Ритмика

1. Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Ритмика» предназначена для
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) 1-4 классов МАОУ СОШ
№11 им. В.И. Смирнова.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Приказ МОиН РФ от 6.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС
НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 15785), в ред.
изменений.
- ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ от 19.12.2014г. № 1598;
- ПАООП НОО обучающихся с задержкой психического развития.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России или (и) - Стратегия развития воспитания в РФ от 29.05.2015г.;
- АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) МАОУ
СОШ № 11 им. В.И. Смирнова г. Томска
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья“ (зарегистрировано в Минюсте
России 14.08.2015 № 38528);
Категория обучающихся, на которых ориентирована программа (дети с задержкой
психического развития) - это дети, имеющие недостатки в психологическом развитии,
подтвержденные ПМПК и препятствующие получению

образования без создания

специальных условий.
Категория детей с ЗПР – наиболее многочисленная группа среди детей с ОВЗ,
характеризующаяся крайней неоднородностью состава, которая обусловлена значительным
разнообразием

этиологических

факторов,

порождающих

данный

вид

психического

дизонтогенеза, что обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений.
Общими для всех детей с ЗПР являются трудности произвольной саморегуляции,
замедленный темп и неравномерное качество становления высших психических функций,
мотивационных и когнитивных составляющих познавательной деятельности.

Для значительной части детей и подростков с ЗПР типичен дефицит коммуникативных
способностей, нередко сопряженный с проблемами эмоциональной регуляции, что в
совокупности затрудняет их продуктивное взаимодействие с окружающими.
Вариант 7.2 характеризуется усилением внимания к формированию у обучающихся с
ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции недостатков в
психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания
образования
При организации обучения важно учитывать особенности познавательного развития,
эмоционально-волевой и личностной сферы обучающихся с ЗПР, специфику усвоения ими
учебного материала.
Для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) обязательной является организация специальных
условий обучения и воспитания.
К специальным педагогическим условиям реализации данной программы относятся:



учет психофизиологических особенностей обучающихся с ЗПР (замедленного темпа
переработки информации, пониженного общего тонуса, склонности к аффективной
дезорганизации деятельности, «органической» деконцентрации внимания и др.)



применение специальных методов и приемов, средств обучения с

учетом

особенностей усвоения обучающимся с ЗПР системы знаний, умений, навыков,
компетенций


увеличение времени на выполнение заданий;



возможность организации короткого перерыва при нарастании в поведении ребенка
проявлений утомления, истощения;



исключение негативных реакций со стороны педагога, недопустимость ситуаций,
приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
Цель - развитие двигательной активности обучающегося с ЗПР в процессе

восприятиямузыки.
Общие задачи коррекционного курса:
 развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития;
 развитие выразительности движений и самовыражения;
 развитие мобильности;
 коррекция

недостатков двигательной,

познавательной сфер благодаря

эмоционально-волевой,

согласованному воздействию

движения;
 развитие общей и речевой моторики;

музыки

и

 развитие ориентировки в пространстве;
 формирование навыков здорового образа жизни и укрепление здоровья.
Коррекционно-развивающие задачи:
 Оказывать помощь в освоении образовательной программы.
 Развивать координацию движений.
 Корректировать отдельные стороны психической деятельности и личностной сферы.
 Формировать учебную мотивацию.
 Формировать адекватное учебное поведение.
 Гармонизировать психоэмоциональное состояние, формировать позитивное отношение к
своему "Я", повышать уверенность в себе, развивать самостоятельность, формировать
навыки самоконтроля.
 Развивать речевую деятельность, формировать коммуникативные навыки, расширять
представления об окружающей действительности.
 Формировать жизненные компетенции
 Способствовать повышению социального статуса ребенка в коллективе.
Курс «Ритмика» относится к коррекционно-развивающей области и является
обязательным

для

освоения,

удовлетворяя

особые

образовательные

потребности

обучающихся с ЗПР. В рамках данного курса осуществляется развитие двигательной
сферы, способствующее совершенствованию произвольной регуляции деятельности,
эстетическому воспитанию, основанному на гармонизирующем воздействии музыки и
танца, решению психокоррекционных задач и формированию здорового образа жизни.
Преемственность и межпредметные связи: Данный курс опирается на знания,
полученные в рамках таких предметов как музыка, физическая культура.
2. Общая характеристика коррекционного курса
Коррекционное значение занятий ритмикой заключается в первую очередь в
формировании произвольной регуляции движений, а также системы произвольной регуляции
в целом: дети соотносят двигательную активность с музыкой, они подчиняются сложным
инструкциям, воспроизводя определенную последовательность движений. Улучшается также
ориентировка в пространстве, в т.ч. ее базовый уровень – ориентировки в схеме тела. У
обучающихся совершенствуются двигательные навыки, мышечное чувство, координация,
улучшается осанка, повышается жизненный тонус.
Постепенно музыка и движение интегрируются с речевым сопровождением. Последнее
развивает

слуховую

память,

способствует

четкой артикуляции

звуков,

выполняет

психокоррекционную функцию. Отмечено, что занятия ритмикой положительно влияют на

состояние эмоциональной и познавательной сфер, а также развивают творческое
воображение.
К основным направлениям работы в ходе реализации коррекционного курса «Ритмика»
относят:


восприятие музыки (определение на слух начала и окончания звучания музыки;

различение и опознавание на слух громкой, тихой, негромкой музыки;

быстрого,

медленного, умеренного темпа;
 упражнения на ориентировку в пространстве (простейшие построения и перестроения);
-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения
накоординацию движений, упражнение на расслабление мышц);
с детскими музыкальными инструментами (игра на элементарных
музыкальных инструментах (погремушка, металлофон, бубен, ксилофон, барабан, румба,
маракас, треугольник, тарелки и др.);
под музыку (музыкальные игры и игровые ситуации с музыкально двигательными заданиями с элементами занимательности, соревнования);
танцевальных композиций).
3. Описание места коррекционного курса в учебном плане:
На реализацию данного коррекционного курса в ученом плане отведено 0,5 часа ( раз в две
недели), всего 17 часов в год.
4. Описание ценностных ориентиров коррекционного курса
При всей многогранности подходов к сбережению и укреплению здоровья
школьников на первое место выходит фактор двигательной активности. И музыкальноритмическое воспитание в этом смысле оказывается одним из стержневых видов
деятельности, поскольку по своей природе является синтетическим, объединяющим
музыку, движение и слово. Занятия движениями под музыку для детей имеют особое
значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг,
подвижность нервных процессов. Организация работы по музыкально-ритмическому
воспитанию детей младшего школьного возраста многогранна и объёмна. Основная
направленность программы оздоровительная, её содержание нацелено на укрепление
здоровья

личности, создание

условий для

самореализации.

Занятия ритмикой

положительно влияют на умственное развитие детей. Занятия ритмикой положительно
влияют

на

творческое

воображение

школьников,

а

также

на

формирование

произвольного внимания, развитие памяти.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
коррекционного курса
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия,
в том числе с использованием информационных технологий;
14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных
и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему
художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне,
соответствующем индивидуальным возможностям;

7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
 развитие чувства ритма, связи движений с музыкой, двигательной активности,
координации движений, двигательных умений и навыков;
 формирование умения дифференцировать движения по степени мышечных
усилий; овладение специальными ритмическими упражнениями (ритмичная
ходьба, упражнения с движениями рук и туловища, с проговариванием стихов и
т.д.), упражнениями на связь движений с музыкой;
 развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития;
 овладение подготовительными упражнениями к танцам, овладение элементами
танцев, танцами, способствующими развитию изящных движений, эстетического
вкуса;
 развитие выразительности движений и самовыражения; развитие мобильности.
У обучающегося будут сформированы:
·внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной
действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
·широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
·ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
·принимать и сохранять учебную задачу;

·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
·использовать

знаково-символические

средства,

в

том

числе

модели

(включая

виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для
решения задач;
·осуществлять синтез как составление целого из частей;
·проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
·устанавливать аналогии;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной
поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
·формулировать собственное мнение и позицию;
·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов;
·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит,
а что нет;
·задавать вопросы;

·использовать речь для регуляции своего действия;
Чтение. Работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
·находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
·определять тему и главную мысль текста;
·понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы,
схемы, диаграммы;
·использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое,
выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью
чтения;
·ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
·составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на
поставленный вопрос.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
·оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и
роль иллюстративного ряда в тексте.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Обучающийся научится:
·использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного
аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;
выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку).
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения,
цифровых данных
Обучающийся научится:
·владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке;
набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов.
6. Содержание коррекционного курса
Занятия ритмикой конкретизированы и обозначены следующими разделами: «Музыка

и движение» (основные упражнения и основные упражнения в парах), «Движения и
речь»,
«Музыка и танец».
«Музыка и движение» является первым разделом, который предполагает овладение
базовыми знаниями и умениями в области ритмики. На первых занятиях большое значение
уделяется объяснению основ организации занятий (как готовиться к занятиям, как строится,
входить в зал под музыку и т.д.). Кроме этого обучающихся с ЗПР учат слушать музыку и
согласовывать темп своих движений и ее темп.
На каждом занятии проводится комплекс общеразвивающих упражнений. Он может
включать выпрямления и повороты головы, повороты головы, круговые движения плечами
(«паровозики»), наклоны, движение рук в разных направлениях, отстукивание, сгибание,
разгибание ноги в подъеме, упражнения на расслабления мышц и др.
Раздел «Движение и речь» направлен на овладение базовыми умениями выполнять
движения с речевым сопровождением. Для этого могут использоваться различные стишки и
речевки, которые помогают задать определенный темп и динамику при выполнении шагов,
построений, перестроений и различных двигательных комплексов.
Общеразвивающие упражнения расширяются по своему объему. Обучающиеся
повторяют уже изученные и осваивают новые: перекрестные движения рук одновременные
движения правой руки вверх, левой в сторону; правой руки вперед, левой вверх, маховые
движения рук, выставление ноги на носок вперед, в сторону и назад, наклоны, повороты
туловища вправо, влево и др.
Раздел «Музыка и танец» - У обучающихся формируются умения разбиться на пары и
построиться назад в шеренги. Этому можно обучать и через игры под музыку. Далее учат
выполнять ритмико-гимнастические движения под музыку. Общеразвивающие упражнения
могут дополняться такими упражнениями как выставление ноги на носок вперед, в сторону,
назад, ходьба с высоким подниманием колен, приседание с опорой и др.
Далее сформированные у обучающихся с ЗПР базовые умения в области ритмики
позволяютначать овладение танцевальными движениями и разучивать элементарные танцы и
пляски.
Допускается, что в качестве ведущего могут выступать наиболее способные дети. Они
показывают остальным как нужно выполнять упражнение и задают общегрупповой темп.
7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся

№ п/п
1

Разделы
Раздел

Часы
7

Виды учебной деятельности
Ритмические игры и упражнения с предметами.

«Музыка и

Подготовка к занятиям, выполнение несложных упражнений

движение»

под музыку, построение в шеренгу, приветствие учителя,
общеразвивающие упражнения, гимнастика, ритмические
упражнения, ориентировка в направлении движения.
Прыжки, поскоки под разную музыку. Игры под музыку.
Ритмичный, бодрый шаг. Приставные шаги.

2

Раздел

Построения и перестроения с речевками. «Скажу и сделаю

5

«Движения и

сам».

речь»

«Скажу и сделаю, послушаю и сделаю». Ходьба в шеренге с
речевками, речевки под музыку, речевки с движением.
Ходьба и перестроения под речевки и под музыку.
Перестроение в круг, из круга, сужение и расширение круга.
Игры под музыку. Общеразвивающие упражнения.

3

Раздел

Разбивка в две шеренги, разбивка на пары из шеренги.

5

«Музыка и

Общеразвивающие упражнения. Ритмико-гимнастические

танец»

упражнения в парах под музыку. Игры под музыку.
Разучивание танцевальных движений. Разучивание и
исполнение танцев.

Итого:

17
2 класс

№ п/п
1

Разделы
Раздел

Часы

Виды учебной деятельности

6

Ритмические упражнения, партерная гимнастика, прыжки.

«Музыка и

Выполнение несложных упражнений под музыку, построение в

движение»

шеренгу, общеразвивающие упражнения, ориентировка в
движении. Прыжки, поскоки под разную музыку. Игры под муз
Ритмичный, бодрый шаг. Приставные шаги.

2

Раздел

6

«Движения со счётом». «Движения с хлопками».

«Движения и

«Скажем и сделаем». Речевки под музыку, с ритмическим

речь»

сопровождением, с движением. Ходьба и перестроения и под м
Перестроение в круг, из круга, сужение и расширение круга.
Общеразвивающие упражнения.

Раздел

3

5

Перестроение для танцев. Позиции в паре. Разучивание.

«Музыка и

Танцевальные движения. Координация в танце. Красота

танец»

движений. Разбивка в две шеренги, разбивка на пары из шеренг
Общеразвивающие упражнения. Ритмико-гимнастические
упражнения в парах под музыку. Игры под музыку. Разучивание
танцевальных движений. Разучивание и исполнение танцев.

Итого:

17
3 класс

№

Разделы

п/п
1

Час

Виды учебной деятельности

ы
Раздел

5

Танцевальные шаги. Развитие координации. Отработка

«Музыка и

движений.

движение»

Разучивание позиций рук и ног. Наклоны и
повороты корпусом. Гимнастические элементы. Музыкальноритмические игры и упражнения, ориентировка в направлении
движения. Прыжки, поскоки под разную
музыку. Игры под музыку. Понятие о марше, ритмический
счет.Шаг с приседанием, приставной, с притопом.

2

Раздел

5

Движение с речевками. Ритмические упражнения в различных

«Движения и

комбинациях. Музыкально-ритмические игры. Ходьба и

речь

перестроения под речевки и под музыку.
Перестроение в круг, из круга, сужение и расширение круга.
Игрыпод музыку.

3

Раздел

7

Работа по парам. Основные танцевальные точки, шаги.

«Музыка и

Танцевальный элементы. Диагональ, середина. Позиции ног, рук

танец»

Отработка движений. Танцевальный шаг, подскоки вперед,
назад,галоп. Разбивка в две шеренги, разбивка на пары из
шеренги.
Общеразвивающие упражнения. Ритмико- гимнастические
упражнения в парах под музыку. Игры под музыку. Разучивание
танцевальных движений. Разучивание и исполнение танцев.

Итого:

17
4 класс

№

Разделы

Часы Виды учебной деятельности

п/п
1

Раздел

4

Музыкально-ритмические игры, линия танца, перестроения.

«Музыка и

Движение

движение»

координации.

на

развитие

Дви8.жение

на

координации.

Развитие

прыгучесть.

Партерная

гимнастика под музыку.
Ориентировка в
направлении движения. Прыжки, поскоки под разную
музыку. Игры под музыку.
2

Раздел

6

Движение с речевками. Ритмические упражнения в различных

«Движения и

комбинациях. Музыкально-ритмические игры. Ходьба и

речь»

перестроения под речевки и под музыку.
Перестроение в круг, из круга, сужение и расширение круга. Игры
под музыку.

3

Раздел

7

Работа по парам. Движения по линии танца. Перестроения для

«Музыка и

танцев. Музыкально-ритмические игры. Отработка движений.

танец»

Танцевальная разминка. Отработка движений. Танцевальный
шаг, подскоки вперед, назад, галоп. Разбивка в две шеренги,
разбивка на пары из шеренги. Общеразвивающие упражнения.

Итого:

17

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
 просторный зал с зеркалами и хорошим освещением;
 магнитофон, музыкальный центр;
 музыкальные, шумовые инструменты;
 гимнастические палки, ленты, обручи и др.
1. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. - М.;
Просвещение, 1984. -288 с.
2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. - СПб.: Петербургский центр творческой
педагогики"Аничков Мост", 2015. - 196 с.
3. Зимина А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом
развитии детей 4-8лет. - М.: Гном-Пресс, 1998. - 32 с.
4. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного
и младшегошкольного возраста: уч.- мет. пособие. В 2 ч. - М.: ВЛАДОС,

2001. - 104 с.
5. Лифиц И.В. Ритмика: уч. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. 223 с. 6.Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. - М.: Советский
композитор, 1991. -112 с.
7. Музыкальное

воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная

ритмика; уч. пособие / Под ред. Е.А. Медведевой. - М.: Издательский центр
«Академия», 2002. - 224 с.
8. Овчинникова Т.С., Симкина

А.А. Музыка, движение и воспитание. - М.: КАРО; СПб,

2011.
- 77с.
9. Чибрикова-Луговская

А.Е. Ритмика. - М.: Дрофа, 1998. - 104 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».