1. Пояснительная записка Программа коррекционного курса для обучающихся с задержкой психического развития составлена на основании следующих нормативных документов: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.12.2009 № 373 (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785); Приказы Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373»; Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40936); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями»; Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. (Одобрена решением учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22.12.2015 г. № 4/15); Примерная рабочая программа для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с ЗПР; Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России/ под ред. А.Я.Данилюка, А.М.Кондакова, В.А.Тишкова; Москва, «Просвещение», 2009 (Стандарты второго поколения) Концепция поддержки детского и юношеского чтения в РФ (Распоряжение Правительства РФ от 03.06. 2017 года № 1155-р). Адаптированная основная общеобразовательного программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МАОУ СОШ №11 им.В.И.Смирнова г. Томска. Вариант 7.1 и 7.2 Данная программа коррекционного курса предназначена для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК - «Обучение в основной общеобразовательной школе в классе для обучающихся с ОВЗ по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования. Вариант 7.1 и 7.2» и представляет часть комплексной работы специалистов: учителей начальных классов, учителей предметников. Курс «Психокоррекционные занятия (логопедические)» является обязательным для реализации и относится к коррекционно-развивающей области. Он направлен на исправление различных недостатков речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ЗПР, вариант 7.1. и 7.2. Логопедическая работа с обучающимися нацелена на удовлетворение их особых образовательных потребностей, обозначенных в указанных документах. Общая цель курса заключается в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а также связной устной и письменной речи. Курс «Психокоррекционные занятия (логопедические)» представляет особую значимость для учащихся с задержкой психического развития (далее ЗПР) поскольку у данной категории детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям освоения учебного материала. Описание особенностей речевого развития детей с ЗПР констатирует у них смазанную, недостаточно отчетливую речь, что связано с малой подвижностью артикуляционного аппарата, частые нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, отсутствие практических речевых обобщений, бедность и слабую дифференцированность словаря, слабость регулирующей функции речи. В соответствии с этим, определяются общие задачи курса: постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи; восполнение пробелов в формировании фонематических процессов; обогащение словаря, его расширение и уточнение; коррекция недостатков грамматического строя речи; улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи; совершенствование коммуникативной функции речи; повышение мотивации речеговорения; обогащение речевого опыта; профилактика и коррекция нарушений чтения и письма. Задачи данного курса взаимосвязаны и решаются в процессе специально организованной речевой практики с использованием тренировочных упражнений, направленных на преодоление дефицитарности звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматических обобщений в качестве необходимой базы, формирующей и развивающей самостоятельную речевую деятельность обучающихся. 2. Общая характеристика коррекционного курса ««Психокоррекционные занятия (логопедические)» Программа курса состоит из следующих разделов: «Работа над коррекцией звукопроизношения», «Работа над языковым анализом и синтезом», «Работа над словом», «Работа над предложением», «Работа над связной речью». Работа над всеми разделами ведется параллельно, однако при необходимости учитель-логопед может посвятить отдельные уроки работе над словом, над предложением или над связной речью. Работа над звукопроизношением. Основные задачи этого раздела: Подготовка артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков; Развитие фонематический слух и других базисных процессов для речевого развития; Постановка звуков; Автоматизация поставленных звуков на материале слогов, слов, предложений; Дифференциация отрабатываемых фонем в словах, предложениях, связной речи. Работа над языковым анализом и синтезом. Здесь решаются следующие задачи: уточнение представлений о звуках, сходных по звучанию и артикуляции: согласных звонких-глухих, твердых-мягких, парных гласных; формирование навыков их различения и соотнесения с соответствующими буквами в разных языковых единицах – слогах, словах, предложениях; выработка и закрепление навыков обозначения мягкости на письме; уточнение представлений обучающихся о слоговой и звуковой структуре слов; совершенствование навыков слогового и фонематического анализа и синтеза; Работа над словом. Раздел призван решать следующие задачи: - формирование понимания слов, обозначающих предметы, признаки, качества предметов, действия; - обогащение и развитие словарного запаса обучающихся как путем накопления новых слов, так и за счет развития умения пользоваться различными способами словообразования; -формирование представлений об обобщенном лексико-грамматич. значении слов; - уточнение значений слов; - развитие лексической системности; - расширение и закрепление связей слова с другими словами; - обучение правильному употреблению слов различных морфологических категорий в самостоятельной речи. Работа над предложением. Основная задача этого раздела: - развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями различных типов; - грамотное овладение навыками связи слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций предложения. - формирования и закрепления навыка построения словосочетаний и предложений; - уточнение морфологических особенностей слов (род, число, падеж, время, лицо). Работа над связной речью. Основные задачи раздела следующие: - формирование умений анализировать неречевую ситуацию, выявлять причинноследственные, пространственные, временные и другие семантические отношения; - формирование умений планировать содержание связного собственного высказывания; - формирование умений понимать связные высказывания различной сложности; - формирование умений самостоятельно выбирать и адекватно использовать языковые средства оформления связного высказывания. Программой предусматривается овладение разными формами связной речи (диалогическая и монологическая), видами (устная и письменная) и типами или стилями (сообщение, повествование, описание, рассуждение). Система работы по развитию связной речи должна строиться с учетом различной степени самостоятельности обучающихся при планировании текста. В связи с этим предусмотрена следующая последовательность работы: -пересказ с опорой на серии сюжетных картинок; -пересказ по сюжетной картинке; -пересказ без опоры на наглядность, рассказ по серии сюжетных картинок; -рассказ по сюжетной картинке (сначала с предварительной беседой по содержанию картинки, а затем самостоятельный рассказ); -самостоятельный рассказ на заданную тему (по предложенному названию, началу, концу). Учитывая степень трудности продуцирования текстов различной структуры рекомендуется следующая последовательность работы: формирование умений составлять текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение. Примерные лексические темы для развития речи: «Наш класс, наша школа», «Осень», «Наш город», «Зима», «Моя семья. Наш дом», «Весна», «Родная страна», «Лето». Темы из раздела «Моя страна» являются сквозными и включаются в календарнотематическое планирование в соответствии с календарем праздников. В 3 и 4 классе добавляются темы «Устное народное творчество», «О наших друзьяхживотных», «О дружбе и товариществе», «В борьбе за великую Родину», «Из прошлого нашей Родины». 3. Описание места коррекционного курса ««Психокоррекционные занятия (логопедические)» в учебном плане Рабочая программа коррекционного курса разработана для обучающихся 1-4 классов, обучающихся по основной адаптированной программе для детей с ЗПР. Вариант 7.1 и 7.2. На реализацию данного курса отводится 2 ч в неделю. (В 1 классе – 66 часов, во 2-4 классах по 68 часов). 4. Ценностные ориентиры содержания коррекционного курса Целью коррекционного курса «Логопедические занятия» является формирование полноценной речевой деятельности, а также создание предпосылок для освоения предметных результатов обучения. На занятиях обучающиеся получают практическую речевую подготовку на основе расширения арсенала языковых средств: лексики, грамматики, связной речи. В результате у них формируются практические навыки речевого общения, они осваивают различные коммуникативные сценарии социального взаимодействия. На основе организации познавательной деятельности у обучающихся расширяются и уточняются представления об окружающем мире, расширяется возможность использовать речь в ее обобщающей и познавательной функции. Таким образом, на логопедических занятиях ведется интенсивная работа по развитию коммуникативной, обобщающей и когнитивной функциями речи. Немалую роль играет система упражнений по формированию планирующей и регулирующей функциями речи, что позволяет осуществить достижение личностных и метапредметных результатов обучения и перенести их в сферу обучения в целом. 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: 1. Целостное восприятие окружающего мира. 2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 3. Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими. 4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 5. Положительное отношение к школе и учебной деятельности. 6. Знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников. Метапредметные результаты: 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 3. Использование знаково-символических средств представления информации. 4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 5. Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме. 6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 9. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. 10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием коррекционного курса «Логопедические занятия». 11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием коррекционного курса «Логопедические занятия». 13. Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем. 14. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителялогопеда), 15. Выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда. 16. Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля). 17. Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях. Предметные результаты 1. Формирование речевой деятельности обучающихся с ЗПР, профилактика вторичных речеязыковых расстройств. 2. Развитие устной и письменной речи. Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно-образного, словесно-логического мышления). 3. Формирование языковых обобщений и правильного использования языковых средств в процессе общения, учебной деятельности. 4. Формирование, развитие и обогащение лексического строя речи, уточнение значений слов, развитие лексической системности, формирование семантических полей. 5. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения продуктивными и непродуктивными способами словоизменения и словообразования, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций предложений. 6. Развитие связной речи, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию: формирование умения планировать собственное связанное высказывание; анализировать неречевую ситуацию, выявлять причинно – следственные, пространственные, временные и другие семантические отношения; самостоятельно определять и адекватно использовать языковые средства оформления связного высказывания в соответствии с коммуникативной установкой и задачами коммуникации. 7. Овладение разными формами связной речи (диалогическая и монологическая), видами (устная и письменная) и типами или стилями (повествование, описание, рассуждение). 6. Основное содержание коррекционного курса 1 КЛАСС 1. Коррекция недостатков звукопроизношения 1. Подготовительный этап Задачи - тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно : - вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них; - развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях; - формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков; - в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики; - укрепление физического здоровья ( консультации врачей – узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль). Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени. 2. Формирования произносительных умений и навыков - подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков - устранение дефектного звукопроизношения; - развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически. Виды коррекционной работы на данном этапе: Постановка звуков в такой последовательности: - свистящие С,З,СЬ,ЗЬ - шипящие Ш, Ж, Щ - соноры Л, Р, РЬ - аффрикаты Ц, Ч Способ постановки смешанный. Работа по постановке звуков проводится только индивидуально. 2 КЛАСС Работа над языковым анализом и синтезом 1. Совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения - закрепление приобретенного навыка правильного звукопроизношения; - развитие и совершенствование умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически. - формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью. 2. Автоматизация каждого исправленного звука : - в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных) - в словах ( в той же последовательности, что и в слогах). в словосочетаниях; - в предложениях. По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится в слова. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая работа по коррекции речи проводится в подгруппах. 3. Дифференциация звуков: свистящих/шипящих, звонких/глухих, твердых/мягких, соноров, аффрикат и др. по мере необходимости. - различать сходные фонемы по глухости/ звонкости; - различать сходные фонемы по твердости / мягкости; - различать фонемы группы свистящих/шипящих; - различать фонемы сонорной группы; - различать фонемы-аффрикаты 3 КЛАСС Работа над словом. Развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности обучающихся на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, углубления и обобщения знаний о них. Обучающиеся должны уметь выделять существенные признаки предметов и явлений, вскрывать связи и отношения между ними и выражать их в речи. В процессе усвоения значения слова вначале уточняется его конкретное значение (денотативный компонент — связь с конкретными предметами, действиями, признаками предметов). В дальнейшем проводится работа над понятийным компонентом значения слова (слово как обозначение группы, класса предмета). Уточнение значения обобщающих слов производится параллельно с дифференциацией слов, относящихся к этому обобщающему поня-тию (посуда — тарелка, чашка, нож, вилка, кастрюля и т. д. — кухонная, столовая, чайная), определяется сходство и различие в значении этих слов. По мере уточнения значения слова осуществляется включение данного слова в определенную лексическую систему, формирование семантических полей (т. е. функциональное объединение слов семантически близких). Обучающиеся учатся группировать слова по различным лексико- семантическим признакам (родовидовым отношениям, отношениям часть—целое, по сходству или противоположности значений и т. д.), учатся находить и правильно использовать в речи антонимы и синонимы. Обогащение словаря проводится и путем усвоения слов, выражающих определенную синтаксическую роль в речи, но не имеющих лексического значения (союзы, междометия). Развитие словаря осуществляется также через ознакомление обучающихся с различными способами словообразования. У обучающихся формируется способность выделять и сравнивать различные морфемы в словах. В процессе усвоения словообразования рекомендуется следующий порядок работы: уточнение значения слова, от которого будет образовано новое слово, сопоставление по значению двух слов, выделение общих и различных элементов в словах, уточнение обобщенного значения некорневой морфемы, сопоставление родственных слов с различными префиксами или суффиксами, сравнение слов с разными корнями и одинаковой некорневой морфемой. Обучающиеся знакомятся с многозначностью отдельных приставок. При образовании новых слов с помощью суффиксов следует обучать обучающихся улавливать общий признак, обозначаемый этими суффиксами (например, обозначение лиц по роду их деятельности, профессии при помощи суффиксов(-щик, -чик, -ист, -тель, -арь). В дальнейшем в речь вводятся слова, образованные при помощи приставок и суффиксов одновременно. Для закрепления слова в речи и активного его использования обучающимися необходимо создавать на занятиях условия для частого употребления слова в составе различных словосочетаний и предложений. Желательно, чтобы обучающиеся самостоятельно включали отработанные слова в спонтанную речь. На занятиях обучающиеся уточняют значения родственных слов, закрепляют их точное использование в речи. Основное внимание в словарной работе следует уделять лексическим упражнениям. Упражнения должны носить характер практической речевой деятельности, включать наблюдения и анализ лексики, закреплять навык точного употребления слов в речи. Теоретические сведения по лексике обучающимся не сообщаются. Слова отбираются в соответствии с темой урока и включаются в тематический словарь, который усложняется от класса к классу. Особое внимание уделяется усвоению глаголов, являющихся основой формирования структуры предложения. При усвоении конкретного значения слов используются различные наглядные средства (показ предмета, действия, его изображение на картинке и т.п.). При знакомстве со словами, имеющими отвлеченное (абстрактное) значение, применяются словесные и логические средства (описание, противопоставление по значению, анализ морфологич. структуры др.). Одновременно с уточнением лексического значения слова усваивается его грамматическое значение. Усваиваются языковые закономерности и правила их использования, закрепляются связи грамматического значения слова с формальными признаками. Закрепляются наиболее продуктивные формы словоизменения и словообразовательных моделей; осваиваются менее продуктивные формы словоизменения и словообразовательных моделей; уточняются значение и звучание непродуктивных форм словоизменения и словообразовательных моделей. Формируются понимание и дифференциация грамматических форм словоизменения: выделение общего грамматического значения ряда словоформ; соотнесение выделенного значения с флексией, выражающей данное грамматическое значение; звуковой анализ флексии; закрепление связи грамматического значения и флексии; уточнение значения, употребления и дифференциации предлогов (в значении направления действия, местонахождения в различных предложно-падежных формах); дифференциация форм единственного и множественного числа существительных (на материале слов с ударным/безударным окончанием, с ударным/безударным окончанием с морфонологическими изменениями в основе);дифференциация глаголов в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (с ударной/безударной флексией без чередования звуков в морфеме, с чередованием звуков в морфеме); умение определять род существительных по флексии. Формируются понимание и дифференциация словообразовательных моделей: существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой»; прилагательных, образованных от существительных (с использованием продуктивных и непродуктивных суффиксов с чередованием и без чередования); глаголов, образованных префиксальным способом. Уточняются общие значения и звучания словообразующих аффиксов. Сравниваются родственные слова по значению и звучанию (производящего и производного), определяется их сходство и различие. Определяются и выделяются в родственных словах общие морфемы, соотносятся со значением. Формируются модели словообразования, уточняются и дифференцируются значения словообразующих аффиксов через сравнение слов с одинаковым аффиксом, через сравнение родственных слов. Программой предусмотрена работа по развитию грамматических значений форм слов и грамматического оформления связей слов в предложениях. 4 КЛАСС Работа над предложением Модели (типы) предложений усложняются от класса к классу. Овладение грамматическим строем языка в младших классах ведется в практическом плане без употребления грамматических терминов, путем формирования языковых (морфологических и синтаксических) обобщений. Формирование различных конструкций предложения осуществляется как на основе речевых образцов, так и на основе демонстрируемого действия, с помощью картинок. При этом важное место отводится таким видам работы как моделирование и конструирование, особствующих формированию процессов анализа, синтеза и обобщений на синтаксическом уровне. В работе над предложением большое внимание уделяется семантическим связям между словами предложения (с использованием вопросов, сопоставления по значению, верификации предложений, различной символизации). При введении в речь той или иной модели предложения необходимо опираться на внешние схемы, выделяя и обозначая графически его структурные компоненты. Алгоритмизация операций языкового анализа и синтеза позволяет учителю организовывать умственную деятельность обучающихся. Работа над связной речью Вначале обучающиеся усваивают диалогическую форму речи, учатся составлять диалоги под руководством учителя. Работа над различными видами и типами связной монологической речи происходит в определенной последовательности, с учетом психологической структуры этого вида речевой деятельности: осознание побудительного мотива к высказыванию, ориентировка в смысловом содержании текста и в языковых средствах выражения этого содержания, создание программы (плана) связного высказывания сначала во внешнем плане (с внешними опорами, схемами), затем про себя, реализация программы (рассказывание). Работа над смысловым содержанием текста включает развитие умения анализировать наглядную ситуацию (реальную ситуацию, серии сюжетных картинок, сюжетную картинку), выделять в ней главное и существенное, основное и фоновое, формирование умения устанавливать смысловые связи между отдельными компонентами ситуации и располагать эти компоненты в определенной логической последовательности, определяя смысловой план текста, умение удерживать смысловую программу в памяти, а в дальнейшем развертывать ее впроцессе порождения связного высказывания. В процессе смыслового программирования текста проводится работа с серией сюжетных картинок (раскладывание серий, нахождение лишней или «выпавшей» картинки и т.д.); работа с двумя сходными сюжетными картинками, на одной из которых отсутствует ряд предметов, что способствует привлечению внимания к содержанию, выделению элементов ситуации на картинке, ее анализу. Используется также работа над соотнесением сюжетных и предметных картинок; по анализу отдельной сюжетной картинки; составлению смыслового плана связного высказывания (сначала картиннографического, затем картинно-вербального, далее вербального). VII. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 класс ( 66 ч) № п/п 1-2 Колво Характеристика деятельности учащихся часов Диагностическое 2 Первичное логопедическое обследование устной речи обследование учащихся речи Первичная экспресс-диагностика письма Тема занятия 3-12 Коррекция группы свистящих звуков на материале лексических тем «Осень», «Овощи», «Фрукты» 10 - развитие артикуляционных движений губ, языка, необходимых для правильного произношения свистящих звуков С-Сь, З-Зь, Ц - уточнение правильной артикуляции отрабатываемого звука; - вызывание (постановка) изолированного звука; - формирование речевого дыхания, длительности и плавности речевого выдоха. - первичное закрепление правильного изолированного звучания отрабатываемых фонем - автоматизация в слогах (прямые, обратные, со стечением), простых и сложных словах (односложные, двусложные, трёхсложные, со стечением согласных, и др), в словосочетаниях и предложениях, используя материал лексических тем «Осень», «Фрукты», «Овощи». - дифференциация акустически сходных или смешиваемых звуков в слогах, словах, словосочетаниях, простых предложениях, чистоговорках, потешках, стихах, скороговорках, свободной фразе, текстах, разговорной речи. 1327 Коррекция группы шипящих звуков на материале лексических тем «Зима», «Одежда», «Обувь», «Транспорт», «Новый год» 15 - развитие артикуляционных движений губ, языка, необходимых для правильного произношения шипящих звуков Ш-Щ-Ж-Ч - формирование речевого дыхания, длительности и плавности речевого выдоха. - развитие синхронности речевого дыхания и голоса - уточнение правильной артикуляции отрабатываемого звука; - вызывание (постановка) изолированного звука; - первичное закрепление правильного изолированного звучания отрабатываемых фонем - автоматизация в слогах (прямые, обратные, со стечением), простых и сложных словах (односложные, двусложные, трёхсложные, со стечением согласных, и др), в словосочетаниях и предложениях, используя материал лексических тем «Зима», «Одежда», «Обувь», «Транспорт», «Новый год». - дифференциация акустически сходных или смешиваемых звуков в слогах, словах, словосочетаниях, простых предложениях, чистоговорках, потешках, стихах, скороговорках, свободной фразе, текстах, разговорной речи. 28 Промежуточная диагностика речи 2 Логопедическое обследование устной речи учащихся Экспресс-диагностика письма 2948 Коррекция группы сонорных звуков на материале лексических тем «Зимние забавы», «Дикие и домашние животные», «Птицы», «Весна», «Мамин праздник». 20 4963 Коррекция звуков 15 группы аффрикат на материале лексических тем «Посуда», «Продукты», «Мебель», «Профессии» - развитие артикуляционных движений губ, языка, необходимых для правильного произношения шипящих звуков Р-Рь, Л-Ль, Й - формирование речевого дыхания, длительности и плавности речевого выдоха. - развитие синхронности речевого дыхания и голоса - уточнение правильной артикуляции отрабатываемого звука; - вызывание (постановка) изолированного звука; - первичное закрепление правильного изолированного звучания отрабатываемых фонем - автоматизация в слогах (прямые, обратные, со стечением), простых и сложных словах (односложные, двусложные, трёхсложные, со стечением согласных, и др), в словосочетаниях и предложениях, используя материал лексических тем «Зимние забавы», «Дикие и домашние животные», «Птицы», «Весна», «Мамин праздник». - дифференциация акустически сходных или смешиваемых звуков в слогах, словах, словосочетаниях, простых предложениях, чистоговорках, потешках, стихах, скороговорках, свободной фразе, текстах, разговорной речи. - развитие артикуляционных движений губ, языка, необходимых для правильного произношения шипящих звуков Ц-Ч-Щ - формирование речевого дыхания, длительности и плавности речевого выдоха. - развитие синхронности речевого дыхания и голоса - уточнение правильной артикуляции отрабатываемого звука; - вызывание (постановка) изолированного звука; - первичное закрепление правильного изолированного звучания отрабатываемых фонем - автоматизация в слогах (прямые, обратные, со стечением), простых и сложных словах (односложные, двусложные, трёхсложные, со стечением согласных, и др), в словосочетаниях и предложениях, используя материал лексических тем «Посуда», «Продукты», «Мебель», «Профессии». - дифференциация акустически сходных или смешиваемых звуков в слогах, словах, словосочетаниях, простых предложениях, чистоговорках, потешках, стихах, скороговорках, свободной фразе, текстах, разговорной речи. 6466 Итоговая диагностика развития речи Всего 2 Итоговое логопедическое обследование устной речи учащихся Итоговая экспресс-диагностика письма 66 2 класс (68ч) № п/п Тема занятия Кол-во Характеристика деятельности учащихся часов Первичное логопедическое обследование устной речи учащихся Первичная экспресс-диагностика письма Работа над языковым анализом и синтезом 1-3 Диагностика 3 4 Время 1 5-6 Пространство 2 Уточнение временных представлений детей (год, месяц, неделя, время суток) Уточнение пространственных представлений детей относительно собственного тела, на плоскости (вверх, вниз, вправо, влево) Речь и её структурные единицы 7 Звуки речевые и неречевые 1 8-10 Предложение 3 11-17 Слово 7 18-21 Слог 4 -выделять и сравнивать языковые единицы (звук, буква, слово) - составлять словосочетания и простые предложения по картинке, по опорной схеме. - дифференцировать понятия – предложение, слово, словосочетание; - составлять графическую схему простого предложения; - находить грамматическую основу предложения; -определять подлежащее и сказуемое; -задавать вопросы к главным и второстепенным членам предложения; -объяснять лексическое значение слов; - подбирать слова противоположные и близкие по смыслу (антонимы, синонимы); - различать и называть слова, сходные по звучанию (паронимы); -выделять ударные слоги и ударные гласные в словах из 4-5 слогов; - сравнивать две формы одного и того же слова с различным ударением; - составлять схему дву- и трехсложного слова; -выделять из слова гласные звуки; - делить слова на слоги, опираясь на гласные звуки; -составлять слоги из предложенных звуков, букв; - выделять ударные слоги и ударные гласные в словах из 1-2-3 слогов; - сравнивать две формы одного и того же слова с 22-24 Звуковой состав слов. 3 25-30 Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Способы смягчения согласных на письме. 6 31-32 Промежуточная диагностика 33-66 Согласные звуки и буквы. Их дифференциация. 2 67-68 Итоговая диагностика Всего 2 34 различным ударением; - составлять схему дву- и трехсложного слова; - давать характеристику звукам русского языка; - определять последовательность, количество, место звука в словах простой звукослоговой структур; - тренировать синтезу слов из 3-4 слогов, 3-5 звуков - дифференцировать понятия «звуки и буквы»; - дифференцировать гласные и согласные звуки, -определять ударные и безударные гласные, - различать твердые/мягкие, звонкие/глухие согласные; -обозначать мягкость согласных на письме 2 способами- с Ь и гласными Я,Ё,Е,Ю,И Обследование устной речи учащихся Экспресс-диагностика письма - развитие и совершенствование умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически. - дифференциация акустически сходных или смешиваемых звуков в слогах, словах, словосочетаниях, простых предложениях. - дифференциация оппозиционных звуков в чистоговорках, потешках, стихах, скороговорках - дифференциация всех отрабатываемых звуков в свободной фразе, текстах, разговорной речи. Итоговое обследование устной речи Итоговая экспресс-диагностика письма 68 3 класс ( 68 ч) № п/п Тема занятия Кол- Примечания во часов Обследование речи (первичная диагностика) Единицы речи. 2 6 1 Звук, слог, слово, предложение 3 2 Слог. 5 - дифференцировать понятия «звуки, слог, слово, предложение»; - дифференцировать гласные и согласные звуки, -определять ударные и безударные гласные, - различать твердые/мягкие, звонкие/глухие согласные; - делить слова на слоги, опираясь на гласные звуки; -составлять слоги из предложенных звуков, букв; - выделять ударные слоги и ударные гласные в словах из 4-5 слогов; - сравнивать две формы одного и того же слова с различным ударением; - составлять схему дву- трех- четырехсложного слова; Грамматические категории слов 3 Слова- предметы. Имя существительное 1 4 Слова-действия. Глагол 1 5 Слова-признаки. Имя прилагательное 1 Дифференциация слов разных граммат. категорий Состав слова 6 1 4 -называть слова предметы; -находить в тексте; -задавать вопросы к слову и отвечать на вопрос КТО?ЧТО?; - определять род существительных; -изменять по числам, падежам -называть слова-действия; -находить в тексте; -задавать вопросы к слову и отвечать на вопрос ЧТО делать? СДЕЛАТЬ? и др.; -употреблять глагол в нужном лице и времени; -изменять по числам и лицам -называть слова- признаки; -находить в тексте; -задавать вопросы к слову и отвечать на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?; - определять род прилагательных; -изменять по числам, падежам; -согласовывать с существительным; - различать слова разных категорий в предложении; - задавать вопросы к словам различных категорий; -подбирать слова для составления словосочетаний 17 7 Корень 4 8 Приставка. Словообразование 7 9 Суффикс. 2 Словообразование. -находить корень слова; - подбирать родственные слова; - различать слова с одинаковым корнем, но разным лексическим значением; - находить лишнее слово, не подходящее по смыслу, в ряду родственных; - выделять орфограмму безударные гласные в родственных словах; - подбирать проверочные слова к данной орфограмме - выделять приставку в составе слова; - образовывать слова - действия, используя приставки по-, за-, у-, под-, на-, вы-. - составлять предложения по опорным картинкам, используя глаголы с разными приставками, но одним корнем - выделять суффикс в составе слова; - образовывать слова - предметы, признаки, используя: - уменьшительно-ласкательные суффиксы –оньк, еньк, -очк, ечк - образовывать слова, названия детенышей –енок, ят - составлять предложения по опорным картинкам, используя образованные слова 10 Окончание. Словоизменение - -выделять окончание в составе слова; - изменять слова-предметы, признаки, действия, употребляя их в единственном и множественном числе; -определять род имен существительных, опираясь на окончание слов в Им.п. ед.ч. Промежуточная диагностика 2 4 Лексическое значение слов 9 11 Синонимы 2 - практическое знакомство со словами близкими по значению; - находить в словаре слов с близким значением; - подбирать слова с близким значением на заданную тему; - подбирать слова с одинаковым значением и составление с ними предложений (по образцу). - активизировать и обогащать словарь синонимов. 12 Антонимы 13 Омонимы 3 - практическое знакомство со словами, противоположными по значению; - нахождение в словаре слов с противоположным значением. - подбор слов с противоположным значением на заданную тему. - упражнения на установление противоположного смысла слов с использованием парных картинок. 2 - находить слова с одинаковым произношением в тексте, словаре, объяснять их лексическое значение; - составлять с ними примеры словосочетаний, предложений. 2 - практическое знакомство с многозначными словами; - нахождение в словаре слов с многозначностью; - подбор слов с многозначным значением на заданную тему. 24 14 Многозначн ые слова Словосочетания 15 Согласование 11 16 Управление 14 - практическое употребление словосочетаний существительное+прилагательное в И.п; - составление словосочетаний: признак + предмет; (спелый абрикос, синяя слива, сочное яблоко, сладкие апельсины). - практическое употребление словосочетаний :глагол+сущ в.п.; - составление словосочетаний глагол +сущ ТВ.п; - составление словосочетаний глагол+сущ Дат.п - составление словосочетаний: с существительными в предложном падеже с предлогами в, на (лежит в коробке, на коробке); -составление словосочетаний с сущ. в родительном падеже с предлогами из, с, от, около в значении места; Итоговая диагностика 2 Всего 4 класс ( 68 ч) № п/п Тема занятия 1-3 68 Кол- Примечания во часов Обследование речи (первичная диагностика) Единицы речи. 3 12 5-11 Слово, словосочетание, предложение, текст 7 1215 Дифференциация словосочетаний и предложений 5 Предложение - дифференцировать понятия «слово, словосочетание, предложение, текст»; -определять в речи и находить в текстах по заданию слово, словосочетание, предложение; - составлять из слов словосочетания; - составлять из «перепутанных» слов предложения; - различать на практике словосочетания и предложения; -определять грамматическую основу предложения; -задавать вопросы к главным и второстепенным членам предложения 25 32 Структура 2 - составлять графическую схему простого предложения предложения; - находить грамматическую основу предложения; Простое 2 -определять подлежащее и сказуемое; предложение -задавать вопросы к главным и второстепенным Главные члены 2 членам предложения; предложения - практически распространять простые предложения Второстепенные 2 путем введения дополнений, используя члены существительные косвенных падежей; предложения - практически распространять простые предложения Распространение 2 путем введения определения, используя предложения согласование прилагательных с существительными ; дополнением - реставрировать деформированные предложения, Распространение 2 применяя практические навыки связи согласования предложения и управления; определением - определять законченную мысль высказывания и Деформированные 2 выделять предложения из сплошного текста предложения Деление 2 сплошного текста на предложения Промежуточная диагностика 1 3334 Составление предложений по 1617 1819 2021 2223 2425 2627 2829 3031 2 - составлять простые и распространенные предложения по вопросам педагога; вопросам 3536 Составление предложений по сюжетным картинкам 2 3738 Составление предложений по опорным словам 2 39 Коммуникативная роль предложений Беседа 1 Понятие текста. Виды текста Дифференциация «текстпредложение» 47Деформированный 49 текст 50Редактирование 52 текста Рассказ 2 4041 2 Текст 4243 4446 5358 5966 Рассказ по плану, опорным словам, серии сюжет. картин Изложение 3 3 3 6 8 Итоговая диагностика Всего - составлять графическую схему предложения; - находить грамматическую основу предложения; -определять подлежащее и сказуемое; -задавать вопросы к главным и второстепенным членам предложения; - составлять простые и распространенные предложения по сюжетной картинке; - составлять графическую схему предложения; - находить грамматическую основу предложения; -определять подлежащее и сказуемое; -задавать вопросы к главным и второстепенным членам предложения; - составлять простые и распространенные предложения по опорной схеме. - составлять графическую схему простого предложения; - находить грамматическую основу предложения; -определять подлежащее и сказуемое; -задавать вопросы к главным и второстепенным членам предложения; - отвечать на вопросы педагога на заданную тему; - задавать вопросы педагогу, одноклассникам; - отвечать на вопросы педагога; - задавать вопросы по заданной теме; - вступать в учебный диалог, оценивать результаты своей работы. -воспринимать и запоминать материал по теме беседы, содержания текста. 11 -различать на практике текст и предложение; -находить отдельные предложения в тексте; -определять тему, основную мысль - реставрировать деформированный текст, применяя практические навыки составления предложений, выделения главной мысли; - определять законченную мысль высказывания и выделять отдельные предложения из сплошного текста 14 Составлять и дополнять предложения. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Заучивать стихотворения. Подбирать слова по образцу, находить общую часть слов. Подбирать слова противоположные по смыслу. Пересказывать текст с помощью картинок – помощниц и слов – подсказок. Рассказывать по плану. 2 68 8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Книгопечатная продукция Справочники №п/п Название Автор 1 2 3 Издательство Год издания Кол-во экземпляров Под ред. Москва 2004 1 В.С. Кукушина ИКЦ «МарТ» Организация логопедической работы в школе Елецкая О.В. Москва 2005 1 Горбачевская О.В. ТЦ Сфера Школьный логопункт Мазанова Е.В. М. «Гном» 2011 1 Логопедия Волкова Л.С М: Просвещение 1989 1 Логопедия в школе Тетради для логопедических занятий 1 20 занятий для предупреждения дисграфии 1 кл Чистякова О.В СПб: «Литера» 2016 1 2 30 занятий для предупреждения дисграфии 2 кл Чистякова О.В СПб: «Литера» 2016 1 3 30 занятий для предупреждения дисграфии 3-4 кл Чистякова О.В СПб: «Литера» 2016 1 4 Парные звонкие и глухие согласные Коноваленко В.В. 2013 6 Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С Коноваленко С.В. Москва Издательство «Гном» Фонетические рассказы и сказки Ткаченко Т.А Москва «ВентанаГраф» 2011 1 5 Методические пособия № Название п/п Автор Издательство Год издания Кол-во экз. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников Коррекция нарушений письма Ефименкова Л.Н. Москва Просвещение 1991 1 Садовникова И.Н. Москва «Владос» 1997 1 Свободина Н.Г. Москва ТЦ «Сфера» 2018 1 Развитие орфографической зоркости Визуальная грамматика Праведникова И.И. Ростов-наДону «Феникс» Ростов-наДону «Феникс» Ростов-наДону «Феникс» 2020 1 2020 1 2020 1 Ростов-наДону «Феникс» 8 Антидиктанты по Буряк М.В Ростов-нарусскому языку 3 кл Дону «Феникс» 9 Пишем правильно 1-2 кл Буряк М.В Ростов-наДону «Феникс» 10 Пишем правильно 3-4 кл Буряк М.В Ростов-наДону «Феникс» Дидактический и демонстрационный материал 2020 1 2020 1 2020 1 2020 1 № п,п Название Автор Издательство Год издания Кол-во экземпляров 1 Альбом для логопеда Иншакова О.Б. Москва «Владос» 2003 1 1 2 3 4 5 6 7 Сухомлинова Т.А. Трясорукова Развитие Т.П. межполушарного взаимодействия у младших школьников Антидиктанты по Буряк М.В русскому языку 2 кл 2 Коррекция нарушений Свободина письма Н.Г. (слоговые таблицы) Москва ТЦ «Сфера» 2018 1 3 Демонстрационное пособие «Лента букв» Петкевич Н.В. Минск 2007 1 4 Магнитная азбука Жукова Н.С. 2012 1 Словопрятки Кравченко Н Москва «Эксмо» СПб «Речь» 5 2012 1 Серия «Тематический словарь в картинках» Мир животных 1 Дикие звери и птицы жарких Москва и холодных стран. Школьная Пресса 2 Домашние и дикие животные средней полосы 3 Домашние и дикие птицы средней полосы. 4 Земноводные 5 Насекомые 6 Пресмыкающиеся 7 Рыбы Мир растений и грибов 8 Грибы 9 Деревья 10 Овощи 11 Фрукты 12 Цветы. 13 Ягоды Мир человека 14 Головные уборы 15 16 Дом, улица, город Квартира, мебель 17 Обувь 18 Одежда 19 Посуда 20 Продукты питания 21 Профессии 22 Транспорт 23 24 Электробытовая техника. Я и моё тело: Тело человека 2005 Васильева С.А. Мирясова В.И. Васильева С.А. Васильева С.А. Васильева С.А. Васильева С.А. Васильева С.А. Васильева С.А. Васильева С.А. Васильева С.А Васильева С.А. Васильева С.А. Васильева С.А. Мирясова В.И. Васильева С.А. Васильева С.А. Мирясова В.И. Васильева С.А. Мирясова В.И. Васильева С.А. Мирясова В.И. Васильева С.А. Мирясова В.И. Васильева С.А. Мирясова В.И. Васильева С.А. Мирясова В.И. Васильева С.А. Мирясова В.И. Нефёдова К.П. Козлова С.А. Дидактические игры Серия «Забавы в картинках» 19 Внимание 20 Детская литература 21 Логопедическое лото. 22 Делим слова на слоги. 23 Мышление 24 Обучение грамоте 25 Окружающий мир (Предметы) 26 Окружающий мир (Природа) 27 Память 28 По дорожке слов. 29 Развиваем речь. 30 Чтение Дидактический материал для обследования речи. Иншакова О.Б. 1 Альбом для логопеда № п/п Тренажёры Раздел, тема Произношение. Дифференциация звуков Москва «Владос» Название тренажёра Различай шипящие шипящих звуки и буквы (ж – ш, ч – щ) 2003 Кол-во экземпляров 1 1