Рабочая программа среднего общего образования по литературе 10-11 класс по ФГОС (углубленный уровень)

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (в ред. изменений);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) (в ред. изменений)
- Конвенции о правах ребёнка;
- Санитарно-эпидемиологических правил и норматив СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление
главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189) (в ред. изменений);
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637);
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345 (в ред. изменений).
- ООП СОО МАОУ СОШ №11 им. В. И. Смирнова г. Томска
Данная рабочая программа для 10 класса составлена на основе авторской программы по
литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (авторы программы: С.А. Зинин, В.А.
Чалмаев.– М.: ООО «Русское слово» - учебник», 2018.-48с .ФГОС,. инновационная школа) и
соответствует требованиям ФГОС среднего общего образования, предъявляемым к структуре,
содержанию и результатам освоения учебного предмета «Литература» (углубленный уровень).
Образовательная программа по литературе воплощает идею внедрения в практику
российской школы деятельностного подхода к организации обучения. Планируемые предметные
результаты, определенные программой по литературе, предполагают формирование читательской
компетентности и знакомство с ресурсами для дальнейшего пополнения и углубления знаний о
литературе.
Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования по
предмету «Литература» является освоение содержания предмета «Литература» и достижение
обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС
СОО.
Главными задачами реализации программы являются:
воспитание
духовно
развитой
личности,
готовой
к
самопознанию
и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской
позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной
культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры
читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической
и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления,
эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного
вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы,
основных историко-литературных сведений и теоретиколитературных понятий; формирование
общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как
художественного целого в его историколитературной обусловленности с использованием
теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации
и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Содержание курса на историко-литературной основе предполагает знакомство с
вершинными произведениями родной литературы, которое дает представление о судьбах
литературы и родной культуры.

Так как русская литература выступает в качестве родной литературы, в программу включен
региональный компонент образования. Это как отдельные уроки, так и использование
художественных текстов фольклора Сибири, писателей и поэтов Томска на различных уроках.
Содержание регионального компонента направлено на развитие культуры устной и письменной
речи, приобщает к культурным традициям региона.
Учебный план МАОУ СОШ№11г. Томска предусматривает обязательное изучение
литературы на этапе среднего общего образования в объёме 340 ч (углубленный уровень) в 10
классе — 170 ч

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты направлены на формирование:
1) российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
Метапредметные результаты
Регулятивные
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели.
Познавательные
Выпускник научится:
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения.
Коммуникативные
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств.
Предметные результаты
Выпускник на углубленном уровне научится:
– демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы в
соответствии с материалом, обеспечивающим углубленное изучение предмета;
– в устной и письменной форме анализировать:
• конкретные произведения с использованием различных научных методов, методик и
практик чтения;
• конкретные произведения во взаимосвязи с другими видами искусства (театром, кино и др.)
и отраслями знания (историей, философией, педагогикой, психологией и др.);

• несколько различных интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного
чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как каждая версия интерпретирует
исходный текст;
– ориентироваться в историко-литературном процессе XIX–ХХ веков и современном
литературном процессе, опираясь на:
• понятие об основных литературных направлениях, течениях, ведущих литературных
группах (уметь определять наиболее яркие или характерные черты направления или течения в
конкретном тексте, в том числе прежде неизвестном), знание о составе ведущих литературных
групп, о литературной борьбе и взаимодействии между ними (например, о полемике символистов
и футуристов, сторонников «гражданской» и «чистой» поэзии и др.);
• знание имен и творческих биографий наиболее известных писателей, критиков,
литературных героев, а также названий самых значительных произведений;
• представление о значимости и актуальности произведений в контексте эпохи их появления;
• знания об истории создания изучаемых произведений и об особенностях восприятия
произведений читателями в исторической динамике;
– обобщать и анализировать свой читательский опыт (в том числе и опыт самостоятельного
чтения):
• давать развернутые ответы на вопросы с использованием научного аппарата
литературоведения
и литературной критики, демонстрируя
целостное
восприятие
художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и взаимосвязи и
понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• выполнять проектные и исследовательские литературоведческие работы, самостоятельно
определяя их тематику, методы и планируемые результаты;
• давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и
др.).
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
– использовать в своей исследовательской и проектной деятельности ресурсы современного
литературного процесса и научной жизни филологического сообщества, в том числе в сети
Интернет;
– опираться в своей деятельности на ведущие направления литературоведения, в том числе
современного, на работы крупнейших литературоведов и критиков XIX–XXI вв.;
– пополнять и обогащать свои представления об основных закономерностях литературного
процесса, в том числе современного, в его динамике;
– принимать участие в научных и творческих мероприятиях (конференциях, конкурсах,
летних школах и пр.) для молодых ученых в различных ролях (докладчик, содокладчик, дискутант
и др.), представляя результаты своих исследований в виде научных докладов и статей в
специализированных изданиях.

2. Содержание учебного предмета.
10 класс.
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ
ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА
«Прекрасное начало…» (К истории русской литературы 19 века)
Золотой век русской литературы (Повторение).
Хронологические границы периода и духовно-нравственное содержание культурного
феномена «золотой век русской литератур». Связь между философскими идеями, историческим
процессом, социально-экономическими, научными достижениями и развитием литературы. Роль
Г. Р. Державина и В. А.Жуковского в развитии русской литературы. Влияние принципов прозы
Вальтера Скотта на русскую литературу. Байронизм и русская поэзия.
Традиции и новаторство А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума».
Своеобразие поэтического мира А. С. Пушкина. Философская лирика поэта. Стихотворения
«Погасло древнее светило…», «Свободы сеятель пустынной…», «Разговор книгопродавца с
поэтом», «Элегия» и другие. Параллелизм как основа композиции романа в стихах «Евгений
Онегин». Эпическое и лирическое начала в романе. Образ автора. Поэма «Медный всадник»,
трагедия «Борис Годунов» в сокращении. Анализ стихотворения А. С. Пушкина.
Темы, сюжеты, герои сборников Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и
«Миргород». Функция художественной детали в произведениях Н. В. Гоголя. Мертвые души в
изображении Н. В. Гоголя, художников-иллюстраторов и актеров. Народ в поэме Гоголя
«Мертвые души». Сборник «Петербургские повести» («Невский проспект» или «Портрет»
Лирический герой и символика поэзии М. Ю. Лермонтова. Историческая тема в творчестве
поэта. Психологизм в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Стихотворения
«Молитва», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Сон» и другие.
Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX века.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1840—1860-Х ГОДОВ
НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА
Литературный процесс и социально-исторический контекст. Понятие литературного
процесса. Русская литература второй половины XIX века — равноправная участница мирового
литературного процесса. Связь литературы с общественными движениями: споры западников и
славянофилов. Принципиальная важность тех и других для формирования русской культуры. Роль
В. Г. Белинского и Н. А. Некрасова в организации литературного процесса, толстые журналы
(«Отечественные записки», «Современник») и их влияние на литературу (В. Г. Белинский.
«Письмо к Н. В. Гоголю»). Актуальность социального подхода к изображению человеческой
личности; альманах «Физиология Петербурга» и главные принципы натуральной школы (повесть
Д. В. Григоровича «Антон-Горемыка» — в отрывках). Натурализм и романтизм.
Писатели-шестидесятники (общий обзор), их попытка соединить эстетические задачи с
пропагандой революционно-демократических идей. Понятие о тенденциозном искусстве. «Новые
люди» в русской прозе 1850—1860-х годов. Роль жанра романа в развитии русской прозы.
Литературоведческие понятия: рассказ (новелла), повесть, роман, рассказчик,
повествователь, чистое искусство, натурализм.
А. Н. ОСТРОВСКИЙ
Личность драматурга. Творчество А. Н. Островского — опыт создания национальной
драматургической традиции. Романизация пьесы. Типы, типажи, типологические черты героев.
Речевые характеристики как речевой аналог действия. Драматические жанры Островского:
народная комедия, народная драма, сатирическая драма, сатирическая комедия. Комическое и
трагическое в пьесах Островского.
Народная драма «Гроза». Социальный контекст пьесы. «Жестокие нравы» города Калинова.
Образ Катерины в системе персонажей пьесы. Психологизм пьесы, символика и конфликт,
отражение русской действительности в пьесе. Позиция автора-драматурга.

Драма «Бесприданница». Купечество в изображении А. И. Островского. Образ Ларисы
Огудаловой в оценке читателя и зрителя. Автор и героиня. Поэтика пьесы. Богатство речевой
характеристики героев. Экранизация пьесы Островского.
Фольклорные мотивы в сценической сказке «Снегурочка». Символическая роль
реалистических деталей.
Литературоведческие понятия: дагерротипный реализм, диалог, драма, катарсис, комизм,
монолог, ономастика, ремарка, реминисценция, речевая характеристика, театральные амплуа. Н.А.
Добролюбов «Луч света в темном царстве», А.А. Григорьев, И.С. Тургенев. Фрагменты.
Комедия «Лес». Обзор.
Сочинение по драме А.Н. Островского «Гроза»
Произведения: «История одного города». Сочинение - эссе. Анализ эпизода эпического
произведения.
И. А. ГОНЧАРОВ
Личность писателя, особенности творческого пути. Романная трилогия Гончарова
(«Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв») как художественное целое. Злободневность тем
и синтетичность романного жанра. Поэзия русской провинции. Связь поэтики Гончарова с
принципами натуральной школы и преодоление ее ограниченности.
Герои Гончарова и жизненный идеал писателя. Место путевых очерков в творчестве
Гончарова. «Фрегат «Паллада» (дополнительное чтение).
«Обломов». Печальный роман о замечательном ленивце — главное литературное свершение
Гончарова. Идиллический мир Обломовки— духовная родина главного героя.
Мир абсолютного детства, абсолютной поэзии. Провинция и столица. Обломовка и
Петербург— два разных мира. Квартира Обломова— островок Обломовки в чужом мире. Главный
герой, его мироощущение и судьба. Культурный смысл обломовской лени. Обломов и Штольц.
Дружба-противостояние. Амбивалентность точки зрения повествователя и проблема авторского
идеала. Мотив испытания в романе. Любовь и семья в жизни Обломова. Проблема
«обломовщины» Представление о литературной ономастике: имя и фамилия героя. Особенности
композиции произведения: «Обломов».
Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина» (фрагменты), А.В. Дружинин «Обломов»
Литературоведческие понятия: вставной эпизод, герои-антиподы, интерпретация, концепция
автора, концепция критика, поэтика, сюжетный мотив, типизация, эпическое время.
Сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов»
И. С. ТУРГЕНЕВ
Личность писателя. «Записки охотника». Правда документа и правда вымысла. Народные
характеры в прозе Тургенева. Психологизм как основа творческого метода.
Роль
пейзажа
в
прозаическом
произведении.
Общечеловеческий
идеал
и
антикрепостнические мотивы. Проблема художественного времени в прозе Тургенева. Лиризм
повествования. «Дворянское гнездо», «Рудин», «Ася», «Дым». Тургеневская картина мира:
естественность любви и противоестественность насилия, в том числе идеологического. Женские
образы в тургеневской прозе.
«Отцы и дети». «Дворянское гнездо». Стихотворения в прозе (по выбору учителя и
учащихся). Роман «Отцы и дети». Основной конфликт романа и средства его выражения.
Злободневность романа. Неординарность личности Базарова. Базаров и Павел Петрович. Базаров
человек идеологический. Базаров и Одинцова. Роль любовной интриги в романе. Хронотоп
романа. Художественный смысл описаний природы. Авторская позиция и идея произведения.
Произведения: «Отцы и дети». «Записки охотника» (повторение). «Стихотворения в прозе»
(повторение). «Рудин» (в обзоре). «Ася» (повторение).
Литературоведческие понятия: психологизм, творческий метод, лиризм.
Д.И. Писарев «Базаров» (фрагменты)
Сочинение по романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Н. А. НЕКРАСОВ

Личность поэта. Лирический герой Некрасова, социальные и политические темы в лирике,
влияние натуральной школы. Лиризм и гражданственность. Некрасов — новатор в области
поэтической формы. Преодоление гладкописи, шероховатый стиль, «неуклюжий стих» как
литературный прием и признак мастерства. Литературная пародия, поэтический фельетон и
освобождение от силы устоявшейся традиции. Тема поэта и поэзии в творчестве Некрасова.
Некрасов и Пушкин. Поэт и народ. Поэт и гражданин.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Особенности композиции. Путешествие—
композиционный стержень поэмы. Эпическое и лирическое в поэме. Фольклорные мотивы. Образ
народа. Представление о счастье. Социально-философская картина мира. Реальность и фантастика
в поэме.
Некрасов — редактор. Правда, как литературный и жизненный идеал. Журналы
«Современник» и «Отечественные записки» и демократическая линия в русской литературе
середины XIX века.
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день в часу шестом…», «Мы с тобой бестолковые
люди», «Современная ода», «Колыбельная песня» («Подражание Лермонтову»), «Поэт и
гражданин», «Рыцарь на час», «Я за то глубоко презираю себя...», «Памяти Добролюбова»,
«Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...» и другие.
Поэмы «Кому на Руси жить хорошо», «Мороз, Красный нос» (повторение).
Литературоведческие понятия: авторский замысел, мифологема, музыкальность стиха,
литературная пародия, сквозной мотив, фельетон, фольклорный колорит.
Ф. И. ТЮТЧЕВ
Лирический герой Тютчева. Мечта о России будущего, философская лирика Ф. И. Тютчева.
Пейзаж как описание природы и как олицетворенное изображение идей. Пантеизм и космизм как
поэтическое мироощущение. Любовная лирика и мир философских идей; стихи «Денисьевского
цикла». Немецкая натурфилософия и национальная русская поэзия. Политическая лирика поэтафилософа.
Стихотворения: «Цицерон», «Silеntium!», «Эти бедные селенья...», «Не то, что мните вы,
природа», «К Ганке», «Природа-сфинкс...», «О, как убийственно мы любим...», «Последняя
любовь», «Все отнял у меня казнящий Бог...» и другие
Литературоведческие понятия: поэтический цикл, философская лирика.
А. А. ФЕТ
Личность поэта и его лирический герой. Идея красоты и трагизм прекрасного в лирике Фета.
Отказ от общественной тематики как принцип творчества Фета. Поэтизация быта. Атеизм как
жизненная позиция поэта и религиозные переживания его лирического героя. Особенности
построения лирического сюжета. Пейзажная миниатюра и философская глубина. Роль анафоры,
кольцевой композиции и назывных предложений в создании художественного мира произведения.
Стихотворения: «На заре ты ее не буди...», «Непогода— осень— куришь...», «Сияла ночь.
Луной был полон сад. Лежали...», «Когда читала ты мучительные строки...», «Шепот, робкое
дыханье...», «На стоге сена ночью южной...», «Это утро, радость эта...», «Еще майская ночь...» и
другие.
Литературоведческие понятия: анафора, кольцевая композиция, лирическая картина мира,
лирический сюжет, миниатюра, пейзажная лирика.
Н. С. ЛЕСКОВ
Личность писателя. Концепция русского национального характера в творчестве Лескова.
Поиск нового героя: народные праведники, чудаки, странники, «однодумки».
Опора на фольклорную традицию сказа («Сказ о тульском косом левше и о стальной
блохе»— повторение). Историко-культурный контекст сказа «Левша». Роль исторического
анекдота (занимательной истории) в построении сюжета. Картина российской жизни, в которой
есть место и праведности и «лютости», в произведениях Лескова («Тупейный художник»,
«Запечатленный ангел» — обзорно). Стремление вписать романное содержание в малые жанры
эпоса: короткую повесть, рассказ, очерк. Символичность названия рассказа Н. С. Лескова «Леди
Макбет Мценского уезда».

Святочный рассказ в творчестве Лескова. Неповторимость языка и интонации.
«Очарованный странник». Судьба и философия жизни Ивана Флягина. Типическое и
индивидуальное в образе правдоискателя. Авторская ирония по отношению к рассказчику.
Близость к народной речи.
Произведения: «Очарованный странник», «Левша», «Человек на часах» (повторение).
Литературоведческие понятия: авторская ирония, контекст, литературный анекдот,
мотивировка, святочный рассказ, сказ.
М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Сатирический очерк и натуральная школа. Проблема идеала в сатирическом творчестве
Салтыкова-Щедрина. Фантасмагорические образы и социальная реальность. «Губернские очерки»,
«Помпадуры и помпадурши», цикл «За рубежом» (обзор). Сказки Салтыкова-Щедрина.
Своеобразие сказок. Отличие их от народных. Гротеск, иносказание, фантастические ситуации.
Художественное мастерство Салтыкова-Щедрина. Сатира в европейской литературе XIX века. У.
Теккерей. «Ярмарка тщеславия» (в отрывках).
«История одного города» — одно из самых ярких проявлений позиции писателя в русской
литературе и общественной жизни: трезвость оценки и отсутствие каких-либо радужных иллюзий.
Особенности сюжета. Гротеск, аллегория в создании условного образа города, сквозь который
проступают черты реальной истории России. Язык и стиль произведения, фольклорные традиции.
Эзопов язык.
А. К. ТОЛСТОЙ.
Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Для чтения и изучения
Стихотворения «Средь шумного бала, случайно...», «Коль любить, так без рассудку...»,
«Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо...», «Край ты мой, родимый край...», «Меня, во
мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный…»
Мажорный тон, ясность и гармоничность поэзии А. К. Толстого.
Роман «Князь Серебряный», рассказы. (Обзор).
Л. Н. ТОЛСТОЙ
Личность писателя, его нравственно-философские идеи, картина мира. Творчество Л. Н.
Толстого — вершина в поступательном развитии русской литературы XIX века. Темы детства,
чистоты, естественности, правды в ранней прозе писателя («Детство», «Отрочество», «Юность»).
Военная тема («Севастопольские рассказы»). Образ Кавказа («Казаки»). Морализм, нравственная
философия и реалистическая манера повествования: гармоничное сочетание несочетаемого в
поэтике Толстого.
«Война и мир». Роман-эпопея. Особенности жанра. Смысл названия. Сюжетное построение.
Особенности композиции. Система персонажей. Правдоискатели в мире героев Толстого.
«Диалектика души»: мастерство Толстого в создании человеческого характера. Семья как
ценность и среда формирования личности. Общество и община как «муравьиное братство».
Историософские отступления. «Мысль народная» в романе. Наполеон и Кутузов в изображении
Толстого. «Мысль семейная» в романах «Война и мир» и «Анна Каренина». Патриархальный
идеал в художественной картине мира.
Религиозно-социальный утопизм: литературное и публицистическое творчество позднего
Толстого.
Литературоведческие понятия: роман-эпопея, положительный герой, постромантизм,
историософия.
Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Тест по творчеству Л.Н.Толстого
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ
Личность писателя. «Гоголевский период» русской литературы и формирование
Достоевского как писателя. «Маленький человек» в романе «Бедные люди». Преодоление
натуральной школы. Утопические взгляды молодого Достоевского и его художественный мир.
Религилозно-философские искания писателя, мечта о «положительно-прекрасном герое»,
проблема взаимодействия личности и социальной среды в романе «Идиот». Социальнополитические идеи и события в романе «Бесы». Художественное провидение Достоевским

грядущих катастроф. Полемика с Н. Г. Чернышевским (роман «Что делать?») и Н. С. Лесковым
(«Некуда»). Роман «Братья Карамазовы». Семья Карамазовых. Нравственно-философская
проблематика романа. (обзор)
Легенда о Великом инквизиторе в контексте романа. Детский мотив в романе. Христианство
и гуманизм в художественной философии Достоевского. Достоевский-публицист. «Дневник
писателя». «Пушкинская речь». Достоевский и европейская литература: Ч. Диккенс. «Оливер
Твист». Очерк «Пушкин»
Роман «Преступление и наказание». Свобода человеческого выбора и влияние среды.
Страдающий и мыслящий герой. Система персонажей произведения. Герой-идеолог: образ
Родиона Раскольникова. Диалогизм и полифония. Хронотоп как способ выражения авторской
позиции. Образ Петербурга в романе. Религиозно-философский мотив в романе. Проблематика,
конфликт и идея произведения. Психологизм Ф. М. Достоевского. Художественные открытия
писателя произведения: «Преступление и наказание»
Н.Н. Страхов «Преступление и наказание» (фрагменты)
Литературоведческие понятия: герой-идеолог диалогизм, полифония, роман как жанр,
фантастический реализм.
Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
А. П. ЧЕХОВ
Личность писателя, творческий путь. Чехов-юморист. Чехов-сатирик. Кризис жанра романа
и расцвет малой литературной формы. Жанровое разнообразие раннего Чехова: сценка, фельетон,
юмореска. Соединение юмора с лиризмом: переход в новое литературное качество. Философское
наполнение пейзажа: повесть «Степь». Ритм прозаического повествования. Образ рассказчика.
Рассказчик-герой.
Трагизм веселого писателя: «Палата № 6». Авторская позиция в рассказе.
«Средний человек»— герой чеховской прозы. Проблема идеала в творчестве Чехова: «...по
капле выдавливать из себя раба» (трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»).
Человек и среда в рассказе «Ионыч». Духовное обнищание героя.
Философская картина мира в рассказе «Студент».
Особенности драматургии Чехова: бытовой фон и символический подтекст.
Пьеса «Вишневый сад». Особенности жанра. «Дворянское гнездо» Раневской и Гаева.
Лопахин как новый социальный тип в изображении Чехова. Художественная роль второстепенных
персонажей в пьесе. Поэтический образ вишневого сада в произведении. Значение образовсимволов в пьесе. Новаторство Чехова - драматурга.
Поэтика Чехова-драматурга. Экранизация произведений писателя.
Проблема комического и драматического. Чехов и начало эпохи модерна.
Произведения: «Попрыгунья», «Палата №6», «Студент», «Анна на шее», «Степь», «Ионыч»,
«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», пьеса «Вишневый сад».
Литературоведческие понятия: драматическое, комическое, модерн, рассказчик, сценка,
фельетон, юмореска.
Сочинение - эссе (ответ на вопрос) Закономерно ли превращение Дмитрия Старцева в
Ионыча?
Сочинение по произведениям А.П.Чехова
Тест по пройденному материалу
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА Краткие сведения о жизни и творчестве писателей; беседы по прочитанным произведениям;
обзор крупных эпических произведений с чтением и разбором избранных глав и страниц.
Проза. О. де Бальзак «Отец Горио», Ги де Мопассан. Новелла «Ожерелье».
И.В.Гете «Фауст»
Итоговая контрольная работа (тест или сочинение)

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы
№ п/п Тема
Количество часов
Основные особенности развития русской литературы 1 п 19
23
века (повторение)
Русская литература 1840-1860 годов. Натуральная школа.
2
А.Н.Островский
12
И. А.Гончаров
10
И.С.Тургенев
15
Н.А.Некрасов
10
Русская лирика 2 п. 19 века (обзор)
Ф.И.Тютчев
5
А.А.Фет
5
Н.С. Лесков
9
М.Е. Салтыков - Щедрин
7
А.К. Толстой
6
Л.Н.Толстой
24
Ф.М. Достоевский
15
А.П.Чехов
14
Зарубежная литература
11
Итоговая контрольная работа
2
Итого
170


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».