Семинар для педагогов ДО «Условия успешной адаптации детей к ДО»

15.09.2023

Задачи

1.      Познакомить педагогов с Листом адаптации и картой Готовности ребенка к поступлению в ДО

2.      Выделить Важные параметры адаптации

3.      Разработать самим Прогноз адаптации

Ход семинара:

1.      Упражнение «Куклы – мячики»

Делимся на группы, изображаем 2 портрета: 1ый идеально адаптирующийся ребенок и 2ой кошмар адаптации (5 мин). Способы изображения: рисунок, коллаж, добавляем фломастерами/ маркерами, дописываем особенности, сложности, трудности…

2.      Представление работы групп (3 мин)

Представление 2х портретов, сравниваем, анализируем, что с этим делать, как с этим быть.

3.      Упражнение «Мячики» (5 мин)

Цель: прочувствовать тяжесть эмоционального переживания ребенком начала посещения детского сада.

Ведущий: «Посмотрите на шарики в моей корзинке – это трудности, с которыми сталкивается ребенок, пришедший в детский сад. Я раздам их вам (раздаются теннисные шарики по кругу). Я раздаю вам:

·                     ощущение одиночества от отсутствия близких людей в течение "бесконечного времени", и "неизвестно, заберут ли меня домой";

·                     незнакомую обстановку;

·                     незнакомых взрослых, мальчиков и девочек;

·                     недостаточно развитые навыки самообслуживания (неумение кушать или неаккуратность во время этого процесса, неумение или стеснение попроситься на горшок, неумение одеваться и т. д.);

·                     новый режим дня.

Удобно ли вам держать в руках столько шариков?

Что вы чувствуете, если они падают?

Что вам хочется сделать?

4.      Минилекция «Адаптируем ребенка к ДО»

Рассматриваем листы Адаптации, и карту Готовности к детскому саду (К. Печеры), отмечаем, что может нам помочь понять, адаптировался ли ребёнок к ДО, критерии и маркеры, невербальные сигналы детей (прием пищи, подпускает к себе, обнимается, слышит/ не слышит педагога и т.д.)

5.      Мозговой штурм – дискуссия «Кому адаптироваться легче?»

Актуализация знаний и представлений педагога об особенностях готовности к ДОО у ребенка; работа с мифами, поиск истины.

6.      Индивидуальная работа с реальными листами адаптации (без имен)

 

Дополнительная информация

 

«Кому адаптироваться легче?»

Легко:

Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли "в садик" с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту "тетю" несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).

Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший "старт".

Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), "горшечный" этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.

Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду: 7:30 — подъем, умывание, одевание; 8:30 — крайнее время для прихода в сад; 8:40 — завтрак, 10:30 — прогулка, 12:00 — возвращение с прогулки, 12:15 — обед, 13:00 — 15:00 — дневной сон, 15:30 — полдник. Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30.

Детям, чей рацион питания приближен к садовскомуЕсли ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье - это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы.

Трудно:

Приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не считали нужным разговаривать об этом.

 

Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение

(Печора К.Л.)

 

Вопросы к матери ребенка

Параметры

Оценка в баллах

1.       Какое из перечисленных

          настроений преобладает?

Бодрое, уравновешенное

Раздражительное, неустойчивое

Подавленное

3

2

1

2.       Как засыпает Ваш ребенок?

 

Быстро, до 10 минут

Медленно

3

1

  1. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?

Ничего

Укачиваю, лежу рядом и пр.

3

1

 
  1. Какова длительность сна?

Соответствует возрасту

Спит меньше нормы

Сон существенно нарушен

3

2

1

  1. Какой аппетит у Вашего ребенка?

Хороший

Неустойчивый, избирательный

Плохой

3

2

1

  1. Просится ли на горшок?

Просится

Нет, но бывает сухой

Нет, ходит мокрый

3

2

1

 
  1. Как относится к высаживанию на горшок?

Положительно

Отрицательно

3

1

  1. Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивание)?

Нет

Есть (какие именно?)

3

1

  1. Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке? 

Проявляет

Только в привычной обстановке

3

2

  1. Проявляет ли интерес, активность при обучении?

Проявляет

Недостаточно

Не проявляет

3

2

1

  1. Инициативен ли в игре?

Способен сам найти себе дело

Играет только со взрослыми

Не умеет играть

3

2

1

 
  1. Инициативен ли во взаимоотношениях со взрослыми?

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт, но общается по инициативе взрослого

Не идет на контакт со взрослыми

3

 

2

1

  1. Инициативен ли в отношении с детьми?

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт

Не умеет общаться с детьми

3

2

1

 
  1. Был ли опыт разлуки с близкими?

Нет

Да

1

2

  1. Как перенес разлуку?

Очень тяжело

Спокойно

1

3

 


 

Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение

(Печора К.Л.)

 

Вопросы к матери ребенка

Параметры

Оценка в баллах

16.    Какое из перечисленных

          настроений преобладает?

Бодрое, уравновешенное

Раздражительное, неустойчивое

Подавленное

3

2

1

17.    Как засыпает Ваш ребенок?

 

Быстро, до 10 минут

Медленно

3

1

  1. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?

Ничего

Укачиваю, лежу рядом и пр.Хочу такой сайт

3

1

 
  1. Какова длительность сна?

Соответствует возрасту

Спит меньше нормы

Сон существенно нарушен

3

2

1

  1. Какой аппетит у Вашего ребенка?

Хороший

Неустойчивый, избирательный

Плохой

3

2

1

  1. Просится ли на горшок?

Просится

Нет, но бывает сухой

Нет, ходит мокрый

3

2

1

 
  1. Как относится к высаживанию на горшок?

Положительно

Отрицательно

3

1

  1. Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивание)?

Нет

Есть (какие именно?)

3

1

  1. Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке? 

Проявляет

Только в привычной обстановке

3

2

  1. Проявляет ли интерес, активность при обучении?

Проявляет

Недостаточно

Не проявляет

3

2

1

  1. Инициативен ли в игре?

Способен сам найти себе дело

Играет только со взрослыми

Не умеет играть

3

2

1

 
  1. Инициативен ли во взаимоотношениях со взрослыми?

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт, но общается по инициативе взрослого

Не идет на контакт со взрослыми

3

 

2

1

  1. Инициативен ли в отношении с детьми?

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт

Не умеет общаться с детьми

3

2

1

 
  1. Был ли опыт разлуки с близкими?

Нет

Да

1

2

  1. Как перенес разлуку?

Очень тяжело

Спокойно

1

3

 

Исходя из анализа ответов на вопросы анкеты, можно сделать выводы об уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение. Максимальный показатель по данной анкете составляет 44 балла и может свидетельствовать об успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения. Минимальное количество баллов – 16. Печора К.Л. предлагает вычислить средний балл по перечисленным параметрам, по которому даётся прогноз адаптации:

3 – 2,6 балла – готов к поступлению в ясли-сад;

2,5 – 2 балла – готов условно;

2 – 1,6 балла – не готов.

Мы предлагаем качественный анализ ответов на вопросы, который позволяет выделить сферы, требующие развивающей работы: взаимоотношения со взрослыми, отношения с детьми, культурно-гигиенические навыки, развитие предметно-манипулятивной деятельности.

 


 

Исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.

Для изучения психофизиологической адаптации детей к условиям детского сада можно использовать методику «Лист адаптации» (журнал «Обруч» № 3, 2000 г). Методика основана на методе экспертных оценок, в качестве экспертов могут выступать воспитатели. Критериями адаптации служили: эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит 

Экспертам предлагается оценить поведенческую реакцию в соответствии с представленной  шкалой.

1. Эмоциональное состояние

+3. Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

+2. Улыбается, настроение хорошее, спокоен.

+1. Иногда задумчив, замкнут.

–1. Легкая плаксивость.

–2. Плачет за компанию, плач приступообразный.

–3. Сильный профилактический плач, подавленное настроение.

2. Социальные контакты ребенка

+3. Много друзей, охотно играет с детьми.

+2. Сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми.

+1 Безразличен к играм, отстранен, замкнут.

–1. Невесел, с детьми не контактирует, даже вовлечен в игру.

–2. Проявляет тревогу, бросает начатые игры.

–3. Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

3. Сон ребенка

+3. Сон спокоен, глубокий, засыпает быстро.

+2. Сон спокойный.

+1. Засыпает нескоро, спит спокойно, но недолго.

–1. Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

–2. Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.

–3. Отсутствие сна, плач.

4. Аппетит ребенка

+3. Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.

+2. Нормальный аппетит, ест до насыщения.

+1. Аппетит выборочный, но насыщенный.

–1. Отвергает некоторые блюда, капризничает.

–2. Приходится следить затем, чтобы ел, ест долго, неохотно.

–3. Отвращение к еде, кормление мучительно.

 

Каждый из факторов может оцениваться от +3 до – 3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации. Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или –12 в интервале чего определяются уровни адаптации. Продолжительность адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в детском саду) или быть долгой. Уровень, то есть успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода и поведенческих реакций. 

 

Адаптация

    Сроки (А)

Поведенческие реакции (П)

Уровни адаптации

Легкая

до 5 дн.- 1 нед.

+12…+8

А-1 и П-1 высокий

А-1 и П-2 высокий

Средняя

до 15 дн.- 3 нед.

+7…0

А-1 и П-3 средний

А-2 и П-2 средний

Усложненная

до 25 дн.-5 нед.

-1…-7

А-2 и П-4 сложный

А-3 и П-3 сложный

Дезадаптация

более 5 нед.

-8…-12

А-3 и П-4 дезадапт.

А-4 и П-4 дезадапт.

 

ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК АДАПТИРОВАЛСЯ:

 

1.хороший аппетит,

2. спокойный сон,

3.охотное общение с другими детьми,

4. адекватная реакция на любое предложение воспитателя,

5. нормальное эмоциональное состояние.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 08.12.2023

Дата обновления: 08.12.2023

Дата публикации: 15.09.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».