Рабочая программа дополнительного образования «Юные музееведы»

СОДЕРЖАНИЕ
№ п./п.
I.
II.
III.
III.

Разделы

Страницы

Пояснительная записка

3

Учебный план

5

Содержание программы

6

Методические рекомендации

9

Материально-техническое
оснащение программы

9

Список литературы

10

IV.

V.

1. Пояснительная записка
Нормативное обеспечение программы
Рабочая программа школьного кружка «Юные музееведы» разработана для занятий с
обучающимися 5-8 классов в соответствии с требованиями ФГОС ООО, составлена с учётом
нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(утверждён приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года №196
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
стандарта общего образования»;
- Письмо Министерства образования науки Российской Федерации от 19.04.2011г. №03255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования»;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной
оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений учебного процесса и
оборудования (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010г.№ 986,
зарегистрированы в МинюстеРоссии3 февраля 2011г. регистрационный номер19682);
- Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных организациях» (СанПиН 2.4.2.2821-10 (утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 декабря 2010г.№
189);
- Изменения в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к
условиям и организации
обучения в общеобразовательных организациях» (утверждены
приказом Минобрнауки России);
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья
обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря
2010г.№2106 , зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011г., регистрационный номер
19676);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
(2009г.)
- Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №11
им. В.И. Смирнова г. Томска
- Авторской программы дополнительного образования «Юные музееведы» А. В.
Барабановой, О. Я. Саютиной.
Краткая аннотация программы
Направленность программы. Данная программа предназначена для ведения краеведческой
работы через кружковую работу «Юные музееведы» в рамках учебно-воспитательного
процесса .
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся становится пополнение
экспонатами музейной комнаты, организация и участие в выставках, экспозициях по истории ,
культуре родного края, своей школы, участия в исследовательской и проектной деятельности,
конкурсах разного уровня, презентаций творческих работ.
Музейная комната – одно из приоритетных направлений в работе «Юные музееведы».
Музейная комната в школе рассматривается как эффективное средство духовнонравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся.

Общая характеристика программы
По уровню образования – базовая (1 год обучения);
По целевому назначению – общеразвивающая;
Вид программы – модифицированная;
По направленности – историко-краеведческая
Актуальность программы. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного
образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание,
социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,
ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из
направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего
развития является внеурочная деятельность.
Новизна программы состоит в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся
проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о
прошлом и настоящем своего населённого пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой.
Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, творческие
работы, участие в общественной жизни школы и своего села
Целевая педагогическая аудитория
Данная программа может быть использована педагогами дополнительного образования.
Цель:
- создание оптимальных условий для развития творческой деятельности учащихся по
изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы
поисковой и музейной работы.
Задачи:
- активизировать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся
- развивать творческие способности
- приобщать школьников к культуре предков, традициям и обычаям народов; прививать
чувства любви к родному краю
- воспитывать у учащихся гражданственность и патриотизм
- привлечь внимание обучающихся к проблемам сохранения истории и культуры родного
края
- формировать и пополнять музейные коллекции, обеспечивать сохранность экспонатов, учет
фонда школьной музейной комнаты.
Характеристика возрастного состава:
Программа рассчитана на 1 год обучения для обучающихся от 11 до 14 лет.
Данный возраст был выбран с учетом нескольких факторов:
- во-первых, дети в это время еще достаточно любознательны и не потеряли интереса к
освоению новой деятельности;
- во вторых, именно данный возраст характеризуется началом осмысления своего
дальнейшего жизненного пути, а также окончательным формированием наиболее важных для
них человеческих ценностей, которые они принесут с собой на протяжении всей жизни.
Характеристика учебного процесса:
Общая продолжительность обучения составляет 102часа
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа. Перерыв между занятиями – 10 минут.
Форма обучения по дополнительной общеразвивающей программе – групповая
Количество обучающихся в группе: 16-17 человек, всего 3 группы
Год обучения
Продолжительность Периодичность в Кол-во час. В Кол-во часов в
занятий
неделю
неделю
год
1
3 часа по 40 мин
1 раз
3 часа
102

Планируемые результаты
Личностные результаты.
В рамках когнитивного компонента:
- укрепиться устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям,
культуре, семье, школе, родного села, республики, России как основополагающим ценностям;
- активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории
города Томска.
- формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую
деятельность.
- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения
прошлого в своей жизни.
В рамках эмоционального компонента:
- укрепиться любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;
- проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и историческим
памятникам, героическому прошлому страны и малой родины.
- укрепиться уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к
окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным
землякам, ветеранам войны и труда.
- проявиться осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.
Коммуникативные результаты:
- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- умение вести экскурсии, интервьюирование.
Познавательные результаты:
- расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;
- сформируются представление о музееведение как о науке;
- усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;
- реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;
- сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.
- разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление;
- сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного
оформления экспозиций.
2. Содержание программы
Учебно-тематический план
№ п/п

Наименование разделов и тем
Вводное занятие

1
2

3

История музейного дела в мире и в
России
Музееведение как научная
дисциплина. Музейное
источниковедение. Теория
музейного дела. Цели и функции
музеев. Классификация музеев.
Посещение школьного музея.
Исследование активом музея.

Всего
кол-во
часов
2

Теория Практ.

1

1

2

2

6

4

2

6

2

4

Форма
аттестации,
контроля

4

5

6
7
8

9
10
11
12
13
14

Понятие «фондов музея». Основные
направления фондовой работы.
Комплектование, учет, хранение
фондов. Учет и учетная
документация музея.
Создание музейных экспозиций,
посвященных истории школы.
Создание и оформление экспозиции
«Летопись школы».
Составление тематикоэкспозиционного плана.
Экспозиция школьного музея. Виды
экспозиций школьного музея.
Экскурсионная деятельность
школьного музея. Массовые
мероприятия в школьном музее.
Виды экскурсий. Методика
подготовки экскурсий. Проведение
ежемесячных мероприятий
«Музейные вечера».
История создания школьного музея.
Профиль музея.
Историческое краеведение.
Моя семья и родной край.
Военно-патриотическая работа.
Изучение истории школы.
Подведение итогов.
ВСЕГО:

6

2

4

4

2

2

4

4

8

4

4

12

4

8

8

4

4

12
8
12
8
4

4
2
4
4

8
6
8
4
4

102

39

Защита научноисследовательских
работ

63

Вводное занятие (2ч)
Инструктаж по технике безопасности. Школьный музей, как организационно –
методический центр движения в школах города. Организация участия учащихся в местных,
региональных и всероссийских краеведческих программах
Практические занятия
Подготовка и проведение музейно-краеведческой конференции. Знакомство учеников с
технической стороной музейной деятельности. Работа с компьютером, проектором.
История музейного дела в мире и в России (2ч)
Причины возникновения музеев. Музеи в древности. Первые национальные музеи.
Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея, как центра музейнопедагогической и краеведческой работы в школе. Выбор профиля и темы – важнейший этап в
создании школьного музея.
Музееведение как научная дисциплина. (6ч)
Предмет музееведения. Классификация музейных предметов. Основные критерии
ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция –
выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации
сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет,
модель.
Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность
и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила работы в фондах музеев,

архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования
документов.
Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических
событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.
Посещение школьного музея. Исследование активом музея. (6ч)
Проведение экскурсии по школьному музею, ознакомление учащихся со спецификой
школьного музея, обзор основных экспозиций. Подготовка школьных рефератов, сообщений,
докладов, а также публикаций статей по результатам научных исследований.
Понятие «фондов музея». Основные направления фондовой работы. (6ч)
Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения.
Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и
фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование, учёт и
хранение.
Правила оформления текстов для музейной экспозиции
Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана.
Создание музейных экспозиций, посвященных истории школы. (4 часа)
Изучение школьных музейных архивов, рассказывающих об истории школы и создания
музея в МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова. Школьные традиции и достопримечательности.
Роль учителя в школе. Учительские династии и их семейные реликвии. Выпускники школы,
их след в истории края. Публикации о школе, ее учителях и выпускниках. Летопись школы.
Составление тематико-экспозиционного плана (4 часов)
Экспозиция школьного музея. Виды экспозиций школьного музея. (8ч)
Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций: тематическая,
систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование.
Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных
предметов в экспозиционном использовании.
Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Практические занятия
Проектная деятельность в музее. Подготовка предложений и проектов: концепции, тематикоэкспозиционного плана и архитектурно-художественного решения, их обсуждение.
Экскурсионная деятельность школьного музея. (12ч)
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия
музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы
подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной
литературы, материалов музейного собрания. Правила подготовки текстов экскурсий
(обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Мастерство экскурсовода: речь, внешний
вид, свободное владение материалом, этика.
Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью,
викторина). Массовая работа музея.
Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка
экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции
музея.
Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий.
История создания школьного музея. Профиль музея. (8ч)
История создания школьного музея. Профиль музея: воспитание нравственности,
патриотизма, гражданственности. Фонды и экспозиции школьного музея. Направления
работы школьного музея, исследовательская деятельность. Изучение истории школы.
Школьный музей как источник изучения родного края. История его образования. Выпускники
школы. Основные события в жизни школы.
Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы;
публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы).
Историческое краеведение (12ч)

Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Общественно полезный
характер исторического краеведения. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фонды и
экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.
Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами
исторических событий и записывать их воспоминания. Изучение записей воспоминаний,
хранящихся в школьном музее. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы
нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны.
Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих
объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.
Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края. Наш край в годы
советской власти; в период Великой Отечественной войны. Родной край сегодня, перспективы
развития. Происхождение названий улиц города.
Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и города, фотографирование,
зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми.
Моя семья и родной край (8 ч)
Теоретические занятия (6 часов)
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные
события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц.
Описание семейного архива и семейных реликвий.
Практические занятия
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и
реликвий. Обсуждение собранных материалов.
Военно-патриотическая работа (12ч)
Воспитательное значение военно-патриотической работы. Учителя школы – ветераны и
труженики тыла Великой Отечественной войны. Пропаганда героических подвигов советских
воинов в годы Великой Отечественной войны.
Школа в годы Великой Отечественной войны. Ученики школы – защитники Отечества.
Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда. Встречи с участниками
войны и ее очевидцами.
Практические занятия: встречи с тружениками тыла и выпускниками школы довоенных лет –
ветеранами Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний; сбор материалов для
школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов.
Изучение истории школы (8ч)
Изучение истории школы. Основные события в жизни школы. Учителя школы. История
деятельности пионерской и комсомольской организаций по экспозиции школьного музея.
Практические занятия: поиск и обработка документов; создание стенда «Золотые и
серебряные медалисты школы».
Подведение итогов (4ч)
Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Организация
отчетной выставки.
Формы организации учебных занятий.
По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая.
По особенностям коммуникативного взаимодействия: лекция с элементами беседы, рассказ,
практикум, исследование, проект, презентации, экскурсии, встречи с ветеранами ВОВ и
тружениками тыла, встреча с краеведом.
По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические
занятия, комбинированные формы занятий.
Формы промежуточной аттестации
Для определения результативности освоения программы используются следующие
формы промежуточной аттестации: творческая работа (проект). В качестве творческой
работы (проекта) учащимся лучше всего предлагать реальные конкурсные задания, т. е. те,
которые предполагают последующее внедрение. Задания такого типа позволяют

учащимся ощутить качественно новый, социально значимый уровень компетентности, в
результате чего происходит рост самопознания, накопление опыта самореализации,
развитие самостоятельности.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: готовая работа,
журнал посещаемости, перечень готовых работ, фото, отзыв детей и родителей. Формы
предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка, готовая
конструкция робота, защита творческих работ.
Способы определения результативности:
-педагогическое наблюдение;
-результаты промежуточного тестирования на предмет усвоения материала;
-защита проектов;
-участие воспитанников в мероприятиях (соревнованиях, конференции);
-решение задач поискового характера;
-активность обучающихся на занятиях.
Основные виды деятельности: познавательная, исследовательская.
Методические рекомендации
Основными формами работы объединения являются:
Учебные занятия Групповые (Подготовка и выступление на конференциях, различные
мероприятия) Индивидуальные (для подготовки выступающих)
Творческое дело. Мероприятия объединения для создания дружеской атмосферы в
коллективе. Совместное планирование .Городские семинары, мастер классы.
Для более успешного решения этих задач используется следующие методы обучения:
Объяснительно – иллюстративный: проводя конференции педагог показывает на видео
работу актеров профессионалов, объясняя секреты мастерства выступления.
Диалогический – диалог между педагогом и учащимся, обсуждение собственного
выступление на мероприятиях. Обеспечения более прочное усвоения знаний путем
обсуждения возникающих проблем во время занятий.
Частично поисковый – учащиеся вместе с педагогом проводят поиск информации,
опросы, интервью.
Результативность образовательной деятельности определяется на итоговых занятиях
по разделам программы, анализом проведенных конференций и массовых мероприятий.
Диагностика знаний умений и навыков 2 раза в год.
Заключение.
Музейная
педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к
исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
-организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия,
исследовательскую работу в школьном музее и школе.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы,
села, музейного дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к
реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений
исторические, материальные, художественные и культурные ценности.
Методическое обеспечение
Оборудование
1. Электронные диски с видео записями и презентациями
2. Сайты Интернет

Дидактический материал
Архивный материал
Тесты
Фрагменты источников
Статистические данные
Анкеты и опросники

Список литературы:
Используемая литература:
Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2000.
Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,1985.
Примерные
программы
внеурочной
деятельности.
Начальное
и
основное
образование/(Горский
В.А,
Тимофеев
А.А.);
под
ред.
Горского
В.А.М.:Просвещение,2010г.
Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2002.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».