I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на создание специальных условий обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Рабочая программа коррекционной работы разработана в связи с необходимостью проведения специальных индивидуальных логопедических занятий со слабослышащими (вариант 2.1) обучающимися на основании следующих нормативно-правовых документов: 1. Концепции Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 2. .Закона об «Образовании РФ» № 273 ФЗ от 29.12.12г с последующими изменениями и дополнениями; 3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 года №АФ-150\06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»; 4. Приказа МО РФ от 10.04.2002 года № 29 \2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»; 5. Приказ № 373 от 06.10.2009г. об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; 7. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2015 N 35915); 8. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 «О внесении изменений во ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937); 9. Письмо Министерства образования РФ № 2 от 14.12.2000 г. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». 10. Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с речевыми нарушениями (вариант 5.2) МАОУ СОШ № 11 им. В. И. Смирнова. Характеристика группы детей слабослышащих и позднооглохших (вариант 2.1). Слабослышащие дети – дети с частичным нарушением слуха, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. У слабослышащих - степень потери слуха не лишает их самой возможности естественного освоения речи, но осваиваемая при сниженном слухе речь обычно имеет ряд специфических особенностей, требующих коррекции в процессе обучения. Эти дети слышат не хуже, а иначе. Такие дети составляют весьма неоднородную группу (по состоянию слуха, речи и по многим другим параметрам). Объясняется это чрезвычайным многообразием проявлений слуховой недостаточности, большим спектром тугоухости, разными уровнями сформированности навыков слухового восприятия. Дефицит слуховой информации порождает различные отклонения в речевом развитии, которое зависит от многих факторов, таких как степень и сроки снижения слуха, уровень общего психического развития, наличие педагогической помощи, речевая среда, в которой находился ребёнок. Многообразные сочетания этих фактов обусловливают вариативность речевого развития. Многие слабослышащие школьники не понимают обращенной к ним речи и ориентируются в общении на такие факторы, как действия, естественные жесты и эмоции взрослых. Дети с легкой и средней степенью тугоухости могли бы понимать окружающих, но нередко их восприятие речи 2 приобретает искажённый характер из-за неразличения близких по звучанию слов и фраз. Искажённое восприятие речи окружающих, ограниченность словарного запаса, неумение выразить себя все это нарушает общение с другими детьми и со взрослыми, что отрицательно сказывается на познавательном развитии и на формировании личности детей. Вместе с тем, по мере взросления постепенно развиваются и умение поддерживать речевой контакт, и способ-ность к оценке собственных действий и поступков. Причины нарушений слуха: - наследственные (генная предрасположенность родителей) инфекционные заболевания матери (краснуха, грипп, герпес, токсоплазмоз, цитомегаловирус) и токсикоз во время беременности; лечение матери в период беременности или ребенка раннего возраста лекарственными препаратами, негативно влияющими на слуховой нерв (стрептомицин, канамицин, гентамицин и др.); недоношенность (роды ранее 32-й нед. Беременности), родовая травма, асфиксия новорожденного; вирусные и инфекционные заболевания менингит, энцефалит, скарлатина, тяжелые формы кори и гриппа);острый и хронический отит, который является наиболее частой причиной сенсоневрального снижения слуха; черепно- мозговые травмы ребенка. Глухие дети реагируют на голос повышенной громкости у уха, ноне различают ни слов, ни фраз. Для глухих детей использование слухового аппарата или кохлеарного импланта обязательно. Но все равно глухие дети испытывают трудности в восприятии и понимании речи окружающих. Им необходима длительная систематическая коррекционная работа. Слабослышащие (тугоухие) дети имеют разные степени нарушения слуха: 1-ая степень – ребенку доступно восприятие речи разговорной громкости на расстоянии 6 м и более, и даже шепот. Общаются дети при помощи устной речи. 2-ая степень – ребенок воспринимает разговорную речь на расстоянии менее 6 м, некоторые дети – также шепотную – до 0,5 м. Могут испыты-вать затруднения при восприятии и понимании речи в тихой обстановке. Необходимо обязательное использование слуховых аппаратов на уроке. Дети общаются при помощи устной речи, при этом она имеет специфические особенности. 3-я степень - дети воспринимают речь разговорной громкости неразборчиво на расстоянии менее 2 м, шепот – не слышат. Необходимо постоянное использование слуховых аппаратов для общения с окружающими и успешного обучения. Развитие устной речи у этих детей возможно при условии специальной систематической коррекционной работы с сурдологом и логопедом. 4-ая степень – у детей восприятие речи разговорной громкости неразборчиво даже у самого уха, шепот не слышат. Понимают речь при наличии слухового аппарата, когда видят лицо говорящего и тема общения понятна. Им показано слухопротезирование. Устная речь развивается только в условиях систематической коррекционно-реабилитационной работы. Существует три способа восприятия речи детьми с нарушением слуха: слухо-зрительный, слуховой, зрительный. При любом снижении слуха ребенок начинает активнее пользоваться зрением. Для полноценного понимания речи говорящего школьники с нарушением слуха должны видеть лицо говорящего, губы и слышать его с помощью слухового аппарата. Это и есть основной способ восприятия устной речи детьми с нарушением слуха – слухо-зрительный. Слуховой способ восприятия речи, при котором ребенок слушает, не глядя на собеседника, доступен только детям с незначительной степенью снижения слуха. (слабослышащие 1 ст.) Зрительный способ восприятия речи чаще используют глухие дети, которые по артикуляции собеседника частично воспринимают и понимают речь. Однако зрительное восприятие глухими детьми речи собеседника затруднено, т.к. не все звуки можно прочитать по губам. Например, звуки М, П, Б ребенок «видит» одинаково и различить их может только при « подключении слуха»; звуки К, Г,Х не « видны» совсем - слова КОТ, ГОД, ХОД ребенок «видит» одинаково. Для того чтобы понять сказанное, он должен научиться по едва улавимым признакам угадывать произносимое собеседником и мысленно дополнять невидимые элементы речи. Слабослышащие дети затрудняются в понимании речи по ряду причин: особенности анатомического строения говорящего; специфика артикуляции говорящего (нечетка, быстрая артикуляция и др.); - маскировка губ – усы, борода и др.; тембровая окраска голоса говорящего; место расположения говорящего по отношению к ребенку (спиной или боком к ребенку); неполное «слышание» даже со слуховым аппаратом; пробелы в овладении языком; участие в разговоре двух или более собеседников; 3 отсутствие или неисправность слухового аппарата. Глухие дети могут овладевать речью только в процессе специального коррекционного обучения. Слабослышащие могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени, накапливать словарный запас и овладевать устной речью. В целом, у данной категории детей отмечаются различные речевые расстройства: разнообразные нарушения звукопроизносительной стороны речи: смешение, искажение, замена и отсутствие звуков; нарушения фонематического слуха; специфические особенности усвоения лексической системы языка; нарушения грамматического строя, связанные с лексическими и фонетикофонематическими нарушениями, так как их формирование осуществляется как единый процесс; нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения. В письменной речи преобладает дисграфия, в устной речи дислексия. Эти ошибки вызваны общим снижением слуха и нарушением слухового восприятия, и как следствие нарушением фонематического слуха, неумением выполнить мыслительные операции, необходимые для сравнения слова со слуховыми и зрительными образами. 4 II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА Данная программа адресована для обучающихся первых классов (слабослышащих и позднооглохших, вариант 2.1), имеющих общее недоразвитие речи (далее ОНР) 3-4 уровня, фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФН). В ходе реализации программы учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Программа построена с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей обучающихся, тесной преемственности между уроками русского языка, чтения и логопедическими занятиями. Данный курс направлен на формирование у детей речевой и мыслительной деятельности, на развитие коммуникативной компетенции, обеспечивающей свободное владение разговорным языком в разных сферах и ситуациях общения, готовность и способность к речевому взаимодействию. Целью программы коррекционного курса являются: максимальное использование и развитие слуховых возможностей обучающихся для формирования и развития устной речи как средства общения и познания окружающей действительности в условиях усиленного компонента слухоречевой среды, направленного на развитие и коррекцию речевого слуха. Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности слабослышащих обучающихся. В ходе реализации программы важным является решение следующих задач: – формирование, развитие и использование способностей воспринимать устную речь на слух с индивидуальным слуховым аппаратам и без, исключая зрение; – развитие речевого слуха на основе коррекции и формирования речевого поведения с активным использованием слухового и слухо-зрительного восприятия устной речи; – развитие и использование слухо-зрительной основы для восприятия устной речи; – обогащение слуховых представлений об окружающей действительности посредством использования аудиозаписей; – формирование естественной, фонетически внятной, грамотной, членораздельной, максимально выразительной устной речи как средства коммуникации. Механизмом реализации данной программы является системные тематические занятия, которые проводятся в течение всего учебного года во внеурочное время и в процессе которых формируется навыки правильного звукопроизношения, последовательного введения поставленных звуков в слоги, слова, предложения, использование в повседневной жизни. Методы и приемы, используемые при организации коррекционно-развивающей работы: 1. Комплекс наглядных методов обучения и воспитания. Наглядные методы предполагают использование пособий (плакатов, таблиц, схем, картин и т.д.), демонстрацию приборов, опытов, кинофильмов, компьютерных презентаций и т.д., обеспечивающих полисенсорную основу восприятия информации. 2. Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с нарушениями слуха Практические методы обучения (метод упражнений, практические работы, игра и др.) используются в процессе обучения для расширения их возможностей познания действительности, формирования предметных и универсальных компетенций. 3. Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей. Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) имеют наибольшую специфику в процессе обучения детей с нарушениями слуха и на первых этапах обязательно сочетаются с наглядными и практическими методами. Этот метод направлен на расширение и пополнение словарного запаса детей с нарушениями слуха, раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений уже известных. Принципы: 1. Соблюдение интересов ребенка. 2. Учет особенностей развития и коррекции нарушений слабослышащих обучающихся. 3. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном 5 процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие. 4. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. 5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. 6. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Программа предусматривает проведение логопедических занятий с использованием межпредметных связей: психология (развитие зрительной памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения), чтение, письмо, окружающий мир, развитие речи и др. Работа логопеда с родителями осуществляется путем личного контакта родителями, участия в родительских собраниях, консультации, рекомендации для родителей, вовлечение родителей в речевую работу с детьми. Родители следят за речью ребенка в домашних условиях. Направления и содержание коррекционной работы Диагностическая работа включает: - своевременное выявление детей с речевыми нарушениями; -диагностику отклонений в речевом развитии, определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося, выявление его резервных возможностей; - определение оптимального педагогического маршрута; - планирование коррекционных мероприятий, разработка программы коррекционной работы; - оценка динамики развития и эффективность коррекционной работы; Одним из основных принципов диагностики нарушенного речевого развития является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка. В качестве источников диагностического инструментария используется тестовая методика, предложенная Т.А. Фотековой. Коррекционно-развивающая работа включает: Работа по слухоречевому развитию слабослышащих осуществляется на основе дифференцированного подхода к обучению с учетом их индивидуальных возможностей, характера и степени нарушения слуха, резервов развития слуховой функции, состояния восприятия и воспроизведения устной речи. Работа по развитию слухоречевых навыков предусматривает: интенсивное развитие речевого слуха; - развитие связной (письменной и устной) речи; - формирование навыков коммуникативного общения; -выработку слухозрительной основы для восприятия устной речи (как с помощью слухового аппарата, так и без него; -усиление слухового компонента в слухозрительном восприятии устной речи; -обогащение и уточнение представлений о речевых и неречевых звуках; -совершенствование навыков речевого общения как одного из важнейших факторов их социальной адаптации. Консультативная работа включает: Обеспечение непрерывности специального сопровождения слабослышащих обучающихся и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся: - выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы со слабослышащими обучающимися единых для всех участников образовательного процесса (школьный ППк); - консультирование педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы со слабослышащими; 6 - консультативную помощь родителям (законным представителям) в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребенка. Информационно - просветительская работа Информационно-просветительская работа, направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Информационная работа включает: -различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения слабослышащих обучающихся; -проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей слабослышащих обучающихся; - проведение индивидуальных консультаций с целью повышения родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Организационные формы коррекционно-развивающей работы: Формирование слуха и произносительной стороны речи (индивидуальные занятия) Цель индивидуальных занятий: слухоречевое развитие обучающихся, овладение речью как средством общения и познания окружающего мира, создание условий для активизации собственного потенциала слабослышащих и позднооглохших обучающихся. Задачи: формирование и развитие речевого слуха; формирование произносительной стороны речи; развитие речи и языковой способности как важнейших условий реабилитации и социализации слабослышащих и позднооглохших обучающихся. Структура индивидуального занятия: I часть - формирование произносительной стороны речи. Коррекционно-развивающие задачи: - развитие подвижности артикуляционного аппарата; - автоматизация произношения звука в начальной, конечной и интервокальной позициях на материале слогов, слов, предложений, текста; дифференциация звуков; - формирование фонетически внятной, выразительной устной речи учащихся, соблюдение ими словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии. II часть - формирование речевого слуха. Коррекционно-развивающие задачи: - развитие речевого слуха учащихся (с индивидуальными аппаратами и без них) на различном речевом материале (тексты разных жанров и стилей, фразы разговорно-обиходного характера, словосочетания и отдельные слова); -закрепление произносительных навыков на речевом материале занятия. 7 III. МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Данный курс относится к внеурочной деятельности и является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей области в структуре учебного плана МАОУ СОШ №11 им. В. И. Смирнова г. Томска. Программа коррекционного курса рассчитана на один год обучения (66 ч – в 1 классе). Логопедические занятия проводятся два раза в неделю. В соответствии с рекомендациями СанПиН (24.22821-10, с изменениями от 24.11.2015г. № 81) продолжительность подгрупповых занятий может варьироваться, но не должна превышать больше 40 минут, индивидуальных занятий 20-25 минут. Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей. В программе учтены индивидуальные особенности и уровень речевого развития каждого ребенка. Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально и зависит от индивидуальных психо-физиологических особенностей обучающихся, тяжести и структуры их дефекта. Определение результативности проводится в начале и в конце коррекционного периода по «нулевым» и итоговым срезам. Диагностика проводится с 01 сентября по 15 сентября. Коррекционный период начинается с 20 сентября. Рабочая программа способствует созданию условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в т.ч. на обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся. Содержание программы предусматривает максимальное использование и развитие слуховых возможностей обучающихся для формирования и развития устной речи как средства общения и познания окружающей действительности в условиях усиленного компонента слухоречевой среды, направленного на развитие и коррекцию речевого слуха; создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности слабослышащих обучающихся. 8 IV. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения, поэтому логопедические занятия способствуют формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе коррекционно–логопедического обучения у учащиеся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На занятиях данного курса обучающиеся получают не только знания об окружающих их предметах, временах года, нормах общения, но и практическую речевую подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На этих занятиях ведётся работа по развитию диалогической и монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Формируется позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Общими ценностными ориентирами в достижении предметных результатов освоения содержания коррекционного курса выступают: сформированность психофизиологических механизмов, лежащих в основе произносительной речи (сенсомоторных операций порождения речевого высказывания); - нормативное/компенсированное произношение звуков русского языка во взаимодействии между звучанием, лексическим значением слова и его графической формой; - осознание единства звукового состава слова и его значения; - сформированность умений осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова; - сформированность понятия слога как минимальной произносительной единицы, усвоение смыслоразличительной роли ударения; - сформированность умений воспроизводить звукослоговую структуру слов различной сложности (как изолированно, так и в условиях контекста); - осознание эмоционально-экспрессивной и семантической функции интонации, умение пользоваться выразительной речью в соответствии с коммуникативной установкой; - сформированность речевых предпосылок к овладению чтению и письмом. 9 V. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Личностные результаты: - умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели; - выбор средств общения, использование речевых конструкций, форм, типичных для разговорной речи; - владение достаточным запасом фраз и определений; представление об особых способах коммуникации людей с нарушением слуха между собой; - приобретение навыков социокультурной адаптации, включая понимание жизненных ситуаций, в которых звучит музыка, используются различные виды музыкально-исполнительской деятельности; - развитие эстетического взгляда на мир, духовно-нравственных и этических чувств, эмоционального отношения к искусству, уважения к культурным традициям своего народа и других народов мира; - продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками на основе словесной речи при решении творческих задач; - развитие мотивов овладения устной речью, достижения высоких результатов в области ее восприятия и воспроизведения, активной устной коммуникации. Предметные результаты: - умение на слух и слухо-зрительно воспринимать речь окружающих, а также умение использовать ее при коммуникации; - контроль за собственным произношением; - освоение фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи; - соблюдение в речи словесного и логического ударений, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии; - восприятие на слух (с аппаратами) слов, словосочетаний и фраз обиходно-разговорного характера, материала, относящегося к организации учебной деятельности, а также связанного с изучением учебных предметов; - достаточно свободное слухо-зрительное восприятие отработанного речевого материала, его воспроизведение внятно, выразительно и достаточно естественно, реализуя произносительные возможности; - освоение словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; - умение строить связные, грамматически правильно оформленные высказывания. Метапредметные результаты: - применение речевых средств при решении коммуникативных и познавательных задач в различных видах деятельности; -участие в совместной деятельности со взрослыми и детьми на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания, готовность к распределению функций и ролей в процессе деятельности, ответственность за ее результаты; - готовность к планированию, контролю и оценке собственных действий, понимание их успешности причин неуспешности, коррекции собственных действий; - готовность к логическим действиям – анализу, сравнению, синтезу, обобщению, классификации; - активная реализация сформированных умений и навыков в устной коммуникации во внеурочное и внешкольное время при общении с разными людьми, в том числе имеющими нарушение слуха и слышащими взрослыми и сверстниками. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: 10 В ходе реализации программы обучающиеся получат возможность научиться: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; строить свои отношения на основе уважения и признания. уметь осуществлять выбор из нескольких вариантов. уметь работать совместно в группе для достижения общей цели. планировать свои действия, работать по плану, корректировать свою деятельность ; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное; задавать вопросы слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные УУД: В ходе реализации программы обучающиеся получат возможность научиться: Говорить фонетически внятно, членораздельно, выразительно. Производить фонетический разбор; делить слова на слоги, определять количество звуков и слогов в словах различной слоговой структуры, определять характер звуков – гласные (ударные, безударные), согласные (звонкие, глухие, твердые, мягкие), соотносить кол-во звуков и букв в словах; Образовывать в предложении нужную форму слова. Использовать в предложении слова различных частей речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие), устанавливать связь между ними по вопросам Отвечать, используя слова вопроса. Проводить фонематический анализ (определять последовательность, количество, позицию звука). извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); Коммуникативные УУД: В ходе реализации программы обучающиеся получат возможность научиться: 1. При осуществлении речевой деятельности: участвовать в элементарных диалогах (этикетном, диалоге-расспросе, диалогепобуждении), соблюдая нормы речевого этикета; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; 2. При работе с лексическим материалом: узнавать изученные объекты и явления окружающего мира, описывать их существенные признаки на основе предложенного плана. 3. При проведении анализа слов и предложений: различать терминологию «звуки и буквы», «слог, слово, предложение», знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. пользоваться символами, схемами, таблицами, алгоритмами для решения различных коммуникативных задач 11 4. При работе с сюжетными и предметными картинками: рассматривать, последовательно выкладывать, определять главную идею и составлять предложения и небольшие рассказы по предложенному материалу, выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач, выписывать из текста слова, словосочетания и предложения. 5. При работе с текстом: использовать элементы текста для поиска нужной информации, оценивать уместность использования слов в тексте. делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования; формулировать основную мысль текста; освоить технологии критического мышления; самостоятельно осваивать незнакомый текст; аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции; выделять нужные фрагменты в тексте. Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений развития. Для оценки результатов используется метод экспертной оценки, в том числе с учётом мнения родителей (законных представителей). Состав экспертной группы: - классный руководитель; - учитель-логопед; - педагог-психолог; - социальный педагог; - зам. директора – куратор параллели. Основной формой работы участников экспертной группы является ППк. Критерии оценки: 0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла – хорошее продвижение; 4 балла - значительное продвижение. Оценка результатов освоения слабослышащим или позднооглохшими обучающимися программы коррекционной работы (вариант 2.1) позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию. В целях оценки результатов освоения слабослышащим или позднооглохшими обучающимися программы коррекционной работы целесообразно использовать стартовую, текущую и финишную оценку. Стартовая экспертная оценка позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся, выявить исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь. Текущая экспертная оценка используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения обучающегося на начальной ступени образования. При использовании данной формы оценки можно использовать экспресс-диагностику речевых показателей, разработанную Фотековой, состояние которых позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) обучающихся в освоении планируемых результатов овладения программой логопедической 12 работы. Данные экспресс-диагностики выступают в качестве ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной программы логопедической работы или внесения в нее определенных корректив. Целью финишной оценки, приводящейся на заключительном этапе (окончание учебного года, окончание обучения на начальной ступени школьного образования), выступает оценка достижений обучающегося с ТНР в соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися программы коррекционной логопедической помощи. Предметные результаты освоения содержания коррекционного курса «Произношение» определяются уровнем речевого развития, степенью выраженности, механизмом речевой/языковой/коммуникативной недостаточности, структурой речевого дефекта слабослышащим или позднооглохшими обучающихся. 13 VI. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА Диагностика. В первые и последние две недели учебного года проводиться логопедическое обследование (в начале и конце учебного года; в середине года предусмотрено выполнение контрольных заданий по пройденному материалу). Постановка звука Формирование навыков правильного произношения начинается с использования неречевых упражнений, предполагающих развитие орального праксиса. Они включают комплекс артикуляционной гимнастики, изучение артикуляции звуков (постановку звуков) и слоговые упражнения. Эти виды предусматривают в основном развитие моторики органов артикуляционного аппарата. Развитие фонематического восприятия очень тесно связано с артикуляционными упражнениями. Дети учатся слышать разницу между фонемами, т. е. дифференцировать их на слух, опираясь на артикуляционные и акустические признаки звуков. Автоматизация звука – это этап интеграции, где дети приобретают навыки соединения фонемы в коротких высказываниях в соответствии с позиционными условиями. Дальнейшая работа по автоматизации поставленного звука - это переход правильного произношения в привычное настолько, что оно не требует специального времени и обеспечивается двумя категориями факторов: бессознательными – посредством слушания (аудирования) и воспроизведения (говорения) и сознательными – посредством усвоения фонологических признаков звуков и особенностей их артикуляционного уклада. Дифференциация звука. Программа курса предусматривает: - определение наличия данного звука в слове, его позиции по отношению к началу, середине или концу слова; -определение линейной последовательности и количества звуков в слове; -различение слов, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; - различение близких по звучанию, но разных по значению слов; - совершенствование умения различать на слух длинные и короткие слова; - учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных. Усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры. Просодика Обучение технике нижнедиафрагмального дыхания, сознательному регулированию его ритма, правильному соотношению вдоха и выдоха, распределению выдоха на определенные речевые отрезки. Развитие умения регулировать темп речи в зависимости от содержания высказывания, с учетом пауз между речевыми отрезками. Развитие интонационной выразительности речи включающую в себя: мелодику (повышение и понижение голоса при произнесении фразы), фразовое и логическое ударения (выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения в зависимости от смысла высказывания), тембр речи (звуковую окраску, отражающую эмоциональные оттенки) Развитие связной речи и речевого общения Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца. Обучение составлению рассказа-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связному рассказу о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной 14 картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану. Развитие навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. Развитие коммуникативной функции речи. 15 VII. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВЕНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАСС 2 часа в неделю – всего 66 часов № раздела Разделы 1-2 Диагностика 3-8 - группа свистящих С-Сь, З-Зь, Ц; - группа шипящих звуков Ш-Ж-Щ-Ч; группа сонорных звуков Л-Ль, Р-Рь, Й 9-14 15-22 23-27 -свистящие; 28-32 - шипящие; 33-37 - аффрикаты; 38-42 - соноры 43-44 твердые –мягкие свистящие звуки; Виды учебной деятельности Речевое обследование устной и предпосылок письменной речи - развитие артикуляционных движений губ, языка - формирование речевого дыхания, длительности и плавности речевого выдоха. - развитие синхронности речевого дыхания и голоса - уточнение правильной артикуляции отрабатываемого звука; - вызывание (постановка) изолированного звука; - первичное закрепление правильного изолированного звучания отрабатываемых фонем Последовательное введение поставленного звука в речевые конструкции: - автоматизация в слогах (прямые, обратные, со стечением); - автоматизация в простых и сложных словах (односложные, двусложные, трёхсложные, со стечением согласных, и др); - автоматизация в словосочетаниях и предложениях. Дифференциация групп звуков К-во часов 2 6 6 8 5 5 5 5 2 Дифференциация акустически сходных или смешиваемых звуков в слогах, словах, словосочетаниях, простых предложениях. 45-46 звонкие-глухие свистящие звуки; 47-48 звонкие-глухие щипящие звуки; Дифференциация оппозиционных звуков в чистоговорках, потешках, стихах, скороговорках 49-50 свистящие-шипящие звуки; Дифференциация всех отрабатываемых звуков в свободной фразе, текстах, разговорной речи. 51-52 аффрикатные звуки Ц-Ч, Ц-Т, Ч-Т, Ч-Щ 2 53-54 сонорные звуки -твердые-мягкие; - оппозиционные 2 2 2 2 Просодика 55-56 Развитие речевого дыхания: - дифференциация носового и ротового вдохов2 выдохов. - распределить длину выдоха на произношение таблицы гласных и, э, а, о, у, ы; - на выдохе произносить слоговые цепочки, постепенно 16 увеличивая количество слогов. - сочетать выдох с произнесением согласных звуков ТРРРР…, ДРРРР… . -воспроизведение простых ритмов ( // - // ) ( / - // - / - //) - воспроизведение простых стихотворных текстов в заданном темпе - развитие силы, высоты и тембра голоса с использованием игровых упражнений (скажи голосом Маши, голосом Медведя). –различение тембра и звуковой окраски голоса, отражающей эмоциональные оттенки («грустный, веселый, мрачный» тембр и т. п.) - ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания; -чередование ударных и безударных слогов. - ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками Интонация - упражнения для формирования навыка фразового и логического ударения: – выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения в зависимости от смысла высказывания; – воспроизведение слоговых цепочек со сменой ударения (ША-ша-ша, ша-ША-ша, ша-ша-ША). - интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений воспроизводить предложения и короткие стихотворные отрывки с отработанными звуками Развитие связной речи и речевого общения 4 63-64 Предложение. Текст. 2 65-66 Диагностика 57-60 61-62 Итого Темпо-ритмическая организации речи: - установление временной последовательности событий и составление предл. по образцу(Сначала…, а потом…) - обучение вопросно-ответной форме общения; - понимание предложных конструкций выражающих поручение, приветствие, благодарность, приказание. - составление диалогов по теме: в магазине, на рынке (используя консрукции «Сколько стоит, сколько взвесить, пожалуйста, спасибо») Речевое обследование устной и предпосылок письменной речи 2 2 66 17 VIII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАОУ СОШ № 11 им. В. И. Смирнова имеет надлежащую материально-техническую базу, позволяющую обеспечить коррекционно-развивающую среду, в виде логопедического кабинета, соответствующего требованиям СанПиН, Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14. 12. 2000 г.№2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и оборудованного в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Столы с зеркалами Зеркала для индивидуальной работы Спирт, вата, спиртовые салфетки Настенные часы Магнитная доска Наборное полотно Столы для детей Детские стулья Шкафы для хранения пособий Стол для логопеда Демонстрационные материалы и плакаты Технические средства 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12 . 13. Компьютер Колонки Аудиозаписи (звуки улицы, природы — шум дождя, ветра, моря и т. п.) Тренажер «Звуковой анализ слов» Материал для работы над звуковой культурой речи Картотека наглядного материала для автоматизации и дифференциации звуков (на все звуки). Комплексы артикуляционной гимнастики. Демонстрационные фото артикуляционных упражнений. Картинки-символы артикуляционных упражнений. Картинный и речевой материал для работы над звуко-слоговой структурой и звуконаполняемостью. Игра «Читаем и составляем слова» Игра «Угадай слово по первым звукам» Игра « Времена года» Звукотаблицы Игры на развитие фонематического слуха «Твердые согласные звуки» 2 части Игры для автоматизации произношения звуков [Б] [Б '] [П] [П '] Игры «Буква-сестрички», «Речевая тропинка», «Десять гласных подружек» Лото «Веселые звуки» Материал для работы над внеречевыми процессами 1 2 Игры для развития мелкой моторики Игры для развития внимания, памяти, мышления, сенсорики 18 Материал для работы над словарем, лексико-грамматическим строем речи, формированием связной речи 1 2 3 4 5. 6. 7. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Демонстрационные (предметные и сюжетные) картинки по лексическим темам. Игры для закрепления обобщающих понятий («Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Подбери картинку»). Игры для названия частей целого предмета («Целое и часть»). Материал для усвоения категории числа («Один - много») Материал для усвоения категории рода («Какая? Какой? Какое?»). Опорные картинки для составления сюжетных рассказов. Схемы для составления описательных рассказов. Материал для предупреждения нарушений письма и чтения Альбом упражнений «Учусь работать с текстом» Е.В. Мазанова Альбом упражнений «Учусь работать со словом» Е.В. Мазанова Альбом упражнений «Учусь не путать звуки» 2 части Е.В. Мазанова Альбом упражнений «Учусь не путать буквы» 2 части Е.В. Мазанова Задания по развитию звукового анализа и синтеза Задания на закрепление навыков по дифференциации парных глухих и звонких согласных в словах. Задания по развитию звукового анализа и синтеза Задания на совершенствование фонематического восприятия Тренажер по русскому языку для учащихся 2-4 классов «Безударные гласные, проверяемые ударением» Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографиии у младших школьников часть1, 2М.: Редкая птица,2017 19 Приложение №1 Список используемой литературы при составлении программы и организации учебного процесса Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. – М.: Просвещение,1994. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М.: Академия, 2002. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: 1983. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис. - М., 1963. Бурова Н.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями слуха в условиях инклюзивного обучения : методические рекомендации педагогам дошкольных, школьных образовательных учреждений / Н.И. Бурова. – Челябинск : Издво ЦИЦЕРО, 2017. – 70 с. 6. В.Б.Галкина, Н.Ю.Хомутова. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук.- ж. «Дефектология» 1999,№3 7. Вилыианская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого- медикопедагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. - М.: Генезис, 2012. 8. Власова Т.М., Пфафендрот А.Н., Фонематическая ритмика. – М.: Просвещение, 2003. 9. Волкова К. А. Методика обучения глухих детей произношению /К. А. Волкова, В. Л. Казанская, О. А. Денисова. - М.:ВЛАДОС, 2008 10. Волкова К. А. Методика обучения глухих детей произношению /К. А. Волкова, В. Л. Казанская, О. А. Денисова. - М.:ВЛАДОС, 2008 11. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. 12. Выготский Л.С. Проблемы развития в структурной психологии. // Основы психологического развития. – М.: 1994. 13. И.И. Ермакова. Коррекция речи и голоса у детей и подростков,- М: Просвещение, 1996. 14. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения // Под ред. М.Р. Боскиса – М.: Педагогика, 1989. 15. Королевская Т. К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей/ Т. К. Королевская, А. Н. Пфафенродт. - М.: ВЛАДОС, 2004. Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. М., 2004. 16. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2004. 17. Михаленкова И.А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха. –СПб: 2004, Речь. 18. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. – М.:В ЛАДОС, 2001. 19. Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М.: Просвещение, 1999. 20. Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М.: Просвещение, 1999. 21. Основы коррекционной педагогики. Учебно – методическое пособие / Авторы – сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. –Саратов: 1999. 22. Психология глухих детей // Под ред. И.М. Соловьева. – М.,1971. 23. Психология ощущений и восприятия. // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер,В.В. Любимова, М.Б. Михалевской, Изд. ЧеРо. – М.: 1999. 24. Рау Е.Ф. О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи. – М., Изд-во АПН РСФСР, 1990. 25. Речицкая Е. Г. Сурдопедагогика / Е. Г. Речицкая. – М.: Книга потребованию, 2010. – 656 с. 1. 2. 3. 4. 5. 20 26. Сводина В.И. Интегрированное воспитание дошкольников с нарушенным слухом // Дефектология, 1998, №6. С. 38-41 27. Хрестоматия по общей психологии // Под ред. Т.П. Остапишиной. Психология мышления. – М.: 2003. 28. Шипицына Л. М. Актуальные аспекты интегрированного обучения детей с проблемами развития в России // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. СПб., 1996. С. 19-30. 29. Шипицына Л. М., Панир М., Смет Б. и др. Специальное обучение в России и Фландрии: сходства и различия. СПб., 1998. 56 с 30. Шипицына Л. М., Рейсвейк К. Навстречу друг другу: пути интеграции. СПб., 1998. 130с. 21 Приложение №2 Рекомендации, позволяющие организовать деятельность учителя по прогнозированию и преодолению трудностей ребенка с нарушенным слухом на уроке 1) В связи с тем, что темп работы детей с нарушениями слуха замедлен, давайте больше времени для выполнения заданий, особенно письменных. 2) В любой ситуации обучения подавайте информацию таким образом, чтобы ребенок мог ее воспринимать обязательно с использованием своего зрения. 3) Каждая ситуация должна быть ситуацией общения в контексте осуществления какого-то общего дела, действия. Поэтому каждое новое слово, чтобы включиться в активную речь детей, должно мотивироваться конкретной ситуацией дела, общей со сверстниками работой. 4) В любой ситуации отдавайте приоритет самостоятельному выполнению заданий. 5) В любой ситуации включайте ребенка в диалог. 6) При смене видов деятельности или задания убедитесь, что ребенок Вас понял (например, используйте прием «повтори, что ты будешь делать», «расскажи ребятам, что надо сделать»). - Повторяйте основные положения предлагаемого материала несколько раз, при этом просите ребенка с нарушенным слухом повторять за учителем. - Ставьте вопросы четко, кратко, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не торопите их с ответом, дайте время на обдумывание. - Во время беседы или урока используйте способы оперативной помощи ребенку с нарушением слуха: повторите фразу, напишите ключевое или непонятое слово; напишите всю фразу. - Используйте по максимуму площадь доски. Выносите часть учебного материала на школьную доску. Ребенку с нарушением слуха легче один раз увидеть, чем сто раз услышать. Используйте как можно шире иллюстративный материал. - Ребенок с нарушением слуха обязательно должен иметь возможность поворачиваться к говорящему, это не нарушение дисциплины, а необходимость (зрительная поддержка восприятия звуковой информации). - Если отвечают одноклассники или беседа на уроке ведется в режиме диалога, обращайте внимание слабослышащего учащегося на говорящих (установка постоянно поворачиваться к ним лицом) – это оптимальные условия восприятия речи (слуховое и слухо-зрительное восприятие). 22