Геометрия вокруг нас

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности (дополнительного образования) «Геометрия
вокруг нас» предназначена для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.1)
1-4 классов МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас»
составлена на основе следующих документов и материалов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
 Закон Томской области от 12.08.2013 года № 149 – ОЗ «Об образовании в Томской
области»
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержден
приказом Минобрнауки от 19.12.2014 г. №1598;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования».
 Фундаментальное ядро содержания общего образования; программы развития и
формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование
российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями,
составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования.
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(Распоряжение Правительства РФ от 29.0.2015 № 996 –р)
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09 – 1672 « О
направлении методических рекомендаций «О внеурочной деятельности и реализации
дополнительных общеобразовательных программ»
 Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий (Приложение № 1 к письму
Минпросвещения России от 7 мая 2020 года № ВБ-976/04)
 Приказ МОиН РФ от 6.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС
НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 15785), в ред.
изменений
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья“
(зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528);
- АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.1) МАОУ
СОШ № 11 им. В.И. Смирнова г. Томска
Категория обучающихся, на которых ориентирована программа (слабослышащие и
позднооглохшие обучающихся) - это дети, имеющие недостатки в развитии,
подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания
специальных условий.
Вариант образовательной программы для слабослышащих и позднооглохших
обучающихся определяет психолого-медико-педагогическая комиссия г. Томска на
основании их комплексного психолого-медико-педагогического обследования.

Вариант обучения 2.1 предполагает, что обучающийся с ОВЗ получает образование,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию слышащих сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения.
При реализации программы обязательной является систематическая специальная и
психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива
и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются:


удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с
нарушением слуха;



коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;



развитие слухозрительного и слухового восприятия и произносительной
стороны речи;



развитие сознательного использования речевых возможностей в разных
условиях общения для реализации полноценных социальных связей с
окружающими людьми.

Психолого-педагогическая поддержка предполагает:





помощь в формировании полноценных социальных (жизненных) компетенций;
развитие адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассникам
и другими обучающимися, родителями;
работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в
классе, школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки;
создание условий успешного овладения учебной деятельностью с целью
предупреждения негативного отношения обучающегося к ситуации школьного
обучения в целом.

Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса,
при изучении предметов учебного плана и на индивидуальных занятиях, где осуществляется
слухоречевое развитие, коррекция произношения, нарушений устной и письменной речи,
препятствующих полноценному освоению программы по всем предметным областям,
формированию полноценной речемыслительной деятельности.
Цели курса:
- расширять и

углублять

знания и

способы

геометрическому

материалу,

формировать умения

действий

по

моделировать геометрические

фигуры, геометрические тела, выявлять их свойства, моделировать несложные объекты
окружающего мира;
- развивать логическое и алгоритмическое мышление, пространственное воображение детей,
умение

соотносить

изученные

геометрические

фигуры

с

объектами

окружающей

действительности и, наоборот, узнавать в окружающих объектах изученные геометрические
фигуры и их сочетания;

- расширять геометрический кругозор детей, усиливать мотивацию к практическому
использованию полученных геометрических знаний;
развивать навыки творческой самостоятельной работы, формировать умения планировать
последовательность действий при решении прикладных задач геометрического содержания;
-способствовать личностному развитию и росту каждого ребёнка через вовлечение его в
индивидуальную и коллективную познавательную деятельность на занятиях кружка
«Геометрия вокруг нас».
Задачи:
- развивать познавательный интерес к нестандартным способам решения задач, содержание
которых выходит за рамки образовательных программ начального обучения: выявление и
применение свойств диагоналей прямоугольника (квадрата), свойств осевой симметрии,
построение моделей объектов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда (куба),
решение логических и занимательных задач геометрического содержания, разгадывание и
составление геометрических ребусов, использование геометрических игр и др;
- формировать геометрические навыки и развивать пространственное воображение детей
через создание, построение и преобразование моделей различных геометрических фигур
(тел): деление и разрезание фигур на заданные части, составление из полученных частей
новых фигур и объектов с заданными свойствами, изготовление различных объектов по
заданным условиям; формировать умения соотносить геометрические фигуры и объекты
действительности;
- использовать практические способы действий для изучения свойств линейных и
плоскостных фигур (сгибание бумаги, использование счётных палочек – отрезков
одинаковой длины в задачах на преобразования многоугольников, использовать геометрию
листа клетчатой бумаги и др.);
- развивать логическое мышление, формировать умения выполнять сравнение, анализ,
устанавливать закономерность следования фигур в заданном ряду (узоре), выполнять
классификацию фигур по заданным или самостоятельно установленным свойствам, делать
выводы и проводить обобщение;
- формировать личностные качества детей: внимание, наблюдательность, память, мышление,
самостоятельность.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Оказывать помощь в овладении базовым содержанием обучения
2. Развивать коммуникативные навыки, умение устанавливать взаимоотношения с
другими людьми
3. Развивать речевой слух, устную речь, понимание смысла текстов в устной и
письменной формах

4. Способствовать достижению ребенком успеха в различных видах деятельности с
целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного
обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
Данная программа для внеурочной деятельности по курсу «Геометрия вокруг нас»
подготовлена для учащихся 1 – 4 классов и составлена в полном соответствии с
требованиями ФГОС второго поколения. Среди предметов и отдельных разделов учебных
предметов, формирующих интеллектуальное развитие школьников, геометрия занимает
особое место, так как геометрия – это не только один из разделов школьной математики, это,
прежде всего, особая составляющая часть общечеловеческой культуры, которая обладает
своим, очень мощным, методом познания окружающего мира. Внеурочная деятельность,
являясь составляющей частью целостного образовательного и воспитательного процесса,
направлена на достижение планируемых результатов обучения: личностных, предметных и
метапредметных, на развитие личности и особенностей ребёнка. Реализация внеурочной
деятельности предполагает акцентировать внимание на организацию познавательной,
практической и конструктивной составляющей содержания программы, на применение
разнообразных, в том числе, и творческих форм организации внеурочной деятельности,
вызывающих у детей интерес к решению проблемных и прикладных задач геометрического
содержания. Изучение курса будет способствовать развитию мышления, формированию
общих способов интеллектуальной и практической деятельности, характерных для
геометрии, развитию мотивации к освоению и применению геометрических методов
познания окружающей действительности. Этапы реализации программы соотнесены с
годами обучения в начальной школе, что позволило выделить в программе 4 модуля,
соответствующих четырём годам обучения. Такое соотнесение позволяет соблюдать
принцип «от простого – к сложному» и осуществлять взаимосвязь темами, изучаемыми в том
или ином классе. От класса к классу будет увеличиваться объём знаний и умений учащихся,
что позволит им успешнее выполнять нестандартные задания. Программа составлена с
учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста.
Этим объясняется и то, что в качестве основной формы организации внеурочной
деятельности по курсу «Геометрия вокруг нас» может стать кружок познавательной
направленности с аналогичным названием. Занятия кружка будут иметь деятельности
детей: познавательные, учебно-тренировочные, практические, поисковые, игровые.
Каждый из предложенных модулей рассчитан на 34 ч, а весь курс – на 136 ч.
Режим работы – 1 занятие в неделю продолжительностью от 30 мин до 45мин.

1.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

1 класс
В сфере личностных результатов у обучающегося будут сформированы:
 расширенные знания и представления о геометрических понятиях и способах действий в
познании окружающего мира средствами математики;
 начальные представления о целостности окружающего мира, об органичном единстве
его количественных и пространственных отношений;
 начальные представления о связи геометрических понятий с объектами и явлениями
действительности;
 более развитыми станут интерес и мотивация к самостоятельному поиску способов
решения задач, к применению исследовательских методов познания;
 повысится интерес к изучению математики и развитию своих способностей.
В сфере метапредметных результатов:
Регулятивные универсальные учебные результаты.
Обучающийся научится:
 понимать смысл поставленной учебной задачи, предложенной в словесной, табличной
или графической форме, в прямом или косвенном её представлении, а также при
представлении задания в занимательной форме;
 составлять план выполнения заданий, выполнять последовательно намеченные действия
и проводить контроль на этапах выполнения составленного плана;
 оценивать результаты выполнения конкретных заданий и своей деятельности в работе
кружка;
 проявлять больше самостоятельности при выполнении заданий, как в индивидуальной
работе, так и в работе в паре, в группе.
Познавательные универсальные учебные результаты.
Обучающийся научится:
 воспроизводить изученные понятия, свойства, отношения;
 анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать делать выводы,
 проводить классификацию различных объектов по разным признакам;
 находить несколько способов решения учебной задачи; отражать их
 графической форме;
 использовать полученные знания в изменённых условиях, в том числе, при решении
задач практического и прикладного содержания;
 искать и находить способы решения нестандартных задач;

 применять способы выполнения заданий занимательного содержания (лабиринты,
кроссворды, ребусы).
Коммуникативные универсальные учебные результаты.
Обучающийся научится:
-

работать

в

коллективе;

уметь

выслушивать

и

оценивать

различные

предложения по способу решения поставленной задачи; аргументированно формулировать
и отстаивать своё предложение, свой способ выполнения задания, приводить примеры и
контр примеры.
Обучающийся научится:
Используя циркуль и линейку:
 чертить отрезок, равный данному;
 делить пополам заданный отрезок,
 строить треугольник по трём сторонам;
 изготавливать модель правильной треугольной пирамиды;
 Чертить на нелинованной бумаге:
 прямоугольник, используя чертёжный треугольник;
 прямоугольник (квадрат), используя свойства его диагоналей;
 прямоугольник (квадрат), вписанный в окружность;
 делить окружность (круг) на 6 и на 12 равных частей;
 чертить правильный шестиугольник, вписанный в окружность:
Чертить на клетчатой бумаге:
 развёртку прямоугольного параллелепипеда, куба;
 фигуру, симметричную заданной фигуре, предмету;
 восстанавливать чертёж (рисунок) всего объекта по чертежу его половины;
 изготавливать модели: прямого угла, квадрата, прямоугольного параллелепипеда, куба,
правильной треугольной пирамиды;
 изготавливать модели предметов быта, имеющих форму:
 прямоугольника, круга, прямоугольного параллелепипеда,
 чертить оси симметрии геометрических фигур (прямоугольника,
 квадрата, правильного треугольника, правильного шестиугольника);
 чертить оси симметрии на рисунках симметричных фигур, знаков,
 букв, цифр:

 решать нестандартные задачи на: преобразование фигуры по заданным условиям;
деление фигуры на заданные части; составление фигуры из заданных частей, а также с
выбором нужных частей из нескольких заданных.
 Чтение. Работа с текстом
 Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
 Выпускник научится:
 ·находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
 ·определять тему и главную мысль текста;
 ·делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
 ·вычленять

содержащиеся

в

тексте

основные

события

и

устанавливать

их

последовательность; упорядочивать информацию по заданному


основанию;

 ·сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных
признака;
 ·понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы,
схемы, диаграммы;
 ·понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр,
структуру, выразительные средства текста;
 ·использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое,
выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью


чтения;

 ·ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
 Выпускник получит возможность научиться:
 ·использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для
поиска нужной информации;
 ·работать с несколькими источниками информации;
 ·сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
 Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
 Выпускник научится:
 ·пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
 ·формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод;

 ·составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на
поставленный вопрос.
 Выпускник получит возможность научиться:
 ·делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
 Работа с текстом: оценка информации
 Выпускник научится:
 ·оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и
роль иллюстративного ряда в тексте;
 ·на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность
прочитанного, обнаруживать недостоверность


получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих
пробелов;

 ·участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного
текста.
 Выпускник получит возможность научиться:
 ·в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную
(противоречивую) информацию.
 Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
 Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
 Выпускник научится:
 ·использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного
аппарата, эргономичные приёмы работы с
 компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические
упражнения (минизарядку);
 Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения,
цифровых данных
 Выпускник научится:
 ·владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке;
набирать текст на иностранном языке, использовать


экранный перевод отдельных слов.

 Обработка и поиск информации
 Выпускник научится:

 ·описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать
аудиовизуальную и числовую информацию о нём,
 используя инструменты ИКТ;
 ·искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках,
базах данных, контролируемом Интернете, системе
 поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных
источников (в том числе с использованием ссылок);
 Выпускник получит возможность научиться:
 ·грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать,
интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к
информации и к выбору источника информации.
 Создание, представление и передача сообщений
 Выпускник получит возможность научиться:
 ·представлять данные
2 класс
В сфере личностных результатов у обучающегося будут сформированы:
 расширенные знания и представления о геометрических понятиях и способах действий в
познании окружающего мира средствами математики;
 начальные представления о целостности окружающего мира, об органичном единстве
его количественных и пространственных отношений;
 начальные представления о связи геометрических понятий с объектами и явлениями
действительности;
 более развитыми станут интерес и мотивация к самостоятельному поиску способов
решения задач, к применению исследовательских методов познания;
 повысится интерес к изучению математики и развитию своих способностей.
В сфере метапредметных результатов:
Регулятивные универсальные учебные результаты.
Обучающийся научится:
 понимать смысл поставленной учебной задачи, предложенной в словесной, табличной
или графической форме, в прямом или косвенном её представлении, а также при
представлении задания в занимательной форме;
 составлять план выполнения заданий, выполнять последовательно намеченные действия
и проводить контроль на этапах выполнения составленного плана;

 оценивать результаты выполнения конкретных заданий и своей деятельности в работе
кружка;
 проявлять больше самостоятельности при выполнении заданий, как в индивидуальной
работе, так и в работе в паре, в группе.
Познавательные универсальные учебные результаты.
Обучающийся научится:
 воспроизводить изученные понятия, свойства, отношения;
 анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать делать выводы,
 проводить классификацию различных объектов по разным признакам;
 находить несколько способов решения учебной задачи; отражать их
 графической форме;
 использовать полученные знания в изменённых условиях, в том числе, при решении
задач практического и прикладного содержания;
 искать и находить способы решения нестандартных задач;
 применять способы выполнения заданий занимательного содержания (лабиринты,
кроссворды, ребусы).
Коммуникативные универсальные учебные результаты.
Обучающийся научится:
-

работать

в

коллективе;

уметь

выслушивать

и

оценивать

различные

предложения по способу решения поставленной задачи; аргументированно формулировать
и отстаивать своё предложение, свой способ выполнения задания, приводить примеры и
контр примеры.
Обучающийся научится:
Используя циркуль и линейку:
 чертить отрезок, равный данному;
 делить пополам заданный отрезок,
 строить треугольник по трём сторонам;
 изготавливать модель правильной треугольной пирамиды;
 Чертить на нелинованной бумаге:
 прямоугольник, используя чертёжный треугольник;
 прямоугольник (квадрат), используя свойства его диагоналей;
 прямоугольник (квадрат), вписанный в окружность;
 делить окружность (круг) на 6 и на 12 равных частей;
 чертить правильный шестиугольник, вписанный в окружность:

Чертить на клетчатой бумаге:
 развёртку прямоугольного параллелепипеда, куба;
 фигуру, симметричную заданной фигуре, предмету;
 восстанавливать чертёж (рисунок) всего объекта по чертежу его половины;
 изготавливать модели: прямого угла, квадрата, прямоугольного параллелепипеда, куба,
правильной треугольной пирамиды;
 изготавливать модели предметов быта, имеющих форму:
 прямоугольника, круга, прямоугольного параллелепипеда,
 чертить оси симметрии геометрических фигур (прямоугольника,
 квадрата, правильного треугольника, правильного шестиугольника);
 чертить оси симметрии на рисунках симметричных фигур, знаков,
 букв, цифр:
 решать нестандартные задачи на: преобразование фигуры по заданным условиям;
деление фигуры на заданные части; составление фигуры из заданных частей, а также с
выбором нужных частей из нескольких заданных.
 Чтение. Работа с текстом
 Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
 Выпускник научится:
 ·находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
 ·определять тему и главную мысль текста;
 ·делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
 ·вычленять

содержащиеся

в

тексте

основные

события

и

устанавливать

их

последовательность; упорядочивать информацию по заданному


основанию;

 ·сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных
признака;
 ·понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы,
схемы, диаграммы;
 ·понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр,
структуру, выразительные средства текста;
 ·использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое,
выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью


чтения;

 ·ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
 Выпускник получит возможность научиться:
 ·использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для
поиска нужной информации;
 ·работать с несколькими источниками информации;
 ·сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
 Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
 Выпускник научится:
 ·пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
 ·формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод;
 ·составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на
поставленный вопрос.
 Выпускник получит возможность научиться:
 ·делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
 Работа с текстом: оценка информации
 Выпускник научится:
 ·оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и
роль иллюстративного ряда в тексте;
 ·на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность
прочитанного, обнаруживать недостоверность


получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих
пробелов;

 ·участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного
текста.
 Выпускник получит возможность научиться:
 ·в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную
(противоречивую) информацию.
 Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
 Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
 Выпускник научится:
 ·использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного
аппарата, эргономичные приёмы работы с

 компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические
упражнения (минизарядку);
 Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения,
цифровых данных
 Выпускник научится:
 ·владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке;
набирать текст на иностранном языке, использовать


экранный перевод отдельных слов.

 Обработка и поиск информации
 Выпускник научится:
 ·описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать
аудиовизуальную и числовую информацию о нём,
 используя инструменты ИКТ;
 ·искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках,
базах данных, контролируемом Интернете, системе
 поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных
источников (в том числе с использованием ссылок);
 Выпускник получит возможность научиться:
 ·грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать,
интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к
информации и к выбору источника информации.
 Создание, представление и передача сообщений
 Выпускник получит возможность научиться:
 ·представлять данные
3 класс
В сфере личностных результатов у обучающегося будут сформированы:
 расширенные знания и представления о геометрических понятиях и способах действий в
познании окружающего мира средствами математики;
 начальные представления о целостности окружающего мира, об органичном единстве
его количественных и пространственных отношений;
 начальные представления о связи геометрических понятий с объектами и явлениями
действительности;
 более развитыми станут интерес и мотивация к самостоятельному поиску способов
решения задач, к применению исследовательских методов познания;

 повысится интерес к изучению математики и развитию своих способностей.
В сфере метапредметных результатов:
Регулятивные универсальные учебные результаты.
Обучающийся научится:
 понимать смысл поставленной учебной задачи, предложенной в словесной, табличной
или графической форме, в прямом или косвенном её представлении, а также при
представлении задания в занимательной форме;
 составлять план выполнения заданий, выполнять последовательно намеченные действия
и проводить контроль на этапах выполнения составленного плана;
 оценивать результаты выполнения конкретных заданий и своей деятельности в работе
кружка;
 проявлять больше самостоятельности при выполнении заданий, как в индивидуальной
работе, так и в работе в паре, в группе.
Познавательные универсальные учебные результаты.
Обучающийся научится:
 воспроизводить изученные понятия, свойства, отношения;
 анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать делать выводы,
 проводить классификацию различных объектов по разным признакам;
 находить несколько способов решения учебной задачи; отражать их
 графической форме;
 использовать полученные знания в изменённых условиях, в том числе, при решении
задач практического и прикладного содержания;
 искать и находить способы решения нестандартных задач;
 применять способы выполнения заданий занимательного содержания (лабиринты,
кроссворды, ребусы).
Коммуникативные универсальные учебные результаты.
Обучающийся научится:
-

работать

в

коллективе;

уметь

выслушивать

и

оценивать

различные

предложения по способу решения поставленной задачи; аргументированно формулировать
и отстаивать своё предложение, свой способ выполнения задания, приводить примеры и
контр примеры.
Обучающийся научится:
Используя циркуль и линейку:
 чертить отрезок, равный данному;

 делить пополам заданный отрезок,
 строить треугольник по трём сторонам;
 изготавливать модель правильной треугольной пирамиды;
 Чертить на нелинованной бумаге:
 прямоугольник, используя чертёжный треугольник;
 прямоугольник (квадрат), используя свойства его диагоналей;
 прямоугольник (квадрат), вписанный в окружность;
 делить окружность (круг) на 6 и на 12 равных частей;
 чертить правильный шестиугольник, вписанный в окружность:
Чертить на клетчатой бумаге:
 развёртку прямоугольного параллелепипеда, куба;
 фигуру, симметричную заданной фигуре, предмету;
 восстанавливать чертёж (рисунок) всего объекта по чертежу его половины;
 изготавливать модели: прямого угла, квадрата, прямоугольного параллелепипеда, куба,
правильной треугольной пирамиды;
 изготавливать модели предметов быта, имеющих форму:
 прямоугольника, круга, прямоугольного параллелепипеда,
 чертить оси симметрии геометрических фигур (прямоугольника,
 квадрата, правильного треугольника, правильного шестиугольника);
 чертить оси симметрии на рисунках симметричных фигур, знаков,
 букв, цифр:
 решать нестандартные задачи на: преобразование фигуры по заданным условиям;
деление фигуры на заданные части; составление фигуры из заданных частей, а также с
выбором нужных частей из нескольких заданных.
 Чтение. Работа с текстом
 Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
 Выпускник научится:
 ·находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
 ·определять тему и главную мысль текста;
 ·делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
 ·вычленять

содержащиеся

в

тексте

основные

события

последовательность; упорядочивать информацию по заданному


основанию;

и

устанавливать

их

 ·сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных
признака;
 ·понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы,
схемы, диаграммы;
 ·понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр,
структуру, выразительные средства текста;
 ·использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое,
выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью


чтения;

 ·ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
 Выпускник получит возможность научиться:
 ·использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для
поиска нужной информации;
 ·работать с несколькими источниками информации;
 ·сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
 Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
 Выпускник научится:
 ·пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
 ·формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод;
 ·составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на
поставленный вопрос.
 Выпускник получит возможность научиться:
 ·делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
 Работа с текстом: оценка информации
 Выпускник научится:
 ·оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и
роль иллюстративного ряда в тексте;
 ·на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность
прочитанного, обнаруживать недостоверность


получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих
пробелов;

 ·участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного
текста.
 Выпускник получит возможность научиться:
 ·в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную
(противоречивую) информацию.
 Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
 Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
 Выпускник научится:
 ·использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного
аппарата, эргономичные приёмы работы с
 компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические
упражнения (минизарядку);
 Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения,
цифровых данных
 Выпускник научится:
 ·владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке;
набирать текст на иностранном языке, использовать


экранный перевод отдельных слов.

 Обработка и поиск информации
 Выпускник научится:
 ·описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать
аудиовизуальную и числовую информацию о нём,
 используя инструменты ИКТ;
 ·искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках,
базах данных, контролируемом Интернете, системе
 поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных
источников (в том числе с использованием ссылок);
 Выпускник получит возможность научиться:
 ·грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать,
интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к
информации и к выбору источника информации.
 Создание, представление и передача сообщений
 Выпускник получит возможность научиться:

 ·представлять данные
4 класс
В сфере личностных результатов у обучающегося будут сформированы:
 расширенные знания и представления о геометрических понятиях и способах действий в
познании окружающего мира средствами математики;
 начальные представления о целостности окружающего мира, об органичном единстве
его количественных и пространственных отношений;
 начальные представления о связи геометрических понятий с объектами и явлениями
действительности;
 более развитыми станут интерес и мотивация к самостоятельному поиску способов
решения задач, к применению исследовательских методов познания;
 повысится интерес к изучению математики и развитию своих способностей.
В сфере метапредметных результатов:
Регулятивные универсальные учебные результаты.
Обучающийся научится:
 понимать смысл поставленной учебной задачи, предложенной в словесной, табличной
или графической форме, в прямом или косвенном её представлении, а также при
представлении задания в занимательной форме;
 составлять план выполнения заданий, выполнять последовательно намеченные действия
и проводить контроль на этапах выполнения составленного плана;
 оценивать результаты выполнения конкретных заданий и своей деятельности в работе
кружка;
 проявлять больше самостоятельности при выполнении заданий, как в индивидуальной
работе, так и в работе в паре, в группе.
Познавательные универсальные учебные результаты.
Обучающийся научится:
 воспроизводить изученные понятия, свойства, отношения;
 анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать делать выводы,
 проводить классификацию различных объектов по разным признакам;
 находить несколько способов решения учебной задачи; отражать их
 графической форме;
 использовать полученные знания в изменённых условиях, в том числе, при решении
задач практического и прикладного содержания;
 искать и находить способы решения нестандартных задач;

 применять способы выполнения заданий занимательного содержания (лабиринты,
кроссворды, ребусы).
Коммуникативные универсальные учебные результаты.
Обучающийся научится:
-

работать

в

коллективе;

уметь

выслушивать

и

оценивать

различные

предложения по способу решения поставленной задачи; аргументированно формулировать
и отстаивать своё предложение, свой способ выполнения задания, приводить примеры и
контр примеры.
Обучающийся научится:
Используя циркуль и линейку:
 чертить отрезок, равный данному;
 делить пополам заданный отрезок,
 строить треугольник по трём сторонам;
 изготавливать модель правильной треугольной пирамиды;
 Чертить на нелинованной бумаге:
 прямоугольник, используя чертёжный треугольник;
 прямоугольник (квадрат), используя свойства его диагоналей;
 прямоугольник (квадрат), вписанный в окружность;
 делить окружность (круг) на 6 и на 12 равных частей;
 чертить правильный шестиугольник, вписанный в окружность:
Чертить на клетчатой бумаге:
 развёртку прямоугольного параллелепипеда, куба;
 фигуру, симметричную заданной фигуре, предмету;
 восстанавливать чертёж (рисунок) всего объекта по чертежу его половины;
 изготавливать модели: прямого угла, квадрата, прямоугольного параллелепипеда, куба,
правильной треугольной пирамиды;
 изготавливать модели предметов быта, имеющих форму:
 прямоугольника, круга, прямоугольного параллелепипеда,
 чертить оси симметрии геометрических фигур (прямоугольника,
 квадрата, правильного треугольника, правильного шестиугольника);
 чертить оси симметрии на рисунках симметричных фигур, знаков,
 букв, цифр:

 решать нестандартные задачи на: преобразование фигуры по заданным условиям;
деление фигуры на заданные части; составление фигуры из заданных частей, а также с
выбором нужных частей из нескольких заданных.
 Чтение. Работа с текстом
 Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
 Выпускник научится:
 ·находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
 ·определять тему и главную мысль текста;
 ·делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
 ·вычленять

содержащиеся

в

тексте

основные

события

и

устанавливать

их

последовательность; упорядочивать информацию по заданному


основанию;

 ·сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных
признака;
 ·понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы,
схемы, диаграммы;
 ·понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр,
структуру, выразительные средства текста;
 ·использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое,
выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью


чтения;

 ·ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
 Выпускник получит возможность научиться:
 ·использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для
поиска нужной информации;
 ·работать с несколькими источниками информации;
 ·сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
 Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
 Выпускник научится:
 ·пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
 ·формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод;

 ·составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на
поставленный вопрос.
 Выпускник получит возможность научиться:
 ·делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
 Работа с текстом: оценка информации
 Выпускник научится:
 ·оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и
роль иллюстративного ряда в тексте;
 ·на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность
прочитанного, обнаруживать недостоверность


получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих
пробелов;

 ·участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного
текста.
 Выпускник получит возможность научиться:
 ·в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную
(противоречивую) информацию.
 Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
 Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
 Выпускник научится:
 ·использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного
аппарата, эргономичные приёмы работы с
 компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические
упражнения (минизарядку);
 Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения,
цифровых данных
 Выпускник научится:
 ·владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке;
набирать текст на иностранном языке, использовать


экранный перевод отдельных слов.

 Обработка и поиск информации
 Выпускник научится:

 ·описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать
аудиовизуальную и числовую информацию о нём,
 используя инструменты ИКТ;
 ·искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках,
базах данных, контролируемом Интернете, системе
 поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных
источников (в том числе с использованием ссылок);
 Выпускник получит возможность научиться:
 ·грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать,
интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к
информации и к выбору источника информации.
 Создание, представление и передача сообщений
 Выпускник получит возможность научиться:
 ·представлять данные
Первый уровень: целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план
своей деятельности);
Второй уровень: моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели,
выделяя все существенное и главное); проявлять инициативу при поиске способа (способов)
решения;
Третий уровень: вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи,
отстаивать свою

позицию,

принимать или отклонять точки зрения других), создать

продукта по результату.
2.

Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности
1 год обучения (33 часа)
№

Тема раздела

п/п

(количество

Содержание

Форма

Виды

организации

деятельности

часов)
1

Геометрические

Знакомство с целями занятий Беседа,

фигуры

по

(3ч)

«математическое

программе

урок
игра,

Познавательная,
- игровая,
творческая,

конструирование». Связь со выставка,

досугово-

школьными

развлекательная,

предметами. практическое

Развитие

геометрической занятие.

туристско-

наблюдательности: работа с

краеведческая,

деталями

конструктора

проблемно-

«Танграм».

ценностное

«Уголки»

и

Расширить
детей

представления

о

общение

геометрических

фигурах – треугольниках и
четырехугольниках. Учить
строить

треугольники

и

четырехугольники

из

пластилина,

и

палочек

кусочков проволоки. Учить
видеть треугольную форму в
предметах

повседневной

жизни. Поиск треугольников
в

фигурах

сложной

конфигурации.
2

Измерение

Уточнение

знанийоб

Беседа,

длины отрезка

отрезках, их применении при

(9ч)

вычерчивании

урок
игра,

геометрических

фигур. практическое,

Познакомить

с

единицей выставка,

измерения

длины

– посещение

сантиметром. Использование библиотеки,
измерения

для

длин предметов
Формирование

сравнения сценки
(отрезков) миниатюры
умения

сравнивать отрезки, строить
отрезки определенной длины
на клетчатой и нелинованной
бумаге.

Познавательная,
- игровая,
творческая,
досуговоразвлекательная,
проблемноценностное
- общение

3

Многоугольник. Различение многоугольников Посещение
(8ч)

Познавательная,

(треугольник,

краеведческого игровая,

четырехугольник,

музея,

пятиугольник и

пр.)

творческая,

познавательная досугово-

Закрашивание углов фигуры и беседа,

развлекательная,

подсчёт

туристско-

числа

Урок- игра,

углов. Определение

(по концерт.

краеведческая,

рисунку)

основания

проблемно-

классификации

и

ценностное

продолжение классификации

общение

геометрических фигур.
По

рисункам

составить

фигуры из частей квадрата
Проект

«Уточнение

пространственных
представлений (вправо-влево,
вверх, вниз)
4

Геометрические

Знакомство

с

Беседа, урок - Познавательная,

тела: цилиндр,

геометрическими

конус,

шар,

шар, пирамида.

пирамида. Поиск в предметах выставка,

досугово-

(8ч)

повседневной

развлекательная,

телами: игра,

цилиндр,

конус, -миниатюра,
жизни. конкурс,

Моделирование
геометрических
пластилина

сценка игровая,

чаепитие.
тел

(шар,

из

творческая,

туристскокраеведческая,

конус).

проблемно-

Моделирование

ценностное

геометрических тел из бумаги

общение

(цилиндр). Моделирование из
проволоки (пирамида).
5

Симметрия.

Зеркальное

(5ч)

предметов.
симметрии.

отражение

Беседа, урок - Познавательная,

Понятие игра,
Симметрия в

сценка игровая,

-миниатюра,

творческая,

природе. Фигуры, имеющие выставка,

досугово-

ось симметрии. Построение конкурс,

развлекательная,

симметричных
отрезков
бумаге),

точек, чаепитие.

(на

клетчатой

перегибанием и

отпечатыванием

на

нелинованной бумаге

туристскокраеведческая,
проблемноценностное
общение

2 год обучения (34 часа)
№

Тема раздела

Содержание

п/п (количество часов)
1

Замкнутые и

Знакомство
«кривая

Виды

организации

деятельности

Задачина развитие Загадки.

понятием

незамкнутые
кривые линии.

с

Форма

логического

«Найди

линия», мышления.

«замкнутая

и

Игра

кривую».
Практические

незамкнутая

задания.

линия». Изображение
кривой

линии

плоскости

на
при

помощи
вычерчивания,
конструирования

из

ниток, пластилина.
2

Ломаная

линия. Понятие«ломаная

Длина ломаной.

линия»,
ломаной.

Самостоятельная

признаки работа.
Звенья

и

вершины

ломаной.

Поиск

ломаной

линии

в

окружающих
предметах,
геометрических
фигурах.
ломаной

Построение
линии

и

Понятия
между,

«За,
перед,

внутри,
снаружи,
на, под».

нахождение ее длины.
3

Проект «Создание Примеры

подтем:

узоровв

закономерности

графическом

узорах,

редакторе»

«Узоры

Практические

Задачи на развитие

в задания.

логического

исследование

мышления.

в

культуре

нашего

края», узоры в одежде,
узоры в

архитектуре,

узоры

на оружии,

узоры

на

посуде,

узоры

в

оформлении

книг,

коллекция

узоров,

созданных

в

графическом
редакторе.
4

Луч

и

его

обозначение.

Понятие

«луч». Сказка.

Построение

Задачи на развитие

луча Практические

на

бумаге,

логического

задания.

мышления.

из пластилина,
ниток.
5

Числовой луч.

Понятия
луч»,

«числовой Практическое

Задачи на развитие

«единичный задание.

логического

отрезок»,
«координата

мышления.

точки».

Определение
координаты

точки.

Нахождение точки с
заданными
координатами.
6

Метр.

Знакомство

Соотношение

единицей

длины

между

метр.

Измерение «Сложи фигуру».

единицами

длины

в

с

новой Задание
– циркулем.

метрах.

с

Задачи на развитие
Игра логического
мышления.

Практическая

длины.

работа

«Мой класс»
7

Проект «Единицы Примеры
измерения

в

Древней Руси».

подтем: Изображение,

измерение
(массы)

длины распознавание
на

Решение
логических задач

Руси, многоугольников..

инструменты

для

измерения,

словарь

устаревших мер
длины.
8

Многоугольник и

Виды

Сказка.
многоугольник

его элементы.
ов.

Задания

Вершина, Незнайки.

Задачи на развитие
логического
мышления.

сторона,угол
многоугольника.
Обозначение
многоугольников
буквами.

Построение

на

бумаге
и

(вычерчивание)
на плоскости
помощи

при
палочек

(равных и неравных
по длине).
9

Периметр

Нахождение

многоугольника.

периметра

любого

геометрического

Нахождение

Игр-головоломки

периметра

на

многоугольников..

пространственного

многоугольника.

и

развитие
логического

мышления
10

Окружность
круг.

и Знакомство с новыми Игра-путешествие в Задачи на развитие
понятиями:

город

логического

«окружность»,

треугольников.

мышления.

«круг».Признаки

Головоломка.

круга.
положения

Место

окружности

по

отношению к кругу.
11

её Центр

Окружность,
центр и

окружности.

радиус. Радиус.

Диаметр.

Циркуль-

Работа

с

помощник.

Вычерчивание фигур и
узоров

циркулем.

с

Сказка.

Практические

Разучивание

задания.

песенки.

помощью

циркуля.
Моделирование
бумаги

из

(кругов)

подвесные

шары

(оригами).
12

Взаимное

Уточнение

расположение

«внутри», «вне», «на четырехугольников. задания.

фигур

на

понятий Распознавание

пересечении».

Деление
прямоугольников.

плоскости.
13

Практические

Площадь

Понятие

«площадь Аппликация из

фигуры.

фигуры».

Единицы

сравнения

площади.

Квадратный сантиметр

Палетка

–

Способы четырёхугольников.

Практические
задания.

площадей.

единица измерения

площади.

Палетка.

Нахождение площади
фигуры

с

помощью

палетки.
14

Угол. Вершина
угла,
стороны.

Понятие

«угол». Игра «Сложи

его Построение углов на квадрат».
бумаге и сгибанием

Задания

на

смекалку
«Дострой квадрат».

листа. Сравнение
углов
друг
Вершина

наложением
на

друга.
угла.

Стороны.
15

Прямой угол.

Знакомство с прямым Продолжение

Сложение

и

углом.

Обозначение знакомства

угла

с

буквами. геометрическими

Свободное
моделирование

изготовление
прямого

фигурами.

угла. Оригами.

Распознавание

Изготовление

плоских

плоских

всех

типов углов.
16

Четырехугольник. Уточнение
количества

Прямоугольник.
Квадрат.

и

вершин, сторон, углов объемных фигур.

объемных фигур.

четырехугольника.
Классификация углов
внутри
четырехугольника.
Прямоугольник.
Квадрат.

Построение

прямоугольника
квадрата

и
на

линованной

и

нелинованной
бумаге,

из

пластилина

и

проволоки.
17

Свойства

Свойства

прямоугольника .

углов

сторон, Сказка.

и диагоналей

Практические
задания.

прямоугольника.
Периметр
прямоугольника

и

квадрата.
18

Площадь

Площадь

прямоугольника

прямоугольника

Практические
и задания.

Практические
задания.

квадрата.
19

Проект

Практические

Практические

«Коллекция

задания.

задания.

самодельных
измерительных

и

приборов»
3 год обучения (34 ч)
№

Тема раздела

Содержание

п/п (количество

Форма

Виды

организации

деятельности

часов)
1

Решение

Составление

Блиц-турнир

Логические

топологических

топологического

«Кто

задачи.

задач.

планаместности. Отличие правильнее».

Лабиринты.

плана

от

рисунка.

Легенда о Минотавре и
Тесее.

Моделирование

различных

лабиринтов.

Нахождение выхода
лабиринтов.

из

Решение

задач,

связанных

поиском

на

с

местности

по плану.
2

Километр.

Новая единица измерения Самостоятельная

Графические

длины

диктанты.Узоры

–

километр. работа.

Сферы использования.

из
геометрических
фигур.

3

Миллиметр.

Новая единица измерения Игра
длины

–

миллиметр. спичками.

со «Игра головоломка».

Работа с миллиметровой «Танграм».
бумагой.

Измерения

точностью

с
до

миллиметра.
4

Проект

Примеры

«Логические

шашки,

шахматы, задания.

игры»

нарды, уголки,

крестики-

нолики

подтем:

(в

набесконечной

том

числе
доске),

Практические

Практические
задания.

морской

бой,логические

игры

в

древней

истории,

логические

игры

в

книгах,

логические

игры

в

фильмах, забытые игры.
5

6

Построение симметричных Аппликация.

Практическая

клетчатой бумаге.

фигур и узоров на бумаге.

работа.

Проект

Примеры

Задания

Симметрия

на

«Симметрия

подтем: Игра «Одним

симметрия

в

в

растений,

природе»

мире росчерком».

симметрия

мире

в

на

нахождения
периметра.

животных,

симметрия

неживой

природы,

симметрия

в

жизни человека.
7

Работа

Деление

циркулем, Песенка.

Задачи на

на

деление окружности на 4,

развитие

части.

6, 3 равные части. Узоры

логического

из окружностей.

мышления.

окружности
равные

с

Вычерчивание
«розеток»
8

Построение

Понятие

«вписанный

вписанных

многоугольник».

многоугольников.

Построение

Алгоритм

Геометрически й

построения

диктант.

вписанных параллелограмма.

правильных
многоугольников.
9

Прямая.
Параллельные

Понятие

о прямой как Оригами

и бесконечном множестве

непараллельные

точек.

прямые.

Горизонтальные,
вертикальные
наклонные
Прямые
и

«Собачка».

и
прямые.

параллельные
непараллельные.

Параллельные

прямые

Графический
диктант

в природе.
10

Перпендикуляр

Понятия

Практические

ность прямых.

«перпендикулярные

задания

Игра «Одним
на росчерком».

прямые»,«перпендикуляр». развитие
Построение прямого угла умения

чертить

на нелинованной бумаге (с на нелинованной
помощью циркуля).
11

бумаге.

Построение

Построения симметричных Оригами

симметричных

отрезков,

фигур

с

фигур

помощью

с «Кошка».

Практическая
Игра работа.

чертежных «Паутинка».

помощью

инструментов

угольника,

клетчатой

на
и

и нелинованной бумаге.

линейки
циркуля
12

13

Параллельность

Построение параллельных Игра

Практическая

прямых.

прямых при помощи

«Пятнадцать

работа.

угольника и линейки.

мостов»..

Аппликация

Построение

Повторение основных

Практическая

Практическая

прямоугольнико

свойств противоположных работа.

в.

сторон прямоугольника и

работа.

квадрата.
Построение

чертежей

с

помощью

линейки

и

угольника

на

нелинованной бумаге.
14

Измерение

Единицы

времени.

Соотношение
между

времени.

Оригами

«Дед Геометрическая

мороз».

разминка.

Практическая

Практическая

единицами

времени. Приборы

для

измерения времени.
15

Примеры

Проект

«Как

измеряли

время древний

в древности»

подтем:

календарь, работа.

солнечные часы, водные
часы, часы-цветы,

работа.

измерительные

приборы

в древности.
16

Решение

Логические

задачи, Стихотворения

логических

связанные

задач.

длины,

Шифрование

времени.

Графические

текста.

модели,

схемы, карты.

с

Практические

мерами про окружность. задания.
площади, Аппликация из

Моделирование

из

бумаги

на

с

опорой

графическую

карту

кругов.

с

инструкцией.
17

Проект

Примеры

«Шифрование

способы

местонахождения»

текстов,

(или

подтем: Практические
шифрования задания.

Практические
задания.

приспособления

«Передача для

шифрования,

тайных

шифрование

сообщений»)

местонахождения,
в шифровании,

знаки
игра

«Поиск

сокровищ»,

конкурс

дешифраторов,

создание приспособления
для шифрования.
4 год обучения (34 ч)
№

Тема раздела

Содержание

п/п (количество

Форма

Виды

организации

деятельности

часов)
1

Десятичная

Значение цифры в

Задачи на

Практические

система

зависимости от места в

развитие

задания.

счисления

записи

числа. пространственного

Десятичная
система

мышления. Игра
счисления: «Собери узор».

почему так называется?
(исследование)
2

Проект

Примеры

подтем: Задания на

Практические

«Системы

десятичная

счисления»

счисления, двоичная
система
ЭВМ

система развитие памяти,

задания.

внимания,

счисления, логического
и

система мышления.

счисления,
счисления

системы
в

разных

профессиях.
3

Координатный

Знакомство

с Игра «Морской

угол.

координатным

бой». Правила

Практические
задания.

углом, осью ординат и игры.
осью абсцисс. Ввести
понятие

передачи

изображений,умение
ориентироваться по
координатам точек на
плоскости. Построение
координатного

угла.

Чтение,

запись

названных
координатных точек,
обозначение точек
координатного луча с
помощью пары чисел.
4

Графики.

Использование

в Задания на

Диаграммы.

справочной

Таблицы.

литературе

Построения

графиков,

диаграмм,

диаграмм. Сбор

графиков,

информации

таблиц с

таблицам,

помощью MS

графикам, диаграммам.

Office

Виды

развитие
и

СМИ пространственного
таблиц, мышления.
по

диаграмм

(столбчатая,круговая).
Построение

Практические
задания.

диаграмм,

графиков,

таблиц с помощью MS
Office.
5

Проект

Примеры подтем: игры «Пирамида».

Графический

«Стратегии».

с

Сказка.

диктант

Стихотворение.

Задачи

выигрышными
стратегиями стратегии в
играх, стратегии в
спорте, стратегии в
компьютерных играх,
стратегии

в

жизни

(стратегии

поведения),

боевые стратегии,
стратегии в древности,
стратегия в рекламе,
чемпионат

по

компьютерной
игре

в

жанре

«Стратегии»,
коллекция игр с
выигрышными
стратегиями, альбом со
схемами сражений,
выигранных благодаря
правильно выбранным
стратегиям, спортивные
командные
рекламные

игры,
ролики

и

плакаты.
6

Многогранник

Понятие
«многогранника»

как

фигуры,

развитие
пространственного

поверхность
которой

на

состоит

мышления.

из
многоугольников.
Грани,

ребра,

вершины
многогранника.
7

Прямоугольный

Определение

Алгоритм

количества

параллелепипед.

вершин,

построения

углов,

граней

Оригами.

треугольника.

многогранника.

Знакомство

с

прямоугольным
параллелепипедом.
Площадь

поверхности

прямоугольного
параллелепипеда.
8

Куб.

Развертка

куба.

Куб-

прямоугольный Сказка.

параллелепипед,
грани

Задача

все

развитие

которого

квадраты.

на

воображения.

Строим

развертку
геометрического

тела

(параллелепипед

и

куб) из

бумаги.

Площадь

поверхности

прямоугольного
параллелепипеда и куба.
9

Каркасная

Изготовление каркасной

Игра «На

модель

модели

похоже?».

параллелепипеда.

прямоугольного
параллелепипеда
куба

из

Решение

и

практических

материала).

Задания
координатной
плоскостью.

проволоки.

задач

что

(расчет

с

10

Изготовление

Игральный
кубик.

Игры

игрального

с

кубиком.

кубика

для

настольных

игр.

Коллекция

игр

Моделирование

Задание

на

параллелепипеда.

сообразительность

с

кубиком.
11

Объем

Понятие

«объём Игра «Не пройди Зрительный

прямоугольного

геометрического

параллелепипеда

тела».

дважды».

Игра диктант

Кубический «Пифагор»
сантиметр.

Изготовление
модели

кубического

сантиметра. Кубический
дециметр.

Кубический

метр. Два

способа

нахождения

площади

прямоугольного
параллелепипеда.
12

Сетки.

Игра

«Морской

наглядного

бой»,
(в

Игра «Одним

Работа

росчерком».

проволокой.

с

соотношения

«Крестикинолики»

Новый вид

том между

величинами.

на Построение координаты

числе
бесконечной

на

луче,

доске)

плоскости.

на

Организация
«Морской

игр
бой»,

«Крестики-нолики»
на

бесконечной

доске.
13

отрезка Практическое задание:

Деление
на

2,

4,

8,…

как

разделить на смекалку.

равных частей с отрезок на 2 (4, 8, …)
помощью

равные

«Лампа». Задания Сказка.

части,

Графически
диктант

й

и пользуясь

циркуля

только

циркулем и линейкой

линейки.

(без шкалы)?
14

Угол

и

его

Повторение и

Игральный кубик. Задания

величина.

обобщение знаний

Транспортир.

угле

Сравнение углов.

геометрической

об

как

фигуре.
угла

на

Игра «Узнай

развитие

фигуру».

пространственного
мышления.

Величина

(градусная мера).

Измерение

величины

угла в градусах
помощи

при

транспортира.

Разные

способы

сравнения

углов.

Построение

углов

заданной величины.
15

Виды углов.

Классификация
в

углов Игра «Выполни

зависимости симметрично».

от

Игра «Выложи из
спичек».

величины

угла. Острый, прямой,
тупой,
угол.

развернутый
Построение

и

измерение.
16

Классификация

Классификация

Выполнение

треугольников.

треугольников

в симметричных

зависимости
величины

от рисунков.
углов

длины
Остроугольный,
прямоугольный,
тупоугольный
треугольник.
Разносторонний,
равнобедренный,

и

сторон.

Оригами «Ёжик»

равносторонний
треугольник.
17

Практическое задание:

Построение

прямоугольника с как можно
помощью
линейки

и

Игра «Сложи

построить узор».

прямоугольник
заданными

«Киска». диктант

с Головоломка.

сторонами

с

транспортира.

Графический

помощью

транспортира

и

линейки.

Повторение

способов

нахождения

площади

и

периметра
прямоугольника.
18

План и масштаб.

План. Понятие

Кубик Рубика.

«масштаб».

Практическая
работа.

Чтение
масштаба, определение
соотношения длины на
плане

и

местности.

Запись

масштаба
плана.

плана

Чертеж
классной

комнаты,

одной

из

комнат своей квартиры
(по

выбору).

Соблюдение масштаба.
19

Карта.

Игра

Карта.

Координатная Стихотворение.

«Поиск

сетка из параллелей и

сокровищ».

меридианов.
карты:
запись.

Графический

Масштаб диктант

чтение

и «Кувшин».

Вычисление

реальных расстояний с
помощью карты. Игра
«Поиск сокровищ»

Задание

на

развитие
пространственного
мышления.

20

Проект

История

названий Загадки.

«Топонимика

городов, сел, деревень, Практическое

моего края».

рек,

озер,

Проектная

Зрительный
диктант.

улиц. задание.
поисковая

деятельность
учащихся:

проект

«Улицы

нашего

города»
истории

(установление
названия);

проект

«Почему Данков носит
такое название?»
21

Построение отрезка и Развёртка.

Построение
отрезка

и

угла, угла, равных данным

равных данным.

(без

Моделирование
пирамиды.

выполнения

измерений),с помощью
линейки без шкалы и
циркуля.
22

Построение

Построение

Логическая задача Геометрическая

треугольников.

треугольников по двум «Колумбово

разминка.

сторонам и углу между яйцо».
ними,

по

стороне

и

двум

прилежащим

углам,

по

трем

сторонам.
23

Геометрические

Повторение и

тела:

коррекция

параллелепипед,

учащихся

цилиндр,
пирамида,

Познавательна
знаний беседа. Игра

о

конус, геометрических
шар. телах.

Развертки

Обобщение

цилиндра,

изученного

пирамиды.

материала.

Сравнение
граней,

конуса,
количества

вершин, ребер

я Практическая
работа.

по

разверткам

многогранников,
оформление результатов
работы в таблице.
24

Игра - КВН.

Итоговая работа.
Защита

Игра - КВН.

проекта

«Математика
вокруг нас» (или
«Профессии,
требующие
хорошей
математической
подготовки»)
Формы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент,
наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования,
самостоятельная

работа,

защита

исследовательских

работ,

мини

-

конференция,

консультация.
Виды деятельности: игровая деятельность, работа в группах, в парах, проведение
внеклассных занятий.

3.

Тематическое планирование
1 класс

№

Наименование разделов и тем

Количество часов

1.

Геометрические фигуры

3ч

2.

Измерение длины отрезка

9ч

3.

Многоугольник.

8ч

4.

Геометрические тела:

п/п

цилиндр,

конус,

шар, 8ч

пирамида.
5.

Симметрия.

5ч

Итого

33ч
2 класс

№

Наименование разделов и тем

Количество часов

п/п
1.
Замкнутые и незамкнутые кривые линии.

1

2.

Ломаная

линия. Длина ломаной.

3.

Проект «Создание узоров в графическом редакторе»

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Луч и его обозначение.
1
Числовой луч.
1
Метр. Соотношение между единицами длины.
2
Проект «Единицы измерения в Древней Руси»
3
Многоугольник
и
его элементы.
1
Периметр многоугольника.
2
Окружность и круг.
1
Окружность, её центр и радиус. Циркуль-помощник. 2
Взаимное
расположение фигур на плоскости.
1
Площадь фигуры. Единицы площади. Палетка.
2
Угол. Вершина угла, его стороны.
1
Прямой угол.
1
Четырехугольник. Прямоугольник. Квадрат.
4
Свойства прямоугольника.
1
Площадь прямоугольника.
1
Проект
«Коллекция
самодельных
измерительных 4

1
4

приборов»
Итого:

34
3 класс

№
п/п
1.

Наименование разделов и тем
Решение

Количество часов

топологических задач. Лабиринты.

2

2.
3.
4.
5.

Километр.
Миллиметр.
Проект «Логические игры»
Чемпионат
класса
по шахматам

6.
7.
8.

логической игре).
Симметрия на клетчатой бумаге.
Проект
«Симметрия
в природе»
Деление окружности на равные

9.
10.

Вычерчивание «розеток»
Построение
вписанных многоугольников.
Прямая. Параллельные и непараллельные прямые.

2
1

11.

Перпендикулярность прямых.

1

12.

Построение симметричных фигур с помощью угольника 1

13.
14.

и линейки.
Параллельность прямых.
Построение прямоугольников.

1
2

15.
16.
17.

Измерение времени.
Проект «Как
измеряли время в древности»
Решение логических задач. Шифрование текста.

1
3
2

(или

1
1
3
другой 2
2
4
части. 2

18.

Проект

«Шифрование местонахождения»

«Передача
Итого:

(или 3

тайных сообщений»)

34

4 класс
№

Наименование разделов и тем

Количество часов

п/п
1.
2.
3.
4.

Десятичная
система счисления.
Проект «Системы счисления».
Координатный угол.
Графики. Диаграммы. Таблицы. Построения диаграмм,

1
2
1
3

5.
6.
7.

графиков, таблиц с помощью MS Office.
Проект «Стратегии».
Многогранник.
Прямоугольный параллелепипед.

3
1
1

8.
9.

Куб. Развертка куба.
Каркасная

модель параллелепипеда.

1
1

10.
11.

Игральный
Объем

кубик. Игры с кубиком.
прямоугольного параллелепипеда.

1
1

12.

Сетки. Игра «Морской бой», «Крестики-нолики»

13.

числе на бесконечной доске)
Деление отрезка на 2, 4,

8,… равных

частей

помощью циркуля и линейки.
14. Угол и
его
величина. Транспортир.
15.
16.

(в том 1
с 1

Сравнение 2

углов.
Виды углов.
Классификация треугольников.

1
1

17.

Построение прямоугольника с помощью

18.

транспортира.
План и масштаб.

19.

Карта.

20.

Проект «Топонимика моего края».

3

21.

Построение отрезка и угла, равных данным.

1

22.

Построение треугольников.

1

23.

Геометрические
конус,

24.

и 1
1

Игра

«Поиск сокровищ»

1

тела: параллепипед,

пирамида,

изученного материала.
Итоговая
работа.
вокруг нас» (или

линейки

цилиндр, 2
шар.

Защита

проекта

«Профессии,

хорошей математической подготовки»)
Итого

Обобщение
«Математика 2
требующие
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».