МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11 ИМ. В. И. СМИРНОВА ГОРОДА ТОМСКА 634027 Томск, Кольцевой проезд, 39, тел.: 8 (3822) 47-32-95, e-mail: school11@education70.ru ОКПО 46627431, ИНН 7019036243 КПП 701701001 Принята на заседании педагогического совета от 31.08.2023г. Протокол №1 Утверждаю Директор МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова г. Томска ____________ А.Ю. Ястребов Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Хореография для дошкольников» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 учебных года Автор – составитель: Чернова Светлана Викторовна, педагог дополнительного образования г. Томск, 2023 Содержание программы Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………….................3 1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………………………….5 1.3. Содержание программы……………………………………………........................................6 1.3.1. 1.3.1. Учебный план. Содержание учебного плана. Первый год обучения (5-6 лет)………….6 1.3.2. 1.3.2. Учебный план. Содержание учебного плана. Второй год обучения (6-7 лет)………...11 1.4. Планируемые результаты………………………………………………………………...17 1.4.1. Планируемые результаты. Первый год обучения (5-6 лет)……………………………..17 1.4.2. Планируемые результаты. Второй год обучения (6-7 лет)……………………………..17 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график …………………………………………………………….18 2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми 5-6 лет………………………………18 2.1.2. Календарный учебный график занятий с детьми 6-7 лет………………………………25 2.2. Условия реализации программы……………………………………………………………33 2.3. Формы аттестации. Способы проверки результатов освоения программы……………...33 2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов…………………….33 2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов………………...33 2.4. Оценочные материалы………………………………………………………………………33 2.5. Методические материалы…………………………………………………………………..33 2.6. Список литературы………………………………………………………………………….36 2 Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Хореография для дошкольников» художественной направленности ориентирована на развитие творческих способностей и воображения посредством танца. Актуальность разработанной программы определяется потребностями участников образовательных отношений (родителей воспитанников и их законных представителей). По итогам проведенного анкетирования 80% респондентов выразили желание получить образовательную услугу по освоению данной образовательной программы. Также актуальность программы определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), а именно: с п.1.6. ФГОС ДО программа направлена на «обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей»; п.2.6. «Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности»; п.2.7. «музыкально – ритмические движения» Дополнительная общеразвивающая программа «Хореография для дошкольников» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом развитии, формировании общей культуры воспитанников ДОО. В процессе освоения программы воспитанники приобщаются к познанию окружающего мира, формируется художественный вкус, чувство прекрасного, поскольку хореография один из самых необычных способов творческой деятельности. Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам. Воспитанник познаёт многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству. Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Она, как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного, духовного и физического развития. С профессиональной точки зрения хореография учит детей красоте и выразительности движений, формирует фигуру, развивает физическую силу, выносливость, лёгкость, смелость. Благодаря системному образованию и воспитанию детей приобретается культура движения, развиваются музыкальные способности, что способствует более тонкому восприятию мира искусства и всего прекрасного. Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа «Хореография», составленная с опорой на положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования будет способствовать интеграции дошкольного и дополнительного образования, как необходимого условия достижения новых образовательных результатов. Программа «Хореография для дошкольников» разработана с учетом следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 3 2. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 3. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 4. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; 5. Приказ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 6. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Отличительная особенность программы «Хореография для дошкольников» в том, что она носит вариативный характер используемых с детьми методов и приемов, что обеспечивает психолого-педагогическую поддержку художественно-творческого и эмоционального развития детей в хореографической деятельности. Программа построена по тематическому принципу, включает в себя элементы русского народного танца и сценические танцы. Методологической основой для разработки занятий, используемых в программе являются следующие подходы и концепции: разработана с учетом следующих парциальной программы: 1. А.И. Буренина. «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста. Программа нацелена на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей. Система работы предлагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса в ДОУ на основе сотрудничества ребенка и взрослого. Главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех детей – не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявляются скрытые возможности ребенка, его индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Адресат программы – дети в возрасте 5-7 лет. Возрастные особенности: Возрастные особенности детей 5-6 лет: Возрастные особенности детей позволяют усложнить материал. Психологические особенности позволяют ребенку лучше координировать свои действия с партнером, у детей возрастает способность к сочинению, фантазии, комбинации различных движений. Поэтому основным направлением в работе с детьми старшего возраста становится взаимодействие нескольких персонажей, комбинации нескольких движений и перестроений. Задачей педагога является формирование способов отношений с несколькими персонажами, развитие умений понимать их, передавать один и тот же образ в разных настроениях, в разном характере, формировать способы комбинации различных танцевальных движений и перестроений. Детям предлагаются более сложные композиции, яркие, контрастные музыкальные произведения для восприятия и передачи музыкального образа, предлагаются более сложные схемы перестроений, комбинации танцевальных движений. Возрастные особенности детей 6-7 лет: 4 Возрастные особенности детей позволяют осваивать сложные по координации движения, понимать сложные перестроения, чувствовать партнера и взаимодействовать друг с другом, при этом контролировать качество исполнение движения. Психологические особенности позволяют самостоятельно придумывать новые образы, интерпретировать знакомые образы, передавать их взаимодействие. Дети подготовительной группы способны к самостоятельному сочинению небольших танцевальных композиций с перестроением и комбинацией танцевальных движений. Задачей педагога на данном этапе остается формирование способов отношений между партнерами, восприятия и передачи музыкальных образов с оттенками их настроения и характера, образно-пластического взаимодействия между несколькими партнерами. На данном этапе педагог создает детям как можно больше условий для самостоятельного творчества. Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального произведения и от подбора движений. Наиболее нагрузочным является: быстрый бег, прыжки, подскоки, галопы, приседания. Определение сложности и доступности музыкально-ритмических композиций для детей, безусловно, относительно. Необходимо соотносить все характеристики с индивидуальными возможностями конкретного ребёнка. Но важно также ориентироваться на средние показатели уровня развития детей в группе. Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на два учебных года обучения (сентябрь-май), общее количество учебных часов для освоения программы – 128 часов (64 часа на каждый учебный год). Форма обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса – групповая работа в одновозрастном постоянном составе. Режим занятий - 2 раза в неделю, периодичность - с сентября по май включительно; продолжительность – для детей 5-6 лет: 25 минут; 6-7 лет: 30 минут. 1.2. Цель и задачи программы. Цель: Формировать культуру эмоций, обогащать музыкально-ритмическую деятельность детей в передаче характера музыки и средств музыкальной выразительности. Закладывать основы выразительного исполнения, развивать объём внимания и фантазии. Задачи: 1) Развивать уровень двигательной деятельности. 2) Вырабатывать ритмичность и выразительность движений. 3) Развивать ориентацию в пространстве. 4) Формировать навыки самостоятельного выбора движений для образно-игровой ситуации, согласованность исполнения упражнений и танцевально-игровых элементов друг с другом в паре и при коллективном танцевании. 5 1.3. Содержание программы. 1.3.1. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Первый год обучения (возраст 5-6 лет) № Название раздела, темы 1 «Давайте познакомимся». «Что такое танец?» «Что такое танец?» «Что такое танец?» «Что такое танец?» 2 3 4 5 6 «Азбука танца» 7 «Азбука танца» 8 «Азбука танца» Танцевальные шаги 10 Танцевальные шаги 11 Общеразвиваю щие упражнения «Цветные 9 Формы проверки реализации программы Содержание Количест во часов Практика Знакомство с детьми. Основные правила поведение в танцевальном зале, правила техники безопасности. Основные элементы танца. 1 Основные элементы танца. 1 Основные элементы танца. 1 Основные элементы танца. 1 Постановка корпуса, рук. ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я свободная. Постановка корпуса, рук. ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я свободная. Постановка корпуса, рук. ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я свободная. 1 Танцевальный шаг с носка, переменный шаг, шаг на носок. 1 Танцевальный шаг с носка, переменный шаг, шаг на носок. 1 Разминка с флажками. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Танцевальные шаги с носка. Приставной хороводный шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, в круг. 1 6 1 1 1 флажки» 12 Общеразвиваю щие упражнения «Цветные флажки» 13 Танцевальные движения с цветами. 14 Музыкальные игры: «Ладушки» 15 Коллективнопорядковые упражнения 16 Знакомство с эстрадным танцем «Гномики». 17 Положение в паре 18 Рисунок танца 19 «Танцуем все!» 20 Коллективно – порядковые упражнения: «В круг» 21 Танцевальные движения в 1 Разминка с флажками. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Танцевальные шаги с носка. Приставной хороводный шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, в круг. Упражнения для пластики рук. Поскоки с ноги на ногу, притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Ходьба с высоким подниманием бедра, с различным положением рук. Построение круга из шеренги., куплет, припев, проигрыш. Развивать образность и выразительность движений. 1 Под музыку исполняют движения ладонями: «хлопки», «удары» образуя при этом круг, линию, стойка в паре. 1 Дети образуют круг и делают движения «Встреча», по парам делают движение «Ворота» 1 1 Разучивание положение рук, ног, головы и корпуса. Разучивание основных элементов эстрадного танца в паре. 1 «Круг», шахматный порядок, «птичка», «колонна». Подготовка танца к концерту. 1 1 1 Разминка в круг. Ходьба по кругу. Перестроение из шахматного порядка в круг и обратно. Шаги польки, приставной шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, круг. Чайки- упражнения для пластики рук, Чайки-поскоки с ноги на ногу, притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Импровизация ходьбы пингвина с различным 7 1 22 23 24 25 26 27 28 29 30 северном стиле: «Чайки», «Моржи», «Пингвины». Музыкальные игры: «Птицы» Изучения северного танца «Радость тундры», «Чайки». Основные движения Рисунок танца Постановка танца «Танцуем все!» Коллективно – порядковые упражнения: «Узоры». Музыкальные игры: Музыкальные игры: 31 «Танцуем все!» положением рук. Построение круга из шеренги. Импровизация пляски моржа. Движения рук, ног, головы. Образные игры. Перестроение из круга в «птичку» и обратно. Прыжки на ногах. Пружинка-легкое приседание, приставной шаг, кружение и шаг цепочкой. 1 1 Основные положение рук, ног, головы, корпуса северного танца. Положение в паре; ковырялочка, притопы, горловое пение. Основные элементы, прыжки (основной ход, движение рук) Постановка танца. Из «круга» в «птичку», из «колонны», шахматный порядок, из линии в «круг» Подготовка танца к концерту. Работа над техникой исполнения танца. Подготовка танца к концерту. Работа над техникой исполнения. 1 1 1 1 1 Поклон, «поднимание на носок и при этом одновременно вытягиваем руки наверх, вперед, в сторону, вниз, под мышку, над головой. По выбору детей 1 По выбору детей 1 Танец-игра «На саночках». Танец «Новогодняя леткаенька». Этюд-игра «Снежинки и ветер». Развивать умение чувствовать и передавать в движении настроение музыки. Запоминать рисунок танца. Побуждать к самостоятельному, эмоциональному исполнению танца. Воплощать в движениях музыкальный образ. Побуждать к творческому движению под музыку. Формировать навык перевоплощение, игры с воображаемым предметом. 1 8 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 «Танцуем все!» «Танцуем все!» «Танцуем все!» «Танцуем все!» Коллективно – порядковые упражнения: «Зверята» Элементы русской пляски. Музыкальные игры: «Кукла и мишка», «Коршун и цыплята». Русский шуточный танец по усмотрению педагога Изучение элементов русского танца. Рисунок танца. Постановка танца. «Танцуем все!» Коллективнопорядковые упражнения: «Часики», Повторение пройденных танцев. Повторение пройденных танцев. Повторение пройденных танцев. Повторение пройденных танцев. Разминка в круг. Ходьба по кругу. Перестроение из шахматного порядка в круг и обратно. Шаги польки, приставной шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, круг. «Елочка», « гармошка», присядки, выпады, «ковырялочки», выстукивание, хлопки. 1 1 1 1 1 1 1 Образные игры. Перестроение из круга в колонну и обратно. Шаг польки. Ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять навыки движения из круга врассыпную и обратно, подскоки. 1 Основные положение рук, ног, головы, корпуса. Положение в паре, поворот, марш, притопы. Основные элементы (основной ход, движение рук) Постановка танца. Основные движения для мальчиков: «присядки», «хлопки», «притопы». Основные элементы танца: «веревочка», «молоточек», «припадание» 1 Разучивание выученных движений с рисунком танца. 1 1 Работа над техникой исполнения Подготовка танца к концерту Разминка с мячами. Упражнение с мячами. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Шаги танцевальные с носка, приставной хороводный шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, круг. 9 1 1 «Мячики» 45 Танцевальные элементы 46 Музыкальные игры: «Займи домик» 47 Бальный танец. История танца. 48 Основные элементы бального танца 49 Рисунок танца. 50 Постановка танца. 51 Коллективнопорядковые упражнения: «Чайник», «машинки» 52 Танцевальные элементы: «Полоскать платочки», «Хозяюшки» 53 Музыкальные игры: «Ловушка» 54 Общеразвиваю щие упражнения с предметами. «Змейка», «чак-чак», «чек», «рука в руке», галоп, па балансе, па шаги, па польки. 1 Образные игры. Перестроение из круга в «птичку» и обратно. Прыжки на ногах. Пружинка-легкое приседание, приставной шаг, кружение и шаг цепочкой. 1 Основные положение рук, ног, головы, корпуса. Происхождение танца. 1 Положение в паре, поворот. Чек, рука в руке, волчок, повороты в паре. Основной шаг, движение рук. 1 Работа над техникой исполнения 1 1 Подготовка танца к концерту 1 Повороты в стороны, наклоны в сторону, вперед и назад. Подъем и опускание рук, плеч, поднимание и опускание руки вместе. 1 Шаг с ударом, кружение. Перестроение из круга в диагональ. Образные игры. Перестроение из круга в шахматный порядок и обратно. Прыжки на ногах. Пружинка-легкое приседание, приставной шаг, кружение и шаг цепочкой, прямой галоп, пружинка, подскоки, 1 1 Упражнение для укрепление мышц спины, ног, рук, корпуса с мячами. 10 55 Партерная гимнастика на полу. 56 Партерная гимнастика на полу по парам. 57 «Танцуем все!» 58 «Танцуем все!» 59 «Танцуем все!» 60 «Танцуем все!» 61 «Танцуем все!» 62 «Танцуем все!» 63 «Танцевальная шкатулка» 64 Мини концерт: «До встречи!» ИТОГО 1 «Лягушка», «Свечи», «качели», «пароход», «велосипед». 1 «Тик-так», «мячик», «змейка». Повторение пройденных танцев. Повторение пройденных танцев. Повторение пройденных танцев. Повторение пройденных танцев. Повторение пройденных танцев. Повторение пройденных танцев. 1 1 1 1 1 1 1 Повторение пройденных тем. Отчетный концерт Костюмированное представление пройденных танцевальных номеров. 1 64 1.3.2. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Второй год обучения (возраст 6-7 лет) № Название раздела, темы 1 «Расскажи о себе». 2 «Что танец?» «Что танец?» 3 такое такое Формы проверки реализации программы Содержание Количест во часов Практика Знакомство с детьми. Основные правила поведение в танцевальном зале, правила техники безопасности. Основные элементы танца. 1 Основные элементы танца. 1 11 1 4 5 «Что танец?» «Что танец?» такое такое 6 «Азбука танца» 7 «Азбука танца» 8 «Азбука танца» Танцевальные шаги 10 Танцевальные шаги 11 Общеразвивающи е упражнения «Цветные флажки» 12 Общеразвивающи е упражнения «Цветные флажки» 13 Танцевальные движения с цветами. 9 14 Музыкальные игры: «Ладушки» 15 Коллективнопорядковые упражнения Основные элементы танца. 1 Основные элементы танца. 1 Постановка корпуса, рук. ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я свободная. Постановка корпуса, рук. ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я свободная. Постановка корпуса, рук. ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног: 1-я свободная, 2-я, 3-я свободная. 1 Танцевальный шаг с носка, переменный шаг, шаг на носок. 1 Танцевальный шаг с носка, переменный шаг, шаг на носок. 1 Разминка с флажками. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Танцевальные шаги с носка. Приставной хороводный шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, в круг. 1 Разминка с флажками. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Танцевальные шаги с носка. Приставной хороводный шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, в круг. 1 Упражнения для пластики рук. Поскоки с ноги на ногу, притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Ходьба с высоким подниманием бедра, с различным положением рук. Построение круга из шеренги., куплет, припев, проигрыш. Развивать образность и выразительность движений. Под музыку исполняют движения ладонями: «хлопки», «удары» образуя при этом круг, линию, стойка в паре. 1 Дети образуют круг и делают движения «Встреча», по парам делают движение «Ворота» 1 12 1 1 1 16 Знакомство с эстрадным танцем «Гномики». 17 Положение в паре 18 Рисунок танца 19 «Танцуем все!» 20 Коллективно – порядковые упражнения: «В круг» 21 Танцевальные движения в северном стиле: «Чайки», «Моржи», «Пингвины». 22 Музыкальные игры: «Птицы» 23 Изучения северного танца «Радость тундры», «Чайки». 24 Основные движения 25 Рисунок танца 26 Постановка танца 27 «Танцуем все!» 28 Коллективно – порядковые упражнения: «Узоры». 1 Разучивание положение рук, ног, головы и корпуса. Разучивание основных элементов эстрадного танца в паре. «Круг», шахматный порядок, «птичка», «колонна». Подготовка танца к концерту. Разминка в круг. Ходьба по кругу. Перестроение из шахматного порядка в круг и обратно. Шаги польки, приставной шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, круг. 1 1 1 1 1 Чайки- упражнения для пластики рук, Чайки-поскоки с ноги на ногу, притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Импровизация ходьбы пингвина с различным положением рук. Построение круга из шеренги. Импровизация пляски моржа. Движения рук, ног, головы. Образные игры. Перестроение из круга в «птичку» и обратно. Прыжки на ногах. Пружинка-легкое приседание, приставной шаг, кружение и шаг цепочкой. 1 1 Основные положение рук, ног, головы, корпуса северного танца. Положение в паре; ковырялочка, притопы, горловое пение. Основные элементы, прыжки (основной ход, движение рук) Постановка танца. Из «круга» в «птичку», из «колонны», шахматный порядок, из линии в «круг» Подготовка танца к концерту. Работа над техникой исполнения танца. Подготовка танца к концерту. Работа над техникой исполнения. Поклон, «поднимание на носок и при этом одновременно вытягиваем руки наверх, вперед, в сторону, вниз, под мышку, над головой. 13 1 1 1 1 1 29 Музыкальные игры: 30 Музыкальные игры: 31 «Танцуем все!» 32 33 34 35 36 37 38 39 40 «Танцуем все!» «Танцуем все!» «Танцуем все!» «Танцуем все!» Коллективно – порядковые упражнения: «Зверята» Элементы русской пляски. Музыкальные игры: «Кукла и мишка», «Коршун и цыплята». Русский шуточный танец по усмотрению педагога Изучение элементов русского танца. По выбору детей 1 По выбору детей 1 Танец-игра «На саночках». Танец «Новогодняя леткаенька». Этюд-игра «Снежинки и ветер». Развивать умение чувствовать и передавать в движении настроение музыки. Запоминать рисунок танца. Побуждать к самостоятельному, эмоциональному исполнению танца. Воплощать в движениях музыкальный образ. Побуждать к творческому движению под музыку. Формировать навык перевоплощение, игры с воображаемым предметом. Повторение пройденных танцев. Повторение пройденных танцев. Повторение пройденных танцев. Повторение пройденных танцев. 1 Разминка в круг. Ходьба по кругу. Перестроение из шахматного порядка в круг и обратно. Шаги польки, приставной шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, круг. 1 1 1 1 1 «Елочка», « гармошка», присядки, выпады, «ковырялочки», выстукивание, хлопки. 1 Образные игры. Перестроение из круга в колонну и обратно. Шаг польки. Ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять навыки движения из круга врассыпную и обратно, подскоки. 1 Основные положение рук, ног, головы, корпуса. Положение в паре, поворот, марш, притопы. Основные элементы (основной ход, движение рук) Постановка танца. 1 Основные движения для мальчиков: «присядки», «хлопки», «притопы». Основные элементы танца: «веревочка», «молоточек», «припадание» 1 14 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 Рисунок танца. Постановка танца. «Танцуем все!» Коллективнопорядковые упражнения: «Часики», «Мячики» Танцевальные элементы Музыкальные игры: «Займи домик» Бальный танец. История танца. Основные элементы бального танца Рисунок танца. Постановка танца. Коллективнопорядковые упражнения: «Чайник», «машинки» Танцевальные элементы: «Полоскать платочки», «Хозяюшки» Музыкальные Разучивание выученных движений с рисунком танца. Работа над техникой исполнения Подготовка танца к концерту 1 1 1 1 Разминка с мячами. Упражнение с мячами. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Шаги танцевальные с носка, приставной хороводный шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, круг. «Змейка», «чак-чак», «чек», «рука в руке», галоп, па балансе, па шаги, па польки. 1 Образные игры. Перестроение из круга в «птичку» и обратно. Прыжки на ногах. Пружинка-легкое приседание, приставной шаг, кружение и шаг цепочкой. 1 Основные положение рук, ног, головы, корпуса. Происхождение танца. 1 Положение в паре, поворот. Чек, рука в руке, волчок, повороты в паре. Основной шаг, движение рук. 1 Работа над техникой исполнения Подготовка танца к концерту 1 1 1 Повороты в стороны, наклоны в сторону, вперед и назад. Подъем и опускание рук, плеч, поднимание и опускание руки вместе. 1 Шаг с ударом, кружение. Перестроение из круга в диагональ. Образные игры. Перестроение из круга в шахматный порядок и обратно. Прыжки на 15 1 игры: «Ловушка» 54 Общеразвивающи е упражнения с предметами. 55 Партерная гимнастика на полу. 56 Партерная гимнастика на полу по парам. 57 «Танцуем все!» 58 «Танцуем все!» 59 «Танцуем все!» 60 «Танцуем все!» 61 «Танцуем все!» 62 «Танцуем все!» 63 «Танцевальная шкатулка» 64 Мини концерт: «До встречи!» ИТОГО ногах. Пружинка-легкое приседание, приставной шаг, кружение и шаг цепочкой, прямой галоп, пружинка, подскоки, 1 Упражнение для укрепление мышц спины, ног, рук, корпуса с мячами. 1 «Лягушка», «Свечи», «качели», «пароход», «велосипед». 1 «Тик-так», «мячик», «змейка». Повторение пройденных танцев. Повторение пройденных танцев. Повторение пройденных танцев. Повторение пройденных танцев. Повторение пройденных танцев. Повторение пройденных танцев. Повторение пройденных тем. Отчетный концерт Костюмированное представление пройденных танцевальных номеров. 1 1 1 1 1 1 1 1 64 16 1.4. Планируемые результаты. 1.4.1. Первый год обучения (5-6 лет) Дети владеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определенный «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях. Могут передавать характер музыкального произведения в движении (веселый, грустный, лирический, героический и т.д.). Владеют основными хореографическими упражнениями по программе этого года обучения. Умеют исполнять ритмические и бальные танцы и комплексы упражнений под музыку. Основное внимание направлено на постановку корпуса, рук, ног, головы, развития гибкости, выворотности, подвижности суставов стоп, эластичности связок, укрепление мышц, на выработку вариативности движения, развитию прыжка. Планируемые результаты. Второй год обучения (6-7 лет) Могут хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально-подвижных игр. Умеют выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой, владеют основами хореографических упражнений этого года обучения. Умеют исполнять ритмические, народные, бальные танцы и комплексы упражнений, а также двигательные задания по креативной гимнастике этого года обучения. Главный ожидаемый результат: овладение детьми навыками искусства танца, способности и желание продолжать занятия хореографией после освоения программы. 17 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий. 2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми 5-6 лет на 2023-2024 учебный год. № п/п Месяц Число Форма занятия Кол-во часов 05.09 Время проведения занятия 16.10 1 Сентябрь ООД 1 2 Сентябрь 07.09 16.10 ООД 1 3 Сентябрь 12.09 16.10 ООД 1 4 Сентябрь 14.09 16.10 ООД 1 5 Сентябрь 19.09 16.10 ООД 1 6 Сентябрь 21.09 16.10 ООД 1 7 Сентябрь 26.09 16.10 ООД 1 8 Сентябрь 28.09 16.10 ООД 1 9 Октябрь 03.10 16.10 ООД 1 Тема занятия Место проведения «Давайте познакомимся». Музыкально – спортивный зал «Что такое танец?» Музыкально – спортивный зал Музыкально – «Что такое танец?» спортивный зал Музыкально – «Что такое танец?» спортивный зал Музыкально – «Что такое танец?» спортивный зал Музыкально – «Азбука танца» спортивный зал Музыкально – «Азбука танца» спортивный зал Музыкально – «Азбука танца» спортивный зал Музыкально – Танцевальные шаги спортивный 18 Форма контроля 10 Октябрь 05.10 16.10 ООД 1 Танцевальные шаги 11 Октябрь 10.10 16.10 ООД 1 Общеразвивающие упражнения «Цветные флажки» Общеразвивающие упражнения «Цветные флажки» 12 Октябрь 12.10 16.10 ООД 1 13 Октябрь 17.10 16.10 ООД 1 Танцевальные движения с цветами. 14 Октябрь 19.10 16.10 ООД 1 Музыкальные «Ладушки» 15 Октябрь 24.10 16.10 ООД 1 Коллективно-порядковые упражнения 16 Октябрь 26.10 16.10 ООД 1 Знакомство с эстрадным танцем «Гномики». 17 Октябрь 31.10 16.10 ООД 1 игры: Положение в паре 18 Ноябрь 02.11 16.10 ООД 1 Рисунок танца 19 Ноябрь 07.11 16.10 ООД 1 «Танцуем все!» 20 Ноябрь 09.11 16.10 ООД 1 Коллективно 19 – зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – Осенние праздники 21 Ноябрь 14.11 16.10 ООД 1 22 Ноябрь 16.11 16.10 ООД 1 23 Ноябрь 21.11 16.10 ООД 1 24 Ноябрь 23.11 16.10 ООД 1 25 Ноябрь 28.11 16.10 ООД 1 26 Ноябрь 30.11 16.10 ООД 1 27 Декабрь 05.12 16.10 ООД 1 28 Декабрь 07.12 16.10 ООД 1 29 Декабрь 12.12 16.10 ООД 1 30 Декабрь 14.12 16.10 ООД 1 порядковые упражнения: спортивный «В круг» зал Танцевальные движения Музыкально – в северном стиле: спортивный «Чайки», зал «Моржи», «Пингвины». Музыкально – Музыкальные игры: спортивный «Птицы» зал Изучения северного Музыкально – танца «Радость тундры», спортивный «Чайки». зал Музыкально – Основные движения спортивный зал Музыкально – Рисунок танца спортивный зал Музыкально – Постановка танца спортивный зал Музыкально – «Танцуем все!» спортивный зал Коллективно – Музыкально – порядковые упражнения: спортивный «Узоры». зал Музыкально – Музыкальные игры: спортивный зал Музыкально – Музыкальные игры: спортивный зал 20 31 Декабрь 19.12 16.10 ООД 1 «Танцуем все!» 32 Декабрь 21.12 16.10 ООД 1 Музыкальные игры: 33 Декабрь 26.12 16.10 ООД 1 Музыкальные игры: 34 Декабрь 28.12 16.10 ООД 1 Основные движения 35. Январь Январь Январь 09.01 16.10 ООД 1 36 Январь 11.01 16.10 ООД 1 37 Январь 16.01 16.10 ООД 1 38 Январь 18.01 16.10 ООД 1 39 Январь 23.01 16.10 ООД 1 40 Январь 25.01 16.10 ООД 1 Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Зимние каникулы Музыкально – «Танцуем все!» спортивный зал Музыкально – «Танцуем все!» спортивный зал Музыкально – «Танцуем все!» спортивный зал Музыкально – «Танцуем все!» спортивный зал Коллективно – Музыкально – порядковые упражнения: спортивный «Зверята» зал Музыкально – Элементы русской спортивный пляски. зал 21 Новогодние утренники 41 Январь 30.01 16.10 ООД 1 42 Февраль 01.02 16.10 ООД 1 43 Февраль 06.02 16.10 ООД 1 44 Февраль 08.02 16.10 ООД 1 45 Февраль 13.02 16.10 ООД 1 46 Февраль 15.02 16.10 ООД 1 47 Февраль 20.02 16.10 ООД 1 48 Февраль 22.02 16.10 ООД 1 49 Февраль 27.02 16.10 ООД 1 50 Февраль 29.02 16.10 ООД 1 51 Март 05.03 16.10 ООД 1 Музыкальные игры: Музыкально – «Кукла и мишка», спортивный «Коршун и цыплята». зал Русский шуточный Музыкально – танец по усмотрению спортивный педагога зал Музыкально – Изучение элементов спортивный русского танца. зал Музыкально – Рисунок танца. спортивный зал Музыкально – Постановка танца. спортивный зал Музыкально – «Танцуем все!» спортивный зал Коллективно-порядковые Музыкально – упражнения: «Часики», спортивный «Мячики» зал Музыкально – «Танцуем все!» спортивный зал Музыкально – Танцевальные элементы спортивный зал Музыкально – Музыкальные игры: спортивный «Займи домик» зал Музыкально – Танцевальные элементы спортивный зал 22 Праздник 8 марта 52 Март 07.03 16.10 ООД 1 Бальный танец. История танца. 53 Март 12.03 16.10 ООД 1 Основные элементы бального танца 54 Март 14.03 16.10 ООД 1 Рисунок танца. 55 Март 19.03 16.10 ООД 1 Постановка танца. 56 Март 27.03 16.10 ООД 1 Коллективно-порядковые упражнения: «Чайник», «машинки» Танцевальные элементы: «Полоскать платочки», «Хозяюшки» 57 Март 21.03 16.10 ООД 1 58 Март 26.03 16.10 ООД 1 Музыкальные «Ловушка» 59 Март 28.03 16.10 ООД 1 Общеразвивающие упражнения предметами. игры: с 60 Апрель 02.04 16.10 ООД 1 Партерная гимнастика на полу. 61 Апрель 04.04 16.10 ООД 1 Партерная гимнастика на полу по парам. 62 Апрель 09.04 16.10 ООД 1 «Танцуем все!» 23 Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал 63 Апрель 11.04 16.10 ООД 1 64 Апрель 16.04 16.10 ООД 1 65 Апрель 18.04 16.10 ООД 1 66 Апрель 23.04 16.10 ООД 1 67 Апрель 25.04 16.10 ООД 1 68 Май 02.05 16.10 ООД 1 69 Май 14.05 16.10 ООД 1 70 Май 16.05 16.10 ООД 1 71 Май 21.05 16.10 ООД 1 72 Май 23.05 16.10 ООД 1 73 Май 28.05 16.10 ООД 1 Музыкально – «Танцуем все!» спортивный зал Музыкально – «Танцуем все!» спортивный зал Музыкально – «Танцуем все!» спортивный 6зал Музыкально – «Танцуем все!» спортивный зал Музыкально – Постановка танца. спортивный зал Музыкально – «Танцевальная спортивный шкатулка» зал Музыкально – Партерная гимнастика на спортивный полу по парам. зал Музыкально – Партерная гимнастика на спортивный полу по парам. зал Музыкально – Постановка танца. спортивный зал Музыкально – «Танцуем все!» спортивный зал Музыкально – «Танцуем все!» спортивный зал 24 74 Май 30.05 16.10 ООД 1 Мини концерт: встречи!» «До Музыкально – спортивный зал Количество учебных недель Количество учебных дней Продолжительность каникул Мини - концерт 37 74 31.12.2023-08.01.24 г. (зимние) 31.05.2024- 31.08.2024 г. (летние) 01.09.2023-31.05.2024 Дата начала и окончания учебных периодов 2.1.2. Календарный учебный график занятий с детьми 6-7 лет на 2023-2024 учебный год. № п/п Месяц Число Форма занятия Кол-во часов 05.09 Время проведения занятия 15.30 1 Сентябрь ООД 1 2 Сентябрь 07.09 15.30 ООД 1 3 Сентябрь 12.09 15.30 ООД 1 4 Сентябрь 14.09 15.30 ООД 1 5 Сентябрь 19.09 15.30 ООД 1 Тема занятия Место проведения «Давайте познакомимся». Музыкально – спортивный зал «Что такое танец?» Музыкально – спортивный зал Музыкально – «Что такое танец?» спортивный зал Музыкально – «Что такое танец?» спортивный зал Музыкально – «Что такое танец?» спортивный зал 25 Форма контроля 6 Сентябрь 21.09 15.30 ООД 1 «Азбука танца» 7 Сентябрь 26.09 15.30 ООД 1 «Азбука танца» 8 Сентябрь 28.09 15.30 ООД 1 «Азбука танца» 9 Октябрь 03.10 15.30 ООД 1 Танцевальные шаги 10 Октябрь 05.10 15.30 ООД 1 Танцевальные шаги 11 Октябрь 10.10 15.30 ООД 1 Общеразвивающие упражнения «Цветные флажки» Общеразвивающие упражнения «Цветные флажки» 12 Октябрь 12.10 15.30 ООД 1 13 Октябрь 17.10 15.30 ООД 1 Танцевальные движения с цветами. 14 Октябрь 19.10 15.30 ООД 1 Музыкальные «Ладушки» 15 Октябрь 24.10 15.30 ООД 1 Коллективно-порядковые упражнения 16 Октябрь 26.10 15.30 ООД 1 Знакомство с эстрадным танцем «Гномики». 26 игры: Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Осенние праздники 17 Октябрь 31.10 15.30 ООД 1 18 Ноябрь 02.11 15.30 ООД 1 19 Ноябрь 07.11 15.30 ООД 1 20 Ноябрь 09.11 15.30 ООД 1 21 Ноябрь 14.11 15.30 ООД 1 22 Ноябрь 16.11 15.30 ООД 1 23 Ноябрь 21.11 15.30 ООД 1 24 Ноябрь 23.11 15.30 ООД 1 25 Ноябрь 28.11 15.30 ООД 1 26 Ноябрь 30.11 15.30 ООД 1 27 Декабрь 05.12 15.30 ООД 1 Музыкально – Положение в паре спортивный зал Музыкально – Рисунок танца спортивный зал Музыкально – «Танцуем все!» спортивный зал Коллективно – Музыкально – порядковые упражнения: спортивный «В круг» зал Танцевальные движения Музыкально – в северном стиле: спортивный «Чайки», зал «Моржи», «Пингвины». Музыкально – Музыкальные игры: спортивный «Птицы» зал Изучения северного Музыкально – танца «Радость тундры», спортивный «Чайки». зал Музыкально – Основные движения спортивный зал Музыкально – Рисунок танца спортивный зал Музыкально – Постановка танца спортивный зал Музыкально – «Танцуем все!» спортивный 27 28 Декабрь 07.12 15.30 ООД 1 29 Декабрь 12.12 15.30 ООД 1 30 Декабрь 14.12 15.30 ООД 1 31 Декабрь 19.12 15.30 ООД 1 32 Декабрь 21.12 15.30 ООД 1 33. Декабрь 26.12 15.30 ООД 1 34. Декабрь 28.12 15.30 ООД 1 35. Январь Январь Январь 09.01 9.40 ООД 1 зал Коллективно – Музыкально – порядковые упражнения: спортивный «Узоры». зал Музыкально – Музыкальные игры: спортивный зал Музыкально – Музыкальные игры: спортивный зал Музыкально – «Танцуем все!» спортивный зал Музыкально – Музыкальные игры: спортивный зал Музыкально – Музыкальные игры: спортивный зал Музыкально – «Танцуем все!» спортивный зал Зимние каникулы «Танцуем все!» 36 Январь 11.01 9.40 ООД 1 «Танцуем все!» 37 Январь 16.01 9.40 ООД 1 «Танцуем все!» 28 Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный Новогодние утренники 38 Январь 18.01 9.40 ООД 1 «Танцуем все!» 39 Январь 23.01 9.40 ООД 1 Коллективно – порядковые упражнения: «Зверята» 40 Январь 25.01 9.40 ООД 1 Элементы пляски. 41 Январь 30.01 9.40 ООД 1 42 Февраль 01.02 9.40 ООД 1 Музыкальные игры: «Кукла и мишка», «Коршун и цыплята». Русский шуточный танец по усмотрению педагога 43 Февраль 06.02 9.40 ООД 1 44 Февраль 08.02 9.40 ООД 1 русской Изучение элементов русского танца. Рисунок танца. 45 Февраль 13.02 9.40 ООД 1 Постановка танца. 46 Февраль 15.02 9.40 ООД 1 «Танцуем все!» 47 Февраль 20.02 9.40 ООД 1 Коллективно-порядковые упражнения: «Часики», «Мячики» 48 Февраль 22.02 9.40 ООД 1 Танцевальные элементы 29 зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – 49 Февраль 27.02 9.40 ООД 1 Музыкальные «Займи домик» 50 Февраль 29.02 9.40 ООД 1 Бальный танец. История танца. 51 Март 05.03 9.40 ООД 1 Основные элементы бального танца 52 Март 07.03 9.40 ООД 1 игры: Рисунок танца. 53 Март 12.03 9.40 ООД 1 Постановка танца. 54 Март 14.03 9.40 ООД 1 55 Март 19.03 9.40 ООД 1 56 Март 27.03 9.40 ООД 1 Музыкальные «Ловушка» 57 Март 21.03 9.40 ООД 1 Общеразвивающие упражнения предметами. 58 Март 26.03 9.40 ООД Коллективно-порядковые упражнения: «Чайник», «машинки» Танцевальные элементы: «Полоскать платочки», «Хозяюшки» 1 игры: с Партерная гимнастика на полу. 30 спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Праздник 8 марта 59 Март 28.03 9.40 ООД 1 60 Апрель 02.04 9.40 ООД 1 61 Апрель 04.04 9.40 ООД 1 62 Апрель 09.04 9.40 ООД 1 63 Апрель 11.04 9.40 ООД 1 64 Апрель 16.04 9.40 ООД 1 65 Апрель 18.04 9.40 ООД 1 66 Апрель 23.04 9.40 ООД 1 67 Апрель 25.04 9.40 ООД 1 68 Май 02.05 9.40 ООД 1 69 Май 14.05 9.40 ООД 1 Музыкально – спортивный зал Музыкально – «Танцуем все!» спортивный зал Музыкально – «Танцуем все!» спортивный зал Музыкально – «Танцуем все!» спортивный зал Музыкально – «Танцуем все!» спортивный зал Музыкально – «Танцуем все!» спортивный зал Музыкально – Партерная гимнастика на спортивный полу по парам. зал Музыкально – Партерная гимнастика на спортивный полу по парам. зал Музыкально – Постановка танца. спортивный зал Музыкально – Рисунок танца. спортивный зал Музыкально – Постановка танца. спортивный зал Партерная гимнастика на полу по парам. 31 70 Май 16.05 9.40 ООД 1 Рисунок танца. 71 Май 21.05 9.40 ООД 1 «Танцуем все!» 72 Май 23.05 9.40 ООД 1 «Танцуем все!» 73 Май 28.05 9.40 ООД 1 «Танцевальная шкатулка» 74 Май 30.05 9.40 ООД 1 Мини концерт: встречи!» Количество учебных недель Количество учебных дней Продолжительность каникул Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – «До спортивный зал Выпускной бал Мини - концерт 37 74 31.12.2023-08.01.2024 г. (зимние) 31.05.2024- 31.08.2024 г. (летние) 01.09.2023-31.05.2024 Дата начала и окончания учебных периодов 32 2.2. Условия реализации программы 2.2.1. Материально-техническое обеспечение: музыкально – спортивный зал, ковровое покрытие, музыкальный центр, с записями ритмичной музыки для сопровождения занятий, индивидуальные коврики. 2.2.2. Информационное обеспечение: Фотоаппаратура. Компьютер с выходом в интернет (в методическом кабинете). 2.2.3. Кадровое обеспечение В реализации программы принимает участие педагог дополнительного образования – Чернова Светлана Викторовна. Курсы повышения квалификации «Хореографическое искусство. Детский танец: современные методики и основы мастерства», 108 ч. 2.3. Формы аттестации (способы проверки результатов освоения программы). 2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, грамоты (при наличии конкурсов в образовательной среде). 2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: тематическое открытое занятие – ежегодно 1 раз в год (май), конкурсы (при наличии в образовательной среде). 2.4. Оценочные материалы Методика проведения диагностики Гибкость и пластичность: На 1-ом, 2-ом году обучения выявляется педагогом визуально при выполнении ребёнком упражнений партерного экзерсиса, учитывая физическое развитие, природные данные каждого ребёнка. Для выявления музыкально-ритмических данных ребёнку предлагается: 1-ый год обучения – прохлопать ритм музыкального сопровождения. 2-ый год обучения – простучать в ложки или прохлопать в ладоши ритмический рисунок по заданию педагога: 2 медленных – 3 быстрых; по 2 удара с правой и левой стороны; равномерных 8 ударов; выделять в музыке сильную долю. Танцевально-двигательные навыки: Народный танец: 1-ый год обучения - Правильно исполнять различные виды шагов (переменный русский, топающий, шаг с точкой). 2-ой год обучения – предлагаются карточки с костюмами разных народов. Ребёнок должен правильно назвать народность. Артистизм: На 1-ом, 2-ом году обучения выявляется педагогом визуально. Учитывается выразительность, амплитуда исполнения движения, активность. Широкая, открытая улыбка, настроение ребёнка во время исполнения танцев. 2.5. Методические материалы Особенности организации образовательного процесса – очно. Методы и приемы обучения: Наглядный: сопровождение музыкального ряда изобразительным, показ движений. Словесный: беседы о различных музыкальных жанрах. Словесно-слуховой: пение. Слуховой: слушание музыки. Игровой: музыкальные игры. Практический: разучивание песен, танцев, воспроизведение мелодий. Форма организации образовательного процесса: групповая в количестве не более 15, воспитанники в возрасте 5-7 лет. Формы организации ООД: групповая форма. Формы организации учебного занятия: ООД Педагогические технологии: Игровые технологии; личностно – ориентированная; технология обучения в сотрудничестве; технология игрового обучения (творческие задания); здоровьесберегающая технология; информационно – коммуникативная технология; технология проектного обучения. Алгоритм ООД: Структура ООД Первая часть (подготовительная) (7-10 мин.) - вход детей в зал. - построение детей в несколько линий (девочки впереди, мальчики сзади) - поклон - разминка (основные ритмические движения) Вторая часть (основная) (12-15 мин.) - изучение музыкально-ритмического материала, изучение тренировочных упражнений партерного станка, элементов классического экзерсиса - разучивание танцевальных движений народно – сценического танца, работа над этюдами Третья часть (заключительная) (5 мин.) - музыкально-ритмическая игра на закрепление материала - поклон - выход из танцевального зала Дидактические материалы: Критерии оценки танцевально-ритмических навыков и умений детей 1 год обучения Гибкость Высокий Ярко выражены природные данные: подъём стопы, эластичные и уровень (В) мышцы всего тела. пластично Средний Физическое развитие в норме, мышцы ребёнка поддаются сть уровень (С) дальнейшему развитию. Низкий уровень (Н) Музыкаль Высокий ный ритм уровень (В) Средний уровень (С) Низкий уровень (Н) Танцева Н Высокий льно – ар уровень (В) двигате о льные д Средний навыки н уровень (С) ы Низкий й уровень (Н) та не ц Выраженный кифоз (сутулость), или лордоз (прогиб в пояснице), мышцы ребёнка напряженны, трудно поддаются растяжке. Чётко повторяет хлопками ритм музыкального сопровождения, выделяет сильную долю в музыке. Выделяет сильную долю в музыке с помощью педагога. Хлопает не в такт музыки. Активно откликается на музыку, двигается легко, непринуждённо. Корпус держит прямо, правильное положение рук на поясе .При движении держит строй. Откликается на музыку, пританцовывает в такт. Корпус держит прямо, старается двигаться в строю. Корпус зажат Двигается под музыку только при счёте педагога. 34 Артистиз м Гибкость и пластично сть Музыкаль ный ритм Танце вальн о– двига тельн ые навык и Высокий уровень (В) Средний уровень (С) Низкий уровень (Н) Высокий уровень (В) Средний уровень (С) Низкий уровень (Н) Высокий уровень (В) Средний уровень (С) Низкий уровень (Н) Высокий уровень (В) Средний уровень (С) Низкий уровень (Н) Н а р о д н ы й Средний уровень (С) т Низкий а уровень (Н) н е ц Артистиз Высокий м уровень (В) Средний уровень (С) Низкий уровень (Н) Выполняет движения выразительно, активно. Улыбка открытая, яркая. Двигается без особых стараний, улыбается по напоминанию педагога. Двигается без сознательно, не выразительно. Стесняется показать улыбку. 2 год обучения Ярко выраженные природные данные: подъём стопы, мышцы тела мягкие, эластичные. Природные данные соответствуют развитию данного возраста. Мышцы тала ребёнка скованны, напряжены. Отсутствует какаялибо растяжка. Точно передаёт (хлопками, ударами в ложки) музыкальный ритм. Повторяет любой ритмический рисунок заданный педагогом Выделяет только сильную долю в музыке. Повторяет ритмический рисунок только с помощью педагога. Держит строй. Корпус прямой, подтянутый. Движения легкие, ритмичные. Старается держать строй. Исполняет движения старательно, с желанием. Не всегда держит строй при движении. Исполняет движения без желания, не аккуратно. Физическое развитие соответствует данному возрасту. Затруднена координация движения. Ребёнок быстро устаёт от физических нагрузок. Во время исполнения танца всегда улыбается. Выполняет движения выразительно, аккуратно. Улыбается по напоминанию педагога. Старается выполнять движения с большой амплитудой. Не улыбается. Двигается посредственно, не выразительно. 35 2.6. Список литературы и интернет-источников 1. Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина. «Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей. ФГОС».- С-Пб: «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2016, 352 с. 2. Т. К Барышникова. Азбука хореографии. - М.: Айрис – пресс, 2000, 266 с. 3. Зарецкая Н.В., Роот З.Я. Танцы в детском саду. М.: Айрис, 2008. - 112 с. 4. Скрипниченко«Чудо-ритмика»/ программа по хореографии для детей 4,5-6,5 лет, Соликамск, 2010. 5. Бриске И. Э. Мир танца для детей. – Челябинск, 2005. 6. Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие– М.: Владос, 2003 7. Слуцкая С. Л. «Танцевальная мозаика». - М.: Линка – Пресс,2006. 8. Танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: «Детство - пресс», 2000 9. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. - М, 2005. 10. Е. Н. Арсенина Музыкальные занятия. старшая группа, издание Учитель-2015 11. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. —М, Мозаика-Синтеэ, 20052010. 12. Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность. — М., 2004. 13. Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. — М.: МозаикаСинтез, 2005-2010. 14. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. — М.:-МозаикаСинтез, 2005-2010. 15. Зацепина М. Б., Антонова ТВ. Праздники и развлечения в детском саду. - М.: МозаикаСинтез, 2005-2010. 16. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. — М.: МозаикаСинтез, 2014. 17. М. М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2014 г. 19. Е. Р. Железнова «Оздоровительная гимнастика и подвижные игры для старших дошкольников» Детство – Пресс, 2013 36