Рабочая программа среднего общего образования по ЭК Практикум по химии 10 класс ФГОС

Пояснительная записка
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по химии составлена на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (в ред. изменений);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) (в ред.
изменений)Санитарно-эпидемиологических правил и норматив СанПиН 2.4.2.2821-10 (в ред.
изменений);
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345 (в ред. изменений);
- ООП СОО МАОУ СОШ № 11 имени В.И. Смирнова г. Томск;
Данная программа предусматривает расширение и углубление теоретических знаний
учащихся по химии, развитие их познавательных интересов, целенаправленную
профессиональную ориентацию старшеклассников. Программа ориентирована на школьников,
проявляющих повышенный интерес к изучению химии и собирающихся продолжить образование
в учебных заведениях естественно-математического направления.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Изучение курса направлено на достижение следующих целей:
- воспитание личности, имеющей развитое естественнонаучное восприятие природы;
- развитие творческого потенциала учащихся;
- развитие познавательной деятельности учащихся через активные формы и методы
обучения;
- закрепление, систематизация знаний учащихся по химии;
- обучение учащихся основным подходам к решению расчетных задач по химии.
Задачи:
1. Повысить теоретический уровень знаний учащихся по химии.
2. Привить учащимся навыки владения вычислительными действиями, алгоритмами решения
типовых химических задач, применения важнейших законов химии при решении задач.
3. Способствовать интеграции знаний учащихся, полученных ими при изучении предметов
естественнонаучного профиля, при решении расчетных задач по химии.
4. Развивать умения анализировать ситуацию и делать прогнозы.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебноисследовательской, проектной деятельности;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
- использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации;
- критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
- знать и понимать основные законы и теории химии, применять их при решении
практических и расчетных задач;
- знать алгоритмы решения задач разных типов, разными способами; расчетные формулы.
- уметь составлять уравнения химических реакций и выполнять расчеты по ним, выполнять
расчёты для нахождения простейшей, молекулярной и структурной формул органических
соединений;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных
источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);
использовать компьютерные технологии для обработки, передачи и представления химической
информации в различных формах;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки
их последствий; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния
химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием;
приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве.

2. Содержание учебного предмета
Тема 1. Введение Предмет органической химии. Основные положения теории строения
органических соединений. Строение атома углерода. Ковалентная химическая связь.
Валентные состояния атома углерода. Вид гибридизации и форма молекул. Контрольная
работа №1.
Тема 2. Строение и классификация органических соединений, химические реакции в
органической химии Степень окисления и валентность. Гомологи. Изомеры. Значение теории.
Строение атома углерода. Ковалентная химическая связь. Валентные состояния атома углерода.
Вид гибридизации и форма молекул. Демонстрации: Шаростержневые модели органических
молекул. Классификация органических соединений. Номенклатура органических соединений
Виды изомерии. Решение задач на вывод формул органических веществ. Типы химических
реакций в органической химии. Электронные эффекты в молекулах. Химические связи в
органических веществах. Способы их разрыва.
Тема 3. Углеводороды (предельные, непредельные, ароматические). Алканы, изомерия,
номенклатура. Метан: строение, свойства Химические свойства алканов, применение и способы
получения. Циклоалканы. Непредельные углеводороды (алкены, алкины, алкадиены),
гомологические ряды, изомерия, номенклатура, химические свойства, способы получения.
Основные понятия химии высокомолекулярных соединений. Ароматические углеводороды
(арены). Бензол – строение, свойства. Применение углеводородов. Природные источники
углеводородов: природный газ, нефть, каменный уголь, способы переработки. Решение задач на
вывод формул веществ по продуктам их сгорания. Генетическая связь между классами
углеводородов.
Кислородсодержащие органические соединения.
Тема 4. Спирты и фенолы
Спирты (одноатомные и многоатомные). Гомологические ряды, изомерия, номенклатура
спиртов. Этанол, глицерин – строение, свойства. Фенол – строение, свойства.
Тема 5. Карбонильные соединения: альдегиды и кетоны Гомологические ряды, изомерия,
номенклатура, строение и свойства альдегидов и кетонов. Способы получения, применение.
Тема 6. Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры
Предельные и непредельные карбоновые кислоты. Гомологический ряд. Строение.
Номенклатура и изомерия. Свойства. Производные карбоновых кислот. Отдельные представители.
Сложные эфиры. Жиры. Реакция этерификации. Гидролиз жиров. Способы получения,
применение.
Тема 7 . Углеводы Классификация и значение. Глюкоза как важнейший представитель
моносахаридов. Фруктоза как изомер глюкозы. Краткие сведения о строении и свойствах рибозы и
дезоксирибозы. Сахароза, крахмал, целлюлоза. Строение, свойства, применение на примере
глюкозы.
Крахмал. Целлюлоза. Свойства, применение. Понятие об искусственных волокнах.
Тема 8. Азотсодержащие органические вещества
Строение аминов. Аминогруппа, еѐ электронное строение. Амины как органические
основания. Анилин, его строение, причины ослабления основных свойств в сравнении с аминами
предельного ряда. Получение анилина. Значение в развитии органического синтеза. Строение,
свойства, изомерия аминокислот. Общее понятие о гетероциклических соединениях. Пиридин и
пиррол как представители азотсодержащих гетероциклов, их электронное строение,
ароматический характер, различие в проявлении основных свойств.
Пуриновые и пиримидиновые основания, входящие в состав нуклеиновых кислот.
Белки как биополимеры. Структура белков, свойства. Превращения белков пищи в
организме. Успехи в изучении строения и синтезе белков.
Состав нуклеиновых кислот (ДНК И РНК), строение нуклеотидов Принцип
комплементарности. Роль НК в жизнедеятельности организмов.
Тема 9. Биологически активные вещества Ферменты. Понятие о ферментах как
биологических катализаторах. Классификация ферментов. Специфичность действия. Значение в

биологии и медицине, применение в промышленности. Понятие о витаминах. Классификация
витаминов. Нормы потребления витаминов. Гипер- и гипоавитаминозы. Понятие о гормонах.
Классификация гормонов. Адреналин. Тестостерон. Инсулин. Понятие о лекарствах. Отдельные
фармакологические группы лекарств. Способы применения лекарств. Механизм действия
отдельных препаратов.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14
15
16
17
18
19
20
21

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Тема
Введение.
Периодический закон Д.И. Менделеева. Строение атома. Строение
веществ. Механизмы образования химической связи.
Стехиометрические законы химии. Основные газовые законы.
Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газа.
Расчеты по химическим формулам.
Спирты и фенолы
Классификация, химические свойства и генетическая связь веществ.
Качественные реакции на идентификацию веществ.
Итоговое занятие по теме
Карбонильные соединения
Определение вещества и его массы (объема), оставшегося после
реакции непрореагировавшим.
Определение количества (массы, объема) продукта реакции, если
один из сореагентов взят для реакции в избытке.
Вычисление выхода продукта (в %) реакции от теоретически
возможного.
Вычисление массы (объема) продукта реакции по известной массе
(объему) исходного вещества, содержащего определенную долю
примесей.
Определение состава соли (кислая или средняя) по массам веществ,
вступающих в реакции.
Итоговое занятие по теме
Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость
химических реакций. Катализ.
Изменение энергии в химических реакциях.
Расчеты по термохимическим превращениям.
Химическое равновесие и условия его смещения. Принцип ЛеШателье.
Азотосодержащие органические вещества.
Способы выражения содержания растворенного вещества в
растворе. Растворимость. Вычисление растворимости, требуемой
для насыщения раствора.
Вычисление при приготовлении раствора разных веществ заданного
состава и заданной концентрации.
Вычисления при смешивании двух растворов, правило смешения.
Итоговое занятие по теме
Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей.
Константа и степень диссоциации. Водородный показатель.
Обменные реакции в растворах электролитов.
Гидролиз солей.
Итоговое занятие по теме
Биологически активные вещества
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.
Эквиваленты окислителей и восстановителей.
Направление протекания окислительно-восстановительных

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

33
34

реакций.
Электролиз.
Итоговое занятие по теме

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».