ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Элективный курс «Политическая система современной России» разработан в целях обеспечения принципа вариативности учета индивидуальных потребностей обучающихся и ориентирован на углубление знаний в сфере политики, формирование активной гражданской позиции обучающихся, перспективу профессионального обучения и развитие демократического мировоззрения школьников, а также на расширение, углубление, дополнение изучения предметной области «Обществознание». Программа разработана на основе следующих нормативных документов: - Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. изменений); - Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) (в ред. изменений)Санитарно-эпидемиологических правил и норматив СанПиН 2.4.2.2821-10 (в ред. изменений); - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; - Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345 (в ред. изменений); - ООП СОО МАОУ СОШ № 11 имени В.И. Смирнова г. Томск; Программа конкретизирует содержание темы «Политика» учебного предмета «Обществознание» и дает примерное распределение учебных часов по содержательным компонентам темы. Данная программа гарантирует обеспечение единства образовательного пространства за счет преемственности, интеграции, предоставления равных возможностей и качества образования, может использоваться образовательной организацией при разработке образовательной программы конкретной организации. Содержание Программы строится с учетом национальных и региональных особенностей, условий образовательных организаций, а также с учетом вовлечения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Основная цель изучения учебного (элективного) курса – выявление способностей, склонностей и интересов обучающихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики и политического процесса, событиях мировой политики и международных отношений. Основные задачи: - способствовать самоопределению ученика или выбору профессиональной деятельности через интерес к данной области знания; - создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле и знакомить учащихся с ведущими понятиями и видами деятельности; - активизировать познавательную деятельность школьника, повышать информационную и коммуникативную компетентность; - формировать познавательные интересы на основе активной жизненной позиции, что способствует воспитанию истинного гражданина страны; - систематизация начальных знаний по политологии, связь данного учебного (элективного) курса с предметной областью «Обществознание». Содержание учебного (элективного) курса представлено модульной системой обучения, которая создается для наиболее благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям обучающихся и уровню их базовой подготовки. Несмотря на относительную самостоятельность, модули, включенные в данную программу, представляют собой тесно взаимосвязанные единицы, которые желательно реализовывать в обозначенном хронологическом порядке и адаптировать под существующие условия организации учебного процесса. Программный материал призван дать школьникам минимум знаний о нормах политического поведения, специфических политических ценностях и нацелен на воспитание политически грамотных людей, способных делать правильный политический выбор. Ценностные ориентиры Программы определяются направленностью на национальный воспитательный идеал, востребованный современным российским обществом и государством. Программа предусматривает формирование таких качеств личности, как политические знания (например, чтобы стать патриотом своей Родины, нужно хотя бы знать ее историю), вера в эти знания (можно и знать, что один тип политического режима имеет важные преимущества перед другим, и тем не менее сомневаться в этом), политические чувства (то, что человек знает и во что верит, не может оставлять бесстрастным), политические умения (мало знать, верить и не быть бесстрастным – надо еще уметь действовать в соответствии с имеющимися знаниями и убеждениями), политическая воля (чтобы преодолеть трудности, нужно обладать способностью мобилизовать все свои силы, направить их на выполнение поставленной задачи). На уровне среднего общего образования элективный курс «Политическая система современной России» является вариативным для углубленного изучения в классах профильного обучения, представляя собой одну из составляющих предметной области «Общественно-научные предметы». Программа учебного (элективного) рассчитана на 34 часа (1 час в неделю из расчета 34 учебных недели). 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Личностные результаты включают: - отражение российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной; - отражение гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права - обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные политические ценности; - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития политической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной других видах деятельности; - развитие политического сознания и упорядочение политического поведения на основе усвоения политических ценностей; Метапредметные результаты отражают: Регулятивные: - умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждения, видеть различные стратегии решения задач; - умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; - умение демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и внеучебных ситуациях; - способность сознательно организовать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др., контролировать и корректировать деятельность, давать ей оценку; - умение генерировать идеи и определять средства для их реализации; - умение вносить необходимые дополнения и коррективы в план - способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Познавательные: - моделирование социально-политических процессов; - владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы); - способность к решению творческих задач, участие в проектной учебноисследовательской деятельности; - понимание различий между исходными фактами и гипотезами, теоретическими моделями и реальными объектами для их объяснения; - овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей, процессов или явлений; - овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний; - чтение текстов с извлечением необходимой информации, умение анализировать информацию, сопоставлять факты, делать заключения и выводы; - умение анализировать явления и события социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного поведения. Коммуникативные: - умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, работать группах над задачами исследовательского характера; - умение контролировать, корректировать и оценивать свои действия действия партнеров; - развитие и активное проявление коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной), включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли; - владение навыками организации и участия в коллективной деятельности. Предметные результаты Обучающийся научится: – описывать и оценивать важнейшие политические феномены современного общества; – аргументировать свою позицию по основным теоретическим проблемам политологии; – самостоятельно работать с различными источниками информации политической тематики, свободно излагать их содержание; – выделять субъекты политической деятельности и объекты политического воздействия; – различать политическую власть и другие виды власти; – устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности; – высказывать аргументированные суждения о соотношении средств целей в политике; – раскрывать роль и функции политической системы; – характеризовать государство как центральный институт политической системы; – различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии; – обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии; – характеризовать демократическую избирательную систему; – различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы; – устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства; – определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе; – конкретизировать примерами роль политической идеологии; – раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем; – формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе; – оценивать роль СМИ в современной политической жизни; – иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса; – различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике. Обучающийся получит возможность научиться: – грамотно, с пониманием объяснять происходящие политические события; – использовать свои знания с целью разрешения политических проблем; – анализировать информацию о процессах формировании правового государства и гражданского общества в РФ; – выделять основные этапы избирательной кампании; – в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях; – отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления; – самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств деятельности политических лидеров; – характеризовать особенности политического процесса в России; – анализировать основные тенденции современного политического процесса. 2. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Теория и история политики Основы изучения политической науки. Политическая наука в России. Возникновение политической мысли на Западе и Востоке. Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения. Политические теории Нового времени. Политическая мысль XIX века. Политические учения ХХ века. Особенности развития политической мысли в России XI–XVI веков. Основные направления развития российской политической мысли XVII–XIX веков. Природа и социальное назначение политики: теоретические подходы. Структура политики и ее функции. Связь политики и морали. Власть и принципы ее реализация Власть как категория политической науки. Природа власти. Ресурсы власти: понятие, типология. Политические элиты. Система отбора в элиту (рекрутирование элит). Политическая элита в России. Политическое лидерство: типы и стили лидерства. Современные теории лидерства. Функции лидеров. Политическое лидерство в России. Политическая система общества Теории политической системы общества. Механизм функционирования политической системы. Структура и функции политической системы. Типы политических систем. Политическая система в России. Политический режим. Недемократические политические режимы. Демократические политические режимы. Политический режим в России. Политическое развитие и политический процесс Политическое развитие и его кризисы. Политический процесс: содержание и типология. Стили политики. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ № п/п Тема Теория и история политики Власть и ее реализация Политическая система общества Политическое развитие и политический процесс Количество часов 12 9 9 4 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 1. Обществознание. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, А.В. Белявский и др. ; под ред. Л.Н. Боголюбова и др. ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. – М. : Просвещение, 2013. – 356 с. 2. Обществознание. 11 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. ; под ред. Л.Н. Боголюбова и др. ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. – М. : Просвещение, 2013. – 352 с. 3. Обществознание: 10 класс : учебник для учащихся общеобразова-тельных учреждений : базовый уровень / О.Б. Соболева, В.В. Барабанов, С.Г. Кошкина, С.Н. Малявин ; под общ. ред. Г.А. Бордовского. – 2-е изд., дораб. и доп. – М. : ВентанаГраф, 2013. – 256 с. 4. Воронцов, А.В. Обществознание: 11 класс: базовый уровень : учеб-ник для учащихся общеобразовательных организаций / А.В. Воронцов, Г.Э. Королева, С.А. Наумов, К.С. Романов ; под общ. ред. Г.А. Бордовско-го. – 2-е изд., испр. и дораб. – М. : Вентана-Граф, 2013. – 328 с. 5. Никитин, А.Ф. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень : учебник / А.Ф. Никитин, Г.И. Грибанова, А.В. Скоробогатько, Д.С. Мартьянов. – М. : Дрофа, 2013. – 236 с. 6. Никитин, А.Ф. Обществознание. Базовый уровень. 10 кл. : учебник / А.Ф. Никитин, Г.И. Грибанова, Д.С. Мартьянов. – М. : Дрофа, 2013. – 191 с. 7. Никитин, А.Ф. Право. Базовый и углубленный уровни. 10–11 кл. : учебник / А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. – М. : Дрофа, 2013. – 447 с. Дополнительная литература 1. Гаджиев, К.С. Введение в политологию : книга для учащихся стар-ших классов / К.С. Гаджиев. – М. : Просвещение, 1993. – 256 с. 2. Кашанина, Т.В. Политология. 10–11 кл. : учебное пособие для про-фильных классов общеобразовательных учреждений / Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. – М. : Дрофа, 2007. – 251 с. 3. Козырев, Г.И. Основы социологии и политологии : учебник / Г.И. Козырев. – М. : Форум : Инфра-М, 2008. – 240 с. 4. Котова, О.А. Я сдам ЕГЭ! Обществознание. Модульный курс. Мето-дика подготовки. Ключи и ответы : учеб. пособие для общеобразоват. ор-ганизаций / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М. : Просвещение, 2017. – 254 с. 5. Котова, О.А. Я сдам ЕГЭ! Обществознание. Модульный курс. Прак-тикум и диагностика : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М. : Просвещение, 2017. – 248 с. 6. Кравченко, А.И. Основы социологии и политики : учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений / А.И. Кравченко. – М. : Академический проект, 2002. – 384 с. 7. Мухаев, Р.Т. Политология : конспект лекций / Р.Т. Мухаев. – М. : Проспект, 2010. – 240 с. 8. Мушинский, В.О. Азбука политики. Введение в политическую науку : учебник для средней школы / В.О. Мушинский. – М. : Международные от-ношения : Центр гуманитарного образования, 2001. – 270 с. 9. Черноскутова, Л.Б. Социально-политические проблемы современно-го общества : учебное пособие / Л.Б. Черноскутова. – СПб. : НИУ ИТМО, 2013. – 100 с. 10. Юдовская, А.Я. Становление гражданского общества: истори-ческие истоки / А.Я. Юдовская, С.Н. Морозова. – М. : Дрофа, 2006. – 234 с. Интернет-ресурсы 1. http://www.ed.gov.ru/: официальный сайт Министерства образования РФ. 2. http://www.kremlin.ru/: официальный сайт Президента РФ. 3. http://www.garant.ru/: Гарант (законодательство с комментариями). 4. http://www.consultant.ru/: Консультант-плюс (справочные правовые системы). 5. http://www.edu.ru/: Российское образование. Федеральный портал. 6. http://ismo.ioso.ru/: Институт общего среднего образования Россий-ской академии образования (ИОСО РАО). Сайты исследовательских лабо-раторий, тематические видеоконференции. 7. http://www.hist.msu.ru/: Исторический факультет МГУ. 8. http://socionet.ru: Соционет. 9. http://fcior.edu.ru/: Федеральный центр информационно-образователь-ных ресурсов. 10. http://www.duma.gov.ru/: официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 11. http://www.cikrf.ru/: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. 12. http://www.rg.ru/: Российская газета. 13. http://www.politstudies.ru/: журнал «Полис».