Адаптированная рабочая программа по ОРКСЭ

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
Стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (далее ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) разработана рабочая программа учебного
курса «ОРКСЭ» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.1). Она
содержит дифференцированные требования к результатам освоения и условиям ее
реализации, обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей учащихся.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по курсу «Основы
религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук,
Российской академии образования, Федерального института развития образования,
Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников
образования, представители религиозных конфессий]. Основы религиозных культур и
светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для
общеобразовательных учреждений. А.Я.Данилюк – М.:Просвещение, 2010.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. А.Я.Данилюк.- М.:
Просвещение, 2010.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ.
материалы для общеобразоват. учреждений / [ Б.Х. Бгажноков, О.В.Воскресенский,
А.В.Глоцер и др.] ; под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010.
Программа разработана с учетом следующих документов:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
2.Приказ Минобрнауки РФ от 6.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в
действие ФГОС НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. №
15785; в ред. изменений и дополнений)
3. Приказ Минобрнауки Р.Ф от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального
государственного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован МинюстомР.Ф 03.02.2015г
№35847)
4. Поручение Президента РФ (2.09.09) и Распоряжение Председателя Правительства
РФ (11.09.09).
5.Материалы Межведомственного координационного совета (МКС) 2009—2011 гг.
Программа ОРКСЭ. Письма Департамента госполитики в образовании Минобрнауки РФ
«Методические материалы...» от 30.04.2010 г. No 03-831 и от 21.05.2010 г. No 03-1032.
6. Приказ Минобрнауки РФ No 69 от 31.01.2012 г. «О внесении изменений в
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов нового поколения».
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по ОРКСЭ
(образовательный стандарт по ОРКСЭ).
7.Протокол заседания Коллегии Минобрнауки РФ от 20.03.2012 г. № ПК-4 «О
введении комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы
религиозных культур и светской этики», включающего модули «Основы православной
культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы
буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской
этики».
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №
26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья“
(зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528)

9.Примерная АООП НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся с,
одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
10.АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.1)
МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова
и на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и примерных
программ по учебным предметам. Начальная школа.
Вариант образовательной программы для слабослышащих и позднооглохших
обучающихся определяет психолого-медико-педагогическая комиссия г. Томска на
основании их комплексного психолого-медико-педагогического обследования.
Вариант обучения 2.1 предполагает, что обучающийся с ОВЗ получает
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения образованию слышащих сверстников, находясь в их среде и в те же
сроки обучения.
При реализации программы обязательной является систематическая специальная и
психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива
и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются:


удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с
нарушением слуха;



коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;



развитие слухозрительного и слухового восприятия и произносительной
стороны речи;



развитие сознательного использования речевых возможностей в разных
условиях общения для реализации полноценных социальных связей с
окружающими людьми.

Психолого-педагогическая поддержка предполагает:





помощь в формировании полноценных социальных (жизненных) компетенций;
развитие адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассникам
и другими обучающимися, родителями;
работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в
классе, школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки;
создание условий успешного овладения учебной деятельностью с целью
предупреждения негативного отношения обучающегося к ситуации школьного
обучения в целом.

Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного
процесса, при изучении предметов учебного плана и на индивидуальных занятиях, где
осуществляется слухоречевое развитие, коррекция произношения, нарушений устной и
письменной речи, препятствующих полноценному освоению программы по всем
предметным областям, формированию полноценной речемыслительной деятельности.
Изучение курса «ОРКСЭ» в начальной школе направлено на достижение следующих
целей:
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений.
Задачи учебного курса Основы религиозных культур и светской этики

1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых
мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и
культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного
мира и согласия.

Коррекционные задачи:
1. Оказывать помощь в овладении базовым содержанием обучения
2. Развивать коммуникативные навыки, умение устанавливать взаимоотношения с
другими людьми
3. Развивать речевой слух, устную речь, понимание смысла текстов в устной и
письменной формах
4. Способствовать достижению ребенком успеха в различных видах деятельности с
целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного
обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
Рабочая программа позволяет достичь планируемые (личностные, предметные,
метапредметные) результаты
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное
воспитание подрастающего поколения, развитие у детей таких качеств, как толерантность и
уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству. Всё
это подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, понимание
культурологических основ социальных явлений и традиций. Для многоконфессиональной и
поликультурной России особенно актуально получение знаний об основах духовнонравственной культуры, исторических, культурных и религиозных традициях народов,
населяющих нашу страну. В ФГОС начального общего образования с этой целью введена
предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в рамках
которой в программу начального общего образования включён обязательный предмет
«Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), знакомящий учащихся с
основами православной, буддийской, иудейской, исламской и светской культур.
Общая историческая судьба народов России, единое географическое пространство,
социально-политическое единство сформировали общую духовную культуру народов
России. Именно поэтому в основе содержания предмета лежит принцип диалога
религиозных и светской культур в пространстве культурно-исторической и современной
жизни России. В процессе изучения предмета ОРКСЭ у школьников появится возможность
осознать себя гражданами России, живущими в мире культурного и религиозного
разнообразия. В результате освоения данного предмета школьниками должны быть
усвоены следующие идеи: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою
логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для
развития современного человечества ценностным содержанием. Всё это обеспечивается
новыми стандартами, принципами и подходами к образованию: культурологическим,
коммуникативным, деятельностным. Вышеназванные подходы особенно важны для
методики преподавания предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
Программы модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской

этики» соответствуют требованиям ФГОС начального общего образования и результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также
требованиям, изложенным в приказе Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 «О внесении
изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов…».
Сущность духовно-нравственного воспитания обучающихся рассматривается как
формирование и развитие у них уважительного отношения к людям, обществу, природе,
Родине, к своему и другим народам, к их истории и культуре, духовным традициям. В связи
с этим можно предположить, что предмет «Основы религиозных культур и светской этики»
будет способствовать формированию у школьников поликультурной компетентности,
которая понимается как интегративное качество личности ребёнка, приобретаемое в
результате освоения обучающимися поликультурных знаний, развития познавательных
интересов, потребностей, мотивов, ценностей, приобретения опыта, социальных норм и
правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном
обществе, реализующееся в способности выстраивать позитивное взаимодействие с
представителями разных культур, национальностей, верований, социальных групп. Такие
планируемые результаты освоения предмета ОРКСЭ обозначены и в ФГОС НОО.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у
обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских
традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной
реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в
истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета
ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся,
требующей от них умений выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её,
согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные
вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход,
основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного
взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных
точек зрения и т. п.
Образовательный процесс в рамках выбранного модуля и сопутствующей ему
системы межпредметных связей формирует у школьников начальное представление о
духовных традициях посредством:
•
ориентации содержания всех модулей учебного предмета на общую педагогическую
цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
•
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе
содержания всех модулей учебного предмета;
•
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного предмета, а также
между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык,
литературное чтение и др.);
•
единых требований к планируемым результатам освоения содержания учебного
предмета ОРКСЭ.
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из модулей
«Основы буддийской культуры», «Основы православной культуры», «Основы исламской
культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур»,
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули
согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам
освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить
образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенной учебной нагрузки.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской
культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания
религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного,
духовного единства российской жизни.

III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
В учебном плане МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова на изучение учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе выделяется 34ч.
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение курса «Основы
религиозных культур и светской этики»в 4 классе начальной школы отводится 1 час в
неделю.
IV.ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА
Образовательный процесс в рамках учебного курса и в системе межпредметных
связей призван обобщить, систематизировать процессы духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего духовнонравственного развития на ступенях основного и среднего (полного) общего образования.
Задачами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются:
 обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных
морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;
 знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных
религий и светской этики в России;
 развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали
в жизни личности, семьи, общества;
 обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности,
морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностносмысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие
отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени
основной школы.
Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные
религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и
ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания
в основной школе. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися
российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры;
понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национальногосударственного, духовного единства российской жизни.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс,
должно обеспечить:
 понимание
значения
духовности,
нравственности,
морали,
морально
ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
 знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей;
понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
 формирование
первоначальных
представлений
об
исторических
и
культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;
 формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их
представителям;
 формирование первоначального представления об отечественной религиознокультурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального
народа России;
 знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия как основы традиционной культуры многонационального народа России;
 укрепление веры в Россию;
 укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.

V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной
принадлежности;
формирование
ценностей
многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности
и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических
задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными
и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение
вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме
измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы

информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии
с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать
свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических
и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в
становлении российской государственности;
6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных
традициях народов России;
7) осознание ценности человеческой жизни.
Планируемые результаты освоения предмета «Основы религиозной культуры и
светской этики».
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской
культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места,

сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы
отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения православной христианской
религиозной традиции, истории её формирования в России;
– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных
религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в
истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни
людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской
религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения
по выбранным темам.
Основы исламской культуры
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих исламской культуры, духовной
традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы,
обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в
семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения исламской религиозной традиции,
истории её формирования в России;
– на примере исламской религиозной традиции понимать значение традиционных
религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в
истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни
людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами исламской религиозной
морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения
по выбранным темам.
Основы буддийской культуры
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих буддийской культуры, духовной
традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы,
обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в
семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения буддийской религиозной традиции,
истории её формирования в России;
– на примере буддийской религиозной традиции понимать значение традиционных
религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в
истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни
людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами буддийской религиозной
морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения
по выбранным темам.
Основы иудейской культуры
Выпускник научится:

– раскрывать содержание основных составляющих иудейской культуры, духовной
традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы,
обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в
семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения иудейской религиозной традиции,
истории её формирования в России;
– на примере иудейской религиозной традиции понимать значение традиционных
религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в
истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни
людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами иудейской религиозной
морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения
по выбранным темам.
Основы мировых религиозных культур
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур
(религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и
обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в
семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия,
ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;
– понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей,
семей, народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни
людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения
по выбранным темам.
Основы светской этики
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих российской светской
(гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах
человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и
культурному наследию народов России, государству, отношения детей и родителей,
гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);
– на примере российской светской этики понимать значение нравственных
ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
– излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни
людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской
(гражданской) этики;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения
по выбранным темам.

VI СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный модуль «Основы православной культуры» Россия — наша Родина. Введение в
православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и
религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции.
Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и
ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и
другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство
(иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь.
Праздники. Христианская семья и ее ценности. Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы исламской культуры» Россия — наша Родина. Введение в
исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец
человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской
этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское
летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности
ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности
проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы буддийской культуры» Россия — наша Родина. Введение в
буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские
святые. Будды. Семья в буддийской культуре и ее ценности. Буддизм в России. Человек в
буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские
святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь.
Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Любовь и уважение к
Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы иудейской культуры» Россия — наша Родина. Введение в
иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма.
Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в
иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство. Суббота
(Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной
жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским
календарем: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции.
Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур» Россия — наша Родина.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные
книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных
традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии
России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы.
Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники
в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и
труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и
отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы светской этики» Россия — наша Родина. Культура и мораль.
Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти.
Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина.

Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции
предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные
ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе.
Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного
самосовершенствования.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа России. ПРИПо выбору родителей
(законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы иудейской
культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых
религиозных культур, основы светской этики.

VII. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Модуль 1. «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» (всего 34 ч)
тема
Россия —
наша Родина (
1ч)

Основные виды учебной деятельности
Использовать систему условных обозначений при выполнении
заданий, рассматривать иллюстративный материал, соотносить
текст с иллюстрациями. Читать и отвечать на вопросы по
прочитанному. Размышлять о роли духовных традиций народов
России, о духовном мире человека, о культурных традициях и их
значении в жизни человека, семьи, общества. Использовать
ключевые понятия урока в устной и письменной речи, применять
их при анализе и оценке явлений и фактов действительности.
Осознавать ценность дружеских отношений между людьми
Культура и
Выделять тему и идею текста, формулировать вопросы к тексту и
религия (1 ч) отвечать на них. Рассказывать о том, как человек создаёт культуру;
об истоках русской культуры в православной религии. Рассуждать
о необходимости соблюдения нравственных норм жизни
(заботиться о других, любить друг друга, не лениться, не лгать).
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Человек и Бог
Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы
в православии
урока вслух и про себя. Использовать ключевые понятия урока в
(1 ч)
устной и письменной речи, применять их при анализе и оценке
фактов действительности. Пересказывать прочитанное, составлять
рассказ с введением в него новых фактов; соотносить прочитанное
с личным жизненным опытом. Рассказывать о дарах, которые Бог
дал человеку; о том, как вера в Бога влияет на поступки людей, на
развитие их творческого потенциала. Рассуждать о возможности и
необходимости соблюдения нравственных норм жизни (свобода,
разум, совесть, доброта, любовь). Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения
Православная
Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы
молитва (1 ч)
урока вслух и про себя. Изучить новые понятия: православие,
благодать, святые, молитва — в контексте православной культуры;
различные типы молитв, молитву «Отче наш»; жития святых.
Составлять рассказ по иллюстрации, выполнять выборочный
пересказ текста. Анализировать художественный текст с помощью
вопросов и заданий к нему. Использовать новые лексические

Библия и
Евангелие ( 1
ч)

Проповедь
Христа ( 1 ч )

Христос и Его
крест (1 ч)

Пасха ( 1 ч )

Православное
учение о
человеке (1 ч)

Совесть и
раскаяние ( 1
ч)

Заповеди ( 1 ч

единицы в устной и письменной речи. Находить нужную
информацию в учебнике Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения
Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы
учебника. Рассказывать о православии и христианстве, о Библии и
Евангелии, о библейских притчах. Использовать речевые средства,
навыки смыслового чтения учебных текстов, построения
рассуждений. Использовать новые лексические единицы в устной
и письменной речи. Участвовать в рассуждении на заданную тему;
аргументировать свою точку зрения; делать выводы и обобщения
на основе полученной информации. Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои достижения
Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы
учебника. Рассказывать о православии и христианстве, о Нагорной
проповеди, о новизне отношений Бога и человека в Новом Завете.
Комментировать иллюстративный ряд и соотносить его с
содержанием учебника.
Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы
учебника. Рассказывать о земной жизни, деяниях и сущности
Иисуса Христа; о смысле смерти Иисуса на кресте; о символике
православного креста. Использовать новые лексические единицы в
устной и письменной речи. Работать в паре или группе и
представлять результаты коллективной работы. Комментировать
иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Прогнозировать результаты работы на уроке. Самостоятельно
читать учебный текст, отвечать на вопросы по прочитанному.
Рассказывать о роли Иисуса Христа в православии, о Его жертве
ради спасения людей. Осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения заданий. Использовать знакомые
слова в другом мировоззренческом контексте (пост, Воскресение,
Пасха). Систематизировать свои знания; применять навыки
смыслового чтения. Работать в паре или группе и представлять
результаты коллективной работы. Комментировать
иллюстративный ряд и соотносить его с текстом. Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои достижения
Прогнозировать результаты работы на уроке. Рассказывать о
православном учении о человеке; о том, чем Бог одарил человека;
что такое внутренний мир человека; как Библия рассказывает о
происхождении души. Рассуждать о духовно-нравственных
проблемах, обсуждать их в группе и представлять результаты
коллективной работы. Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения
Прогнозировать результаты работы на уроке. Изучить новые
понятия: добро, зло, совесть, покаяние; рассказывать о значении
покаяния в православии. Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы. Выполнять выборочный пересказ текста.
Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом.
Создавать собственные тексты-рассуждения на моральноэтические темы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения
Прогнозировать результаты работы на уроке. Рассказывать о том,

что такое заповеди, какие заповеди Бог дал Моисею.
Анализировать содержание десяти заповедей с религиозной и
нравственно-этической точки зрения. Размышлять и рассуждать на
морально-этические темы. Работать в группе и представлять
результаты коллективной работы. Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои достижения
Милосердие и
Прогнозировать результаты работы на уроке. Изучить новые
сострадание понятия: милосердие и сострадание; рассказывать о том, что одно
(1 ч)
из дел милосердия — милостыня; о библейских притчах.
Размышлять и рассуждать на морально-этические темы.
Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом
контексте. Пересказывать прочитанное, составлять рассказ с
введением в него новых фактов. Соотносить прочитанное с
личным опытом.
Золотое
Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом
правило этики контексте. Рассказывать о золотом правиле этики — главном
(1ч)
правиле человеческих отношений; о не осуждении — проявлении
милосердия к человеку. Рассуждать, как правильно указать
человеку на его ошибки. Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы. Использовать навыки смыслового чтения учебных
текстов. Осознавать необходимость соблюдения нравственных
норм жизни. Соотносить морально-нравственные проблемы с
личным жизненным опытом.
Храм (1 ч)
Читать и воспринимать прочитанное. Объяснять значение слов
(терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря.
Рассказывать об устройстве православного храма, особенностях
службы в храме. Осуществлять поиск необходимой информации
для выполнения заданий. Работать в группе, выслушивая мнения
друг друга, приходить к общему результату и представлять его.
Читать текст и соотносить содержание текста с иллюстративным
рядом. Выполнять выборочный пересказ текста. Проверять се
Икона ( 1 ч ) Читать и воспринимать прочитанное. Объяснять значение слов
(терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря.
Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения
учебных текстов. Рассказывать о том, чем икона отличается от
картины; почему человек в православии воспринимается как
святыня. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом
учебника. Участвовать в беседе. Анализировать высказывания
нравственного содержания и соотносить их с личным опытом
Творческие
Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и
работы
воспринимать прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и
учащихся (2 понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Рассказывать о
ч)
материале, изученном на уроках по предмету «Основы
православной культуры»; о содержании учебного проекта и
способах его реализации. Обобщать, закреплять и
систематизировать представления о материале, изученном на
уроках по предмету «Основы православной культуры».
Планировать и корректировать самостоятельную работу; работать
в группе
Подведение Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение
итогов
слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или
праздничного словаря. Осуществлять поиск необходимой информации для
)

проекта ( 1 ч )

выполнения заданий. Закреплять представления о содержании
учебного проекта и способах его реализации. Обобщать и
систематизировать знания.
Как
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст
христианство учебника или словаря. Осуществлять поиск необходимой
пришло на
информации для выполнения заданий. Иметь представление о том,
Русь (1 ч)
как пришло христианство на Русь, почему Русь называют Святой.
Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом.
Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения
учебных текстов. Участвовать в беседе.
Подвиг ( 1 ч ) Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст
учебника или словаря. Рассказывать о том, что такое подвиг и
жертвенность. Размышлять и рассуждать на морально-этические
темы. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения
учебных текстов. Осознавать необходимость соблюдения
нравственных норм жизни
Заповеди
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст
блаженств ( 1 учебника или словаря. Рассказывать об учении Христа, о Нагорной
ч)
проповеди Христа, о заповедях Христа, данных людям в Нагорной
проповеди. Размышлять и рассуждать на морально-этические
темы.
Зачем творить Читать и пересказывать прочитанное. Объяснять значение слов
добро? ( 1 ч ) (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря.
Рассказывать о том, какие причины есть у христиан, чтобы не быть
эгоистами; о христианских легендах и притчах; об апостоле
Андрее Первозванном. Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы.
Чудо в жизни Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и
христианина пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов
(1 ч)
и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать
знакомые слова в новом мировоззренческом контексте.
Рассказывать о том, что в христианстве в Боге Единственность и
Троичность едины и совместимы; о том, что такое христианские
добродетели.
Православие Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом
о Божием
контексте. Рассказывать о евангельских притчах и христианских
суде (1 ч)
легендах; о том, как вера в Божий суд влияет на поступки
христиан. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы.
Использовать навыки смыслового чтения при чтении фрагментов
духовной литературы.
Таинство
Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов
Причастия ( 1 (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря.
ч)
Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом
контексте. Рассказывать об одном из основных православных
таинств; о Литургии; о жизни Церкви. Использовать речевые
средства, навыки смыслового чтения учебных текстов
Монастырь ( 1 Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст
ч)
учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом
мировоззренческом контексте. Рассказывать об истории
возникновения монастырей, о повседневной монастырской жизни,
о нравственных нормах
Отношение
Соотносить содержание учебного текста с иллюстративными

христианина к материалами. Рассказывать о том, почему, познавая мир,
природе ( 1 ч ) христианин постигает и замысел его Творца; почему в мире нужно
не только познавать, но и трудиться; как отношение к природе
связано с милосердием. Осуществлять поиск необходимой
информации в тексте учебника и других источниках для
выполнения учебных заданий.
Христианская Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов
семья (1 ч)
(терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря.
Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом
контексте. Рассказывать о традициях заключения брака, о том, что
такое православная семья, что такое венчание; о
взаимоотношениях членов православной семьи, о библейских
текстах и произведениях древнерусской литературы о семье.
Размышлять и рассуждать на морально-этические темы
Защита
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст
Отечества ( 1 учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом
ч
мировоззренческом контексте. Закреплять и систематизировать
представление об основном содержании учебника, важнейших
понятиях учебника; о духовных традициях многонационального
народа России, о духовном мире человека, семьи, общества; о
ценности любви в отношениях между людьми и по отношению к
Родине. Размышлять о том, что войны бывают справедливыми
(оборонительными); о том, какие поступки недопустимы даже на
войне. Рассказывать со святых — защитниках Родины.
Христианин в Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом
труде ( 1 ч )
контексте. Рассказывать о первом грехе людей, о заповедях, о роли
труда в жизни православных христиан. Устанавливать логическую
связь между фактами; участвовать в беседе. Анализировать
прочитанное с точки зрения полученных ранее знаний. Соотносить
изученное с примерами из произведений фольклора и
художественной литературы.
Любовь и
Закреплять и систематизировать представление об основном
уважение к
содержании учебника, важнейших понятиях курса; о духовных
Отечеству (1 традициях многонационального народа России, о духовном мире
ч)
человека, о культурных традициях и их значении в жизни
человека, семьи, общества; о ценности любви в отношениях между
людьми и по отношению к Родине; о ключевых понятиях урока
«служение», «патриотизм». Отвечать на вопросы, соотносить
определения с понятиями, делать выводы.
Святыни
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст
православия, учебника или словаря. Использовать их при создании собственных
ислама,
текстов (устных и письменных). Рассказывать о важнейших
буддизма,
понятиях курса ОРКСЭ. Отвечать на вопросы по содержанию
иудаизма ( 1 ч других модулей. Систематизировать и обобщать знания.
)
Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии.
Основные
Осмыслять важнейшие нравственные понятия курса ОРКСЭ.
нравственные Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст
заповеди
учебника или словаря. Использовать их при создании собственных
православия, текстов (устных и письменных). Систематизировать и обобщать
ислама,
знания, полученные на предыдущих уроках. Анализировать и
буддизма,
сопоставлять факты, находить аналогии в моральных законах
иудаизма,
разных народов России. Размышлять и рассуждать на морально-

светской
этики (1 ч)
Российские
православные,
исламские,
буддийские,
иудейские,
светские
семьи ( 1 ч )
Отношение к
труду и
природе в
православии,
исламе,
буддизме,
иудаизме,
светской
этике (1 ч)

этические темы; соотносить морально-нравственные проблемы с
личным опытом.
Рассказывать о важнейших семейных ценностях народов России.
Систематизировать и обобщать знания. Анализировать и
сопоставлять факты, находить аналогии. Представлять результаты
индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки,
творческие работы и др.)
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст
учебника или словаря. Использовать их при создании собственных
текстов (устных и письменных). Рассказывать об отношении к
труду и природе в различных религиях и светской этике.
Систематизировать и обобщать знания, полученные при изучении
курса ОРКСЭ. Анализировать и сопоставлять факты, находить
аналогии. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы;
соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом.
Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности
(доклады, выставки, творческие работы и др.)

Модуль 2. «ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ» (всего 34 ч)
тема
Россия — наша
Родина ( 1 ч )

Колыбель
ислама (1 ч)

Пророк
Мухаммад (3 ч)

Хиджра ( 1 ч )

Характеристика основных видов деятельности ученика
Ориентироваться в тексте учебника, разбираться в условных
обозначениях учебника и применять систему условных
обозначений при выполнении заданий. Размышлять о роли
духовных традиций в жизни народов России, о культурных
традициях и их значении в жизни человека, семьи, общества.
Обсуждать основные понятия урока: вечные ценности, духовный
мир, морально-этические нормы, Родина, народ, Отечество,
светский, символ, культурные традиции, этика.
Определять понятия: ислам, мусульмане, исламская религия;
пересказывать историю происхождения ислама, его основателя
— пророка Мухаммада; описывать главный храм мусульман —
Каабу в Мекке; главную книгу мусульман — Коран, святые
места мусульман. Читать текст, воспринимать на слух
прочитанное. Осуществлять словарную и графическую работу
при освоении новой лексики.
Описывать жизнь пророка Мухаммада, святыню ислама —
Купол Скалы. Рассказывать о деятельности пророка Мухаммада
по фактам из учебника, электронного приложения и рабочей
тетради. Выявлять главные события из повествования;
составлять план текста учебника; корректировать формулировки
плана текста. Находить в тексте учебника ключевые понятия
темы: посланник, пророк, основатель ислама; использовать их в
устных и письменных высказываниях
Изучать ключевые понятия урока: хиджра, Медина, праведные
халифы, мусульманский календарь, мечеть, хадж, умма;
значение хиджры для исламской культуры. Читать текст,
находить в нём незнакомые слова, выяснять их значение. Давать
определение понятия «хиджра» и оценивать важность и

значимость этого события в истории ислама; устанавливать
связи между основными культурными артефактами в истории
исламской культуры
Коран и Сунна
Давать определения понятий: Коран, сура, аят, Сунна, хадисы.
(1 ч)
Описывать основные содержательные составляющие священных
книг исламской культуры; формулировать своё мнение о их
значении в жизни мусульман; устанавливать связь между
религиозной (исламской) культурой и поведением людей;
выявлять ценностный смысл в хадисах, аятах; объяснять
практические ситуации в повседневной жизни, соотносить
собственные поступки с поучительными историями о жизни
пророка Мухаммад
Во что верят
Изучать ключевые понятия урока: вера, Аллах, Адам, 99
мусульмане
прекрасных имён Аллаха, ангел, джинн, шайтан, Иблис, иман,
(вера в Аллаха,
исхан, Божественные Писания (Тора, Евангелие, Коран,
в ангелов и
Трипитака), грех, чудо, посланник, пророк, Судный день, рай, ад,
посланников
судьба, конец света. Выявлять элементы общечеловеческих
Бога, в
ценностей в хадисах, сурах, аятах. Ориентироваться в
Божественные
собственном поведении на моральные нормы; приводить
Писания, в
примеры проявления человеком добра и зла по отношению к
Судный день (3
себе и окружающему миру. Размышлять о необходимости
ч)
осознанно относиться к собственным поступкам и выбирать
нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами
исламской культуры. Характеризовать добро и зло, рассуждать о
духовнонравственных проблемах, обсуждать их
Обязанности
Изучать ключевые понятия урока: столпы веры в исламе,
мусульман.
шахада, намаз, ураза, закят, хадж; пятничные молитвы, муэдзин,
Пять столпов
имам, мечеть, минарет, правила поведения в мечети, омовение;
исламской веры
воздержание, Рамадан, Ураза-байрам; пожертвование, садака,
(5 ч)
подаяние. Обсуждать духовно-нравственные проблемы.
Выявлять элементы общечеловеческих ценностей в притчах,
хадисах, заповедях; осознавать значение нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества
через знакомство с религиозными обязанностями мусульман;
обосновывать роль самовоспитания и самообразования в жизни
человека. Устанавливать связь между религиозной (исламской)
культурой и поведением людей.
Творческие
Обобщать и систематизировать знания; планировать и
работы
корректировать самостоятельную работу Раскрывать смысловое
учащихся.(2
содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое
часа)
представление информации. Находить нужную информацию в
печатных и электронных источниках, отбирать нужный материал
в соответствии с поставленной задачей
История ислама
Читать текст, находить в нём незнакомые слова и выражения,
в России ( 1 ч ) выяснять их значение. Изучать основные понятия урока: народы
России, исповедующие ислам; горцы, булгары, татары, башкиры,
Средняя Азия. Определять особенности развития и значение
исламской культуры в истории России, в формировании
духовных традиций многонационального российского общества
Нравственные
Изучать основные понятия урока: нравственные ценности,
ценности
счастье, добрые отношения, любовь к Родине, защита Отечества;
ислама:
добро, доброе дело, благотворительность; бескорыстие,

сотворение
взаимопомощь, дружелюбие, кунак, куначество, побратимство,
добра, дружба и
побратимы; семья, прочный семейный союз, семейные
взаимопомощь,
обязанности, счастье, согласие; родительская любовь,
семья в исламе, родительский дом, трудолюбие, труд и учёба, предостережение
родители и
от вредных привычек; любовь и уважение к родителям; почтение
дети,
к старшим, к любому пожилому человеку; гостеприимство,
отношение к
радушие, хлебосольство, щедрость, приветливость, гостинцы,
старшим,
застолье, традиции, обычаи; образование, учение, медресе,
традиции
мектеб, библиотека, мулла. Выявлять общечеловеческие
гостеприимства,
ценности, анализировать жизненные ситуации, выбирать
ценность и
нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами
польза
религиозной (исламской) культуры;
образования (7
ч)
Достижения
Описывать виды искусства в исламе, их особенности:
исламской
декоративно-прикладное искусство, каллиграфия, орнаменты,
культуры:
геометрический узор, шамаилы; архитектура: мечети, минареты,
наука,
мавзолеи, дворцы, медресе; декор, изразцовые плитки и т. д.
искусство (2 ч)
Обосновывать значение произведений искусства в жизни
общества, ценность образования как личную потребность в
самосовершенствовании и саморазвитии. Выявлять роль
искусства и науки в развитии исламской культуры
Праздники
Описывать праздники мусульман, особенности праздников в
ислама (1 ч)
исламской религиозной культуре, ритуалы и традиции. Выявлять
роль и значение праздников для мусульман — Курбан-байрам,
Ураза-байрам, Сабантуй, Навруз, Маулид, Лейлят аль-кадр и др.
Рассказывать о праздниках на основе проектных презентаций.
Обосновывать нравственный смысл ритуальных действий,
поведения верующих во время праздников
Любовь и
Читать текст, находить в нём незнакомые и непонятные слова и
уважение к
выражения, выяснять их значение. Определять понятия:
Отечеству (1 ч)
служение, патриотизм. Закреплять и систематизировать
представления об основном содержании учебника, важнейших
понятиях предмета; знания о духовных традициях
многонационального народа России, о духовном мире человека,
о роли культурных традиций в жизни человека, семьи, общества;
о ценности любви в отношениях между людьми и по отношению
к Родине; о ключевом понятии урока: служение Родине —
патриотизм
Святыни право- Рассказывать о важнейших понятиях курса ОРКСЭ. Отвечать на
славия, ислама,
вопросы по содержанию других модулей. Систематизировать и
буддизма,
обобщать знания. Анализировать и сопоставлять факты,
иудаизма ( 1 ч )
находить аналогии. Размышлять и рассуждать на
моральноэтические темы; соотносить морально-нравственные
проблемы с личным опытом. Писать сочинение. Представлять
результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады,
выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои достижения
Основные
Осмыслять важнейшие нравственные понятия курса ОРКСЭ.
нравственные
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на
заповеди
текст учебника или словаря. Использовать их при создании
православия,
собственных текстов (устных и письменных).

ислама,
буддизма,
иудаизма,
светской этики
(1 ч)
Российские
православные,
исламские,
буддийские,
иудейские,
светские семьи
(1 ч)
Отношение к
труду и природе
в православии,
исламе,
буддизме,
иудаизме,
светской этике
(1 ч)

Систематизировать и обобщать знания, полученные на
предыдущих уроках

Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на
текст учебника или словаря. Использовать их при создании
собственных текстов (устных и письменных). Рассказывать о
важнейших семейных ценностях народов России.
Систематизировать и обобщать знания. Анализировать и
сопоставлять факты, находить аналогии.
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на
текст учебника или словаря. Использовать их при создании
собственных текстов (устных и письменных). Рассказывать об
отношении к труду и природе в различных религиях и светской
этике. Систематизировать и обобщать знания, полученные при
изучении курса ОРКСЭ. Анализировать и сопоставлять факты,
находить аналогии. Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы; соотносить морально-нравственные проблемы с
личным опытом. Представлять результаты индивидуальной
учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и
др.).

Модуль 3. «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» (всего 34 ч)
тема
Россия — наша
Родина ( 1 ч )

Культура и
религия ( 1 ч )

Возникновение
религий.
Религии мира и
их основатели (2
ч
Священные
книги религий
мира (2 ч)

Характеристика основных видов деятельности ученика
Пользоваться условными обозначениями учебника. Вести
учебный, межкультурный диалог. Различать способы и средства
познания духовных традиций. Оценивать результаты своей
работы на уроке и во внеурочной деятельности. Понимать
значение духовных традиций народов России в жизни человека,
семьи, общества. Осознавать ценность дружеских отношений
между людьми
Понимать значение понятий: религия, культура, ритуал,
материальная культура и духовная культура. Прогнозировать
содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное,
осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать об
основных религиях, распространённых на территории России; о
взаимосвязи и взаимовлиянии культуры, истории и религии, о
предпосылках возникновения и нравственных основах мировых
религий.
Понимать значение понятий: пантеон, Завет, вера в Единого Бога,
иудаизм, христианство, ислам, буддизм. Прогнозировать
содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное,
осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о
первых религиях, об истории возникновения иудаизма,
христианства, ислама и буддизма.
Понимать значение понятий: Трипитака, Библия, Ветхий Завет,
Новый Завет, Евангелие, Коран. Прогнозировать содержание
урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать

Хранители
предания в
религиях мира (
1ч)

Добро и зло.
Понятия греха,
раскаяния и
воздаяния (2 ч)

Человек в
религиозных
традициях мира
(1ч)

Священные
сооружения (2
ч)

Искусство в
религиозной
культуре (2 ч)

Творческие
работы
учащихся (2 ч)

История
религий в
России (2 ч)

содержание прочитанного текста. Рассказывать о священных
книгах буддизма, иудаизма, христианства, ислама. Определять
сходство этических постулатов священных книг религий мира.
Понимать значение понятий: жрец, раввин, епископ, священник,
имам, лама. Прогнозировать содержание урока. Читать и
воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста. Рассказывать о том, когда появились
хранители предания; кто такие жрецы; какую роль в иудаизме
играют раввины; об иерархии христианской церкви; об
организации мусульманской общины; о буддистской сангхе и
ламах
Понимать значение понятий: добро, зло, грех, раскаяние,
воздаяние — в контексте религиозных традиций мира.
Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать
прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.
Рассказывать о причинах появления зла и возможностях его
преодоления в контексте традиций буддизма, христианства,
ислама и иудаизма. Соотносить понятия добра и зла с личным
опытом, опытом других людей.
Понимать значение понятий: молитва, таинство, намаз, мантра.
Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать
прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.
Рассказывать об основных действиях верующего человека в
религиозных традициях мира, о том, что делает верующий
человек для общения с Богом, что такое молитва, таинство, намаз,
мантра. Приводить примеры религиозного поведения людей из
личного опыта и опыта других людей, из литературных
источников.
Понимать значение понятий: синагога, церковь, мечеть, ступа,
пагода. Прогнозировать содержание урока. Читать и
воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста. Рассказывать о назначении и устройстве
синагоги, христианской церкви, мечети, ступы и пагоды.
Выявлять общность и различия в устройстве и назначении
священных сооружений. Осознавать при нахождении в
священных сооружениях необходимость соблюдения правил
поведения, принятых в соответствующей религиозной общине.
Понимать роль искусства в религиозных культурах.
Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать
прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.
Рассказывать об общих особенностях искусства в христианстве,
исламе, иудаизме, буддизме. Устанавливать взаимосвязь
особенностей религиозного искусства с традициями веры
Иметь представление о материале, изученном на уроках модуля
«Основы мировых религиозных культур», о содержании учебного
проекта и способах его реализации. Прогнозировать содержание
урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать
содержание прочитанного текста. Обобщать и систематизировать
знания; планировать и корректировать самостоятельную работу.
Рассказывать об основных этапах возникновения и развития
православия и других религий в России, о том, как и почему на
Руси выбрали христианскую веру, какую роль сыграло

православие в истории России, какую роль в истории России
сыграли люди, исповедовавшие ислам, буддизм, иудаизм,
католическую и протестантскую веру. Прогнозировать
содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное,
осмысливать содержание прочитанного текста. Работать в группе
и представлять результаты коллективной работы
Религиозные
Понимать значение понятия «обряды». Рассказывать о
ритуалы.
религиозных ритуалах в религиях мира, о том, что такое обряды
Обычаи и
(ритуалы) и как они возникли; какими бывают обряды в
обряды (2 ч)
христианстве, исламе, буддизме и иудаизме. Прогнозировать
содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное,
осмысливать содержание прочитанного текста. Осознавать
важность толерантного отношения к обычаям и обрядам
различных религиозных культур
Паломничества
Понимать значение понятий: паломничество, реликвии, мощи.
и святыни ( 1 ч ) Рассказывать о паломничестве в христианстве, исламе, иудаизме,
буддизме. Прогнозировать содержание урока. Читать и
воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста
Праздники и
Понимать культурно-исторический и этический смысл
календари (2 ч)
праздников традиционных религий России. Прогнозировать
содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное,
осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о
главных праздниках иудеев, христиан, мусульман, буддистов.
Осознавать важность толерантного отношения к праздникам и
обычаям различных религиозных культур
Религия и
Рассказывать о нравственных заповедях иудаизма и
мораль.
христианства, о нравственном учении ислама, о буддийском
Нравственные
учении о поведении человека. Прогнозировать содержание урока.
заповеди в
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
религиях мира
прочитанного текста. Объяснять, что общее в учениях
(2 ч)
традиционных религий. Развивать ценностное отношение к
собственным поступкам.
Милосердие,
Объяснять нравственный смысл милостыни. Прогнозировать
забота о слабых,
содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное,
взаимопомощь
осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о
(1 ч)
традициях милосердия в иудаизме, христианстве, исламе и
буддизме, о том, как разные религии учат состраданию,
милосердию и помощи людям. Понимать необходимость
проявления милосердия в собственном поведении
Семья (1 ч)
Рассказывать о том, как традиционные религии России относятся
к семье. Прогнозировать содержание урока. Читать и
воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста. Понимать необходимость ответственного
отношения к семейным ценностям
Долг, свобода, Понимать значение понятий: долг, свобода, ответственность, труд
ответственность,
— в контексте традиционных религий. Прогнозировать
труд (1 ч)
содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное,
осмысливать содержание прочитанного текста. Использовать
личный опыт, опыт других людей, знания, полученные на уроках
по литературному чтению и окружающему миру, для осмысления
ценности долга, ответственности, труда в светской и религиозных

Любовь и
уважение к
Отечеству (1 ч)

Святыни
православия,
ислама,
буддизма,
иудаизма ( 1 ч )
Основные
нравственные
заповеди
православия,
ислама,
буддизма,
иудаизма,
светской этики
(1 ч)
Российские
православные,
исламские,
буддийские,
иудейские,
светские семьи (
1ч)
Отношение к
труду и природе
в православии,
исламе,
буддизме,
иудаизме,
светской этике
(1 ч)

традициях
Рассказывать об исторических этапах становления духовных
традиций в России. Прогнозировать содержание урока. Читать и
воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста. Объяснять значение духовных традиций
народов России, важность их изучения и сохранения.
Сопоставлять понятия «духовная традиция», «патриотизм»,
«Отечество», «служение»
Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение
слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или
словаря. Использовать их при создании собственных текстов
(устных и письменных). Рассказывать о важнейших понятиях
курса ОРКСЭ. Отвечать на вопросы по содержанию других
модулей. Систематизировать и обобщать знания. Анализировать
и сопоставлять факты, находить аналогии.
Прогнозировать результаты работы на уроке. Осмыслять
важнейшие нравственные понятия курса ОРКСЭ. Объяснять
значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника
или словаря. Использовать их при создании собственных текстов
(устных и письменных). Систематизировать и обобщать знания,
полученные на предыдущих уроках.

Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение
слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или
словаря. Использовать их при создании собственных текстов
(устных и письменных). Рассказывать о важнейших семейных
ценностях народов России. Систематизировать и обобщать
знания.
Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение
слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или
словаря. Использовать их при создании собственных текстов
(устных и письменных). Рассказывать об отношении к труду и
природе в различных религиях и светской этике.
Систематизировать и обобщать знания, полученные при изучении
курса ОРКСЭ.

Модуль 4. «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (всего 34 ч)
тема
Россия — наша
Родина (1 ч)

Что такое
светская этика (

Характеристика основных видов деятельности ученика
Пользоваться условными обозначениями учебника. Вести
учебный, межкультурный диалог. Различать способы и средства
познания духовных традиций. Оценивать результаты своей
работы на уроке и во внеурочной деятельности. Понимать
значение духовных традиций народов России в жизни человека,
семьи, общества
Рассказывать о взаимосвязи и взаимовлиянии этики и
нравственности. Прогнозировать содержание урока. Читать и

1ч)

воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста. Понимать значение понятий «этика»,
«мораль». Устанавливать взаимосвязь и взаимовлияние этики и
нравственности.
Культура и
Понимать значение понятий «культура», «мораль».
мораль ( 1 ч )
Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать
прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.
Раскрывать взаимосвязь культуры и морали. Различать
моральные и культурные ценности. Приводить примеры
материальной и духовной культуры.
Особенности
Называть особенности морали. Прогнозировать содержание
морали ( 1 ч )
урока. Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать
содержание прочитанного текста. Различать моральные нормы и
законы. Рассказывать о значении морал
Добро и зло (2
Характеризовать добро и зло как главные моральные понятия в
ч)
жизни человека. Прогнозировать содержание урока. Читать и
воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста. Анализировать различия между добрыми и
злыми поступками. Использовать знания по окружающему миру
и литературному чтению для иллюстрации добрых и злых
поступков.
Добродетели и
Определять понятия «добродетель», «порок». Прогнозировать
пороки (2 ч)
содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное,
осмысливать содержание прочитанного текста. Объяснять, кто
такой добродетельный человек. Использовать знания по
окружающему миру и литературному чтению для характеристики
добродетели. Аргументировать свою точку зрения.
Свобода и
Описывать значение понятий «свобода», «моральный выбор».
моральный
Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать
выбор человека
прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.
(1ч)
Обосновывать связь свободы и морального выбора. Объяснять,
что такое свобода, как связана свобода с моральным выбором, в
каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается
человек
Свобода и
Определять значение понятия «ответственность». Прогнозировать
ответственность
содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное,
(1 ч)
осмысливать содержание прочитанного текста. Обосновывать
связь свободы, морального выбора и ответственности.
Рассказывать о том, что такое ответственность, свободный выбор
личности, отношения ответственности, при каких условиях
возможно ответственное поведение.
Моральный
Характеризовать понятие «моральный долг». Прогнозировать
долг (1 ч)
содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное,
осмысливать содержание прочитанного текста. Объяснять, в чём
особенность морального долга. Использовать знания по
окружающему миру и литературному чтению, из личного опыта и
опыта других людей для характеристики морального долга.
Справедливость Давать определение понятия «справедливость». Прогнозировать
(1 ч)
содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное,
осмысливать содержание прочитанного текста. Иллюстрировать
понятие справедливости примерами из личного опыта и опыта
других людей. Рассказывать о моральных правилах

Альтруизм и
эгоизм (1 ч)

Дружба ( 1 ч )

Что значит
быть
моральным (1
ч)
Творческие
работы
учащихся.
Подведение
итогов
«Праздничного
проекта» (2 ч)
Род и семья —
исток
нравственных
отношений в
истории
человечества (1
ч)
Нравственный
поступок ( 1 ч )

Золотое
правило
нравственности
(1 ч)
Стыд, вина и
извинение ( 1 ч
)
Честь и
достоинство ( 1
ч)

справедливого человека, о признаках, по которым можно судить о
справедливости Проверять себя и самостоятельно оценивать
результаты учебной работы
Характеризовать понятия «альтруизм», «эгоизм». Прогнозировать
содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное,
осмысливать содержание прочитанного текста. Объяснять, что
значит быть разумным эгоистом. Аргументировать свою точку
зрения.
Объяснять, что такое дружба, чем дружеские отношения
отличаются от других отношений. Читать и воспринимать
прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.
Аргументировать свою точку зрения. Составлять небольшой
текст-рассуждение на тему дружбы.
Аргументированно отвечать на вопрос «Что значит быть
моральным?» Прогнозировать содержание урока. Читать и
воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста. Отвечать на учебные вопросы разных
типов; использовать ключевые понятия урока в собственной
устной и письменной речи.
Обобщать знания, полученные на уроках. Прогнозировать
содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное,
осмысливать содержание прочитанного текста. Планировать и
корректировать самостоятельную работу; работать в группе.
Проверять себя и самостоятельно оценивать результаты учебной
работы
ассказывать о происхождении семьи, её задачах, традициях,
правилах поведения в семье. Прогнозировать содержание урока.
Читать и воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста. Соотносить понятия «род» и «семья».

Объяснять значение понятия «поступок» в контексте этики.
Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать
прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.
Раскрывать содержание поступка. Понимать необходимость
осознанного отношения к собственным поступкам.
Аргументировать свою точку зрения.
Объяснять значение золотого правила нравственности.
Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать
прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.
Размышлять и рассуждать, почему появилось золотое правило
нравственности, как оно применяется
Давать определения понятий «стыд», «вина». Прогнозировать
содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное,
осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о
том, какую роль играют стыд, вина, чувство вины в поведении
человека. Аргументировать свою точку зрения
Характеризовать понятия «честь», «достоинство».
Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать
прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.

Совесть ( 1 ч )

Нравственные
идеалы ( 1 ч )

Образцы
нравственности
в культуре
Отечества ( 1 ч
)
Этикет ( 1 ч )

Семейные
праздники (1 ч)

Жизнь человека
— высшая
нравственная
ценность ( 1 ч )

Любовь и
уважение к
Отечеству (1 ч)

Святыни
православия,
ислама,
буддизма,
иудаизма ( 1 ч

Объяснять значение чести и достоинства в жизни человека.
Объяснять значение понятий «совесть» и «стыд». Прогнозировать
содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное,
осмысливать содержание прочитанного текста. Объяснять роль
совести как внутреннего регулятора человеческого поведения.
Рассказывать о правилах честного поединка, о том, кто такие
богатыри, рыцари, джентльмены и леди, какими качествами
должен обладать истинный рыцарь и джентльмен, что значит
быть настоящей леди. Рассуждать о значении нравственных
идеалов и моральных норм поведения для человека, семьи и
общества. Прогнозировать содержание урока. Читать и
воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста.
Рассказывать о нормах — образцах нравственного поведения в
культуре России. Прогнозировать содержание урока. Читать и
воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста. Рассуждать о необходимости осознанного
следования нормам и образцам нравственного поведения.
Аргументировать свою точку зрения
Объяснять значение понятия «этикет». Прогнозировать
содержание урока. Читать и воспринимать прочитанное,
осмысливать содержание прочитанного текста. Рассказывать о
том, что такое этикет, об этикете в одежде, о речевом этикете, о
том, какие правила этикета должен знать каждый. Осознавать
необходимость соблюдения норм этикета
Рассказывать о том, когда и как появились праздники, какое
значение имеют праздники, что такое подарок и как его выбирать.
Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать
прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста.
Составлять небольшой текст-рассуждение о роли семейных
праздников. Совершенствовать умения в области коммуникации,
Аргументированно объяснять, почему жизнь человека — высшая
ценность. Прогнозировать содержание урока. Читать и
воспринимать прочитанное, осмысливать содержание
прочитанного текста. Совершенствовать умения в области
коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на
учебные вопросы разных типов, построения связного
высказывания
Рассказывать об основном содержании учебника, важнейших
понятиях курса; о духовных традициях многонационального
народа России, о духовном мире человека, о культурных
традициях и их значении в жизни человека, семьи, общества; о
ценности любви в отношениях между людьми и по отношению к
Родине; о ключевых понятиях урока «служение», «патриотизм».
Прогнозировать содержание урока. Читать и воспринимать
прочитанное, осмысливать содержание прочитанного текста
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст
учебника или словаря. Использовать их при создании
собственных текстов (устных и письменных). Рассказывать о
важнейших понятиях курса ОРКСЭ. Отвечать на вопросы по
содержанию других модулей. Систематизировать и обобщать
знания. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии.

Основные
нравственные
заповеди
православия,
ислама,
буддизма,
иудаизма,
светской этики
(1 ч)
Российские
православные,
исламские,
буддийские,
иудейские,
светские семьи
(1ч)
Отношение к
труду и
природе в
православии,
исламе,
буддизме,
иудаизме,
светской этике
(1 ч)

Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы;
соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом.
Осмыслять важнейшие нравственные понятия курса ОРКСЭ.
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст
учебника или словаря. Использовать их при создании
собственных текстов (устных и письменных). Систематизировать
и обобщать знания, полученные на предыдущих уроках.
Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии в
моральных законах разных народов России. Размышлять и
рассуждать на морально-этические темы; соотносить моральнонравственные проблемы с личным опытом.
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст
учебника или словаря. Использовать их при создании
собственных текстов (устных и письменных). Рассказывать о
важнейших семейных ценностях народов России.
Систематизировать и обобщать знания. Анализировать и
сопоставлять факты, находить аналогии. Представлять
результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады,
выставки, творческие работы и др.).
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст
учебника или словаря. Использовать их при создании
собственных текстов (устных и письменных). Рассказывать об
отношении к труду и природе в различных религиях и светской
этике. Систематизировать и обобщать знания, полученные при
изучении курса ОРКСЭ. Анализировать и сопоставлять факты,
находить аналогии.

VIII. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Наименование

Количество

Учебники
Основы мировых религиозных культур, 4 класс, Просвещение, 2017

К

Основы православной культуры, 4 класс, Просвещение, 2010

К

Мацыяка Е. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы
мировых религиозных культур. Методическое пособие. 4 класс : учеб.
пособие для общеобразоват. организаций / Е. В. Мацыяка. — 2-е изд.,
доп. — М. : Просвещение, 2017
Обернихина Г. А.Основы религиозных культур и светской этики. Основы
православной культуры. Методическое пособие. 4 класс М.,
Просвещение 2017
Электронное приложение

Д

Д – демонстрационный экземпляр (не менее 1 экземпляра на класс);


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».