Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектные задачи» составлена на основе следующих документов и материалов: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Закон Томской области от 12.08.2013 года № 149 – ОЗ «Об образовании в Томской области» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Федеральный государственный образовательый стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержден приказом Минобрнауки от 19.12.2014 г. №1598 Фундаментальное ядро содержания общего образования; программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.0.2015 № 996 –р) Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09 – 1672 « О направлении методических рекомендаций «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий (Приложение № 1 к письму Минпросвещения России от 7 мая 2020 года № ВБ-976/04) Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ от 3.06.2017г.№1155-р Приказ МОиН РФ от 6.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 15785), в ред. изменений АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) МАОУ СОШ № 11 им. В.И. Смирнова г. Томска Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья“ (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528); АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) МАОУ СОШ № 11 им. В.И. Смирнова г. Томска Категория обучающихся, на которых ориентирована программа (дети с задержкой психического развития) - это дети, имеющие недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория детей с ЗПР – наиболее многочисленная группа среди детей с ОВЗ, характеризующаяся крайней неоднородностью состава, которая обусловлена значительным разнообразием этиологических факторов, порождающих данный вид психического дизонтогенеза, что обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений. Общими для всех детей с ЗПР являются трудности произвольной саморегуляции, замедленный темп и неравномерное качество становления высших психических функций, мотивационных и когнитивных составляющих познавательной деятельности. Для значительной части детей и подростков с ЗПР типичен дефицит коммуникативных способностей, нередко сопряженный с проблемами эмоциональной регуляции, что в совокупности затрудняет их продуктивное взаимодействие с окружающими. Вариант 7.2 характеризуется усилением внимания к формированию у обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования При организации обучения важно учитывать особенности познавательного развития, эмоционально-волевой и личностной сферы обучающихся с ЗПР, специфику усвоения ими учебного материала. Для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания. К специальным педагогическим условиям реализации данной программы относятся: учет психофизиологических особенностей обучающихся с ЗПР (замедленного темпа переработки информации, пониженного общего тонуса, склонности к аффективной дезорганизации деятельности, «органической» деконцентрации внимания и др.) применение специальных методов и приемов, средств обучения с учетом особенностей усвоения обучающимся с ЗПР системы знаний, умений, навыков, компетенций увеличение времени на выполнение заданий; возможность организации короткого перерыва при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения; исключение негативных реакций со стороны педагога, недопустимость ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка. Основная цель программы: создание благоприятных условий для повышения уровня развития учащихся посредством решения практических и проектных задач. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач: обеспечить прочное и сознательное овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные и необходимые для полноценной жизни в обществе; сформировать представление об идеях и методах проектов, как форме описания и методе познания окружающего мира; сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач; сформировать устойчивый интерес к дисциплинам на основе дифференцированного подхода к учащимся; выявить и развить творческие способности учащихся на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер; формировать навыки проектной деятельности учащихся; развивать умения работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения наблюдений, физических опытов, простейших измерений; формировать у детей умения сотрудничать друг с другом, вырабатывать общую стратегию решения задач, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь. Коррекционно-развивающие задачи 1. Оказывать помощь в освоении образовательной программы 2.Корректировать отдельные стороны психической деятельности и личностной сферы. 3.Формировать учебную мотивацию. 4.Формировать адекватное учебное поведение. 5.Гармонизировать психоэмоциональное состояние, формировать позитивное отношение к своему "Я", повышать уверенность в себе, развивать самостоятельность, формировать навыки самоконтроля. 6.Развивать речевую деятельность, формировать коммуникативные навыки, расширять представления об окружающей действительности. 7.Формировать жизненные компетенции 8.Способствовать повышению социального статуса ребенка в коллективе Общая характеристика курса: Программа курса рассчитана на обучающихся начальных классов общеобразовательной школы и направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Ее актуальность основывается на интересе, потребностях обучающихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Ключевой технологией проведения внеурочной деятельности является «Проектная задача» (Воронцов А.Б). Задача учителя начальной школы заключается в том, чтобы подготовить необходимую почву для полноценной проектной деятельности. В этом учителю помогут проектные задачи, т.к. они являются прообразом проектной деятельности. Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы и самостоятельную деятельность учащихся. Проект всегда завершается созданием творческого «продукта». «Продукт» деятельности: Книжка-раскладушка. Стенгазета. Фотоальбом. Публикация. Модель, костюм, схема и т.д. Спектакль. Урок. Видеоклип. Игра. Музыкальное произведение. Мультимедийная презентация. Книга. Сценарий. Проектная задача – это задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой, происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача устроена так, чтобы через набор заданий задать возможные стратегии ее решения. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Во время реализации программы предусмотрены выезды и выходы за пределы ОУ с проектами, исследованиями по теме русская народная культура. Участие в фестивале по решению «Проектных задач». Программа «Проектная задача» направлена на достижения планируемых результатов ФГОС НОО. Программа основана на межпредметных связях с окружающим миром, литературным чтением. Программа составлена для обучающихся 1-4 классов. На каждом этапе реализации программы учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста. На реализацию курса «Проектная задача» отводится: 1 класс – 33 часа (1 час в неделю); 2-4 классы -34 часа (1 час в неделю). 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты: 1 класс -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; -основы экологической культуры: принятие ценности природного мира. -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. 2 класс эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям) 3 класс - представления о ценности природного мира для практической деятельности человека развитие готовности к сотрудничеству и дружбе; - осмысление своего поведения в школьном коллективе; - ориентация на понимание причин успеха в деятельности. - формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. - формирование умения радоваться успехам одноклассников; формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой; - умение видеть красоту труда и творчества. - формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности; - формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности. 4 класс - овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; - умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты 1 класс Регулятивные УУД - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Познавательные УУД - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; Коммуникативные УУД - использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; - использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации Чтение. Работа с текстом Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Обучающийся научится: ·находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; ·определять тему и главную мысль текста; ·понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; ·использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; ·ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Обучающийся получит возможность научиться: ·использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; ·работать с несколькими источниками информации. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Обучающийся научится: ·составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Работа с текстом: оценка информации Обучающийся научится: ·оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером Обучающийся научится: ·использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку). Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных Обучающийся научится: ·владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов. 2 класс Регулятивные УУД — понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; — сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя); — выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; — планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы); — планировать последовательность операций на отдельных этапах урока; — фиксировать в конце урока удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам / неуспехам; — оценивать правильность выполнения заданий,— соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем; — контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности. Познавательные УУД — находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников; — устанавливать причинно- следственные связи между явлениями; — строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; — проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунковсимволов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов; — моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки Коммуникативные УУД — включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; — формулировать ответы на вопросы; — слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; — договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий; — высказывать мотивированное суждение по теме — поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом; — признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; — употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; - понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий; — строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); — готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых; — составлять небольшие рассказы на заданную тему. Чтение. Работа с текстом Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Обучающийся научится: ·находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; ·определять тему и главную мысль текста; ·вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; ·сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака; ·понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; ·понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; ·использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; ·ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Обучающийся получит возможность научиться: ·использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; ·работать с несколькими источниками информации. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Обучающийсянаучится: ·пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; ·формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; ·составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Работа с текстом: оценка информации Обучающийся научится: ·оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; ·участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером Обучающийся научится: ·использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку). Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных Обучающийсянаучится: ·владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов. Обработка и поиск информации Обучающийсянаучится: ·описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ; ·искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок). Обучающийсяполучит возможность научиться: ·грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации. Создание, представление и передача сообщений Обучающийся научится: ·готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации; Обучающийсяполучит возможность научиться: ·представлять данные. 3 класс Регулятивные УУД — понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем; — сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока); — выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; — планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры); — планировать свои действия в течение урока; — фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам; — соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом; — контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил; — в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные УУД — выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научнопознавательной); — использовать знаково - символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач; — понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц; — анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков; — проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.; — моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ). Коммуникативные УУД — включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов с учителем и сверстниками; — формулировать ответы на вопросы; — слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; — договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; — высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока; — проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении; — признавать свои ошибки, озвучивать их; — употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; — понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий; — составлять рассказ на заданную тему; — осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; — продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов всех его участников. Чтение. Работа с текстом Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится: ·находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; ·определять тему и главную мысль текста; ·делить тексты на смысловые части, составлять план текста; ·вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; ·сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака; ·понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; ·понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; ·использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; ·ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Выпускник получит возможность научиться: ·использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; ·работать с несколькими источниками информации; ·сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник научится: ·пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; ·формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; ·составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Выпускник получит возможность научиться: ·делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования. Работа с текстом: оценка информации Выпускник научится: ·оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; ·на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; ·участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Выпускник получит возможность научиться: ·в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером Выпускник научится: ·использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку). Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных Выпускник научится: ·владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов. Обработка и поиск информации Выпускник научится: ·описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ; ·искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок). Выпускник получит возможность научиться: ·грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации. Создание, представление и передача сообщений Выпускник научится: ·готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации; Выпускник получит возможность научиться: ·представлять данные. 4 класс Регулятивные УУД - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - различать способ и результат действия; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, - использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Познавательные УУД - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; - устанавливать аналогии; - владеть рядом общих приёмов решения задач Коммуникативные УУД - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; - задавать вопросы; - контролировать действия партнёра; - использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи Чтение. Работа с текстом Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится: ·находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; ·определять тему и главную мысль текста; ·делить тексты на смысловые части, составлять план текста; ·вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; ·сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака; ·понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; ·понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; ·использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; ·ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Выпускник получит возможность научиться: ·использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; ·работать с несколькими источниками информации; ·сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник научится: ·пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; ·формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; ·составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Выпускник получит возможность научиться: ·делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования. Работа с текстом: оценка информации Выпускник научится: ·оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; ·на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; ·участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Выпускник получит возможность научиться: ·в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером Выпускник научится: ·использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку); Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных Выпускник научится: ·владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов. Обработка и поиск информации Выпускник научится: ·описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ; ·искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); Выпускник получит возможность научиться: ·грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации. Создание, представление и передача сообщений Выпускник получит возможность научиться: ·представлять данные Первый уровень: целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности); Второй уровень: моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное); проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Третий уровень: вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения других), создать продукта по результату выполнения проектной задачи. Проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. Важнейшей характеристикой проектирования является различение того, что производится, и того, что в результате получается. Производимый «продукт», по словам К.Н. Поливановой, не является самоцелью, его нужно рассматривать в более широком контексте. Особенность проекта в том, что при его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных. Какие педагогические эффекты имеет подобный тип задач? Задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе. Учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания. Дает возможность предметных посмотреть, способов как осуществляет группа детей «перенос» известных им действий модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования. Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: а) мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия; б) презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе; в) коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус; г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов; д) информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск; е) проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. Формы контроля Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля: текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью группы учащихся в процессе занятий; промежуточный – отслеживание промежуточных результатов работы над проектной задачей; итоговый – презентация продукта. 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности. Формы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини- конференция, консультация. Содержание программы «Проектная задача» составляет ценности русской национальной культуры. Учащиеся познакомятся с тем, как предки понимали мир, окружающий человека и своё место в нём. Проектные задачи организованы через следующие виды деятельности: игровую деятельность, работа в группах, в парах, проведение внеклассных занятий. Учащиеся 1-2 классов решают задачи из сборника Сборник «Моя проектная задача в 1-2 классе». Учащиеся 3-4 классов получают конверт с разноуровневой проектной задачей по теме. Задача учителя сформировать группу детей (класс) как учебное сообщество для того, чтобы совместная работа детей стала возможной. Однако в период функционирования группы взрослый в ее работе не участвует, дети работают самостоятельно, относительно автономно. Взрослый включается в работу группы в том случае, если дети сами приглашают его к сотрудничеству. На решение проектной задачи отводится определенное время. Итогом решения проектной задачи является презентация продукта. Темы проектных задач для 1-4 классов по разделам Тематика проектных задач для 1 класса: (8ч) «Осенняя пора» Детям предлагается принять участие в разработке и выпуске осеннего альбома. Центральным действием при решении проектной задачи «Осенняя пора» является создание альбома для детского сада (детей подготовительной группы). Первоклассники, опираясь на знания, полученные на уроках окружающего мира и жизненный опыт, будут самостоятельно создавать альбом из пяти страниц: 1. Страница «Звери осенью». 2. Страница «Растения осенью». 3. Страница «Люди осенью». 4. Титульный лист. 5. Лист «Авторский коллектив». Для того чтобы получить конечный «продукт» (альбом), детям необходимо вспомнить главные отличительные признаки осени, найти фото, характеризующие жизнь зверей, растений и людей осенью, выбрать правильный ответ в правилах безопасного поведения осенью «Такие разные животные» (8ч) Одно из ключевых понятий в курсе окружающего мира в 1 классе: понятие главной отличительной особенности птиц, рыб, зверей. Детям предлагается принять участие в разработке и выпуске первого номера журнала о животных. Центральным действием при решении проектной задачи «Такие разные животные» является создание журнала для детского сада (детей подготовительной группы). Первоклассники, опираясь на знания, полученные на уроках окружающего мира и жизненный опыт, будут самостоятельно создавать журнал из пяти страниц: 1.Страница «Птицы». 2.Страница «Рыбы». 3.Страница «Звери». 4.Титульный лист 5.Лист «Авторский коллектив». Для того чтобы получить конечный «продукт» (журнал), детям необходимо вспомнить главные отличительные признаки животных, разгадать загадки, по желанию придумать свою загадку, найти фото животных и подписать их, нарисовать недостающее животное, выбрать правильный ответ в правилах безопасного обращения с животными «Дневник наблюдений» (9ч) Одно из понятий в курсе окружающего мира в 1 классе: понятие отличительные особенности времен года. Детям предлагается принять участие в разработке и выпуске дневника наблюдений. Центральным действием при решении проектной задачи «Дневник наблюдений» является создание дневника для детского сада (детей подготовительной группы). Первоклассники, опираясь на знания, полученные на уроках окружающего мира и жизненный опыт, будут самостоятельно создавать дневник из пяти страниц. Создание страницы «Лето» рекомендуем использовать в подготовительной работе к задаче. 1.Страница «Осень». 2.Страница «Зима». 3.Страница «Весна». 4.Титульный лист. 5.Лист «Авторский коллектив». Для того чтобы получить конечный «продукт» (дневник), детям необходимо вспомнить времена года, месяцы каждого времени по порядку, приметы времен года, найти рисунок: чем люди занимаются в это время, нарисовать недостающее занятие людей, отгадать загадки. «Сборник рассказов» (8ч) Одним из ключевых понятий в курсе литературного чтения в 1 классе является понятия: тема текста, заголовок, иллюстрация. Детям предлагается принять участие в разработке и выпуске сборника рассказов для детей детского сада, состоящего из трёх тематических разделов: «О тех, кто трудится», «О дружбе и друзьях», «Мир природы», титульного листа и листа «Авторский коллектив». Для того, чтобы прийти к конечному «продукту», сборнику рассказов, малышам необходимо: выбрать из приложения подходящий по тематике текст, озаглавить его, вклеить на страничку своего раздела, выбрать подходящую к тексту пословицу, придумать вопрос по содержанию текста и нарисовать иллюстрацию к тексту; оформить сам сборник и его титульный лист, лист «Авторский коллектив». В 1 классе, решая проектные задачи, дети учатся взаимодействовать в парах, работать по инструкции с приложениями. Во второй четверти, решая задачу «Такие разные животные», дети уже учатся работать в команде, пользуясь при создании «конечного продукта» общими приложениями. В творческом задании по желанию предлагается сочинить загадку. Решая задачи в 3 и 4 четверти, дети продолжают отрабатывать навык парной и командной работы, а также работы по инструкции. Тематика проектных задач для 2 класса: Календарь природы «Времена года» (8ч) Одно из ключевых понятий в курсе окружающего мира во отличительной особенности времён года 2 классе: понятие главной Детям предлагается принять участие в разработке и выпуске календаря природы «Времена года». Центральным действием при решении проектной задачи является создание календаря. Второклассники, опираясь на знания, полученные на уроках окружающего мира и жизненный опыт, будут самостоятельно создавать календарь из восьми страниц: 1-2 страницы «Зима »; 3-4страницы «Весна »; 5-6страницы «Осень»; 7. титульный лист; 8.лист «Авторский коллектив». Для того чтобы получить конечный «продукт» (календарь), детям необходимо вспомнить главные отличительные приметы времен года и выбрать соответствующий текст, разгадать загадки, нарисовать отгадки, найти фото явлений природы, вырезать их из приложения и нарисовать недостающее, выбрать из предложенных любимый праздник, составить об этом празднике небольшой текст описания. «Удивительный мир растений» (8ч) Основное внимание в задаче уделено выполнению таких практических действий, как составление разделов о цветковых и хвойных растениях, мхах и водорослях. Это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать достигнутый результат. Детям предстоит не только осуществлять отбор материала, но и преобразовывать его, так как необходимо удерживать поставленную задачу по созданию памятки «Удивительный мир растений». Работа рассчитана на работу в группе из шести человек. Продолжительность выполнения проектной задачи составляет 1 час. «В гости к весне» (10ч) Детям предлагается принять участие в разработке и выпуске первого номера весенней газеты. Центральным действием при решении проектной задачи «В гости к весне» является создание газеты для детского сада (детей подготовительной группы). Второклассники, опираясь на знания, полученные на уроках окружающего мира и жизненный опыт, будут самостоятельно создавать газету из четырёхразделов: 1.«О зверятах». 2.«О птицах». 3.«О насекомых»;. 4.«О первоцветах». Для того чтобы получить конечный «продукт» (газета), детям необходимо: - вспомнить сезонные изменения в природе весной; - прочитать текст о зверьке, выписать из текста недостающие слова, вставляя в пустые клеточки, отгадать о ком данный текст, нарисовать иллюстрации к тексту; - найти фото перелётных птиц, вырезать и разместить на предложенной картинке, найти спрятанные названия этих птиц в строках среди букв и подчеркнуть, придумать свой вопрос о перелётных птицах; - найти в филворде отгадки к загадкам о насекомых; найти в филворде название ещё одного насекомого и сочинить о нем загадку; -пользуясь таблицей определить растения первоцвет Томской области и нарисовать листовку, призывающую сохранять первоцветы. Учебный фильм «Извините» (8ч) Одно из ключевых умений в разделе «Развитие речи. Русский язык» во 2 классе - составление текста на основе плана, предложенного учителем. Детям предлагается принять участие в разработке и выпуске учебного фильма «Вежливый отказ. Извините», состоящего из трёх частей: «Вежливое приветствие», «Вежливая просьба», «Вежливый отказ». Для того, чтобы прийти к конечному «продукту», учебному фильму, малышам необходимо: - изучить правила этикета по своей теме; - найти и вспомнить вежливые слова приветствия, просьбы или извинения; - придумать текст для своей части фильма; - придумать название фильму; - распределить роли между членами команды; - прорепетировать и показать зрителям получившуюся сценку Тематика проектных задач для 3-4 класса: 1. Народные обряды и традиции. (8ч) Знакомство с обрядами и обычаями, связанные со строительством дома, с переездом, магическая, охранительная роль украшений, их символика. Народные угощения. Внутренний строй большой семьи. Место в нём каждого. Термины родства и свойства. Обряды и обычаи взаимоотношений. Знакомство с профессиями: редактор, издатель, повар. 2. Устное народное творчество. (8ч) Знакомство с малыми жанрами русского фольклора: прибаутками, шутками, пословицами. Знакомство с праздником Коляда: история праздника, обычаи, связанные с ним, костюмы, угощение и прочее. Разучивание колядки. Знакомство с профессиями: режиссер, актеры, певцы. 3. Русская изба. (10ч) Знакомство с устройством крестьянского дома и подворья, названиями предметов домашнего обихода, утвари, хозяйственных принадлежностей. Знакомство с профессиями: плотник, кузнец, строитель. 4. Город мастеров. (8ч) В гостях у мастеров – ремесленников: гончар, кузнец, пекарь… Знакомство с мастерами и умельцами, о том, что было ранее и сохранилось сейчас. Символический образ огня: огонь мастерам в труде верный помощник. Русские народные игрушки: абашевская, дымковская, филимоновская, плешковская, каргопольская глиняные игрушки. 3. Тематическое планирование 1 класс № Наименование тем и разделов Количество часов 1 «Осенняя пора» 8 2 «Такие разные животные» 8 3 «Дневник наблюдений» 9 4 «Сборник рассказов» 8 2 класс № Наименование тем и разделов Количество часов 1 Календарь природы «Времена года» 8 2 «Удивительный мир растений» 8 3 «В гости к весне» 10 4 Учебный фильм «Извините» 8 3-4 класс № Наименование тем и разделов Количество часов 1 Народные обряды и традиции. 8 2 Устное народное творчество 8 3 Русская изба 10 4 Город мастеров 8 Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения Каждая тема «Проектной задачи» должена быть обеспечен всем необходимым: Проектные задачи по темам, разработанные учителями, материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные ресурсы (фонд библиотеки, Интернет, аудио и видео материалы и т.д.). информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием). Сборник «Моя проектная задача в 1-2 классе» составлен по итогам муниципального конкурса для педагогов Томского района «Моя проектная задача–2017» и адресован учителям начальных классов как практическое методическое пособие по организации образовательной деятельности на основе педагогической технологии «Проектная задача» в условиях общеобразовательной школы. В сборнике представлена система проектных задач для 1-2 класса к УМК «Школа России», обеспечивающая планомерное, поступательное формирование у младших школьников метапредметных результатов средствами проектно-задачной технологии. При этом разные проектные задачи потребуют разное обеспечение.