Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 им. В.И.СМИРНОВА г. Томска «Утверждено» Приказом директора МАОУ СОШ №11 им. В. И. Смирнова г. Томска № ___ от «__»__________20__г. Рабочая программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения» для 10-11 классов Автор-составитель: Т.И.Савинова Томск-2020 1 Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения» предназначена для 10–11 классов и составлена на основании следующих документов: - Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. изменений); - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) (в ред. изменений) - Конвенции о правах ребёнка; - Санитарно-эпидемиологических правил и норматив СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189) (в ред. изменений); - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; - Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637); - Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345 (в ред. изменений). - ООП СОО МАОУ СОШ №11 им. В. И. Смирнова г. Томска С учетом рекомендаций авторской программы по русскому языку Гольцовой Н.Г. Программа к учебнику «Русский язык. 10–11 классы»/ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – 7 изд. – М.:» Русское слово – учебник», 2019 –376 с. (Инновационная школа, ФГОС). Принципы построения рабочей программы базируются на актуальных в настоящее время компетентностном, личностно-ориентированном, деятельностном подходах обучения с учетом принципов целостности образовательного процесса, системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса, взаимосвязи с другими предметами. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса. Особую трудность на ЕГЭ по русскому языку для выпускников составляет написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту. Данный элективный курс необходим для решения этой проблемы. Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс. Курс «Теория и практика написания сочинения» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста. Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников. Курс рассчитан на учащихся 10- 11 класса как углубленного, так и базового уровня. Данный элективный курс является необходимым для успешной 2 сдачи экзамена. Данный элективный курс позволяет выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста. Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе. Задачами курса являются: - применение обобщённых знаний и умений при анализе текста; - углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста; - применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой. Механизм формирования лингворечевой компетенции: - использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; - извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде; - анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики; - анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями; - анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности; - создание сочинения-рассуждения по данному тексту; - редактирование собственного текста; - применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; - соблюдение в практике письма основных норм языка; - использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста. Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками самостоятельного комплексного анализа текста, написания рецензии и сочинения – рассуждения. (Определение темы и идеи текста, типа и стиля, составление плана, нахождение и определение роли изобразительно-выразительных средств). Основными видами деятельности на занятиях элективного курса являются: - выполнение заданий тестов закрытого и открытого типа; - классификация речевых и грамматических ошибок с точки зрения их источников способов устранения; - лингвостилистический анализ (эксперимент); - авторедактирование и редактирование текстов; - продуцирование текстов разной стилистической направленности. Программа рассчитана на 68 часов: в 10 классе – 34 часа, (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю). 3 1. Планируемые результаты освоения элективного курса. Личностные результаты У обучающихся будут сформированы: - понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; - уважительное отношение к родному языку, гордость за него; - стремление к речевому самосовершенствованию; -достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для - свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к - самооценке на основе наблюдения за собственной речью. -интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; -интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; -интерес к изучению языка; -осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. -осознание эстетической ценности русского языка; уважительного отношения к языку, к сохранению его чистоты; стремление к речевому самосовершенствованию; -увеличение объема словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; развить способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты: Обучающиеся научатся: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы; - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользоваться словарями, справочниками; - соблюдать в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; - соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; - находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки; - владеть монологической и диалогической формами речи. - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 4 - извлекать необходимую информацию из толковых словарей и справочников, использовать её в различных видах деятельности; – строить рассуждения; - адекватно воспринимать оценку своих высказываний от окружающих; - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми; - применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни. Предметные результаты: Обучающиеся научатся: - созданию собственного грамотного текста в условиях ограниченного времени, выражению своих мыслей современным литературным языком, выстраиванию текста по определённой модели, - рассуждению с опорой на литературный материал по избранной теме одного из предложенных тематических направлений: выбор одой тему; выбор литературного материала, наиболее подходящего для раскрытия темы; формулировка своей точки зрения; аргументация своей позиции, выстраивание рассуждения в рамках выбранной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы; составление композиции сочинения; грамотное оформление. - применять на практике теоретико-литературные понятия; - анализировать творческие образцы сочинений различных жанров; - осуществлять речевое оформления собственных работ; - уместно употреблять средства художественной выразительности; - редактировать собственные и чужие сочинения. - знать требования, предъявляемые к итоговому сочинению; критерии оценивания итогового сочинения; теоретико-литературные понятия 5 2. Содержание элективного курса 10 класс (34 часа) Теоретический блок (17 ч.): Введение. Структура сочинения-рассуждения. Критерии его оценивания. Раздел 1. Проблема текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы. Как сформулировать проблему? Типовые конструкции (клише). Типичные ошибки при формулировании проблемы. Раздел 2. Комментарий к проблеме. Типы комментария. Типы информации в тексте. Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. Типичные ошибки при комментировании. Цитаты. Способы цитирования. Раздел 3. Авторская позиция. Позиция автора. Средства выражения авторской позиции. Авторская позиция в публицистическом и художественном текстах. Типовые конструкции (клише) для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании авторской позиции. Раздел 4. Собственная позиция пишущего. Аргументация собственной позиции. Аргумент. Виды аргументов. Структура аргументации. Типичные ошибки при аргументации. Критерии оценивания аргументации. Раздел 5. Композиция сочинения. Виды и формы вступления. Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении. Раздел 6. Речевое оформление сочинения. Средства связи предложений в тексте. Типы ошибок. Фактические ошибки. Логические ошибки. Речевые ошибки. Грамматические ошибки. Практический блок (8 ч.): Практическое занятие (анализ текстов с точки зрения их проблематики). Практическое занятие (создание собственных комментариев, редактирование текстов-образцов). Практическое занятие (анализ текстов: проблема – авторская позиция). Практическое занятие (аргументация собственной позиции). Практическое занятие. Редактирование сочинений-образцов. Редактирование собственного сочинения. Творческие работы (6 ч.): Сочинение-рассуждение заданной структуры: проблема – комментарий – авторская позиция. Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Презентация собственной работы. Создание «Банка аргументов» и его презентация. Индивидуальные консультации (3 ч.) Формы организации учебного процесса: урок, семинар, практикум, консультация, зачет, что способствует активному самостоятельному изучению материала. 11 класс (34 часа) Введение (1 час). Введение. Цели и задачи курса. Новые требования к сочинению (ЕГЭ). Текст и его особенности (12 часов) Текст. Содержательный анализ текста: тема (микротемы), проблема, идея, ключевые слова .Деление текста на абзацы». Расшифровка» информации текста. Извлечение информации текста: понимание смысла текста, главного и существенного в нем, определение проблемы и идеи, стиля и функционально-смыслового типа речи. 6 Способы сжатия текста (компрессии): исключение второстепенной информации, подробностей, деталей; обобщение единичных (однородных) явлений и фактов; сочетание исключения и обобщения. Основные языковые приемы компрессии: замена (однородных членов обобщающим наименованием, фрагмента предложения синонимичным выражением, предложения или его части указательным, определительным или отрицательным местоимениями, сложноподчиненного предложения простым, прямой речи косвенной); исключение (отдельных членов предложения, некоторых однородных членов, повторов, фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение, одного или нескольких синонимов, предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком широко и полно); слияние (образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи). Стили речи. (4 час.) Художественный, научный, официально-деловой, публицистический стиль. Особенности стиля. Сочинение-рассуждение (16 ч.) Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике. Рассуждение как тип речи: структура (композиция), смысловая целостность, аргументация (авторская позиция, собственная точка зрения). Тезис – главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть. Аргументация – приведение фактов, примеров, утверждений, объяснений, подтверждающих тезис. Вывод – общий итог. Общие и специальные средства выразительности. Понимание и анализ авторской позиции, выражение собственной точки зрения, совпадающей или не совпадающей с мнением автора, аргументируемой примерами из жизненного, общественного или литературного опыта. Стилистическое и речевое оформление текста. Грамотность письменной речи (грамматические нормы, орфография и пунктуация). Повторение. (1 час) 7 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 10 класс №п/ Наименование разделов и тем п I Теоретический блок 17 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Введение. Структура сочинения-рассуждения Раздел 1. Проблема текста. Раздел 2. Комментарий к проблеме Раздел 3. Авторская позиция. Раздел 4. Собственная позиция пишущего. Аргументация или обоснование. Раздел 5. Композиция сочинения. Раздел 6. Речевое оформление сочинения. Практический блок Творческие работы Всего 1 3 4 8 7 3 8 17 11 класс № Тема 1 2 3 4 5. 6 7 8 9 10 11 12 13 8 Количество часов Вводное занятие. Новые требования к сочинению (ЕГЭ) Что такое текст? Связь предложений в тексте Составление текста. Стили текста: публицистический стиль Стили текста: художественный стиль Типы текста Зачетная работа №1 Тема и основная мысль текста Тема и микротемы. Деление текста на абзацы Тема и микротемы. Как правильно понять исходный текст «Расшифровка» информации текста Зачетная работа №2 Роль вступления в сочинении-рассуждении 34 Количество часов 1 1 2 2 1 2 1 1 1 1 2 1 1 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 9 Роль заключения в сочинении-рассуждении Формулировка основной проблемы исходного текста Комментируем основную проблему текста Зачетная работа №3 Позиция автора и способы ее выражения Общие средства выразительности Специальные средства выразительности Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции Композиция сочинения – рассуждения (логические приемы мышления) Типы аргументации в изложении собственной позиции Экспертная оценка сочинения Написание рецензии Итоговая работа Анализ итоговой работы Итого 1 1 2 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 34 часа