Адаптированная рабочая программа по музыке

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (далее ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) разработана рабочая программа учебного
предмета «Музыка» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2).
Она содержит дифференцированные требования к результатам освоения и условия её
реализации, обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей учащихся.
Рабочая программа разработана на основе рабочей программы «Музыка» 1-4 класс
авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина, М.: Просвещение, 2017г. с учетом
следующих документов:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
2.Приказ Минобрнауки РФ от 6.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в
действие ФГОС НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 15785)
3.Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений во ФГОС
НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373»
(зарегистрирован Минюстом России 4 февраля 2011 г., рег. № 19707)
4. Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений во ФГОС
НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373»
(зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2011 г., рег. № 22540)
5. Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012г № 69 «О внесении изменений в
федеральный компонент ГОС НОО, ООО, утвержденный приказом Минобр РФ от 5 марта
2004 г. № 1089»
6. Приказ Минобрнауки РФ от 18.12.2012г № 1060 «О внесении изменений во ФГОС
НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г.
№ 373»
(зарегистрирован Минюстом России 11 февраля 2013 г., рег. № 26993)
7. Приказ Минобрнауки РФ от 29.12.2014г № 1643 «О внесении изменений в приказ
Минобр науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие
ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373»
(зарегистрирован Минюстом России 6 февраля 2015 г., рег. № 35916)
8. Приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015г. № 1576 «О внесении изменений во ФГОС
НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г.
№ 373»
(зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016г. № 40936)
9. Приказ Минобрнауки Р.Ф от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального
государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» (зарегистрирован МинюстомР.Ф 03.02.2015г №35847)
10.Фундаментальное ядро содержания общего образования/под ред. В.В.Козлова,
А.М.Кондакова. – 2-е изд. – Москва, «Просвещение», 2010. (Стандарты второго поколения).
11. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России/ под
ред. А.Я.Данилюка, А.М.Кондакова, В.А.Тишкова; Москва, «Просвещение», 2009
(Стандарты второго поколения).
12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №
26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам
для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья“
(зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528)
13. Примерная АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития,
одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)

14. АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова
Вариант обучения 7.2 предполагает, что обучающийся с
предполагает, что
обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к
моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по
возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения:
пять лет, за счет введения первого дополнительного класса.
Вариант 7.2 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, которые
характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может
проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или
неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения
внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной
работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени
затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом
Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию у
обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции
недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении
содержания образования и формированию готовности к продолжению образования на
последующей ступени основного общего образования.
Цели программы:
• формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
• воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса,
нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения
отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным
традициям России, музыкальной культуре разных народов;
• развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного
и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого
голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
• обогащение знаний о музыкальном искусстве;
• овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности
(пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкальнопластическое движение и импровизация).
Задачи программы:
• развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
• накопление первоначальных впечатлений о разных видах искусств (музыка, живопись,
художественная литература, театр и другие) и получение доступного опыта художественного
творчества;
• освоение культурной среды, дающей ребенку впечатления от искусства, формирование
стремления и привычки к посещению музеев, театров, концертов;
формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в
практической жизни ребенка и их использование в организации обыденной жизни и
праздника;
• развитие опыта самовыражения в разных видах искусства;
• развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений
разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства;
• формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности
(сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
Коррекционные задачи:
1. Оказывать помощь в освоении образовательной программы
2.Корректировать отдельные стороны психической деятельности и личностной сферы.

3.Формировать учебную мотивацию.
4.Формировать адекватное учебное поведение.
5.Гармонизировать психоэмоциональное состояние, формировать позитивное
отношение к своему "Я", повышать уверенность в себе, развивать самостоятельность,
формировать навыки самоконтроля.
6.Развивать речевую деятельность, формировать коммуникативные навыки,
расширять представления об окружающей действительности.
7.Развивать познавательные процессы, пространственную ориентацию.
8.Формировать и развивать различные виды устной речи (разговорно-диалогическая,
описательно-повествовательная). Обогащать и развивать словарь.
9.Корректировать индивидуальные пробелы в знаниях.
10.Формировать жизненные компетенции
11.Способствовать повышению социального статуса ребенка в коллективе.
Данная программа предполагает дифференцированную помощь для обучающихся с
ОВЗ:
• инструкция учителя для освоения работы с рисунками, книгами;
• переконструирование содержания учебного материала с ориентацией на зону
ближайшего развития ученика;
• опора на жизненный опыт ребёнка;
• использование наглядных, дидактических материалов;
• итог выступления учащихся обсуждают по алгоритму - сличения, сильный ученик
самостоятельно отвечает на итоговые вопросы (слабым даётся опорная схема-алгоритм);
• реконструкция урока с ориентиром на включение разнообразных индивидуальных
форм преподнесения заданий.
Программа нацелена на достижение предметных и метапредметных результатов
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственноэстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального
искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков
(золотой фонд), современной академической и популярной музыки.
Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных
народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному
краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров,
народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как
истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной
традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся
осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной
культуры. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития
музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и
бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе
проникновения в интонационно временную природу музыки, ее жанрово-стилистические
особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных
результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и
метапредметных результатов.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность,
триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст»,
интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального

материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру
младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию
принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании.
Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы
общения ребенка с музыкой.
В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение;
пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных
инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес
программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации
музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о
музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы
полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам,
музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников,
программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании
рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных
сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение
образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения,
анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что
формирует у младших школьников универсальные учебные действия. Структуру программы
составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны
музыкальные произведения.
III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова на изучение музыки в
начальной школе выделяется 135 ч.
На изучение музыки в каждом классе начальной школы отводится 1 час в неделю:
1класс – 33ч (33 учебные недели)
2 класс – 34 ч (34 учебные недели)
3 класс – 34 ч (34 учебные недели)
4 класс – 34 ч (34 учебные недели)
Всего: 135 часов
Из которых, в соответствии с гигиеническими требованиями к условиям реализации
образовательных программ 1 класса, участвующего в муниципальном эксперименте по
апробации ФГОС II поколения, программа рассчитана на 29(30) часов классно-урочной
деятельности. Остальные 4 часа, музыкальных занятий направлены на снятие статического
напряжения младшего школьника.
В целях обеспечения безопасных условий деятельности МАОУ СОШ №11 им. В. И.
Смирнова г. Томска в 2020-2021 учебном году в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции
(COVID-19), во исполнение постановления Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020г. №16 «Об
утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для
детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID19)», на основании письма Первого заместителя Министра просвещения РФ Д. Е. Глушко
«Об организации работы общеобразовательных организаций» от 12.08.2020 №ГД-1192/03, а
также распоряжения Департамента образования администрации города Томска от 14.08.2020

№573р «Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных
организациях в 2020-2021 учебном году в условиях распространения новой коронавирусной
инфекции (COVID-19)» уроки музыки во 2-4 классах на 2 и 4 неделе месяца ведутся с
использованием дистанционных форм обучения.
IV.ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям
возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более
динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование
опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами
музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение
универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на
дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства
и понимание неразрывной связи музыки и жизни. Приобщение учащихся к шедеврам
мировой музыкальной культуры - народному и профессиональному музыкальному
творчеству - способствует формированию целостной художественной картины мира,
воспитанию патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном
обществе и активизации творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии.
Основные задачи реализации содержания: Накопление первоначальных впечатлений о
разных видах искусств (музыка, живопись, художественная литература, театр и другие) и
получение доступного опыта художественного творчества. Освоение культурной среды,
дающей ребенку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к
посещению музеев, театров, концертов. Развитие опыта восприятия и способности получать
удовольствие от произведений разных видов искусств, выделение собственных
предпочтений в восприятии искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров
(красиво и некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в организации
обыденной жизни и праздника. Развитие опыта самовыражения в разных видах искусства.
Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники
понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей
человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать,
встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для
человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и
взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему
овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурнопознавательного досуга. Содержание обучения ориентировано на целенаправленную
организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности,
способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному
развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван
формировать у ребенка современную картину мира.
V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные:
1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации.
Метапредметные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых
учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему
художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне,
соответствующем индивидуальным возможностям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;

10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные:
1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека,
ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному
произведению;
4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
5) формирование эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений
различных жанров.
1 класс:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета
«Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов
фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и оценка
– умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в музыкальной жизни класса;
– уважительное отношение к культуре других народов;
–овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– формирование этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической
деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
–определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и
творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной
музыкально-эстетической деятельности;
–позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании,
характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами
коммуникации;
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкальнотворческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной
культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо
виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным
произведениям;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
2 класс
Личностные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов
фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и оценка
– умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в музыкальной жизни класса;
– уважительное отношение к культуре других народов;
–овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– формирование этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
–определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и
творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной
музыкально-эстетической деятельности;
–позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании,
характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами
коммуникации;
Предметные результаты:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной
культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо
виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным
произведениям;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
3 класс
Личностные результаты:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов
фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской
православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства
России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном
многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение
навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в
музыкальной жизни класса, школы;
– формирование этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоциональноценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
–определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и
творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной
музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная
самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных
музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании,
характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих
направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа
музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность
с использованием различных средств информации и коммуникации (включая цифровые
образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).
Предметные результаты:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых
музыкальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной
культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо
виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным
произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений:
фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать
содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
4 класс
Личностные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов
фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской
православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства
России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном
многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы
и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение
навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в
музыкальной жизни класса, школы и др.;
– формирование этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоциональноценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания
содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения
результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной
музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная
самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных
музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании,
характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих
направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с
размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной
форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа
музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность
с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные
ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкальнотворческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых
музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной
культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо
виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным
произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений:
фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать
содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Выпускник научится:
• воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях
как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться
на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой
деятельности;
• ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального
фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
• и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
• воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические
особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх,
действах и др.).
Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
• соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты
музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской
деятельности на основе полученных знаний;

• наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и
различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм
• построения музыки;
• общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и
инструментального) воплощения различных художественных образов.
Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
• исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация,
музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и
др.);
• определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных
музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
• оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и
профессионального музыкального творчества разных стран мира.
VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями:
«Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «
Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные
варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного
материала и времени для его изучения. В первом классе сокращение часов осуществляется за
счёт резерва учебного времени.
«Музыка в жизни человека». 35 ч.
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление
человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и
характера человека. Обобщѐнное представление об основных образно-эмоциональных
сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их
разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт.
Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный
и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры,
драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и
профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная
музыка в творчестве композиторов.
«Основные закономерности музыкального искусства» .66ч.
Интонационно-образная
природа
музыкального
искусства.
Выразительность
и
изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и
мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация —
источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия,
ритм, темп, динамика, тембр и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми,
еѐ эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности
музыкальной речи в сочинениях композиторов, еѐ выразительный смысл. Нотная запись как
способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки —
сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем,
художественных образов. Основные приѐмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщѐнное выражение художественно-образного
содержания произведений.
«Музыкальная картина мира».34 ч.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни
страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца.

Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные
театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи,
видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная,
инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские,
мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты.
Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие
этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкальнопоэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Содержание программного материала 1 класс (33 часа)
В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который
предусматривает знакомство первоклассников с музыкальными традициями, песнями и
музыкальными инструментами Сибирского края и составляет 10% учебного времени:
Урок -№6 «Сочини мелодию» - Р/К Музыка сибирского края;
Урок -№10 «Музыкальные инструменты». - Р/К. Музыкальные инструменты сибирских
народов
Урок - №17 «Край в котором ты живешь» - Р/К. Сибирские песни о Родине
«Музыка вокруг нас»
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель –
слушатель. Песни, танцы и марши— основа многообразных жизненно-музыкальных
впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы
в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель,
дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре
садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное
исполнение сочинений разных жанров и стилей.
«Музыка и ты»
Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в
изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в
музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников
Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие
музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира.
Интонационно-осмысленное
воспроизведение
различных
музыкальных
образов.
Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке.
Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа
концерта для родителей. Музыкальный словарик.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и
стилей.
2 класс
В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который
предусматривает знакомство второклассников с музыкальными традициями, песнями и
музыкальными инструментами донского края и составляет 10% учебного времени:
Урок №3 «Моя Россия!» - Р/К Музыкальные образы родного края;
Урок №17 Русские народные инструменты. - Р/К Инструменты сибирских народов
Урок №20 Обряды и праздники русского народа - Р/К (Масленица на Сибирской земле)
3 класс
Так как сами авторы программы не регламентируют жесткого разделения музыкального
материала на учебные темы и уроки: «Данная программа не подразумевает жестко
регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки.

Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его
внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной
художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития
учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных
занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его
музыкально-педагогической деятельности»*, в календарно-тематическом планировании
внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, а именно:
В разделе «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» произведена корректировка часов (3ч
вместо 4ч) для изучения раздела «В концертном зале» (7ч вместо 6ч):
При составлении тематического планирования учтен национально-региональный
компонент, который предусматривает знакомство третьеклассников с музыкальными
традициями, песнями и музыкальными инструментами сибирскими инструментами и
составляет 10% учебного времени:
Урок №11 Образ матери в музыке, поэзии, ИЗО. Р/К Образы матери сибирских народов.
Урок №12 Образ праздника в искусстве: Вербное воскресенье. Р/К Сибирские праздники.
Урок №32 Певцы родной природы. Р/К Образ природы в творчестве сибирских
композиторов.
4 класс
Рабочая программа для 4 класса составлена на основе программы «Музыка. 1-4 классы».
Авторы программы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина, М., Просвещение, 2010 с.145.
Календарно-тематическое планирование рассчитано на 34 часа в год, с распределением –
1 час в неделю. Но так как сами авторы программы не регламентируют жесткого разделения
музыкального материала на учебные темы и уроки, в календарно-тематическом
планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и
тем, а именно:
Уменьшено количество часов на изучение разделов:
• «День, полный событий» - (5ч вместо 6ч)
• «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - (5ч вместо 7ч).
За счет этого увеличено количество часов на следующие разделы:
• «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» – (4ч вместо 3ч), добавлен 1 час на разделение
темы «Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант - чародей» на два урока.
• «В концертном зале» – (6ч вместо 5ч) добавлен 1 час, т.к. тема «Старый замок.
Счастье в сирене живет» разделена для изучения на 2 урока, т.к. имеет объемный
материал для изучения творчества двух разных композиторов и слушания их произведений.
Так же при составлении календарно - тематического планирования произведена и
корректировка в названии тем уроков.
При составлении тематического планирования учтен национально-региональный
компонент, который предусматривает знакомство четвероклассников с музыкальными
традициями, песнями и музыкальными инструментами коренных народов Дона и составляет
10% учебного времени:
Урок №3 Ты откуда русская, зародилась, музыка?. Р/К Жанры сибирских песен
Урок №15 Оркестр русских народных инструментов. Р/К Творческие коллективы Сибири;
рок №26 Кирилл и Мефодий. Р/К Праздники народов Народные праздники Сибири.
VII.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс (33ч)
Разделы, темы

Характеристика деятельности учащихся

Раздел 1:
«Музыка вокруг нас»

Раздел 2 :
«Музыка и ты»

Наблюдать за музыкой в жизни человека.
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в
музыке.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение
при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь
эмоций.
Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских
элементарных музыкальных инструментах (и ансамбле, в оркестре).
Сравнивать музыкальные и речевые интонации определять их
сходство и различия.
Инсценировать музыкальные образы песен, пьес программного
содержания, народных сказок.
Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при
воплощении различных музыкальных образов.
Знакомиться с элементами нотной записи. Выявлять сходство и
различим музыкальных и живописных образов.
Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению
музыкальных пьес и песен.
Моделировать в графике особенности песни, танца, марша.
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.
Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их
принадлежность к различным жанрам музыки народного и
профессионального творчества.
Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического
творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи).
Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных
играх-драматизациях.
Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к
соответствующей музыке
Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных
произведений и представлять их на выставках детского
творчества.
Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к
кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей,
школьных праздниках и т. п.
Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля,
школьного праздника.
Участвовать в подготовке и проведении заключительного урокаконцерта.
2 класс (34ч)

Разделы, темы
Характеристика деятельности учащихся
Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах
Раздел 1:
«Россия — Родина моя» выразительности.
Подбирать слова отражавшие содержание музыкальных
произведений (словарь эмоций).
Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем
исполнении на уроках и школьных праздниках.

Раздел 2:
«День, полный
событий»

Раздел 3:
«О России петь — что
стремиться в храм»

Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении,
слове, пластике, рисунке и др.
Исполнять Гимн России.
Участвовать в хоровом исполнении гимнов своей республики,
края, города, школы.
Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства.
Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.
Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной
творческой деятельности.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и
стилей.
Выполнять творческие задания.
Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и
изобразительные особенности музыки.
Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
Определять жизненную основу музыкальных произведений.
Воплощать эмоциональные состояния в различных видах
музыкально-творческой деятельности: пение, игра на детских
элементарных музыкальных инструментах, импровизация соло, в
ансамбле, оркестре, хоре; сочинение.
Соотносить графическую запись музыки с ее жанром и
музыкальной речью композитора.
Анализировать выразительные и изобразительные интонации,
свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.
Понимать основные термины и понятия музыкального искусства.
Применять
знания
основных
средств
музыкальной
выразительности при анализе прослушанного музыкального
произведения и в исполнительской деятельности.
Передавать в собственном исполнении (пении, игре на
инструментах, музыкально-пластическом движении) различные
музыкальные образы (в паре, в группе).
Определять выразительные возможности фортепиано в создании
различных образов.
Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных
и живописных образов.
Выполнять творческие задания; рисовать, передавать в движении
содержание музыкального произведения.
Различать особенности построения музыки: двухчастная,
трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление,
заключение, запев и припев).
Инсценировать песни и пьесы программного характера и
исполнять их.
Передавать в исполнении характер народных и духовных
песнопений.
Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и
литературные образы.
Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи.
Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных
инструментов разный характер колокольных звонов.
Исполнять рождественские песни на уроке и дома.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и

стилей.
Выполнять творческие задания.
Раздел 4:
«Гори, гори ясно,
чтобы не погасло!»

Раздел 5:
«В музыкальном
театре»

Раздел 6:
«В концертном зале»

Разыгрывать народные игровые песни, песни-диалоги, песни-хороводы.
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого,
коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных
образов русского фольклора.
Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и
инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок,
закличек.
Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни,
танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных
праздниках.
Подбирать простейший аккомпанемент к песням, танцам своего народа и
других народов России.
Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов.
Выявлять особенности традиционных праздников народов России.
Различать, узнавать народные песни разных жанров и
сопоставлять средства их выразительности.
Создавать музыкальные композиции (пение, музыкальнопластическое движение, игра на элементарных инструментах) на
основе образное отечественного музыкального фольклора.
Использовать полученный опыт общения с фольклором в
досуговой и внеурочной формах деятельности.
Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни,
танцы, инструментальные наигрыши разных жанров.
Выполнять творческие задания.
Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к
музыкальным образам оперы и балета.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы
действующих лип опер и балетов.
Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом
воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.
Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в
основу знакомых опер и балетов.
Выявлять особенности развитии образов.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
Выполнять творческие задания.
Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и
сопоставлять их с музыкальными образами симфонической
сказки.
Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита и др.
Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов
(пластические этюды, игра в дирижера, драматизация) на уроках и
школьных праздниках.
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки
в их взаимодействии.
Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью.
Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.
Выполнять творческие задания.

Раздел 7:
«Чтоб музыкантом
быть, так надобно
уменье…»

Понимать триединство деятельности композитора - исполнителя слушателя.
Анализировать
художественно-образное
содержание,
музыкальный язык произведений мирового музыкального
искусства.
Исполнять различные по образному содержанию образцы
профессионального и музыкально-поэтического творчества.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и
деятельность одноклассников.
Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их
авторов.
Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального
искусства.
Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в
музыкальных и живописных произведениях.
Проявлять интерес к концертной деятельности известных
исполнителей и исполнительских коллективов, музыкальным
конкурсам и фестивалям.
Составлять афишу и программу заключительного урока-концерта
совместно с одноклассниками
3 класс (34ч)

Разделы, темы
Раздел 1:
«Россия — Родина
моя»

Раздел 2:
«День, полный
событий»

Характеристика деятельности учащихся
Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.
Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе
исполнения музыкальных произведений (пение, художественное
движение, пластическое интонирование и др.).
Петь мелодии с ориентаций на нотную запись.
Передавать в импровизации интонационную выразительность
музыкальной и поэтической речи.
Знать песни о героических событиях истории Отечества и
исполнять их на уроках и школьных праздниках.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров.
Выполнять творческие задания.
Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные
особенности музыки в их взаимодействии.
Понимать художественно-образное содержание музыкального
произведения и раскрывать средства его воплощения.
Передавать
интонационно-мелодические
особенности
музыкального образа в слове, рисунке, движении.
Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке,
живописи, поэзии.
Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного
характера, раскрывать их и исполнять во время досуга.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения
разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре.
Выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и
живописных произведений.
Выполнять творческие задания.

Раздел 3:
«О России петь – что
стремиться в храм»

Раздел 4:
«Гори, гори ясно,
чтобы не погасло!»

Раздел 5:
«В музыкальном
театре».

Раздел 6:
«В концертном зале».

Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских
произведений религиозного искусства (музыка, архитектура,
живопись).
Определять обратный строй музыки с помощью «словаря
эмоций».
Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва,
величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты.
Иметь представление о религиозных праздниках народов России
и традициях их воплощения.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и
стилей.
Выполнять творческие задания.
Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного
и профессионального музыкального творчества.
Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как
способов развития музыки.
Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в
коллективных играх-драматизациях.
Выполнять творческие задания.
Принимать участие в традиционных праздниках народов России.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов
оперных спектаклей.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения
разных жанров и стилей.
Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художникапостановщика в создании музыкального спектакля.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов
музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и
др.)
Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и
балету.
Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной
записи.
Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические
образы на уроках и школьных концертах.
Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из
мюзиклов, опер, балетов.
Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.
Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной
речи разных композиторов.
Моделировать в графике звуко-высотные и ритмические
особенности мелодики произведения.
Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в
звучании различных музыкальных инструментов.
Различать на слух старинную и современную музыку.
Узнавать тембры музыкальных инструментов.
Называть исполнительские коллективы и имена известных
отечественных и зарубежных исполнителей.

Раздел 7:
«Чтоб музыкантом
быть, так надобно
уменье…».

Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных
различными инструментами.
Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты.
Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим
содержанием в духе песни, танца, марша.
Определять особенности построения (формы) музыкальных
сочинений.
Различать характерные черты языка современной музыки.
Определить принадлежность музыкальных произведений к тому или
иному жанру.
Инсценировать (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес
программного содержания.
Участвовать в подготовке заключительного урока-концерта.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и
стилей.
Выполнять творческие задания.
4 класс (34ч)

Разделы, темы
Характеристика деятельности учащихся
Размышлять о музыкальных произведениях как способе
Раздел 1:
«Россия – Родина моя» выражения чувств и мыслей человека.
Эмоционально воспринимать народное и профессиональное
музыкальное творчество разных стран мира и народов России и
высказывать мнение о его содержании.
Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в
коллективных играх-драматизациях.
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого,
коллективного (хорового, инструментального) воплощения
различных художественных образов.
Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества
и музыкального фольклора России.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения
разных жанров и стилей.
Подбирать ассоциативные ряды художественным проведениям
различных видов искусства.
Выполнять творческие задания.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки
Раздел 2:
русских композиторов и поэзии А. Пушкина.
«День, полный
Понимать особенности построения (формы) музыкальных и
событий»
литературных произведений.
Распознавать их художественный смысл.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и
стилей.
Выполнять творческие задания.
Участвовать
в
коллективной
музыкально-творческой
деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и
форм (песни, танцы, фрагменты из произведений, оперы и др.).
Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в
звучании различных музыкальных инструментов.

Раздел 3:
«В музыкальном
театре».

Раздел 4:
«Гори, гори ясно,
чтобы не погасло!»

Раздел 5
«В концертном зале».

Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык
народного и профессионального музыкального творчества разных
стран мира и народов России.
Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности
с использованием знаний основных средств музыкальной
выразительности.
Определять особенности взаимодействия и развития различных
образов музыкального спектакля.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов
оперы, балета, оперетты.
Оценивать собственную творческую деятельность. Выразительно,
интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и
стилей.
Выполнять творческие задания.
Различать тембры народных музыкальных инструментов и
оркестров.
Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения
народных праздников.
Исследовать историю создания музыкальных инструментов.
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого,
коллективного (хорового и инструментального) воплощения
различных художественных образов.
Овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания,
«вторы», ритмического сопровождения.
Рассуждать о значении преобразующей силы музыки.
Создавать и предлагать собственный исполнительский план
разучиваемых музыкальных произведений.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и
стилей.
Выполнять творческие задания.
Определять и соотносить различные по смыслу интонации
(выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму,
графическому изображению.
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на
основе сходства и различия интонаций, тем, образов
Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная,
инструментальная; сальная, хоровая, оркестровая) из произведений
программы.
Распознавать художественный смысл различных музыкальных
форм.
Передавать в пении, драматизации, музыкально-пластическом
движении, инструментальном музицировании, импровизации и др.
образное содержание музыкальных произведений различных форм
и жанров.
Корректировать собственное исполнение.
Соотносить особенности музыкального языка русской и
зарубежной музыки.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и
стилей.
Выполнять творческие задания.

Раздел 6:
«О России петь – что
стремиться в храм»

Раздел 7:
«Чтоб музыкантом
быть, так надобно
уменье…».

Сравнивать музыкальные образы народных и церковных
праздников.
Сопоставлять выразительные особенности языка музыки,
живописи, иконы, фрески, скульптуры.
Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в
музыке русских композиторов.
Осуществлять
собственный
музыкально-исполнительский
замысел в пенни и разного рода импровизациях.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и
стилей.
Выполнять творческие задания.
Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные
интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии.
Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в
произведениях разных жанров.
Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового и
инструментального) воплощения различных художественных образов.
Узнавать музыку (из произведений, представленных в программе).
Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран
мира.
Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы.
Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным
сочинениям.
Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства:
литературой, изобразительным искусством, кино, театром.
Оценивать свою творческую деятельность.

VIII. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наименование объектов материально-технического
обеспечения
Дидактическое обеспечение.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Музыка: 1 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений.
М.:Просвещение, 2017.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1
кл.:
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику
«Музыка».1 класс.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Музыка: 2 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений.
М.:Просвещение, 2017.
Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к
учебнику «Музыка»: 2 класс. М.: Просвещение.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Музыка: 3 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений.
М.:Просвещение, 2017.
Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к
учебнику «Музыка»: 3 класс. М.: Просвещение.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Музыка: 4 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений.

Кол-во

Ф

Ф

Ф

Ф

М.:Просвещение, 2017.
Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к
учебнику «Музыка»: 4 класс. М.: Просвещение.
Печатные пособия
Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в
Д
различных видах оркестров.
Технические средства обучения
Синтезатор.
Д
Персональный компьютер.
Д
Мультимедийный проектор.
Д
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
Д
Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся
Д
отечественных и зарубежных композиторов.
Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
Д
Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
Д
Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
Д
Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
Д
Д- демонстрационный материал
Ф- для фронтальной работы (1 экземпляр). Например: репродукции картин
К- полный комплект (имеется на каждого обучающегося)
П- для работы в группах (4-6 человек в группе)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».