Рабочая программа среднего общего образования по ЭК Обществознание теория и практика 10 класс по ФГОС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Обществознание: теория и практика» в 10 классе
составлена на основании следующих нормативно - правовых документов:
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (в ред. изменений);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) (в ред.
изменений)Санитарно-эпидемиологических правил и норматив СанПиН 2.4.2.2821-10 (в ред.
изменений);
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345 (в ред. изменений);
- ООП СОО МАОУ СОШ № 11 имени В.И. Смирнова г. Томск;
Программа элективного курса предназначена для обучающихся 10 класса, изучающих
обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часа.
Цели обучения:
- Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым позициям
курса;
- Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену.
Задачи обучения:
- содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;
- формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и
нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и
утверждение правового государства;
- воспитание гражданственности и любви к Родине;
- создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём,
адекватных современному уровню научных знаний;
- выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными
расовыми, национальными, этническими и социальными группами;
- помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
- ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Личностные:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к
укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия
народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и
семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и
своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать
результаты работы;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае
необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а
также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки
самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
Познавательные:
- проводить наблюдение под руководством учителя и объяснять полученные результаты;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
- работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать ее из одной формы в другую;
- анализировать, сравнивать, классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для
указанных логических операций; обобщать факты и явления;
- давать определения понятий;
Предметные:
Обучающийся научится:
- понимать смысл ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук:
социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики,
социальной психологии и философии; уметь объяснять их с позиций явлений социальной
действительности;
- характеризовать явления общественно-политической жизни;
- иметь относительно целостное представление об обществе и человеке, механизмах и
регуляторах деятельности людей;
- сравнивать основные процессы и явления, происходящие в современном обществе, делать
выводы и умозаключения на основе сравнения;
- осознавать побудительную роль мотивов в деятельности человека, место ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знать основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимать, что они
являются решающими регуляторами общественной жизни; уметь применять эти нормы и правила,
анализируя и оценивая реальные социальные ситуации; руководствоваться этими нормами и
правилами в повседневной жизни;

2. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Общество
Общество как сложная динамичная система. Общество и природа. Общество и культура.
Причинные и функциональные связи в обществе. Взаимосвязь основных сфер общественной
жизни. Важнейшие институты общества.
Культура и цивилизация. Типы цивилизации. Современные цивилизации. Перспективы
постиндустриальной цивилизации.
Проблема общественного прогресса и его критериев. Противоречивость прогресса. Цена
прогресса. Проблема смысла и направленности исторического процесса.
Человечество как социальная общность. Взаимосвязь и целостность современного мира.
Противоречия современного общественного развития. Стратегия выживания человечества в
условиях обострения глобальных проблем.
Человек
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Взаимоотношение
духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Сознание. Разум.
Сознательное и бессознательное.
Бытие человека. Человеческая деятельность, ее многообразие. Творческая природа человека.
Предназначение человека. Цель и смысл жизни человека. Объективное и субъективное
содержание смысла жизни. Ценность жизни человека.
Основные социальные феномены жизни человека. Труд и трудовая деятельность. Игра в
жизни человека. Общение и коммуникация. Многообразие видов общения. Функции общения.
Личность как субъект общественной жизни. Социализация и воспитание личности.
Поведение. Самореализация личности. Саморегуляция. Свобода и ответственность личности.
Духовный мир человека. Мировоззрение человека. Ценности. Основные типы жизненных
стратегий в современном обществе: стратегии благополучия, успеха и самореализации. Проблема
смерти в духовном опыте человечества.
Познание
Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция. Истина и заблуждение.
Критерии истины. Истина абсолютная и относительная.
Научное познание. Познание и творчество. Знание и вера. Формы и методы современного
научного познания.
Многообразие путей познания и форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное
знание. Самопознание.
Духовная жизнь общества
Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая,
элитарная культуры. Средства массовой информации. Тенденции духовной жизни современной
России.
Наука как форма культуры. Наука как система знаний и вид духовного производства.
Дифференциация и интеграция наук. Научная картина мира и ценностно-мировоззренческие
формы знания.
Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения. Категории морали.
Высшие духовные ценности. Истина, добро и красота. Моральный идеал. Нравственная оценка
деятельности.
Религия как феномен культуры. Функции религии. Религиозное сознание. Религиозный
культ. Религиозные организации. Религия и мораль. Религия в современном мире.
Искусство как вид духовного производства. Сущность искусства, его происхождение и
основные формы. Искусство как эстетическая деятельность. Формы и основные направления
искусства. Значение искусства для человека и человечества.
Образование в системе духовного производства. Цели и функции образования в
современном мире. Основные элементы системы образования. Образование как ценность.
Самообразование. Значение образования для самореализации.
Экономика
Экономика: теория и практика. Типы экономических систем, их отличительные признаки.
Экономический цикл, его основные фазы. Экономический рост.

Экономическое содержание собственности. Формы и отношения собственности.
Разгосударствление и приватизация. Частная собственность на землю и ее экономическое
значение.
Экономическая деятельность. Производство: структура, факторы, виды. Измерители
экономической деятельности. Экономика производителя.
Рынок как особый институт, организующий социально-экономическую систему общества.
Многообразие рынков. Обмен. Специализация. Россия в условиях рыночных отношений.
Государство и экономика. Экономические функции и задачи государства. Экономическая
политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Бюджетно-налоговое и денежнокредитное регулирование экономики.
Мировая экономика. Россия в системе международных экономических отношений.
Международное разделение труда и международная торговля. Экономическое сотрудничество и
интеграция.
Экономика потребителя. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Рынок труда. Занятость и
безработица.
Экономическая культура. Экономическая свобода и социальная ответственность. Культура
производства и потребления. Нравственно-правовые основы экономических отношений.
Социальные отношения
Социальные отношения и взаимодействия. Многообразие социальных групп. Неравенство и
социальная стратификация. Социальный статус. Социальная мобильность. Социальные процессы
в современной России.
Социальные нормы. Элементы социального поведения. Отклоняющееся поведение.
Социальный контроль и самоконтроль.
Этнические общности. Межнациональные отношения. Межнациональные конфликты и пути
их преодоления. Национальная политика.
Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития семьи в современном
обществе. Семейно-демографическая структура общества.
Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. Проблемы молодежи в
условиях социальных перемен. Молодежь как субъект социального развития.
Политика
Власть, ее происхождение и виды. Политический режим. Типы политических режимов:
тоталитарный, авторитарный, демократический.
Политическая система общества. Государство, его признаки, формы, функции.
Государственный аппарат. Избирательные системы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество, его основные черты. Правовое государство. Местное
самоуправление. Соотношение правового государства и гражданского общества.
Политическая идеология и ее структура. Функции политической идеологии. Различия и
взаимодействие политической идеологии и политической психологии. Политическая идеология и
политическая деятельность.
Политическая культура. Типы политической культуры. Функции политической культуры.
Пути
Проблема общественного прогресса и его критериев. Противоречивость прогресса. Цена
прогресса. Проблема смысла и направленности исторического процесса.
Человечество как социальная общность. Взаимосвязь и целостность современного мира.
Противоречия современного общественного развития. Стратегия выживания человечества в
условиях обострения глобальных проблем
Право
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты,
отношения. Источники права. Правовые акты. Публичное и частное право. Правоотношения.
Правонарушения. Юридическая ответственность и ее виды. Правовая культура.
Международные документы по правам человека. Социально-экономические, политические и
личные права и свободы. Система судебной защиты прав человека.
Государственное право. Конституция в иерархии нормативных актов. Конституция
Российской Федерации об основах конституционного строя. Административное право. Органы
государственного управления. Административная ответственность.

Гражданское право. Право собственности юридических и физических лиц. Обязательства в
гражданском праве. Трудовое право. Трудовой договор. Заработная плата. Трудовая дисциплина.
Трудовые споры и порядок их разрешения.
Уголовное право. Преступление и наказание в уголовном праве. Ответственность за
преступления против личности. Уголовная ответственность за другие виды преступлений.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
10 класс
№
Количество
п/п
Тема урока
часов
1.
Введение, 1ч Вводный урок. Особенности ЕГЭ по обществознанию.
1
2.
Кодификатор и специфика ЕГЭ по обществознанию.
1
3
Общество, 4ч Общество - сложная динамическая система.
1
4
Сферы жизни общества и их взаимосвязь.
1
5
Ступени развития общества и их взаимосвязь.
1
6
Глобальные проблемы человечества
1
Человек как результат биологической и социокультурной
7
Человек, 4 ч эволюции.
1
8
Потребности и способности человека.
1
9
Многообразие видов деятельности человека.
1
10.
Человек в системе социальных связей.
1
Духовная сфера
11.
2ч
Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды.
1
12.
Наука и образование. Мораль. Религия.
1
13.
Познание мира.
1
14.
Многообразие форм человеческого знания.
1
15.
Решение тестовых заданий части «А»
1
16.
Экономика 4ч Экономика: наука и хозяйство.
1
17.
Экономические системы.
1
18
Многообразие рынков.
1
19.
Рыночные отношения.
1
Социальная
20.
сфера 3ч
Социальная система.
1
.21
Семья и брак как социальные институты.
1
22
Социальный конфликт и пути его разрешения.
1
Политическая
23
сфера.4ч
Политическая система.
1
24
Признаки. функции и формы государства.
1
25
Политический плюрализм.
1
26
Структура политической власти.
1
27
Право. 4ч
Право, система права. Источники права.
1
28
Права человека.
1
29
Конституция РФ.
1
Правонарушения и правоотношения. Юридическая
30
ответственность.
1
31
Решение задач Решение тестовых заданий
1
32
Решение тестовых заданий
1
33
Решение тестовых заданий
1
34
Заключительный урок-тестирование в формате ЕГЭ
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».