Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 им. В. И. Смирнова г. Томска Утверждено приказом директора МАОУ СОШ №11 им. В. И. Смирнова г. Томска от 30.08.2023 №347 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Картография» для 6 классов Автор-составитель: Сибирякова Н.А. 2023 Пояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета география по теме «Картография» для учащихся 6 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе образовательной программы основного - 5-9 кл. общего образования в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и основной образовательной программой ОУ. «Картография» рассчитана на углубление знаний по основному школьному курсу. Он расширяет и углубляет знания учащихся об оболочках Земли, дает возможность получить более полные знания о картах, развивает навыки работы с ними, помогает применять полученные знания на практике. Распределение часов в течении года Период обучения 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Итого за год Количество часов 9 7 10 9 34 Использование УМК Программа Дидактические средства для учителя 1. 2. 3. 4. Интернет ресурсы Безруков А. Занимательная география.М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах/ сост. Н.А. Касаткина.Волгоград: учитель, 2004. Крылова О.В. Интересный урок географии: кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2000. Олимпиады по географии. 6-11 классы: Мет. пособие / Под ред. О.А. Климановой.- М.: Дрофа, 2003. http://www.krugosvet.ru http://www.geografia.ru http://www.carib.ru http://www.vokrugsveta.ru Общая характеристика курса Факультативные занятия по географии – важная часть общешкольной учебно-воспитательной работы в школе. Такие занятия доказали свою жизненность, широкие возможности, направленные на формирование у школьников более высокого уровня знаний, ознакомление с достижениями науки, техники, культуры, всестороннее развитие личности с учетом индивидуальных интересов. Факультативный курс по географии для учащихся 6 класса рассчитан на углубление знаний по основному школьному курсу. Он расширяет и углубляет знания учащихся об оболочках Земли, дает возможность получить более полные знания о картах, развивает навыки работы с ними, помогает применять полученные знания на практике. Содержание программы включает теоретические знания по наиболее сложным темам курса географии (географические координаты, рельеф и тектоническое строение территории, погода и климат) и практическую часть. Данный курс позволит расширить и конкретизировать знания о географических картах, а также продолжит развитие интеллектуальных, познавательных и творческих способностей учащихся. Тем самым даст возможность более полной подготовки учащихся к олимпиадным заданиям по предмету Цель Повышение интереса к изучению географии, расширение и углубление знаний по предмету, подготовка учащихся к конкурсам и олимпиадам различного уровня. Это решается путем развития индивидуальных интересов учащихся, подготовки их к самообразованию. Задачи - Формировать и развивать диалектико-материалистическое мировоззрение учащихся, подводя их к более глубокому осознанию мировоззренческих идей развития, целостности, взаимосвязи в природе Земли, повышать их научные знания. - Продолжить развитие картографической грамотности школьников; - Вооружить учащихся системой знаний и умений по работе с картами разной тематики и содержания, статистическими материалами и справочниками, выполнять простейшие статистические расчеты и составлять комплексные характеристики. - Способствовать развитию географического мышления, применению в работе картографического и статистического методов. Формы работы. Фронтальный опрос, самостоятельная работа учащихся, практические работы, информационные компьютерные технологии. Практическая работа способствует углублению и развитию теоретических знаний и навыков (работа с контурными картами, составление плана местности, самостоятельное использование учебника и дополнительной литературы, карт, статистических материалов, наглядных пособий, географических приборов и т.д.). Практическая работа подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями. Информационные компьютерные технологии позволяют школьнику с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности Перечень учебного оборудования и наглядных пособий. Карты, глобус, атлас , контурные карты ,статистический материалов, наглядные пособия, географические приборы, ноутбук, проектор, обучающие диски, книги, тетрадь Реализация программы рассчитана на 1 год обучения – 34часа: 1час в неделю Учебно - тематический план № Тема Количество часов 1 Введение 1 2 План и карта 20 3 По материкам и странам 3 4 Немая карта 10 Итого 34 Ожидаемый результаты изучения факультативного курса. Изучение факультативного курса «Картография» способствует активному формированию географического мышления школьников, развивает их интерес к предмету. Данный курс помогает наиболее глубже развивать знания географической карте, развивает навыки работы с ней. Планируемые результаты В курсе изучения школьники закрепляют свои умения: ориентироваться на местности, составлять план местности, различать виды карт, работать с разными видами масштаба, находить объекты на физической карте мира и изображать их на контурных картах Учащиеся в дальнейшим могут использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни. Основные требования к уровню подготовки обучающихся Знать географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, составлять простейший план местности; определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных. Формы контроля уровня достижений обучающихся В конце каждой темы будут проведены практические работы Материально-техническое обеспечение образовательного процесса; Учебно-методический комплекс; печатные пособия; экранно-звуковые пособия натуральные объекты; Содержание программы Введение (1 час) Цели и задачи курса. Особенности заданий. Оборудование для занятий. План и карта (20 часов) Глобус – Модель Земли. Что такое план местности, методика составления плана местности. Масштаб Ориентирование на местности. Работа с географическими картами. Виды географических карт. Знакомство с номенклатурой карты. По материкам и странам (3часа) Природные особенности материков: особенности рельефа, климата, внутренних вод, растительного и животного мира. Факторы, влияющие на особенности природных компонентов на материках. Немая карта (10 часов) Работа с контурной картой. Определение указанных территорий, обозначение географических объектов на контурной карте. Подведение итогов Календарно-тематическое планирование занятий № Тема занятия Кол-во часов Дата Характеристика деятельности обучающихся Введение (1ч) 1 Картография – наука о географических картах Объяснять значение термина «картография»; развивать память, воображение 1 План и карта (20ч) Познакомить с различными видами карт, глобусом. Определить язык карт, ознакомиться с условными обозначениями. Развивать умение измерять крутизну склонов, сформировать представления о видах картографических проекций. 2. Общие сведения о Земле 1 3. 4 Глобус – модель Земли Понятие карты, как модели действительности Построение карт. Картографические проекции Масштаб 1 1 9-10 Ориентирование на местности 2 11-12 13-14 15 16 17 План местности Топографическая карта Физические карты Политическая карта мира Задачи по горизонталям 2 2 1 1 1 18 Направления на карте 1 19-20 21 Определение 2 географических координат Приёмы использования 1 условных знаков карты По материкам и странам (3ч) 22-23 24 Материки и океаны Особенности природы материков 5-6 7-8 2 2 2 1 Сформировать представления о природных особенностях материков: рельефа, климата, внутренних вод, растительного и животного мира Немая карта (10ч) 25-26 27 28-30 Путешественники и их открытия «Вопросы путешественников Крупные географические объекты материков и океанов на карте 2 1 3 познакомиться с открытиями путешественников с термином «топонимика», рассмотреть происхождение географических названий, 31-33 34 Работа с контурными картами Итоговое повторение 3 1 развивать умение работать с картой. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)