19.04.2023
«Воробьиные
драки»
Игра на
снятие физической агрессии.
Дети выбирают себе пару и
на время превращаются в «драчливых воробьев». Они приседают, обхватив руками
колени, боком подпрыгивают друг к другу и легонько толкаются. Если кто-то из
детей уберет руки со своих колен, он выбывает из игры. «Драки» начинаются и
заканчиваются по сигналу взрослого.
«Минута
шалости»
Психологическая разгрузка.
Ведущий по сигналу
предлагает детям шалить: каждый делает, что хочется: прыгает, бегает т.п.
Повторный сигнал через 1-3 мин. означает конец шалостям.
«Злые-добрые
кошки»
Игра на снятие общей агрессии.
Детям предлагается
образовать большой круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч.
Это «волшебный круг», в котором будут совершаться превращения. Ребенок входит
внутрь круга и по сигналу ведущего превращается в злую кошку, которая шипит и
царапает (при этом из «волшебного круга» выходить нельзя). Затем по сигналу
дети превращаются в добрых кошек, которые демонстрируют хорошее отношения к
окружающим и мурлыкает.
«Упрямая
подушка»
Игра
на снятие негативизма, упрямства, общей агрессии.
Взрослый подготавливает «волшебную упрямую подушку» и
вводит ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Она не
простая, а волшебная. Внутри живут детские «упрямки». Это они заставляют вас
капризничать и упрямиться. Давайте прогоним их». ребенок бьет кулаками в
подушку изо всех сил. После этого детям предлагают прослушать «упрямки» в подушке.
Все ли убежали? Ребенок слушает, высказывает свои предположения. «Их тут больше
нет». (этот прием успокаивает детей после возбуждения).
«Клоуны
ругаются»
Игра
на снятие вербальной агрессии.
Клоуны показывают детям
представление, веселят их, а потом начинают ругаться, используя названия овощей
и фруктов. Продолжая игру, клоуны учат ласково называть друг друга цветами.
«Нет-да!»
Дети свободно бегают по помещению. Встречаясь, они
заглядывают в глаза друг другу и громко кричат: «Нет! Нет!! Затем по сигналу
ведущего останавливаются и снова начинают бегать, но кричат уже «Да! Да!»,
заглядывая друг другу в глаза.
«Лимон» Ведущий говорит
детям: «Представьте, что у вас в руках лимон. Выдавите из него сок».
«Возьмите себя в руки»
Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, что тебе хочется кого-то стукнуть, что-то бросить на пол, докажи свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди». (это поза выдержанного человека).
«Растительные
обзывалки»
Здесь поссорившиеся дети также
получат право выразить свои эмоции с помощью интонаций и даже зайти немного
дальше - обзывать друг друга. Пусть вас не смущает такой непедагогический
метод! Ведь обзываться дети будут не обычными обидными словами, ущемляющими их
достоинство, а с помощью названий овощей или специальной лексики, звучащей
смешно и непонятно. С этой целью можно использовать любой справочник по уходу
за комнатными растениями. Желательно иметь их два экземпляра, чтобы вовремя
дать по одному поссорившимся детям. Тогда их ссора превратится в такую
словесную дуэль: "Хавортия ты полосатая!" - "Да сам ты колеус
Блюме!" - "Знаешь ты кто? Ты - колумнея мелколистная!" - "А
ты - очиток красноокрашенный!" и т. д.
ТУХ-ТИБИ-ДУХ
–
«Я сообщу тебе по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения,
против обид и разочарований.
Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас ты
начнешь ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только тебе захочется поговорить, остановись напротив того, кто в доме, посмотри ему (ей) в глаза и трижды,
сердито-пресердито
произнеси волшебное слово: "Тух-тиби-дух".
Затем продолжай ходить по
комнате. Время от времени останавливайся перед кем-либо и снова
сердито-пресердито произносите
это волшебное слово.
Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить
его не в пустоту, а глядя в глаза
человека, стоящего перед
вами».
В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух»
сердито, через некоторое
время они не могут не смеяться.
ЗАЙЧИКИ –
дать ребенку возможность
испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать
их. Представь себя веселым зайчиком в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Например, ведущий говорит: «Как сильно
зайчики стучат на
барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не
гнутся!
Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А
вот лицо нет! Лицо улыбается,
свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем
постучать, но уже медленнее,
чтобы уловить все ощущения».
РУБКА ДРОВ – Помочь
детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и
«истратить» ее во время игры. Скажите следующее: «Кто из вас хоть раз рубил
дрова или видел, как это
делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны
находиться руки и ноги?
Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова.
Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите
его. Можно даже
вскрикнуть: "Ха!"»
БУМАЖНЫЕ МЯЧИКИ
Дать детям возможность
вернуть бодрость и активность
после
того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в
новый жизненный ритм.
Ребенок
должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик, несколько бумажных
мячиков.
По
команде ведущего вы
начинаете бросать мячи на другую сторону. "Приготовились! Внимание! Начали!"
Стремиться как
можно быстрее забросить мячи на другую
сторону. Услышав команду
"Стоп!", прекратить бросаться
мячами.
Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.
МАЛЕНЬКОЕ ПРИВИДЕНИЕ -
Научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.
Сейчас мы будем играть роль маленьких добрых привидений.
Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку ты будешь делать руками вот такое движение (
ведущий приподнимает согнутые
в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить
страшным голосом звук "У". Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить "У", если я
буду громко хлопать, вы будете
пугать громко.
Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем ведущий хлопает в ладоши: «Молодец! Пошутили — и достаточно. Давай
снова станем ребенком!»
КОТИК - снятие эмоционального, мышечного напряжения.
Ребенок находится на ковре. Под
спокойную музыку придумывают сказку про котика, который:
- Нежится на солнышке (лежит на ковре);
- Потягивается;
- Умывается;
- Царапает лапками с коготками коврик и т.д.
СЕРЕБРЯННОЕ КОПЫТЦЕ - игра
способствует снятию излишнего мышечного напряжения.
Представь себе, что ты -
красивый, стройный, сильный, спокойный, мудрый олень с гордо поднятой головой.
На твоей левой ножке - серебренное копытце. Как только ты трижды стукнешь
копытцем по земле, появляются серебренные монеты. Они волшебные, невидимые с
каждой вновь появляющейся новой монетой ты становишься добрее и ласковее. И хотя
люди не видят этих монет, они чувствуют доброту, тепло и ласку, исходящую от
тебя. Они тянутся к тебе, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься.
МАСКИ.
Цель: Научить в приемлемой форме,
выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев. Необходимы краски и
бумага, липкая лента. На бумаге рисуются страшные маски, затем каждый участник
примеряет себе любую, остается в ней какое-то время. Можно потанцевать «дикие»
танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок,
все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.
Примечание. Чтобы закрепить маски на лице, лучше использовать липкую ленту или
пластырь
СОВМЕСТНЫЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ.
Для работы с агрессивными детьми
могут с успехом пользоваться различные настольные игры, которые предусматривают
игру как поодиночке, так и совместно. Например, игра «Конструктор». Детям
предлагается вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру из деталей
«Конструктора». По ходу игры взрослый помогает детям решить возникающие
конфликты и избежать их. После игры возможно проигрывание конфликтных ситуаций
с нахождением путей выхода из них.
В ходе совместных настольных игр
дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.12.2023
Дата обновления: 08.12.2023
Дата публикации: 19.04.2023