СОДЕРЖАНИЕ № п./п. I. II. III. III. Разделы Страницы Пояснительная записка 3 Учебный план 5 Содержание программы 6 Методические рекомендации 9 Материально-техническое оснащение программы 9 Список литературы 10 IV. V. 1. Пояснительная записка Нормативное обеспечение программы Рабочая программа школьного кружка «Юные музееведы» разработана для занятий с обучающимися 5-8 классов в соответствии с требованиями ФГОС ООО, составлена с учётом нормативных документов: - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»; - Письмо Министерства образования науки Российской Федерации от 19.04.2011г. №03255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»; - Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений учебного процесса и оборудования (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010г.№ 986, зарегистрированы в МинюстеРоссии3 февраля 2011г. регистрационный номер19682); - Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (СанПиН 2.4.2.2821-10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 декабря 2010г.№ 189); - Изменения в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (утверждены приказом Минобрнауки России); - Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010г.№2106 , зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011г., регистрационный номер 19676); - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.) - Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова г. Томска - Авторской программы дополнительного образования «Юные музееведы» А. В. Барабановой, О. Я. Саютиной. Краткая аннотация программы Направленность программы. Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы через кружковую работу «Юные музееведы» в рамках учебно-воспитательного процесса . Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся становится пополнение экспонатами музейной комнаты, организация и участие в выставках, экспозициях по истории , культуре родного края, своей школы, участия в исследовательской и проектной деятельности, конкурсах разного уровня, презентаций творческих работ. Музейная комната – одно из приоритетных направлений в работе «Юные музееведы». Музейная комната в школе рассматривается как эффективное средство духовнонравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся. Общая характеристика программы По уровню образования – базовая (1 год обучения); По целевому назначению – общеразвивающая; Вид программы – модифицированная; По направленности – историко-краеведческая Актуальность программы. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является внеурочная деятельность. Новизна программы состоит в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего населённого пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, творческие работы, участие в общественной жизни школы и своего села Целевая педагогическая аудитория Данная программа может быть использована педагогами дополнительного образования. Цель: - создание оптимальных условий для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы. Задачи: - активизировать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся - развивать творческие способности - приобщать школьников к культуре предков, традициям и обычаям народов; прививать чувства любви к родному краю - воспитывать у учащихся гражданственность и патриотизм - привлечь внимание обучающихся к проблемам сохранения истории и культуры родного края - формировать и пополнять музейные коллекции, обеспечивать сохранность экспонатов, учет фонда школьной музейной комнаты. Характеристика возрастного состава: Программа рассчитана на 1 год обучения для обучающихся от 11 до 14 лет. Данный возраст был выбран с учетом нескольких факторов: - во-первых, дети в это время еще достаточно любознательны и не потеряли интереса к освоению новой деятельности; - во вторых, именно данный возраст характеризуется началом осмысления своего дальнейшего жизненного пути, а также окончательным формированием наиболее важных для них человеческих ценностей, которые они принесут с собой на протяжении всей жизни. Характеристика учебного процесса: Общая продолжительность обучения составляет 102часа Занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа. Перерыв между занятиями – 10 минут. Форма обучения по дополнительной общеразвивающей программе – групповая Количество обучающихся в группе: 16-17 человек, всего 3 группы Год обучения Продолжительность Периодичность в Кол-во час. В Кол-во часов в занятий неделю неделю год 1 3 часа по 40 мин 1 раз 3 часа 102 Планируемые результаты Личностные результаты. В рамках когнитивного компонента: - укрепиться устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре, семье, школе, родного села, республики, России как основополагающим ценностям; - активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории города Томска. - формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую деятельность. - укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни. В рамках эмоционального компонента: - укрепиться любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну; - проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам, героическому прошлому страны и малой родины. - укрепиться уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам, ветеранам войны и труда. - проявиться осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям. Коммуникативные результаты: - умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; - умение вести экскурсии, интервьюирование. Познавательные результаты: - расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения; - сформируются представление о музееведение как о науке; - усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология; - реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности; - сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций. - разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление; - сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного оформления экспозиций. 2. Содержание программы Учебно-тематический план № п/п Наименование разделов и тем Вводное занятие 1 2 3 История музейного дела в мире и в России Музееведение как научная дисциплина. Музейное источниковедение. Теория музейного дела. Цели и функции музеев. Классификация музеев. Посещение школьного музея. Исследование активом музея. Всего кол-во часов 2 Теория Практ. 1 1 2 2 6 4 2 6 2 4 Форма аттестации, контроля 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Понятие «фондов музея». Основные направления фондовой работы. Комплектование, учет, хранение фондов. Учет и учетная документация музея. Создание музейных экспозиций, посвященных истории школы. Создание и оформление экспозиции «Летопись школы». Составление тематикоэкспозиционного плана. Экспозиция школьного музея. Виды экспозиций школьного музея. Экскурсионная деятельность школьного музея. Массовые мероприятия в школьном музее. Виды экскурсий. Методика подготовки экскурсий. Проведение ежемесячных мероприятий «Музейные вечера». История создания школьного музея. Профиль музея. Историческое краеведение. Моя семья и родной край. Военно-патриотическая работа. Изучение истории школы. Подведение итогов. ВСЕГО: 6 2 4 4 2 2 4 4 8 4 4 12 4 8 8 4 4 12 8 12 8 4 4 2 4 4 8 6 8 4 4 102 39 Защита научноисследовательских работ 63 Вводное занятие (2ч) Инструктаж по технике безопасности. Школьный музей, как организационно – методический центр движения в школах города. Организация участия учащихся в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах Практические занятия Подготовка и проведение музейно-краеведческой конференции. Знакомство учеников с технической стороной музейной деятельности. Работа с компьютером, проектором. История музейного дела в мире и в России (2ч) Причины возникновения музеев. Музеи в древности. Первые национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея, как центра музейнопедагогической и краеведческой работы в школе. Выбор профиля и темы – важнейший этап в создании школьного музея. Музееведение как научная дисциплина. (6ч) Предмет музееведения. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов. Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами. Посещение школьного музея. Исследование активом музея. (6ч) Проведение экскурсии по школьному музею, ознакомление учащихся со спецификой школьного музея, обзор основных экспозиций. Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов, а также публикаций статей по результатам научных исследований. Понятие «фондов музея». Основные направления фондовой работы. (6ч) Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения. Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование, учёт и хранение. Правила оформления текстов для музейной экспозиции Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана. Создание музейных экспозиций, посвященных истории школы. (4 часа) Изучение школьных музейных архивов, рассказывающих об истории школы и создания музея в МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова. Школьные традиции и достопримечательности. Роль учителя в школе. Учительские династии и их семейные реликвии. Выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, ее учителях и выпускниках. Летопись школы. Составление тематико-экспозиционного плана (4 часов) Экспозиция школьного музея. Виды экспозиций школьного музея. (8ч) Концепция экспозиции школьного музея. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании. Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые. Практические занятия Проектная деятельность в музее. Подготовка предложений и проектов: концепции, тематикоэкспозиционного плана и архитектурно-художественного решения, их обсуждение. Экскурсионная деятельность школьного музея. (12ч) Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея. Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея. Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий. История создания школьного музея. Профиль музея. (8ч) История создания школьного музея. Профиль музея: воспитание нравственности, патриотизма, гражданственности. Фонды и экспозиции школьного музея. Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность. Изучение истории школы. Школьный музей как источник изучения родного края. История его образования. Выпускники школы. Основные события в жизни школы. Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы). Историческое краеведение (12ч) Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Общественно полезный характер исторического краеведения. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения. Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны. Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея. Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края. Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Родной край сегодня, перспективы развития. Происхождение названий улиц города. Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и города, фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми. Моя семья и родной край (8 ч) Теоретические занятия (6 часов) Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий. Практические занятия Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов. Военно-патриотическая работа (12ч) Воспитательное значение военно-патриотической работы. Учителя школы – ветераны и труженики тыла Великой Отечественной войны. Пропаганда героических подвигов советских воинов в годы Великой Отечественной войны. Школа в годы Великой Отечественной войны. Ученики школы – защитники Отечества. Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда. Встречи с участниками войны и ее очевидцами. Практические занятия: встречи с тружениками тыла и выпускниками школы довоенных лет – ветеранами Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок, рефератов. Изучение истории школы (8ч) Изучение истории школы. Основные события в жизни школы. Учителя школы. История деятельности пионерской и комсомольской организаций по экспозиции школьного музея. Практические занятия: поиск и обработка документов; создание стенда «Золотые и серебряные медалисты школы». Подведение итогов (4ч) Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Организация отчетной выставки. Формы организации учебных занятий. По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая. По особенностям коммуникативного взаимодействия: лекция с элементами беседы, рассказ, практикум, исследование, проект, презентации, экскурсии, встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла, встреча с краеведом. По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий. Формы промежуточной аттестации Для определения результативности освоения программы используются следующие формы промежуточной аттестации: творческая работа (проект). В качестве творческой работы (проекта) учащимся лучше всего предлагать реальные конкурсные задания, т. е. те, которые предполагают последующее внедрение. Задания такого типа позволяют учащимся ощутить качественно новый, социально значимый уровень компетентности, в результате чего происходит рост самопознания, накопление опыта самореализации, развитие самостоятельности. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: готовая работа, журнал посещаемости, перечень готовых работ, фото, отзыв детей и родителей. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка, готовая конструкция робота, защита творческих работ. Способы определения результативности: -педагогическое наблюдение; -результаты промежуточного тестирования на предмет усвоения материала; -защита проектов; -участие воспитанников в мероприятиях (соревнованиях, конференции); -решение задач поискового характера; -активность обучающихся на занятиях. Основные виды деятельности: познавательная, исследовательская. Методические рекомендации Основными формами работы объединения являются: Учебные занятия Групповые (Подготовка и выступление на конференциях, различные мероприятия) Индивидуальные (для подготовки выступающих) Творческое дело. Мероприятия объединения для создания дружеской атмосферы в коллективе. Совместное планирование .Городские семинары, мастер классы. Для более успешного решения этих задач используется следующие методы обучения: Объяснительно – иллюстративный: проводя конференции педагог показывает на видео работу актеров профессионалов, объясняя секреты мастерства выступления. Диалогический – диалог между педагогом и учащимся, обсуждение собственного выступление на мероприятиях. Обеспечения более прочное усвоения знаний путем обсуждения возникающих проблем во время занятий. Частично поисковый – учащиеся вместе с педагогом проводят поиск информации, опросы, интервью. Результативность образовательной деятельности определяется на итоговых занятиях по разделам программы, анализом проведенных конференций и массовых мероприятий. Диагностика знаний умений и навыков 2 раза в год. Заключение. Музейная педагогика дает возможность: - осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению; - сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников; - раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала; - попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку; - объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах; -организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, села, музейного дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности. Методическое обеспечение Оборудование 1. Электронные диски с видео записями и презентациями 2. Сайты Интернет Дидактический материал Архивный материал Тесты Фрагменты источников Статистические данные Анкеты и опросники Список литературы: Используемая литература: Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2000. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,1985. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.М.:Просвещение,2010г. Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2002.