Рабочая программа среднего общего образования по обществознанию 10-11 класс по ФГОС

Пояснительная записка
Программа по учебному предмету «Обществознание» предназначена для обучающихся 10-11
классов МАОУ СОШ № 11 им В.И. Смирнова.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (в ред. изменений);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) (в ред.
изменений)Санитарно-эпидемиологических правил и норматив СанПиН 2.4.2.2821-10 (в ред.
изменений);
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345 (в ред. изменений);
- Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных
организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы
(утверждена решением Коллегии Министерства просвещения и науки РФ от 24.12.2018 года);
- ООП СОО МАОУ СОШ № 11 имени В.И. Смирнова г. Томск;
- Учебник: под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Москва», Просвещение», 2018
Учебный предмет «Обществознание» знакомит обучающихся с основами жизни общества, с
комплексом социальных, общественных и гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах.
Учебный предмет «Обществознание» является интегративным, включает достижения различных
наук (философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведения,
философии), что позволяет представить знания о человеке и обществе не односторонне с позиции
какой-либо одной науки, а комплексно. Данный подход способствует формированию у
обучающихся целостной научной картины мира.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по
«Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты
изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные
отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты
содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.
Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые
компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к
обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях
жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к
основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных
ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых
необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами
истории, географии, литературы и др.
Изучение обществознания на базовом уровне среднего общего образования направлено на
достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и
правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на
уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации;
интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового
самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;

2

- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об
обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для
взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и
гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в
учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе
экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых
для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных
задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности,
межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других
людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и
средствами защите правопорядка в обществе.
Задачами реализации программы учебного предмета «Обществознания» на уровне среднего
общего образования являются:
- формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные
и гражданские позиции в деятельности, правосознания, экологической культуры, способности
ставить цели и строить жизненные планы, способности к осознанию российской гражданской
идентичности в поликультурном социуме;
- формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и
взаимодействии его основных сфер и институтов;
- овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
- овладение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и
другие связи социальных объектов и процессов;
- формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах
развития мирового сообщества в глобальном мире;
- формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
- овладение умениями применять полученные знания в повседневной жизни с учетом
гражданских и нравственных ценностей, прогнозировать последствия принимаемых решений;
- формирование навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в
источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и
оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Обществознание» для 1011 классов базового уровня под редакцией Л.Н. Боголюбова, рассчитана на 136 учебных часов. В
том числе: в X и XI классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

3

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей
страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
краю; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его
правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося
государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей
ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные:
Регулятивные:
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,
умения управлять своей познавательной деятельностью;
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные:
- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей,
свойственных подросткам;
- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно –следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для
сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках
различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Коммуникативные:
- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

4

- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать
в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- умение адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
Предметные:
Выпускник на базовом уровне научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений
– выделять черты социальной сущности человека;
– определять роль духовных ценностей в обществе;
– распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
– различать виды искусства;
– соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
– выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
– выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
– раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
– различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
– выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
– анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и
последствия;
– различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
– выявлять особенности научного познания;
– различать абсолютную и относительную истины;
– иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
– выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в
контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
– выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и
самообразования в жизни человека.
Общество как сложная динамическая система
– Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в
единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
– выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую
многообразие и противоречивость социального развития;
– приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений,
аргументировать свои суждения, выводы;
– формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях
глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
Экономика
– Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
– конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
– объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов
спроса и предложения;
– оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение
основных участников экономики;
– различать формы бизнеса;
– извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития
современной рыночной экономики;
– различать экономические и бухгалтерские издержки;
– приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
– различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и
роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;
– различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для
экономики в целом и для различных социальных групп;
5

– выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их
взаимодействия;
– определять причины безработицы, различать ее виды;
– высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области
занятости;
– объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической
рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
– анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих
экономических интересов;
– приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
– высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики
государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
– различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста:
ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
– различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения
– Выделять критерии социальной стратификации;
– анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре
общества и направлениях ее изменения;
– выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на
примерах социальные роли юношества;
– высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
– выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения
конфликтов;
– конкретизировать примерами виды социальных норм;
– характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции
социального контроля;
– различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия
отклоняющегося поведения для человека и общества;
– определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной
ситуации с точки зрения социальных норм;
– различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
– выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры
способов их разрешения;
– характеризовать основные принципы национальной политики России на современном
этапе;
– характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на
формирование института современной семьи;
– характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном
обществе;
– высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую
ситуацию в стране;
– формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества,
объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
– осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по
актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы,
рационально решать познавательные и проблемные задачи;
– оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций
толерантности.
Политика
– Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
6

– различать политическую власть и другие виды власти;
– устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической
деятельности;
– высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
– раскрывать роль и функции политической системы;
– характеризовать государство как центральный институт политической системы;
– различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов
различных типов в общественном развитии;
– обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах,
признаках, роли в общественном развитии) демократии;
– характеризовать демократическую избирательную систему;
– различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
– устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать
ценностный смысл правового государства;
– определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
– конкретизировать примерами роль политической идеологии;
– раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
– формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в
современном обществе;
– оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
– иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
– различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического
участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.
Правовое регулирование общественных отношений
– Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
– выделять основные элементы системы права;
– выстраивать иерархию нормативных актов;
– выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
– различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях,
связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией
гражданами своих прав и свобод;
– обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина,
выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных
обязанностей;
– аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать
способы защиты экологических прав;
– раскрывать содержание гражданских правоотношений;
– применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях,
прогнозируя последствия принимаемых решений;
– различать организационно-правовые формы предприятий;
– характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
– давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов
семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
– находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в
образовательные организации профессионального и высшего образования;
– характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
– иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
– извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
– объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав
человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
7

Человек. Человек в системе общественных отношений
– использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
– применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной
деятельности и повседневной жизни;
– оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
– характеризовать основные методы научного познания;
– выявлять особенности социального познания;
– различать типы мировоззрений;
– объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании
природы человека и его мировоззрения;
– выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.
Общество как сложная динамическая система
– Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни
общества и общественным развитием в целом;
– выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и
перспективы общественного развития;
– систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине
общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах
(текст, схема, таблица).
Экономика
– Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
– выявлять противоречия рынка;
– раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
– раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
– обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
– различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
– определять практическое назначение основных функций менеджмента;
– определять место маркетинга в деятельности организации;
– применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и
производителя;
– оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
– раскрывать фазы экономического цикла;
– высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов
глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать
оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;
– извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового
экономического развития, экономического развития России
Социальные отношения
– Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
– высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в современных условиях;
– анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных
конфликтов;
– выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных
конфликтов;
– толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим
общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;
– находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в
современном обществе;
– выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе
анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
8

– выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на
имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;
– анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.
Политика
– Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и
гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
– выделять основные этапы избирательной кампании;
– в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
– отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного
самоуправления;
– самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности
политических лидеров;
– характеризовать особенности политического процесса в России;
– анализировать основные тенденции современного политического процесса.
Правовое регулирование общественных отношений
– Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных
сферах общественных отношений;
– перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
– характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
– ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
– выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
– применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать
последствия принимаемых решений;
– оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия
закону;
– характеризовать основные направления деятельности государственных органов по
предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в
противодействии терроризму.

9

2. Содержание учебного предмета
10 класс
РАЗДЕЛ I. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК
Тема 1. Общество.
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и
культура. Науки об обществе.
Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь
экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные
институты.
Тема 2. Человек
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.
Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь
человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие
деятельности. Сознание и деятельность.
Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование.
Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности
личности.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина
и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и
ответственность за его последствия.
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.
Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое
поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его
опасность. Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Тема 3. Духовная культура
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры:
народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.
Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное
образование и самообразование.
Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная
культура.
Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая
культура. Тенденции духовной жизни современной России.
РАЗДЕЛ III. ПРАВО
Право как особая система норм
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты,
отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной
защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Современное российское законодательство. Основы государственного, административного,
гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Предпосылки правомерного поведения.
10

Правосознание. Правовая культура.
Правовое регулирование общественных отношений
Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм
естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс
в Российской Федерации.
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность.
Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы
защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на
интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство,
имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения
брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение
трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила
приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания
платных образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной
юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного
процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в
условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени.
Международное гуманитарное право.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ
Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс.
Современный мир и его противоречия.
11 класс
РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА
Тема 1. Экономическая сфера
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как
основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние
экономики и политики. Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука.
Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы
спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и
переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги,
уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим
предпринимательской деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента.
Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет.
Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и
антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков.
Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы.
Государственная политика в области занятости.

11

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли.
Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика
производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода
экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура
производства и потребления.
РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и
ответственность за его последствия.
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.
Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое
поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его
опасность. Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Тема 2. Социальная сфера
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная
стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный
конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм.
Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и
межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.
Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые
отношения. Культура топоса.
Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных
ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
Тема 3. Политическая сфера
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее
происхождение и виды.
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в
политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества.
Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической
жизни общества.
Демократические
выборы
и
политические
партии.
Избирательные
системы.
Многопартийность. Политическая идеология.
Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие.
Политическая культура.
РАЗДЕЛ III
Заключение. Итоговое повторение (8 ч)
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного
мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе.
Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза
современной цивилизации.

12

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы
10 класс
№
1
2
3
4

Наименование раздела
Человек в обществе
Духовная культура
Правовое регулирование общественных отношений
Итоговое повторение
Итого

Количество часов
18
16
32
2
68

11 класс
№
1
2
3
4

Наименование раздела
Экономическая сфера
Социальная сфера
Политическая жизнь общества
Заключение. Итоговое повторение
Итого

Количество часов
26
16
20
6
68

13

Приложение 1
Основная:
Боголюбов Л.Н., Аверьянова Ю.И. и др. Обществознание 10 кл. – М., Просвещение, 2007.
Дополнительная:
Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные
сведения. - М., 1998.
Антология мудрости / сост. В. Ю. Шойхер. - М.: Вече, 2005.
Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания: учеб. пособие для студ. пед. высш.
учеб. заведений: в 2 ч. - М.: ВЛАДОС, 2001. - Ч. 1, ч. 2.
Воскресенская Н.М., Давлетшина Н.В. Граждановедение. Демократия: государство и
общество. - М., 1997.
Гараджа В.И. Религиоведение. - М., 1995.
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10—11 кл.: пособие для учителя /
под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. — М.: Просвещение, 2003.
Дягилев В.В. Занимательная философия. - М., 1996.
Задания и тесты по обществознанию: 10 кл. / [Ю. И. Аверьянов, Л. Н. Боголюбов, Н. И.
Городецкая и др.]. — М.: Школа-пресс, 1999.
Кашанин А.В. Основы государства и права. Краткий справочник школьника. - М., 1998.
Клименко А.В., Румынин В.В. Обществознание: для школьников старших классов и
поступающих в вузы: учеб. пособие. - М.: Дрофа, 2001.
Кравченко А.И. Введение в социологию. - М., 1997
Малышевский А.Ф. и др. Мир человека. - М., 1997.
Мухаев Р.Т. Политология. - М., 1997.
Мушинский В.О. Азбука гражданина. М., 1996.
Мушинский В.О. Основы правоведения. - М., 1996.
Никитин А.Ф. Право и политика. Учебное пособие. - М., 1997.
Организация преподавания права в общеобразовательном учреждении. Региональный опыт:
сб. материалов. - М.: Новый учебник, 2002.
Основы знаний о государстве и праве / Отв. ред. Б.И. Пугинский, А.А. Рогачев. - М., 1997.
Пономарева Г.М. и др. Введение в культурологию. - М., 1997.
Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства: пробный учеб. для 10 кл.
общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 1995.
Социология (конспект лекций в схемах). - М. - ПРИОР, 2001.
Человек, природа, общество: пособие по обществознанию для учащихся гимназий, лицеев,
классов с углубленным изучением социально-гуманитарных дисциплин основной школы / под
ред. Л. П. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.: Новая школа, 1997.
Шилобод М.И., Кривошеев В.Ф. Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл.: пособие
для учащихся общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 1997. - 224 с.
Школьный словарь по обществознанию: 10—11 кл. / [Ю. И. Аверьянов, Л. Н. Боголюбов, Н.
И. Городецкая и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М.: Просвещение, 2003.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».