Рабочая программа среднего общего образования по МХК 10-11 класс по ФГОС

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11 им. В.И.СМИРНОВА
г. Томска
«Утверждено»
Приказом директора
МАОУ СОШ 11 им. В.И. Смирнова
№ ___ от «__»__________20__г.

Рабочая программа
«Мировая художественная культура»
для 10-11 классов
1 час в неделю (68 часов)

Автор-составитель: Т.И.Савинова

2020
ТОМСК

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред.
изменений);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки
РФ от 17 мая 2012 г. N 413) (в ред. изменений)
- Конвенции о правах ребёнка;
- Санитарно-эпидемиологических правил и норматив СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача
РФ от 29.12.2010 г. № 189) (в ред. изменений);
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от
09.04.2016 г. № 637);
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345 (в ред. изменений).
- ООП СОО МАОУ СОШ №11 им. В. И. Смирнова г. Томска
Изучение МХК направлено на достижение следующих целей и задач:
- формирование у учащихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира.
- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных
особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
- формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их
смены и развития в исторической цивилизации;
- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков
эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
- воспитание художественного вкуса;
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей.
Курс по мировой художественной культуре систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на предыдущих ступенях обучения
в общеобразовательных учреждениях. Он дает целостное представление о мировой художественной культуре и логике ее развития в исторической
перспективе.
Древнейший пласт культуры характеризуется непосредственной связью искусства и мифологии, поэтому для изучения культуры Древнего
мира были выбраны памятники, наиболее полно отразившие влияние на творческий процесс мифологического сознания, рецидивы которого
встречаются подчас в современной жизни.
В особый раздел выделен материал, позволяющий усвоить ключевые идеи развития культур Китая, Японии, мусульманских стран. Для
культуры Китая — это мифологические представления о мире как вечной гармонии двух полярных и взаимодополняющих начал — мужского
небесного ян и женского земного инь, определяющие ее традиционность и устойчивость. Для Японии — уникальный синтез синтоистских
убеждений в том, что красота присутствует в природе повсюду — нужно лишь разглядеть ее, и буддийского учения дзен, воспринимающего
2

природу как живое и одухотворенное «космическое тело Будды». Альфой и омегой культуры ислама является идея райского сада, куда человек
стремится возвратиться, и потому в программе акцент сделан на ее отражении в дворцовых, культовых, общественных комплексах. При выборе
памятников предпочтение было отдано дворцу Альгамбра в Гранаде, колонной мечети в Кордове, купольной Голубой мечети в Стамбуле и
площади Регистан в Самарканде — самым знаковым сооружениям арабо-мусульманской архитектуры. Особое внимание уделено их
декоративному убранству, которое служит наиболее убедительным воплощением метафоры рая.
Особенности западноевропейской культуры Средних веков, Ренессанса, Нового времени, обусловленные спецификой европейского
эгоцентризма, отразились в понятии «стиль», под которым подразумевается некая общность средств и приемов художественной выразительности,
вызванная единством идейного содержания. Стиль дает ощущение неповторимости каждой эпохи, а тщательный подбор памятников архитектуры,
изобразительного искусства, музыки, литературы, театра позволяет погрузиться в атмосферу времени и прочувствовать ее своеобразие. Имея
возможность сравнить, скажем, проявления византийского стиля в Византии и Древней Руси, учащиеся смогут осознать национальную культуру
как неотъемлемую часть мировой культуры и составить целостную картину мира в ярких, чувственных образах.
Содержание программы по мировой художественной культуре базируется на принципе культурных доминант с выделением наиболее ярких
памятников каждой исторической эпохи в различных странах. Это позволяет через знакомство с произведением даже одного мастера уловить
мировоззренческие особенности и художественные идеи времени, поэтому автором программы был проведен тщательный отбор памятников
культуры, наиболее знаковых для каждой эпохи. Для характеристики социокультурных доминант дороманской культуры, в частности, была
выбрана базилика Сен-Мишель де Кюкса — одна из немногих базилик, сохранивших дороманское архитектурное ядро (нефы, трансепт, северный
портал). Монохромия как определяющая черта этого периода рассмотрена на примере фрескового цикла каролингской церкви Санкт-Иоханн в
Мюстере. Для более полной картины раннего Возрождения в Италии в программу включено творчество Донателло, возродившего античные
традиции в рельефе и круглой скульптуре. Это способствует целостности восприятия процессов развития пластики от греческой классики,
скульптуры эллинизма, римского скульптурного портрета до новаторства в творчестве Микеланджело в эпоху Высокого Возрождения.
Территориальный принцип при распределении материала позволяет представить присущую каждому народу систему ценностей, а логика
исторического линейного развития — от первобытного мира до культуры XX века — дает основу для сравнительного анализа, «межвременного
диалога» различных культур при сохранении принципа единства культурных ареалов. Учитывая, что время для изучения мировой
художественной культуры на базовом уровне ограничено, для получения предельно полной картины культурного развития выбраны все наиболее
значимые культурные ареалы. В Азии — это Индия, Китай, Япония. В Африке — Египет. В Америке — Мексика. В Европе — Италия, Франция,
Германия, Испания, Англия, Россия.
Значительное место в программе отведено современной художественной культуре, знание и понимание которой способствует
самоидентификации молодых людей в современном мире, их успешной адаптации, выбору индивидуального художественного развития и
организации личного досуга. При этом изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру, а восприятие
собственной национальной культуры сквозь призму мировой дает возможность оценить ее потенциал, уникальность и значимость. Проблемное
поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщенного опыта всего человечества представляет учащимся материал для
выработки собственного вектора развития, для более четкого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Курс по мировой художественной культуре на ступени среднего общего образования нацелен на ознакомление с выдающимися
достижениями искусства в различные исторические эпохи в различных странах. Он не содержит полного перечисления всех явлений мировой
художественной культуры, но дает возможность через отдельные наиболее выдающиеся памятники архитектуры, изобразительного искусства,
литературы, музыки, театра, либо творчество одного мастера показать социокультурные доминанты эпохи, ее основные художественные идеи.
3

Распределение материала осуществляется по территориальному принципу, что позволяет показать, какой системой ценностей оперирует
каждый народ, являясь носителем определенной религиозной и культурной традиции, при помощи какой системы координат он улавливает мир,
а, следовательно, какой миропорядок выстраивается у него в голове. Вместе с тем в программе курса выдерживается логика исторического
линейного развития от культуры первобытного мира до культуры XX века с акцентом на “межвременной диалог” различных культур и
сохранение целостности культурных ареалов.
Развивающий потенциал курса по мировой художественной культуре на ступени среднего (полного) общего образования состоит в более
глубоком постижении нюансов современного мировосприятия представителей иных культур, адекватной оценки их взглядов и вкусовых
пристрастий, мотивации их поступков и модели поведения, результатом чего становится более эффективное взаимодействие с людьми и
успешное функционирование в обществе. При этом ключевая роль отводится развитию способности учащихся понимать логику исторического
развития мировоззренческих процессов и порожденных ими различных художественных систем и стилей.
Курс по мировой художественной культуре позволяет осознать уникальность и неповторимость разных культур, социокультурный опыт
человечества, роль России в культурном процессе; учит школьников воспринимать окружающий мир как “мир миров”, в котором любой культуре
и любому позитивному суждению есть место; способствует развитию духовной личности, расширению кругозора, формированию позитивных
жизненных ориентиров и собственной мировоззренческой позиции.
Учебный план МАОУ СОШ№11 им. В. И. Смирнова г. Томска предусматривает изучение мировой художественной культуры на этапе
среднего общего образования в объёме 68 ч: в 10 классе — 34 ч, в 11 классе-34 ч за счет части, формируемой участниками образовательных
отношений

4

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты подразумевают:
- обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;
- обобщенное представление об эстетических идеалах, художественных ценностях произведений разных видов искусства;
- инициативность и самостоятельность в решении разно уровневых учебно-творческих задач;
- наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к
искусству;
- умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума;
- соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства во всем разнообразии его видов, основных форм и жанров;
- сформированные навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности; контроль
собственных учебных действий и самостоятельность в постановке творческих задач;
- активность по отношению к личностным достижениям в области разных видов искусства;
- участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.
Метапредметные результаты отражают:
- понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии современного социума;
- общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.); развитие устойчивой потребности в
общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;
- самостоятельность при организации содержательного и увлекательного культурного досуга;
- соответствующий возрасту уровень духовной культуры и уравновешенность эмоционально-волевой сферы;
- оригинальный, творческий подход к решению различных учебных и реальных, жизненных проблем;
- расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;
- усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;
- эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения и др.).
Предметные результаты
Выпускник на базовом уровне будет:
- знать основные виды и жанры искусства;
- знать изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- знать шедевры мировой художественной культуры;
- понимать особенности языка различных видов искусства;
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
Выпускник на базовом уровне научится:
- наблюдать (воспринимать) объекты и явления искусства;
5

- представлять место и роль искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
- представлять систему общечеловеческих ценностей;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
- понимать условности языка искусства;
- различать изученные виды и жанры искусств, определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;
- классифицировать изученные объекты и явления культуры;
- структурировать изученные материалы, информацию, полученную из различных источников;
- осознавать ценность и место отечественного искусства;
- проявлять устойчивый интерес к художественным традициям своего народа;
- формировать коммуникативную, информационную компетентности;
- описывать явления искусства с использованием специальной терминологии; овладевать культурой устной и письменной речи;
- развивать индивидуальный о художественный вкус;
- расширять эстетический кругозор;
- реализовывать творческий потенциал;
- использовать выразительные средства искусства в собственном творчестве.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного
развития;
- организовывать личный и коллективный досуг;
- выражать собственное суждение о произведениях классики и современного искусства;
- рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума толерантному
отношению к миру;
- воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую мировой культуры.

6

2. Содержание учебного предмета
10 класс, 34 часа.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА
Отражение представлений о мире и жизни в мифах. Миф как факт мироощущения. Космогонические мифы. Древние образы в основе
вертикальной и горизонтальной модели мира: мировое древо, мировая гора, дорога. Магический ритуал как способ иллюзорного овладения
миром. Обряд плодородия — воспроизведение первичного мифа. Ритуал, посвященный Осирису. «Великий выход» — обряд воскрешения
Осириса. Славянские земледельческие обряды. Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала. Фольклор как отражение первичного
мифа. Сказка о царевне Несмеяне. Зарождение искусства. Художественный образ — основное средство отражения и познания мира в
первобытном искусстве. Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещерах Альтамира и Ласко. Геометрический орнамент неолита как
символ перехода от хаоса к форме. Образность архитектурных первоэлементов. Стонхендж.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО
Месопотамия. Месопотамский зиккурат — жилище бога. Зиккураты Этте-менигурув Уре и Этеменанки в Вавилоне. Глазурованный кирпич
и ритмический узор — основные декоративные средства. Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне. Реализм образов живой природы
— специфика месопотамского изобразительного искусства.
Древний Египет. Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный храм — символ вечного
самовозрождения бога Ра. Храм Амона-Ра в Карнаке. Роль магии в заупокойном культе. Декор саркофагов и гробниц как гаранта Вечной жизни.
Канон изображения фигуры на плоскости. Саркофаг царицы Кауи. Гробница Рамсеса IX в Долине царей.
Древняя Индия. Индуизм как сплав верований, традиций и норм поведения. Индуистский храм — мистический аналог тела-жертвы и
священной горы. Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. Культовые сооружения буддизма как символ космоса и божественного присутствия.
Большая ступа в Санчи. Особенности буддийской пластики: рельеф ворот Большой ступы в Санчи. Фресковая роспись пещерных храмов
Аджанты.
Древняя Америка. Жертвенный ритуал во имя жизни — основа культовой архитектуры и рельефа. Пирамида Солнца в Теотиуакане —
прообраз храмовой архитектуры индейцев Месамерики. Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке.
Крито-микенская культура. Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа о Европе и Зевсе, Тесее и Минотавре. Кносский
Лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах.
Древняя Греция. Мифология — основа мировосприятия древних греков. Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней
Греции. Парфенон — образец высокой классики. Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики. Храм Афины в Селинунте. Храм
Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона как отражение мифологической, идеологической, эстетической программы афинского
Акрополя. Скульптура Древней Греции: эволюция от архаики до поздней классики. Куросы и коры. Статуя Дорифора — образец геометрического
стиля Поликлета. Скульптура Фидия — вершина греческой пластики. Новая красота поздней классики. Скопас. Менада. Синтез восточных и
античных традиций в эллинизме. Спящий гермафродит. Агесандр. Венера Мелосская. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм
скульптурного декора. Пергамский алтарь.
Древний Рим. Архитектура как зеркало величия государства. Специфика римского градостроительства. Римский форум, Колизей, Пантеон.
Планировка римского дома. Фрески и мозаика — основные средства декора. Дом Веттиев, дом Трагического поэта в Помпеях. Скульптурный
портрет. Юлий Брут, ОктавианАвгуст, Константин Великий.
7

Раннехристианское искусство Типы храмов: ротонда и базилика. Порядок размещения мозаичного декора. Христианская символика.
Мавзолеи Констанции в Риме, Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ
Византия и Древняя Русь. Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Собор Св. Софии в Константинополе.
Архитектурная символика крестово-купольного храма. Порядок размещения декора. Космическая, топографическая, временная символика
крестово-купольного храма и его стилистическое многообразие. Византийский стиль: собор Св. Софии в Киеве. Владимиро-суздальская
строительная школа: церковь Покрова на Нерли. Новгородская строительная школа: церковь Спаса Преображения на Ильине. Византийский стиль
в мозаичном декоре. Собор Св. Софии в Константинополе. Церковь Сан-Витале в Равенне. Собор Св. Софии в Киеве. Византийский стиль в
иконописи. Иконостас. Икона Богоматери Владимирской. Образы Спаса и святых в творчестве Феофана Грека. Деисус Благовещенского собора
Московского Кремля. Московская школа иконописи. Русский иконостас. Андрей Рублев. Спас Звенигородского чина. Икона Рублева «Троица» —
символ национального единения русских земель. Эволюция московской архитектурной школы. Раннемосковская школа. Спасский собор СпасоАндроникова монастыря. Ренессансные тенденции в ансамбле Московского Кремля. Успенский собор. Архангельский собор. Грановитая палата.
Шатровый храм как образный синтез храма-кивория и ренессансных архитектурных элементов. Церковь Вознесения в Коломенском. Дионисий.
Фресковые росписи на тему Акафиста в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтово. Знаменный распев.
Западная Европа. Дороманская культура: «каролингское Возрождение». Архитектурная символика и мозаичный декор капеллы Карла
Великого в Ахене. Эволюция базиликального типа храма. Церковь Сен-Мишель де Кюксав Лангедоке. Фресковый декор дороманской базилики.
Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Кредо романской культуры. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре, барельефах,
фресковом декоре, витражах монастырских базилик. Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Церковь СанктАпостельн в Кёльне. Готический храм — образ мира. Церковь Сен-Дени под Парижем. Внутренний декор готического храма: витражи,
скульптура, шпалеры. Собор Нотр-Дам в Париже. Григорианский хорал. Основные этапы развития готического стиля. Региональные особенности
готики. Франция: собор Нотр-Дам в Шартре, аббатство Сен-Дени под Парижем, собор Нотр-Дам в Руане. Германия: собор Санкт-Петер в Кёльне,
церковь Фрауенкирхе в Нюрнберге. Англия: собор Вестминстерского аббатства в Лондоне. Испания: собор в Толедо. Италия: церковь СантаМария Новелла во Флоренции.
Новое искусство — Арснова. Протореннесанс в Италии. «Божественная комедия» Данте Алигьери как отражение эстетики Арснова в
литературе. Античный принцип «подражать природе» в живописи. Джотто. Фресковый цикл в капелле Скровеньи в Падуе. Аллегорические циклы
Арснова на тему Триумфа покаяния и Триумфа Смерти. Фресковый цикл Андреа да Бонайути в Испанской капелле собора Санта-Мария Новелла
во Флоренции. Фресковый цикл Мастера Триумфа Смерти на пизанском кладбище Кампосанто. Музыкальное течение Арснова. Специфика Арс
нова на Севере. Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Св. Бавона в Генте.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДАЛЬНЕГО И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА
Китай Вечная гармония инь и ян — основа китайской культуры. Ансамбль храма Неба в Пекине — пример сплава мифологических и
религиозно-нравственных представлений Древнего Китая.
Япония Культ природы — кредо японской архитектуры. Японские сады как сплав мифологии синтоизма и философско-религиозных
воззрений буддизма. Райский сад монастыря Бёдоин в Удзи. Философский сад камней Рёандзив Киото. Чайный сад «Сосны и лютни» виллы
Кацура близ Киото.
Ближний Восток Образ рая в архитектуре мечетей и общественных сооружений. Колонная мечеть в Кордове. Купольная Голубая мечеть в
Стамбуле. Площадь Регистан в Самарканде. Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов. Альгамбра в Гранаде.
8

11 класс, 34 часа
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Возрождение в Италии Гуманистическое видение мира как основа культуры Возрождения. Флоренция — воплощение ренессансной идеи
«идеального» города в трактатах, архитектуре, живописи. Леон Баттиста Альберти. «Десять книг о зодчестве». Филиппо Брунеллески. Купол
собора Санта-Мария дель Фьоре. Приют невинных. Площадь Аннунциаты. Церковь Сан-Спирито. Образ площади и улицы в живописи. Мазаччо.
«Воскрешение Товифы и исцеление расслабленного», «Раздача милостыни», «Исцеление тенью». Ренессансный реализм в скульптуре. Донателло.
«Сплющенный» рельеф «Пир Ирода». Статуя Давида. Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Новая красота Леонардо да
Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком», «Джоконда» (портрет Моны Лизы). Синтез живописи и архитектуры. Рафаэль Санти. Росписи
станцы делла Сеньятура в Ватикане: «Парнас». Скульптура. Микеланджело Буонарроти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции.
Особенности венецианской школы живописи. Эстетика позднего Возрождения. Тициан. «Любовь земная и небесная», «Пьета». Музыка эпохи
Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «строгого письма» к мадригалу. Джованни да
Палестрина. «Месса папы Марчелло». Карло Джезуальдо. Мадригал «Томлюсь без конца».
Северное Возрождение Специфика Северного Возрождения. Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. Питер
Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Масленицы и Поста». Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу». Мистический характер
Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Картина «Четыре апостола».
Светский характер французского Ренессанса. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве. Замок Франциска I в Фонтенбло.
Россо Фьорентино. Галерея Франциска I. Жан Гужон. Фонтан нимф в Париже. Ренессанс в Англии. Драматургия Уильяма Шекспира: трагедия
«Ромео и Джульетта», комедия «Укрощение строптивой».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА
Барокко Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь
Св. Петра. Площадь Навона. Мост Св. Ангела. Новое оформление интерьера. Шатер-киворий в соборе Св. Петра в Риме. Специфика русского
барокко. Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге. Екатерининский дворец в Царском Селе.
Плафонная живопись барокко. Джованни Баттиста Гаули (Бачичча). «Поклонение имени Иисуса» в церкви Иль Джезу в Риме. Взаимодействие
тенденций барокко и реализма в живописи. Питер Пауэл Рубенс. Алтарные триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста» в соборе НотрДам в Антверпене. «Воспитание Марии Медичи». Рембрандт Харменс ван Рейн. «Отречение апостола Петра». Музыка барокко. Клаудио
Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли. Concerto grosso «На рождественскую ночь». Иоганн Себастьян Бах. Пассион «Страсти по
Матфею».
Классицизм «Большой королевский стиль» Людовика XIV в архитектуре. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Франции.
Никола Пуссен. «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА Рококо
«Галантные празднества» Антуана Ватто. «Остров Цитеры». Интерьер рококо. Живописные пасторали Франсуа Буше. Музыкальные
«багатели» Франсуа Куперена.
Неоклассицизм, ампир Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн. Сонатно-симфонический цикл. Симфония № 85 «Королева». Вольфганг
Амадей Моцарт. Опера «Дон Жуан». Реквием: «День гнева», «Лакримоза». Людвиг ван Бетховен. Пятая симфония, «Лунная соната». Образ
«идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга. Жак Анж Габриэль. Площадь Людовика XV в Париже. Джакомо
9

Кваренги. Академия наук в Петербурге. Андрей Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге. Скульптурный декор. Иван Иванович
Теребнев. «Выход России к морю».
Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира. Карл Росси. Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге.
Ампирный интерьер. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге.
Неоклассицизм в живописи. Жак Луи Давид. «Клятва Горациев». Классицистические каноны в русской академической живописи. Карл
Павлович Брюллов. «Последний день Помпеи». Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа народу».
Зарождение классической музыкальной школы в России. Михаил Иванович Глинка. Художественные обобщения в оперном искусстве.
Опера «Жизнь за царя». Необычные выразительные средства: марш Черномора, Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила». Зарождение
русского симфонизма: увертюра «Ночь в Мадриде». Новые черты в камерной вокальной музыке: лирический романс «Я помню чудное
мгновенье».
Романтизм Романтический идеал и его воплощение в музыке. Франц Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь». Рихард Вагнер. Опера
«Тангейзер». Гектор Берлиоз. «Фантастическая симфония». Иоганнес Брамс. «Венгерский танец № 1». Живопись романтизма. Религиозные
сюжеты и литературная тематика в живописи прерафаэлитов. Джон Эверетт Миллес. «Христос в доме своих родителей». Данте Габриэль
Россетти. «Beata Beatrix». Экзотика и мистика. Эжен Делакруа. «Смерть Сарданапала». Франциско Гойя. «Колосс». Образ романтического героя в
живописи. Орест Адамович Кипренский. «Портрет Евгр. В. Давыдова».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА
Реализм Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане». Оноре Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Русская школа
реализма. Передвижники. Илья Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова». Направления в
развитии русской музыки. Социальная тема в музыке. Модест Петрович Мусоргский. «Сиротка». Обращение к русскому обряду как проявление
народности в музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Историческая тема в музыке.
Александр Порфирьевич Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». Лирико-психологическое начало в музыке. Петр Ильич
Чайковский. Балет «Щелкунчик». Тема «человек и рок» в музыке. Опера «Пиковая дама».
Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст
Ренуар. «Завтрак гребцов». Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси.
«Сады под дождем», «Облака». Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Саломея» («Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн.
«Купальщицы». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пейзаж с павлином».
Модерн Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Густав Климт. «Бетховенский фриз». Модерн в архитектуре. Виктор
Орта. Особняк Тасселя в Брюсселе. Федор Осипович Шехтель. Здание Ярославского вокзала в Москве. Антонио Гауди. Собор Св. Семейства в
Барселоне. Мифотворчество — характерная черта русского модерна в живописи. Валентин Александрович Серов. «Одиссей и Навзикая»,
«Похищение Европы». Михаил Александрович Врубель. «Демон». Специфика русского модерна в музыке. Александр Николаевич Скрябин.
«Поэма экстаза».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА
Модернизм Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Анри Матисс. «Танец». Вибрация живописной
поверхности в экспрессионизме. Арнольд Шёнберг. «Красный взгляд». Деформация форм в кубизме. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы».
Отказ от изобразительности в абстракционизме. Василий Васильевич Кандинский. «Композиция № 8». Иррационализм подсознательного в
сюрреализме. Сальвадор Дали. «Тристан и Изольда». Модернизм в архитектуре. Конструктивизм Шарля Эдуара Ле Корбюзье. Вилла Савой в
10

Пуасси. «Советский конструктивизм» Владимира Евграфовича Татлина. Башня III Интернационала. Органическая архитектура Фрэнка Ллойда
Райта. «Дом над водопадом» в Бер-Ране. Функционализм Оскара Нимейера. Ансамбль города Бразилия. Модернизм в музыке. Стилистическая
разнородность музыки XX века. Додекафония «нововенской школы». Антон фон Веберн. «Свет глаз». «Новая простота» Сергея Сергеевича
Прокофьева. Балет «Ромео и Джульетта». Философская музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Седьмая симфония (Ленинградская).
Полистилистика Альфреда Гарриевича Шнитке. Реквием.
Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко.
Московский Художественный театр. Спектакль по пьесе Антона Павловича Чехова «Три сестры». Эпический театр Бертольта Брехта. «Добрый
человек из Сычуани». Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Броненосец "Потемкин"». Федерико Феллини. «Репетиция оркестра».
Постмодернизм Постмодернистское мировосприятие — возвращение к мифологическим истокам. Новые виды искусства и формы синтеза.
Энди Уорхол. «Прижмите крышку перед открыванием». Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Георгий Пузенков. «Башня времени Мона 500».
Сальвадор Дали. Зал Мей Уэст в Театре-музее Дали в Фигерасе. Юрий Лейдерман. Перформанс «Хасидский Дюшан»

11

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
10 класс, 34 часа, 1 час в неделю
Количество
часов

№ п/п

Наименование темы

1

Раздел 1. Художественная культура первобытного мира

3

2

Раздел 2. Художественная культура Древнего мира

14

3

Раздел 3. Художественная культура Средних веков

14

4

Раздел 4. Художественная культура Дальнего и Ближнего востока в Средние века

4

Итого:

34

11 класс, 34 часа (1 час в неделю)
Количество
часов

№ п/п

Наименование темы

1

Раздел 1. Художественная культура первобытного мира

3

2

Раздел 2. Художественная культура Древнего мира

14

3

Раздел 3. Художественная культура Средних веков

14

4

Раздел 4. Художественная культура Дальнего и Ближнего востока в Средние века

4

Итого:

34

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».