Рабочая программа среднего общего образования по праву 10-11 класс по ФГОС

Пояснительная записка
Программа по учебному предмету «Право» предназначена для обучающихся 10-11 классов
МАОУ СОШ № 11 им В.И.Смирнова.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (в ред. изменений);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) (в ред.
изменений)Санитарно-эпидемиологических правил и норматив СанПиН 2.4.2.2821-10 (в ред.
изменений);
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345 (в ред. изменений);
- ООП СОО МАОУ СОШ № 11 имени В.И. Смирнова г. Томск;
Рабочая программа отражает особенности структуры и содержания учебников («Право»:
учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: профильный уровень (Л.Н. Боголюбов,
Е.А. Лукашева, А.И.Матвеев и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2007; «Право»:
10-11 классы: базовый и углублённый уровни: учебник / А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. – М.:
Дрофа, 2020. – 462 с. и определяет логику календарно-тематического планирования.
Право является одним из значимых гуманитарных предметов в системе среднего общего
образования, поскольку призвано обеспечить формирование мировоззренческой, ценностносмысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности,
социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям
и установкам, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной
жизни при решении задач в области социальных отношений.
Главная цель изучения права в современной школе — образование, воспитание и развитие
школьника,
способного
осознать свой
гражданско-правовой
статус,
включающий
конституционные права, свободы и обязанности; уважающего закон и правопорядок, права других
людей; готового руководствоваться нормами права в своей повседневной деятельности.
Задачами изучения права с учетом преемственности с основной школой являются:
- формирование представлений о правовой сфере как целостной системе, понимания
социальной ценности права, его связи с другими сторонами общественной жизни;
- развитие правосознания и правовой культуры учащихся;
- формирование знаний базовых норм различных отраслей права в РФ, о человеке как
субъекте правоотношений;
- выработка умений получать правовую информацию из различных, в том числе
неадаптированных источников; преобразовывать её и использовать для решения учебных задач, а
также для анализа и оценки жизненных ситуаций; расширение палитры способов познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского
общества и государства;
- обогащение опыта старшеклассников по применению полученных знаний и умений в
различных областях общественной жизни: в гражданской и общественной деятельности, в сферах
межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере;
Изучение права в средней школе опирается на знание учащимися учебного предмета
«Обществознание» в основной школе. Предполагается, что учащиеся уже имеют определенный
багаж знаний по праву, поэтому цель данного курса — углубить и привести в систему уже
имеющиеся у учащихся правовые знания, привить умение ориентироваться в огромном массиве
социальной информации и научиться использовать ее на практике.
При изучении курса «Право» в средней школе необходимо использовать межпредметные
связи. Прежде всего, следует опираться на знания учащихся по обществознанию и истории, а
также по литературе, географии, искусству и др. Содержание предмета «Право» базируется на

положениях правового компонента интегрированного предмета «Обществознание» в основной
школе и тесно связано с политологическими разделами обществознания в основной и старшей
школе. Место предмета «Право» в учебном плане определяется разделом 18.3.1 ФГОС. В
соответствии с ним учебный предмет «Право» является предметом по выбору и входит в
обязательную предметную область «Общественные науки». Курс изучается на базовом и
углубленном уровнях.
10 класс профильный уровень – 2 часа в неделю (всего 68 часов)
11 класс профильный уровень – 2 часа в неделю (всего 68 часов)
10 класс базовый уровень – 0,5 часа в неделю (всего 34 часа)
11 класс базовый уровень – 0,5 часа в неделю (всего 34 часа

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
- формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг,
гимн);
- формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;

– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
– опознавать и классифицировать государства по их признакам, функциям и формам;
– выявлять элементы системы права и дифференцировать источники права;
– характеризовать нормативно-правовой акт как основу законодательства;
– различать виды социальных и правовых норм, выявлять особенности правовых норм как
вида социальных норм;
– различать субъекты и объекты правоотношений;
– дифференцировать правоспособность, дееспособность;
– оценивать возможные последствия правомерного и неправомерного поведения человека,
делать соответствующие выводы;
– оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и
законности в Российской Федерации;
– характеризовать Конституцию Российской Федерации как основной закон государства,
определяющий государственное устройство Российской Федерации;
– осознанно содействовать соблюдению Конституции Российской Федерации, уважению
прав и свобод другого человека, демократических ценностей и правопорядка;
– формулировать особенности гражданства как устойчивой правовой связи между
государством и человеком;
– устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина Российской
Федерации;
– называть элементы системы органов государственной власти в Российской Федерации;
различать функции Президента, Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации;
– выявлять особенности судебной системы и системы правоохранительных органов в
Российской Федерации;
– описывать законодательный процесс как целостный государственный механизм;
– характеризовать избирательный процесс в Российской Федерации;
– объяснять на конкретном примере структуру и функции органов местного самоуправления
в Российской Федерации;
– характеризовать и классифицировать права человека;
– объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав
человека;
– характеризовать гражданское, семейное, трудовое, административное, уголовное,
налоговое право как ведущие отрасли российского права;
– характеризовать субъектов гражданских правоотношений, различать организационноправовые формы предпринимательской деятельности;
– иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав потребителя;
– иллюстрировать примерами особенности реализации права собственности, различать виды
гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности гражданско-правового договора;
– иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой ответственности;
– характеризовать права и обязанности членов семьи;
– объяснять порядок и условия регистрации и расторжения брака;
– характеризовать трудовые правоотношения и дифференцировать участников этих
правоотношений;
– раскрывать содержание трудового договора;
– разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых
отношениях;
– иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и привлечение к
дисциплинарной ответственности;

– различать виды административных правонарушений и описывать порядок привлечения к
административной ответственности;
– дифференцировать виды административных наказаний;
– дифференцировать виды преступлений и наказания за них;
– выявлять специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
– различать права и обязанности налогоплательщика;
– анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми,
уголовными и налоговыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять
признаки правонарушения;
– различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство, грамотно применять
правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
– высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней убежденности в
необходимости соблюдения норм права;
– различать виды юридических профессий.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– различать предмет и метод правового регулирования;
– выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
– различать права и обязанности, гарантируемые Конституцией Российской Федерации и в
рамках других отраслей права;
– выявлять особенности референдума;
– различать основные принципы международного гуманитарного права;
– характеризовать основные категории обязательственного права;
– целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
– выявлять способы защиты гражданских прав;
– определять ответственность родителей по воспитанию своих детей;
– различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми
способами;
– описывать порядок освобождения от уголовной ответственности;
– соотносить налоговые правонарушения и ответственность за их совершение;
– применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных
правовых ситуациях с использованием нормативных актов.
Выпускник на углубленном уровне научится:
– выделять содержание различных теорий происхождения государства;
– сравнивать различные формы государства;
– приводить примеры различных элементов государственного механизма и их место в общей
структуре;
– соотносить основные черты гражданского общества и правового государства;
– применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права,
необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале, для эффективной
реализации своих прав и законных интересов;
– оценивать роль и значение права как важного социального регулятора и элемента культуры
общества;
– сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых систем (семей);
– проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами,
выявлять их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние;
– характеризовать особенности системы российского права;
– различать формы реализации права;
– выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовой культуры;
– оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и
законности в Российской Федерации;
– различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической
ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;
– выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;

– целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное устройство
Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему
конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав
граждан и юридических лиц в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации;
– сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскую службу;
– оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в механизме
защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации;
– характеризовать систему органов государственной власти Российской Федерации в их
единстве и системном взаимодействии;
– характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его
основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение;
– дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы Российской
Федерации;
– характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган исполнительной
власти в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру Правительства Российской
Федерации;
– характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов Российской
Федерации;
– характеризовать этапы законодательного процесса и субъектов законодательной
инициативы;
– выделять особенности избирательного процесса в Российской Федерации;
– характеризовать систему органов местного самоуправления как одну из основ
конституционного строя Российской Федерации;
– определять место международного права в отраслевой системе права; характеризовать
субъектов международного права;
– различать способы мирного разрешения споров;
– оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;
– сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества и контроля в
области международной защиты прав человека;
– дифференцировать участников вооруженных конфликтов;
– различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных ценностей;
называть виды запрещенных средств и методов ведения военных действий;
– выделять структурные элементы системы российского законодательства;
– анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические факты и
правоотношения в сфере гражданского права;
– проводить сравнительный анализ организационно-правовых форм предпринимательской
деятельности, выявлять их преимущества и недостатки;
– целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
– различать формы наследования;
– различать виды и формы сделок в Российской Федерации;
– выявлять способы защиты гражданских прав; характеризовать особенности защиты прав на
результаты интеллектуальной деятельности;
– анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и условия регистрации
и расторжения брака;
– различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
– выделять права и обязанности членов семьи;
– характеризовать трудовое право как одну из ведущих отраслей российского права,
определять правовой статус участников трудовых правоотношений;
– проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договоров;
– различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми
способами;
– дифференцировать уголовные и административные правонарушения и наказание за них;

– проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов ответственности;
иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к уголовной и административной
ответственности несовершеннолетних;
– целостно описывать структуру банковской системы Российской Федерации;
– в практических ситуациях определять применимость налогового права Российской
Федерации; выделять объекты и субъекты налоговых правоотношений;
– соотносить виды налоговых правонарушений с ответственностью за их совершение;
– применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления своего права на
жилище;
– дифференцировать права и обязанности участников образовательного процесса;
– проводить сравнительный анализ конституционного, гражданского, арбитражного,
уголовного и административного видов судопроизводства, грамотно применять правовые нормы
для разрешения конфликтов правовыми способами;
– давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права
правоотношений;
– применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных
правовых ситуациях с использованием нормативных актов;
– выявлять особенности и специфику различных юридических профессий.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
– проводить сравнительный анализ различных теорий государства и права;
– дифференцировать теории сущности государства по источнику государственной власти;
– сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов толкования права;
– оценивать тенденции развития государства и права на современном этапе;
– понимать необходимость правового воспитания и противодействия правовому нигилизму;
– классифицировать виды конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по
порядку принятия и изменения;
– толковать государственно-правовые явления и процессы;
– проводить сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и правовых
систем других государств;
– различать принципы и виды правотворчества;
– описывать этапы становления парламентаризма в России;
– сравнивать различные виды избирательных систем;
– анализировать с точки зрения международного права проблемы, возникающие в
современных международных отношениях;
– анализировать институт международно-правового признания;
– выявлять особенности международно-правовой ответственности;
– выделять основные международно-правовые акты, регулирующие отношения государств
в рамках международного гуманитарного права;
– оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по защите прав
человека в условиях военного времени;
– формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать виды
страхования;
– различать опеку и попечительство;
– находить наиболее оптимальные варианты разрешения правовых споров, возникающих в
процессе трудовой деятельности;
– определять применимость норм финансового права в конкретной правовой ситуации;
– характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки финансовой
отчетности;
– определять судебную компетенцию, стратегию и тактику ведения процесса.

2. Содержание учебного предмета
Базовый уровень
Основы теории государства и права
Признаки государства. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства:
формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Признаки права.
Функции права. Система права. Предмет правового регулирования. Метод правового
регулирования. Источники права. Нормативно-правовой акт. Социальные нормы. Понятие,
структура и виды правовых норм. Система российского права. Субъекты и объекты
правоотношений. Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Законность и
правопорядок. Понятие правосознания. Опасность коррупции для гражданина, общества и
государства. Антикоррупционные меры, принимаемые на государственном уровне.
Правонарушения и юридическая ответственность.
Конституционное право
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской
Федерации. Форма государственного устройства РФ. Источники конституционного права
Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации: основания приобретения, принципы,
основания прекращения гражданства. Права и свободы гражданина Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Система органов
государственной власти РФ. Президент Российской Федерации. Федеральное Собрание
Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Структура судебной системы
Российской Федерации. Демократические принципы судопроизводства. Понятие, система и
функции правоохранительных органов Российской Федерации. Законодательный процесс.
Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Виды избирательных
систем. Референдум. Система органов местного самоуправления.
Права человека
Права человека: сущность, структура, история. Правовой статус человека и гражданина.
Классификация прав человека: гражданские права, политические права, экономические права,
социальные права, культурные права. Право на благоприятную окружающую среду. Права
ребенка. Нарушения прав человека. Международные договоры о защите прав человека.
Международная защита прав человека в условиях военного времени. Основные принципы
международного гуманитарного права.
Основные отрасли российского права
Гражданское право. Источники гражданского права. Гражданско-правовые отношения:
понятие и виды. Субъекты гражданских правоотношений. Физические и юридические лица.
Гражданская право- и дееспособность. Организационно-правовые формы предпринимательской
деятельности. Право собственности. Обязательственное право. Понятие обязательства. Сделки.
Гражданско-правовой договор. Порядок заключения договора: оферта и акцепт.Защита прав
потребителей. Наследование. Понятие завещания. Формы защиты гражданских прав.
Гражданско-правовая ответственность. Условия привлечения к ответственности в гражданском
праве. Семейное право. Источники семейного права. Семья и брак. Правовое регулирование
отношений супругов. Условия вступления в брак. Порядок регистрации брака. Процедура
расторжения брака. Брачный договор. Права и обязанности членов семьи. Ответственность
родителей по воспитанию детей. Трудовое право. Источники трудового права. Участники
трудовых правоотношений: работник и работодатель. Порядок приема на работу. Трудовой
договор. Виды рабочего времени. Время отдыха. Заработная плата. Особенности правового
регулирования труда несовершеннолетних. Охрана труда. Виды трудовых споров.
Дисциплинарная ответственность.
Административное право. Источники административного права. Административное
правонарушение и административная ответственность. Административные наказания. Уголовное
право. источники уголовного права. Действие уголовного закона. Признаки и виды преступлений.
Состав преступления. Уголовная ответственность. Принципы уголовной ответственности.
Освобождение от уголовной ответственности. Виды наказаний в уголовном праве. Уголовная
ответственность несовершеннолетних. Налоговое право. Права и налогоплательщика. Виды
налогов.

Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Основы российского судопроизводства
Гражданское процессуальное право. Принципы гражданского судопроизводства. Участники
гражданского процесса. Стадии гражданского процесса. Арбитражный процесс. Уголовное
процессуальное право. Принципы уголовного судопроизводства. Субъекты уголовного процесса.
Стадии уголовного процесса. Меры процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей.
Особенности судебного производства по делам об административных правонарушениях.
Основные виды юридических профессий.
Углубленный уровень
Теория государства права
Теории происхождения государства и права. Признаки государства. Теории сущности
государства. Внутренние и внешние функции государства. Формы государств. Форма правления:
монархия и республика. Формы государственного устройства: унитарные и федеративные
государства. Конфедерация. Политический режим: демократический, антидемократический.
Государственный механизм: структура и принципы. Гражданское общество. Правовое
государство. Право в объективном и субъективном смысле. Признаки права. Функции права.
Система права. Предмет правового регулирования. Метод правового регулирования. Источники
права. Правовые системы (семьи). Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов.
Действие нормативно-правовых актов. Социальные нормы. Структура и классификация правовых
норм. Система российского права. Юридическая техника. Формы реализации права. Виды и
способы толкования права. Субъекты и объекты правоотношения. Правоспособность,
дееспособность и деликтоспособность. Юридические факты. Гарантии законности и
правопорядка. Правосознание. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовое воспитание.
Понятие коррупции и коррупционных правонарушений. Опасность коррупции для гражданина,
общества и государства. Антикоррупционные меры, принимаемые на государственном уровне.
Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Презумпция невиновности.
Конституционное право
Конституционное право. Виды конституций. Конституция Российской Федерации. Основы
конституционного строя Российской Федерации. Форма государственного устройства Российской
Федерации. Источники конституционного права Российской Федерации. Гражданство Российской
Федерации: основания приобретения, принципы, основания прекращения гражданства.
Права и свободы гражданина Российской Федерации. Уполномоченный по правам человека.
Конституционные обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность и альтернативная
гражданская служба. Система органов государственной власти Российской Федерации.
Президент Российской Федерации:
правовой статус, функции и полномочия. Виды парламентов. Федеральное Собрание
Российской Федерации:
структура, полномочия и функции. Правительство Российской Федерации: порядок
формирования, области деятельности, структура.
Структура судебной системы Российской Федерации. Демократические принципы
судопроизводства. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской
Федерации. Система и функции правоохранительных органов Российской Федерации. Принципы и
виды правотворчества. Законодательный процесс: субъекты законодательной инициативы,
стадии законодательного процесса в Российской Федерации. Избирательное право и
избирательный процесс в Российской Федерации. Виды и особенности избирательных систем.
Стадии избирательного процесса. Выборы. Референдум. Система органов местного
самоуправления. Принципы местного самоуправления. Сферы деятельности органов местного
самоуправления.
Международное право
Основные принципы и источники международного права. Субъекты международного права.
Международно-правовое признание. Мирное разрешение международных споров. Источники и
основания международно-правовой ответственности. Права человека: сущность, структура,
история. Классификация прав человека. Право на благоприятную окружающую среду. Права

ребенка. Нарушения прав человека. Международные договоры о защите прав человека.
Международная система защиты прав человека в рамках Организации Объединенных Наций.
Региональная система защиты прав человека. Рассмотрение жалоб в Европейском суде по правам
человека. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Источники и
принципы международного гуманитарного права. Международный Комитет Красного Креста.
Участники вооруженных конфликтов: комбатанты и некомбатанты. Защита жертв войны. Защита
гражданских объектов и культурных ценностей. Запрещенные средства и методы ведения военных
действий.
Основные отрасли российского права
Гражданское право: предмет, метод, источники, принципы. Виды гражданско-правовых
отношений. Субъекты гражданских правоотношений. Физические лица. Признаки и виды
юридических лиц. Гражданская право- и дееспособность. Организационно-правовые формы
предпринимательской деятельности. Право собственности. Виды правомочий собственника.
Формы собственности. Обязательственное право. Виды и формы сделок. Условия
недействительности сделок. Реституция. Гражданско-правовой договор. Порядок заключения
договора: оферта и акцепт. Наследование. Завещание. Страхование и его виды. Формы защиты
гражданских прав. Гражданскоправовая ответственность. Защита прав потребителей.
Непреодолимая сила. Право на результаты интеллектуальной деятельности: авторские и
смежные права, патентное право, ноу-хау. Предмет, метод, источники и принципы семейного
права. Семья и брак. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный договор. Условия
вступления в брак. Порядок регистрации и расторжения брака. Права и обязанности членов семьи.
Лишение родительских прав. Ответственность родителей по воспитанию детей. Формы
воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Усыновление. Опека и попечительство. Приемная семья. Источники трудового права.
Участники трудовых правоотношений: работник и работодатель. Права и обязанности работника.
Порядок приема на работу. Трудовой договор: признаки, виды, порядок заключения и
прекращения. Рабочее время и время отдыха. Сверхурочная работа.
Виды времени отдыха. Заработная плата. Особенности правового регулирования труда
несовершеннолетних. Трудовые споры. Дисциплинарная ответственности. Источники и субъекты
административного права. Метод административного регулирования. Признаки и виды
административного правонарушения. Административная ответственность и административные
наказания. Принципы и источники уголовного права. Действие уголовного закона. Признаки,
виды и состав преступления. Уголовная ответственность. Виды наказаний в уголовном праве.
Уголовная ответственность несовершеннолетних. Финансовое право. Правовое регулирование
банковской деятельности. Структура банковской системы РФ.
Права и обязанности вкладчиков. Источники налогового права. Субъекты и объекты
налоговых правоотношений. Права и обязанности налогоплательщика.
Финансовый аудит. Виды налогов. Налоговые правонарушения. Ответственность за
уклонение от уплаты налогов. Жилищные правоотношения. Образовательное право. Права и
обязанности участников образовательного процесса.
Основы российского судопроизводства
Конституционное судопроизводство. Предмет, источники и принципы гражданского
процессуального права. Стадии гражданского процесса. Арбитражное процессуальное право.
Принципы и субъекты уголовного судопроизводства. Особенности процессуальных действий с
участием несовершеннолетних. Стадии уголовного процесса. Меры процессуального
принуждения. Суд присяжных заседателей. Особенности судебного производства по делам об
административных правонарушениях. Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры,
нотариусы, следователи. Особенности профессиональной деятельности юриста.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы
Углубленный уровень
10 класс
Тема
Введение
Теория государства и права
Конституционное право
Права человека
Итоговое повторение и обобщение

Кол-во часов
1
28
16
15
5

11 класс
Тема
Введение. Основные отрасли российского
права
Гражданское право
Финансовое право
Семейное право
Трудовое право
Административное право
Уголовное право
Основы судопроизводства
Международное право
Итоговое повторение и обобщение

Кол-во часов
1
11
6
8
5
7
13
4
2
2

Базовый уровень
10 класс
Тема
Введение
Теория государства и права
Конституционное право
Права человека
Итоговое повторение и обобщение
Всего

Кол-во часов
1
15
12
5
1
34 ч.

11 класс
Тема
Введение. Основные отрасли российского
права
Гражданское право
Финансовое право
Семейное право
Трудовое право
Административное право
Уголовное право
Основы судопроизводства
Международное право
Итоговое повторение и обобщение
Всего

Кол-во часов
1
7
4
4
5
2
5
2
2
2
34

Приложение 1
Рабочая программа реализуется с помощью УМК:
 для учащихся:
1. Право. Базовый и углублённый уровни. 10 – 11 класс: учебник / А.Ф. Никитин, Т.И.
Никитина. – М.: Дрофа, 2018.
2. Право. Базовый и углублённый уровни. 10 класс: рабочая тетрадь / А.Ф. Никитин, Т.И.
Никитина. – М.: Дрофа, 2018.
3. Право. Базовый и углублённый уровни. 11 класс: рабочая тетрадь / А.Ф. Никитин, Т.И.
Никитина. – М.: Дрофа, 2018.
4. Котова О.А. Единый государственный экзамен. Обществознание. Комплекс материалов
для подготовки учащихся. Учебное пособие / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Интеллект-Центр,
2016.
5. Котова О.А. ЕГЭ. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов /
О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Национальное образование, 2017.
 Дополнительных пособий для учителя:
1. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: профильный
уровень / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др. под ред. Л.Н. Боголюбова. –
М.: Просвещение, 2014.
Рекомендуемая литература:
Авакьян С. А. Конституционный лексикон: государственно- правовой терминологический
словарь. М., 2015.
Белик В. Н. Конституционные права личности и их защита: учебное пособие для
бакалавриата и магистратуры. М., 2017.
ВладимирскийБуданов
М.
Ф.
Обзор
истории
русского
права
/
http://civil.consultant.ru/reprint/books/352/15.html
Вилкова Т. Ю., Насонов С. А., Хохряков М. А. Судоустройство и правоохранительные
органы: учебник и практикум для вузов. М., 2019.
Гражданский процесс. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата / под
ред. М. Ю. Лебедева. М., 2019.
Ерёменко В. И. Суд по интеллектуальным правам — первый специализированный суд в
российской судебной системе // Государство и право. 2012. № 9.
Давид Р., Жоффре- Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2019.
Источники российского права: вопросы теории и истории: учебное пособие / отв. ред. М. Н.
Марченко. М., 2011.
Керимов А. Д. Современное государство: вопросы теории. М., 2011. Кобликов А. С.
Избранное: юридическая этика. Военные суды России. М., 2011.
Ковлер А. И. Европейская интеграция: федералистский проект (историко- правовой очерк).
М., 2016.
Конституционно- правовые основы антикоррупционных реформ в России и за рубежом:
учебно- методический комплекс (учебное пособие) / отв. ред. д. ю.н., проф. С. А. Авакьян. М.,
2016.
Конституция Российской Федерации: доктрина и практика / под ред. В. Г. Зорькина. М., 2009.
Краснов Ю. К., Надвикова В. В., Шкатулла В. И. Юридиче- ская техника: учебник. М., 2014.
Крашенинников П. В. Зарождение права. М., 2016. Крусс В. И. Злоупотребление правом:
учебное пособие. М., 2010. 63
Мальцев Г. В. Месть и возмездие в древнем праве. М., 2012. Мальцев Г. В. Социальные
основания права. М., 2013.
Маршалок Н. В., Ульянова И. Л. Латинские термины в современном международном праве:
латинско- русский, русско- латинский словарь. М., 2015.

Михайлов А. М. Сравнительное правоведение: догма романогерманского права: учебное
пособие для бакалавриата и магистратуры. М., 2019.
Михайлов А. М. Философия права: классический юснатурализм и историческая школа
юристов: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М., 2019.
Нечкин А. В. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие для бакалавриата
и специалитета. М., 2019.
Организация государственной власти в России и зарубежных странах: учебно- методический
комплекс / С. А. Авакьян, А. М. Арбузкин, И. П. Кененова и др.; рук. авт. кол. и отв. ред. С. А.
Авакьян. М., 2014.
Османов Т. С. Практические вопросы применения судами Российской Федерации
международных соглашений: справочно- методическое пособие. М., 2011.
Певцова Е. А. Правовое регулирование «цифровизации» образовательных отношений //
Народное образование. 2018. № 10 (1471). С. 15–20.
Певцова Е. А. Пределы правового регулирования образовательных отношений в
национальной правовой системе // Вестник Московского государственного областного
университета. Серия: Юриспруденция. 2019. № 2. С. 74–82.
Певцова Е. А., Соколов Н. Я. Правовое просвещение в России: состояние, проблемы и
перспективы развития. М., 2019.
Певцова Е. А., Соколов Н. Я. Профессиональное поведение юристов в электронном
государстве в случаях несовершенства законодательства // Журнал российского права. 2018. № 6
(258). С. 40–49.
Попаденко Е. В., Красильникова Е. В. Суд присяжных: учебное пособие для бакалавриата,
специалитета и магистратуры. М., 2019.
Права человека и правовое социальное государство в России / отв. ред. Е. А. Лукашева. М.,
2011.
Поляков С. Б. Принцип взаимной ответственности государ ства и личности: понятие и пути
реализации. М., 2011. 64
Поляков С. Б. Юридическая ответственность государства. М., 2013.
Саидов А. Х. Сравнительное правоведение. М., 2013. Суровень Д. А. История государства и
права зарубежных стран. Древний мир: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.,
2019.
Хвостов В. М. Система римского права. М., 2019.
Чиркин В. Е. Глава государства. Сравнительно-правовое исследование. М., 2013.
Чиркин В. Е. Сравнительное государствоведение. М., 2013.
Яковлев В. Ф. Правовое государство: вопросы формирования. М., 2012. 11 класс Азарова Е.
Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы. М., 2013.
Алексеев С. С. Тайна и сила права. М., 2013. Алексеев С. С. Право собственности. Проблемы
теории. М., 2012.
Алиев В. М., Гладких В. И., Степанов- Егиянц В. Г. Преступления против личности: учебное
пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. М., 2019. Альбов А. П., Николюкин С. В.
Наследственное право: учебник и практикум для академического бакалавриата. М., 2017.
Анисимов А. П., Рыженков А. Я., Чаркин С.А, Селиванова К. А. Земельное право России: учебник
для академического бакалавриата / под ред. А. П. Анисимова. М., 2019.
Афанасьев И. В. Сервитут в гражданском праве: монография. М., 2019.
Белов В. А. Что изменилось в Гражданском кодексе?: практическое пособие. М., 2019.
Боголюбов С. А., Позднякова Е. А. Правовые основы природопользования и охраны окружающей
среды: учебник и практикум для академического бакалавриата. М., 2019.
Буянова М. О. Теория спортивного права: монография. М., 2019. Гражданское право: в 4 т. /
отв. ред. Е. А. Суханов. М., 2010.
Губаева Т. В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической
деятельности. М., 2013. 65

Гузнов А. Г., Рождественская Т. Э. Публично- правовое регулирование финансового рынка в
Российской Федерации: моно-графия. М., 2018.
Дуюнов В. К., Хлебушкин А. Г. Квалификация преступлений: законодательство, теория,
судебная практика. М., 2013.
Егоров С. Е. Права человека в уголовном процессе: международные стандарты и российское
законодательство. М., 2013.
Завадская Л. Н. Гражданский процесс в схемах с комментариями. М., 2018.
Защита прав потребителей финансовых услуг: монография / отв. ред. Ю. Б. Фогельсон. М.,
2011.
Информационное право: учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры / под ред.
М. А. Федотова. М., 2019.
Иванова Е. В. Предпринимательское право: учебник для академического бакалавриата. М.,
2019.
Иоффе О. С. Основные проблемы гражданского права. М., 2013.
Карташкин В. А. Права человека: международная защита в условиях глобализации:
монография. М., 2013.
Кашкин С. Ю., Четвериков А. О. Европейский союз: осново- полагающие акты в редакции
Лиссабонского договора с ком- ментариями. М., 2007.
Конкурентное право в таблицах и схемах: учебное посо- бие / В. А. Вайпан, М. А. Егорова,
А. В. Игошин и др.; отв. ред. М. А. Егорова. М., 2018.
Копылов А. В. Дарение на случай смерти: гражданско- правовое. М.: Статут, 2019.
Коршунова Т. Ю. Особенности регулирования труда жен- щин и лиц с семейными обязанностями.
М., 2012.
Крашенинников П. В. Авторские и смежные с ними права. Постатейный комментарий глав
70 и 71 Гражданского кодекса РФ. М., 2012.
Крашенинников П. В. Возмездное оказание услуг. Поручение. Действия без поручения.
Комиссия. Агентирование. Постатейный комментарий глав 39,49–52 Гражданского кодекса РФ.
М., 2012.
Кузнецова О. В. Возмещение морального вреда: практическое пособие. М., 2009. Курс
уголовного процесса / под ред. д. ю.н., проф. Л. В. Головко. М., 2017.
66 Кусков А. С., Иванов И. С. Потребительское право. Практикум: учебное пособие для
бакалавриата и магистратуры. М., 2019.
Либанова С. Э. Гражданско- правовая ответственность: взыс- кание убытков: учебное
пособие для бакалавриата и магистра- туры. М., 2019.
Макарова О. А., Попондопуло В. Ф. Корпоративное право: учебник и практикум для вузов.
М., 2019.
Максимов В. А. Римское право: учебное пособие. М., 2019.
Мамут Л. С. Правовое общение: очерк теории. М., 2013.
Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: учебник для вузов. М., 2019. Меркурьев В.
В. Уголовное право: гражданская самозащита: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и
магистра- туры. М., 2019.
Миронова С. Н. Использование возможностей сети Интернет при разрешении гражданскоправовых споров. М., 2010.
Несостоятельность (банкротство): учебный курс: в 2 т. Т. 1. / под ред. д. ю.н., проф. С. А.
Карелиной. М., 2019.
Образовательное право: учебник для академического бака- лавриата / под общ. ред. А. И.
Рожкова. М., 2019.
Певцова Е. А. Возмещение вреда, причинённого ребёнку // Народное образование. 2008. № 2.
Певцова Е. А. Из истории развития законодательства о пра- вах молодёжи в России //
История государства и права. 2007. № 20.

Певцова Е. А. Права детей и молодёжи: актуальные пробле- мы правового регулирования
отношений с участием молодых лиц. Ярославль; М., 2013.
Певцова Е. А. Правовая защита молодёжи при трудоуст- ройстве. М., 2013.
Певцова Е. А. Правовая защита от негативной информа- ции // Народное образование. 2008.
№ 6 (1379).
Певцова Е. А. Правовая культура в трудовой деятельности. М., 2017.
Певцова Е. А. Правовое регулирование образовательного процесса // Народное образование.
2007. № 5.
Певцова Е. А. Правовые и педагогические основы работы тьютора: монография. Ярославль;
М., 2012.
Певцова Е. А. Применение норм образовательного права в России и за рубежом // Право и
образование. 2017. № 9. С. 4–17. 67
Певцова Е. А. Профессиональное самоопределение. М., 2011.
Пиликин Г. Г. Становление финансового права России (теория и практика особой формы
публичного права): монография / под общ. ред. проф. С. В. Запольского. М., 2017. Познышев С. В.
Криминальная психология. Преступные типы. М., 2019.
Право Европейского союза: в 2 ч. Ч. 2: учебник и практикум для бакалавриата и
магистратуры / под ред. А. Х. Абашидзе, А. О. Иншаковой. М., 2019.
Право интеллектуальной собственности. Т. 1. Общие положения: учебник / под общ. ред. д.
ю.н., проф. Л. А. Новосёловой. М., 2017.
Правосудие в современном мире / под ред. Т. Я. Хабриевой, В. М. Лебедева. М., 2013.
Предпринимательское право: практический курс / отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. М., 2011.
Рабец А. М. Ювенальное право Российской Федерации: учебник и практикум для
бакалавриата и магистратуры. М., 2019.
Савельев Д В. Соучастие в преступлении. Преступная груп- па: учебное пособие для
бакалавриата, специалитета и магистратуры. М., 2019.
Свит Ю. П. Жилищное право: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.,
2019. Семейное право: учебник / Б. М. Гонгало, П. В. Крашенинников, Л. Ю. Михеева и др.; под
ред. П. В. Крашенинникова. М., 2016.
Сергеич П. Искусство речи на суде. М., 2019.
Смирнов С. А. Наследственная трансмиссия в гражданском праве: генезис и развитие:
монография. М., 2019.
Собольников В. В. Юридическая психология: учебник для бакалавриата и специалитета. М.,
2019. Спасович В. Д. Судебные речи. М., 2019.
Сундуров Ф. Р., Талан М. В. Наказание в уголовном праве: учебное пособие. М., 2015.
Талынев В. Е. Профессиональная этика и служебный этикет в полиции России: учебное пособие
для вузов. М., 2019.
Ресурсы Интернета по праву
http:// www.pravo.gov.ru— Официальный интернет-портал правовой информации.
http://www.consultant.ru — Правовая система Консультант Плюс.
http://www.constitution.ru — Конституция Российской Федерации.
http:// www.law.edu.ru — Юридическая Россия. Федеральный правовой портал.
http://детям.президент.рф—
Президент
России
гражданам
школьного
возраста.
http://www.council.gov.ru — Совет Федерации Федерального Собрания. http://www.duma.gov.ru —
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. http://www.ksrf.ru —
Конституционный Суд Российской Федерации. http://www.vsrf.ru — Верховный Суд Российской
Федерации. http:// www.genproc.gov.ru — Генеральная прокуратура Российской Федерации.
http://www.sledcom.ru — Следственный комитет Российской Федерации. http://www.pfrf.ru
— Пенсионный фонд Российской Федерации.
http://www.cbr.ru — Центральный банк Российской Федерации.

http://www.notariat.ru — Федеральная нотариальная палата.
http://www.deti.gov.ru — Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам
ребёнка. http://www.ombudsmanrf.org — Уполномоченный по правам человека в Российской
Федерации.
http://www.mnr.gov.ru — Министерство природных ресурсов и экологии Российской
Федерации.
http:// www.rostrud.ru — Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации.
http://www.rosregistr.ru — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и
картографии.
http://www.potrebitel.net — Союз потребителей ЕАЭС.
http://www.rospotrebnadzor.ru — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека.
http:// www.рспп.рф — Российский союз промышленников и предпринимателей.
http://www.un.org/ru — Организация Объединённых Наций.
http://www.//ru.unesco.org— Организация Объединённых Наций по вопросам образования,
науки, культуры (ЮНЕСКО).
http://www.coe.int/ru/ — Информационный офис Совета Европы в Российской Федерации.
http://civil.consultant.ru/ — Классика Российского права.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».