Рабочая программа среднего общего образования по ЭК Практикум по информатике 10 класс ФГОС

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Практикум по информатике» разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. изменений);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) (в ред. изменений)Санитарно-эпидемиологических правил и норматив СанПиН 2.4.2.2821-10 (в ред. изменений);
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345 (в ред. изменений);
- ООП СОО МАОУ СОШ № 11 имени В.И. Смирнова г. Томск;
Программа разработана на основе рабочей программы элективного курса по выбору «Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде по информатике» (автор – Симонова О.Ю., Кидра
Т.В.). Данная рабочая программа имеет изменения, по сравнению с авторской.
Цель курса определяется постоянным ростом практической и теоретической значимости программирования в жизни современного общества, глубоким проникновением информационно коммуникационных средств во все сферы человеческой деятельности.
Программа охватывает весь учебный материал базового курса алгоритмизации и программирования из общей программы по информатике. При этом ученики должны не только достичь результатов обучения, предусмотренных программой, но и овладеть соответствующими знаниями,
умениями и навыками, на более высоком уровне, что характеризуется, в первую очередь, способностью решать более сложные, нестандартные задачи.
Целью курса является формирование теоретической базы знаний учеников по теме алгоритмизация и программирование, практических навыков в использовании средств современных систем программирования, а также подготовка к самостоятельной научно-практической работе, участию, в олимпиадных соревнованиях, конкурсах, турнирах, формирование стойкого интереса к
программированию и связанной с ним будущей профессиональной деятельности.
В задачи курса входит:
- формирование у школьников информационной культуры;
- разъяснение роли информатики и компьютерной техники в развитии общества и ускорении
научно-технического прогресса, открытия отечественных ученых, в развитие компьютерной техники и реализация на этой основе патриотического воспитания;
- формирование представления об этапах решения задач на компьютере, методы построения
математических моделей и алгоритмов, умения пользоваться средами программирования для реализации алгоритмов решения задач;
- формирование умений разработки и отладки программ языками программирования высокого уровня в средах процедурного и визуального программирования;
- ознакомление с методами оценки эффективности алгоритмов, классическими алгоритмами,
правилами и приемами программирования;
- развитие познавательного интереса к технике, творческим способностям, подготовка к сознательному выбору профессии на основе тесной связи информатики с жизнью.
Цель программы достигается через практическое овладение учениками навыками работы с
современными системами программирования, ознакомления с основными технологиями решения
задач с помощью компьютера, начиная от их постановки и построения соответствующих информационных моделей и заканчивая интерпретацией результатов, полученных с помощью компьютера.
На изучение курса отводится 1 год: 10 класс из расчета: 1 час в неделю (всего 34 часов)

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
- Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и техники;
- Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- Эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества
- Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении
личных, общественных проблем.
Метапредметные результаты
Регулятивные
- Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
- Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности.
Познавательные
- Искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
- Использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
- Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- Выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- Менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные результаты
- Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, в
сотрудничестве с другими людьми;
- Учитывать позиции других участников деятельности;
- Коммуникативно целесообразно взаимодействовать с другими людьми;
- Эффективно предупреждать и разрешать конфликты в межличностном общении;
- Выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений
- Координировать выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
Предметные результаты:

В результате изучения данного элективного курса выпускник научится:
- Особенностям проведения ГИА по информатике;
- Узнают структуру и содержание КИМов ГИА по информатике;
- Различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;
- Различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;
- Раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах
различной природы;
- Приводить примеры информационных процессов, связанные с хранением, преобразованием
и передачей данных в живой природе и технике;
- Классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
- Узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти,
внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;
- Определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;
- Узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том, как можно улучшить характеристики компьютеров;
- Узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.
- Описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от
них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи
данных;
- Кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
- Оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных:
канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);
- Определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста
и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);
- Определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода;
- Записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;
- Записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и
скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности в ходящих в него элементарных высказываний;
- Определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых
множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
- Познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами;
- Составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;
- Выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в
том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
- Определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных
задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
- Определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
- Использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

- Выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления
исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
- Составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;
- Использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а
также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
- Анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
- Использовать логические значения, операции выражения с ними;
- Записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.
В результате изучения данного элективного курса выпускник получит возможность научиться:
- Эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
- Оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в
соответствии с инструкцией;
- Оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями
инструкции по проверке;
- Применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным
тематическим блокам по информатике;
- Осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей;
- Узнать о физических ограничениях назначения характеристик компьютера.
- Познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при
их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
- Узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0и1;
- Познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов;
- Узнать о наличии кодов, которые и справляют ошибки и искажения, возникающие при передаче информации
- Познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со
строковыми величинами;
- Создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и в нее;
- Познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
- Познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет
различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные
системы, движущиеся модели и др.);
- Познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.

2. Содержание учебного предмета
Модели и алгоритмы
Этапы решения задач с использованием ЭВМ. Понятие модели. Модели материальные и информационные. Основные этапы построения математических моделей. Понятие об алгоритме.
Свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов. Примеры алгоритмов. Способы описания алгоритмов. Базовые алгоритмические структуры. Свойства базовых структур алгоритмов. Метод пошаговой детализации. Разработка алгоритма «сверху - вниз».
Язык и среда программирования
Понятие программы. Языки программирования, их классификация. Характеристика языка и
среды программирования.
Структура программы на языке программирования.
Линейные алгоритмы
Постоянные и переменные величины.
Типы и идентификаторы величин. Операции ввода - вывода данных. Указание присвоения.
Стандартные математические операторы. Математические функции. Приоритет операций. Запись
математических выражений.
Алгоритмы с разветвлением
Команда разветвления. Условный оператор. Полная
и сокращенная форма условного оператора. Логические операции. Простое и составное
условие.
Логические функции. Оператор множественного выбора. Структура оператора.
Циклические алгоритмы
Указание повторения. Типы циклов. Циклы в языке программирования. Оператор цикла с
предусловием и постусловием. Оператор цикла с управляющей переменной. Вложенные циклы.
Обработка табличных величин
Табличные величины. Одномерные таблицы. Структура описания табличных величин. Правила обращения к данным таблицы. Ввод и вывод элементов массива. Нахождение количества,
суммы и произведения элементов массива. Методы поиска. Линейный и бинарный поиск.
Линейные и многомерные массивы
Нахождение наибольшего (наименьшего) элемента массива. Формирование массивов. Многомерные массивы. Двухмерный массив. Ввод и вывод элементов двухмерного массива.
Методы сортировки массивов
Основные методы формирования: метод "пузырька", прямого выбора вставки, обмена.
Поиск и сортировка в одномерном и двухмерном массиве.
Обработка строковых величин
Строковые величины. Структура описания величин строкового типа. Операции над строковыми величинами. Стандартные функции для работы с величинами строкового типа.
Вставка и исключение элементов строковых величин. Поиск в строке. Превращение строковых и числовых величин.
Вспомогательные алгоритмы
Понятие и виды вспомогательных алгоритмов. Правила описания и обращение к вспомогательным алгоритмам в языке программирования. Локальные и глобальные переменные. Передача параметров в подпрограмму. Фактические и формальные параметры. Понятие рекурсии и её использование для решения задач.
Средства работы с файлами
Понятие файла. Типы файлов. Работа с файловыми структурами данных средствами языка
программирования. Особенности работы с текстовыми файлами.
Анализ и построение алгоритмов
Методика построения и оценка эффективности алгоритмов
Выбор метода решения задачи. Анализ эффективности алгоритма решения задачи. Классификация алгоритмов. Поиск оптимального алгоритма решения. Пошаговая детализация, планирование
и представление алгоритма. Вспомогательные задачи. Обобщение и анализ экстремальных ситуаций. Подборка системы тестов.
6

Элементы вычислительной геометрии
Основные формулы аналитической геометрии. Нахождение длины отрезка в N- измеримом
пространстве. Расстояние от точки к прямой. Координаты точек пересечения отрезков и прямых.
Определение положения точки относительно многоугольника. Нахождение площади многоугольника: метод триангуляции, метод трапеций. Векторная геометрия. Проверка принадлежности
точек прямой. Векторное произведение. Направление поворота. Нахождение порядка обхода вершин выпуклого многоугольника. Задачи минимизации в геометрической интерпретации.

7

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п
Тема
Количество часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.

13.

Модели и алгоритмы
Язык и среда программирования
Линейные алгоритмы
Алгоритмы с разветвлением
Циклические алгоритмы
Обработка табличных величин
Линейные и многомерные массивы
Методы сортировки массивов
Обработка строковых величин
Вспомогательные алгоритмы
Средства работы с файлами
Анализ и построение алгоритмов
12.1 Методика построения и оценка
эффективности алгоритмов
12.2 Элементы вычислительной геометрии
12.3 Алгоритмы на графах
12.4 "Жадные" алгоритмы
12.5 Динамическое программирование
Обобщение и систематизация знаний за год
ВСЕГО

1
1
1
1
2
2
3
2
2
2
2
15
2
3
4
2
3
1
34

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».