15.09.2023
Задачи
1.
Познакомить педагогов с Листом адаптации и картой
Готовности ребенка к поступлению в ДО
2.
Выделить Важные параметры адаптации
3.
Разработать самим Прогноз адаптации
Ход семинара:
1.
Упражнение «Куклы
– мячики»
Делимся
на группы, изображаем 2 портрета: 1ый идеально адаптирующийся ребенок и 2ой
кошмар адаптации (5 мин). Способы изображения: рисунок, коллаж, добавляем
фломастерами/ маркерами, дописываем особенности, сложности, трудности…
2.
Представление работы
групп (3 мин)
Представление 2х портретов,
сравниваем, анализируем, что с этим делать, как с этим быть.
3.
Упражнение «Мячики» (5 мин)
Цель: прочувствовать тяжесть эмоционального
переживания ребенком начала посещения детского сада.
Ведущий: «Посмотрите на шарики в моей корзинке – это
трудности, с которыми сталкивается ребенок, пришедший в детский сад. Я раздам
их вам (раздаются теннисные шарики по кругу). Я раздаю вам:
·
ощущение
одиночества от отсутствия близких людей в течение "бесконечного
времени", и "неизвестно, заберут ли меня домой";
·
незнакомую
обстановку;
·
незнакомых
взрослых, мальчиков и девочек;
·
недостаточно
развитые навыки самообслуживания (неумение кушать или неаккуратность во время
этого процесса, неумение или стеснение попроситься на горшок, неумение
одеваться и т. д.);
·
новый
режим дня.
Удобно ли вам держать в руках столько шариков?
Что вы чувствуете, если они падают?
Что вам хочется сделать?
4.
Минилекция «Адаптируем ребенка к ДО»
Рассматриваем
листы Адаптации, и карту Готовности к детскому саду (К. Печеры), отмечаем, что
может нам помочь понять, адаптировался ли ребёнок к ДО, критерии и маркеры,
невербальные сигналы детей (прием пищи, подпускает к себе, обнимается, слышит/
не слышит педагога и т.д.)
5.
Мозговой штурм – дискуссия «Кому адаптироваться легче?»
Актуализация
знаний и представлений педагога об особенностях готовности к ДОО у ребенка;
работа с мифами, поиск истины.
6.
Индивидуальная работа с реальными листами адаптации (без
имен)
Дополнительная информация
«Кому адаптироваться
легче?»
Легко:
Детям, чьи
родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события.
Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о
посещении садика, играли "в садик" с игрушками, гуляли возле садика
или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если
родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями
заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел
эту "тетю" несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в
группу, пока мама была рядом).
Детям,
физически здоровым, т.е.
не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым
простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и
когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с
болезнью, это хороший "старт".
Детям,
имеющим навыки самостоятельности. Это
одевание (хотя бы в небольшом объеме), "горшечный" этикет,
самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на
то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
Детям, чей
режим близок к режиму сада. За
месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому,
какой его ждет в саду: 7:30 — подъем, умывание, одевание; 8:30 — крайнее время
для прихода в сад; 8:40 — завтрак, 10:30 — прогулка, 12:00 — возвращение с
прогулки, 12:15 — обед, 13:00 — 15:00 — дневной сон, 15:30 — полдник. Для того
чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30.
Детям, чей
рацион питания приближен к садовскому. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу,
он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье - это залог более
уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки
и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи
и, конечно, супы.
Трудно:
Приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее).
Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность
из-за того, что родители не считали нужным разговаривать об этом.
Психолого-педагогические
параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение
(Печора К.Л.)
Вопросы к матери ребенка |
Параметры |
Оценка в баллах |
1. Какое из перечисленных настроений преобладает? |
Бодрое, уравновешенное Раздражительное, неустойчивое Подавленное |
3 2 1 |
2. Как засыпает Ваш ребенок? |
Быстро, до 10 минут Медленно |
3 1 |
|
Ничего Укачиваю, лежу рядом и пр. |
3 1 |
|
Соответствует возрасту Спит меньше нормы Сон существенно нарушен |
3 2 1 |
|
Хороший Неустойчивый, избирательный Плохой |
3 2 1 |
|
Просится Нет, но бывает сухой Нет, ходит мокрый |
3 2 1 |
|
Положительно Отрицательно |
3 1 |
|
Нет Есть (какие именно?) |
3 1 |
|
Проявляет Только в привычной обстановке |
3 2 |
|
Проявляет Недостаточно Не проявляет |
3 2 1 |
|
Способен сам найти себе дело Играет только со взрослыми Не умеет играть |
3 2 1 |
|
Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт, но общается по инициативе
взрослого Не идет на контакт со взрослыми |
3 2 1 |
|
Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт Не умеет общаться с детьми |
3 2 1 |
|
Нет Да |
1 2 |
|
Очень тяжело Спокойно |
1 3 |
Психолого-педагогические
параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение
(Печора К.Л.)
Вопросы к матери ребенка |
Параметры |
Оценка в баллах |
16. Какое из перечисленных настроений преобладает? |
Бодрое, уравновешенное Раздражительное, неустойчивое Подавленное |
3 2 1 |
17. Как засыпает Ваш ребенок? |
Быстро, до 10 минут Медленно |
3 1 |
|
Ничего |
3 1 |
|
Соответствует возрасту Спит меньше нормы Сон существенно нарушен |
3 2 1 |
|
Хороший Неустойчивый, избирательный Плохой |
3 2 1 |
|
Просится Нет, но бывает сухой Нет, ходит мокрый |
3 2 1 |
|
Положительно Отрицательно |
3 1 |
|
Нет Есть (какие именно?) |
3 1 |
|
Проявляет Только в привычной обстановке |
3 2 |
|
Проявляет Недостаточно Не проявляет |
3 2 1 |
|
Способен сам найти себе дело Играет только со взрослыми Не умеет играть |
3 2 1 |
|
Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт, но общается по инициативе
взрослого Не идет на контакт со взрослыми |
3 2 1 |
|
Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт Не умеет общаться с детьми |
3 2 1 |
|
Нет Да |
1 2 |
|
Очень тяжело Спокойно |
1 3 |
Исходя из
анализа ответов на вопросы анкеты, можно сделать выводы об уровне готовности
ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение. Максимальный показатель
по данной анкете составляет 44 балла и может свидетельствовать об успешной
адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения. Минимальное количество
баллов – 16. Печора К.Л. предлагает вычислить средний балл по перечисленным
параметрам, по которому даётся прогноз адаптации:
3 – 2,6 балла
– готов к поступлению в ясли-сад;
2,5 – 2 балла
– готов условно;
2 – 1,6 балла
– не готов.
Мы предлагаем
качественный анализ ответов на вопросы, который позволяет выделить сферы,
требующие развивающей работы: взаимоотношения со взрослыми, отношения с детьми,
культурно-гигиенические навыки, развитие предметно-манипулятивной деятельности.
Исследование психофизиологической адаптации
детей к условиям дошкольного учреждения.
Для изучения
психофизиологической адаптации детей к условиям детского сада можно
использовать методику «Лист адаптации» (журнал «Обруч» № 3, 2000 г). Методика
основана на методе экспертных оценок, в качестве экспертов могут выступать
воспитатели. Критериями адаптации служили: эмоциональное состояние, социальные
контакты, сон, аппетит
Экспертам
предлагается оценить поведенческую реакцию в соответствии с представленной шкалой.
1.
Эмоциональное состояние
+3. Весел,
жизнерадостен, подвижен, активен.
+2. Улыбается,
настроение хорошее, спокоен.
+1. Иногда
задумчив, замкнут.
–1. Легкая
плаксивость.
–2. Плачет за
компанию, плач приступообразный.
–3. Сильный
профилактический плач, подавленное настроение.
2.
Социальные контакты ребенка
+3. Много
друзей, охотно играет с детьми.
+2. Сдержан,
просится на руки, неохотно играет с детьми.
+1
Безразличен к играм, отстранен, замкнут.
–1. Невесел,
с детьми не контактирует, даже вовлечен в игру.
–2. Проявляет
тревогу, бросает начатые игры.
–3.
Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.
3. Сон
ребенка
+3. Сон
спокоен, глубокий, засыпает быстро.
+2. Сон
спокойный.
+1. Засыпает
нескоро, спит спокойно, но недолго.
–1. Засыпает
с хныканьем, тревожен во сне.
–2. Засыпает
с плачем, долго, беспокоен во сне.
–3.
Отсутствие сна, плач.
4. Аппетит
ребенка
+3. Очень
хороший аппетит, съедает все с удовольствием.
+2.
Нормальный аппетит, ест до насыщения.
+1. Аппетит
выборочный, но насыщенный.
–1. Отвергает
некоторые блюда, капризничает.
–2.
Приходится следить затем, чтобы ел, ест долго, неохотно.
–3.
Отвращение к еде, кормление мучительно.
Каждый из
факторов может оцениваться от +3 до – 3, то есть от отличной адаптации до
полной дезадаптации. Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или
–12 в интервале чего определяются уровни адаптации. Продолжительность адаптации
может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в
детском саду) или быть долгой. Уровень, то есть успешность адаптации, выводится
из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода и поведенческих
реакций.
Адаптация |
Сроки (А) |
Поведенческие реакции (П) |
Уровни адаптации |
Легкая |
до 5 дн.- 1 нед. |
+12…+8 |
А-1 и П-1 высокий А-1 и П-2 высокий |
Средняя |
до 15 дн.- 3 нед. |
+7…0 |
А-1 и П-3 средний А-2 и П-2 средний |
Усложненная |
до 25 дн.-5 нед. |
-1…-7 |
А-2 и П-4 сложный А-3 и П-3 сложный |
Дезадаптация |
более 5 нед. |
-8…-12 |
А-3 и П-4 дезадапт. А-4 и П-4 дезадапт. |
ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК АДАПТИРОВАЛСЯ:
1.хороший аппетит,
2. спокойный сон,
3.охотное общение с другими
детьми,
4. адекватная реакция на любое
предложение воспитателя,
5. нормальное эмоциональное состояние.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.12.2023
Дата обновления: 08.12.2023
Дата публикации: 15.09.2023