Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11 им. В. И. Смирнова г. Томска
Утверждено
приказом директора МАОУ СОШ №11
им. В. И. Смирнова г. Томска
от 30.08.2023 №347
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Картография»
для 6 классов
Автор-составитель:
Сибирякова Н.А.
2023
Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного предмета география по теме
«Картография» для учащихся 6 класса общеобразовательного учреждения
разработана на основе образовательной программы основного - 5-9 кл. общего
образования в соответствии с Федеральными Государственными стандартами
образования и основной образовательной программой ОУ. «Картография»
рассчитана на углубление знаний по основному школьному курсу. Он расширяет
и углубляет знания учащихся об оболочках Земли, дает возможность получить
более полные знания о картах, развивает навыки работы с ними, помогает
применять полученные знания на практике.
Распределение часов в течении года
Период обучения
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Итого за год
Количество часов
9
7
10
9
34
Использование УМК
Программа
Дидактические средства для учителя
1.
2.
3.
4.
Интернет ресурсы
Безруков А. Занимательная география.М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
География: Занимательные материалы к
урокам и внеклассным занятиям в 6-8
классах/
сост.
Н.А.
Касаткина.Волгоград: учитель, 2004.
Крылова
О.В.
Интересный
урок
географии: кн. для учителя.- М.:
Просвещение, 2000.
Олимпиады по географии. 6-11 классы:
Мет. пособие / Под ред. О.А.
Климановой.- М.: Дрофа, 2003.
http://www.krugosvet.ru
http://www.geografia.ru
http://www.carib.ru
http://www.vokrugsveta.ru
Общая характеристика курса
Факультативные занятия по географии – важная часть общешкольной учебно-воспитательной
работы в школе. Такие занятия доказали свою жизненность, широкие возможности,
направленные на формирование у школьников более высокого уровня знаний, ознакомление с
достижениями науки, техники, культуры, всестороннее развитие личности с учетом
индивидуальных интересов.
Факультативный курс по географии для учащихся 6 класса рассчитан на углубление знаний
по основному школьному курсу. Он расширяет и углубляет знания учащихся об оболочках
Земли, дает возможность получить более полные знания о картах, развивает навыки работы с
ними, помогает применять полученные знания на практике.
Содержание программы включает теоретические знания по наиболее сложным темам курса
географии (географические координаты, рельеф и тектоническое строение территории, погода
и климат) и практическую часть.
Данный курс позволит расширить и конкретизировать
знания о географических картах, а также продолжит развитие интеллектуальных,
познавательных и творческих способностей учащихся. Тем самым даст возможность более
полной подготовки учащихся к олимпиадным заданиям по предмету
Цель
Повышение интереса к изучению географии, расширение и углубление знаний по предмету,
подготовка учащихся к конкурсам и олимпиадам различного уровня. Это решается путем
развития индивидуальных интересов учащихся, подготовки их к самообразованию.
Задачи
- Формировать и развивать диалектико-материалистическое мировоззрение учащихся,
подводя их к более глубокому осознанию мировоззренческих идей развития, целостности,
взаимосвязи в природе Земли, повышать их научные знания.
- Продолжить развитие картографической грамотности школьников;
- Вооружить учащихся системой знаний и умений по работе с картами разной тематики и
содержания, статистическими материалами и справочниками, выполнять простейшие
статистические расчеты и составлять комплексные характеристики.
- Способствовать развитию географического мышления, применению в работе
картографического и статистического методов.
Формы работы.
Фронтальный опрос, самостоятельная работа учащихся, практические работы,
информационные компьютерные технологии.
Практическая работа способствует углублению и развитию теоретических знаний и навыков
(работа с контурными картами, составление плана местности, самостоятельное использование
учебника и дополнительной литературы, карт, статистических материалов, наглядных пособий,
географических приборов и т.д.). Практическая работа подготавливает учащихся к выполнению
самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и
овладению новыми умениями.
Информационные компьютерные технологии позволяют школьнику с интересом учиться,
находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при
получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности
Перечень учебного оборудования и наглядных пособий.
Карты, глобус, атлас , контурные карты ,статистический материалов, наглядные пособия,
географические приборы, ноутбук, проектор, обучающие диски, книги, тетрадь Реализация
программы рассчитана на 1 год обучения – 34часа: 1час в неделю
Учебно - тематический план
№
Тема
Количество
часов
1
Введение
1
2
План и карта
20
3
По материкам и странам
3
4
Немая карта
10
Итого
34
Ожидаемый результаты изучения факультативного курса.
Изучение факультативного курса «Картография» способствует активному формированию
географического мышления школьников, развивает их интерес к предмету. Данный курс
помогает наиболее глубже развивать знания географической карте, развивает навыки работы с
ней.
Планируемые результаты
В курсе изучения школьники закрепляют свои умения: ориентироваться на местности,
составлять план местности, различать виды карт, работать с разными видами масштаба,
находить объекты на физической карте мира и изображать их на контурных картах Учащиеся
в дальнейшим могут использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической
деятельности и повседневной жизни.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся
Знать
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах,
взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды,
составлять простейший план местности;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические
координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять
на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного
содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за
отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате
природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных
источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Формы контроля уровня достижений обучающихся
В конце каждой темы будут проведены практические работы
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
Учебно-методический комплекс; печатные пособия; экранно-звуковые пособия натуральные
объекты;
Содержание программы
Введение (1 час)
Цели и задачи курса. Особенности заданий. Оборудование для занятий.
План и карта (20 часов)
Глобус – Модель Земли. Что такое план местности, методика составления плана местности.
Масштаб Ориентирование на местности. Работа с географическими картами. Виды географических
карт. Знакомство с номенклатурой карты.
По материкам и странам (3часа)
Природные особенности материков: особенности рельефа, климата, внутренних вод, растительного и
животного мира. Факторы, влияющие на особенности природных компонентов на материках.
Немая карта (10 часов)
Работа с контурной картой. Определение указанных территорий, обозначение географических
объектов на контурной карте.
Подведение итогов
Календарно-тематическое планирование занятий
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Дата
Характеристика деятельности
обучающихся
Введение (1ч)
1
Картография – наука о
географических картах
Объяснять значение термина
«картография»; развивать
память, воображение
1
План и карта (20ч)
Познакомить с различными
видами карт, глобусом.
Определить язык карт,
ознакомиться с условными
обозначениями. Развивать
умение измерять крутизну
склонов, сформировать
представления о видах
картографических проекций.
2.
Общие сведения о Земле
1
3.
4
Глобус – модель Земли
Понятие карты, как модели
действительности
Построение карт.
Картографические
проекции
Масштаб
1
1
9-10
Ориентирование на
местности
2
11-12
13-14
15
16
17
План местности
Топографическая карта
Физические карты
Политическая карта мира
Задачи по горизонталям
2
2
1
1
1
18
Направления на карте
1
19-20
21
Определение
2
географических координат
Приёмы использования
1
условных знаков карты
По материкам и странам (3ч)
22-23
24
Материки и океаны
Особенности природы
материков
5-6
7-8
2
2
2
1
Сформировать представления о
природных особенностях
материков: рельефа, климата,
внутренних вод, растительного и
животного мира
Немая карта (10ч)
25-26
27
28-30
Путешественники и их
открытия
«Вопросы
путешественников
Крупные географические
объекты материков и
океанов на карте
2
1
3
познакомиться с открытиями
путешественников с термином
«топонимика», рассмотреть
происхождение
географических названий,
31-33
34
Работа с контурными
картами
Итоговое повторение
3
1
развивать умение работать с
картой.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)