Рабочая программа среднего общего образования по экономике 10-11 класс по ФГОС

Пояснительная записка
Программа по учебному предмету «Экономика» предназначена для обучающихся 10-11
классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения МАОУ СОШ № 11 им
В.И.Смирнова.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (в ред. изменений);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) (в ред.
изменений)Санитарно-эпидемиологических правил и норматив СанПиН 2.4.2.2821-10 (в ред.
изменений);
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345 (в ред. изменений);
- ООП СОО МАОУ СОШ № 11 имени В.И. Смирнова г. Томск;
- авторской программы под редакцией С.И. Иванова, М.А. Скляра «Экономика. Основы
экономической теории», Программа для 10-11 классов (профильный и базовый уровень)
Учебный предмет «Экономика» знакомит обучающихся с экономическими понятиями, с
комплексом знаний по экономике, минимально необходимых современному человеку России.
Учебный предмет «Экономика» является интегрированным, включает достижения различных наук
(обществознания, математики, истории, правоведения, социологии), что позволяет обучающимся
профильных классов освоить ключевые компетенции, необходимые для социализации в
экономической сфере. Школа, в зависимости от запроса участников образовательных отношений,
предоставляет возможность изучать учебный предмет «Экономика» на базовом или углубленном
уровне.
Экономическое образование помогает понимать исторические и современные социальноэкономические процессы и вносит вклад в формирование компетенций, необходимых
современному человеку для продолжения образования, а также в освоение навыков для будущей
работы в экономической сфере.
Цель предмета – сформировать целостную социально-экономическую картину мира у
учащихся 10-11 классов, научить их исследовательски относиться к экономической
действительности.
Задачами реализации учебного предмета «Экономика» на базовом уровне среднего общего
образования являются:
- понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом
развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в
экономической деятельности отдельных людей и общества; формирование уважительного
отношения к чужой собственности;
- формирование системы знаний об экономической сфере в жизни общества как
пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей,
отдельных предприятий и государства;
- формирование экономического мышления: умения принимать рациональные решения в
условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать
ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
- овладение навыками поиска актуальной экономической информации в различных
источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения;
анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения
практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
- формирование навыков проектной деятельности: умения разрабатывать и реализовывать
проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических
знаний и ценностных ориентиров;

- умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного
исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя,
продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);
- способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической
деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного
рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
- понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение
ориентироваться в текущих экономических событиях в России и мире.
Задачами реализации программы учебного предмета «Экономика» для углубленного
уровня среднего общего образования являются:
- формирование у обучающихся представлений об экономической науке как системе
теоретических и прикладных наук; особенностях ее методологии и применимости экономического
анализа в других социальных науках; понимание эволюции и сущности основных направлений
современной экономической науки;
- овладение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы
познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
- овладение приемами работы со статистической, фактической и аналитической
экономической информацией; умение самостоятельно анализировать и интерпретировать данные
для решения теоретических и прикладных задач;
- умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим
проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;
- формирование системы знаний об институциональных преобразованиях российской
экономики при переходе к рыночной системе, о динамике основных макроэкономических
показателей и современной ситуации в экономике России.
Особое внимание при организации уроков экономики на углубленном уровне уделяется
развитию личностных качеств обучаемых, таких как мировоззрение, соответствующее
современному уровню экономического знания; способность к саморазвитию и самовоспитанию;
творческая и ответственная деятельность; субъектная (в том числе гражданская) позиция.
Различные формы организации образовательной и воспитательной деятельности дают
возможность для профессионального самоопределения обучающихся. Это происходит благодаря
моделированию различных жизненных и профессиональных ситуаций, через которые учащиеся
имеют возможность, попробовав на практике, выбрать наиболее интересное направление
собственной будущей профессии.
Учебный план МАОУ СОШ №11 им. В. И. Смирнова г. Томска предусматривает изучение
экономики:
10 класс углубленный уровень – 2 часа в неделю (всего 68 часов)
11 класс углубленный уровень – 2 часа в неделю (всего 68 часов)
10 класс базовый уровень - 0,5 часа в неделю (всего 17 часов)
11 класс базовый уровень- 0,5 часа в неделю (всего 17 часов)

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
Обучающийся:
- имеет представление об экономической науке как системе теоретических прикладных наук;
особенностях ее методологии и применимости экономического анализа в других социальных
науках;
- понимает сущность основных направлений современной экономической науки;
- понимает связь между экономикой, политикой, социальной и духовной сферами жизни
общества;
- осознает необходимость владения экономическими знаниями для современного человека;
- имеет активную жизненную позицию, может определить цели и средства собственной
деятельности;
- готов нести ответственность при взаимодействии с экономическими учреждениями;
- понимает свои права и то, как и где их можно реализовать; уважительно относится к правам
других людей;
- осознает необходимость исполнения своих обязанностей в сфере экономики.
Метапредметные результаты
- находить и использовать научную, научно – публицистическую литературу;
- осуществлять анализ, синтез, обобщение, классификацию экономических явлений и
процессов;
- выявлять причинно – следственные функциональные и иерархические связи между
экономическими явлениями и процессами;
- прогнозировать развитие экономических процессов;
- делать выводы на основе проведенного исследования.
- оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам,
различным аспектам социально – экономической политики государства;
- анализировать проблемную ситуацию в сфере экономики и формулировать экономическую
проблему;
- определять варианты решения проблемы;
- оценивать варианты решения проблемы с точки зрения эффективности и личных критериев
выбора;
- принимать окончательное решение и нести за него ответственность;
- создавать практические и деловые проекты;
- искать актуальную экономическую информацию в различных источниках, включая
Интернет;
- различать экономические факты, экономические аргументы и оценочные суждения по
экономическим проблемам;
- анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения
практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
- исполнять основные социально – экономические роли: потребители, покупателя, заемщика,
наемного работника, налогоплательщика.
Предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
Основные концепции экономики
– выявлять ограниченность ресурсов по отношению к потребностям;
– различать свободное и экономическое благо;
– характеризовать в виде графика кривую производственных возможностей;
– выявлять факторы производства;
– различать типы экономических систем.
Микроэкономика
– анализировать и планировать структуру семейного бюджета собственной семьи;
– принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных
ресурсов;
– выявлять закономерности и взаимосвязь спроса и предложения;

– различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
– приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм;
– выявлять виды ценных бумаг;
– определять разницу между постоянными и переменными издержками;
– объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;
– приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;
– объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
– решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические
задачи по микроэкономике.
Макроэкономика
– приводить примеры влияния государства на экономику;
– выявлять общественно-полезные блага в собственном окружении;
– приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;
– определять назначение различных видов налогов;
– анализировать результаты и действия монетарной и фискальной политики государства;
– выявлять сферы применения показателя ВВП;
– приводить примеры сфер расходования (статей) государственного бюджета России;
– приводить примеры макроэкономических последствий инфляции;
– различать факторы, влияющие на экономический рост;
– приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;
– различать сферы применения различных форм денег;
– определять практическое назначение основных элементов банковской системы;
– различать виды кредитов и сферу их использования;
– решать прикладные задачи на расчет процентной ставки по кредиту;
– объяснять причины неравенства доходов;
– различать меры государственной политики по снижению безработицы;
– приводить примеры социальных последствий безработицы.
Международная экономика
– приводить примеры глобальных проблем в современных международных экономических
отношениях;
– объяснять назначение международной торговли;
– обосновывать выбор использования видов валют в различных условиях;
– приводить примеры глобализации мировой экономики;
– анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие
экономические явления и процессы;
– определять формы и последствия существующих экономических институтов на социальноэкономическом развитии общества.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Основные концепции экономики
– проводить анализ достоинств и недостатков типов экономических систем;
– анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки
зрения, используя различные источники информации;
– применять теоретические знания по экономике для практической деятельности и
повседневной жизни;
– использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на
ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
– использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении учебноисследовательских проектов, нацеленных на решение основных экономических проблем;
– находить информацию по предмету экономической теории из источников различного
типа;
– отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать
достоверность полученной информации из неадаптированных источников по экономической
теории.

Микроэкономика
– применять полученные теоретические и практические знания для определения
экономически рационального поведения;
– использовать приобретенные знания для экономически грамотного поведения в
современном мире;
– сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;
– грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий
в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
– объективно оценивать эффективность деятельности предприятия;
– проводить анализ организационно-правовых форм крупного и малого бизнеса;
– объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;
– выявлять и сопоставлять различия между менеджментом и предпринимательством;
– определять практическое назначение основных функций менеджмента;
– определять место маркетинга в деятельности организации;
– определять эффективность рекламы на основе ключевых принципов ее создания;
– сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;
– понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по
кредитам, ипотеке и в трудовых договорах;
– использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на
ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
– использовать знания о формах предпринимательства в реальной жизни;
– выявлять предпринимательские способности;
– анализировать и извлекать информацию по микроэкономике из источников различного
типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график,
диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
– объективно оценивать и критически относиться к недобросовестной рекламе в средствах
массовой информации;
– применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных
социально-экономических ролей заемщика и акционера
Макроэкономика
– преобразовывать и использовать экономическую информацию по макроэкономике для
решения практических вопросов в учебной деятельности;
– применять полученные теоретические и практические знания для эффективного
использования
основных
социально-экономических
ролей
наемного
работника
и
налогоплательщика в конкретных ситуациях;
– объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к
псевдонаучной информации по макроэкономическим вопросам;
– анализировать события общественной и политической мировой жизни с экономической
точки зрения, используя различные источники информации;
– определять на основе различных параметров возможные уровни оплаты труда;
– на примерах объяснять разницу между основными формами заработной платы и
стимулирования труда;
– применять теоретические знания по макроэкономике для практической деятельности и
повседневной жизни;
– оценивать влияние инфляции и безработицы на экономическое развитие государства;
– анализировать и извлекать информацию по заданной теме из источников различного типа
и источников, созданных в различных знаковых системах;
– грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
– решать с опорой на полученные знания познавательные и практические задачи,
отражающие типичные экономические задачи по макроэкономике;
– отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать
достоверность полученной информации из неадаптированных источников по макроэкономике;
– использовать экономические понятия по макроэкономике в проектной деятельности;

– разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной
направленности на основе полученных экономических знаний и ценностных ориентиров.
Международная экономика
– объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к
псевдонаучной информации по международной торговле;
– применять теоретические знания по международной экономике для практической
деятельности и повседневной жизни;
– использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на
ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;
– отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать
достоверность полученной информации из неадаптированных источников по глобальным
экономическим проблемам;
– использовать экономические понятия в проектной деятельности;
– определять влияние факторов, влияющих на валютный курс;
– приводить примеры использования различных форм международных расчетов;
– разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной
направленности на основе полученных экономических знаний и ценностных ориентиров,
связанных с описанием состояния российской экономики в современном мире;
– анализировать текст экономического содержания по международной экономике.
Выпускник на углубленном уровне научится:
Основные концепции экономики
– определять границы применимости методов экономической теории;
– анализировать проблему альтернативной стоимости;
– объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
– представлять в виде инфографики кривую производственных возможностей и
характеризовать ее;
– иллюстрировать примерами факторы производства;
– характеризовать типы экономических систем;
– различать абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства.
Микроэкономика
– анализировать структуру бюджета собственной семьи;
– строить личный финансовый план;
– анализировать ситуацию на реальных рынках с точки зрения продавцов и покупателей;
– принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных
ресурсов;
– анализировать собственное потребительское поведение;
– определять роль кредита в современной экономике;
– применять навыки расчета сумм кредита и ипотеки в реальной жизни;
– объяснять на примерах и представлять в виде инфографики законы спроса и предложения;
– определять значимость и классифицировать условия, влияющие на спрос и предложение;
– приводить примеры товаров Гиффена;
– объяснять на примерах эластичность спроса и предложения;
– объяснять и отличать организационно-правовые формы предпринимательской
деятельности;
– приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм;
– объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;
– различать и представлять посредством инфографики виды издержек производства;
– анализировать издержки, выручку и прибыль фирмы;
– объяснять эффект масштабирования и мультиплицирования для экономики государства;
– объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
– сравнивать виды ценных бумаг;
– анализировать страховые услуги;
– определять практическое назначение основных функций менеджмента;
– определять место маркетинга в деятельности организации;

– приводить примеры эффективной рекламы;
– разрабатывать бизнес-план;
– сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;
– называть цели антимонопольной политики государства;
– объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;
– приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда.
Макроэкономика
– объяснять на примерах различные роли государства в рыночной экономике;
– характеризовать доходную и расходную части государственного бюджета;
– определять основные виды налогов для различных субъектов и экономических моделей;
– указывать основные последствия макроэкономических проблем;
– объяснять макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»;
– приводить примеры сфер применения показателя ВВП;
– приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;
– различать сферы применения различных форм денег;
– определять денежные агрегаты и факторы, влияющие на формирование величины
денежной массы;
– объяснять взаимосвязь основных элементов банковской системы;
– приводить примеры, как банки делают деньги;
– приводить примеры различных видов инфляции;
– находить в реальных ситуациях последствия инфляции;
– применять способы анализа индекса потребительских цен;
– характеризовать основные направления антиинфляционной политики государства;
– различать виды безработицы;
– находить в реальных условиях причины и последствия безработицы;
– определять целесообразность мер государственной политики для снижения уровня
безработицы;
– приводить примеры факторов, влияющих на экономический рост;
– приводить примеры экономических циклов в разные исторические эпохи.
Международная экономика
– объяснять назначение международной торговли;
– анализировать систему регулирования внешней торговли на государственном уровне;
– различать экспорт и импорт;
– анализировать курсы мировых валют;
– объяснять влияние международных экономических факторов на валютный курс;
– различать виды международных расчетов;
– анализировать глобальные проблемы международных экономических отношений;
– объяснять роль экономических организаций в социально-экономическом развитии
общества;
– объяснять особенности современной экономики России.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
Основные концепции экономики
– критически осмысливать актуальную экономическую информацию, поступающую из
разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные
суждения;
– анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки
зрения, используя различные источники информации;
– владеть приемами работы с аналитической экономической информацией;
– оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;
– использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных на
ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
– анализировать экономическую информацию по заданной теме в источниках различного
типа и источниках, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график,
диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).

Микроэкономика
– применять полученные теоретические и практические знания для определения
экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;
– оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные
последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
– критически осмысливать актуальную экономическую информацию по микроэкономике,
поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и
оценочные суждения;
– объективно оценивать и анализировать экономическую информацию, критически
относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой
информации;
– использовать приобретенные ключевые компетенции по микроэкономике для
самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;
– применять теоретические знания по микроэкономике для практической деятельности и
повседневной жизни;
– понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по
кредитам, ипотеке, вкладам и др.;
– оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;
– сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять личный финансовый план;
– рационально и экономно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
– создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности
творческого и поисково-исследовательского характера;
– решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные
жизненные ситуации;
– грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в
качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
– моделировать и рассчитывать проект индивидуального бизнес-плана.
Макроэкономика
– объективно оценивать и анализировать экономическую информацию по макроэкономике,
критически относиться к псевдонаучной информации;
– владеть способностью анализировать денежно-кредитную и налогово-бюджетную
политику, используемую государством для стабилизации экономики и поддержания устойчивого
экономического роста;
– использовать нормативные правовые документы при выполнении учебноисследовательских проектов, нацеленных на решение разнообразных макроэкономических задач;
– анализировать события общественной и политической жизни разных стран с
экономической точки зрения, используя различные источники информации;
– осознавать значение теоретических знаний по макроэкономике для практической
деятельности и повседневной жизни;
– оценивать происходящие мировые события и поведение людей с экономической точки
зрения;
– использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных на
ситуациях, связанных с описанием состояния российской и других экономик;
– анализировать динамику основных макроэкономических показателей и современной
ситуации в экономике России;
– решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные
макроэкономические ситуации;
– грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в
качестве гражданина и налогоплательщика;
– отделять основную экономическую информацию по макроэкономике от второстепенной,
критически оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных
источников;

– аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным
аспектам социально-экономической политики государства.
Международная экономика
– работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по
международным экономическим проблемам, находить, собирать и первично обобщать
фактический материал, делая обоснованные выводы;
– анализировать социально значимые проблемы и процессы с экономической точки зрения,
используя различные источники информации;
– оценивать происходящие мировые события с экономической точки зрения;
– ориентироваться в мировых экономических, экологических, демографических,
миграционных процессах, понимать механизм взаимовлияния планетарной среды и мировой
экономики;
– создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности
творческого и поискового характера;
– решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные
жизненные ситуации;
– анализировать взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и
профессиональной деятельности, в основе которых лежат экономические знания по данному
учебному предмету;
– использовать экономические знания и опыт самостоятельной исследовательской
деятельности в области экономики;
– владеть пониманием особенностей формирования рыночной экономики и роли
государства в современном мире.

2. Содержание учебного предмета
Базовый уровень
Основные концепции экономики
Экономика как наука и сфера деятельности человека. Свободные и экономические блага.
Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей.
Факторы производства. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем.
Собственность.
Микроэкономика
Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Семейный бюджет. Источники
семейных доходов. Реальные и номинальные доходы семьи. Основные виды расходов семьи.
Потребительский кредит. Ипотечный кредит. Страхование
Рыночный спрос. Рыночное предложение. Рыночное равновесие. Последствия введения
фиксированных цен. Равновесная цена. Эластичность спроса. Эластичность предложения.
Фирма и ее цели. Экономические цели фирмы. Организационно-правовые формы
предприятий. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Франчайзинг.
Предпринимательство. Источники финансирования бизнеса. Факторы производства. Издержки,
выручка, прибыль. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на
производительность труда. Основные принципы менеджмента. Основные элементы маркетинга.
Бизнесплан. Реклама. Конкуренция. Рынки с интенсивной конкуренцией. Рынки с ослабленной
конкуренцией.
Рынок капитала. Рынок земли. Рынок труда. Заработная плата и стимули-рование труда.
Прожиточный минимум. Занятость. Безработица. Виды безрабо-тицы. Государственная политика
в области занятости. Профсоюзы.
Макроэкономика
Роль государства в экономике. Общественные блага. Необходимость регулирования степени
социального неравенства. Государственный бюджет. Государственный долг. Налоги. Виды
налогов. Фискальная политика государства.
Основные макроэкономические проблемы. Валовой внутренний продукт.
Макроэкономическое равновесие. Экономический рост. Экстенсивный и интенсивный рост.
Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Деньги. Функции денег. Банки. Банковская система. Финансовые институты. Вклады.
Денежные агрегаты. Монетарная политика Банка России. Инфляция. Социальные последствия
инфляции.
Международная экономика
Международная торговля. Внешнеторговая политика. Международное разделение руда.
Валютный рынок. Обменные курсы валют. Международные. расчеты. Государственная политика
в области международной торговли. Международные экономические организации. Глобальные
экономические проблемы. Особенности современной экономики России.
Углубленный уровень
Основные концепции экономики
Предмет и метод экономической науки. Свободные и экономические блага. Альтернативная
стоимость. Кривая производственных возможностей. Факторы производства и факторные доходы.
Выгоды обмена. Абсолютные и сравнительные преимущества. Типы экономических систем.
Микроэкономика
Рациональный потребитель. Полезность и потребительский выбор. Защита прав потребителя.
Семейный бюджет. Источники семейных доходов. Реальные и номинальные доходы семьи.
Основные виды расходов семьи. Потребительский кредит. Ипотечный кредит.
Функционирование рынка. Спрос, величина спроса, закон спроса, индивидуальный и
рыночный спрос. Товары Гиффена. Факторы спроса. Эластичность спроса по цене. Эластичность
спроса по доходу. Нормальные блага, товары первой необходимости и товары роскоши.
Заменяющие и дополняющие товары, перекрестная эластичность спроса. Предложение,
величина предложения, закон предложения, индивидуальное и рыночное предложение. Факторы
предложения. Эластичность предложения. Рыночное равновесие, равновесная цена.

Фирма и ее цели. Организационно-правовые формы предприятий по российскому
законодательству. Франчайзинг. Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. Показатели
выпуска фирмы: общий, среДний и предельный продукт переменного фактора производства.
Закон убывающей отдачи. Амортизационные отчисления. Необратимые издержки. Постоянные и
переменные издержки. Средние и предельные переменные издержки. Эффект масштаба.
Предельные издержки и предельная выручка фирмы. Максимизация прибыли.
Предпринимательство, его виды и мотивы. Основные источники финансирования бизнеса.
Ценные бумаги и рынок ценных бумаг. Финансовые институты. Страховые услуги. Основные
принципы менеджмента. Основные элементы маркетинга. Реклама. Бизнес-план.
Рыночные структуры. Совершенная конкуренция. Монополия, виды монополий. Ценовая
дискриминация. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монопсония. Политика защиты и
антимонопольное законодательство.
Рынки факторов производства. Производный спрос. Рынок труда. Спрос фирмы на труд.
Предложение труда для отдельной фирмы. Минимальная оплата труда. Дискриминация на рынке
труда. Роль профсоюзов. Рынки земли. Экономическая рента. Рынок капитала. Дисконтирование.
Макроэкономика
Роль государства в рыночной экономике. Общественные блага и внешние эффекты.
Распределение доходов. Измерение неравенства доходов. Государственный бюджет и
государственный долг. Налоги. Фискальная политика государства. Монетарная политика Банка
России.
Особенности макроэкономического анализа. Представление о системе национальных счетов.
ВВП. Номинальный и реальный ВВП. Совокупный спрос и совокупное предложение.
Деньги. Денежные агрегаты. Основы денежной политики. Банки и банковская система.
Инфляция и дефляция; виды инфляции. Причины инфляции. Последствия инфляции.
Безработица. Государственная политика в области занятости. Экономический рост. Экстенсивный
и интенсивный рост. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Международная экономика
Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли.
Обменный курс валюты. Валютный рынок. Международные финансы. Мировая валютная
система. Международные расчеты. Платежный баланс. Международные экономические
организации. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы
10 класс
Углубленный уровень
№

Тема урока

Кол-во
час

«Предмет и метод экономической науки». (7 час)
1

Введение. Экономика как наука. Методы экономических исследований.

1

2

Потребности. Блага. Ресурсы: Безграничность потребностей и ограниченность
ресурсов.

1

3

Проблема выбора в экономике. Рациональное экономическое поведение.

1

4

Альтернативные затраты и кривая производственных возможностей.

1

5

Фундаментальные проблемы экономики и предмет экономической
науки (главные вопросы экономики).

1

6

Метод экономической науки. Измерение экономических величин.

1

7

Повторение и контроль по теме «Экономика как наука». (Контрольная работа
№1)

1

«Рыночная система хозяйствования. Смешанная экономика» (6 час)
8

Понятие экономической системы. Типы экономических систем.

1

9

Способы решения фундаментальных проблем экономики. Традиционная
экономическая система.

1

10

Основные черты административно-плановой системы.

1

11

Основные черты рыночной системы.

1

12

Смешанная экономика.

1

13

Повторение и контроль по теме «Типы экономических систем».
(Контрольная работа №2)

1

«Спрос, предложение и рыночное равновесие». (7 час)
14

Спрос. Закон спроса. Эффект Гиффена.

1

15

График спроса. Факторы спроса.

1

16

Предложение. Закон предложения.

1

17

График предложения. Факторы предложения.

1

18

Рыночное равновесие. Реакция рынка на изменение спроса и предложения.

1

19

Дефицит и избыток.

1

20

Повторение и контроль по теме «Спрос, предложение и рыночное равновесие».
(Самостоятельная работа №1)

1

Эластичность спроса и предложения. (7 час)
21

Ценовая эластичность спроса.

1

22

Эластичность спроса производителей.

1

23

Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса.

1

24

Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность.

1

25

Ценовая эластичность предложения.

1

26

Практическое применение теории эластичности.

1

27

Повторение и контроль по теме: «Эластичность спроса и предложения».
(Самостоятельная работа №2)

1

«Поведение потребителя». (8 час)
28

Общая и предельная полезность.

1

29

Закон убывающей предельной полезности.

1

30

Правило максимизации.

1

31

Кривые безразличия.

1

32

Бюджетное ограничение и бюджетная линия.

1

33

Бюджетное ограничение и бюджетная линия.

1

34

Урок решения практических задач по теме: Индивидуальный и рыночный
спрос.

1

35

Повторение и контроль по теме: «Поведение потребителя». (Контрольная
работа №3)

1

«Фирма. Производство и издержки». (7 час)
36

Понятие фирмы. Фирма как экономическая организация.

1

37

Фирма как экономическая организация.

1

38

Современная фирма. Продукт фирмы.

1

39

Бухгалтерские и экономические издержки.

1

40

Как изменяются издержки фирмы.

1

41

Производительность труда. Источники финансирования бизнеса.

1

42

Повторение и контроль по теме: «Фирма. Производство и издержки».
(Самостоятельная работа №3)

1

Предпринимательство. (6 час)
43

Понятие предпринимательства.

1

44

Организационно-правовые формы предпринимательства.

1

45

Менеджмент и его функции.

1

46

Мотивация как функция менеджмента.

1

47

Маркетинг и его основные элементы.

1

48

Повторение и контроль по теме: «Предпринимательство».
(Контрольная работа №4)

1

«Деньги и банковская система». (7 час)

49

Этапы развития денежной системы. Понятие «деньги».

1

50

Семинар: Виды денег. Функции денег. Понятие фондового рынка.

1

51

Банки и банковская система. (Коммерческие банки)

1

52

Кредит: понятие, сущность и основные формы.

1

53

Центральный банк. Функции ЦБ.

1

54

Центральный банк. Норма обязательных резервов.

1

55

Повторение и контроль по теме: «Деньги и банковская система».
(Самостоятельная работа №4)

1

«Рынки факторов производства и распределение доходов». (7 час)
56

Особенности рынков факторов производства.

1

57

Рынок труда. Спрос и предложение на рынке труда.

1

58

Рынок труда и заработная плата. Государственное регулирование занятости.

1

59

Рынок услуг земли и земельная рента.

1

60

Капитал и процент.

1

61

Целесообразность инвестиций.

1

62

Повторение и контроль по теме: «Рынки факторов производства и
распределение доходов». (Самостоятельная работа №5)

1

Конкуренция и рыночные структуры. (6 час)
63

Типы рыночных структур. Понятие конкуренции.

1

64

Совершенная конкуренция.

1

65

Монополия.

1

66

Олигополия.

1

67

Монополистическая конкуренция.

1

68

Итоговое занятие по курсу.

1
Итого:

№

1
2
3-4
5
6
7
8-10
11-13

11 класс
Профильный уровень
Тема
ТЕМА 1. Валовой внутренний продукт и национальный доход (7ч.)
Валовой национальный продукт.
Валовой внутренний продукт.
Методы исчисления ВВП.
Личный располагаемый доход.
Реальный и номинальный ВВП.
Контрольная работа № 1
ТЕМА 2. Макроэкономическое равновесие (14 ч.)
Индивидуальный, рыночный и совокупный спрос
Совокупный спрос и формирующие его факторы. Кривая совокупного спроса.

68 час

Кол-во
часов
1
1
2
1
1
1
2
2

14-15
16-18
19-21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38-39
40-41
42
43
44-45
46
47-48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66

Индивидуальное, рыночное и совокупное предложение
Совокупное предложение и влияющие на него факторы. Кривая совокупного
предложения.
Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения
Контрольная работа № 2
ТЕМА 3. Экономический цикл, занятость и безработица (6ч.)
Экономический цикл и его фазы.
Экономические циклы и колебания занятости
Причины и формы безработицы
Естественная безработица и полная занятость
Последствия безработицы и государственное регулирование занятости.
Контрольная работа № 3
ТЕМА 4. Инфляция (6 ч.)
Определение инфляции и её измерение
Причины инфляции
Формы инфляции
Последствия инфляции
Взаимосвязь инфляции и безработицы
Контрольная работа № 4
ТЕМА 5. Экономический рост (8 ч.)
Содержание экономического роста.
Измерение экономического роста.
Факторы экономического роста
Классификация стран мира по уровню экономического развития
Экономический цикл. Меры по стабилизации экономического развития.
Контрольная работа № 5
ТЕМА 6. Экономика и государство (8ч)
Политика экономической стабилизации.
Бюджетно-финансовая политика.
Кредитно-денежная политика.
Роль государства в стимулировании экономического роста
Государственный долг.
Контрольная работа № 6
ТЕМА 7. Международная торговля и валютная система (8ч)
Мировое хозяйство.
Предпосылки и выгоды международной торговли
Международная торговля.
Внешнеторговая политика
Влияние международной торговли на национальные рынки
Международное движение капиталов.
Торговый и платёжный баланс
Контрольная работа № 7
ТЕМА 8. Международное движение капиталов. Платежный баланс (5ч)
Международное движение капиталов.
Международные финансовые организации.
Внешняя торговля, международное движение капиталов.
Страны с развитой рыночной системой
Контрольная работа № 8
ТЕМА 9. Экономика России на современном этапе (5ч)
Рыночные преобразования в России в конце XX века
Современный этап рыночных преобразований
Экономические проблемы мирового хозяйства.

2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Экологические аспекты экономических процессов.
Контрольная работа № 9
Итого

67
68

№

10 класс
базовый уровень
Тема

1
1
68

Кол-во
часов

I Главные вопросы экономики
1
2.

3
4
5
6
7-8
9
10
11
12-13
14-15
16
17

№
1
2
3
4
5
6-7
8
9
10-11
12-13
14-15
16-17

Что такое экономика?
II Фундаментальные экономические концепции
Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы.
Главные вопросы экономической жизни обществ
III. Типы экономических систем и различия между ним
Основные вопросы экономики. Понятие об экономических системах.
Традиционная экономическая система
Основы экономического анализа и принятия решений
IV.Спрос и предложение. Рынок
Спрос
Взаимодействие спроса и предложения.
Рынок. Рыночный механизм. Рыночная экономика.
V.Потребление и производство
Потребление. Потребитель
Производство
VI. Государство в экономике
Рынок и государство
Налогообложение и налоги
VII. Деньги, банки и банковская система
Деньги
Банки и банковская система
Инфляция
11 класс
Базовый уровень
Тема
Инфляция и безработица. Рынок труда и безработица
Экономический рост и развитие. Изменение результатов экономической
деятельности страны.
Экономический рост и развитие.
Фискальная политика
Монетарная политика
Мировая экономика
Международная торговля. Регулирование внешней торговли и
протекционизм. Место России в международной торговле.
Закономерности развития мировой торговли
Международная финансовая система
Предпринимательство. Организация предприятия.
Финансирование бизнеса и финансовый учет.
Ведение бизнеса. Деловая среда бизнеса.
Итоговое повторение и обобщение

1
1

1
1
1
1
2
1
1
1
2
2
1
1

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
2
1
1
2
2
2
2

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1. Экономика. Основы экономической теории: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. орг.
Углубленный уровень / Под ред. С.И. Иванова, А.Я. Линькова. – в 2-х книгах Кн. 1,2 – М.: ВитаПресс, 2020.
2. Иванов С.И., Линьков А.Я., Шереметова В.В. и др. Преподавание курса «Основы
экономической теории»: Пособие для учителя 10- 11 классов общеобразоват. учрежд. с
углубленным изучением экономики / Под ред. Иванова С.И.— 3-е изд.— М.: Вита-Пресс, 2012.
3. Практикум по экономике: уч. Пособие для 10-11 классов общеобразоват. учрежд.
Профильный уровень образования. / С.И. Иванов и др. М.: Вита –Пресс, 2012.
Используемая дополнительная литература:
1.А.П. Киреев «Экономика. Учебно-методический комплект для 10-11 кл.» М.: Вита-Пресс,
2013
2. А. П. Киреев «Универсальная рабочая тетрадь по экономике» – пособие для 10-11 классов
М.: Вита-Пресс, 2013
3. С.А. Равичев «Современная экономика. Учебно-методический комплект для 8-11 кл.» М.:
Вита-Пресс, 2011
4. Михеева, С.А. Рабочая тетрадь по экономике: Пособие для 10-11 кл. общеобразоват.
организаций. Углубленный уровень. /С.А.Михеева. - В 2-х частях. Часть 1. - М.: ВИТА-ПРЕСС,
2015. - 64 с.: ил.
Цифровые образовательные ресурсы:
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/
2. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/38/10/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».