Рабочая программа среднего общего образования по экологии 10 класс ФГОС

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена для изучения курса «Экология» учащимися 10 класса
общеобразовательной средней школы.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (в ред. изменений);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) (в ред. изменений)
- Санитарно-эпидемиологических правил и норматив СанПиН 2.4.2.2821-10 (в ред.
изменений);
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345 (в ред. изменений);
- ООП СОО МАОУ СОШ № 11 имени В.И. Смирнова г. Томск;
- Учебно-методического комплекта «Экология. 10-11 классы» авторов М. В. Аргуновой, Д.
В. Моргуна, Т. А. Плюсниной.
Основными экологическими проблемами, широко признанными научной общественностью
являются: изменение климата Земли, загрязнение атмосферы, вод, все расширяющееся
радиоактивное загрязнение, опустынивание одних и заболачивание других территорий,
сокращение площадей тропических и северных лесов, ведущее к дисбалансу кислорода,
абсолютное перенаселение Земли и относительное демографическое переуплотнение в отдельных
ее регионах. И как результат этих процессов ухудшение среды жизни человека, вызывающие его
болезни и состояние психологического дискомфорта. В этой ситуации недостаточны локальные
природоохранительные мероприятия. Необходим принципиально иной подход – воспитание
нового отношения к природе, формирование нового мировоззрения. Осознание факта, что человек
– часть природы и должен изучать законы ее развития и функционирования и строить свою
деятельность согласно им. Основу этих знаний закладывает наука экология. Специфика
современной экологии состоит в том, что она из строго биологической науки превратилась в
значительный цикл знаний, вобрав в себя разделы биологии, географии, химии, физики,
социологии, теории культуры и др. наук.
Сохранение биологического равновесия биосферы, разнообразия видового состава является
важнейшей задачей человечества. Для её решения важно знать законы, по которым живёт живая
природа, изучить закономерности взаимоотношений организмов между собой и неживой
природой, предвидеть последствия хозяйственной деятельности человека и уметь находить пути
выхода из сложной экологической ситуации.
Цель: Обеспечение общеобразовательной подготовки выпускников, развитие у
обучающихся экологического сознания и экологической ответственности, отражающих
сформированность представлений об экологической культуре и направленных на приобретение
социально ориентированных компетентностей, на овладение умениями применять экологические
знания в жизни.
Изучение экологии на базовом уровне ориентировано на формирование целостного
восприятия сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере,
умения использовать учебное оборудование, проводить измерения, анализировать полученные
результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы, прогнозировать и
оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, оказывающие
влияние на окружающую среду, моделировать экологические последствия хозяйственной
деятельности местного, регионального и глобального уровней.
Основные задачи рабочей программы:
- формирование знаний об устойчивом развитии цивилизации, основных законах экологии и
о биосферосовместимых принципах деятельности человечества;
3

- овладение знаниями и навыками, необходимыми в области мониторинговых исследований
окружающей среды.
- формирование гражданской позиции, связанной с ответственностью за состояние
окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей, активной общественной позиции
как в деле отстаивания своих законных прав на благоприятную окружающую среду, так и в
практическом участии в мероприятиях по формированию благоприятной среды, предотвращению
и недопущению экологических правонарушений (организация экологического школьного
мониторинга);
- помощь в осознании своей роли в улучшении будущего, тесной взаимосвязи между
природой, экономикой и обществом;
- создание условий для принятия ценностно-смысловых ориентиров, формирования УУД и
ключевых образовательных компетентностей.
- развитие умение самостоятельно приобретать необходимые знания, грамотно работать с
информацией, формулировать выводы и на их основе выявлять и решать проблемы;
- стимулирование аналитического, творческого и критического мышления;
- способности принимать и осуществлять перемены, делать выбор, быть ответственным за
результат собственных действий;
- формирование умения выявлять причинно-следственные связи экологических нарушений
как глобального, так и регионального характера;
- развитие мотивационной сферы личности как фактора повышения интереса к изучению
поставленных проблем, активному поиску решений;
- усовершенствование коммуникативных навыков и опыта сотрудничества в группе,
коллективе, навыков предотвращения конфликтных ситуаций, умелого выхода из них для
выявления учащимися социально-экологических проблем и путей их решения;
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний с использованием современных информационных технологий, в т.
ч. образовательного ресурса РЭШ;
- умений формулировать собственную позицию по отношению к информации экологической
тематики, получаемой из разных источников
В учебном плане МАОУ СОШ №11 им. В. И. Смирнова г. Томска на изучение экологии в 10
классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год)

4

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
- бережное и ответственное отношение к объектам окружающей среды;
- восприятие природы как ценностного объекта охраны и защиты;
- ответственное отношение к коллективному результату деятельности;
- выработка гражданской позиции, связанной с ответственностью за состояние окружающей
среды, своего здоровья и здоровья других людей;
- развитие умения самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на
практике, работать с информацией, формулировать выводы и на их основе выявлять и решать
проблемы;
- развитие способности принимать и осуществлять перемены, делать выбор, быть
ответственным за результат собственных действий, уметь предотвращать конфликтные ситуации;
- приобретение коммуникативных умений и опыта сотрудничества для выявления социально
– экологических проблем и путей их решения;
- достижение взаимопонимания, успешного взаимодействия с педагогами и сверстниками в
учебных и жизненных ситуациях;
- способность ставить цели и строить жизненные планы;
- адекватная самооценка учебной и социально-значимой деятельности, уровня
сформированности ключевых образовательных компетентностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи
в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы своей образовательной деятельности;
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы, выделять среди них главную; формулировать
гипотезы.
- Умение самостоятельно планировать (рассчитывать последовательность действий) и
прогнозировать результаты работы, пути достижения целей, в том числе альтернативные;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
искать средства для решения задачи; составлять план решения проблемы; определять
потенциальные затруднения при решении учебной задачи и находить средства для их устранения;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения цели, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения.
- Умение оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять свои
ошибки самостоятельно.
- Умение владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки для принятия
решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
- Умение соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неудачи и находить способы выхода из
ситуации неуспеха.
Познавательные
- Умение давать определения понятий, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
5

устанавливать причинно – следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
- Умение работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую и представлять в словесной или
наглядно – символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, опорных
конспектов и др.) для решения учебных и познавательных задач
- Умение осуществлять смысловое чтение и находить в тексте требуемую информацию;
понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных
в тексте событий, явлений, процессов; определять и формулировать главную идею текста;
критически оценивать содержание и форму текста.
- Умение определять логические связи между объектами и процессами; выстраивать
алгоритм действия; обосновывать свою позицию и приводить прямые и косвенные доказательства.
- Умение систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать, интерпретировать
информацию; выделять главную и избыточную информацию.
- Умение применять экологическое мышление в познавательной, коммуникативной,
социальной практике и профессиональной ориентации; определять свое отношение к природной
среде, анализировать влияние экологических факторов на среду обитания, прогнозировать
изменения ситуации при смене действия одного фактора на действе другого.
- Умение находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно –
популярной литературе, словарях и справочниках), оценивать ее достоверность; указывать на
информацию, нуждающуюся в проверке и предлагать способ проверки ее достоверности.
- Умение организовывать и осуществлять проектно – исследовательскую деятельность;
разрабатывать варианты решения учебных и познавательных задач, находить нестандартные
решения, осуществлять наиболее приемлемое решение.
Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон.
- Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; критически относиться
к собственному мнению, с достоинством признавать его ошибочность и вносит корректировки;
предлагать альтернативное решение в конфликтных ситуациях; участвовать в коллективном
обсуждении проблем.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих мыслей.
- Умение владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- Умение вести дискуссию, оперировать фактами, как для доказательства, так и для
опровержения существующего мнения; принимать решения в ходе диалога и согласовывать его с
собеседником.
- Умение проявлять компетентность в области использования информационно–
коммуникационных технологий для решения информационных и коммуникационных задач в
обучении; создавать информационные ресурсы разного типа и для различных аудиторий;
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты:
Выпускник на базовом уровне научится:
– использовать понятие «экологическая культура» для объяснения экологических связей в
системе «человек–общество–природа» и достижения устойчивого развития общества и природы;
– определять разумные потребности человека при использовании продуктов и товаров
отдельными людьми, сообществами;
– анализировать влияние социально-экономических процессов на состояние природной
среды;

6

– анализировать маркировку товаров и продуктов питания, экологические сертификаты с
целью получения информации для обеспечения безопасности жизнедеятельности, энерго- и
ресурсосбережения;
– анализировать последствия нерационального использования энергоресурсов;
– использовать местные, региональные и государственные экологические нормативные акты
и законы для реализации своих гражданских прав и выполнения обязанностей в интересах
сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
– понимать взаимосвязь экологического и экономического вреда и оценивать последствия
физического, химического и биологического загрязнения окружающей среды;
– анализировать различные ситуации с точки зрения наступления случая экологического
правонарушения;
– оценивать опасность отходов для окружающей среды и предлагать способы сокращения и
утилизации отходов в конкретных ситуациях;
– извлекать и анализировать информацию с сайтов геоинформационных систем и
компьютерных программ экологического мониторинга для характеристики экологической
обстановки конкретной территории;
– выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных и глобальных
экологических проблем.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– анализировать и оценивать экологические последствия хозяйственной деятельности
человека в разных сферах деятельности;
– прогнозировать экологические последствия деятельности человека в конкретной
экологической ситуации;
– моделировать поля концентрации загрязняющих веществ производственных и бытовых
объектов;
– разрабатывать меры, предотвращающие экологические правонарушения;
– выполнять учебный проект, связанный с экологической безопасностью окружающей
среды, здоровьем и экологическим просвещением людей.

7

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Введение
Экология – комплекс наук о взаимоотношениях организмов с окружающей средой.
Взаимодействие энергии и материи в экосистеме. Эволюция развития экосистем. Естественные и
антропогенные экосистемы. Проблемы рационального использования экосистем. Промышленные
техносистемы. Биосфера и ноосфера.
Система «человек–общество–природа»
Социоэкосистема и ее особенности. Человек как биосоциальный вид. История и тенденции
взаимодействия общества и природы. Влияние глобализации на развитие природы и общества.
Глобальные экологические проблемы человечества. Концепция устойчивого развития.
Проблема голода и переедание. Разумные потребности потребления продуктов и товаров.
Продуктовая корзина. Продовольственная безопасность. Значение сохранения агроресурсов.
Экологические связи в системе «человек–общество–природа». Экологическая культура как
условие достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы.
Экологические последствия хозяйственной деятельности человека
Правовые и экономические аспекты природопользования. Экологическая политика
государства в области природопользования и ресурсосбережения. Гражданские права и
обязанности в области ресурсо- и энергосбережения. Государственные и общественные
экологические организации и движения России. Международное сотрудничество в сохранении
окружающей среды. Ответственность за экологические правонарушения.
Влияние социально-экономических процессов на состояние природной среды.
Экологический менеджмент и система экологических нормативов. Экологический контроль и
экологический аудит. Экологическая сертификация, маркировка товаров и продуктов питания.
Экологические последствия в разных сферах деятельности.
Загрязнение природной среды. Физическое, химическое и биологическое загрязнение
окружающей среды. Экологические последствия в конкретной экологической ситуации.
Опасность отходов для окружающей среды. Основные принципы утилизации отходов.
Малоотходные и безотходные технологии и производственные системы.
Экологический мониторинг. Экологической мониторинг воздуха, воды, почвы, шумового
загрязнения, зеленых насаждений. Уровни экологического мониторинга. Стационарные и
мобильные станции экологического мониторинга. Поля концентрации загрязняющих веществ
производственных и бытовых объектов.
Ресурсосбережение
Экология природных ресурсов. Природные ресурсы. Закон ограниченности природных
ресурсов и экологические последствия его нарушения. Особо охраняемые природные территории
и рекреационные зоны.
Экологические риски при добыче и использовании природных ресурсов. Рациональное
использование энергоресурсов. Энергосбережение и ресурсосберегающие технологии. Культура
использования энергии и ресурсосбережение в повседневной жизни. Тенденции и перспективы
развития энергетики.
Взаимоотношения человека с окружающей средой
Практикум по применению экологических знаний в жизненных ситуациях. Применение
экологических знаний в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных
ролей («Я – ученик», «Я – пассажир общественного транспорта», «Я – покупатель», «Я – житель
города, деревни, села…») с целью приобретения опыта экологонаправленной деятельности.
Практикум по применению экологических знаний в разных сферах деятельности.
(политической, финансовой, научной и образовательной, искусства и творчества, медицинской) с
целью приобретения опыта экологонаправленной деятельности.
Экологическое проектирование
Принципы социального проектирования, этапы проектирования, социальный заказ.
Социальные проекты экологической направленности, связанные с экологической безопасностью
окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры. Разработка
8

проектов и проведение исследований для решения актуальных (местных, региональных,
глобальных) экологических проблем.

9

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Название раздела
Количество
часов
Понятие науки экологии, ее структура.
1
История экологии. Системный подход в науке экологии.
1
Солнечная система и планета Земля во Вселенной.
1
Возникновение жизни на Земле. Условия жизни на Земле. Определение
1
жизни. От возникновения жизни до появления человека.
Уровни организации живой природы.
1
Организм и среда. Экологические факторы Толерантность. Влияние
1
абиотических факторов на живые организмы. Кривые толерантности.
Абиотические факторы среды. Адаптация организмов к температуре
1
среды.
Абиотические факторы среды. Адаптация организмов к влажности
1
среды.
Абиотические факторы среды. Формы приспособления организмов к
1
свету.
Основные среды жизни. Водная среда обитания.
1
Основные среды жизни. Почва как среда жизни.
1
Основные среды жизни. Наземно-воздушная среда
1
Основные среды жизни. Живой организм как среда жизни.
1
Биотические связи и роль экологических факторов в жизни организмов.
1
Биотические связи и роль экологических факторов в жизни организмов.
1
Обобщение по теме «Организменный уровень жизни».
1
Понятие популяция. Ее основные характеристики.
1
Структура популяции. Динамика популяции. Кривые роста и
1
выживания.
Учение об экологической нише.
1
Обобщающий урок по теме «Популяционно-видовой уровень
1
организации жизни».
Сообщество или биоценоз. Законы организации экосистем.
1
Структура биоценозов.
1
Взаимоотношение организмов в сообществах
1
Экосистема и ее трофическая структура.
1
Законы биологической продуктивности (пищевые цепи и сети).
1
Саморазвитие экосистем. Смена природных экосистем.
1
Агроценозы и агроэкосистемы.
1
Естественные и искусственные экосистемы.
1
Естественные и искусственные экосистемы.
1
Обобщающий урок по теме «Экосистемный уровень организации
1
жизни».
Биосфера. Биосфера как глобальная экосистема.
1
Биосфера и ноосфера.
1
Обобщающий урок по курсу «Основы экологии».
1
Резерв
1

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».