Рабочая программа среднего общего образования по ЭК Правовые основы современного общества 10 класс по ФГОС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Правовые основы современного общества» в 10
классе составлена на основании следующих нормативно - правовых документов:
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (в ред. изменений);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) (в ред.
изменений)Санитарно-эпидемиологических правил и норматив СанПиН 2.4.2.2821-10 (в ред.
изменений);
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345 (в ред. изменений);
- ООП СОО МАОУ СОШ № 11 имени В.И. Смирнова г. Томск;
- Авторская программа составлена на основе учебника А.Ф. Никитина, Т. Никитиной, Т.Ф.
Акчурина «Право».
Программа элективного курса предназначена для обучающихся 10 класса, изучающих право
и рассчитана на 17 часов.
Цели обучения состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
- воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной
ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- развитию личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом
возрасте, повышению уровня её духовно-нравственной, политической и правовой культуры,
становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию
способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации
к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
- формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному
уровню знаний о нём и доступной по содержанию для школьников старшего подросткового
возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о
социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы
для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и
гражданина;
- овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически
осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для
определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области
социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития
межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными
законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Задачи обучения:
- содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
- формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и
нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и
утверждение правового государства;

- воспитание гражданственности и любви к Родине;
- создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём,
адекватных современному уровню научных знаний;
- выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными
расовыми, национальными, этническими и социальными группами;
- помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
- ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Личностными являются:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к
укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия
народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и
семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и
своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и
возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей
(производитель, потребитель и др.);
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для
сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда
в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- опознавать и классифицировать государства по их признакам, функциям и формам;
- выявлять элементы системы права и дифференцировать источники права;
- характеризовать нормативно-правовой акт как основу законодательства;
- различать виды социальных и правовых норм, выявлять особенности правовых норм как
вида социальных норм;
- различать субъекты и объекты правоотношений;
- дифференцировать правоспособность, дееспособность;
- оценивать возможные последствия правомерного и неправомерного поведения человека,
делать соответствующие выводы;

- характеризовать Конституцию Российской Федерации как основной закон государства,
определяющий государственное устройство Российской Федерации;
- осознанно содействовать соблюдению Конституции Российской Федерации, уважению
прав и свобод другого человека, демократических ценностей и правопорядка;
- формулировать особенности гражданства как устойчивой правовой связи между
государством и человеком;
- устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина Российской
Федерации;
- называть элементы системы органов государственной власти в Российской Федерации;
различать функции Президента, Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации;
- выявлять особенности судебной системы и системы правоохранительных органов в
Российской Федерации;
- описывать законодательный процесс как целостный государственный механизм;
- характеризовать избирательный процесс в Российской Федерации;
- объяснять на конкретном примере структуру и функции органов местного самоуправления
в Российской Федерации;
- характеризовать и классифицировать права человека;
- объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав
человека;
- характеризовать гражданское, семейное, трудовое, административное, уголовное,
налоговое право, как ведущие отрасли российского права;
- характеризовать субъектов гражданских правоотношений, различать организационноправовые формы предпринимательской деятельности;
- иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав потребителя;
- иллюстрировать примерами особенности реализации права собственности, различать виды
гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности гражданско-правового договора;
- иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой ответственности;
- анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми,
уголовными и налоговыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять
признаки правонарушения;
- различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство, грамотно применять
правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
- высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней убежденности в
необходимости соблюдения норм права;
- различать виды юридических профессий.

2. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Вопросы теории государства и права
Понятие права. Назначение права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты
права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Формы реализации (источники) права.
Правовая норма, ее структура. Виды норм права.
Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой» подходы к
рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма
государственного устройства, политический режим.
Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и
правопорядок. Разделение властей.
Конституция Российской Федерации
Понятие Конституции, её виды. Конституционное право России, его принципы и источники.
Конституционная система. Понятие конституционализма.
Конституционный кризис начала 90-х гг. Принятие Конституции РФ и её общая
характеристика. Дополнения к первоначальному тексту Конституции РФ.
Основы конституционного строя. Содержание вступительной части Конституции.
Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской
формой правления. Социальное государство. Светское государство.
Человек, его права и свободы – высшая ценность. Гарантированность прав человека.
Многонациональный народ России – носитель суверенитета и источник власти. Прямое действие
Конституции РФ.
Федеративное устройство России. Субъекты осуществления государственной власти. Виды
субъектов РФ. Равенство субъектов федерации. Целостность и неприкосновенность территории
Российской Федерации. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Проблема
сепаратизма.
Президент Российской Федерации. Статус главы государства. I Гарант Конституции РФ,
прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного
прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности.
Парламентаризм как представительная демократия. Федеральное Собрание Российской
Федерации. Две палаты Федерального Собрания: Совет Федерации и Государственная Дума, их
состав и способы формирования. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы.
Порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, его состав и порядок формирования. Полномочия
Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ.
Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ.
Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая
централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ.
Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная
собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий.
Структура и формирование местного самоуправления.
Права человека
Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав
человека. Виды прав человека.
Международные договоры о правах человека: Содержание Международного Билля о правах
человека. Виды международных документов о правах человека.
Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и
пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу
передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии.
Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и
ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через
посредство избранных представителей.

Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на
социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной
областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование.
Право участвовать в культурной и научной жизни общества.
Права ребёнка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
10 класс
№
1
2
3
4

Наименование темы
Вопросы теории государства и права
Конституция Российской Федерации
Права человека
Итоговое повторение
Итого:

Количество часов
2
8
6
1
17

Приложение 1
1. Конституция Российской Федерации. М., 2020.
2. Никитин А.Ф., Никитина Т.И., Акчурин Т.Ф. Право: 10–11 классы. М., 2021.
3. Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации –
http://gotourl.ru/8949
4. Информационно-аналитический портал «Наследие» – http://gotourl.ru/8953


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».