I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) разработана рабочая программа учебного курса «ОРКСЭ» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2). Она содержит дифференцированные требования к результатам освоения и условия её реализации, обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей учащихся. Рабочая программа разработана на основе авторской программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий]. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. А.Я.Данилюк – М.:Просвещение, 2010. - Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение, 2010. - Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений / [ Б.Х. Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В.Глоцер и др.] ; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010. Программа разработана с учетом следующих документов: 1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2.Приказ Минобрнауки РФ от 6.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 15785; в ред. изменений и дополнений) 3. Приказ Минобрнауки Р.Ф от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован МинюстомР.Ф 03.02.2015г №35847) 4. Поручение Президента РФ (2.09.09) и Распоряжение Председателя Правительства РФ (11.09.09). 5.Материалы Межведомственного координационного совета (МКС) 2009—2011 гг. Программа ОРКСЭ. Письма Департамента госполитики в образовании Минобрнауки РФ «Методические материалы...» от 30.04.2010 г. No 03-831 и от 21.05.2010 г. No 03-1032. 6. Приказ Минобрнауки РФ No 69 от 31.01.2012 г. «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов нового поколения». Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по ОРКСЭ (образовательный стандарт по ОРКСЭ). 7.Протокол заседания Коллегии Минобрнауки РФ от 20.03.2012 г. № ПК-4 «О введении комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего модули «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». 8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья“ (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528) 9.Примерная АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15) 10.АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова и на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. Вариант обучения 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счет введения первого дополнительного класса. Вариант 7.2 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию у обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию готовности к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования. Вариант образовательной программы для обучающегося с ОВЗ определяет психолого-медико-педагогическая комиссия г. Томска на основании его комплексного психолого-медико-педагогического обследования. К специальным педагогическим условиям реализации данной программы относятся: учет особенностей психофизического состояния обучающегося; обучение в процессе деятельности всех видов - игровой, трудовой, предметнопрактической, учебной, путем изменения способов подачи информации, особой методики предъявления учебных заданий; возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения; обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению; исключение негативных реакций со стороны педагога, недопустимость ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка. Данная программа предполагает дифференцированную помощь для обучающихся с ОВЗ: стимулирующую (одобрение, эмоциональная поддержка), организующую (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющую (повторное разъяснение инструкции к заданию); комплекс наглядных методов (наглядное подкрепление информации, наглядное подкрепление инструкций, образец выполнения); комплекс практических методов (индивидуальная корректировка объема задания, помощь в переходах от одной деятельности к другой, побуждение к самостоятельному поиску информации, обучение переносу знаний, обучение работе в паре, в группе); комплекс игровых методов (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры); комплекс словесных методов (рассказ, беседа, объяснение методом "малых шагов" с большой детализацией, развернутостью, с конкретностью действий в форме алгоритмов с использованием учащимся схем, алгоритмических предписаний, таблиц, памяток); опора на жизненный опыт ребёнка; реконструкция урока с ориентиром на включение разнообразных индивидуальных форм преподнесения заданий. Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса, при изучении предметов учебного плана, в сотрудничестве с логопедом школы. Ярко выраженная неоднородность внутри категории детей с тяжелыми нарушениями речи говорит о важности индивидуализации процесса обучения. Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных предметных знаний, умений и навыков, но и совершенствование моторных функций, развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия; развитие речи и графических навыков. Для усиления коррекционно-развивающей направленности курса в программу широко включены предметно-практическая деятельность учащихся, наглядноиллюстративный материал, а также разнообразные задания графического характера для коррекции мелкой моторики пальцев рук. Цель учебного курса Основы религиозных культур и светской этики Формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи учебного курса Основы религиозных культур и светской этики 1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; 2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; 3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностносмысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; 4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Основные задачи реализации содержания: Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Коррекционные задачи: 1. Оказывать помощь в овладении базовым содержанием обучения 2. Развивать коммуникативные, социальные и бытовые навыки, формировать адекватное учебное поведение, 3. Формировать представления об окружающем мире и собственных возможностях. 4. Развивать эмоционально-личностную сферу и осуществлять коррекцию ее недостатков. 5. Развивать познавательные процессы, корректировать устную и письменную речь. 6. Формировать произвольную регуляцию деятельности и поведения Оказывать помощь ребенку в достижении успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению. II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству. Всё это подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, понимание культурологических основ социальных явлений и традиций. Для многоконфессиональной и поликультурной России особенно актуально получение знаний об основах духовно-нравственной культуры, исторических, культурных и религиозных традициях народов, населяющих нашу страну. В ФГОС начального общего образования с этой целью введена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в рамках которой в программу начального общего образования включён обязательный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), знакомящий учащихся с основами православной, буддийской, иудейской, исламской и светской культур. Общая историческая судьба народов России, единое географическое пространство, социально-политическое единство сформировали общую духовную культуру народов России. Именно поэтому в основе содержания предмета лежит принцип диалога религиозных и светской культур в пространстве культурно-исторической и современной жизни России. В процессе изучения предмета ОРКСЭ у школьников появится возможность осознать себя гражданами России, живущими в мире культурного и религиозного разнообразия. В результате освоения данного предмета школьниками должны быть усвоены следующие идеи: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития современного человечества ценностным содержанием. Всё это обеспечивается новыми стандартами, принципами и подходами к образованию: культурологическим, коммуникативным, деятельностным. Вышеназванные подходы особенно важны для методики преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Программы модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» соответствуют требованиям ФГОС начального общего образования и результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также требованиям, изложенным в приказе Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов…». Сущность духовно-нравственного воспитания обучающихся рассматривается как формирование и развитие у них уважительного отношения к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории и культуре, духовным традициям. В связи с этим можно предположить, что предмет «Основы религиозных культур и светской этики» будет способствовать формированию у школьников поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребёнка, приобретаемое в результате освоения обучающимися поликультурных знаний, развития познавательных интересов, потребностей, мотивов, ценностей, приобретения опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп. Такие планируемые результаты освоения предмета ОРКСЭ обозначены и в ФГОС НОО. Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умений выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п. Образовательный процесс в рамках выбранного модуля и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у школьников начальное представление о духовных традициях посредством: • ориентации содержания всех модулей учебного предмета на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России; • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного предмета; • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного предмета, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литературное чтение и др.); • единых требований к планируемым результатам освоения содержания учебного предмета ОРКСЭ. Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из модулей «Основы буддийской культуры», «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенной учебной нагрузки. Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национальногосударственного, духовного единства российской жизни. III ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. В учебном плане МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова на изучение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе выделяется 34ч. В Федеральном базисном образовательном плане на изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе начальной школы отводится 1 час в неделю. IV ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Образовательный процесс в рамках учебного курса и в системе межпредметных связей призван обобщить, систематизировать процессы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего духовнонравственного развития на ступенях основного и среднего (полного) общего образования. Задачами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются: обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм; знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России; развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностносмысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы. Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни. Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить: понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества; знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества; формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России; формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям; формирование первоначального представления об отечественной религиознокультурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия как основы традиционной культуры многонационального народа России; укрепление веры в Россию; укрепление средствами образования духовной преемственности поколений. V.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА В результате изучения одного из учебных модулей обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать религиозную культуру как явление культуры народов России, у школьников будет формироваться позитивное эмоциональноценностное отношение к традициям, обычаям, достижениям науки и произведениям искусства. Знакомство с религиозной культурой станет для учеников основой для размышления над морально-этическими нормами различных религий и будет способствовать: • их нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; • пониманию ими значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; • становлению их внутренней установки поступать согласно своей совести; • осознанию ими ценности человеческой жизни; • развитию их коммуникативных качеств. В результате изучения одного из модулей у школьников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет формироваться потребность в систематическом чтении книг культурологического содержания как средстве познания и понимания культуры разных народов России. Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать притчи как произведения морально-этического содержания, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать архитектурные сооружения как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства. Содержание модуля, методические приёмы и формы его преподавания ориентированы на формирование у младшего школьника нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования и положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение обучающимися комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР результаты освоения АООП НОО должны отражать: Личностные: 1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий; 14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации. Метапредметные: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; 7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Воспитательные результаты деятельности школьников распределяются по трём уровням: — первый уровень — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни; — второй уровень — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; — третий уровень — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Достижение трёх уровней воспитательных результатов способствует формированию у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентностей и социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР предметные результаты должны отражать: 1) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; 2) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; 3) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; 4) осознание ценности человеческой жизни. Планируемые результаты освоения предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» Выпускник научится: – раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.); – на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества; – излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества; – соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской (гражданской) этики; – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам. VI СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Модуль «Основы православной культуры» Россия — наша Родина. Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его крест. Пасха. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона. Творческие работы учащихся. Подведение итогов. Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Таинство Причастия. Монастырь. Отношение христианина к природе. Христианская семья. Защита Отечества. Христианин в труде. Любовь и уважение к Отечеству. Раздел 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час). Знакомство с общественными нормами нравственности и морали, с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. Раздел 2. Основы православной культуры, часть 1. (16 часов) Православное христианство. Православие- традиционная религия России. Византийский пример. Русская Православная Церковь. Монастырь и его обитатели. Монастырь на Руси. ТроицеСергиева лавра. Из истории Русской Православной Церкви. Вклад православия в развитие русской культуры. Первые шаги к просвещению. Монастыри -центры культуры. «Троица» Андрея Рублёва. Церковноприходские школы Раздел 3. Основы православной культуры, часть 2. (12 часов) : знакомство с понятиями и терминами- чем бог одарил человека; - что такое «образ божий» - Душа, Тело Знакомство с описанием основных содержательных составляющих книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры Раздел 4 Духовные традиции многонационального народа России.(5 часов): национальный костюм, национальный праздничный стол. Работа с фрагментами (выдержками) из старинных документов: объяснение устаревших слов и выражений совместная деятельность в парах). Сравнение основных нравственных заповедей православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской этики. Отношение к ьруду и природе в религиях. Модуль «Основы мировых религиозных культур» Россия — наша Родина. Культура и религия. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Творческие работы учащихся. История религий в России. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Паломничества и святыни. Праздники и календари. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Семья. Долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству. Раздел 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Знакомство с общественными нормами нравственности и морали, с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. Раздел 2. Основы религиозных культур (28 часов)традиционные религии России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Культовые здания для верующих различных вероисповеданий. Монастыри — центры духовной культуры и просвещения. Православные храмы России. Особенности внешнего вида православного храма. Крест – главный символ христианства. Православное песнопение. Икона – живописное изображение событий из земной жизни Иисуса Христа, пророков и святых. Раздел 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) Знакомство с народными и религиозными праздниками – частью духовной культуры народа России. Рождество – праздник рождения Христа. Традиции празднования Рождества, Пасхи. Народные праздники Новый год и Масленица. Праздники в исламе: Курбан-байрам; День рождения Пророка. Народный праздник Навруз. Шабат – славная Суббота, Пурим. Праздники в буддизме: Весак. Цаган Сар – калмыцкий праздник весны. Модуль «Основы светской этики» Россия — наша Родина. Что такое светская этика. Культура и мораль. Особенности морали. Добро и зло. Добродетель и порок. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Дружба. Что значит быть моральным. Проектная деятельность. Род и семья — исток нравственных отношений. Нравственный поступок Золотое правило нравственности. Стыд, вина и извинение. Честь и достоинство. Совесть. Нравственные идеалы. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. Семейные праздники. Жизнь человека — высшая нравственная ценность. Любовь и уважение к Отечеству Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. В развитии добрый чувств — творение души. Природа — волшебные двери к добру и доверию. Чувство родины. Жизнь протекает среди людей. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс — мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие — закон жизни. Жить во благо себе и другим. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Общение и источники преодоления. Ростки нравственного поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со» — вместе. С чего начинается Родина… В тебе взрослеет патриот и гражданин. Человек как чело века. Слово, обращённое к себе. Раздел 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Знакомство с общественными нормами нравственности и морали, с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. Раздел 2 Этика общения (16 часов) Знакомство с понятием - Человек-член общества. Условиях, при которых общество живёт и развивается. Понятия - этика, мораль, нравственность. Светская и религиозная этика. Этика светская – мирская, гражданская. Этикет. Виды и разновидности этикета. Важность соблюдения норм этикета. Правила хорошего тона и их применение в жизни. Этика отношений в коллективе. Раздел 3 (17 часов) Нравственность. Знакомство с понятиями Щедрость и милосердие, что такое благотворительность, справедливость, терпимость. Совесть –наших дел свидетель и судья. Правила общества. Ростки нравственного поведения. Знакомство с понятием патриот и гражданин. Модуль «Основы светской этики» (Шемшурина А. И.) Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил — добрые слова и поступки. Каждый интересен. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. В развитии добрый чувств — творение души. Природа — волшебные двери к добру и доверию. Чувство родины. Жизнь протекает среди людей. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс — мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие — закон жизни. Жить во благо себе и другим. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Общение и источники преодоления. Ростки нравственного поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со» — вместе. С чего начинается Родина… В тебе взрослеет патриот и гражданин. Человек как чело века. Слово, обращённое к себе. Модуль «Основы исламской культуры» (34 часа) Россия — наша Родина. Колыбель ислама. Пророк Мухаммад — основатель ислама. Начало пророчества. Чудесное путешествие пророка. Хиджра. Коран и Сунна. Вера в Аллаха. Божественные Писания. Посланники Бога. Вера в Судный день и судьбу. Обязанности мусульман. Поклонение Аллаху. Пост в месяц рамадан. Пожертвование во имя Всевышнего. Паломничество в Мекку. История ислама в России. Нравственные ценности ислама. Сотворение добра. Дружба и взаимопомощь. Семья в исламе. Родители и дети. Отношение к старшим. Традиции гостеприимства. Ценность и польза образования. Ислам и наука. Искусство ислама. Праздники мусульман. Любовь и уважение к Отечеству. Модуль «Основы буддийской культуры» (34 часа) Россия — наша Родина. Россия — многонациональное государство. Духовный мир человека. Культурные традиции и вечные ценности. Семейные ценности. Культура и религия. Введение в буддийскую духовную традицию. Будда и его учение. Буддийский священный канон Трипитака. Буддийская картина мира. Добро и зло. Принцип ненасилия. Любовь к человеку и ценность жизни. Сострадание и милосердие. Отношение к природе. Буддийские учители. Семья в буддийской культуре и её ценности. Творческие работы учащихся. Обобщающий урок. Буддизм в России. Путь духовного совершенствования. Буддийское учение о добродетелях. Буддийские символы. Буддийские ритуалы и обряды. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Буддийские праздники. Искусство в буддийской культуре. Любовь и уважение к Отечеству VII. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Модуль 1. «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» (всего 34 ч) тема Россия — наша Родина ( 1ч) Культура и религия (1 ч) Человек и Бог в православии (1 ч) Православная молитва (1 ч) Библия и Евангелие ( 1 ч) Проповедь Христа ( 1 ч ) Основные виды учебной деятельности Использовать систему условных обозначений при выполнении заданий, рассматривать иллюстративный материал, соотносить текст с иллюстрациями. Читать и отвечать на вопросы по прочитанному. Размышлять о роли духовных традиций народов России, о духовном мире человека, о культурных традициях и их значении в жизни человека, семьи, общества. Использовать ключевые понятия урока в устной и письменной речи, применять их при анализе и оценке явлений и фактов действительности. Осознавать ценность дружеских отношений между людьми Выделять тему и идею текста, формулировать вопросы к тексту и отвечать на них. Рассказывать о том, как человек создаёт культуру; об истоках русской культуры в православной религии. Рассуждать о необходимости соблюдения нравственных норм жизни (заботиться о других, любить друг друга, не лениться, не лгать). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы урока вслух и про себя. Использовать ключевые понятия урока в устной и письменной речи, применять их при анализе и оценке фактов действительности. Пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов; соотносить прочитанное с личным жизненным опытом. Рассказывать о дарах, которые Бог дал человеку; о том, как вера в Бога влияет на поступки людей, на развитие их творческого потенциала. Рассуждать о возможности и необходимости соблюдения нравственных норм жизни (свобода, разум, совесть, доброта, любовь). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы урока вслух и про себя. Изучить новые понятия: православие, благодать, святые, молитва — в контексте православной культуры; различные типы молитв, молитву «Отче наш»; жития святых. Составлять рассказ по иллюстрации, выполнять выборочный пересказ текста. Анализировать художественный текст с помощью вопросов и заданий к нему. Использовать новые лексические единицы в устной и письменной речи. Находить нужную информацию в учебнике Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы учебника. Рассказывать о православии и христианстве, о Библии и Евангелии, о библейских притчах. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов, построения рассуждений. Использовать новые лексические единицы в устной и письменной речи. Участвовать в рассуждении на заданную тему; аргументировать свою точку зрения; делать выводы и обобщения на основе полученной информации. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы учебника. Рассказывать о православии и христианстве, о Нагорной проповеди, о новизне отношений Бога и человека в Новом Завете. Комментировать иллюстративный ряд и соотносить его с содержанием учебника. Христос и Его Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы крест (1 ч) учебника. Рассказывать о земной жизни, деяниях и сущности Иисуса Христа; о смысле смерти Иисуса на кресте; о символике православного креста. Использовать новые лексические единицы в устной и письменной речи. Работать в паре или группе и представлять результаты коллективной работы. Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Пасха ( 1 ч ) Прогнозировать результаты работы на уроке. Самостоятельно читать учебный текст, отвечать на вопросы по прочитанному. Рассказывать о роли Иисуса Христа в православии, о Его жертве ради спасения людей. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Использовать знакомые слова в другом мировоззренческом контексте (пост, Воскресение, Пасха). Систематизировать свои знания; применять навыки смыслового чтения. Работать в паре или группе и представлять результаты коллективной работы. Комментировать иллюстративный ряд и соотносить его с текстом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Православное Прогнозировать результаты работы на уроке. Рассказывать о учение о православном учении о человеке; о том, чем Бог одарил человека; что человеке (1 ч) такое внутренний мир человека; как Библия рассказывает о происхождении души. Рассуждать о духовно-нравственных проблемах, обсуждать их в группе и представлять результаты коллективной работы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Совесть и Прогнозировать результаты работы на уроке. Изучить новые понятия: раскаяние ( 1 добро, зло, совесть, покаяние; рассказывать о значении покаяния в ч) православии. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Выполнять выборочный пересказ текста. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом. Создавать собственные текстырассуждения на морально-этические темы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Заповеди ( 1 ч Прогнозировать результаты работы на уроке. Рассказывать о том, что ) такое заповеди, какие заповеди Бог дал Моисею. Анализировать содержание десяти заповедей с религиозной и нравственно-этической точки зрения. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Работать в группе и представлять результаты коллективной работы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Милосердие и Прогнозировать результаты работы на уроке. Изучить новые сострадание понятия: милосердие и сострадание; рассказывать о том, что одно из (1 ч) дел милосердия — милостыня; о библейских притчах. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов. Соотносить прочитанное с личным опытом. Золотое Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. правило этики Рассказывать о золотом правиле этики — главном правиле (1ч) человеческих отношений; о не осуждении — проявлении милосердия к человеку. Рассуждать, как правильно указать человеку на его ошибки. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Использовать навыки смыслового чтения учебных текстов. Осознавать необходимость соблюдения нравственных норм жизни. Соотносить морально-нравственные проблемы с личным жизненным опытом. Храм (1 ч) Читать и воспринимать прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Рассказывать об устройстве православного храма, особенностях службы в храме. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Работать в группе, выслушивая мнения друг друга, приходить к общему результату и представлять его. Читать текст и соотносить содержание текста с иллюстративным рядом. Выполнять выборочный пересказ текста. Проверять се Икона ( 1 ч ) Читать и воспринимать прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов. Рассказывать о том, чем икона отличается от картины; почему человек в православии воспринимается как святыня. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом учебника. Участвовать в беседе. Анализировать высказывания нравственного содержания и соотносить их с личным опытом Творческие Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и воспринимать работы прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой учащихся (2 на текст учебника или словаря. Рассказывать о материале, изученном на ч) уроках по предмету «Основы православной культуры»; о содержании учебного проекта и способах его реализации. Обобщать, закреплять и систематизировать представления о материале, изученном на уроках по предмету «Основы православной культуры». Планировать и корректировать самостоятельную работу; работать в группе Подведение Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов итогов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. праздничного Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения проекта ( 1 ч ) заданий. Закреплять представления о содержании учебного проекта и способах его реализации. Обобщать и систематизировать знания. Как Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст христианство учебника или словаря. Осуществлять поиск необходимой информации пришло на для выполнения заданий. Иметь представление о том, как пришло Русь (1 ч) христианство на Русь, почему Русь называют Святой. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов. Участвовать в беседе. Подвиг ( 1 ч ) Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Рассказывать о том, что такое подвиг и жертвенность. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов. Осознавать необходимость соблюдения нравственных норм жизни Заповеди Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст блаженств ( 1 учебника или словаря. Рассказывать об учении Христа, о Нагорной ч) проповеди Христа, о заповедях Христа, данных людям в Нагорной проповеди. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Зачем творить Читать и пересказывать прочитанное. Объяснять значение слов добро? ( 1 ч ) (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Рассказывать о том, какие причины есть у христиан, чтобы не быть эгоистами; о христианских легендах и притчах; об апостоле Андрее Первозванном. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Чудо в жизни Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать христианина учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с (1 ч) опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать о том, что в христианстве в Боге Единственность и Троичность едины и совместимы; о том, что такое христианские добродетели. Православие Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. о Божием Рассказывать о евангельских притчах и христианских легендах; о том, суде (1 ч) как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Использовать навыки смыслового чтения при чтении фрагментов духовной литературы. Таинство Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов Причастия ( 1 (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. ч) Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать об одном из основных православных таинств; о Литургии; о жизни Церкви. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов Монастырь ( 1 Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст ч) учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать об истории возникновения монастырей, о повседневной монастырской жизни, о нравственных нормах Отношение Соотносить содержание учебного текста с иллюстративными христианина к материалами. Рассказывать о том, почему, познавая мир, христианин природе ( 1 ч ) постигает и замысел его Творца; почему в мире нужно не только познавать, но и трудиться; как отношение к природе связано с милосердием. Осуществлять поиск необходимой информации в тексте учебника и других источниках для выполнения учебных заданий. Христианская Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов семья (1 ч) (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать о традициях заключения брака, о том, что такое православная семья, что такое венчание; о взаимоотношениях членов православной семьи, о библейских текстах и произведениях древнерусской литературы о семье. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы Защита Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст Отечества ( 1 учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом ч мировоззренческом контексте. Закреплять и систематизировать представление об основном содержании учебника, важнейших понятиях учебника; о духовных традициях многонационального народа России, о духовном мире человека, семьи, общества; о ценности любви в отношениях между людьми и по отношению к Родине. Размышлять о том, что войны бывают справедливыми (оборонительными); о том, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказывать со святых — защитниках Родины. Христианин в Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. труде ( 1 ч ) Рассказывать о первом грехе людей, о заповедях, о роли труда в жизни православных христиан. Устанавливать логическую связь между фактами; участвовать в беседе. Анализировать прочитанное с точки зрения полученных ранее знаний. Соотносить изученное с примерами из произведений фольклора и художественной литературы. Любовь и Закреплять и систематизировать представление об основном уважение к содержании учебника, важнейших понятиях курса; о духовных Отечеству (1 традициях многонационального народа России, о духовном мире ч) человека, о культурных традициях и их значении в жизни человека, семьи, общества; о ценности любви в отношениях между людьми и по отношению к Родине; о ключевых понятиях урока «служение», «патриотизм». Отвечать на вопросы, соотносить определения с понятиями, делать выводы. Святыни Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст православия, учебника или словаря. Использовать их при создании собственных ислама, текстов (устных и письменных). Рассказывать о важнейших понятиях буддизма, курса ОРКСЭ. Отвечать на вопросы по содержанию других модулей. иудаизма ( 1 ч Систематизировать и обобщать знания. Анализировать и сопоставлять ) факты, находить аналогии. Основные Осмыслять важнейшие нравственные понятия курса ОРКСЭ. Объяснять нравственные значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или заповеди словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и православия, письменных). Систематизировать и обобщать знания, полученные на ислама, предыдущих уроках. Анализировать и сопоставлять факты, находить буддизма, аналогии в моральных законах разных народов России. Размышлять и иудаизма, рассуждать на морально-этические темы; соотносить моральносветской нравственные проблемы с личным опытом. этики (1 ч) Российские Рассказывать о важнейших семейных ценностях народов России. православные, Систематизировать и обобщать знания. Анализировать и сопоставлять исламские, факты, находить аналогии. Представлять результаты индивидуальной буддийские, учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.) иудейские, светские семьи ( 1 ч ) Отношение к Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст труду и учебника или словаря. Использовать их при создании собственных природе в текстов (устных и письменных). Рассказывать об отношении к труду и православии, природе в различных религиях и светской этике. Систематизировать и исламе, обобщать знания, полученные при изучении курса ОРКСЭ. буддизме, Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии. Размышлять иудаизме, и рассуждать на морально-этические темы; соотносить моральносветской нравственные проблемы с личным опытом. Представлять результаты этике (1 ч) индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.) Модуль 2. «ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ» (всего 34 ч) тема Россия — наша Родина ( 1 ч ) Характеристика основных видов деятельности ученика Ориентироваться в тексте учебника, разбираться в условных обозначениях учебника и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Размышлять о роли духовных традиций в жизни народов России, о культурных традициях и их значении в жизни человека, семьи, общества. Обсуждать основные понятия Колыбель ислама (1 ч) Пророк Мухаммад (3 ч) Хиджра ( 1 ч ) Коран и Сунна (1 ч) Во что верят мусульмане (вера в Аллаха, в ангелов и посланников Бога, в Божественные Писания, в Судный день (3 ч) Обязанности мусульман. Пять столпов исламской веры (5 ч) урока: вечные ценности, духовный мир, морально-этические нормы, Родина, народ, Отечество, светский, символ, культурные традиции, этика. Определять понятия: ислам, мусульмане, исламская религия; пересказывать историю происхождения ислама, его основателя — пророка Мухаммада; описывать главный храм мусульман — Каабу в Мекке; главную книгу мусульман — Коран, святые места мусульман. Читать текст, воспринимать на слух прочитанное. Осуществлять словарную и графическую работу при освоении новой лексики. Описывать жизнь пророка Мухаммада, святыню ислама — Купол Скалы. Рассказывать о деятельности пророка Мухаммада по фактам из учебника, электронного приложения и рабочей тетради. Выявлять главные события из повествования; составлять план текста учебника; корректировать формулировки плана текста. Находить в тексте учебника ключевые понятия темы: посланник, пророк, основатель ислама; использовать их в устных и письменных высказываниях Изучать ключевые понятия урока: хиджра, Медина, праведные халифы, мусульманский календарь, мечеть, хадж, умма; значение хиджры для исламской культуры. Читать текст, находить в нём незнакомые слова, выяснять их значение. Давать определение понятия «хиджра» и оценивать важность и значимость этого события в истории ислама; устанавливать связи между основными культурными артефактами в истории исламской культуры Давать определения понятий: Коран, сура, аят, Сунна, хадисы. Описывать основные содержательные составляющие священных книг исламской культуры; формулировать своё мнение о их значении в жизни мусульман; устанавливать связь между религиозной (исламской) культурой и поведением людей; выявлять ценностный смысл в хадисах, аятах; объяснять практические ситуации в повседневной жизни, соотносить собственные поступки с поучительными историями о жизни пророка Мухаммад Изучать ключевые понятия урока: вера, Аллах, Адам, 99 прекрасных имён Аллаха, ангел, джинн, шайтан, Иблис, иман, исхан, Божественные Писания (Тора, Евангелие, Коран, Трипитака), грех, чудо, посланник, пророк, Судный день, рай, ад, судьба, конец света. Выявлять элементы общечеловеческих ценностей в хадисах, сурах, аятах. Ориентироваться в собственном поведении на моральные нормы; приводить примеры проявления человеком добра и зла по отношению к себе и окружающему миру. Размышлять о необходимости осознанно относиться к собственным поступкам и выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами исламской культуры. Характеризовать добро и зло, рассуждать о духовнонравственных проблемах, обсуждать их Изучать ключевые понятия урока: столпы веры в исламе, шахада, намаз, ураза, закят, хадж; пятничные молитвы, муэдзин, имам, мечеть, минарет, правила поведения в мечети, омовение; воздержание, Рамадан, Ураза-байрам; пожертвование, садака, подаяние. Обсуждать духовно-нравственные проблемы. Выявлять элементы общечеловеческих ценностей в притчах, хадисах, заповедях; осознавать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества через знакомство с религиозными обязанностями мусульман; обосновывать роль Творческие работы учащихся.(2 часа) История ислама в России ( 1 ч ) самовоспитания и самообразования в жизни человека. Устанавливать связь между религиозной (исламской) культурой и поведением людей. Обобщать и систематизировать знания; планировать и корректировать самостоятельную работу Раскрывать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках, отбирать нужный материал в соответствии с поставленной задачей Читать текст, находить в нём незнакомые слова и выражения, выяснять их значение. Изучать основные понятия урока: народы России, исповедующие ислам; горцы, булгары, татары, башкиры, Средняя Азия. Определять особенности развития и значение исламской культуры в истории России, в формировании духовных традиций многонационального российского общества Изучать основные понятия урока: нравственные ценности, счастье, добрые отношения, любовь к Родине, защита Отечества; добро, доброе дело, благотворительность; бескорыстие, взаимопомощь, дружелюбие, кунак, куначество, побратимство, побратимы; семья, прочный семейный союз, семейные обязанности, счастье, согласие; родительская любовь, родительский дом, трудолюбие, труд и учёба, предостережение от вредных привычек; любовь и уважение к родителям; почтение к старшим, к любому пожилому человеку; гостеприимство, радушие, хлебосольство, щедрость, приветливость, гостинцы, застолье, традиции, обычаи; образование, учение, медресе, мектеб, библиотека, мулла. Выявлять общечеловеческие ценности, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной (исламской) культуры; Нравственные ценности ислама: сотворение добра, дружба и взаимопомощь, семья в исламе, родители и дети, отношение к старшим, традиции гостеприимства, ценность и польза образования (7 ч) Достижения Описывать виды искусства в исламе, их особенности: декоративноисламской прикладное искусство, каллиграфия, орнаменты, геометрический культуры: узор, шамаилы; архитектура: мечети, минареты, мавзолеи, дворцы, наука, медресе; декор, изразцовые плитки и т. д. Обосновывать значение искусство (2 ч) произведений искусства в жизни общества, ценность образования как личную потребность в самосовершенствовании и саморазвитии. Выявлять роль искусства и науки в развитии исламской культуры Праздники Описывать праздники мусульман, особенности праздников в ислама (1 ч) исламской религиозной культуре, ритуалы и традиции. Выявлять роль и значение праздников для мусульман — Курбан-байрам, Уразабайрам, Сабантуй, Навруз, Маулид, Лейлят аль-кадр и др. Рассказывать о праздниках на основе проектных презентаций. Обосновывать нравственный смысл ритуальных действий, поведения верующих во время праздников Любовь и Читать текст, находить в нём незнакомые и непонятные слова и уважение к выражения, выяснять их значение. Определять понятия: служение, Отечеству (1 ч) патриотизм. Закреплять и систематизировать представления об основном содержании учебника, важнейших понятиях предмета; знания о духовных традициях многонационального народа России, о духовном мире человека, о роли культурных традиций в жизни Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма ( 1 ч ) человека, семьи, общества; о ценности любви в отношениях между людьми и по отношению к Родине; о ключевом понятии урока: служение Родине — патриотизм Рассказывать о важнейших понятиях курса ОРКСЭ. Отвечать на вопросы по содержанию других модулей. Систематизировать и обобщать знания. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Писать сочинение. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Осмыслять важнейшие нравственные понятия курса ОРКСЭ. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Систематизировать и обобщать знания, полученные на предыдущих уроках Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской этики (1 ч) Российские Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст православные, учебника или словаря. Использовать их при создании собственных исламские, текстов (устных и письменных). Рассказывать о важнейших семейных буддийские, ценностях народов России. Систематизировать и обобщать знания. иудейские, Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии. светские семьи (1 ч) Отношение к Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст труду и природе учебника или словаря. Использовать их при создании собственных в православии, текстов (устных и письменных). Рассказывать об отношении к труду исламе, и природе в различных религиях и светской этике. буддизме, Систематизировать и обобщать знания, полученные при изучении иудаизме, курса ОРКСЭ. Анализировать и сопоставлять факты, находить светской этике аналогии. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы; (1 ч) соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Модуль 3. «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» (всего 34 ч) тема Россия — наша Родина ( 1 ч ) Культура и религия ( 1 ч ) Характеристика основных видов деятельности ученика Пользоваться условными обозначениями учебника. Вести учебный, межкультурный диалог. Различать способы и средства познания духовных традиций. Оценивать результаты своей работы на уроке и во внеурочной деятельности. Понимать значение духовных традиций народов России в жизни человека, семьи, общества. Осознавать ценность дружеских отношений между людьми Понимать значение понятий: религия, культура, ритуал, материальная культура и духовная культура. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать об основных религиях, распространённых на территории России; о взаимосвязи и взаимовлиянии культуры, истории и религии, о предпосылках возникновения и нравственных основах мировых религий. Возникновение Понимать значение понятий: пантеон, Завет, вера в Единого Бога, религий. иудаизм, христианство, ислам, буддизм. Прогнозировать содержание Религии мира и урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать их основатели (2 содержание прочитанного текста. Рассказывать о первых религиях, ч об истории возникновения иудаизма, христианства, ислама и буддизма. Священные Понимать значение понятий: Трипитака, Библия, Ветхий Завет, книги религий Новый Завет, Евангелие, Коран. Прогнозировать содержание урока. мира (2 ч) Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о священных книгах буддизма, иудаизма, христианства, ислама. Определять сходство этических постулатов священных книг религий мира. Хранители Понимать значение понятий: жрец, раввин, епископ, священник, предания в имам, лама. Прогнозировать содержание урока. Читать и религиях мира ( воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного 1ч) текста. Рассказывать о том, когда появились хранители предания; кто такие жрецы; какую роль в иудаизме играют раввины; об иерархии христианской церкви; об организации мусульманской общины; о буддистской сангхе и ламах Добро и зло. Понимать значение понятий: добро, зло, грех, раскаяние, воздаяние Понятия греха, — в контексте религиозных традиций мира. Прогнозировать раскаяния и содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, воздаяния (2 ч) осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о причинах появления зла и возможностях его преодоления в контексте традиций буддизма, христианства, ислама и иудаизма. Соотносить понятия добра и зла с личным опытом, опытом других людей. Человек в Понимать значение понятий: молитва, таинство, намаз, мантра. религиозных Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать традициях мира прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. (1ч) Рассказывать об основных действиях верующего человека в религиозных традициях мира, о том, что делает верующий человек для общения с Богом, что такое молитва, таинство, намаз, мантра. Приводить примеры религиозного поведения людей из личного опыта и опыта других людей, из литературных источников. Священные Понимать значение понятий: синагога, церковь, мечеть, ступа, сооружения (2 пагода. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать ч) прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о назначении и устройстве синагоги, христианской церкви, мечети, ступы и пагоды. Выявлять общность и различия в устройстве и назначении священных сооружений. Осознавать при нахождении в священных сооружениях необходимость соблюдения правил поведения, принятых в соответствующей религиозной общине. Искусство в Понимать роль искусства в религиозных культурах. Прогнозировать религиозной содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, культуре (2 ч) осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать об общих особенностях искусства в христианстве, исламе, иудаизме, Творческие работы учащихся (2 ч) История религий в России (2 ч) Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды (2 ч) Паломничества и святыни ( 1 ч ) Праздники и календари (2 ч) Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира (2 ч) Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь (1 ч) Семья (1 ч) буддизме. Устанавливать взаимосвязь особенностей религиозного искусства с традициями веры Иметь представление о материале, изученном на уроках модуля «Основы мировых религиозных культур», о содержании учебного проекта и способах его реализации. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Обобщать и систематизировать знания; планировать и корректировать самостоятельную работу. Рассказывать об основных этапах возникновения и развития православия и других религий в России, о том, как и почему на Руси выбрали христианскую веру, какую роль сыграло православие в истории России, какую роль в истории России сыграли люди, исповедовавшие ислам, буддизм, иудаизм, католическую и протестантскую веру. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Работать в группе и представлять результаты коллективной работы Понимать значение понятия «обряды». Рассказывать о религиозных ритуалах в религиях мира, о том, что такое обряды (ритуалы) и как они возникли; какими бывают обряды в христианстве, исламе, буддизме и иудаизме. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Осознавать важность толерантного отношения к обычаям и обрядам различных религиозных культур Понимать значение понятий: паломничество, реликвии, мощи. Рассказывать о паломничестве в христианстве, исламе, иудаизме, буддизме. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста Понимать культурно-исторический и этический смысл праздников традиционных религий России. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о главных праздниках иудеев, христиан, мусульман, буддистов. Осознавать важность толерантного отношения к праздникам и обычаям различных религиозных культур Рассказывать о нравственных заповедях иудаизма и христианства, о нравственном учении ислама, о буддийском учении о поведении человека. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Объяснять, что общее в учениях традиционных религий. Развивать ценностное отношение к собственным поступкам. Объяснять нравственный смысл милостыни. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о традициях милосердия в иудаизме, христианстве, исламе и буддизме, о том, как разные религии учат состраданию, милосердию и помощи людям. Понимать необходимость проявления милосердия в собственном поведении Рассказывать о том, как традиционные религии России относятся к семье. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Понимать необходимость ответственного отношения к семейным ценностям Долг, свобода, ответственность, труд (1 ч) Любовь и уважение к Отечеству (1 ч) Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма ( 1 ч ) Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской этики (1 ч) Российские православные, исламские, буддийские, иудейские, светские семьи ( 1ч) Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме, светской этике (1 ч) Понимать значение понятий: долг, свобода, ответственность, труд — в контексте традиционных религий. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Использовать личный опыт, опыт других людей, знания, полученные на уроках по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления ценности долга, ответственности, труда в светской и религиозных традициях Рассказывать об исторических этапах становления духовных традиций в России. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Объяснять значение духовных традиций народов России, важность их изучения и сохранения. Сопоставлять понятия «духовная традиция», «патриотизм», «Отечество», «служение» Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Рассказывать о важнейших понятиях курса ОРКСЭ. Отвечать на вопросы по содержанию других модулей. Систематизировать и обобщать знания. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии. Прогнозировать результаты работы на уроке. Осмыслять важнейшие нравственные понятия курса ОРКСЭ. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Систематизировать и обобщать знания, полученные на предыдущих уроках. Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Рассказывать о важнейших семейных ценностях народов России. Систематизировать и обобщать знания. Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Рассказывать об отношении к труду и природе в различных религиях и светской этике. Систематизировать и обобщать знания, полученные при изучении курса ОРКСЭ. Модуль 4. «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (всего 34 ч) тема Россия — наша Родина (1 ч) Характеристика основных видов деятельности ученика Пользоваться условными обозначениями учебника. Вести учебный, межкультурный диалог. Различать способы и средства познания духовных традиций. Оценивать результаты своей работы на уроке и во внеурочной деятельности. Понимать значение духовных традиций народов России в жизни человека, семьи, общества Что такое Рассказывать о взаимосвязи и взаимовлиянии этики и светская этика ( нравственности. Прогнозировать содержание урока. Читать и 1ч) воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Понимать значение понятий «этика», «мораль». Устанавливать взаимосвязь и взаимовлияние этики и нравственности. Культура и Понимать значение понятий «культура», «мораль». Прогнозировать мораль ( 1 ч ) содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Раскрывать взаимосвязь культуры и морали. Различать моральные и культурные ценности. Приводить примеры материальной и духовной культуры. Особенности Называть особенности морали. Прогнозировать содержание урока. морали ( 1 ч ) Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Различать моральные нормы и законы. Рассказывать о значении морал Добро и зло (2 Характеризовать добро и зло как главные моральные понятия в жизни ч) человека. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Анализировать различия между добрыми и злыми поступками. Использовать знания по окружающему миру и литературному чтению для иллюстрации добрых и злых поступков. Добродетели и Определять понятия «добродетель», «порок». Прогнозировать пороки (2 ч) содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Объяснять, кто такой добродетельный человек. Использовать знания по окружающему миру и литературному чтению для характеристики добродетели. Аргументировать свою точку зрения. Свобода и Описывать значение понятий «свобода», «моральный выбор». моральный Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать выбор человека прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. (1ч) Обосновывать связь свободы и морального выбора. Объяснять, что такое свобода, как связана свобода с моральным выбором, в каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек Свобода и Определять значение понятия «ответственность». Прогнозировать ответственность содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать (1 ч) содержание прочитанного текста. Обосновывать связь свободы, морального выбора и ответственности. Рассказывать о том, что такое ответственность, свободный выбор личности, отношения ответственности, при каких условиях возможно ответственное поведение. Моральный Характеризовать понятие «моральный долг». Прогнозировать долг (1 ч) содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Объяснять, в чём особенность морального долга. Использовать знания по окружающему миру и литературному чтению, из личного опыта и опыта других людей для характеристики морального долга. Справедливость Давать определение понятия «справедливость». Прогнозировать (1 ч) содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Иллюстрировать понятие справедливости примерами из личного опыта и опыта других людей. Рассказывать о моральных правилах справедливого человека, о Альтруизм и эгоизм (1 ч) Дружба ( 1 ч ) Что значит быть моральным (1 ч) Творческие работы учащихся. Подведение итогов «Праздничного проекта» (2 ч) Род и семья — исток нравственных отношений в истории человечества (1 ч) Нравственный поступок ( 1 ч ) Золотое правило нравственности (1 ч) Стыд, вина и извинение ( 1 ч ) Честь и достоинство ( 1 ч) Совесть ( 1 ч ) признаках, по которым можно судить о справедливости Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы Характеризовать понятия «альтруизм», «эгоизм». Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Объяснять, что значит быть разумным эгоистом. Аргументировать свою точку зрения. Объяснять, что такое дружба, чем дружеские отношения отличаются от других отношений. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Аргументировать свою точку зрения. Составлять небольшой текст-рассуждение на тему дружбы. Аргументированно отвечать на вопрос «Что значит быть моральным?» Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Отвечать на учебные вопросы разных типов; использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи. Обобщать знания, полученные на уроках. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Планировать и корректировать самостоятельную работу; работать в группе. Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной работы Рассказывать о происхождении семьи, её задачах, традициях, правилах поведения в семье. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Соотносить понятия «род» и «семья». Объяснять значение понятия «поступок» в контексте этики. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Раскрывать содержание поступка. Понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам. Аргументировать свою точку зрения. Объяснять значение золотого правила нравственности. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Размышлять и рассуждать, почему появилось золотое правило нравственности, как оно применяется Давать определения понятий «стыд», «вина». Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о том, какую роль играют стыд, вина, чувство вины в поведении человека. Аргументировать свою точку зрения Характеризовать понятия «честь», «достоинство». Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Объяснять значение чести и достоинства в жизни человека. Объяснять значение понятий «совесть» и «стыд». Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Объяснять роль совести как внутреннего регулятора человеческого поведения. Нравственные Рассказывать о правилах честного поединка, о том, кто такие идеалы ( 1 ч ) богатыри, рыцари, джентльмены и леди, какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен, что значит быть настоящей леди. Рассуждать о значении нравственных идеалов и моральных норм поведения для человека, семьи и общества. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Образцы Рассказывать о нормах — образцах нравственного поведения в нравственности культуре России. Прогнозировать содержание урока. Читать и в культуре воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного Отечества ( 1 ч текста. Рассуждать о необходимости осознанного следования нормам ) и образцам нравственного поведения. Аргументировать свою точку зрения Этикет ( 1 ч ) Объяснять значение понятия «этикет». Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о том, что такое этикет, об этикете в одежде, о речевом этикете, о том, какие правила этикета должен знать каждый. Осознавать необходимость соблюдения норм этикета Семейные Рассказывать о том, когда и как появились праздники, какое значение праздники (1 ч) имеют праздники, что такое подарок и как его выбирать. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. Составлять небольшой текст-рассуждение о роли семейных праздников. Совершенствовать умения в области коммуникации, Жизнь человека Аргументированно объяснять, почему жизнь человека — высшая — высшая ценность. Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать нравственная прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста. ценность ( 1 ч ) Совершенствовать умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания Любовь и Рассказывать об основном содержании учебника, важнейших уважение к понятиях курса; о духовных традициях многонационального народа Отечеству (1 ч) России, о духовном мире человека, о культурных традициях и их значении в жизни человека, семьи, общества; о ценности любви в отношениях между людьми и по отношению к Родине; о ключевых понятиях урока «служение», «патриотизм». Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста Святыни Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст православия, учебника или словаря. Использовать их при создании собственных ислама, текстов (устных и письменных). Рассказывать о важнейших понятиях буддизма, курса ОРКСЭ. Отвечать на вопросы по содержанию других модулей. иудаизма ( 1 ч Систематизировать и обобщать знания. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии. Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Основные Осмыслять важнейшие нравственные понятия курса ОРКСЭ. нравственные Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст заповеди учебника или словаря. Использовать их при создании собственных православия, текстов (устных и письменных). Систематизировать и обобщать ислама, буддизма, иудаизма, светской этики (1 ч) Российские православные, исламские, буддийские, иудейские, светские семьи (1ч) Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме, светской этике (1 ч) знания, полученные на предыдущих уроках. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии в моральных законах разных народов России. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Рассказывать о важнейших семейных ценностях народов России. Систематизировать и обобщать знания. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Рассказывать об отношении к труду и природе в различных религиях и светской этике. Систематизировать и обобщать знания, полученные при изучении курса ОРКСЭ. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии. VIII. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ Наименование Количество Учебники Основы мировых религиозных культур, 4 класс, Просвещение, 2017 Основы православной культуры, 4 класс, Просвещение, 2010 К К Мацыяка Е. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. Методическое пособие. 4 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. В. Мацыяка. — 2-е изд., доп. — М. : Просвещение, 2017 Обернихина Г. А.Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Методическое пособие. 4 класс М., Просвещение 2017 Д – демонстрационный экземпляр (не менее 1 экземпляра на класс); К – полный комплект (для каждого ученика в классе); Ф – комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на двух человек); П – комплект, необходимый для работы в группах