягкий звук [й,] 22 Согласные звуки [г], [г,] 23 Согласный мягкий звук [ч,] 24 Согласный твердый звук [ш] 25 Согласный твердый звук [ш] 26 Гласный звук [э] 27 Согласный твердый звук [ж] умение штриховать, обводить линии слева направо. Упражнять в определении звуков [л], [л,] в словах и слогах. Развивать умение штриховать, обводить линии слева направо. Упражнять в определении места звука [в], [в,] слове. Упражнение в определении количества слогов в слове. Построение модели слова. Обозначение звуков буквами. Развивать умение штриховать, обводить наклонную линию с крючком влево. Упражнять в определении места звука [в], [в,] слове. Построение звуковых моделей слова. Штриховка рисунка изогнутыми линиями. Развивать умение штриховать. Выбор слов начинающих со звуков [п], [п,] из текста. Упражнение в определении и обозначении количества слогов в слове. Развивать умение штриховать. Выбор слова к звуковой модели. Учить объединять слова в группы по первому звуку. Развивать умение штриховать, обводить рисунок Упражнение в звуковом и слогов анализе слова. Учить объединять слова в группу по количеству слогов. Развивать умение штриховать, обводить рисунок. Повторение букв, обозначающих гласные звуки. Развивать умение штриховать, обводить рисунок. 2 2 2 2 2 2 2 Выбор слов со звуком [й,] в словах. Развивать умение штриховать, обводить рисунок под диктовку. 2 Упражнять в определении места звуков [г], [г,] словах и обозначение их знаками. Развивать умение штриховать, писать волнообразную линию по образцу, обводить рисунок. Выбор слов с мягким согласным звуком [ч,], определение его места в слове. Подбор слов к определенной звуковой схеме. Развивать умение штриховать, обводить петлеобразную линию. Анализ артикуляции твердого согласного [ш]. Определение места звука в словах. Упражнять в звуковом анализе слогов со звуком [ш]. Штриховка. Определение места звука в словах. Упражнять в звуковом анализе слов со звуком [ш]. Обводка волнообразной линии. Анализ артикуляции гласного [э]. выбор слов с данным звуком в слове. Штриховка. обводка овальных фигур. Определение места звука в словах. Упражнять в звуковом анализе слов со звуком [ж]. Обводка волнообразной линии. Упражнять в звуковом анализе слов со звуком [х]. Обводка волнообразной линии. 2 7 2 2 2 2 2 28 Согласные звуки [х], [х,] 28 Согласный твердый звук [ц] 29 Согласные звуки [ф], [ф,] 30 Согласный мягкий звук [щ,] ИТОГО № 1 2 3 4 5 Наблюдение за артикуляцией глухого согласного звука [х]. Определение места звука [х] в словах. Упражнять в звуковом анализе слов с данным звуком. Обводка и штриховка фигур. 2 Определение места звука в словах. Упражнять в звуковом анализе слов со звуком [ц]. Штриховка. 2 Наблюдение за артикуляцией глухого согласного звука [ф]. Определение места звука [ф] в словах. Упражнять в звуковом анализе слов с данным звуком. Обводка и штриховка фигур. Выбор слов с мягким согласным звуком [щ,], определение его места в слове. Развивать умение штриховать. 2 2 64 1.3.2. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Второй год обучения (возраст 6-7 лет) Название Формы Содержание Количест раздела, проверки во часов темы реализации Практика программы Повторение Дидактические игры на проверку пройденного 1 материала Повторение термина «слог», «звук». Закрепление 1 умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять звуки в слове. Совершенствование умения подбирать слова с Слог, звук заданным звуком. Закреплять умение определять количество слогов в словах; интонационно выделять заданный звук в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Знакомство с термином «Буква», знакомство с 2 Буква алфавитом. Гласный Выделение звука [а] в слове. Дать понятие гласный 2 звук [а], (свободный) звук. Развитие мелкой мышцы руки, буква А, а вырабатывать графические умения. Выделение звука [о] в слове. Развивать умение 2 Гласный определять место звука [о] в слове. Упражнять в звук [о], правильном пользовании карандашом. Учить буква О, о. обводить и штриховать по нанесенному контуру. 6 Гласный звук [ы], буква ы. 7 Гласный звук [и], буква И, и. 8 Гласный звук [у], Выделение звука [о] в слове. Определение количества звуков в слове. Развивать умение штриховать и писать печатную букву ы, обводить рисунок по контуру. Определение и обозначение гласных звуков [а], [о], [и] [ы]. Определение количества звуков в слове. Развивать умение штриховать и писать печатную букву И,и, обводить рисунок сверху вниз. Узнавание слова по количеству звуков. Развивать умение штриховать и писать печатную букву у, 8 2 2 2 9 10 буква У, у. Согласные звуки [н], [н,], буква Н, н. Согласные звуки [м], , [м ], буква М, м. 11 Согласные звуки [т], [т,], буква Т, т. 12 Согласные звуки [к], , [к ], буква К, к. 13 Согласные звуки [р], [р,], буква Р, р. 14 Согласные звуки [л], , [л ], буква Л, л. 15 Согласные звуки [в], [в,], буква В, в. 16 Согласные звуки [с], [с,], буква С, с. 17 Согласные звуки [п], , [п ], буква П, п. 18 Согласные звуки [з], [з,], буква З, з. 19 Согласные звуки [б], [б,], буква Б, обводить по контуру. Артикуляционные признаки согласных звуков. Нахождение звуков [н], [н,] в слове. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Н, н, обводить по контуру. Определение согласных и гласных звуков по артикуляции. Определение твердости и мягкости согласных звуков [м], [м,]. Развивать умение штриховать и писать печатную букву М, м, обводить рисунок по контуру. Определение согласных и гласных звуков по артикуляции. Определение твердости и мягкости согласных звуков по артикуляции. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Т, т, обводить рисунок по контуру. Выбор слова по количеству звуков. Упражнение в определении твердости и мягкости согласных звуков [к], [к,]. Развивать умение штриховать и писать печатную букву К, к, обводить рисунок по контуру Выбор слов с данным звуком, определение места звука в слове, упражнять в определении количестве слогов, выбирать слово по заданной схеме. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Р, р, обводить линии слева направо. 2 2 2 2 2 Упражнять в определении звуков [л], [л,] в словах и слогах. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Л, л, обводить линии слева направо. 2 Упражнять в определении места звука [в], [в,] слове. Упражнение в определении количества слогов в слове. Построение модели слова. Обозначение звуков буквами. Развивать умение штриховать и писать печатную букву В, в, обводить наклонную линию с крючком влево. Упражнять в определении места звука [в], [в,] слове. Построение звуковых моделей слова. Штриховка рисунка изогнутыми линиями. Развивать умение штриховать и писать печатную букву С, с Выбор слов начинающих со звуков [п], [п,] из текста. Упражнение в определении и обозначении количества слогов в слове. Выбор пропущенной буквы в словах. Развивать умение штриховать и писать печатную букву П, п. печатание букв под диктовку. Выбор слова к звуковой модели. Учить объединять слова в группы по первому звуку. Развивать умение штриховать и писать печатную букву З, з, обводить рисунок Упражнение в звуковом и слогов анализе слова. Учить объединять слова в группу по количеству слогов. Развивать умение штриховать и писать 2 9 2 2 2 2 20 21 б. Согласные звуки [д], [д,], буква Д, д. Согласный мягкий звук [й,], буква Й, й. 22 Буква Я, я – показатель мягкости согласных звуков. 23 Согласные звуки [г], [г,], буква Г, г. 24 Согласный мягкий звук [ч,], буква Ч, ч. 25 Согласный твердый звук [ш], буква Ш, щ. Согласный твердый звук [ш], буква Ш, щ. Гласный звук [э], буква Э, э. Буква Е, е – показатель мягкости согласных звуков. Буква Ё, ё – показатель мягкости согласных звуков. 26 27 28 29 30 Согласный твердый звук [ж], буква Ж, ж. печатную букву Б, б, обводить рисунок. Повторение букв, обозначающих гласные звуки. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Б, б, обводить рисунок. 2 Выбор слов со звуком [й,] в словах. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Й, й, обводить рисунок под диктовку. 1 Анализ произношения слов начинающихся со звуков [йа], обозначение их буквой Я. Анализ звука [а] после мягких согласных и обозначении его буквой Я (мя, ля, тя, дя). Развивать умение штриховать и писать печатную букву Й, й. Нахождение изученных букв в рисунке и обводка их по контуру. Упражнять в определении места звуков [г], [г,] словах и обозначение их знаками. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Г, г, писать волнообразную линию по образцу, обводить рисунок. Выбор слов с мягким согласным звуком [ч,], определение его места в слове. Подбор слов к определенной звуковой схеме. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Ч, ч, обводить петлеобразную линию. Анализ артикуляции твердого согласного [ш]. Определение места звука в словах. Упражнять в звуковом анализе слогов со звуком [ш]. Штриховка и письмо печатной буквы Ш, ш. 1 Определение места звука в словах. Упражнять в звуковом анализе слов со звуком [ш]. Обводка волнообразной линии. 2 Анализ артикуляции гласного [э]. выбор слов с данным звуком в слове. Штриховка и письмо печатной буквы Э, э. обводка овальных фигур. 2 2 2 2 1 Наблюдение за особенностью произношения слов начинающихся звуками [й], и обозначение их буквой Е. Штриховка и письмо печатной буквы Е, е. Наблюдение за особенностью произношения слов начинающихся звуками [й], и обозначение их буквой Ё. Наблюдение за звуком [о], после мягким согласных и обозначение его буквой Ё. Штриховка и письмо печатной буквы Ё, ё. Определение места звука в словах. Упражнять в звуковом анализе слов со звуком [ж]. Обводка волнообразной линии. Упражнять в звуковом анализе слов со звуком [х]. Обводка волнообразной линии. 10 1 2 31 Согласные звуки [х], [х,], буква Х, х. 32 Буква Ю, ю – в начале слова и как показатель мягкости согласных звуков. Согласный твердый звук [ц], буква Ц, ц. 33 34 Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф, ф. 35 Буквы Ъ, Ь 36 Согласный мягкий звук [щ,], буква Щ, щ. Наблюдение за артикуляцией глухого согласного звука [х]. Определение места звука [х] в словах. Упражнять в звуковом анализе слов с данным звуком и обозначение звуков буквами. Обводка и штриховка фигур под диктовку. 2 1 Анализ произношения слов, начинающихся звуками [йу] и обозначение звуков буквой Ю. Штриховка и письмо печатной буквы Ю, ю. Определение места звука в словах. Упражнять в звуковом анализе слов со звуком [ц]. Штриховка и письмо печатной буквы. 2 Наблюдение за артикуляцией глухого согласного звука [ф]. Определение места звука [ф] в словах. Упражнять в звуковом анализе слов с данным звуком и обозначение звуков буквами. Обводка и штриховка фигур под диктовку. Построение звуковых схем. Познакомить с ролью ъ и ь знака в словах. Штриховка букв. Выбор слов с мягким согласным звуком [щ,], определение его места в слове. Подбор слов к определенной звуковой схеме. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Щ, щ. 2 ИТОГО 1 2 64 1.4. Планируемые результаты. 1.4.1. Первый год обучения (5-6 лет) Уметь чисто и правильно произносить все звуки родного языка; Упражняться в правильном звукопроизношении в процессе повседневного общения; Уметь различать понятия «звук», и «буква» (различать гласные-согласные звуки, твёрдые- мягкие звуки); Давать характеристику звуку (гласный - согласный, твёрдый мягкий), доказывая свой ответ грамотным научным языком; Уметь делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова; Уметь правильно использовать грамматические формы для точного выражения мыслей; Придумывать предложения с заданным количеством слов, вычленять количество и последовательность слов в предложении; 1.4.2. Планируемые результаты. Второй год обучения (6-7 лет) Уметь чисто и правильно произносить все звуки родного языка; Упражняться в правильном звукопроизношении в процессе повседневного общения; Уметь различать понятия «звук», и «буква» (различать гласные-согласные звуки, твёрдые- мягкие звуки); Знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске; Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове); 11 Определять место звука в слове; Давать характеристику звуку (гласный - согласный, твёрдый мягкий), доказывая свой ответ грамотным научным языком; Правильно и плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами; Уметь делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова; Уметь выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове; Понимать и использовать в речи термин, предложение, составлять предложение из 3- 4 слов, делить предложения на слова, называя их по порядку, определять интонационно предложение и завершать его знаками «! ?»; Уметь работать в тетради в клетку, соблюдая все требования печатного письма; Уметь правильно использовать грамматические формы для точного выражения мыслей; Замечать грамматические ошибки в речи сверстников и исправлять их; Уметь образовывать слова, пользуясь суффиксами, приставками, соединением слов; Придумывать предложения с заданным количеством слов, вычленять количество и последовательность слов в предложении; Правильно согласовывать слова в предложении употреблять предлоги, пользоваться несклоняемыми существительными. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий. 2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми 5-6 лет на 2023-2024 учебный год. № п/п Месяц Число 1 2 Октябрь Октябрь 04.10 06.10 Время проведения занятия 15.30-16.00 10.30-11.00 3 Октябрь 11.10 4 Октябрь 5 Форма Кол-во занятия часов Тема занятия Место проведения ОД ОД 1 1 Слово Слово Кабинет Кабинет 15.30-16.00 ОД 1 Слог Кабинет 13.10 10.30-11.00 ОД 1 Слог Кабинет Октябрь 18.10 15.30-16.00 ОД 1 Слог Кабинет 6 Октябрь 20.10 10.30-11.00 ОД 1 Слог Кабинет 7 Октябрь 25.10 15.30-16.00 ОД 1 Звук Кабинет 8 Октябрь 27.10 10.30-11.00 ОД 1 Звук Кабинет 9 Ноябрь 01.11 15.30-16.00 ОД 1 Звук Кабинет 10 Ноябрь 03.11 10.30-11.00 ОД 1 Звук Кабинет 11 Ноябрь 08.11 15.30-16.00 ОД 1 Кабинет 12 Ноябрь 10.11 10.30-11.00 ОД 1 Гласный звук [а] Гласный звук [а] 13 Ноябрь 15.11 15.30-16.00 ОД 1 Гласный звук Кабинет 12 Кабинет Форма контроля [о] 1 Гласный звук [о] 1 Гласный звук [ы] 1 Гласный звук [ы] 1 Гласный звук [и] 1 Гласный звук [и] 1 Гласный звук [у] 1 Согласные звуки [н], [н,] 1 Согласные звуки [н], [н,] 1 Согласные звуки [м], [м,] 1 Согласные звуки [м], [м,] 1 Согласные звуки [т], [т,] 1 Согласные звуки [т], [т,] Зимние каникулы 14 Ноябрь 17.11 10.30-11.00 ОД 15 Ноябрь 22.11 15.30-16.00 ОД 16 Ноябрь 24.11 10.30-11.00 ОД 17 Ноябрь 29.11 15.30-16.00 ОД 18 Декабрь 01.12 10.30-11.00 ОД 19 Декабрь 06.12 15.30-16.00 ОД 20 Декабрь 08.12 10.30-11.00 ОД 21 Декабрь 13.12 15.30-16.00 ОД 22 Декабрь 15.12 10.30-11.00 ОД 23 Декабрь 20.12 15.30-16.00 ОД 24 Декабрь 22.12 10.30-11.00 ОД 25 Декабрь 27.12 15.30-16.00 ОД 26 Январь Январь Январь 10.01 15.30-16.00 ОД 1 27 Январь 12.01 10.30-11.00 ОД 1 28 Январь 17.01 15.30-16.00 ОД 1 29 Январь 19.01 10.30-11.00 ОД 1 30 Январь 24.01 15.30-16.00 ОД 1 31 Январь 26.01 10.30-11.00 ОД 1 32 Январь 31.10 15.30-16.00 ОД 1 33 Февраль 02.02 10.30-11.00 ОД 1 34 Февраль 07.02 15.30-16.00 ОД 1 35 Февраль 09.02 10.30-11.00 ОД 1 36 Февраль 14.02 15.30-16.00 ОД 1 37 Февраль 16.02 10.30-11.00 ОД 1 13 Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Согласные звуки [к], [к,] Согласные звуки [к], [к,] Согласные звуки [р], [р,] Согласные звуки [р], [р,] Согласные звуки [л], [л,] Согласные звуки [л], [л,] Согласные звуки [в], [в,] Согласные звуки [в], [в,] Согласные звуки [с], [с,] Согласные звуки [с], [с,] Согласные звуки [п], [п,] Кабинет Согласные Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Февраль 21.02 15.30-16.00 ОД 1 39 Февраль 28.02 10.30-11.00 ОД 1 38 40 Март 01.03 15.30-16.00 ОД 1 41 Март 04.03 10.30-11.00 ОД 1 42 Март 06.03 15.30-16.00 ОД 1 43 Март 13.03 10.30-11.00 ОД 1 44 Март 15.03 15.30-16.00 ОД 1 45 Март 20.03 10.30-11.00 ОД 1 46 Март 22.03 15.30-16.00 ОД 1 47 Март 27.03 10.30-11.00 ОД 1 48 Март 29.03 15.30-16.00 ОД 1 49 Апрель 03.04 10.30-11.00 ОД 1 50 Апрель 05.04 15.30-16.00 ОД 1 51 Апрель 10.04 10.30-11.00 ОД 1 52 Апрель 12.04 15.30-16.00 ОД 1 53 Апрель 17.04 10.30-11.00 ОД 1 54 Апрель 19.04 15.30-16.00 ОД 1 55 Апрель 24.04 10.30-11.00 ОД 1 56 Апрель 26.04 15.30-16.00 ОД 1 57 Май 03.05 10.30-11.00 ОД 1 14 звуки [п], [п,] Согласные звуки [з], [з,] Согласные звуки [з], [з,] Согласные звуки [б], [б,] Согласные звуки [б], [б,] Согласные звуки [д], [д,]. Согласные звуки [д], [д,]. Согласный мягкий звук [й,] Согласный мягкий звук [й,] Согласные звуки [г], [г,] Согласные звуки [г], [г,] Согласный мягкий звук [ч,] Согласный мягкий звук [ч,] Согласный твердый звук [ш] Согласный твердый звук [ш] Согласный твердый звук [ш] Гласный звук [э] Гласный звук [э] Согласный твердый звук [ж] Согласный твердый звук [ж] Согласные звуки [х], [х,] Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет 58 Май 08.05 15.30-16.00 ОД 1 59 Май 15.05 10.30-11.00 ОД 1 60 Май 17.05 15.30-16.00 ОД 1 61 Май 22.05 10.30-11.00 ОД 1 62 Май 24.05 15.30-16.00 ОД 1 63 Май 29.05 10.30-11.00 ОД 1 64 Май 31.05 15.30-16.00 ОД 1 Согласные звуки [х], [х,] Согласный твердый звук [ц] Согласный твердый звук [ц] Согласные звуки [ф], [ф,] Согласные звуки [ф], [ф,] Согласный мягкий звук [щ,] Согласный мягкий звук [щ,] Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Количество учебных недель Количество учебных дней Продолжительность каникул 32 64 31.12.202208.01.2023 г. (зимние) 31.05.202331.08.2023 г. (летние) 01.10.202231.05.2023 Дата начала и окончания учебных периодов 2.1.2. Календарный учебный график занятий с детьми 6-7 лет на 2023-2024 учебный год. № Месяц Число Время Форма КолТема Место Форма п/п проведения занятия во занятия проведения контроля занятия часов 1 Октябрь 05.10 16.00 – 16.30 1 Повторение Спальня ОД 2 Октябрь 07.10 11.00 – 11.30 ОД 1 Слог, звук Спальня 3 Октябрь 12.10 16.00 – 16.30 ОД 1 Слог, звук Спальня 4 Октябрь 14.10 11.00 – 11.30 ОД 1 Буква Спальня 5 Октябрь 19.10 16.00 – 16.30 ОД 1 Буква Спальня 6 Октябрь 21.10 11.00 – 11.30 ОД 1 Спальня 7 Октябрь 26.10 16.00 – 16.30 ОД 1 8 Октябрь 28.10 11.00 – 11.30 ОД 1 Гласный звук [а], буква А, а Гласный звук [а], буква А, а Гласный звук [о], буква О, о. 15 Спальня Спальня 9 Ноябрь 02.11 16.00 – 16.30 ОД 1 10 Ноябрь 09.11 11.00 – 11.30 ОД 1 11 Ноябрь 11.11 16.00 – 16.30 ОД 1 12 Ноябрь 16.11 11.00 – 11.30 ОД 1 13 Ноябрь 18.11 16.00 – 16.30 ОД 1 14 Ноябрь 23.11 11.00 – 11.30 ОД 1 15 Ноябрь 25.11 16.00 – 16.30 ОД 1 16 Ноябрь 30.11 11.00 – 11.30 ОД 1 17 Декабрь 02.12 16.00 – 16.30 ОД 1 18 Декабрь 07.12 11.00 – 11.30 ОД 1 19 Декабрь 09.12 16.00 – 16.30 ОД 1 20 Декабрь 14.12 11.00 – 11.30 ОД 1 21 Декабрь 16.12 16.00 – 16.30 ОД 1 22 Декабрь 21.12 11.00 – 11.30 ОД 1 23 Декабрь 23.12 16.00 – 16.30 ОД 1 24 Декабрь 28.12 11.00 – 11.30 ОД 1 25 Декабрь 30.12 16.00 – 16.30 ОД 1 16 Гласный звук [о], буква О, о. Гласный звук [ы], буква ы. Гласный звук [ы], буква ы. Гласный звук [и], буква И, и. Гласный звук [и], буква И, и. Гласный звук [у], буква У, у. Гласный звук [у], буква У, у. Согласные звуки [н], [н,], буква Н, н. Согласные звуки [н], [н,], буква Н, н. Согласные звуки [м], [м,], буква М, м. Согласные звуки [м], [м,], буква М, м. Согласные звуки [т], [т,], буква Т, т. Согласные звуки [т], [т,], буква Т, т. Согласные звуки [к], [к,], буква К, к. Согласные звуки [к], [к,], буква К, к. Согласные звуки [р], [р,], буква Р, р. Согласные звуки [р], [р,], буква Р, р. Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня 26 Январь Январь Январь Зимние каникулы 10.01 16.00 – 16.30 ОД 1 27 Январь 12.01 11.00 – 11.30 ОД 1 28 Январь 17.01 16.00 – 16.30 ОД 1 29 Январь 19.01 11.00 – 11.30 ОД 1 30 Январь 24.01 16.00 – 16.30 ОД 1 31 Январь 26.01 11.00 – 11.30 ОД 1 32 Январь 31.10 16.00 – 16.30 ОД 1 33 Февраль 02.02 11.00 – 11.30 ОД 1 34 Февраль 07.02 16.00 – 16.30 ОД 1 35 Февраль 09.02 11.00 – 11.30 ОД 1 36 Февраль 14.02 16.00 – 16.30 ОД 1 37 Февраль 16.02 11.00 – 11.30 ОД 1 38 Февраль 21.02 16.00 – 16.30 ОД 1 39 Февраль 28.02 11.00 – 11.30 ОД 1 40 Март 01.03 16.00 – 16.30 ОД 1 41 Март 04.03 11.00 – 11.30 ОД 1 17 Согласные звуки [л], [л,], буква Л, л. Согласные звуки [л], [л,], буква Л, л. Согласные звуки [в], [в,], буква В, в. Согласные звуки [в], [в,], буква В, в. Согласные звуки [с], [с,], буква С, с. Согласные звуки [с], [с,], буква С, с. Согласные звуки [п], [п,], буква П, п. Согласные звуки [п], [п,], буква П, п. Согласные звуки [з], [з,], буква З, з. Согласные звуки [з], [з,], буква З, з. Согласные звуки [б], [б,], буква Б, б. Согласные звуки [б], [б,], буква Б, б. Согласные звуки [д], [д,], буква Д, д. Согласные звуки [д], [д,], буква Д, д. Согласный мягкий звук [й,], буква Й, й. Буква Я, я – показатель мягкости Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня 42 Март 06.03 16.00 – 16.30 ОД 1 43 Март 13.03 11.00 – 11.30 ОД 1 44 Март 15.03 16.00 – 16.30 ОД 1 45 Март 20.03 11.00 – 11.30 ОД 1 46 Март 22.03 16.00 – 16.30 ОД 1 47 Март 27.03 11.00 – 11.30 ОД 1 48 Март 29.03 16.00 – 16.30 ОД 1 49 Апрель 03.04 11.00 – 11.30 ОД 1 50 Апрель 05.04 16.00 – 16.30 ОД 1 51 Апрель 10.04 11.00 – 11.30 ОД 1 52 Апрель 12.04 16.00 – 16.30 ОД 1 53 Апрель 17.04 11.00 – 11.30 ОД 1 54 Апрель 19.04 16.00 – 16.30 ОД 1 18 согласных звуков. Согласные звуки [г], [г,], буква Г, г. Согласные звуки [г], [г,], буква Г, г. Согласный мягкий звук [ч,], буква Ч, ч. Согласный мягкий звук [ч,], буква Ч, ч. Согласный твердый звук [ш], буква Ш, щ. Согласный твердый звук [ш], буква Ш, щ. Согласный твердый звук [ш], буква Ш, щ. Согласный твердый звук [ш], буква Ш, щ. Гласный звук [э], буква Э, э. Буква Е, е – показатель мягкости согласных звуков. Буква Ё, ё – показатель мягкости согласных звуков. Согласный твердый звук [ж], буква Ж, ж. Согласный твердый звук [ж], буква Ж, Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня ж. Согласные звуки [х], [х,], буква Х, х. Согласные звуки [х], [х,], буква Х, х. Буква Ю, ю – в начале слова и как показатель мягкости согласных звуков. Согласный твердый звук [ц], буква Ц, ц. Согласный твердый звук [ц], буква Ц, ц. Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф, ф. Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф, ф. 55 Апрель 24.04 11.00 – 11.30 ОД 1 56 Апрель 26.04 16.00 – 16.30 ОД 1 57 Май 03.05 11.00 – 11.30 ОД 1 58 Май 08.05 16.00 – 16.30 ОД 1 59 Май 15.05 11.00 – 11.30 ОД 1 60 Май 17.05 16.00 – 16.30 ОД 1 61 Май 22.05 11.00 – 11.30 ОД 1 62 Май 24.05 16.00 – 16.30 ОД 1 Буквы Ъ, Ь Спальня 63 Май 29.05 11.00 – 11.30 ОД 1 Спальня 64 Май 31.05 16.00 – 16.30 ОД 1 Согласный мягкий звук [щ,], буква Щ, щ. Согласный мягкий звук [щ,], буква Щ, щ. Количество учебных недель Количество учебных дней Продолжительность каникул Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня Спальня Открытое занятие 32 64 31.12.202208.01.2023 г. (зимние) 31.05.202331.08.2023 г. (летние) 01.10.202231.05.2023 Дата начала и окончания учебных периодов 19 2.2. Условия реализации программы 2.2.1. Материально-техническое обеспечение: кабинет, оборудованный Подвижная азбука (наборное полотно с буквами), магнитная азбука (демонстрационная), касса букв и слогов (раздаточный материал), карточки для совершенствования техники чтения с рисунком на одной стороне и названием этого предмета на другой, карточки со словами, предложениями, текстом, кубики «Мои первые буквы», «Весёлый алфавит», плакаты «Алфавит», «Алфавит для малышей», индивидуальные карточки, игры: «Читаем сами», «Звуковая цепочка», «На какую букву», «Мамины помощники», «Сказки», «Обобщающие понятия», «Что к чему?», «Кто где живёт?», «Наоборот», наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи, шариковые ручки и простые карандаши по количеству детей, цветные карандаши, тетради в клетку. 2.2.2. Информационное обеспечение: Компьютер с выходом в интернет (в методическом кабинете). Принтер (в методическом кабинете) 2.2.3. Кадровое обеспечение В реализации программы принимает участие педагог дополнительного образования – Елькина Екатерина Александровна 2.3. Формы аттестации (способы проверки результатов освоения программы). 2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, грамоты (при наличии конкурсов в образовательной среде). 2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: тематическое открытое занятие – ежегодно 1 раз в год (апрель), конкурсы (при наличии в образовательной среде). 2.4. Оценочные материалы 1. Звукопроизношение и фонематическое восприятие. В (высокий) – произносит все звуки; Д (достаточный) – не произносит 1-2 звука; С (средний) – не произносит от 2 до 5 звуков; К (критический) – не произносит более 5 звуков. 2. Лексический запас: a) существительные; b) глаголы; c) прилагательные. 3. Связная речь: a) составление рассказа по действию; b) составление рассказа по представлению; c) составление рассказа по серии сюжетных картин; d) составление рассказа по сюжетной картине; e) пересказ. 4. Чтение 2.5. Методические материалы Особенности организации образовательного процесса – очно. Методы и приемы обучения: Наглядные: показ иллюстраций, фотографий, графических изображений, просмотр презентаций. Словесные: слушание, пояснение, объяснения, ситуативный разговор, беседа, рассказ; Практические: игровые, упражнения, пальчиковая гимнастика, работа в прописях с ребенком «рука в руке». Форма организации образовательного процесса: групповая в количестве не более 12, воспитанники в возрасте 5-7 лет. Формы организации ООД: групповая форма. Формы организации учебного занятия: ООД. Педагогические технологии: Игровые технологии: 20 1. Использование в образовательной деятельности игровых и литературных персонажей. Для усиления взаимосвязи между этапами образовательной деятельности вводится сказочный герой, который выполняет разные функции: приносит задания, просит детей о помощи, помогает детям их выполнить, проверяет правильность выполнения задания. Дети, включаясь в игру, помогают ему отобрать картинки, в названиях которых есть соответствующий звук, подсказывают пропущенный звук в слове или недосказанное слово в предложении, восстанавливают перепутанные слоги и слова. Это могут быть Незнайка, Буратино, Вини Пух, Утенок, кот Леопольд. 2. Создание игровой ситуации. Создается так называемое «единое игровое поле», в ходе путешествий дети выполняют разнообразные задания. Например, путешествие в сказочную страну, полет в космос, морское путешествие и т. д. Образовательная деятельность такого рода вызывает огромный интерес у детей, оживление, радость и способствуют оптимизации процесса обучения в группе детей. 3. Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов. При знакомстве со звуками, используется соотнесение звуков речи со звуками окружающего мира. У — гудит паровоз, Р — рычит собака, Ж – жужжит жук, Ш – шипит змея и т. д. Для формирования звукобуквенной связи, для усвоения зрительного образа букв используются занимательные стихотворные тексты, которые помогают соотнести звук или букву с предметами окружающего мира. 4. Разгадывание ребусов. Ребус – один из видов словесных игр, популярных еще в древности. Название образовано от латинского rebus –формы творительного падежа множественного числа слова res (вещь, предмет, дело). Ребус - это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены в виде комбинации фигур, знаков, букв. 5. Использование дидактических игр и игровых упражнений. Большое значение в воспитательно-образовательном процессе имеют дидактические игры, что связано, прежде всего, с тем, что их основная цель — обучающая. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнить предложенное педагогом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж, игрушка помогают ему в этом. Важно, чтобы каждая из игр имела относительно завершенную структуру и включала основные структурные элементы: игровая задача, игровые действия, правила и результат игры. 6. Настольно – печатные игры. Настольно-печатные игры — это разновидность дидактических игр, которые представляют собой игры с правилами на печатной основе. Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний. Они способствуют развитию сообразительности, внимания к своим действиям, к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода, на развитие мыслительных операций. 7. Пальчиковые игры. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Для определения уровня развития речи логопедами давно был разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, – говорящие дети. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи. 8. Символическое изображение букв из подручных средств: пластилина, счетных палочек, пуговицы, фасоли. 21 Алгоритм ОД: Структура ОД Ритуал приветствия Задания, упражнения, ориентированные на снятие мышечного напряжения, ощущения команды, создание эмоционального комфорта. II Вводная часть 1.Мотивация. Создание проблемной ситуации. Задания, не имеющие решения. Задания с недостающими данными. 2.Целеполагание. Формулирование темы, главного вопроса. III. Основная часть. 1.Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации. 2.Упражнения, задания на применение нового способа решения в другой игровой ситуации. IV. Заключительная часть. 1.Подведение итогов. Самопроверка и коррекция. Рефлексия. 2.Ритуал прощания. В середине занятия проводится физкультурная пауза Дидактические материалы: 1.«Ветер – ветерок» Воспитатель предлагает встать около стульчиков. На слово "ветер" дети должны поднять руки, сильно ими раскачивать (как качаются деревья от ветра) и громко петь песенку - м-м-м. На слово "ветерок" дети должны присесть, тихонько петь песенку ветерка ш-ш-ш и слегка раскачивать руками (как качается травка от слабого ветра). 2. «Жуки прилетели». Воспитатель: "Давайте представим, что за этим окном лес. Там живут жуки. Они летят к нам и жужжат: ж-ж-ж. (Сначала тихо, а затем громче). Устали и сели отдохнуть на листочек - ладошку. Отдохнули и полетели опять в лес. 3. «Насос». Воспитатель предлагает сделать круг - мяч. "Вот какой у нас мяч, но он сдулся ш-ш-ш (воспитатель и дети подбегают к середине круга). Давайте его надуем большим насосом - с-с-с (дети отходят назад, имитируют надувание мяча насосом, произносят - с-сс). Мы так сильно накачали, что он лопнул - ш-ш-ш (дети произносят звук "ш", сбегаются в середину круга). Теперь давайте надуем мяч маленьким насосом - сь-сь-сь (дети имитируют работу маленького насоса, произнося звук "сь", делают круг). 4. «Будь внимательным». Воспитатель: "Если я назову большого братца - звук "с", то вы поднимете руки вверх и похлопаете, если назову маленького братца - звук "сь", вы присядете". 5. «Скажи, как я». Воспитатель произносит слово с интонационным выделением одного звука, бросает мяч ребенку. Тот, поймав мяч, повторяет слово так, как воспитатель, и перебрасывает мяч воспитателю 6. «Зоопарк». Воспитатель: "Вот зоопарк. Здесь будут жить разные зверюшки. Они пока у меня в коробочке. В зоопарк можно провести зверюшку только тогда, когда правильно назовешь первый звук ее имени (названия). Дети по очереди подходят, берут зверюшку, называют ее, называют первый звук слова, помещают ее в "зоопарк". 7. «Найди пару». Воспитатель раздает детям по 1-ой предметной картинке, но так, чтобы у двоих детей слова - названия начинались с одного звука (машина - малина, стол - слон). Воспитатель: "Посмотрите, что нарисовано на вашей картинке, подумайте, с какого звука начинается это слово. Теперь пошли гулять, а по сигналу "Ищи" вы должны 22 найти себе друга, название которого должно начинаться с того же звука, что и ваше слово. Держите картинки так, чтобы их было видно". 8. «Назови первый звук». Воспитатель: "Я назову слово, а тот, кому я брошу мяч, должен назвать первый звук этого слова и перебросить мяч мне". 9. «Киоск открыт». Воспитатель: "Я буду работать киоскером, продавать открытки. Но купить открытку можно только тогда, когда правильно назовешь предмет, который нарисован, и 1 звук слова". (Открытки по выбору воспитателя). 10. «Найди братца». I вариант: Воспитатель дает каждому по 1-ой предметной картинке, вместе с детьми определяет первые звуки названий; на столе выкладываются картинки так, чтобы каждый ребенок мог найти предмет, название которого начинается с братца его звука (названия его предмета) II вариант: "Я буду называть большого братца, а тот, кому я брошу мяч, должен назвать его маленького братца". 11. «Назови слова». Воспитатель предлагает назвать слова, которые начинаются со звука "л", а затем "ль". 12. «Звук потерялся» 1.В зоопарке живёт с . он (слон) Словно дом, огромен он. Уточнить с детьми, какой звук потерялся? (л) 2. Нам темно. Мы просим папу Нам включить поярче ла . пу. (лампу) Дети называют слово и пропущенный звук, (а) 3. Прыгал птенчик по дорожке И клевал большие к . ошки. (крошки) Дать детям задание определить, какой звук пропущен. 13. «Кто внимательный» 1-й вариант: Предложить детям хлопать в ладоши только тогда, когда они в словах услышат заданный звук. 2 -й вариант: Определите первый звук в словах: баран, берёза, бабочка, Буратино, берет. Назовите слова, в которых звук « Б », а в которых «Бь » 3 -й вариант: Предложить детям найти одинаковый звук в словах: клещи, щавель, щегол, ящик, ящерица, щека. Упражнения на интонационное выделение любого согласного звука: "Скажи так, как я", "Скажи, как кукла"; "Скажи так, чтобы песенку услышала куколка"; "Договори слово" (до... (м), со... (м)); "Спой песенку ветра (жука)"; "Произнеси громко звук молотка"; "Кто сможет сказать так, чтобы мы услышали звук барабана". Упражнения на определение первого звука в слове: "Назови слово так, чтобы мы хорошо услышали первый звук"; "Назови первый звук слова"; "В зоопарк попадет тот, кто правильно назовет первый звук"; "Найди себе пару" (с таким же звуком картинку); "Соберем букет для наших мам" (ребенок должен назвать цветок, назвать первый звук слова и поставить картинку на фланелеграф). 23 Упражнения на различение твердого и мягкого согласных звуков: "Найди братца"; "Угадай, чей это мячик"; "Найди друзей "старшему" и "младшему" братцам"; "Угадай, к кому мы пойдем в гости"; "Произнеси, как звенит большой (маленький) колокольчик"; "Спой песенку большого (маленького) насоса"; "Разложи картинки к синему и зеленому кружочку". Упражнения на различение понятий "звук" и "слово": "Собери в корзинку "вкусные слова""; "Назови, словом игрушки в магазине"; "Скажи, какие звуки услышал в лесу"; "Скажи, на чью песенку похож этот звук". Упражнения на развитие фонематического слуха, речевого внимания: "Какой звук (чья песенка) часто встречается в этих словах, стихотворении"; "Скажите, какие слова похожи в стихотворении"; "Подбери подходящее слово"; "Подскажи словечко"; "Будь внимательным"; "Скажи правильно"; "Покатай в машине только тех животных, в названии которых есть"песенка колокольчика" (звук "з") и другие. 2.6. Список литературы и интернет-источников 1. Волина В. В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994.- 448с. 2. Гоголева Н. А. «Я учу звуки и буквы» рабочая тетрадь М.: Творческий центр СФЕРА, 2010 3. Журова Л. Е. «Азбука для дошкольников» рабочая тетрадь М.: Издательский центр Вентана - Граф 2011 4. Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Изд-во ЮВЕНТА, 2014. – 79с. 5. Колесникова Е. В. От А до Я. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. М.: Изд-во ЮВЕНТА, 2014.- 64с. 6. Колесникова Т., Кудрявцева Г. 67 конспектов занятий по обучению чтению в детском саду. Йошкар-Ола, 1993.-130с. 7. Маханева М. Д., Гоголева Н.А.. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: Творческий центр СФЕРА, 2010. 24