Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 им. В. И. Смирнова г. Томска Утверждено приказом директора МАОУ СОШ №11 им. В. И. Смирнова г. Томска от 30.08.2023 №347 Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юный математик» для 7-9 классов Направление общеинтеллектуальное 1 час в неделю (всего 34часа) Автор-составитель: учителя математики Гоцман Н.А. Корнилова О.П. 2023 г. Томск Пояснительная записка Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юный математик» составленанаоснованииследующихнормативно-правовыхдокументов: - Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. изменений); - Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по математике, утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ от 5 марта 2004 года №1089; - СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993) (в ред. изменений); - Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р - Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; - ООП ООО МАОУ СОШ № 11 им. В. И. Смирнова г. Томска Данная программа внеурочной деятельности позволяет устранить противоречиямежду требованиями примерной программы предмета «математика» ипотребностями учащихся вдополнительном материале поматематике иприменении полученных знаний на практике; между условиями работы вклассно-урочнойсистеме и потребностями учащихся реализоватьсвой творческий потенциал. Программа «Занимательная математика»тоже«обучает»математике,новзанимательной,приближенной к жизни форме, обеспечивает компетентностный подход. Разделы содержания даннойпрограммывыходятзарамкипримернойпрограммыпоматематике,ноони,безусловно,осущест вляютпреемственностьибудутспособствоватьсовершенствованиюиразвитию важнейшихматематическихумений,предусмотренныхпрограммойФГОС.Сэтойцельювпрограммепр едусмотренозначительноеувеличениеактивныхформработы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развитияинтеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Основное содержание курса математики составляет занимательный материала арифметическогоигеометрическогохарактера,задачи,формирующиеумениелогическирассуждать,п рименятьзаконылогики. Цель программы:Создание условий для интеллектуального развития учащихся и формирования ценностно-смысловых компетенций школьников через развитие креативного мышления. Задачи: 1.формировать устойчивый интерес кпредмету; 2. выявлять иразвивать математические способности и исследовательские умения учащихся; 3.выработатьжелание решать нестандартныезадачи,используяразличные методы иприемы; 4. Развивать умения самостоятельно приобретать и применять знания. Программа содержиттрадиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и тд. В этом проявляется преемственность с начальным уровнем образования. Уровеньсложностиподобранныхзаданий таков,чтокрассмотрениюможнопривлечьзначительноечислоучащихся,нетольконаиболеесильных. Основу программы составляют инновационные технологии: личностно -ориентированные, адаптированного обучения, ИКТ - технологии. Для тех школьников,которые не проявляют заметнойсклонности к математике, этот курсможет статьтолчком в развитииинтереса к предметуи вызвать желаниеузнать больше. Тематиказадачизаданийотражаетреальныепознавательныеинтересыдетей, содержит полезную занимательную и любопытную информацию, интересныематематическиефакты,способныедатьпросторвоображению.Занятияпоэтомукурсу включают не только геометрический материал, но и задания конструкторско- практического задания,характера. Рабочая программа разработана в соответствиис ООП НОО МАОУ СОШ № 11 г.Томска им.В. И. Смирнова и рассчитана на1 год. Программа составлена для обучающихся 7– 9классов. На каждом этапе реализации программы учитываются возрастные особенности детей среднего школьного возраста. На реализацию курса «Юный математик» отводится: 7 классы – 34 часа (1 час в неделю); 8 классы – 34 часа (1 час в неделю); 9 классы – 34 часа (1 час в неделю). 1. Планируемый результат изучения курса внеурочной деятельности «Юный математик» в 7-9 классах. 7 класс Личностные 1) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем; 2) умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот. 3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи; 4) умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; 5) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач; Метапредметные 1) умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения; 2) умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты); 3) умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения; 4) умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений; 5) применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач; 6) умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях. 7) умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни; 8) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем; 9) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.); 10) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений; 11) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; Предметные 1) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; 2) владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами; 3) умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения; 4) умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки); 5) умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов. 6) вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах. 7) анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ; 8) решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор; 9) извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль; 10) строить речевые конструкции; 11) выполнять вычисления с реальными данными; 12) проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты; 13) выполнять проекты по всем темам данного курса; Ученик научится: • планировать и выполнять учебное исследование, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; • выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; • использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство по аналогии, опровержение, контр пример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма; • использовать такие естественно -научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. Ученик получит возможность научиться: • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; • использовать догадку, озарение, интуицию; • использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование; • использовать такие естественно -научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами; • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта. 8 8 класс Личностные 1) знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики (происхождение геометрии из практических потребностей людей); 2) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем; 3) умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот. 4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи; 5) умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; 6) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач; Метапредметные 1) умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения; 2) умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты); 3) умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения; 4) умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений; 5) применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач; 6) умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях. 7) умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни; 8) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем; 9) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.); 10) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений; 11) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; Предметные 1) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; 2) умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения; 3) усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; 4) приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерение длин площадей, объёмов; 5) знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры; 6) умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки); 7) знакомство с идеей координат на прямой и на плоскости; выполнение стандартных процедур на координатной плоскости; 8) умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов. 9) вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах. 10) геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с дизайном. 11) анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ; 12) решать задачи из реальной практики, используя при необходимостикалькулятор; 13) извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль; 14) строить речевые конструкции; 15) изображать геометрические фигура с помощью инструментов иот руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и др.; 16) выполнять вычисления с реальными данными; 17) проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты; 18) выполнять проекты по всем темам данного курса; моделировать геометрические объекты, используя бумагу, проволоку и др. Ученик научится: • планировать и выполнять учебное исследование, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; • выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; • использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контр пример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма; • использовать такие естественно -научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. Ученик получит возможность научиться: • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; • использовать догадку, озарение, интуицию; • использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование; • использовать такие естественно -научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами; • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; • использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность; • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта. 9 класс Личностные 1) знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики (происхождение геометрии из практических потребностей людей); 2) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем; 3) умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот. 4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи; 5) умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; 6) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач; Метапредметные 1) умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения; 2) умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты); 3) умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения; 4) умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений; 5) применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач; 6) умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях. 7) умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни; 8) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем; 9) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.); 10) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений; 11) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; Предметные 1) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; 2) умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения; 3) усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; 4) приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерение длин площадей, объёмов; 5) знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры; 6) умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки); 7) использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»; 8) знакомство с идеей координат на прямой и на плоскости; выполнение стандартных процедур на координатной плоскости; 9) умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов. 10) анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ; 12) решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор; 13) извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль; 14) строить речевые конструкции; 15) выполнять вычисления с реальными данными; 16) проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты; 17) выполнять проекты по всем темам данного курса; Ученик научится: • планировать и выполнять учебное исследование, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; • выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; • использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контр пример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма; • использовать такие естественно -научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. Ученик получит возможность научиться: • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; • использовать догадку, озарение, интуицию; • использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование; • использовать такие естественно -научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами; • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; • использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность; • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта. 2. Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Юный математик» в 8-9 классах 7 класс Шифры и математика. Задачи кодирования и декодирования. Матричный способ кодирования и декодирования. Тайнопись и самосовмещение квадрата. Знакомство с другими методами кодирования и декодирования. Дидактическая игра «расшифруй-ка». Составление проектов шифровки. Математика вокруг нас. Узнай свои способности. Математический бой. Поступки делового человека. Математика в реальной жизни. Учет расходов в семье на питание. Проектная работа. Кулинарные рецепты. Задачи на смеси. Игра «Воздушный змей». Математический бой. 8 класс Графики. Проверка владениями базовыми умениями. Геометрически 8 класс Графики. Проверка владениями базовыми умениями. Геометрические преобразования графиков функций. Построение графиков, содержащих модуль, на основе геометрических преобразований. Графики кусочно-заданных функций (практикум). Построение линейного сплайма. Проект. Игра «Счастливый случай». Наглядная геометрия. Рисование фигур одним росчерком. Графы. Геометрическая смесь. Задачи со спичками и счетными палочками. Лист Мёбиуса. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок. Разрезания на плоскости и в пространстве. Спортивный матч «Математический хоккей». Геометрия в пространстве.Решение олимпиадных задач. Математический бой. Защита проектов «Геометрическая смесь. Применение геометрии в создании паркетов, мозаик и др.» 9 класс Функция. Подготовительный этап: постановка цели, проверка владениями базовыми навыками. Историко-генетический подход к понятию «функция». Способы задания функции Четные и нечетные функции. Монотонность функции. Ограниченные и неограниченные функции. Исследование функций элементарными способами. Построение графиков функций. Функционально-графический метод решения уравнений. Функция: сложно, просто, интересно. Дидактическая игра «Восхождение на вершину знаний». Функция: сложно, просто, интересно. Презентация «Портфеля достижений». Диалоги о статистике. Статистические исследования. Проектная работа по статистическим исследованиям. Статистические исследования. Проектная работа по статистическим исследованиям. Орнаменты. Симметрия в орнаментах. Проектная работа: составление орнамента. Симметрия в орнаментах. Проектная работа: составление орнаментов. Защита проектов. Быстрый счет без калькулятора. Приемы быстрого счета. Эстафета "Кто быстрей считает". Математический бой. Оригами. Техника оригами. Практическое занятие по созданию оригами. Наглядная геометрия. Геометрия на клетчатой бумаге. Нахождение площадей треугольников на клетчатой бумаге. Нахождение площадей четырехугольников на клетчатой бумаге. Нахождение площадей многоугольников на клетчатой бумаге. Нахождение площадей круга, сектора на клетчатой бумаге. Решение других задач на клетчатой бумаге. Игра «Самый умный». 3. Тематическое планирование № п/п 1 Тематические разделы 7 класс Кол-во часов Формы занятий Шифры и математика 15 Круглый стол Исследования 2 Математика вокруг нас 8 3 Математика жизни 8 Мини-проект Игра Соревнования Групповая Экскурсия Исследования Познавательно-полезная практика 4 Математический бой 2 Итог: 34 в реальной 8 класс Мини-проект Соревнования Групповая 9 класс № п/п Тематические разделы Функция: просто, сложно, интересно 1. 2. 3. 4. 5. Кол-во часов 17 Диалоги о статистике. Статистические исследования. Орнаменты. Симметрия в орнаментах. 2 Быстрый счет без калькулятора Оригами 3 3 Наглядная геометрия. Геометрия на клетчатой бумаге Игра «Самый умный» 5 Итог: 34 3 1 Формы занятий Круглый стол Исследования Мини-проект Групповая Дебаты Экскурсия Исследования Соревнования Познавательно-полезная практика Экскурсия Исследования Игра Групповая Список используемой литературы Беребердина С.П. Игра «Математический бой» как форма внеурочной деятельности: кн. Для учителя / Геленджик: КАДО. -72 с. Криволапова, Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов. / Н.А. Криволапова.-Москва: «Просвещение», 2012.- 325 с. Шарыгин, И.Ф., Шевкин, А.В. Задачи на смекалку. /И.Ф. Шарыгин., А.В. Шевкин. Москва: «Просвещение», 2003.- 322 с. Развиваем геометрическую интуицию: Книга для учащихся 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений./Зайкин М.И. – М.: Просвещение; ВЛАДОС,2009. Сборник развивающих задач по математике для учащихся 7-8 классов/ Совайленко В.К., Лебедева О.В. – Ростов-на-Дону: Легион, 2010.