Адаптированная рабочая программа по музыке

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного Стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) разработана рабочая программа учебного курса «Музыка» для
слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.1). Она содержит
дифференцированные требования к результатам освоения и условиям ее реализации,
обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей учащихся.
Рабочая программа разработана на основе рабочей программы «Музыка» 1-4 класс авт.
Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина, М.: Просвещение, 2017г. с учетом следующих
документов:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2.Приказ Минобрнауки РФ от 6.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие
ФГОС НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 15785)
3.Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений во ФГОС НОО,
утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован
Минюстом России 4 февраля 2011 г., рег. № 19707)
4. Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений во ФГОС НОО,
утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован
Минюстом России 12 декабря 2011 г., рег. № 22540)
5. Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012г № 69 «О внесении изменений в федеральный
компонент ГОС НОО, ООО, утвержденный приказом Минобр РФ от 5 марта 2004 г. № 1089»
6. Приказ Минобрнауки РФ от 18.12.2012г № 1060 «О внесении изменений во ФГОС
НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован
Минюстом России 11 февраля 2013 г., рег. № 26993)
7. Приказ Минобрнауки РФ от 29.12.2014г № 1643 «О внесении изменений в приказ
Минобр науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС
НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован
Минюстом России 6 февраля 2015 г., рег. № 35916)
8. Приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015г. № 1576 «О внесении изменений во ФГОС
НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрировано
в Минюсте России 02.02.2016г. № 40936)
9. Приказ Минобрнауки Р.Ф от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального
государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» (зарегистрирован МинюстомР.Ф 03.02.2015г №35847)
10.Фундаментальное ядро содержания общего образования/под ред. В.В.Козлова,
А.М.Кондакова. – 2-е изд. – Москва, «Просвещение», 2010. (Стандарты второго поколения).
11. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России/ под
ред. А.Я.Данилюка, А.М.Кондакова, В.А.Тишкова; Москва, «Просвещение», 2009 (Стандарты
второго поколения).
12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья“ (зарегистрировано в Минюсте
России 14.08.2015 № 38528)
13. Примерная АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол
от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
14. АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.1) МАОУ
СОШ №11 им. В.И. Смирнова
Вариант образовательной программы для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
определяет психолого-медико-педагогическая комиссия г. Томска на основании их комплексного
психолого-медико-педагогического обследования.
2

Вариант обучения 2.1 предполагает, что обучающийся с ОВЗ получает образование,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию слышащих сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения.
При реализации программы обязательной является систематическая специальная и психологопедагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого
обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются:
• удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением
слуха;
• коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
• развитие слухозрительного и слухового восприятия и произносительной стороны речи;
• развитие сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения
для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми.
Психолого-педагогическая поддержка предполагает:
• помощь в формировании полноценных социальных (жизненных) компетенций;
•
развитие адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассникам и другими
обучающимися, родителями;
• работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе,
школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки;
• создание условий успешного овладения учебной деятельностью с целью предупреждения
негативного отношения обучающегося к ситуации школьного обучения в целом.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при
изучении предметов учебного плана и на индивидуальных занятиях, где осуществляется
слухоречевое развитие, коррекция произношения, нарушений устной и письменной речи,
препятствующих полноценному освоению программы по всем предметным областям,
формированию полноценной речемыслительной деятельности.
Цели программы:
 формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
 воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса,
нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения
отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям
России, музыкальной культуре разных народов;
 развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и
ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса,
творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
 обогащение знаний о музыкальном искусстве;
 овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности
(пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкальнопластическое движение и импровизация).
Задачи программы:
 развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
 понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
 освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера,
балет, симфония, музыка из кинофильмов);
 изучение особенностей музыкального языка;
 формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности
(сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
Коррекционные задачи:
1.
Оказывать помощь в овладении базовым содержанием обучения
2.
Развивать коммуникативные навыки, умение устанавливать взаимоотношения с другими
людьми
3

3.
Развивать речевой слух, устную речь, понимание смысла текстов в устной и письменной
формах
4.
Способствовать достижению ребенком успеха в различных видах деятельности с целью
предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом,
повышения мотивации к школьному обучению.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом
постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства:
фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд),
современной академической и популярной музыки.
Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов
мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его
природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов,
обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества
композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на
культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовнонравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры. Программа
направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в
его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире,
специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно
временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить,
что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства
неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство
деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность,
опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного
в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников,
воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов
развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного
и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с
музыкой.
В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение;
пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных
инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного
характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях
(речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся
музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным
спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ
концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных
мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке,
музыкальных инструментах, музыкантах и др.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного
содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа,
обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у
младших школьников универсальные учебные действия. Структуру программы составляют
разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные
произведения.
4

III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова на изучение музыки в начальной
школе выделяется 135 ч.
На изучение музыки в каждом классе начальной школы отводится 1 час в неделю:
1класс – 33ч (33 учебные недели)
2 класс – 34 ч (34 учебные недели)
3 класс – 34 ч (34 учебные недели)
4 класс – 34 ч (34 учебные недели)
Всего: 135 часов
Из которых, в соответствии с гигиеническими требованиями к условиям реализации
образовательных программ 1 класса, участвующего в муниципальном эксперименте по
апробации ФГОС II поколения, программа рассчитана на 29(30) часов классно-урочной
деятельности. Остальные 4 часа, музыкальных занятий направлены на снятие статического
напряжения младшего школьника.
В целях обеспечения безопасных условий деятельности МАОУ СОШ №11 им. В. И.
Смирнова г. Томска в 2020-2021 учебном году в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции
(COVID-19), во исполнение постановления Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020г. №16 «Об
утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», на
основании письма Первого заместителя Министра просвещения РФ Д. Е. Глушко «Об
организации работы общеобразовательных организаций» от 12.08.2020 №ГД-1192/03, а также
распоряжения Департамента образования администрации города Томска от 14.08.2020 №573р
«Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях
в 2020-2021 учебном году в условиях распространения новой коронавирусной инфекции
(COVID-19)» уроки музыки во 2-4 классах на 2 и 4 неделе месяца ведутся с использованием
дистанционных форм обучения.
IV.ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям
возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и
плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта
эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкальнотворческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными
действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего
образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи
музыки и жизни. Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры народному и профессиональному музыкальному творчеству - способствует формированию
целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических чувств, толерантных
взаимоотношений в поликультурном обществе и активизации творческого мышления,
продуктивного воображения, рефлексии.
Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники
понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей
человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать
на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека
явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это
способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными
видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.
5

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное
формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному,
коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет
«Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину
мира.
V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
— формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
— формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
— овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
— формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора,
шедевров музыкального наследия русских композиторов;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
деятельности, их понимание и оценка
– умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в музыкальной жизни класса;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания
6

моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью
клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и
анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и
графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и
этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета.
Предметные результаты:
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
слабослышащих и позднооглохших обучающихся должны отражать:
1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека;
2) развитие интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности (на уровне
индивидуальных возможностей ребенка воспринимать и различать звуки музыки).
По учебному предмету "Музыка" оценивание предметных результатов не предполагается.
1 класс:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора,
шедевров музыкального наследия русских композиторов;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
деятельности, их понимание и оценка
– умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в музыкальной жизни класса;
7

– уважительное отношение к культуре других народов;
–овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– формирование этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
–определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и
творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной
музыкально-эстетической деятельности;
–позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании,
характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами
коммуникации;
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкальнотворческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном
развитии;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной
культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и
музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду)
музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
2 класс
Личностные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора,
шедевров музыкального наследия русских композиторов;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
деятельности, их понимание и оценка
– умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в музыкальной жизни класса;
– уважительное отношение к культуре других народов;
–овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– формирование этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
–определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и
творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной
музыкально-эстетической деятельности;
–позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
8

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании,
характере, особенностях языка музыкальных произведений в соответствии с задачами
коммуникации;
Предметные результаты:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном
развитии;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной
культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и
музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду)
музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
3 класс
Личностные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора,
шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви,
различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии
окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками
сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в
музыкальной жизни класса, школы;
– формирование этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоциональноценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
–определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и
творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной
музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка
своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных
стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании,
характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих
направлений в соответствии с задачами коммуникации;
9

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления
аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных
сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с
использованием различных средств информации и коммуникации (включая цифровые
образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).
Предметные результаты:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном
развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых
музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной
культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и
музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду)
музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору,
музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание,
интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
4 класс
Личностные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора,
шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви,
различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии
окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками
сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в
музыкальной жизни класса, школы и др.;
– формирование этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоциональноценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания
10

музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в
исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной
музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка
своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных
стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании,
характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих
направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с
размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления
аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных
сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с
использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные
ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкальнотворческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном
развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых
музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной
культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и
музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду)
музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору,
музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание,
интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Выпускник научится:
 воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как
способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на
искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой
деятельности;
 ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального
фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
 и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
 воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические
особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх,
действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
11

 реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкальноисполнительские замыслы в различных видах деятельности;
 организовывать
культурный
досуг,
самостоятельную
музыкально-творческую
деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
 соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты
музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской
деятельности на основе полученных знаний;
 наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и
различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм
 построения музыки;
 общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и
инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
 реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной
деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных
инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
 использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении
простейших мелодий;
 владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в
коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных
образов.
Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
 исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация,
музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
 определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных
музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
 оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального
музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
 адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе
образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
 оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых
мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой
деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать
музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка
в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», « Музыкальная
картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты
структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и
времени для его изучения. В первом классе сокращение часов осуществляется за счёт резерва
учебного времени.
«Музыка в жизни человека». 35 ч.
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого
состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно- эмоциональных сферах музыки и о
многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности.
Песенность, танцевальность, маршевость.
12

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный
и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игрыдраматизации. Народная и профессиональная музыка. Сочинение отечественных композиторов о
Родине.
«Основные закономерности музыкального искусства» .66ч.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние,
выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие, интонация- источник музыкальной
речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика и др.)
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие.
Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях
композиторов, ее выразительный смысл. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных
интонаций, тем, художественных образов.
«Музыкальная картина мира».34 ч.
Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные
коллективы, ансамбли песни и танца. Музыкальные театры. Музыка для детей: радио и
телепередачи, видеофильмы, звукозаписи, (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певчие
голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный.
Музыкальные инструменты.
Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки
учащихся 1 класса – в конце учебного года, 2-4 классов начальной школы в форме тестовых
работ 4 раза в год: в конце каждой четверти
Содержание программного материала 1 класс (33 часа)
В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает
знакомство первоклассников
с музыкальными традициями, песнями и музыкальными
инструментами Сибирского края и составляет 10% учебного времени:
Урок -№6 «Сочини мелодию» - Р/К Музыка сибирского края;
Урок -№10 «Музыкальные инструменты». - Р/К. Музыкальные инструменты сибирских
народов
Урок - №17 «Край в котором ты живешь» - Р/К. Сибирские песни о Родине
«Музыка вокруг нас»
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель.
Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей.
Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь
эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли,
флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в
праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное
исполнение сочинений разных жанров и стилей.
«Музыка и ты»
Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в
изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в
музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников
Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального
произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно13

осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты:
лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в
кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный
словарик.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Содержание программного материала 2 класс
В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает
знакомство второклассников
с музыкальными традициями, песнями и музыкальными
инструментами донского края и составляет 10% учебного времени:
Урок №3 «Моя Россия!» - Р/К Музыкальные образы родного края;
Урок №17 Русские народные инструменты. - Р/К Инструменты сибирских народов
Урок №20 Обряды и праздники русского народа - Р/К (Масленица на Сибирской земле)
Содержание программного материала 3 класс
Так как сами авторы программы не регламентируют жесткого разделения музыкального
материала на учебные темы и уроки: « Данная программа не подразумевает жестко
регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое
планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри
четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной
художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся
каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий.
Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкальнопедагогической деятельности»*, в календарно-тематическом планировании внесена
корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, а именно:
В разделе «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» произведена корректировка часов (3ч вместо
4ч) для изучения раздела «В концертном зале» (7ч вместо 6ч):
При составлении тематического планирования учтен национально-региональный компонент,
который предусматривает знакомство третьеклассников с музыкальными традициями, песнями
и музыкальными инструментами сибирскими инструментами и составляет 10% учебного
времени:
Урок №11 Образ матери в музыке, поэзии, ИЗО. Р/К Образы матери сибирских народов.
Урок №12 Образ праздника в искусстве: Вербное воскресенье. Р/К Сибирские праздники.
Урок №32 Певцы родной природы.
Р/К Образ природы в творчестве сибирских
композиторов.
Содержание программного материала 4 класс
Рабочая программа для 4 класса составлена на основе программы «Музыка. 1-4 классы».
Авторы программы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина, М., Просвещение, 2010 с.1- 45.
Календарно-тематическое планирование рассчитано на 34 часа в год, с распределением – 1
час в неделю. Но так как сами авторы программы не регламентируют жесткого разделения
музыкального материала на учебные темы и уроки, в календарно-тематическом планировании
внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, а именно:
Уменьшено количество часов на изучение разделов:
 «День, полный событий» - (5ч вместо 6ч)
 «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - (5ч вместо 7ч).
За счет этого увеличено количество часов на следующие разделы:

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» – (4ч вместо 3ч), добавлен 1 час на разделение
темы «Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант - чародей» на два урока.

«В концертном зале» – (6ч вместо 5ч) добавлен 1 час, т.к. тема «Старый замок.
Счастье в сирене живет» разделена для изучения на 2 урока, т.к. имеет объемный материал
для изучения творчества двух разных композиторов и слушания их произведений.
Так же при составлении календарно - тематического планирования произведена и
корректировка в названии тем уроков.
14

При составлении тематического планирования учтен национально-региональный компонент,
который предусматривает знакомство четвероклассников
с музыкальными традициями,
песнями и музыкальными инструментами коренных народов Дона и составляет 10% учебного
времени:
Урок №3 Ты откуда русская, зародилась, музыка?. Р/К Жанры сибирских песен
Урок №15 Оркестр русских народных инструментов. Р/К Творческие коллективы Сибири;
Урок №26 Кирилл и Мефодий. Р/К Праздники народов Народные праздники Сибири.
VII.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс (33ч)
Разделы, темы
Раздел 1:
«Музыка вокруг нас»

Раздел 2 :
«Музыка и ты»

Характеристика деятельности учащихся
Наблюдать за музыкой в жизни человека.
Различать настроения, чувства и характер человека
выраженные в музыке.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное
отношение при восприятии и исполнении музыкальных
произведений. Словарь эмоций.
Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на
детских элементарных музыкальных инструментах (и
ансамбле, в оркестре).
Сравнивать музыкальные и речевые интонации определять
их сходство и различия.
Инсценировать
музыкальные
образы
песен,
пьес
программного содержания, народных сказок.
Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре)
при воплощении различных музыкальных образов.
Знакомиться с элементами нотной записи. Выявлять
сходство и различим музыкальных и живописных образов.
Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению
музыкальных пьес и песен.
Моделировать в графике особенности песни, танца, марша.
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.
Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять
их принадлежность к различным жанрам музыки народного и
профессионального творчества.
Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического
творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи).
Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных
играх-драматизациях.
Подбирать
изображения
знакомых
музыкальных
инструментов к соответствующей музыке
Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев
музыкальных произведений и представлять их на выставках
детского творчества.
Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки
к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей,
школьных праздниках и т. п.
Составлять афишу и программу концерта, музыкального
спектакля, школьного праздника.
Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока15

концерта.

2 класс (34ч)
Разделы, темы
Характеристика деятельности учащихся
Размышлять об отечественной музыке, ее характере и
Раздел 1:
«Россия — Родина моя» средствах выразительности.
Подбирать слова отражавшие содержание музыкальных
произведений (словарь эмоций).
Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем
исполнении на уроках и школьных праздниках.
Воплощать художественно-образное содержание музыки в
пении, слове, пластике, рисунке и др.
Исполнять Гимн России.
Участвовать в хоровом исполнении гимнов своей
республики, края, города, школы.
Закреплять основные термины и понятия музыкального
искусства.
Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.
Расширять
запас
музыкальных
впечатлений
в
самостоятельной творческой деятельности.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных
жанров и стилей.
Выполнять творческие задания.
Распознавать
и
эмоционально
откликаться
на
Раздел 2:
выразительные и изобразительные особенности музыки.
«День, полный
Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
событий»
Определять жизненную основу музыкальных произведений.
Воплощать эмоциональные состояния в различных видах
музыкально-творческой деятельности: пение, игра на детских
элементарных музыкальных инструментах, импровизация
соло, в ансамбле, оркестре, хоре; сочинение.
Соотносить графическую запись музыки с ее жанром и
музыкальной речью композитора.
Анализировать
выразительные
и
изобразительные
интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и
взаимодействии.
Понимать основные термины и понятия музыкального
искусства.
Применять знания основных средств музыкальной
выразительности при анализе прослушанного музыкального
произведения и в исполнительской деятельности.
Передавать в собственном исполнении (пении, игре на
16

Раздел 3:
«О России петь — что
стремиться в храм»

Раздел 4:
«Гори, гори ясно,
чтобы не погасло!»

инструментах,
музыкально-пластическом
движении)
различные музыкальные образы (в паре, в группе).
Определять выразительные возможности фортепиано в
создании различных образов.
Соотносить содержание и средства выразительности
музыкальных и живописных образов.
Выполнять творческие задания; рисовать, передавать в
движении содержание музыкального произведения.
Различать особенности построения музыки: двухчастная,
трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление,
заключение, запев и припев).
Инсценировать песни и пьесы программного характера и
исполнять их.
Передавать в исполнении характер народных и духовных
песнопений.
Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и
литературные образы.
Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи.
Передавать с помощью пластики движений, детских
музыкальных инструментов разный характер колокольных
звонов.
Исполнять рождественские песни на уроке и дома.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных
жанров и стилей.
Выполнять творческие задания.
Разыгрывать народные игровые песни, песни-диалоги, песнихороводы.
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого,
коллективного (хорового и инструментального) воплощения
различных образов русского фольклора.
Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических,
пластических и инструментальных импровизаций на тексты
народных песенок, попевок, закличек.
Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные
песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных
народных праздниках.
Подбирать простейший аккомпанемент к песням, танцам своего
народа и других народов России.
Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов.
Выявлять особенности традиционных праздников народов
России.
Различать, узнавать народные песни разных жанров и
сопоставлять средства их выразительности.
Создавать музыкальные композиции (пение, музыкальнопластическое движение, игра на элементарных инструментах)
на основе образное отечественного музыкального фольклора.
Использовать полученный опыт общения с фольклором в
досуговой и внеурочной формах деятельности.
Интонационно осмысленно исполнять русские народные
песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров.
Выполнять творческие задания.

17

Раздел 5:
«В музыкальном
театре»

Раздел 6:
«В концертном зале»

Раздел 7:
«Чтоб музыкантом
быть, так надобно
уменье…»

Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к
музыкальным образам оперы и балета.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы
действующих лип опер и балетов.
Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом
воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.
Рассказывать
сюжеты
литературных
произведений,
положенных в основу знакомых опер и балетов.
Выявлять особенности развитии образов.
Оценивать
собственную
музыкально-творческую
деятельность.
Выполнять творческие задания.
Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и
сопоставлять их с музыкальными образами симфонической
сказки.
Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита и др.
Участвовать в коллективном воплощении музыкальных
образов
(пластические
этюды,
игра
в
дирижера,
драматизация) на уроках и школьных праздниках.
Выявлять выразительные и изобразительные особенности
музыки в их взаимодействии.
Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью.
Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.
Выполнять творческие задания.
Понимать триединство деятельности композитора исполнителя - слушателя.
Анализировать
художественно-образное
содержание,
музыкальный язык произведений мирового музыкального
искусства.
Исполнять различные по образному содержанию образцы
профессионального и музыкально-поэтического творчества.
Оценивать
собственную
музыкально-творческую
деятельность и деятельность одноклассников.
Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их
авторов.
Называть и объяснять основные термины и понятия
музыкального искусства.
Определять
взаимосвязь
выразительности
и
изобразительности
в
музыкальных
и
живописных
произведениях.
Проявлять интерес к концертной деятельности известных
исполнителей и исполнительских коллективов, музыкальным
конкурсам и фестивалям.
Составлять афишу и программу заключительного урокаконцерта совместно с одноклассниками
3 класс (34ч)

Разделы, темы

Характеристика деятельности учащихся

18

Раздел 1:
«Россия — Родина
моя»

Раздел 2:
«День, полный
событий»

Раздел 3:
«О России петь – что
стремиться в храм»

Раздел 4:
«Гори, гори ясно,
чтобы не погасло!»

Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в
музыке.
Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в
процессе исполнения музыкальных произведений (пение,
художественное движение, пластическое интонирование и
др.).
Петь мелодии с ориентаций на нотную запись.
Передавать
в
импровизации
интонационную
выразительность музыкальной и поэтической речи.
Знать песни о героических событиях истории Отечества и
исполнять их на уроках и школьных праздниках.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных
жанров.
Выполнять творческие задания.
Распознавать
и
оценивать
выразительные
и
изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
Понимать
художественно-образное
содержание
музыкального произведения и раскрывать средства его
воплощения.
Передавать
интонационно-мелодические
особенности
музыкального образа в слове, рисунке, движении.
Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке,
живописи, поэзии.
Разрабатывать
сценарии
отдельных
сочинений
программного характера, раскрывать их и исполнять во время
досуга.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять
сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре,
оркестре.
Выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и
живописных произведений.
Выполнять творческие задания.
Обнаруживать
сходство
и
различия
русских
и
западноевропейских произведений религиозного искусства
(музыка, архитектура, живопись).
Определять обратный строй музыки с помощью «словаря
эмоций».
Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь,
молитва, величание), песнями, балладами на религиозные
сюжеты.
Иметь представление о религиозных праздниках народов
России и традициях их воплощения.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных
жанров и стилей.
Выполнять творческие задания.
Выявлять общность жизненных истоков и особенности
народного и профессионального музыкального творчества.
Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления
как способов развития музыки.
Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в
коллективных играх-драматизациях.
Выполнять творческие задания.
Принимать участие в традиционных праздниках народов
19

России.
Участвовать в сценическом воплощении
фрагментов оперных спектаклей.
Выразительно, интонационно осмысленно
сочинения разных жанров и стилей.
Раздел 5:
«В музыкальном
театре».

Раздел 6:
«В концертном зале».

Раздел 7:
«Чтоб музыкантом
быть, так надобно
уменье…».

отдельных
исполнять

Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художникапостановщика в создании музыкального спектакля.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных
фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер,
действующие лица и др.)
Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к
опере и балету.
Сравнивать образное содержание музыкальных тем по
нотной записи.
Воплощать в пении или пластическом интонировании
сценические образы на уроках и школьных концертах.
Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из
мюзиклов, опер, балетов.
Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.
Узнавать стилевые особенности, характерные черты
музыкальной речи разных композиторов.
Моделировать в графике звуковысотные и ритмические
особенности мелодики произведения.
Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы
в звучании различных музыкальных инструментов.
Различать на слух старинную и современную музыку.
Узнавать тембры музыкальных инструментов.
Называть исполнительские коллективы и имена известных
отечественных и зарубежных исполнителей.
Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных
различными инструментами.
Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты.
Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим
содержанием в духе песни, танца, марша.
Определять особенности построения (формы) музыкальных
сочинений.
Различать характерные черты языка современной музыки.
Определить принадлежность музыкальных произведений к тому
или иному жанру.
Инсценировать (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес
программного содержания.
Участвовать в подготовке заключительного урока-концерта.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и
стилей.
Выполнять творческие задания.
4 класс (34ч)

Разделы, темы

Характеристика деятельности учащихся

20

Размышлять о музыкальных произведениях как способе
Раздел 1:
«Россия – Родина моя» выражения чувств и мыслей человека.
Эмоционально воспринимать народное и профессиональное
музыкальное творчество разных стран мира и народов России
и высказывать мнение о его содержании.
Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в
коллективных играх-драматизациях.
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого,
коллективного (хорового, инструментального) воплощения
различных художественных образов.
Узнавать образцы народного музыкально-поэтического
творчества и музыкального фольклора России.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять
сочинения разных жанров и стилей.
Подбирать
ассоциативные
ряды
художественным
проведениям различных видов искусства.
Выполнять творческие задания.
Оценивать собственную музыкально-творческую
деятельность.
Выявлять выразительные и изобразительные особенности
Раздел 2:
музыки русских композиторов и поэзии А. Пушкина.
«День, полный
Понимать особенности построения (формы) музыкальных и
событий»
литературных произведений.
Распознавать их художественный смысл.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных
жанров и стилей.
Выполнять творческие задания.
Участвовать в коллективной музыкально-творческой
деятельности, в инсценировках произведений разных жанров
и форм (песни, танцы, фрагменты из произведений, оперы и
др.).
Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы
в звучании различных музыкальных инструментов.
Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык
Раздел 3:
«В музыкальном
народного и профессионального музыкального творчества
разных стран мира и народов России.
театре».
Воплощать особенности музыки в исполнительской
деятельности с использованием знаний основных средств
музыкальной выразительности.
Определять особенности взаимодействия и развития
различных образов музыкального спектакля.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных
фрагментов оперы, балета, оперетты.
Оценивать
собственную
творческую
деятельность.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять
сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания.
Различать тембры народных музыкальных инструментов и
Раздел 4:
оркестров.
«Гори, гори ясно,
Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения
чтобы не погасло!»
народных праздников.
Исследовать историю создания музыкальных инструментов.
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого,
21

Раздел 5
«В концертном зале».

Раздел 6:
«О России петь – что
стремиться в храм»

Раздел 7:
«Чтоб музыкантом
быть, так надобно
уменье…».

коллективного (хорового и инструментального) воплощения
различных художественных образов.
Овладевать
приемами
мелодического
варьирования,
подпевания, «вторы», ритмического сопровождения.
Рассуждать о значении преобразующей силы музыки.
Создавать и предлагать собственный исполнительский план
разучиваемых музыкальных произведений.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных
жанров и стилей.
Выполнять творческие задания.
Определять и соотносить различные по смыслу интонации
(выразительные и изобразительные) на слух и по нотному
письму, графическому изображению.
Наблюдать за процессом и результатом музыкального
развития на основе сходства и различия интонаций, тем,
образов
Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная,
инструментальная; сальная, хоровая, оркестровая) из
произведений программы.
Распознавать
художественный
смысл
различных
музыкальных форм.
Передавать
в
пении,
драматизации,
музыкальнопластическом движении, инструментальном музицировании.
импровизации и др. образное содержание музыкальных
произведений различных форм и жанров.
Корректировать собственное исполнение.
Соотносить особенности музыкального языка русской и
зарубежной музыки.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных
жанров и стилей.
Выполнять творческие задания.
Сравнивать музыкальные образы народных и церковных
праздников.
Сопоставлять выразительные особенности языка музыки,
живописи, иконы, фрески, скульптуры.
Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности
в музыке русских композиторов.
Осуществлять собственный музыкально-исполнительский
замысел в пенни и разного рода импровизациях.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных
жанров и стилей.
Выполнять творческие задания.
Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные
интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии.
Распознавать художественный смысл различных музыкальных
форм.
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в
произведениях разных жанров.
Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного
(хорового и инструментального) воплощения различных
художественных образов.
Узнавать музыку (из произведений, представленных в программе).
Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных
22

стран мира.
Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы.
Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным
сочинениям.
Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства:
литературой, изобразительным искусством, кино, театром.
Оценивать свою творческую деятельность.
VIII. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наименование объектов материально-технического
обеспечения
Дидактическое обеспечение.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Музыка: 1 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений.

Кол-во

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1
кл.:
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику
«Музыка».1 класс.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Музыка: 2 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений.
М.:Просвещение, 2017.
Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к
учебнику «Музыка»: 2 класс. М.: Просвещение.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Музыка: 3 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений.
М.:Просвещение, 2017.
Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к
учебнику «Музыка»: 3 класс. М.: Просвещение.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Музыка: 4 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений.
М.:Просвещение, 2017.
Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к
учебнику «Музыка»: 4 класс. М.: Просвещение.
Печатные пособия
Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в
различных видах оркестров.
Технические средства обучения
Синтезатор.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся
отечественных и зарубежных композиторов.
Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.

Ф

М.:Просвещение, 2017.

Ф

Ф

Ф

Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д

Д- демонстрационный материал
Ф- для фронтальной работы (1 экземпляр). Например: репродукции картин
23

К- полный комплект (имеется на каждого обучающегося)
П- для работы в группах (4-6 человек в группе)

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».