1. Пояснительная записка Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога разработана на основе следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273. 2. Приказ № 373 от 06.10.2009г. об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 6. Приказ № 1598 от 19.12.2014 г. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 7. Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30.08.2013г. № 1015; 8. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 9. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол №4/15 от 22.12.2015 г.) 10.Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.1) МАОУ СОШ №11 м. В.И. Смирнова Реализация коррекционно-развивающей области является обязательной составной частью комплексного сопровождения обучающихся с ЗПР. Курс «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление различных типичных недостатков психического (психологического) развития, которые в совокупности определяют наличие особых образовательных потребностей детей, относимых к этой группе. Общая цель психокоррекционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление или ослабление проблем в познавательном и эмоциональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений, коррекцию недостатков саморегуляции, формирование учебной мотивации. В соответствии с особыми образовательными потребностями слабослышащих и позднооглохших детей определяются общие задачи курса: формировать осознанную саморегуляцию познавательной деятельности и поведения – способность к самостоятельной организации собственной деятельности; совершенствовать познавательную деятельность как основу компенсации, коррекции и профилактики вторичных нарушений психологического развития; развивать познавательные процессы, устную и письменную речь; стимулировать познавательную активность, интерес к себе, окружающему предметному и социальному миру; способствовать осознанию имеющихся трудностей, формированию школьной мотивации; способствовать освоению социально одобряемых норм поведения, противодействовать закреплению дезадаптивных черт и отклонений в формировании личности; компенсировать эмоциональное неблагополучие, развитие самосознания; осваивать и отрабатывать средства коммуникации, приемы конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми; способствовать гармонизации психоэмоционального состояния, формированию позитивного отношения к своему «Я»; способствовать повышению уверенности в себе, развитию самостоятельности, формированию навыков самоконтроля; содействовать становлению сферы жизненной компетенции и преодолению различных дисфункций, а также достижению личностных и метапредметных результатов образования. В целях обеспечения безопасных условий деятельности МАОУ СОШ №11 им. В. И. Смирнова г. Томска в 2020-2021 учебном году в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020г. №16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID19)», на основании письма Первого заместителя Министра просвещения РФ Д. Е. Глушко «Об организации работы общеобразовательных организаций» от 12.08.2020 №ГД-1192/03, а также распоряжения Департамента образования администрации города Томска от 14.08.2020 №573р «Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях в 2020-2021 учебном году в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» психокоррекционные занятия для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) в первом полугодии (с октября по декабрь включительно) ведутся в очно-дистанционном формате (1 час в неделю очно, 1 час в неделю дистанционно). В сентябре занятия проводятся очно, т.к. в это период проходит адаптационный период обучающихся в школе после длительного отсутствия, а также осуществляется психологическая диагностика уровня развития познавательных процессов, состояния мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферы обучающихся. 2.Общая характеристика коррекционного курса Программа курса разработана для работы со слабослышащими и позднооглохшими детьми (вариант 2.1), обучающимися в учреждении. Данная категория детей характеризуется наличием у обучающихся той или иной степени выраженности затруднений в усвоении учебных программ, обусловленных недостаточным развитием слуха, слухового восприятия, речевого развития. Как следствие возможны специфические расстройства психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушения в организации деятельности и/или поведения. Психокоррекционные занятия позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации. Курс «Психокоррекционные занятия» реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет стимулировать сенсорно-перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, последовательно и постепенно преодолевать разнообразные трудности обучения и коммуникации, повышать адекватность оценки собственных возможностей, формировать сферу жизненной компетенции обучающегося с ЗПР. Данная программа направлена на достижение планируемых результатов ФГОС. В программе прослеживается преемственность урочной и внеурочной деятельности. Показателем эффективности освоения программы является положительная динамика развития познавательных процессов, состояния эмоциональноволевой и мотивационной сферы обучающихся, что способствует достижению планируемых результатов и в урочной деятельности. Программа коррекционно-развивающей работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей; индивидуально-ориентированную психолого-педагогическую помощь; возможность освоения обучающимися основной образовательной программы. В качестве контрольно-измерительных материалов используются: методика Ясюковой Л. А. «Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе»; методика Ясюковой Л.А. «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах»; методика определения учебной мотивации Лускановой П.Г.; рисунок «Я в школе»; тест Люшера; лист наблюдения за сформированностью коммуникативных навыков; «Лесенка самооценки» Дембо-Рубинштейна. 3.Описание места коррекционного курса в учебном плане Программа рассчитана на 4 года обучения. На реализацию данного курса в учебном плане отведено 270 часов. Из них: 1 класс - 66 часов в год (2 часа в неделю). 2 класс - 68 часов в год (2 часа в неделю). 3 класс – 68 часов в год (2 часа в неделю). 4 класс – 68 часов в год (2 часа в неделю). Форма организации занятий – групповая. Продолжительность занятия – 30 минут. 4.Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса Формирование ценностных ориентиров в процессе психокоррекционных занятий охватывает все сферы личности младшего школьника: - когнитивную, в которой он получает знания о ценностях окружающего мира; - эмоциональную, где происходит адекватное формирование отношения к себе, другим, миру (среде) в целом, происходит придание им личностного смысла; - деятельностную, предполагающую овладение основными способами поведения и деятельности в соответствии с принятыми личностью ценностными ориентациями. Ценностные ориентации в младшем школьном возрасте формируются в процессе взаимодействия со сверстниками, учителем или психологом в организованной группе. Степень развития ценностных ориентаций позволяет судить о степени развития личности. Взаимодействие в процессе коррекционно-развивающих занятий способствует уменьшению различных дезадаптирующих проявлений и, соответственно, детских трудностей. К ценностным ориентирам содержания курса можно отнести: Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: - доброжелательности, доверия и внимания к людям; - готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; - уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: - формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе; - готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию; - критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать; - готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты; - целеустремленность и настойчивость в достижении целей; - готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; - умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию: - развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; - формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке). К ценностным ориентациям курса также можно отнести: -развитие адекватного отношения к миру; - формирование и повышение учебной мотивации; -умение работать в команде; -развитие саморегуляции эмоций; - формирование способности к эмпатии. Курс «Психокоррекционные занятия» полезен для освоения всех предметных областей, поскольку недостатки со стороны основных познавательных процессов, саморегуляции, адаптивности, а также несформированность школьной мотивации или мотивационные искажения препятствуют успешному обучению даже в специально созданных условиях. Участие ребенка в психокоррекционных занятиях способствует уменьшению эмоциональной напряженности, недостатков саморегуляции, повышает общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности, что благотворно влияет на мотивацию учения. 5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-,видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Предметные результаты: формирование учебной мотивации развитие слухового восприятия развитие речи, коммуникативных навыков развитие сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с различными людьми 5) стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов; 6) гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я»; 7) развитие адекватных представлений о собственных возможностях; 8) повышение уверенности в себе; 9) развитие самостоятельности; 10) формирование навыков самоконтроля; 11) развитие способности к эмпатии, сопереживанию; 12) формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе. 1) 2) 3) 4) 6. Содержание коррекционного курса Программа включает в себя два основных блока: диагностический и коррекционноразвивающий. Коррекционно-развивающий блок, в свою очередь, состоит из трех разделов: развитие познавательных процессов; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие мотивационной сферы; развитие коммуникативной сферы. Содержание программы психокоррекционных занятий для учащихся с задержкой психического развития Раздел 1 класс Диагностический блок Коррекционно-развивающий блок: Развитие эмоционально-волевой сферы Развитие познавательных процессов Количество часов 66 4 12 26 Развитие мотивационной сферы Развитие коммуникативной сферы 2 класс Диагностический блок Коррекционно-развивающий блок: Развитие эмоционально-волевой сферы Развитие познавательных процессов Развитие мотивационной сферы Развитие коммуникативной сферы 3 класс Диагностический блок Коррекционно-развивающий блок: Развитие эмоционально-волевой сферы Развитие познавательных процессов Развитие мотивационной сферы Развитие коммуникативной сферы 4 класс Диагностический блок Коррекционно-развивающий блок: Развитие эмоционально-волевой сферы Развитие познавательных процессов Развитие мотивационной сферы Развитие коммуникативной сферы 12 12 68 4 18 20 16 10 68 4 16 28 10 10 68 4 12 28 12 12 Цель диагностического блока на всех этапах реализации программы – отслеживание уровня развития познавательных процессов, состояния эмоционально-волевой и мотивационной сферы обучающихся, уровня сформированнности коммуникативных навыков. Проводится входная диагностика (первые два занятия) и итоговая диагностика (последние два занятия). 1 класс Диагностический блок (4 ч.) Рисунок «Я в школе». Методика «Лесенка» Дембо-Рубинштейна. Методика Ясюковой Л. А. «Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе». Цветовой тест отношений. Лист наблюдений за сформированностью коммуникативных навыков. Развитие эмоционально-волевой сферы (12 ч.) Знакомство с основными эмоциями человека. Упражнения «Мысленные образы и эмоции», «Мысленные образы, отвечающие прямо или косвенно», «Мысленные образы и их эмоциональная окраска». Этюды «Цветок», «Золотой дождик», «Жар-птица», «Вожатый удивился», «После дождя». Мимическая гимнастика. Релаксация «Радуга». Упражнение «Минута тишины». Игра «Упрямые барашки». Упражнение «Что ты любишь?» Развитие познавательных процессов (26 ч.) Отработка понятий «правый» и «левый». Игры «Водители», «Что это?», «Самый внимательный», «Маленький жук». Упражнения «Разноцветные точки», «Опиши картинку», «Что пропало?», «Что спрятано?», «Путаница», «Продолжи узор», «Копирование точек», «Выполни по образцу». Составление фигур из разрозненных деталей. Упражнения «Продолжи рассказ», «Лабиринты», «Раскрась правильно», «Дополни фигуру», «Узнай по контуру», «Найди отличия», «Длиннее - короче», «признак». Графический диктант. Упражнения «Расставь события по порядку», «Разложи по группам». Игры «Что может быть потом», «Дорисуй вторую половину», «Шнуровка», «Запомни, сосчитай, нарисуй». Развитие мотивационной сферы (12ч.) Игра «Аплодисменты, или спасибо тебе!». Сказка про волшебную школу. Упражнение «Вещи, дарящие радость». Игра «Тух-тиби-дух». Рисунки «Моя школа», «Волшебная рука», «Моя планета». Развитие коммуникативной сферы (12 ч.) Составление коллективного рассказа. Упражнения «Опиши картинку», «Антонимы», «Синонимы», «Веселые цепочки», «Назови 5», «Рукавички», «Совместный рисунок». Ролевые игры. Работа в группе (создание общего продукта). Составление устных рассказов. 2 класс Диагностический блок (4 ч.) Цветовой тест отношений. Методика Ясюковой Л. А. «Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе». Анкета школьной мотивации Лускановой. Тест Тулуз-Пьерона. Методика «Лесенка» Дембо-Рубинштейна. Развитие эмоционально-волевой сферы (18ч.) Упражнение «Лица». Игры «Обзывалки», «Улитка», «Добрый бегемот». Упражнения «Выполни по образцу», «Радуга», «Смешной рисунок», «Зоопарк настроений», «Рисуем портреты». Игра «Волшебный стул». Этюд «На берегу моря». Игра-медитация «Улыбка». Упражнения «будь внимателен», «Найди ошибку». Этюд «Уходи, злость, уходи!» Развитие познавательных процессов (20 ч.) Игры «Встаньте все те, кто…», «Ай, да я!», «Съедобное - несъедобное». Упражнения «Собери картинку», «Подбери общее понятие», «От частного к общему». Графический диктант. Методики «Домино», «Рисование по точкам». Упражнения «Составление фигур из разрозненных деталей», «Запомни фигуры», «Светофор», «Классификации», «Анаграммы», «Опиши картинку», «Подбери слова». Методики «Закончи словосочетание», «Сравнение понятий». Методика «Закончи предложение». Упражнение «Лишнее слово». Игра «Узнай на ощупь». Беседа «Где рождается снег», «Что будет потом?». Игра « Тут что-то не так». Развитие мотивационной сферы (16ч.) Этюды: «Так будет справедливо», «Мама обиделась». «Сказка о котенке Маше». (О.Хухлаева). Упражнения «Закончи фразу», «Похвали себя», «Зато». Этюд «Дракон кусает свой хвост». Методика «Наш класс». Сказка «Школьные оценки». Беседа «Зачем нужно ходить в школу». Развитие коммуникативной сферы (10 ч.) Составление коллективных сказок, устных рассказов. Рассказ на одну букву. Рассказ от имени героя. Пантомима. Упражнения «Опиши картинку», «Веселые цепочки», «Назови 10», «Совместный рисунок», «Испорченный телефон», «Рисование по инструкции». Ролевые игры. Работа в группе (создание общего продукта). 3 класс Диагностический блок (4 ч.) Методика Ясюковой Л.А. «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах». Тест Тулуз-Пьерона. Тест «Навык чтения» Ясюковой. Методика «Лесенка» Дембо-Рубинштейна. Цветовой тест отношений. Развитие эмоционально-волевой сферы (16 ч.) Методика «Стаканчик гнева». Игра «Снежинки». Упражнения «Рисуем настроение», «Времена года», «Клякса», «Чудо-рисунок». Коллективный рисунок. Релаксация «Место покоя». Игры «Тень», «Сова», «Коровы, собаки, кошки». Разыгрывание ситуаций. Рисунок «Страна Х». Беседа «Способы повышения настроения». Упражнение «Походки». Развитие познавательных процессов (28 ч.) Игры «Летает - не летает», «Нос, пол, потолок», «Капелька». Графический диктант. Упражнения «Расшифруй слова», «Составь фигуру», «Сложи фигуры», «Найди закономерность». Упражнения, направленные на увеличение объема внимания. Игры «На что это похоже?», «Дополни до…», «Кубики». Упражнение «Пропавшие слова». Рассказы по картинкам. Игры «Кто сегодня именинник?», «Веселые человечки», «Мяч бросай, животных называй». Упражнения «Восстанови пропущенное слово», «Вспомни пару», «Новые словечки». Игры «Что там лежит?», «Что изменилось?», «Продолжи слово», «Я знаю три названия», «Кто где живет?», «Скажи ласково». Упражнения «Анаграммы», «Антонимы», «Я вижу, я слышу, я чувствую», «Муха». Игра «Три пункта». Развитие мотивационной сферы (10ч.) Беседа «Для чего нужно хорошо учиться». Упражнения «Клубочек», «Прочитай письмо». Коллективная сказка. Игра «Самого себя любить». Работа со сказкой «Про Колю». Рисунок «Я в школе». Упражнение «Радуга школьных предметов». Развитие коммуникативной сферы (10 ч.) Составление коллективных сказок, устных рассказов. Рассказ на одну букву. Мимика, пантомимика. Рассказы по ролям. Упражнения «Опиши, не называя слова», «Назови 10», «Совместный рисунок», «Рисование по инструкции», «Достраивание композиции». Ролевые игры. Групповой коллаж. 4 класс Диагностический блок (4 ч.) Методика Ясюковой Л.А. «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах». Тест Тулуз-Пьерона. Тест «Навык чтения» Ясюковой. Тест школьной тревожности Филипса. Тест личностных особенностей Кеттела. Развитие эмоционально-волевой сферы (12 ч.) Упражнения «Мысленные образы и эмоции», «Рисуем музыку», «Самоцветы», «Волшебный мир». Методики «Апельсины», «Рисуем открытку». Беседа на тему «Злость». Релаксация «Лентяй», «Фея сна». Упражнение «Небо». Разыгрывание ситуаций. Упражнения «Слепой и поводырь», «Ассоциации». Игры «На кого я похож», «Высвобождение гнева». Рисунок «Страна клякс». Упражнения «Расскажи стихи без слов», «Угадай-ка», «Через стекло». Развитие познавательных процессов (28ч.) Графический диктант. Упражнения «Что лишнее?», «Аналогии», «Найди обобщающее слово», «Анаграммы», «Фигуры», «Объясни слово». Упражнения на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания. Упражнения «Назови причину», «Инициалы», «Забавные предложения». «Составление рассказа по серии картинок». Игры «Что бывает круглым?», «Один-много», «Гости», «Птица, рыба, зверь, насекомое», «Круглое, твердое, кислое». Упражнение «Пианино». Игры «Я возьму с собой в поход», «Компот», «О!». Мысленные образы и эмоции. Корректурная проба. Игра «Съедобное - несъедобное». Упражнения «Угадай по описанию», «Отвечай-ка», «Чередование», «путаница», «Лабиринт». Игры «Художник», «Будь внимателен!», «Четыре стихии». Развитие мотивационной сферы (12ч.) Игры «Мои достоинства», «Гомеостат», «Волшебный стул».. Упражнения «Коллективная сказка», «Комплименты», «Подарок другу», «Глина и скульптор». Игра «А кроме того…» Беседа «Мои представления о будущей профессии». Самопрезентация – учимся рассказывать о себе. Сказка «Домашнее задание». Методика «Волшебная лесенка предметов». Развитие коммуникативной сферы (12 ч.) Составление коллективных сказок, устных рассказов. Конфликты в общении, как из них выходить. Мимика, пантомимика. Рассказы по ролям. Упражнения «Крокодил», «Футболка», «Назови 12», «Царевна Несмеяна», «Стеклянная стена», «Нить Ариадны», «Совместный рисунок», «Рисование по инструкции», «Достраивание композиции». Ролевые игры. Групповой коллаж. 7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся Тематическое планирование (1 класс) Название темы Количество Основные виды учебной деятельности часов обучающихся 1 Входная диагностика 2 2 Формирование умения осознавать и выражать свои чувства 6 3 Развитие самоконтроля навыков 4 4 Обучение расслабления способам 2 5 Развитие внимания 4 6 Развитие памяти 4 7 Развитие мышления 8 8 Развитие речи 4 9 Развитие восприятия 4 Выполняют психологические тесты на определение уровня развития познавательных процессов, состояния мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферы Учатся осознавать, называть, обсуждать и анализировать испытываемые чувства; учатся социально приемлемым способам выражения негативных чувств, выплеску агрессии Учатся узнавать ситуации, где возможна потеря самоконтроля. Обучаются способам формирования и развития навыков самоконтроля Узнают и обучаются различным способам расслабления (дыхательная гимнастика, поза, использование музыкальных и художественных средств) Выполняют упражнения на развитие произвольности, распределения внимания; повышения концентрации внимания Выполняют упражнения на развитие кратковременной и долговременной речевой и зрительной памяти; развитие произвольного запоминания Выполняют упражнения на развитие различных видов мышления, формирование операций, классификации, обобщения, анализа Выполняют упражнения на увеличение словарного запаса, развитие способности формулировать свою мысль, составлять рассказ с опорой и без Выполнение упражнений на развитие зрительного, слухового, тактильного 10 Развитие воображения 2 11 Развитие мотивационной сферы 12 Развитие коммуникативных навыков 13 Формирование умения работать в группе 14 Итоговое мероприятие «А вот и я!» 15 Итоговая диагностика 12 Итого: восприятия, пространственной координации, восприятия времени Выполняют упражнения на развитие воображения, творческого мышления, воссоздающего мышления; арттерапевтические методики Обсуждают и понимают сущность социальной роли «ученик» Учатся составлять рассказ, выражать свои мысли, учатся работать в группе 7 Учатся слушать мнение других, выполнять совместные действия по инструкции Учатся находить и озвучивать свои положительные стороны Выполняют психологические тесты на определение уровня развития познавательных процессов, состояния мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферы 4 1 2 66 часов Тематическое планирование (2 класс) Название темы Количест Основные виды учебной деятельности во часов обучающихся 1 Входная диагностика 2 2 Формирование умения осознавать и выражать свои чувства 6 3 Развитие самоконтроля навыков 6 4 Обучение расслабления способам 6 5 Развитие внимания 4 6 Развитие памяти 4 Выполняют психологические тесты на определение уровня развития познавательных процессов, состояния мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферы Учатся осознавать, называть, обсуждать и анализировать испытываемые чувства; учатся социально приемлемым способам выражения чувств, отыгрыванию негативных эмоций Учатся узнавать ситуации, где возможна потеря самоконтроля. Обучаются способам формирования и развития навыков самоконтроля Узнают и обучаются различным способам расслабления (дыхательная гимнастика, поза, использование музыкальных и художественных средств) Выполняют упражнения на развитие произвольности, распределения внимания; повышения концентрации внимания Выполняют упражнения на развитие кратковременной и долговременной речевой и зрительной памяти, 7 Развитие мышления 6 8 Развитие речи 2 9 Развитие восприятия 2 10 Развитие воображения 2 11 Развитие сферы мотивационной 16 12 Развитие коммуникативных навыков 13 Развитие умения работать в группе 4 14 Итоговое мероприятие «А вот и я!» 15 Итоговая диагностика 1 Итого: 5 2 ассоциативной памяти; развитие произвольного запоминания Выполняют упражнения на развитие различных видов мышления, формирование операций классификации, обобщения, анализа, синтеза, сравнения; построения причинно-следственных связей Выполняют упражнения на увеличение словарного запаса, развитие навыка чтения, развитие способности формулировать свою мысль, составлять рассказ с опорой на картинки, ключевые слова и без опоры Выполнение упражнений на развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия, пространственной координации, зрительно-моторной координации, восприятия времени Выполняют упражнения на развитие воображения, творческого мышления, воссоздающего мышления; арттерапевтические методики Принимают социальную роль обучающегося, участвуют в обсуждении мотивов успешной учебной деятельности Учатся выражать свои мысли, слушать других, учатся работать в группе Учатся слушать и учитывать мнение других, выполнять совместные действия по инструкции Учатся озвучивать и презентовать свои положительные стороны Выполняют психологические тесты на определение уровня развития познавательных процессов, состояния мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферы 68 часов Тематическое планирование (3 класс) Название темы Количество Основные виды учебной деятельности часов обучающихся 1 Входная диагностика 2 2 Формирование умения осознавать и выражать свои 6 Выполняют психологические тесты на определение уровня развития познавательных процессов, состояния мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферы Учатся осознавать и анализировать испытываемые чувства; учатся чувства 3 Развитие самоконтроля навыков 6 4 Обучение расслабления способам 4 5 Развитие внимания 6 6 Развитие памяти 6 7 Развитие мышления 8 8 Развитие речи 2 9 Развитие восприятия 2 10 Развитие воображения 4 11 Развитие сферы мотивационной 10 12 Развитие коммуникативных навыков 13 Развитие умения работать в группе 3 14 Итоговое мероприятие «А вот и я!» 15 Итоговая диагностика 1 6 2 социально приемлемым способам выражения чувств, отыгрыванию негативных эмоций Учатся прогнозировать и предотвращать момент возможной потери самоконтроля. Обучаются способам самоконтроля Узнают и обучаются различным способам расслабления (дыхательная гимнастика, поза, использование музыкальных и художественных средств) Выполняют упражнения на развитие произвольности, распределения, переключения внимания; повышения концентрации внимания Выполняют упражнения на развитие долговременной памяти, логической памяти; развитие произвольного запоминания Выполняют упражнения на развитие различных видов мышления, формирование операций классификации, обобщения, анализа, синтеза, сравнения, категоризации; построения причинно-следственных связей Выполняют упражнения на развитие навыка чтения, развитие способности формулировать свою мысль, составлять рассказ, пересказывать текст и выделять основную мысль в тексте Выполнение упражнений на развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия, пространственной координации, восприятия времени Выполняют упражнения на развитие воображения, творческого мышления; арт-терапевтические методики Принимают социальную роль обучающегося, участвуют в обсуждении мотивов успешной учебной деятельности Учатся выражать свои мысли, слушать других, учатся работать в группе Учатся слушать и учитывать мнение других, выполнять совместные действия по инструкции, достигая результата Учатся необычным формам самопрезентации Выполняют психологические тесты на определение уровня развития познавательных процессов, состояния мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферы Итого: 68 часов Тематическое планирование (4 класс) Название темы Количество часов Основные виды учебной деятельности обучающихся 1 Входная диагностика 2 2 Формирование умения осознавать и выражать свои чувства 3 Развитие навыков самоконтроля 4 Выполняют психологические тесты на определение уровня развития познавательных процессов, состояния мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферы Учатся осознавать, анализировать и выражать испытываемые чувства 4 Обучение расслабления 2 способам 6 5 Развитие внимания 6 6 Развитие памяти 6 7 Развитие мышления 10 8 Развитие речи 2 9 Развитие восприятия 2 10 Развитие воображения 2 Учатся прогнозировать и предотвращать момент возможной потери самоконтроля. Обучаются способам самоконтроля Узнают и обучаются различным способам расслабления (дыхательная гимнастика, поза, использование музыкальных и художественных средств) Выполняют упражнения на развитие произвольности, распределения, переключения внимания; повышения концентрации внимания Выполняют упражнения на развитие логической памяти; развитие произвольного запоминания Выполняют упражнения на развитие различных видов мышления, формирование операций классификации, обобщения, анализа, синтеза, сравнения, категоризации; построения причинно-следственных связей Выполняют упражнения на развитие навыка чтения, развитие способности формулировать свою мысль, составлять рассказ, пересказывать текст и выделять основную мысль в тексте Выполнение упражнений на развитие различных видов восприятия, пространственной координации Выполняют упражнения на развитие воображения, творческого мышления; арт-терапевтические методики 11 Развитие сферы мотивационной 12 12 Развитие коммуникативных навыков 13 Развитие умения работать в группе 5 14 Итоговое мероприятие вот и я!» 15 Итоговая диагностика 1 Итого: 6 «А 2 Положительно оценивают социальную роль обучающегося, с помощью психолога формулируют мотивы действий людей Учатся конструктивно строить диалог, избегать конфликтных ситуаций Учатся слушать и учитывать мнение других, договариваются о выполнении совместных действий для достижения результата Проводят самопрезентацию, выделяя свои сильные положительные стороны Выполняют психологические тесты на определение уровня развития познавательных процессов, состояния мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферы 68 часов 8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса Дидактическое и методическое обеспечение 1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.,2001. 2. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. М., 2006 3. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. - М.,1998 4. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. – Ярославль,2005. 5. Клюева Н.В. Общение. Дети 5-7 лет. – Ярославль,2001. 6. Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога», 2 том – М., 1998 7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. – М., 1999. 8. Чистякова М. И. Психогимнастика. /Под ред. Буянова М. И. — 2-е изд. — М., 1995. 9. Ресурсы сети Интернет Технические средства обучения Компьютер Принтер МФУ (сканер, копир, принтер) Учебно-практическое оборудование индивидуальный раздаточный стимульный материал для подгрупповой диагностики (печатные листы с заданиями, бланки для ответов, серии картинок и пр.); демонстрационный материал – картинки с изображением эмоций человека, профессиями и т.п.; комплект аудиозаписей с музыкальными произведениями различного характера (бодрящими, успокаивающими, релаксирующими); доска с магнитными держателями; флипчарт; переносные носители информации; наборы конструкторов (строительный материал разной формы и цвета); материалы для изобразительной деятельности (гуашь, акварель, бумага форматов А3 и А4, баночки для воды, кисточки), цветные карандаши и фломастеры; пластилин; песочница, песок; танграмы, логические головоломки; настольные игры; наборы букв.