Введение Целями проведения самообследования МАОУ СОШ №11 им. В.И. Сирнова г.Томска, дошкольного отделения является обеспечение доступности и открытости информации о деятельности МАОУ СОШ №11 им. В.И. Сирнова г.Томска, дошкольного отделения. В процессе самообследования проводится оценка: - образовательной деятельности; - системы управления организацией; - содержания и качества подготовки воспитанников; - организации образовательного процесса; - качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения; - материально-технической базы; - функционирования внутренней системы оценки качества образования. Общие сведения о дошкольном отделении Полное наименование: Муниципальное автономное общеобразовательное учрждение средняя общеобразовательная школа №11 им. В.И. Смирнова г.Томска, дошкольное отделение; Официальное сокращенное наименование учреждения: МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова г.Томска; Место нахождения учреждения: г. Томск, улица Коольцевой проезд, д.39, строение 4; Почтовый адрес: 634027, г. Томск, ул. Кольцевой проезд, д.39; Телефон: (382-2) 47-01-56 Факс: (382-2) 47-32-95; Электронный адрес: school11do@mail.ru; Адрес сайта: http://detsadik11tomsk.ucoz.ru/ Учреждение осуществляет образовательную деятельность по следующему адресу: г.Томск, улица Кольцевой проезд, д.39, строение 4. Лицензия на право осуществления образовательной деятельности № 1879 от 01.03.2017г. Уств МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова г.Томска утвержден 2015 г. Директор Ястребов андрей Юрьевич Учредитель: Администрация Города Томска Режим работы образовательного учреждения – пятидневный, с двенадцатичасовым пребыванием детей (с 7.00 ч. до 19.00 ч.). 1.Образовательная деятельность 1.1. ДО работает по основной образовательной программе, разработанной с учетом ФГОС ДО, концептуальных положений примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и коррекционной программы: - Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием, п/р Т. Филичевой. Помимо основной образовательной программы в дошкольном отделении организовано дополнительное образование, включающее в себя платные и бесплатные дополнительные образовательные услуги. Так в ДО реализуются следующие дополнительные образовательные программы: «Хореография», «Изобразительная деятельность», «Хореография для дошкольников», «Театр лучших друзей», «Английский язык», «Шахматы», вокальная студия «Солнечные лучики», «Путешествие с художником», «Логика», «АБВГДЕйка», «Каратэ». Таким образом, деятельность ДО направлена на реализацию основных задач дошкольного образования: на сохранение и укрепление физического здоровья детей; на интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей; оказание помощи семье в воспитании детей и материальной поддержки, гарантированной государством. В целях обеспечения доступности качественного образования в дошкольном отделении реализуется принципы развивающего обучения и интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. В образовательном процессе дошкольного отделения используются разнообразные формы работы с детьми: - организованная образовательная деятельность - образовательная деятельность при проведении режимных моментов - самостоятельная деятельность детей - индивидуальная работа с детьми - взаимодействие с семьями воспитанников и постоянное применение в образовательном процессе всеми педагогами ДО следующих образовательных технологий и методик: - здоровьесберегающие технологии (сказкотерапия, логоритмика, психогимнастика и др.) - игровые технологии - метод моделирования - ИКТ - коммуникативные - технологии деятельностного типа (проектный и исследовательский методы). Педагогический процесс ДО представляет собой целостную систему, составленную с учетом специфики контингента детей и особенностей региона. В течение учебного года предусматриваются: мониторинг – проводился 1 раз в год; недели здоровья – 2 раза в год. Контроль организации образовательного процесса осуществляется руководителем дошеольного отделения, старшими воспитателями, старшей медицинской сестрой. В течение учебного года педагоги планировали двигательный режим таким образом, чтобы чередовались умственная и физическая нагрузка. 1.2. Одна из главных задач, стоящая перед коллективом детского сада - укрепление здоровья детей и их полноценное психическое развитие. В нашем дошкольном отделении ведётся работа с использованием различных мероприятий по оздоровлению детей. Здоровьесберегающие технологии, реализуемые педагогами дошкольного отделения в 2017 году Формы работы Время проведения Технология сохранения и стимулирования здоровья Хореография 1 раза в неделю Бодрящая гимнастика (после сна) Ежедневно Динамическая пауза Ежедневно Пальчиковая гимнастика Ежедневно Дыхательная гимнастика Ежедневно Закаливание Ежедневно Логоритмические игры и упражнения Ежедневно Гимнастика для глаз Ежедневно Технологии обучения здоровому образу жизни Физкультурные занятия 3 раза в неделю Утренняя гимнастика Ежедневно Физкультурные досуги и праздники Ежемесячно Коррекционные технологии Психогимнастика Ежедневно Артикуляционная гимнастика Ежедневно Анализ посещаемости и пропусков в дошкольном отделении за 2017 год Количество Количество План Факт Пропуски по Прочие рабочих дней в 2017 году детей посещений посещений уважительной причине 232 104 23991 17009 3472 пропуски (болезни, неуважительные причины) 3510 Вывод: Пропуски воспитанников за 2017 угод суммарно составляет 6982, из которых 3396 пропусков по болезни – 48,6%. В дошкольном отделении большое внимание уделяется охране и укреплению здоровья детей. Данный показательпропусков говорит о том, что работа ведется, но следует продолжать работу по снижению заболеваемости детей в следующем году, продолжить взаимодействие с семьями воспитанников по формированию у детей потребности здорового образа жизни. В дошкольном отделении организована и осуществлена специализированная (коррекционная) помощь детям. Основные направления коррекционной работы с детьми: Индивидуальная коррекционная работа с детьми группы риска. Индивидуальная и подгрупповая коррекционная работа с детьми в рамках ПМПк. Организация работы логопункта. Групповая и индивидуальная коррекционная работа по подготовке детей к обучению в школе. Групповая и индивидуальная коррекционная работа в группах старшего возраста по нормализации психологического климата группы. Отслеживание процесса адаптации вновь пришедших детей. Оказание помощи детям в возрасте от 5 до 7 лет, имеющим тяжелые и не резко выраженные нарушения в развитии устной речи, познавательных процессов, усвоении сенсорных эталонов. 1.3. В 2017 учебном году в ДО функционировали 4 групп: возрастная категория специфика групп количество групп групп Старшая группа общеразвивающая 2 Подготовительная к школе общеразвивающая 2 группа количество детей в группах 52 52 1.4. Годовой календарный учебный график – является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса в учебном году в дошкольном отделении. Годовой календарный учебный график разработан в соответствии с действующим законодательством: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384) - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» - Устав МАОУ СОШ №11 им.В.И. Смирнова г .Томска. Анализ реализованного календарного учебного графика в учебном году Группы Количество ООД Количество досугов, развлечений % выполнения Старшая группа Подготовительная школе группа запланиро вано реализован о запланиро вано реализова но 13 занятий в неделю к 17 занятий в неделю 13 занятий в неделю 17 занятий в неделю 10 в год 10 в год 100% 11 в год 11 в год 100% Анализ реализованного календарного учебного графика в летний период Группы Старшая группа Подготовительная группа Количество НОД в день запланиров реализова ано но к 1 в день школе 1 в день 1 в день 1 в день Вечера досугов, развлечения запланиро реализова вано но % выполнени я 4 в месяц 4 в месяц 100% 100% 4 в месяц 4 в месяц В течение всего 2017 года организованная образовательная деятельность реализовывалась через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, самообслуживания и элементарного бытового труда, конструктивной, а также восприятия художественной литературы и фольклора) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществлялся педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных и развивающих задач. Самостоятельная деятельность детей 3 - 7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3 - 4 часов. Организованная образовательная деятельность. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в старшей группе (дети шестого года жизни) - 6 часов 15 минут, в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 8 часов 30 минут. Продолжительность организованной образовательной деятельности для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2 - 3 раз в неделю. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. В середине организованной образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку. Организованную образовательную деятельность по физическому развитию детей в возрасте от 3 до 7 лет организуют не менее 3 раз в неделю. Ее длительность зависит от возраста детей и составляет: - в старшей группе - 25 мин., - в подготовительной группе - 30 мин. Один раз в неделю для детей 5 - 7 лет круглогодично организовывалась организованная образовательная деятельность по физическому развитию детей на открытом воздухе. Ее проводили только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях организованную образовательную деятельность по физическому развитию максимально организовалась на открытом воздухе. Таким образом, деятельность дошкольного отделения осуществляется в соответствии с законодательными актами, санитарно – гигиеническими требованиями. Количество групп и воспитанников соответствует допустимому лицензионному уровню. Организация образовательного процесса осуществлялась в соответствии с годовым календарным графиком работы и выполнена в полном объеме. 2.Система управления образовательным учреждением 2.1. МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова г. Томска, дошкольное отделение осуществляет свою деятельность в соответствии с: - Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г, № 273 - Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049 – 13 - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования от 30.08.2013г. № 1014 - Уставом МАОУ СОШ №11 им .В.И. Смирнова г.Томска - Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» - Конвенцией ООН о правах ребенка. Управление ДО осуществляется в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», нормативно-правовыми документами Министерства образования и науки Российской Федерации на основе принципов единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления. В ДО разработан пакет документов регламентирующих деятельность: локальные акты, договоры с родителями, педагогами, обслуживающим персоналом, должностные инструкции. Имеющаяся структура системы управления соответствует Уставу ДМАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова г.Томска и функциональным задачам ДО. Формами самоуправления являются: Общее собрание трудового коллектива, Педагогический совет, аттестационная комиссия, психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), родительский комитет. Непосредственное руководство Муниципальным автономным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школы №11 им. В.И. Смирнова г.Томска дошкольным отделением осуществляется директором Ястребовым А.Ю. На основании Закона «Об образовании в Российской Федерации» в ДО разработаны: Положение о внутренней контрольной деятельности и Положение о внутреннем мониторинге качества образования. Цель контроля: оптимизация и координация работы всех структурных подразделений ДО для обеспечения качества образовательного процесса. В ДО используются эффективные формы контроля: различные виды мониторинга: управленческий, медицинский, педагогический, психолого-педагогический скрининг-контроль состояния здоровья детей социологические исследования семей Контроль в ДО начинается с руководителя, проходит через все структурные подразделения и направлен на следующие объекты: - охрана и укрепление здоровья воспитанников, - образовательный процесс, - кадры, аттестация педагогов, повышение квалификации, - взаимодействие с социумом, - административно-хозяйственная и финансовая деятельность, - питание детей, - техника безопасности и охрана труда работников и жизни воспитанников. В 2017 году структура образовательного учреждения представлена следующими подразделениями: Подразделение Педагогический совет Содержание работы Ответственные Освоение новых стратегических целей и задач, Руководитель путей внедрения программ и модернизации дошкольного образовательного процесса отделения Старший воспитатель Общее собрание Освоение стратегических и тактических целей и Директор, трудового задач развития учреждения, контроль руководитель коллектива выполнения решений собраний трудового дошкольного коллектива за улучшением качества труда отделения, Завхоз, старший воспитатель Аттестационная Организовывает и проводит аттестацию Руководитель комиссия педагогических работников с целью дошкольного подтверждения соответствия занимаемых отделения, старший педагогических должностей воспитатель ПсихологоОсуществляет медико-психологический Председатель – медикоконтроль над проведением разнообразных Юшкова С.В. педагогический дидактических экспериментов с целью консилиум предотвращения интеллектуальной перегрузки (ПМПк) воспитанников; - Выделяет группы риска; отвечает за вопросы социальнопедагогической адаптации детей, нуждающихся в коррекции; -Отвечает за создание условий, позволяющих обеспечить индивидуальный темп обучения для детей с ОВЗ; - Оказывает необходимую психологическую поддержку и помощь семьям в воспитании детей. Вопросы контроля рассматриваются на общих собраниях трудового коллектива, педагогических советах. Эффективность управления в ДО обеспечивает оптимальное сочетание традиционных технологий и современных тенденций (программирование деятельности ДО в режиме развития, обеспечение инновационного процесса в ДО, комплексное сопровождение развития участников инновационной деятельности). Таким образом, в ДО реализуется возможность участия в управлении дошкольным отделением всех участников образовательного процесса. Руководитель дошкольного отделения занимает место координатора стратегических направлений. Вывод: дошкольное отделение МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова г.Томска зарегистрировано и функционирует в соответствии с нормативными документами в сфере образования Российской Федерации. Структура и механизм управления определяет его стабильное функционирование. В ДО создана структура управления в соответствии с целями и содержанием работы учреждения. 3.Качество дошкольного образования 3.1 Образовательный процесс в ДО построен на основной образовательной программе, разработанной с учетом ФГОС ДО, концептуальных положений Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, на основе примерной образовательной комплексной программы «Отрождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. И ряда парциальных и коррекционных программ, поэтому содержание работы по усвоению детьми образовательных областей ориентировано на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья. Уровень развития детей анализируется по итогам педагогической диагностики. Формы проведения диагностики: - наблюдения; - диагностические занятия в игровой форме; - итоговые занятия. Разработаны диагностические карты осовения основной образовательной программы дошкольного образования МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова г. Томска дошкольного отделения по каждой возрастной группе. Карты включают в себя анализ уровня развития целевых ориентиров детского развития и качества осовения образовательных областей. Результаты качества освоения ООП МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова г.Томска ДО на конец 2017 года выглядят следующим образом: Результаты освоения воспитанниками образовательных областей за 2017 год Образовательные области Показатели освоения Данные программы Познавательное развитие Освоил в полном объеме 34-33% Частичное освоение 69-66,1% Не освоил 1-0,9% Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Освоил в полном объеме Частичное освоение Не освоил Освоил в полном объеме Частичное освоение Не освоил Освоил в полном объеме Частичное освоение Не освоил Освоил в полном объеме Частичное освоение Не освоил 29-28% 64-66% 7-6% 71-68% 31-30,1% 2-1,9% 57-55% 45-43,1% 2-1,9% 74-71% 29-28,1% 1-0,9% Результаты участия детей в конкурсах Результаты участия детей в городской программе «Удивительный малыш» (2017г.) Конкурс, выставка, фестиваль, спорт. Количество Результат соревнование участников Зеленый огонек 0 0 Малыш, поверь в себя 0 0 Петрушка собирает друзей 17 Диплом за 1 место Звонкие колокольчики 0 0 Хрустальный башмачок 14 Диплом 2 место Творим вместе 1 Диплом за 1 место Спортивные надежды 0 0 Юный армеец 12 Сертификат участника Лыжный кросс 0 0 Дошколенок-чемпион 0 0 Плавание 0 0 Легкоатлетический кросс 0 0 Общее количество детей, принимавших участие в мероприятиях - 44 Другие конкурсы Уровень ДОУ Городской Областной конкурса Всего 70 71 40 Общее количество детей, принимавших участие в мероприятиях - 211 Всероссийский 30 Вывод: По итогам мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения реализуемой в ДО программы выявлено, что программный материал усвоен детьми во всех возрастных группах на допустимом и оптимальном уровне. В организации воспитательнообразовательной работы педагогами ДО использовались эффективные формы и методы работы организации деятельности детей, что способствовало развитию творческих, интеллектуальных и физических способностей детей. 4.Организация образовательного процесса 4.1. Мероприятия по выполнению годовых задач В 2017 году коллектив ДО ставил перед собой следующие задачи: 1. Продолжать создавать условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, формировать у детей представления о безопасном и здоровом образе жизни. 2. Обогатить социальный опыт ребенка через организацию игровой деятельности. 3.Создать развивающую предметно-пространственную среду в группах, способствующую развитию социальных и психологических качеств личности дошкольников во всех видах деятельности. 4.Продолжать систематизировать работу по приобщению семьи к образовательному процессу и по повышению уровня речевых и коммуникативных умений дошкольников. Для решения этих задач были запланированы и проведены: Педагогические советы: 1. Роль игровой деятельности в обогащении социального опыта ребенка 2. Создание развивающей предметно-пространственной среды как основы индивидуализации и индивидуального подхода к ребёнку Семинар - практикум: 1. Реализация ФГОС ДО, профессиональных стандартов (Январь 2017 года) 2. Игровая деятельность дошкольника – сквозной механизм развития ребенка (март 2017 года) 3. Итоги воспитательно – образовательной работы за 2016 – 2017 учебный год (май 2017 года) 4. Организация педагогичексой работы на 2017 – 2018 учебный год (сентябрь 2017 года 5. Современные образовательные технологиии дошкольного образования (ноябрь 2017 года) Семинары – практикумы: 1. Методика Л.В. Свирской «Утро радостных встреч» 2. Организация прогулки 3. Метод проектов Консультации для педагогов: 1. ФГОС ДО 2. Жизнь и здоровье дошкольника 3. Предметно-пространственная среда и ее влияние на психологическую защищенность ребенка 4. Организация итогового мониторинга 5. Планирование летней оздоровительной работы Открытые мероприятия для родителей: 1.Праздник пап 2. Мамин праздник 3.День защиты детей 4. Вот и стали мы на год взрослее 5.Осенний бал 6.День матери 7.Новогодний карнавал Конкурсы между группами: 1. Конкурс рисунков и поделок «Зимнее забавы» 2. Конкурс рисунков к 23 февраля «Папа может» 3. Конкурс поздравительных открыток «Открытка для любимой мамочки» 4. Конкурс детских работ по теме ПДД 5. «Осенние фантазии» (поделки из природного и бросового материала) 6. «Новогодняя игрушка» 4.2.Деятельность педагогического коллектива, направленная на совершенствование воспитательно-образовательного процесса Разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию всесторонне развитого ребенка – вот главные аспекты работы педагогов с детьми. Выполнение годовых задач (семинары-практикумы, консультации, тематические проверки, педсоветы, открытые просмотры) повышают компетентность и профессиональные качества педагогов. В течение прошедшего года продолжалась работа по охране и укреплению здоровья воспитанников. Уделялось внимание пропаганде здорового образа жизни и просвещению родителей по вопросам физического развития дошкольников, профилактики детской заболеваемости. Большое значение придавалось организации двигательной активности детей, развитию основных движений, подвижным играм и специальным мерам закаливания детского организма. Были проведены для родителей консультации, подготовлены папки-передвижки, где информация излагалась в доступной, наглядной форме. Большое внимание руководство и коллектив детского сада уделяют созданию условий для полноценного физического развития воспитанников через использование здоровьесберегающих технологий при осуществлении образовательной деятельности воспитанников: - разработка режима дня для каждой возрастной подгруппы с учетом баланса умственной и двигательной активности (двигательный режим для каждой подгруппы с указанием времени, отведенного в режиме дня для организованной и самостоятельной двигательной деятельности детей); - разработка расписания организованной образовательной деятельности с учетом нормативов и требований санитарных правил к максимальной нагрузке (количество, длительность); сбалансированности расписания с точки зрения смены характера деятельности воспитанников; сочетание образовательной деятельности умственного (статического) плана с занятиями продуктивных видов деятельности (изодеятельность, конструирование и т.п.), двигательного характера (физкультурное, музыкальное); - интеграция различных видов деятельности; - развитие детей на основе игровых методов обучения и в игровой деятельности; - организация профилактической работы с детьми: частые простудные заболевания (эффективность проведения прогулок, физические упражнения на воздухе, проветривание помещений групп и залов, сон с доступом свежего воздуха, закаливающие мероприятия до и после дневного сна); гимнастика пробуждения; - организация контроля за проведением организованной образовательной деятельности, физической культурой, а также режимных моментов с точки зрения оптимальной двигательной и умственной активности, утомляемости детей, общей и моторной плотности, организации питания и питьевого режима, санитарно-эпидемиологического состояния помещений и т.п. Для расширения возможностей физкультурно–оздоровительной работы в детском саду созданы необходимые условия: - физкультурный зал с необходимым спортивным оборудованием и атрибутами для проведения общеразвивающих упражнений, занятий, подвижных игр и профилактической работы (тактильные дорожки, массажные мячики, гимнастическая стенка). Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: - У детей сформированы жизненно необходимые двигательные умения и навыки; - Укрепляется здоровье дошкольников, совершенствуется их физическое развитие; - Педагоги и родители приобщают детей к ценностям здорового образа жизни, используя новые игровые технологии; - Педагоги и родители учат ребенка беречь себя, думать и заботиться о своем здоровье, бережно относиться к здоровью окружающих. Обеспечение безопасности В ДО проводились мероприятия по соблюдению правил пожарной безопасности, по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Вся работа по обеспечению безопасности участников образовательного процесса чётко планировалась, прописывались планы мероприятий на календарный год по пожарной безопасности, гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций. Издавались приказы, велась работа по охране труда. В ДО оформлены стенды «Противопожарная безопасность», «Дорожная безопасность». Система безопасности детского сада имеет полный пакет документов, находится в постоянном развитии, подвергается созидательному контролю со стороны органов государственного управления. Инструктажи и тренировки по эвакуации детей из здания на случай возникновения ЧС проводятся по графику в соответствии с планом. В приемных комнатах групп оформлены «Уголки безопасности» с информацией: - для педагогов, где находятся инструкции по обеспечению безопасности во время образовательного процесса; - памятки для родителей, где помещены инструкции и консультации о правилах поведения при возникновении ЧС; - для детей в виде красочных плакатов «Правила дорожного движения», «Уроки безопасности», «Правили пожарной безопасности». В 2017 году велась планомерная работа по формированию безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города (правила дорожного движения). Большая работа проводилась по приоритетному направлению, а именно, экологическому воспитанию детей: пополнение фонда методической литературы; проведение природоохранных акций; проведение открытых мероприятий для педагогов. Для формирования основ экологической культуры на территории дошкольного отделения имеются цветники, клумбы. Воспитатели используют парциальную программу «Юнный эколог» С.Н. Николаевой. Формы и методы работы с детьми разнообразны: это циклы наблюдений за растениями в уголке природы и на участке дошкольного отделения, простые и комплексные занятия, целевые прогулки, экскурсии, труд в природе, наблюдения, опытническая работа. Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослых, совмещая деятельность с игрой и творчеством. В 2017 году коллектив добился определенных успехов в воспитании и развитии детей: - программа физического развития и оздоровления детей обеспечивает сохранность их здоровья; - безболезненно проходил адаптационный период; - дети обладают высокой познавательной активностью, в полном объеме проведены занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим, ИЗО, ОБЖ; - у детей сформирован интерес к музыке. Развитие художественно-творческих способностей осуществлялись на занятиях по хореографии и музыкальных занятиях, досугах, праздниках, развлечениях. Нерегламентированная деятельность детей была организована в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями каждого ребенка, желаниями родителей. Успехи в ДО стали возможны в результате того, что: - созданы все условия для успешного развития личности каждого ребенка и каждого взрослого в единой образовательной системе (ребенок – семья – дошкольное отделение); - проведена эффективная работа по повышению профессионального мастерства и развитию творчества педагогов через непрерывное образование и саморазвитие. Вывод: В ДО созданы организационно-методические условия для решения задач по охране жизни и укрепления здоровья детей; обеспечения интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; приобщения детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействия с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. В ДО создана современная, эстетически привлекательная предметно-развивающая среда, активно используются инновационные методы, средства и формы дошкольного образования, созданы комфортные условия для прогулок детей, развития двигательной активности на воздухе. В ДО обеспечивается благоприятный микроклимат, психологическая комфортность в детском коллективе. 4.3. Работа с педагогическими кадрами по повышению их квалификации, аттестации № 1 2. 3. 4 5 6. 7 8 9 В 2017 году педагогический коллектив дошкольного отделения активно участвовал в различных конкурсах педагогического мастерства, и достигли хороших результатов. Участие педагогов в конкурсах, выставках, фестивалях Тема Уровень Коли Результат чество городск областной Всероссий Междунаучаст ой -ский, родный ников Межрегиональн * 2 2 сертифиата ый конкурс участников «Готов к труду и обороне» Региональный * 2 2 сертифиата конкурс для участников педагогических работников «Мастер – класс» Iгородской * 1 Диплом конкурс – участника фестиваль «Песочные сказки» Региональный * 2 Диплом 3 конкурс «Наш степени детский сад» Межрегиональн * 3 2 диплом 1 ый фестиваль степени, творческих диплом 3 работ «Весна – степени красна!» Региональный * 1 Сертификаты конкурс профессиональн ого мастерства «Томский педагог» Всероссийский * 1 Диплом за 2 профессиональн место ый конкурс «ФГОС: внеурочная деятельность, дополнительное образование» Региональный * 2 Диплом за 1 этап место всероссийского конкурса методических материалов «Растим патриотов России» Региональный * 1 Сертификат конкурс для педагогических работников «Учитель – методист» Публикации педагогов № ФИО педагога Название публикации Место публикации 1. Лушникова «Сотрудничество семьи и Сборник статей VI Наталья дошкольной образовательной Всероссийской научно – Андреевна организации в воспитании детей» практической конференции с международным участием «Детский сад XXI века «нестандартный» педагог в мире стандартов 2. Овчинникова Статья «Агрессия у детей Сборник статей Елена Николаевна дошкольного возраста» Всероссийской научно – практической конференции «Современные проблемы теории и практики социальной педагогики: развитие системы профилактики социальной девиации среди детей, подростков и молодёжи» 3. Майкова Статья «Игровая деятельность Сборник статей Александра как средство формирования Региональной научно – Сергеевна универсальных учебных практической конференции действий у детей дошкольного факультета дошкольного и возраста» начального образования «Предшкольное и начальное образование: формирование универсальных учебных действий и их предпосылок как направление преемстенности» Педагогический опыт был обобщён и представлен педагогами в 2017 г. Ф.И.О. педагога, должность Немерова Татьяна Геннадьевна Тема опыта «Альтернативная елка» Майкова Александра Сергеевна «Проектная деятельность как эффективный метод в работе с семьей в рамках реализации ФГОС дошкольного образования» Овчинникова Елена Николаевна, Майкова Александра Сергеевна «Сбор урожая» Овчинникова Елена Николаевна «Эмоциональная сказка» Уровень Мастер – класс в рамках городского конкруса – вставки «Альтернативная АРТ-ель» Доклад в рамках Межрегиональной конференции «Современные подходы к организации взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в рамках эффективного социально – педагогического партнерства» Масткр – класс на летне – осеннем этапе «УстьКерепетские осенины» фестиваля народного творчества для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Горенка» в рамках городской программы воспитания и дополнительного образования детей «Россыпь талантов» Мастер-класс для участников областного конкурса Воспитатель года2018 4.3.Руководство и контроль за воспитательно-образовательным процессом В течение 2017 года руководителем дошкольного отделения, старшим воспитателем и старшей медсестрой в ДО осуществлялся контроль над деятельностью коллектива по разным направлениям. Было проведено ряд проверок, из них: 3 тематических проверки по задачам годового плана: «Совместная деятельность воспитателя и детей», «Наблюдение педагогического процесса в первую половину дня по соблюдению режима дня», «Формирование развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО». Около 20 проверок оперативного контроля по разным видам деятельности: соблюдение санитарно-гигиенического режима, профессиональная компетентность специалистов ДО, работа с родителями, оздоровительная работа, аттестация педагогических работников. В ходе проверок были выявлены положительные стороны и недостатки. Итоги подведены на совещании при руководителе дошкольного отделения и директоре МАОУ СОШ №11 им .В.И. Смирнова г.Томска ДО, педагогическом совете, родительских собраниях. По результатам всех проверок составлены справки и даны рекомендации всем проверяемым. 4.4.Работа с родителями, семьей, общественностью В дошкольном образовательном учреждении выстроена полноценная система сотрудничества с родителями по принципу «педагог – ребенок - родитель». Представители родительской общественности входят в состав общего собрания коллектива, бракеражную комиссию. Они активно участвуют в общественной жизни дошкольного учреждения. Работа дошкольного образовательного учреждения по взаимодействию с семьями воспитанников носит целенаправленный, систематический характер. Педагоги постоянно взаимодействуют с коллективом родителей, проводят общие и групповые родительские собрания с использованием разнообразных форм. В 2017 году дошкольным учреждением использовались интересные формы сотрудничества с семьями воспитанников: мастер-классы, досуговые и конкурсные мероприятия. Основной задачей ДО в работе с семьей считается задача привлечения родителей к сотрудничеству с дошкольным отделением, т.е. создания единого пространства развития ребенка. Эта работа была начата традиционно с ознакомительных дней для семей ДО: встреч с воспитателями и другими педагогическими работниками. Большую роль в повышении педагогической культуры родителей мы отводим наглядной информации. Ее главная цель – ознакомление родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в ДО, оказания практической помощи семье. Материалы для родителей представлялись на стендах «Для вас, родители». Стали традиционны занятия для родителей. Большой интерес у родителей вызывают детские работы, которые выставлялись под рубрикой «Наши работы» (рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, с природным материалом). Для того чтобы родителям, в свою очередь, открылся мир жизни группы, мир характеров, интересов и отношений, которыми пронизана жизнь их малыша вне дома, в дошкольном отделении организовывались целевые посещения родителей, связанные с выполнением конкретной педагогической задачи: наблюдением за играми, занятиями, поведением ребенка, его взаимоотношениями со сверстниками, ознакомлением с режимом жизни дошкольного отделения. Родители вместе с детьми принимали активное участие в конкурсах: -Конкурс рисунков и поделок «Зимнее забавы» - Конкурс рисунков к 23 февраля «Папа может» - Конкурс поздравительных открыток «Открытка для любимой мамочки» - Конкурс детских работ по теме ПДД -«Осенние фантазии» (поделки из природного и бросового материала) - «Новогодняя игрушка» Были проведены совместные мероприятия: оформление группы к новому году, открытые занятия, проведение праздников. Партнерство детского сада и родителей достигается путем предоставления родителям возможности присутствовать на занятиях, мероприятиях дошкольного отделения, участвовать в мероприятиях дошкольного отделения. 4.5. Итоги административно – хозяйственной работы Для реализации программы дошкольного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей и приоритетным направлением деятельности дошкольного учреждения, коллективом создаются все необходимые условия для пребывания и оздоровления детей в дошкольном отделении. № 1. Запланированные мероприятия Косметический ремонт групп, кабинетов Отметка о выполнении выполнено Приобретение: выполнено Медикаментов Моющих средств Вывод: Воспитательно-образовательный процесс в ДО осуществляется на основе регулярного мониторинга воспитательно-образовательной работы и поставленных задач учреждения с учетом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста на основе программ дошкольного образования, что позволяет выявить проблемные зоны, а так же положительные моменты и оптимально выстроить педагогический процесс на достижение максимального результата. Программа выполнена детьми на хорошем уровне. Годовые задачи реализованы в полном объеме. В ДО систематически организуются и проводятся различные тематические мероприятия. 4. 5.Кадровое обеспечение Кол-во 5.1.Дошкольное отделение укомплектовано профессиональными педагогическими кадрами. Всего в коллективе 32 человек: - административно-управленческий аппарат – 2 чел., - педагогический коллектив – 13 чел., - младший обслуживающий персонал – 16 чел., - медицинских работников – 1 чел. Кадровый состав, обеспечивающий реализацию основной образовательной программы Педагогический Образование Квалификационн Педагогический состав ая категория стаж Высшее Среднее I В Соот- до 5 5 – 15 – бо вие лет 15 25 лее Пед. Н/пе Пед. Н/пе лет лет 25 д д лет Руководитель ДО 1 1 1 Старший 1 1 1 1 воспитатель Учитель – 1 1 1 логопед Педагог – 1 1 1 1 психолог Муз. 1 1 1 1 руководитель ПДО 1 1 1 1 Воспитатели 8 3 5 4 2 4 2 2 Инструктор по 1 1 1 физич. культуре ИТОГО 15 8 1 1 0 5 0 5 7 4 3 1 Все педагоги своевременно проходят курсовую подготовку на базе ТОИПКРО, ТТГПУ, ТГПк, ИМЦ и проходят аттестацию (за последних 3 года прошли курсовую подготовку 13 педагогов). В 2017 году прошли курсы повышения квалификации 1 педагог, аттестовались на первую квалификационную категорию 3 педагогов. Многие педагоги имеют первую квалификационные категории, что говорит о хорошей теоретической и практической подготовке, о владении современными образовательными технологиями, об ориентации в актуальных проблемах дошкольного образования. Педагоги знают современные тенденции дошкольной педагогики, активно участвуют в профессиональных конкурсах, имеют стабильно положительные результаты педагогической деятельности, владеют современными технологиями организации образовательного процесса. Освоение новых технологий педагогическими и руководящими кадрами ИКТ Использование интерактивной доски в обр. процессе Технологии деятельностного типа Проблемное обучение Проектные, технологии проектирования технологии развивающего обучения Коммуникативн ые, диалоговые интерактивные, игровые технологии Технологии 13 0 8 9 13 13 10 13 100 % 0 62% 69% 100% 100% 77% 100% Предметы Дошкольное образование Всего (%) В процессе обучения на курсах повышения квалификации и благодаря проведению методических мероприятий в дошкольном отделении удалось повысить уровень практической деятельности воспитателей, что проявляется в активном транслировании инновационного опыта своей профессиональной деятельности на различных уровнях. Характерной чертой всех членов педагогического коллектива является уважительное отношение к своим воспитанникам, соблюдение прав всех участников образовательного процесса, регулярное, периодичное повышение квалификации, соответствие педагогической компетентности стандарту профессиональной деятельности. Вывод: Дошкольное отделение укомплектовано профессиональными кадрами полностью. Педагоги дошкольного отделения постоянно повышают свой профессиональный уровень, посещают методические объединения, знакомятся с опытом работы своих коллег и других дошкольных учреждений, приобретают и изучают новинки периодической и методической литературы. Все это в комплексе дает хороший результат в организации педагогической деятельности и улучшении качества образования и воспитания дошкольников. 6.Учебно-методическое и информационное обеспечение 6.1. В течение всего года постоянно пополняется учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса. Приобретено по бюджету в течение 2017 года Всего в течение года поступило средств 1464008,09 Что приобретено стоимость Игры, игрушки, конструктор, 49876,96 демонстрационные материалы, обучающие стенды Ткань для костюмов 28830,34 Спортивный инвентарь 7891,95 Детская и методическая литература 29999,00 Канцелярские принадлежности 39445,10 Приобретено на спонсорские средства в течение 2017 года Что приобретено Стоимость МФУ 16000,00 Цветной принтер 14000,00 Получение дополнительных средств возможно благодаря предоставлению дополнительных платных образовательных услуг. В ДО организованы: хореография, «Путешествие с художником», «Театр лучших друзей», «Логика», «АБВГДЕйка», «Английский язык», «Шахматы», вокальная студия «Солнечные лучики», «Каратэ». Платные дополнительные образовательные услуги дошкольное отделение оказывает в соответствии с положением, разработанным в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №.273 – ФЗ, нормативными документами органов власти и управления образованием и Уставом МАОУ СОШ №11 им.В.И. Смирнова г.Томска. 6.2. Дошкольное отделение имеет для более качественного осуществления образовательного процесса информационные ресурсы, но их недостаточно. Работа по обеспечению в данном направлении запланирована и на будущий год. Наименование 2017 год Персональные компьютеры 1 Ноутбуки 3 Принтер, сканер, копир 3 7.Материально-техническое обеспечение В дошкольном отделении создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, ведется систематически работа по созданию развивающей предметно – пространственной среды. Оборудованы, в соответствии с современными требованиями, и оснащены методическими и дидактическими пособиями: - групповые помещения - методический кабинет - кабинет педагога-психолога и учителя-логопеда - медицинский кабинет - музыкально - спортивный зал - игровые прогулочные площадки. При создании развивающей предметно-пространственной среды педагоги учитывают возрастные, индивидуальные особенности детей своей группы. Оборудованы групповые комнаты, включающие игровую, познавательную, обеденную зоны. Предметная среда всех помещений оптимально насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития, социализации и коррекции. В ДО не только уютно, красиво, удобно и комфортно детям, созданная развивающая среда открывает нашим воспитанникам весь спектр возможностей, направляет усилия детей на эффективное использование отдельных ее элементов. Организованная в дошкольном отделении развивающая предметно-пространственная среда инициирует познавательную и творческую активность детей, предоставляет ребенку свободу выбора форм активности, обеспечивает содержание разных форм детской деятельности, безопасна и комфортна, соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром. В течение года в методическом кабинете организовывались постоянно действующие выставки новинок методической литературы и дидактического материала. Своевременно оформлялись и обновлялись стенды информацией для педагогов и родителей. На территории дошкольного отделения обновлены клумбы и цветники. Вывод: В дошкольном отделении развивающая предметно-пространственная среда способствует всестороннему развитию дошкольников. 8. Функционирование внутренней системы оценки качества образования в дошкольном отделении В целях отслеживания динамики качества образовательных услуг дошкольного отделения и оценки эффективности управления качеством образования в дошкольном отделении разработано: - Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования в МАОУ СОШ №11 им .В.И. Смирнова г. Томска дошкольном отеделнии. - Положение о контроле в МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова г .Томска дошеольном отеделнии Положения о системе внутреннего мониторинга являются качественной оценкой и коррекции воспитательно-образовательной деятельности, условий среды дошкольного отделения для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на развитие детей. ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ САМООБСЛЕДОВАНИЮ N п/п Показатели Единица измерения 1. Образовательная деятельность 1.1 Общая численность воспитанников, осваивающих 104 человек образовательную программу дошкольного образования, в том числе: 1.1.1 В режиме полного дня (8 - 12 часов) 104 человек 1.1.2 В режиме кратковременного пребывания (3 - 5 часов) 0 человек 1.1.3 В семейной дошкольной группе человек 1.1.4 В форме семейного образования с психолого-педагогическим сопровождением на базе дошкольной образовательной организации 0 человек 1.2 Общая численность воспитанников в возрасте до 3 лет 0 человек 1.3 Общая численность воспитанников в возрасте от 3 до 8 лет 104 человек 1.4 Численность/удельный вес численности воспитанников в общей численности воспитанников, получающих услуги присмотра и ухода: 104 человек/100% 1.4.1 В режиме полного дня (8 - 12 часов) 104 человек/100% 1.4.2 В режиме продленного дня (12 - 14 часов) 0 человек/0 % 1.4.3 В режиме круглосуточного пребывания 0 человек/0 % 1.5 Численность/удельный вес численности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в общей численности воспитанников, получающих услуги: 1 человек/0,9 % 1.5.1 По коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии 0 человек/0 % 1.5.2 По освоению образовательной программы дошкольного образования 1 человек/0,9 % 1.5.3 По присмотру и уходу 1 человек/0,9 % 1.6 Средний показатель пропущенных дней при посещении дошкольной образовательной организации по болезни на одного воспитанника 32 дня 1.7 Общая численность педагогических работников, в том числе: 12 человек 1.7.1 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование 8 человек/67 % 1.7.2 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля) 8 человек/67 % 1.7.3 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование 4 человек/ 33% 1.7.4 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля) 4 человек/ 33% 1.8 Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: 5 человек/ 42 % 1.8.1 Высшая 0 человек/0 % 1.8.2 Первая 5 человек/ 42% 1.9 Численность/удельный вес численности педагогических человек/% работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: 1.9.1 До 5 лет 6 человек/ 50% 1.9.2 Свыше 30 лет 1 человек/8 % 1.10 Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет 4 человек/ 33% 1.11 Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет 1 человек/ 8% 1.12 Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников 12 человек/ 100% 1.13 Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших повышение квалификации по применению в образовательном процессе федеральных государственных образовательных стандартов в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников 12 человек/ 100% 1.14 Соотношение "педагогический работник/воспитанник" в дошкольной образовательной организации 12человек/9человек 1.15 Наличие в образовательной организации следующих педагогических работников: 1.15.1 Музыкального руководителя да 1.15.2 Инструктора по физической культуре да 1.15.3 Учителя-логопеда да 1.15.4 Логопеда нет 1.15.5 Учителя-дефектолога нет 1.15.6 Педагога-психолога да 2. Инфраструктура 2.1 Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного воспитанника 2,92 кв. м 2.2 Площадь помещений для организации дополнительных видов деятельности воспитанников 101,3 кв. м 2.3 Наличие физкультурного зала да 2.4 Наличие музыкального зала да 2.5 Наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую деятельность воспитанников на прогулке да ВЫВОД ОБЩИЙ: Подводя итог прошедшего 2017 года можно отметить, что анализ деятельности дошкольного отделения выявил положительные моменты: Деятельность дошкольного отделения осуществляется в соответствии с законодательными актами, санитарно – гигиеническими требованиями В работе дошкольного отеделения большое внимание уделяется охране и укреплению здоровья детей, что выражается в стабильной положительной динамике снижения заболеваемости Учреждение функционирует в режиме развития Уровень усвоения материала детьми на оптимально высоком уровне В дошкольном отделении сложился перспективный, творческий коллектив педагогов, имеющих высокий потенциал к профессиональному развитию