Рабочая программа среднего общего образования по литературе 10-11 класс по ФГОС (базовый уровень)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (в ред. изменений);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) (в ред. изменений)
- Конвенции о правах ребёнка;
- Санитарно-эпидемиологических правил и норматив СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление
главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189) (в ред. изменений);
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637);
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345 (в ред. изменений).
- ООП СОО МАОУ СОШ №11 им. В. И. Смирнова г. Томска
Данная рабочая программа для 10 - 11 класса составлена на основе авторской программы по
литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (авторы программы: С.А. Зинин, В.А.
Чалмаев – М.: ООО «Русское слово» - учебник», 2018. ФГОС. инновационная школа) и
соответствует требованиям ФГОС среднего общего образования, предъявляемым к структуре,
содержанию и результатам освоения учебного предмета «Литература» (базовый уровень).
Образовательная программа по литературе воплощает идею внедрения в практику
российской школы деятельностного подхода к организации обучения. Планируемые предметные
результаты, определенные программой по литературе, предполагают формирование читательской
компетентности и знакомство с ресурсами для дальнейшего пополнения и углубления знаний о
литературе.
Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования по
предмету «Литература» является освоение содержания предмета «Литература» и достижение
обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС
СОО.
Главными задачами реализации программы являются:
воспитание
духовно
развитой
личности,
готовой
к
самопознанию
и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской
позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной
культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры
читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической
и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления,
эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного
вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы,
основных историко-литературных сведений и теоретиколитературных понятий; формирование
общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как
художественного целого в его историколитературной обусловленности с использованием
теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации
и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Содержание курса на историко-литературной основе предполагает знакомство с
вершинными произведениями родной литературы, которое дает представление о судьбах
литературы и родной культуры.

Учебный план МАОУ СОШ №11 им. В. И. Смирнова г. Томска предусматривает
обязательное изучение литературы на этапе среднего (полного) образования на базовом уровне в
объёме 204 ч: в 10 классе — 102 ч, в 11 классе—102 ч.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты направлены на формирование:
1) российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
Метапредметные результаты
Регулятивные
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели.
Познавательные
Выпускник научится:
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения.
Коммуникативные
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств.
Предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
– демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, их
историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и
мировой, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а
именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве
аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и
подтексты);

• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или
более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их
взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира
произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей
элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения
действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их
характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную
выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности,
эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении,
раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует
формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя
(например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или
трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется
отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония,
сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать
небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное
восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к
литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать исторический, историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том
числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических
документов и т. п.);
– анализировать художественное произведение, учитывая контекст творчества писателя,
в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных
черт авторской индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими
областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного
чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
– о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
– о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
– о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
– об историко-культурном подходе в литературоведении;
– об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
– о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
– имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых
произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в
общемировой и отечественной культуре;
– о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс
Введение
«Прекрасное начало…» К истории русской литературы Х1Х. Литература первой половины
Х1Х века (обзор). Литература второй половины Х1Х века. Социально-политическая ситуация в
России второй половины Х1Х века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного
противостояния в обществе. Демократические тенденции в развитии русской культуры. Развитие
реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н.Толстого. Расцвет русского
национального театра. Новые типы героев.
А. Н. Островский. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди –
сочтемся!» Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа
социально- психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка – три стадии
накопления «первоначального капитала». Изображение «затерянного мира» города Калинова в
драме «Гроза» А.Н. Островского. Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной
жизни. Трагедия совести ее разрешение в пьесе. «Гроза» в русской критике: Н.А. Добролюбов,
Д.И. Писарев, А.А. Григорьев.
И. А. Гончаров. Роман «Обломов». Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Идейнокомпозиционное значение главы «Сон Обломова». Внутренняя противоречивость натуры героя, ее
соотнесенность с другими характерами: Андрей Штольц, Ольга Ильинская. Любовная история как
этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике
«обломовщины». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе
Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике.
И. С. Тургенев. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки
охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь
русского человека как центральная тема цикла. Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики
эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского
повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и
Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в
романе «Отцы и дети» и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги
романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое.
Стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача». Их место в
творчестве писателя. Отражение русского национального самосознания.
Н.А. Некрасов «Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Н.А. Некрасова-лирика.
Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. «В
дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…». Лирический эпос как форма объективного
изображения народной жизни в творчестве поэта. «О, Муза! Я у двери гроба…», «Мы с тобой
бестолковые люди…». Гражданские мотивы в некрасовской лирике. «Блажен незлобивый поэт…»,
«Поэт и гражданин», «Пророк», «Элегия».
Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив
правдоискательства и сказочно-мифологические приёмы построения сюжета поэмы.
Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.).
Стихия народной жизни и её яркие представители: Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий. Тема
женской доли и образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной в поэме. Проблема счастья и её решение
в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Ф. И. Тютчев «Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, её философская глубина и образная
насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. «Еще земли
печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…» Природа, человек, Вселенная как главные
объекты художественного постижения в тютчевской лирике. «Не то, что мните вы, природа…»,
«Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…». Тема величия России. Драматизм
звучания любовной лирики поэта. «О, как убийственно мы любим…», «Я встретил вас…»
А.А. Фет Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета.
«Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного

настроения внутри и вовне человека. «Ещё майская ночь…», «Это утро, радость эта…», «Шёпот,
робкое дыханье…». Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы.
Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника. «Заря
прощается с землёю…». Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета.
«Я пришёл к тебе с приветом…», «На заре ты её не буди…», «Сияла ночь. Луной был полон сад».
Н. С. Лесков «Очарованный странник». Стремление Н.Лескова к созданию «монографий»
народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести «Очарованный
странник». «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к
подвигам. Соединение святости и греховности в русском национальном характере. Сказовый
характер повествования. Повесть «Леди Макбет Мценского уезда».
М. Е. Салтыков – Щедрин «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в
творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти,
помещичьих нравов, народного сознания в сказках: «Медведь на воеводстве», «Богатырь».
Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке. Сказка «Премудрый
пискарь». Приёмы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках
(фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык): «Орёл-меценат», «Вяленая вобла»,
«Либерал». Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. СалтыковаЩедрина. Роман-хроника «История одного города».
А. К. Толстой Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого.
Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений
художника. Стихотворения «Средь шумного бала случайно…», «Слеза дрожит в твоём ревнивом
взоре…» Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики
А.К.Толстого. «Когда природа вся трепещет и сияет…», «Прозрачных облаков спокойное
движение…».
Л. Н. Толстой Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи «Война и
мир»: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение
различных сюжетных линий. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе
Л.Н. Толстого «Война и мир». Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм
«военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление
мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного
самосовершенствования Андрея Болконского. Сложность и противоречивость жизненного пути
героя. Этапы духовного самосовершенствования Пьера Безухова. Сложность и противоречивость
жизненного пути героя. Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи
Болконской. «Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса.
Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в
истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый
и Платон Каратаев как два типа народно- патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Л.Н.
Толстого для развития русской реалистической литературы.
Л.Н. Толстой. Роман «Анна Каренина».
Ф. М. Достоевский. Роман "Преступление и наказание" - первый идеологический роман.
Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и её преобразование в сюжете произведения.
Маленькие люди" в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.
Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Исповедальное начало как
способ самораскрытия души героя. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология,
преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений.
Полифонизм романа и диалоги героев. Достоевский и его значение для русской и мировой
культуры.
А. П. Чехов Проблематика и поэтика рассказов 1890-х годов. "Дом с мезонином", "Студент",
"Дама с собачкой", "Чёрный монах". Рассказ "Ионыч". Душевная деградация человека.
Пьеса "Вишнёвый сад": история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского
гнезда. Образ вишнёвого сада в пьесе А.П. Чехова. Старые и новые хозяева как прошлое,

настоящее и будущее России. Своеобразие чеховского стиля: психологизация ремарок, "подводное
течение","бессобытийность".
11 класс
Введение
Сложность и самобытность русской литературы XX века, отражение в ней драматических
коллизий отечественной истории. Единство и целостность гуманистических традиций русской
культуры на фоне трагедии «расколотой лиры» (раз деление на советскую и эмигрантскую
литературу). «Русская точка зрения» как глубинная основа внутреннего развития классики XX
века, рождения «людей-эпох», переживших свое время.
Русская литература начала XX века
«Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России на рубеже
веков. Разноречивость тенденций в культуре «нового времени»: от апокалиптических ожиданий и
пророчеств до радостного приятия грядущего. Реалистические традиции и модернистские искания
в литературе и искусстве. Достижения русского реализма в творчестве Л.Н. Толстого и А.П.
Чехова рубежа веков.
Писатели-реалисты начала XX века
И. А. Бунин Стихотворения «Вечер», «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мной...»,
«Христос воскрес! Опять с зарею...» и др. по выбору. Живописность, напевность, философская и
психологическая насыщенность бунинской лирики. Органическая связь поэта с жизнью природы,
точность и лаконизм детали. Рассказы «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско»,
«Легкое дыхание», «Чистый понедельник». Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических
воспоминаний. Тема «закатной» цивилизации и образ «нового чело века со старым сердцем».
Мотивы ускользающей красоты, преодоления суетного в стихии вечности. Тема России, ее
духовных тайн и нерушимых ценностей.
А.И. Куприн. Повести «Олеся», «Поединок». Внутренняя цельность и красота «природного»
человека в повести «Олеся». Любовная драма героини, ее духовное превосходство над
«образованным» рассказчиком. Мастерство Куприна в изображении природы. Этнографический
колорит повести. Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества
(«Поединок»). Трагизм нравственного противостояния героя и среды. Развенчание «правды»
Назанского и Шурочки Ивановой. Символичность названия повести.
Рассказ «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о
«невозможной» любви. Своеобразие «музыкальной» организации повествования. Роль детали в
психологической обрисовке характеров и ситуаций.
М. Горький. Рассказы «Старуха Изергиль» и др. по выбору. Воспевание красоты и
духовной мощи свободного человека в горьковских рассказах-легендах. Необычность героярассказчика и персонажей легенд. Романтическая ирония автора в рассказах «босяцкого» цикла.
Челкаш и Гаврила как два нравственных полюса «низовой» жизни России.
Повесть «Фома Гордеев». Протест героя-одиночки против «бескрылого» существования,
«пустыря в душе». Противопоставление могучей красоты Волги алчной идеологии маякиных.
Призыв к раскрепощению человеческой души как главная черта горьковского «нового реализма».
Пьеса «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях «дна». Спор героев о
правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Принцип многоголосия в разрешении
основного конфликта драмы. Сложность и неоднозначность авторской позиции.
Л. Н. Андреев
Рассказы «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского». «Бездны» человеческой души как
главный объект изображения в творчестве Л.Н. Андреева. Переосмысление евангельских сюжетов
в философской прозе писателя. Устремленность героев Л.Н. Андреева к вечным вопросам
человеческого бытия. Своеобразие андреевского стиля, выразительность и экспрессивность
художественной детали.
«Серебряный век» русской поэзии. Истоки, сущность и хронологические границы
«русского культурного ренессанса». Художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски

новых форм, способов лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в
обществе. Основные направления в русской поэзии начала XX века (символизм, акмеизм,
футуризм).
Символизм и русские поэты-символисты. Предсимволистские тенденции в русской
поэзии (творчество С. Надсона, К. Фофанова, К. Случевского и др.). Манифесты, поэтические
самоопределения, творческие дебюты поэтов-символистов. Образный мир символизма, принципы
символизации, приемы художественной выразительности. Старшее поколение символистов (Д.
Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др.) и младосимволисты (А. Блок, А. Белый,
С. Соловьев, Вяч. Иванов и др.).
В. Я. Брюсов. Стихотворения «Каменщик», «Дедал и Икар», «Юному поэту», «Кинжал»,
«Грядущие гунны» и др. по выбору. В.Я. Брюсов как идеолог русского символизма.
Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики В.Я. Брюсова. Феномен
«обрусения» античных мифов в художественной системе поэта. Отражение в творчестве
художника «разрушительной свободы» революции.
К. Д. Бальмонт. Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Челн томленья»,
«Придорожные травы», «Сонеты солнца» и др. по выбору. «Солнечность» и «моцартианство»
поэзии Бальмонта, ее со звучность романтическим настроениям эпохи. Благозвучие,
музыкальность, богатство цветовой гаммы в лирике поэта. Звучащий русский язык как «главный
герой» стихотворений К.Д. Бальмонта.
А. А. Блок. Стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Вхожу я в
темные храмы...», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге»,
«О, я хочу безумно жить...», «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы» и др. по выбору.
Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Столкновение
идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического
дара. Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен».
Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.
Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в
поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы. Образ
Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финала «Двенадцати».
Преодолевшие символизм Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы.
Манифесты акмеизма и футуризма. Эгофутуризм (И. Северянин) и кубофутуризм (группа
«будетлян»). Творчество В. Хлебникова и его «программное» значение для поэтовкубофутуристов. Вклад Н. Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образно-стилистическое
богатство русской поэзии XX века. Взаимовлияние символизма и реализма.
Н. С. Гумилев. Стихотворения «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Волшебная скрипка»,
«Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство» и др. по выбору. Герой-маска в ранней поэзии Н.С.
Гумилева. «Муза даль них странствий» как поэтическая эмблема гумилевского неоромантизма.
Экзотический колорит «лирического эпоса» Н.С. Гумилева. Тема истории и судьбы, творчества и
творца в поздней лирике поэта.
А. А. Ахматова. Стихотворения «Мне голос был... Он звал утешно...», «Песня последней
встречи», «Мне ни к чему одические рати...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Я научилась
просто, мудро жить...», «Молитва», «Когда в тоске самоубийства...», «Высокомерьем дух твой
помрачен...», «Мужество», «Родная земля» и др. по выбору.
Психологическая глубина и яркость любовной лирики А.А. Ахматовой. Тема творчества и
размышления о месте художника в «большой» истории. Раздумья о судьбах России в
исповедальной лирике А.А. Ахматовой. Гражданский пафос стихотворений военного времени.
Поэма «Реквием». Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Реквиема».
Единство «личной» темы и образа страдающего народа. Библейские мотивы и их идейно-образная
функция в поэме. Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника в финале поэмы.
М. И. Цветаева. Стихотворения «Попытка ревности», «Моим стихам, написанным так
рано...», «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Мне нравится, что Вы больны не

мной...», «Молитва», «Тоска по родине! Давно...», «Куст», «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог»,
«Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...») и др. по выбору.
Уникальность поэтического голоса М. Цветаевой, ее поэтического темперамента. Поэзия М.
Цветаевой как лирический дневник эпохи. Исповедальность, внутренняя самоотдача,
максимальное напряжение духовных сил как отличительные черты цветаевской лирики. Тема
Родины, «собирание» России в произведениях разных лет. Поэт и мир в творческой концепции
Цветаевой, образно-стилистическое своеобразие ее поэзии.
А. Аверченко и группа журнала «Сатирикон». Развитие традиций отечественной сатиры в
творчестве А. Аверченко, Н. Тэффи, Саши Черного, Дон Аминадо. Темы и мотивы сатирической
новеллистики А. Аверченко дореволюционного и эмигрантского периода («Дюжина ножей в
спину революции»). Мастерство писателя в выборе приемов комического.
Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов.
Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений. Литература и
публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи («Апокалипсис нашего
времени» В.В. Розанова, «Окаянные дни» И.А. Бунина, «Несвоевременные мысли» М. Горького,
«Молитва о России» И. Эренбурга, «Плачи» А.М. Ремизова, «Голый год» Б. Пильняка и др.).
Литературные группировки, возникшие после Октября 1917 года (Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ,
конструктивизм, имажинизм, «Перевал», «Серапионовы братья» и др.).
Возникновение «гнезд рассеяния» эмигрантской части «расколотой лиры» (отъезд за границу
И. Бунина, И. Шмелева, А. Реми зова, Г. Иванова, Б. Зайцева, М. Цветаевой, А. Аверченко и др.).
Тема Родины и революции в произведениях писателей «новой волны» («Чапаев» Д.
Фурманова, «Разгром» А.Фадеева, «Конармия» И.Бабеля, «Донские рассказы» М.Шолохова,
«Сорок первый» Б. Лавренева и др.).
Развитие жанра антиутопии в романах Е. Замятина «Мы» и А. Платонова «Чевенгур».
Развенчание идеи «социального рая на земле», утверждение ценности человеческой «единицы ».
Юмористическая проза 20-х годов. Стилистическая яр кость и сатирическая заостренность
новеллистического сказа М. Зощенко (рассказы 20-х гг.). Сатира с философским подтекстом в
романах И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».
В. В. Маяковский. Стихотворения «А вы могли бы?..», «Ночь», «Нате!», «Послушайте!»,
«Скрипка и немножко нервно...», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о
поэзии», «Лиличка», «Юбилейное» и др. по выбору.
Тема поэта и толпы в ранней лирике В. В. Маяковского. Город как «цивилизация
одиночества» в лирике поэта. Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике
поэта. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. Специфика традиционной
темы поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского. Новаторство поэта в области художественной
формы.
Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление). Бунтарский пафос
«Облака в штанах»: четыре «долой!» как сюжетно-композиционная основа поэмы. Соединение
любовной темы с социально-философской проблематикой эпохи. Влюбленный поэт в «безлюбом»
мире, несовместимость понятий «любовь» и «быт» («Про это»). Поэма «Во весь голос» как
попытка диалога с потомками, лирическая исповедь поэта-гражданина.
С. А. Есенин. Стихотворения «Той ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах
багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Спит ковыль...», «Чую радуницу божью...», «Над
темной прядью ...», «В том краю, где желтая крапива...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя,
Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская» и др. по выбору.
Природа родного края и образ Руси в лирике С.А. Есенина. Религиозные мотивы в ранней
лирике поэта. Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов. Любовная тема
в поэзии С.А. Есенина. Богатство поэтической речи, на родно-песенное начало, философичность
как основные черты есенинской поэтики.
Поэмы «Пугачев», «Анна Снегина». Поэзия «русского бунта» и драма мятежной души в
драматической поэме «Пугачев». Созвучность проблематики поэмы революционной эпохе.
Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-

философская проблематика. Мотив сбережения молодости и души как главная тема «позднего»
С.А. Есенина.
Литературный процесс 30-х — начала 40-х годов
Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе и искусстве. Сложное
единство оптимизма и горечи, идеализма и страха, возвышения человека труда и бюрократизации
власти.
Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П. Васильева и М.
Исаковского (символический образ России — Родины). Лирика Б. Корнилова, Дм. Кедрина, М.
Светлова, А. Жарова и др.
Литература на стройке: произведения 30-х годов о людях труда («Энергия» Ф. Гладкова,
«Соть» Л. Леонова, «Гидроцентраль» М. Шагинян, «Время, вперед!» В. Катаева, «Люди из
захолустья» А. Малышкина и др.).
Человеческий и творческий подвиг Н. Островского. Уникальность и полемическая
заостренность образа Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь».
Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Н. Клюева и поэтов «крестьянской
купницы». Поэма А. Твардовского «Страна Муравия» и роман М. Шолохова «Поднятая целина».
Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение.
Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 30-е годы. Ностальгический реализм И. Бунина,
Б. Зайцева, И. Шмелева. «Парижская нота» русской поэзии 30-х годов. Лирика Г. Иванова, Б.
Поплавского, Н. Оцупа, Д. Кнута, Л. Червинской и др.
А. Н. Толстой. Попытки художественно осмыслить личность царя-реформатора в ранней
прозе. Роман «Петр Первый». Углубление образа Петра в «романном» освоении темы. Основные
этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра.
Образы сподвижников царя и противников петровских преобразований. Проблемы народа и
власти, личности и истории в художественной концепции автора. Жанровое, композиционное и
стилистико-языковое своеобразие романа.
М. А. Шолохов
Роман-эпопея «Тихий Дон». Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса.
«Донские рассказы» как пролог «Тихого Дона». Картины жизни донского казачества в романе.
Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. Идея Дома и
святости семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в художественной системе
романа. Сложность, противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в
нем традиций народного правдоискательства. Художественно-стилистическое своеобразие
«Тихого Дона». Исторически-конкретное и вневременное в проблематике шолоховского романаэпопеи.
М. А. Булгаков Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» — по выбору.
Многослойность исторического пространства в «Белой гвардии». Проблема нравственного
самоопределения личности в эпоху смуты. Дом Турбиных как островок любви и добра в бурном
море Истории. Сатирическое изображение политических временщиков, приспособленцев,
обывателей (гетман, Тальберг, Лисович). Трагедия русской интеллигенции как основной пафос
романа.
«Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой.
Взаимодействие трех повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа.
Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. Сатирическая «дьяволиада» М.А.
Булгакова в романе. Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и
Маргариты». Путь Ивана Бездомного в обретении Родины.
Б. Л. Пастернак Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идет»,
«Плачущий сад», «В больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой
сути...», «Определение поэзии», «Гефсиманский сад» и др. по выбору.
Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б. Л. Пастернака. Неразрывность связи
человека и природы, их взаимотворчество. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской

концепции Б.Л. Пастернака. Трагизм гамлетовского противостояния художника и эпохи в позднем
творчестве поэта. Метафорическое богатство и образная яркость лирики Б.Л. Пастернака.
Роман «Доктор Живаго». Черты нового лирико-религиозного повествования в романе Б.Л.
Пастернака. Фигура Юрия Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе.
Нравственные искания героя, его отношение к революционной доктрине «переделки жизни».
«Стихотворения Юрия Живаго» как финальный лирический аккорд повествования.
А. П. Платонов. Рассказы «Возвращение», «Июльская гроза», повести «Сокровенный
человек», «Котлован» — по выбору. Оригинальность, самобытность художественного мира А.П.
Платонова. Тип платоновского героя — мечтателя, романтика, правдоискателя. «Детскость» стиля
и языка писателя, тема детства в прозе А.П. Платонова. Соотношение «задумчивого» авторского
героя с революционной доктриной «всеобщего счастья». Смысл трагического финала повести
«Котлован», философская многозначность ее названия. Роль «ключевых» слов-понятий в
художественной системе писателя.
В. В. Набоков Роман «Машенька». Драматизм эмигрантского небытия героев «Машеньки».
Образ Ганина и тип «героя компромисса». Своеобразие сюжетно-временной организации
повествования. Черты чеховских «недотеп» в обывателях пансиона фрау Дорн. Словесная
пластика Набокова в раскрытии внутренней жизни героев и описании «вещного» быта. Горькоироническое звучание финала романа.
Литература периода Великой Отечественной войны
Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времен
войны (А. Толстой, И. Эренбург, Л. Леонов, О. Берггольц, Ю. Гроссман и др.). Лирика военных
лет. Песенная поэзия В. Лебедева-Кумача, М. Исаковского, Л. Ошанина, Е. Долматовского, А.
Суркова, А. Фатьянова.
Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского,
«Двадцать восемь» М. Светлова и др.). Поэма А. Твардовского «Василий Теркин» как вершинное
произведение времен войны. Прославление под вига народа и русского солдата в «Книге про
бойца».
Проза о войне. «Дни и ночи» К. Симонова, «Звезда» Э. Казакевича, «Спутники» В. Пановой,
«Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «В окопах
Сталинграда» В. Некрасова и др.
А. Т. Твардовский Стихотворения «Вся суть в одном-единственном завете...», «О сущем»,
«Дробится рваный цоколь монумента...», «Я знаю, никакой моей вины...», «Памяти матери», «Я
сам дознаюсь, доищусь...», «В чем хочешь человечество вини…» и др. по выбору.
Доверительность и теплота лирической интонации А. Твардовского. Любовь к «правде
сущей» как основной мотив «лирического эпоса» художника. Память войны, тема нравственных
испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней
лирики поэта.
Поэма «По праву памяти». «По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема
прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого.
Гражданственность и нравственная высота позиции автора.
Литературный процесс 50 — 80-х годов
Осмысление Великой Победы 1945 года в 40—50-е годы XX века. Поэзия Ю. Друниной, М.
Дудина, М. Луконина, С. Орлова, А. Межирова.
Проза советских писателей, выходящая за рамки нормативов социалистического реализма
(повести К. Паустовского, роман Л. Леонова «Русский лес», очерки «Районные будни» В.
Овечкина и др.).
«Оттепель» 1953—1964 годов — рождение нового типа литературного движения. Новый
характер взаимосвязей писателя и общества в произведениях В. Дудинцева, В. Тендрякова, В.
Розова, В. Аксенова, А. Солженицына и др.
Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е.
Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Н. Рубцова, Ю. Кузнецова и
др.

«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 60—70-хгодов. Проза Ю. Бондарева, К.
Воробьева, А. Ананьева, В. Кондратьева, Б. Васильева, Е. Носова, В. Астафьева.
«Деревенская проза» 50—80-х годов. Произведения С. Залыгина, Б. Можаева, В. Солоухина,
Казакова, В. Белова и др. Рождение мифо-фольклорного реализма (повести В. Распутина
«Последний срок», «Прощание с Матёрой» и др.). Нравственно-философская проблематика пьес
Вампилова, прозы В. Астафьева, Ю. Трифонова, В. Маканина, Ю. Домбровского, В. Крупина.
Историческая романистика 60—80-х годов. Романы В. Пикуля, Д. Балашова, В. Чивилихина.
«Лагерная» тема в произведениях В. Шаламова, Е. Гинзбург, О. Волкова, А. Жигулина.
В. М. Шукшин. Рассказы «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал». Колоритность
и яркость шукшинских героев-«чудиков». Народ и «публика» как два нравственно-общественных
полюса в прозе В. Шукшина. Сочетание внешней занимательности сюжета и глубины
психологического анализа в рассказах писателя. Тема города и деревни, точность бытописания в
шукшинской прозе.
А. И. Солженицын Повесть «Один день Ивана Денисовича». Отражение «лагерных
университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича». «Лагерь с точки зрения
мужика, очень народная вещь» (А.Твардовский). Яркость и точность авторского бытописания,
многообразие человеческих типов в повести. Детскость души Ивана Денисовича, черты
праведничества в характере героя. Смешение языковых пластов в стилистике повести.
Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матренин двор». Черты
«нутряной» России в облике Матрены. Противопоставление исконной Руси России чиновной,
официозной. Символичность финала рассказа и его названия.
Новейшая русская проза и поэзия 80 — 90-х годов
Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации
(экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т.п.).
Проза с реалистической доминантой. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в
ее лучших проявлениях в прозе Б. Екимова, Е. Носова, Ю. Бондарева, П. Проскурина, Ю.
Полякова и др. Новейшая проза Л. Петрушевской, С. Каледина, В. Аксенова, А. Проханова.
«Людочка» В. Астафьева и «Нежданно-негаданно» В. Распутина как рассказы-предостережения,
«пробы» из мутного потока времени. «Болевые точки» современной жизни в прозе В. Маканина,
Л. Улицкой, Т. Толстой, В. Токаревой и др. Противоречивость, многосоставность романа В.
Астафьева «Прокляты и убиты».
Эволюция прозы и поэзии с модернистской и постмодернистской доминантой.
Многообразие течений и школ «новейшей» словесности («другая литература», «андеграунд»,
«артистическая проза», «соц-арт», «новая волна» и т.п.).
Поэма в прозе «Москва—Петушки» В.Ерофеева как воссоздание «новой реальности»,
выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность» прозы В. Пелевина, ее
«игровой» характер.
И. А. Бродский
Поэзия и судьба И. Бродского. Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта,
соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох.

.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
10 класс
№ п/п
Разделы, темы
Кол-во часов
1
Введение. Из истории русской литературы 19 века. Из
1
литературы второй половины 19 века.
2
Литература и журналистика 50-80 годов 19 века.
1
3
Островский А.Н.
9
4
Гончаров И.А.
7
5
Тургенев И.С.
10
6
Некрасов Н.А.
10
7
Тютчев Ф.И.
4
8
Фет А.А.
5
9
Лесков Н.С.
5
10
Салтыков-Щедрин М.Е.
8
11
Толстой А.К.
5
12
Толстой Л.Н.
17
13
Достоевский Ф.М.
9
14
Чехов А.П.
9
15
Основные тенденции в развитии литературы второй
2
половины XIX века. Обобщение курса
ИТОГО:
102 часа.
11 класс
№
1
2
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
ИТОГО

Тема, раздел
Введение
Обзор русской литературы первой половины XX века.
Бунин И.А. Куприн А.И. Горький М.
Серебряный век русской поэзии
Блок А.
Ахматова А.А.
Цветаева М.А.
Аверченко А. Т.
Октябрьская революция и литературный процесс 20-х
годов
Маяковский В.В.
Есенин С.А.
Литературный процесс 30-нач.40 годов 20 века.
Булгаков М.А. Шолохов М.А. Пастернак Б.Л. Набоков В.В
Поэзия и проза ВОВ
Твардовский А.Т. Некрасов В. Кондратьев В.
Литературный процесс 50-80 годов 20 века.
Шукшин В.М. Солженицын А.
Русская проза 80-90-х годов.
Вампилов А. Астафьев В.П. Распутина В.П.
Поэзия И.А. Бродского
Итоговый урок .Зачет по литературе XX века

Кол-во часов
1
16
9
5
4
3
1
2
5
6
24
9
5
8
2
2
102 часа

Приложение 1
Учебно – методическое обеспечение.
1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авторы
программы (С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.–М..: ООО «Русское слово» - учебник», 2019.- 48с.-(ФГОС.
Инновационная школа)
2. С.А. Зинин, В.И. Сахаров. Литература.10 класс. Базовый и углублённый уровни. В 2
частях. - М,: ООО "Русское слово - учебник", 2019
3. Чалмаев В.А., Зинин С. А. Литература. 11 класс. В двух частях. М., «Русское слово», 2019
4. Беляева Н.В. и др. Литература: 10 класс: Методические советы.– М.: Просвещение, 2017.
5. Демиденко Е.Л. Контрольные и проверочные работы по литературе. 10-11 класса.
Методическое пособие. М.: «Дрофа», 2016.
6. Золотарёва И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе 19 века. 10 класс.
В 2ч. –М.: ВАКО, 2010.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».