Психокоррекционные занятия

1. Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога
разработана на основе следующих нормативных документов:
1.
Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273.
2.
Приказ № 373 от 06.10.2009г. об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
6.
Приказ № 1598 от 19.12.2014 г. Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
7.
Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» от 30.08.2013г. № 1015;
8. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
9. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития, одобренной
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол №4/15 от 22.12.2015 г.)
10.Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) МАОУ
СОШ №11 м. В.И. Смирнова
Реализация коррекционно-развивающей области является обязательной составной
частью комплексного сопровождения обучающихся с ЗПР. Курс «Психокоррекционные
занятия» направлен на исправление различных типичных недостатков психического
(психологического) развития, которые в совокупности определяют наличие особых
образовательных потребностей детей, относимых к этой группе.
Общая цель психокоррекционных занятий заключается в применении разных форм
взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление или ослабление проблем
в познавательном и эмоциональном развитии, гармонизацию личности и межличностных
отношений, коррекцию недостатков саморегуляции, формирование учебной мотивации.
В соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ЗПР
определяются общие задачи курса:
 формировать осознанную саморегуляцию познавательной деятельности и
поведения – способность к самостоятельной организации собственной
деятельности;
 совершенствовать познавательную деятельность как основу компенсации,
коррекции и профилактики вторичных нарушений психологического развития;
 стимулировать познавательную активность, интерес к себе, окружающему
предметному и социальному миру;
 способствовать осознанию имеющихся трудностей, формированию школьной
мотивации;
 способствовать
освоению
социально
одобряемых
норм
поведения,







противодействовать закреплению дезадаптивных черт и отклонений в
формировании личности;
компенсировать эмоциональное неблагополучие, развитие самосознания;
осваивать и отрабатывать средства коммуникации, приемы конструктивного
взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
способствовать гармонизации психоэмоционального состояния, формированию
позитивного отношения к своему «Я»;
способствовать повышению уверенности в себе, развитию самостоятельности,
формированию навыков самоконтроля;
содействовать становлению сферы жизненной компетенции и преодолению
различных дисфункций, а также достижению личностных и метапредметных
результатов образования.

2. Общая характеристика коррекционного курса
Программа курса разработана для работы с детьми с задержкой психического
развития (вариант 7.2), обучающимися в учреждении.
Данная категория детей характеризуется низкой работоспособностью, повышенной
истощаемостью
психических
процессов,
несформированностью
навыков
интеллектуальной деятельности.
У детей снижен уровень познавательной активности, они недостаточно
любознательны по сравнению со своими сверстниками. У таких детей гораздо дольше
(часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая
мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы.
У детей с ЗПР не сформированы основные мыслительные операции: анализ, синтез,
сравнение, обобщение; они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою
деятельность. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться,
переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не
позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряжённую учебную
деятельность: он очень быстро устаёт, истощается. Из-за недостаточного для его возраста
умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в
состоянии самостоятельно, без специальной психолого-педагогической помощи, усвоить
содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически
неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к
звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребёнок плохо овладевает
навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь. Учебные трудности школьника,
как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной
незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы.
Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической
дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без специально организованной коррекционноразвивающей работы выйти не может.
Психокоррекционные занятия позволяют повысить интерес и мотивацию к учению,
обеспечивают условия для социального и личностного развития, способствуют
профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают
лучшему усвоению учебной информации.
Курс «Психокоррекционные занятия» реализуется на протяжении всего периода
начального образования и позволяет стимулировать сенсорно-перцептивные,
мнемические и интеллектуальные процессы, последовательно и постепенно преодолевать
разнообразные трудности обучения и коммуникации, повышать адекватность оценки
собственных возможностей, формировать сферу жизненной компетенции обучающегося с
ЗПР.
Данная программа направлена на достижение планируемых результатов ФГОС.
В программе прослеживается преемственность урочной и внеурочной

деятельности.
Показателем
эффективности
освоения
программы
является
положительная динамика развития познавательных процессов, состояния эмоциональноволевой и мотивационной сферы обучающихся, что способствует достижению
планируемых результатов и в урочной деятельности.
Программа коррекционно-развивающей работы обеспечивает:




выявление особых образовательных потребностей;
индивидуально-ориентированную психолого-педагогическую помощь;
возможность освоения обучающимися основной образовательной программы.

В качестве контрольно-измерительных материалов используются:
 методика Ясюковой Л. А. «Методика определения готовности к школе. Прогноз и
профилактика проблем обучения в начальной школе»;
 методика Ясюковой Л.А. «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6
классах»;
 методика определения учебной мотивации Лускановой П.Г.;
 рисунок «Я в школе»;
 тест Люшера;
 лист наблюдения за сформированностью коммуникативных навыков;
 «Лесенка самооценки» Дембо-Рубинштейна.
3. Описание места коррекционного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года обучения. На реализацию данного курса в учебном
плане отведено 270 часов. Из них:
1 класс - 66 часов в год (2 часа в неделю).
2 класс - 68 часов в год (2 часа в неделю).
3 класс – 68 часов в год (2 часа в неделю).
4 класс – 68 часов в год (2 часа в неделю).
Форма организации занятий – групповая. Продолжительность занятия – 40 минут.
4. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса
Формирование ценностных ориентиров в процессе психокоррекционных занятий
охватывает все сферы личности младшего школьника:
- когнитивную, в которой он получает знания о ценностях окружающего мира;
- эмоциональную, где происходит адекватное формирование отношения к себе,
другим, миру (среде) в целом, происходит придание им личностного смысла;
- деятельностную, предполагающую овладение основными способами поведения и
деятельности в соответствии с принятыми личностью ценностными ориентациями.
Ценностные ориентации в младшем школьном возрасте формируются в процессе
взаимодействия со сверстниками, учителем или психологом в организованной группе.
Степень развития ценностных ориентаций позволяет судить о степени развития личности.
Взаимодействие в процессе коррекционно-развивающих занятий способствует
уменьшению различных дезадаптирующих проявлений и, соответственно, детских
трудностей.
К ценностным ориентирам содержания курса можно отнести:
Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на
основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям;

- готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней
нуждается;
- уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право
каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как
условия ее самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни,
здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой
нравственности и гуманизма.
Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности,
мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности
(планированию, контролю, оценке).
К ценностным ориентациям курса также можно отнести:
-развитие адекватного отношения к миру;
- формирование и повышение учебной мотивации;
-умение работать в команде;
-развитие саморегуляции эмоций;
- формирование способности к эмпатии.
Курс «Психокоррекционные занятия» полезен для освоения всех предметных
областей, поскольку недостатки со стороны основных познавательных процессов,
саморегуляции, адаптивности, а также несформированность школьной мотивации или
мотивационные искажения препятствуют успешному обучению даже в специально
созданных условиях.
Участие ребенка в психокоррекционных занятиях способствует уменьшению
эмоциональной напряженности, недостатков саморегуляции, повышает общий уровень
сформированности учебно-познавательной деятельности, что благотворно влияет на
мотивацию учения.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
коррекционного курса
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие

соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых
учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему
художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и
задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на
уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Предметные результаты:

1) формирование учебной мотивации,
2) стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;
3) гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения
к своему «Я»;
4) повышение уверенности в себе;
5) развитие самостоятельности;
6) формирование навыков самоконтроля;
7) развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
8) формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье,
классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе.
6. Содержание коррекционного курса
Программа включает в себя два основных блока: диагностический и коррекционноразвивающий. Коррекционно-развивающий блок, в свою очередь, состоит из четырех
разделов:
 развитие познавательных процессов;
 развитие эмоционально-волевой сферы;
 развитие мотивационной сферы;
 развитие коммуникативной сферы.
Содержание программы психокоррекционных занятий для учащихся с
задержкой психического развития
Раздел
1 класс
Диагностический блок
Коррекционно-развивающий блок:
 Развитие познавательных процессов
 Развитие эмоционально-волевой сферы
 Развитие мотивационной сферы
 Развитие коммуникативной сферы
2 класс
Диагностический блок
Коррекционно-развивающий блок:
 Развитие познавательных процессов
 Развитие эмоционально-волевой сферы
 Развитие мотивационной сферы
 Развитие коммуникативной сферы
3 класс
Диагностический блок
Коррекционно-развивающий блок:
 Развитие познавательных процессов
 Развитие эмоционально-волевой сферы
 Развитие мотивационной сферы
 Развитие коммуникативной сферы
4 класс
Диагностический блок
Коррекционно-развивающий блок:

Количество часов
66
4
26
12
12
12
68
4
20
18
16
10
68
4
28
16
10
10
68
4






Развитие познавательных процессов
Развитие эмоционально-волевой сферы
Развитие мотивационной сферы
Развитие коммуникативной сферы

28
12
12
12

Цель диагностического блока на всех этапах реализации программы – отслеживание
уровня развития познавательных процессов, состояния эмоционально-волевой и
мотивационной сферы обучающихся, уровня сформированнности коммуникативных
навыков.
Проводится входная диагностика (первые два занятия) и итоговая диагностика
(последние два занятия).
1 класс
Диагностический блок (4 ч.)
Рисунок «Я в школе». Методика «Лесенка» Дембо-Рубинштейна. Методика
Ясюковой Л. А. «Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика
проблем обучения в начальной школе». Цветовой тест отношений. Лист наблюдений за
сформированностью коммуникативных навыков.
Развитие познавательных процессов (26 ч.)
Отработка понятий «правый» и «левый». Игры «Водители», «Что это?», «Самый
внимательный», «Маленький жук». Упражнения «Разноцветные точки», «Опиши
картинку», «Что пропало?», «Что спрятано?», «Путаница», «Продолжи узор»,
«Копирование точек», «Выполни по образцу». Составление фигур из разрозненных
деталей. Упражнения «Продолжи рассказ», «Лабиринты», «Раскрась правильно»,
«Дополни фигуру», «Узнай по контуру», «Найди отличия», «Длиннее - короче»,
«признак». Графический диктант. Упражнения «Расставь события по порядку», «Разложи
по группам». Игры «Что может быть потом», «Дорисуй вторую половину», «Шнуровка»,
«Запомни, сосчитай, нарисуй».
Развитие эмоционально-волевой сферы (12 ч.)
Знакомство с основными эмоциями человека. Упражнения «Мысленные образы и
эмоции», «Мысленные образы, отвечающие прямо или косвенно», «Мысленные образы и
их эмоциональная окраска». Этюды «Цветок», «Золотой дождик», «Жар-птица»,
«Вожатый удивился», «После дождя». Мимическая гимнастика. Релаксация «Радуга».
Упражнение «Минута тишины». Игра «Упрямые барашки». Упражнение «Что ты
любишь?»
Развитие мотивационной сферы (12ч.)
Игра «Аплодисменты, или спасибо тебе!». Сказка про волшебную школу.
Упражнение «Вещи, дарящие радость». Игра «Тух-тиби-дух». Рисунки «Моя школа»,
«Волшебная рука», «Моя планета».
Развитие коммуникативной сферы (12 ч.)
Составление коллективного рассказа. Упражнения «Опиши картинку», «Антонимы»,
«Синонимы», «Веселые цепочки», «Назови 5», «Рукавички», «Совместный рисунок».
Ролевые игры. Работа в группе (создание общего продукта). Составление устных
рассказов.
2 класс
Диагностический блок (4 ч.)
Цветовой тест отношений. Методика Ясюковой Л. А. «Методика определения
готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе».
Анкета школьной мотивации Лускановой. Тест Тулуз-Пьерона. Методика «Лесенка»
Дембо-Рубинштейна.
Развитие познавательных процессов (20 ч.)

Игры «Встаньте все те, кто…», «Ай, да я!», «Съедобное - несъедобное». Упражнения
«Собери картинку», «Подбери общее понятие», «От частного к общему». Графический
диктант. Методики «Домино», «Рисование по точкам». Упражнения «Составление фигур
из разрозненных деталей», «Запомни фигуры», «Светофор», «Классификации»,
«Анаграммы»,
«Опиши картинку», «Подбери слова». Методики «Закончи
словосочетание», «Сравнение понятий». Методика «Закончи предложение». Упражнение
«Лишнее слово». Игра «Узнай на ощупь». Беседа «Где рождается снег», «Что будет
потом?». Игра « Тут что-то не так».
Развитие эмоционально-волевой сферы (18ч.)
Упражнение «Лица». Игры «Обзывалки», «Улитка», «Добрый бегемот».
Упражнения «Выполни по образцу», «Радуга», «Смешной рисунок», «Зоопарк
настроений», «Рисуем портреты». Игра «Волшебный стул». Этюд «На берегу моря».
Игра-медитация «Улыбка». Упражнения «будь внимателен», «Найди ошибку». Этюд
«Уходи, злость, уходи!»
Развитие мотивационной сферы (16ч.)
Этюды: «Так будет справедливо», «Мама обиделась». «Сказка о котенке Маше».
(О.Хухлаева). Упражнения «Закончи фразу», «Похвали себя», «Зато». Этюд «Дракон
кусает свой хвост». Методика «Наш класс». Сказка «Школьные оценки». Беседа «Зачем
нужно ходить в школу».
Развитие коммуникативной сферы (10 ч.)
Составление коллективных сказок, устных рассказов. Рассказ на одну букву. Рассказ
от имени героя. Пантомима. Упражнения «Опиши картинку», «Веселые цепочки»,
«Назови 10», «Совместный рисунок», «Испорченный телефон», «Рисование по
инструкции». Ролевые игры. Работа в группе (создание общего продукта).
3 класс
Диагностический блок (4 ч.)
Методика Ясюковой Л.А. «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6
классах». Тест Тулуз-Пьерона. Тест «Навык чтения» Ясюковой. Методика «Лесенка»
Дембо-Рубинштейна. Цветовой тест отношений.
Развитие познавательных процессов (28 ч.)
Игры «Летает - не летает», «Нос, пол, потолок», «Капелька». Графический диктант.
Упражнения «Расшифруй слова», «Составь фигуру», «Сложи фигуры», «Найди
закономерность». Упражнения, направленные на увеличение объема внимания. Игры «На
что это похоже?», «Дополни до…», «Кубики». Упражнение «Пропавшие слова». Рассказы
по картинкам. Игры «Кто сегодня именинник?», «Веселые человечки», «Мяч бросай,
животных называй». Упражнения «Восстанови пропущенное слово», «Вспомни пару»,
«Новые словечки». Игры «Что там лежит?», «Что изменилось?», «Продолжи слово», «Я
знаю три названия», «Кто где живет?», «Скажи ласково». Упражнения «Анаграммы»,
«Антонимы», «Я вижу, я слышу, я чувствую», «Муха». Игра «Три пункта».
Развитие эмоционально-волевой сферы (16 ч.)
Методика «Стаканчик гнева». Игра «Снежинки». Упражнения «Рисуем настроение»,
«Времена года», «Клякса», «Чудо-рисунок». Коллективный рисунок. Релаксация «Место
покоя». Игры «Тень», «Сова», «Коровы, собаки, кошки». Разыгрывание ситуаций.
Рисунок «Страна Х». Беседа «Способы повышения настроения». Упражнение «Походки».
Развитие мотивационной сферы (10ч.)
Беседа «Для чего нужно хорошо учиться». Упражнения «Клубочек», «Прочитай
письмо». Коллективная сказка. Игра «Самого себя любить». Работа со сказкой «Про
Колю». Рисунок «Я в школе». Упражнение «Радуга школьных предметов».
Развитие коммуникативной сферы (10 ч.)
Составление коллективных сказок, устных рассказов. Рассказ на одну букву.
Мимика, пантомимика. Рассказы по ролям. Упражнения «Опиши, не называя слова»,

«Назови 10», «Совместный рисунок», «Рисование по инструкции», «Достраивание
композиции». Ролевые игры. Групповой коллаж.
4 класс
Диагностический блок (4 ч.)
Методика Ясюковой Л.А. «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6
классах». Тест Тулуз-Пьерона. Тест «Навык чтения» Ясюковой. Тест школьной
тревожности Филипса. Тест личностных особенностей Кеттела.
Развитие познавательных процессов (28ч.)
Графический диктант. Упражнения «Что лишнее?», «Аналогии», «Найди
обобщающее слово», «Анаграммы», «Фигуры», «Объясни слово». Упражнения на
усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания. Упражнения «Назови
причину», «Инициалы», «Забавные предложения». «Составление рассказа по серии
картинок». Игры «Что бывает круглым?», «Один-много», «Гости», «Птица, рыба, зверь,
насекомое», «Круглое, твердое, кислое». Упражнение «Пианино». Игры «Я возьму с собой
в поход», «Компот», «О!». Мысленные образы и эмоции. Корректурная проба. Игра
«Съедобное - несъедобное». Упражнения «Угадай по описанию», «Отвечай-ка»,
«Чередование», «путаница», «Лабиринт». Игры «Художник», «Будь внимателен!»,
«Четыре стихии».
Развитие эмоционально-волевой сферы (12 ч.)
Упражнения «Мысленные образы и эмоции», «Рисуем музыку», «Самоцветы»,
«Волшебный мир». Методики «Апельсины», «Рисуем открытку». Беседа на тему
«Злость». Релаксация «Лентяй», «Фея сна». Упражнение «Небо». Разыгрывание ситуаций.
Упражнения «Слепой и поводырь», «Ассоциации». Игры «На кого я похож»,
«Высвобождение гнева». Рисунок «Страна клякс». Упражнения «Расскажи стихи без
слов», «Угадай-ка», «Через стекло».
Развитие мотивационной сферы (12ч.)
Игры «Мои достоинства», «Гомеостат», «Волшебный стул».. Упражнения
«Коллективная сказка», «Комплименты», «Подарок другу», «Глина и скульптор». Игра «А
кроме того…» Беседа «Мои представления о будущей профессии». Самопрезентация –
учимся рассказывать о себе. Сказка «Домашнее задание». Методика «Волшебная лесенка
предметов».
Развитие коммуникативной сферы (12 ч.)
Составление коллективных сказок, устных рассказов. Конфликты в общении, как из
них выходить. Мимика, пантомимика. Рассказы по ролям. Упражнения «Крокодил»,
«Футболка», «Назови 12», «Царевна Несмеяна», «Стеклянная стена», «Нить Ариадны»,
«Совместный рисунок», «Рисование по инструкции», «Достраивание композиции».
Ролевые игры. Групповой коллаж.

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
Тематическое планирование (1 класс)
Название темы
Количество Основные виды учебной деятельности
часов
обучающихся
1 Входная диагностика

2

Выполняют психологические тесты на
определение уровня развития
познавательных процессов, состояния

2 Развитие внимания

4

3 Развитие памяти

4

4 Развитие мышления

8

5 Развитие речи

4

6 Развитие восприятия

4

7 Развитие воображения

2

8 Формирование
умения
осознавать и выражать
свои чувства

6

9 Развитие
самоконтроля

навыков

4

10 Обучение
расслабления

способам

2

11 Развитие мотивационной
сферы
12 Развитие
коммуникативных
навыков
13 Формирование
умения
работать в группе
14 Итоговое мероприятие «А
вот и я!»
15 Итоговая диагностика

12
7

4
1
2

мотивационной, эмоционально-волевой,
коммуникативной сферы
Выполняют упражнения на развитие
произвольности, распределения внимания;
повышения концентрации внимания
Выполняют упражнения на развитие
кратковременной и долговременной речевой
и зрительной памяти; развитие
произвольного запоминания
Выполняют упражнения на развитие
различных видов мышления, формирование
операций, классификации, обобщения,
анализа
Выполняют упражнения на увеличение
словарного запаса, развитие способности
формулировать свою мысль, составлять
рассказ с опорой и без
Выполнение упражнений на развитие
зрительного, слухового, тактильного
восприятия, пространственной
координации, восприятия времени
Выполняют упражнения на развитие
воображения, творческого мышления,
воссоздающего мышления; арттерапевтические методики
Учатся осознавать, называть, обсуждать и
анализировать испытываемые чувства;
учатся социально приемлемым способам
выражения негативных чувств, выплеску
агрессии
Учатся узнавать ситуации, где возможна
потеря самоконтроля. Обучаются способам
формирования и развития навыков
самоконтроля
Узнают и обучаются различным способам
расслабления (дыхательная гимнастика,
поза, использование музыкальных и
художественных средств)
Обсуждают и понимают сущность
социальной роли «ученик»
Учатся составлять рассказ, выражать свои
мысли, учатся работать в группе
Учатся слушать мнение других, выполнять
совместные действия по инструкции
Учатся находить и озвучивать свои
положительные стороны
Выполняют психологические тесты на
определение уровня развития
познавательных процессов, состояния
мотивационной, эмоционально-волевой,
коммуникативной сферы

Итого:

66 часов
Тематическое планирование (2 класс)

Название темы

Количест Основные виды учебной деятельности
во часов обучающихся

1 Входная диагностика

2

2 Развитие внимания

4

3 Развитие памяти

4

4 Развитие мышления

6

5 Развитие речи

2

6 Развитие восприятия

2

7 Развитие воображения

2

8 Формирование
умения
осознавать и выражать свои
чувства

6

9 Развитие
самоконтроля

навыков

6

способам

6

10 Обучение

Выполняют психологические тесты на
определение уровня развития
познавательных процессов, состояния
мотивационной, эмоционально-волевой,
коммуникативной сферы
Выполняют упражнения на развитие
произвольности, распределения
внимания; повышения концентрации
внимания
Выполняют упражнения на развитие
кратковременной и долговременной
речевой и зрительной памяти,
ассоциативной памяти; развитие
произвольного запоминания
Выполняют упражнения на развитие
различных видов мышления,
формирование операций классификации,
обобщения, анализа, синтеза, сравнения;
построения причинно-следственных
связей
Выполняют упражнения на увеличение
словарного запаса, развитие навыка
чтения, развитие способности
формулировать свою мысль, составлять
рассказ с опорой на картинки, ключевые
слова и без опоры
Выполнение упражнений на развитие
зрительного, слухового, тактильного
восприятия, пространственной
координации, зрительно-моторной
координации, восприятия времени
Выполняют упражнения на развитие
воображения, творческого мышления,
воссоздающего мышления; арттерапевтические методики
Учатся осознавать, называть, обсуждать
и анализировать испытываемые чувства;
учатся социально приемлемым способам
выражения чувств, отыгрыванию
негативных эмоций
Учатся узнавать ситуации, где возможна
потеря самоконтроля. Обучаются
способам формирования и развития
навыков самоконтроля
Узнают и обучаются различным

расслабления
11 Развитие
сферы

мотивационной

12

Развитие
коммуникативных
навыков
Развитие умения работать в
группе

4

12 Итоговое мероприятие «А вот
и я!»
13 Итоговая диагностика

1

Итого:

5

2

способам расслабления (дыхательная
гимнастика, поза, использование
музыкальных и художественных средств)
Принимают социальную роль
обучающегося, участвуют в обсуждении
мотивов успешной учебной деятельности
Учатся выражать свои мысли, слушать
других, учатся работать в группе
Учатся слушать и учитывать мнение
других, выполнять совместные действия
по инструкции
Учатся озвучивать и презентовать свои
положительные стороны
Выполняют психологические тесты на
определение уровня развития
познавательных процессов, состояния
мотивационной, эмоционально-волевой,
коммуникативной сферы

68 часов
Тематическое планирование (3 класс)

Название темы

Количество Основные виды учебной деятельности
часов
обучающихся

1 Входная диагностика

2

2 Развитие внимания

6

3 Развитие памяти

6

4 Развитие мышления

8

5 Развитие речи

2

6 Развитие восприятия

2

Выполняют психологические тесты на
определение уровня развития
познавательных процессов, состояния
мотивационной, эмоционально-волевой,
коммуникативной сферы
Выполняют упражнения на развитие
произвольности, распределения,
переключения внимания; повышения
концентрации внимания
Выполняют упражнения на развитие
долговременной памяти, логической
памяти; развитие произвольного
запоминания
Выполняют упражнения на развитие
различных видов мышления,
формирование операций
классификации, обобщения, анализа,
синтеза, сравнения, категоризации;
построения причинно-следственных
связей
Выполняют упражнения на развитие
навыка чтения, развитие способности
формулировать свою мысль, составлять
рассказ, пересказывать текст и выделять
основную мысль в тексте
Выполнение упражнений на развитие
зрительного, слухового, тактильного

7 Развитие воображения

4

8 Формирование
умения
осознавать и выражать свои
чувства

6

9 Развитие
самоконтроля

навыков

6

10 Обучение
расслабления

способам

4

мотивационной

10

12 Развитие коммуникативных
навыков
13 Развитие умения работать в
группе

3

14 Итоговое мероприятие «А вот
и я!»
15 Итоговая диагностика

1

11 Развитие
сферы

Итого:

6

2

восприятия, пространственной
координации, восприятия времени
Выполняют упражнения на развитие
воображения, творческого мышления;
арт-терапевтические методики
Учатся осознавать и анализировать
испытываемые чувства; учатся
социально приемлемым способам
выражения чувств, отыгрыванию
негативных эмоций
Учатся прогнозировать и предотвращать
момент возможной потери
самоконтроля. Обучаются способам
самоконтроля
Узнают и обучаются различным
способам расслабления (дыхательная
гимнастика, поза, использование
музыкальных и художественных
средств)
Принимают социальную роль
обучающегося, участвуют в обсуждении
мотивов успешной учебной
деятельности
Учатся выражать свои мысли, слушать
других, учатся работать в группе
Учатся слушать и учитывать мнение
других, выполнять совместные действия
по инструкции, достигая результата
Учатся необычным формам
самопрезентации
Выполняют психологические тесты на
определение уровня развития
познавательных процессов, состояния
мотивационной, эмоционально-волевой,
коммуникативной сферы

68 часов
Тематическое планирование (4 класс)

Название темы

Количество
часов

Основные виды учебной
деятельности обучающихся

1 Входная диагностика

2

2 Развитие внимания

6

3 Развитие памяти

6

Выполняют психологические тесты на
определение уровня развития
познавательных процессов, состояния
мотивационной, эмоционально-волевой,
коммуникативной сферы
Выполняют упражнения на развитие
произвольности, распределения,
переключения внимания; повышения
концентрации внимания
Выполняют упражнения на развитие

4 Развитие мышления

10

5 Развитие речи

2

6 Развитие восприятия

2

7 Развитие воображения

2

8 Формирование
умения
осознавать и выражать свои
чувства
9 Развитие
навыков
самоконтроля

4

10 Обучение
расслабления

способам

2

мотивационной

12

12 Развитие коммуникативных
навыков
13 Развитие умения работать в
группе

5

14 Итоговое мероприятие
вот и я!»
15 Итоговая диагностика

1

11 Развитие
сферы

Итого:

«А

6

6

2

68 часов

логической памяти; развитие
произвольного запоминания
Выполняют упражнения на развитие
различных видов мышления,
формирование операций
классификации, обобщения, анализа,
синтеза, сравнения, категоризации;
построения причинно-следственных
связей
Выполняют упражнения на развитие
навыка чтения, развитие способности
формулировать свою мысль, составлять
рассказ, пересказывать текст и выделять
основную мысль в тексте
Выполнение упражнений на развитие
различных видов восприятия,
пространственной координации
Выполняют упражнения на развитие
воображения, творческого мышления;
арт-терапевтические методики
Учатся осознавать, анализировать и
выражать испытываемые чувства
Учатся прогнозировать и
предотвращать момент возможной
потери самоконтроля. Обучаются
способам самоконтроля
Узнают и обучаются различным
способам расслабления (дыхательная
гимнастика, поза, использование
музыкальных и художественных
средств)
Положительно оценивают социальную
роль обучающегося, с помощью
психолога формулируют мотивы
действий людей
Учатся конструктивно строить диалог,
избегать конфликтных ситуаций
Учатся слушать и учитывать мнение
других, договариваются о выполнении
совместных действий для достижения
результата
Проводят самопрезентацию, выделяя
свои сильные положительные стороны
Выполняют психологические тесты на
определение уровня развития
познавательных процессов, состояния
мотивационной, эмоционально-волевой,
коммуникативной сферы

8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Дидактическое и методическое обеспечение
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. –
М.,2001.
2. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой
психического развития. Пособие для школьного психолога. М., 2006
3. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в
начальной школе. - М.,1998
4. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. – Ярославль,2005.
5. Клюева Н.В. Общение. Дети 5-7 лет. – Ярославль,2001.
6. Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога», 2 том – М., 1998
7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения:
Практическое пособие. – М., 1999.
8. Чистякова М. И. Психогимнастика. /Под ред. Буянова М. И. — 2-е изд. — М., 1995.
9. Ресурсы сети Интернет
Технические средства обучения

 Компьютер
 Принтер
 МФУ (сканер, копир, принтер)

Учебно-практическое оборудование













индивидуальный раздаточный стимульный материал для подгрупповой
диагностики (печатные листы с заданиями, бланки для ответов, серии картинок и
пр.);
демонстрационный материал – картинки с изображением эмоций человека,
профессиями и т.п.;
комплект аудиозаписей с музыкальными произведениями различного характера
(бодрящими, успокаивающими, релаксирующими);
доска с магнитными держателями;
переносные носители информации;
наборы конструкторов (строительный материал разной формы и цвета);
материалы для изобразительной деятельности (гуашь, акварель, бумага форматов
А3 и А4, баночки для воды, кисточки), цветные карандаши и фломастеры;
пластилин;
песочница, песок;
танграмы, логические головоломки;
настольные игры;
наборы букв.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».