Рабочая программа среднего общего образования по географии 10-11 класс углубленный уровень по ФГОС

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (в ред. изменений);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) (в ред. изменений)
- Санитарно-эпидемиологических правил и норматив СанПиН 2.4.2.2821-10 (в ред. изменений);
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345 (в ред. изменений);
- ООП СОО МАОУ СОШ № 11 имени В.И. Смирнова г. Томск;
- Программа курса «География. 10-11 классы. Углубленный уровень». Автор В.Н. Холина.
Опубликована в сборнике «Рабочие программы: География 10-11 классы, Базовый уровень. – М.:
Просвещение, 2012-2014».
- География: программа: 10-11 классы: базовый уровень; углубленный уровень/ О.А. Бахчиева.
– М.: Вентана-Граф, 2014.
География как учебный предмет занимает важное место в формировании общей картины мира,
географической грамотности, необходимой для повседневной жизни, навыков безопасного для
человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры,
формирования собственной позиции по отношению к географической информации, получаемой из
СМИ и других источников. География формирует географическое мышление - целостное восприятие
всего спектра природных, экономических, социальных реалий.
Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов познания, а также практического применения
научных знаний основано на межпредметных связях с предметами областей общественных,
естественных, математических и гуманитарных наук.
Главными целями курса являются:
- формирование всесторонне развитой личности через овладение системой географических
знаний, позволяющих формировать целостное представление об окружающем мире, о его
многообразии, решать комплексные задачи, требующие учёта географической ситуации на
конкретной территории, моделировать природные, социально-экономические и геоэкологические
явления и процессы с учетом пространственно-временных условий и факторов.
- формирование у школьников законченных широких представлений о социальноэкономической составляющей географической картины мира и систематизированного целостного
представления о закономерностях развития мирового хозяйства, формирования политической карты
мира, размещения хозяйства и общества, о пространственном функционировании экономических
законов на неоднородных в природном и хозяйственно-культурном отношении территориях
современного мира, о роли географии в их познании.
Основные задачи курса:
Образовательные:
- формирование понимания предмета и задач современной географической науки, её
структуры, тенденций развития, места и роли географии в жизни общества;
- формирование основных теоретических категорий и понятий;
- формирование научных представлений, отражающих, систематизирующих и обобщающих
географические различия природы, населения и хозяйства регионов и стран мира;
- формирование осознания пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в
географической действительности природных, социально-экономических, техногенно- природных,
техногенных процессов, объектов;
- овладение системой знаний о глобальных проблемах современности;
- продолжение формирования навыков анализа текста учебника, диаграмм, графиков,
тематических карт, статистического материала.
2

Развивающие:
- развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной
организации общества;
- развитие умений сравнивать, сопоставлять отдельные географические явления и процессы,
происходящие в разных регионах и странах мира, составлять комплексные характеристики;
- развитие познавательного интереса к общечеловеческим проблемам социального характера
(межнациональных отношений, культуры, нравственности);
- развитие творческих способностей посредством применения традиционных и современных
географических методов исследования;
- развитие умений анализировать проблемные ситуации, предлагать возможные пути их
решения, устанавливать причинно-следственные связи;
- развитие умений применения знаний и навыков субъективно-объективной деятельности, в том
числе в природопользовании с учётом хозяйственной целесообразности и экологических требований
в геопространственной реальности;
- развитие умений нахождения и применения географической информации, включая карты,
статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной
оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и
геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного
развития.
Воспитательные:
- воспитание патриотизма;
- воспитание толерантности к другим народам и культурам;
- воспитание умения самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или
опасности окружающей среды для выработки личностной ценностно-поведенческой линии в сфере
жизнедеятельности;
- воспитание собственного отношения к явлениям современной жизни и умения отстаивать
свою жизненную позицию.
Указанные цели раскрываются также и в следующих задачах курса:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично
изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных
уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах
изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания
и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его
регионов и крупнейших стран;
- формирование системы знаний об экономических и социальных проблемах современного
мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном
уровнях;
- развитие у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие
способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями
проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- формирование географической культуры и географического мышления обучающихся;
- овладение обучающимися специальными и общеучебными умениями, позволяющими им
самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;
- нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические
материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших
социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической
ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного
отношения к окружающей среде.
В соответствии с ФГОС СОО география может изучаться на базовом и углубленном уровнях
3

Изучение географии на углубленном уровне предполагает полное освоение базового курса и
включает расширение предметных результатов и содержания, ориентированных на подготовку к
последующему профессиональному образованию; развитие индивидуальных способностей
обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоения основ
наук, систематических знаний; формирование умения применять полученные знания для решения
практических и учебно-исследовательских задач в измененной, нестандартной ситуации. Изучение
предмета на углубленном уровне позволяет сформировать у обучающихся умение анализировать,
прогнозировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека,
моделировать и проектировать территориальные взаимодействия различных географических явлений
и процессов.
В связи с тем, что в учебном плане общеобразовательного учреждения 34 учебных недели, то
на программу в 10 и 11 классах отводится по 102 часа, по 3 часа в неделю.

4

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского
народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии;
коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям.
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог
с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях
об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России
и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
Метапредметные результаты
Регулятивные
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;
5

- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов,
- умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
Коммуникативные
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
Выпускник на углубленном уровне научится:
- определять роль современного комплекса географических наук в решении современных
научных и практических задач;
- выявлять и оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику
важнейших природных, социально-экономических и экологических процессов;
- проводить простейшую географическую экспертизу разнообразных природных, социальноэкономических и экологических процессов;
- прогнозировать изменения географических объектов, основываясь на динамике и
территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
- прогнозировать закономерности и тенденции развития социально-экономических и
экологических процессов и явлений на основе картографических источников информации;
- использовать геоинформационные системы для получения, хранения и обработки
информации;
- составлять комплексные географические характеристики природно-хозяйственных систем;
- создавать простейшие модели природных, социально-экономических и геоэкологических
объектов, явлений и процессов;
- интерпретировать природные, социально-экономические и экологические характеристики
различных территорий на основе картографической информации;
6

- прогнозировать изменения геосистем под влиянием природных и антропогенных факторов;
- анализировать причины формирования природно-территориальных и природнохозяйственных систем и факторы, влияющие на их развитие;
- прогнозировать изменение численности и структуры населения мира и отдельных регионов;
- анализировать рынок труда, прогнозировать развитие рынка труда на основе динамики его
изменений;
- оценивать вклад отдельных регионов в мировое хозяйство;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных
географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
- выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения
России, ее роль в международном географическом разделении труда;
- понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной
территорией и исключительной экономической зоной России;
- давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем
человечества.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
- выявлять основные процессы и закономерности взаимодействия географической среды и
общества, объяснять и оценивать проблемы и последствия такого взаимодействия в странах и
регионах мира;
- выявлять и характеризовать взаимосвязанные природно-хозяйственные системы на
различных иерархических уровнях географического пространства;
- выявлять и оценивать географические аспекты устойчивого развития территории, региона,
страны;
- формулировать цель исследования, выдвигать и проверять гипотезы о взаимодействии
компонентов природно-хозяйственных территориальных систем;
- моделировать и проектировать территориальные взаимодействия различных
географических явлений и процессов.

7

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс
РАЗДЕЛ 1. География в современном мире.
Тема 1. География как наука.
География в системе естественно-научных и гуманитарных знаний. История географии как
науки. Основные теории и концепции современной географии. Значение географической науки для
современного общества. Задачи географии. Карьера с географией. Возможности, которые дает
география для жизни и работы. Географические олимпиады. Методы географической науки
(описательный, сравнительно-географический, картографический, статистический, полевой,
математический, моделирования, районирования, аэрокосмический, геоинформационный).
Географическое положение и местоположение. Пространственные ресурсы: абсолютные и
относительные.
Практическая работа. Характеристика географических объектов (реки, озера, моря, природной
зоны, гор, равнины – по выбору) с применением типовых планов описания географических объектов.
Тема 2. Современные методы географических исследований и источники географической
информации.
Основные источники географической информации. Различные виды карт и методы работы с
ними. Традиционные методы географических исследований: картографический, описательный,
экспедиционный. Картографический метод в исследовании процессов и явлений. Методы
географического сравнения территорий. Количественные и качественные характеристики
территории. Географические законы и модели. Законы физической и экономической географии.
Модель Тюнена – первая теоретическая модель в географии. Проявление «колец Тюнена» на
локальном, региональном и глобальном уровнях. Закономерности размещения зон различной
специализации сельского хозяйства в изолированном государстве. Современные методы
исследований:
территориальная
матрица
статистических
данных,
районирование,
геоинформационные системы (ГИС), космический мониторинг Земли, системы подспутникового
позиционирования. Программа GoogleEarth. Аэрокосмические методы географических
исследований. Метод моделирования.
Целостность географического пространства. Географические оболочки. Ноосфера.
Географическая картина мира. Пространственная дифференциация объектов и явлений.
Основные подходы к районированию территории. Территориальные системы. Иерархия
природно-хозяйственных систем. Пространственные модели в географии. Географические прогнозы.
Практическая работа. Определение территорий Земли с использованием ГИС-технологий и
космических снимков.
Тема 3. Физическая география.
Физическая география. Дисциплины, входящие в физическую географию: геоморфология,
метеорология и климатология, науки о природных водах (гидрология, океанология, гидрогеология,
гляциология), геокриология (мерзлотоведение), почвоведение, биогеография, фенология.
Географические объекты, процессы и явления. Физико-географическая дифференциация.
Важнейшие факторы физико-географической дифференциации (суммарная солнечная радиация,
атмосферные осадки).
Геологические объекты и процессы. Развитие земной коры во времени. Геологическая
хронология. Этапы геологической истории земной коры.
Тектоника литосферных плит.
Свойства литосферы: ресурсные, геодинамические, геохимические, геофизические,
экологические. Эндогенные и экзогенные процессы и рельеф.
Антропогенный фактор рельефообразования.
Природные комплексы. Природные комплексы как системы, их компоненты и свойства.
Группировка природных комплексов по размерам и сложности организации. Физико-географическое
районирование. Природноантропогенные комплексы. Природно-антропогенные комплексы разного
ранга. Катастрофические и неблагоприятные природные процессы. География природного риска.
Практические работы:
Характеристика природного комплекса (ПК) своей местности.
8

Составление комплексных географических характеристик разных территорий: регионов
России.
Тема 4. Социально-экономическая география мира.
Экономическая и социальная география. Дисциплины, входящие в социально-экономическую
географию (география населения, география мирового хозяйства, география сельского хозяйства,
география промышленности, география сферы обслуживания, география внешнеэкономических
связей, в том числе география внешней торговли, география транспорта, региональная
экономическая география, политическая география, география культуры (культурная география).
Представление о геополитике, геоэкономике, географии потребления).
Экономико-географическое положение. Методы оценки экономико-географического
положения.
Практическая работа. Характеристика экономико-географического положения страны (по
выбору).
РАЗДЕЛ 2. География мировых природных ресурсов.
Природные условия жизни общества. Теории географического детерминизма. Природноресурсный потенциал территории. Виды природных ресурсов. Природопользование. Рациональное и
нерациональное использование природных ресурсов. Изменение значения отдельных ресурсов на
различных исторических этапах. Территориальные сочетания природных ресурсов. Важнейшие
явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере. Взаимодействие человека и
природы.
Закономерности
размещения
природных
ресурсов.
Ресурсообеспеченность.
Обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий.
Практические работы:
Характеристика природно-ресурсного потенциала страны (по выбору).
Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору учащихся).
РАЗДЕЛ 3. Политическая карта мира: государства и границы
Тема 1. Объекты политической карты мира.
Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения.
Разнообразие стран мира. Классификация стран мира. Группировки стран мира (по численности
населения, по величине территории, по национальному составу, по особенностям географического
положения).
Государственный строй – унитарные государства, конфедерации и федерации. Географическое
положение. Анализ размещения по регионам. Исторические особенности формирования.
Территориально-политическая организация общества.
Основные формы правления – монархии и республики.
Государства в составе Содружества (Британского), Французский союз.
Причины появления на политической карте мира непризнанных и самопровозглашенных
государств, их географическое положение. Непризнанные государства в регионах мира – Азии,
Африке, Европе, Америке, Австралии и Океании. Сепаратизм.
Международные территории и акватории. Антарктика, Арктика. Международные проливы,
реки и каналы.
Территории с неопределенным статусом: нейтральные, арендованные, оккупированные. Их
отличительные особенности. Географическое положение. Перспективы развития. Статус
международных территорий.
Несамоуправляющиеся территории: колонии, доминионы, протектораты, подмандатные и
подопечные территории и департаменты. Территории, в отношении которых действует требование
ООН о предоставлении независимости. Их географическое положение (колониальный список ООН).
Межгосударственные политические организации. ООН (история создания, страны-члены,
значение в современном мире). Совет Безопасности ООН. Миротворческие операции ООН.
Региональные политические и экономические организации. Международные организации: ООН,
МАГАТЭ, ОБСЕ.
Практические работы:
Классификация стран мира по численности населения, по величине территории, по
национальному составу, по особенностям географического положения.
9

Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».
Составление картосхемы размещения разных типов монархий и республик, федераций и
унитарных государств по регионам мира.
Характеристика политико-географического положения страны (по выбору).
Тема 2. Территория и границы государств.
Состав территории государства. Государственные границы и международные правила их
проведения. Естественные рубежи как границы. Сухопутные и морские границы. Континентальный
шельф, территориальные воды, прилегающая зона, исключительная экономическая зона,
исключительная зона рыболовства.
Выход к морю: преимущества географического положения.
Территориальные споры: исторические и географические причины. Основные способы
решения споров: военные действия и политические переговоры.
Тема 3. Формирование политической карты мира.
Основные этапы формирования политической карты мира. Великие географические
открытия. Колониальные империи и их распад. Колонизация и деколонизация. Последние
изменения на политической карте мира.
Формы государственного устройства и правления в Европе. Основные события XX- начала
XXI веков. Межгосударственные договоры, закрепляющие изменения политической карты мира.
Территориальные споры и этнические конфликты. Региональные организации
Формы государственного устройства и правления в Азии. Основные события XX- начала XXI
веков. Территориальные споры и этнические конфликты. Региональные политические и
экономические организации.
Формы государственного устройства и правления в Африке. Основные события XX- начала
XXI веков. Год Африки. Территориальные споры и этнические конфликты. Региональные
политические и экономические организации.
Формы государственного устройства и правления в Америке. История открытия и освоения.
Основные события XX- начала XXI веков. Территориальные споры. Международные организации.
Практическая работа. «Обозначение на контурной карте суверенных стран, появившихся на
политической карте мира со второй половины 80-х годов ХХ века».
Тема 4. Политическая география и геополитика.
Политическая география и геополитика. Территориально-политическая организация общества.
Основные идеи и концепции формирования мирового геополитического пространства.
Геополитическое положение стран. Формирование мирового геополитического пространства.
«Горячие точки» на политической карте мира.
Основные понятия геополитики. Германская школа геополитики (Ф. Ратцель). Географические
факторы геополитики XX века. «Географическая ось истории» Х. Маккиндера. Концепция
географического предназначения Германии. Геополитические теории К. Хаусхофера как идейная
база немецкой экспансии первой половины XX века.
Геополитичекая модель мира С. Коэна. Геоэкономическая школа геополитики.
Геополитические коды. Концепция мирового порядка. Евразийство.
Практическая работа «Обозначение на контурной карте стран - «горячих точек» мира (период
1950-2018 гг.)»
Тема 5. Показатели уровня социально-экономического развития стран мира.
Типология и классификация стран мира. Показатели типологии: экономические,
демографические, качества жизни. Измерение показателей. Взаимосвязь показателей: прямая,
обратная. Валовый национальный доход (ВНД) – основа для классификации стран. С. Кузнец –
нобелевский лауреат за разработку методики подсчета ВНД. Паритет покупательной способности
валют. Индекс «Биг-Мак». Отраслевая структура ВВП. Соотношение доли сельского хозяйства,
промышленности, сферы услуг как показатель уровня развития страны. Структура ВВП для стран
разного типа, в том числе России. Где и почему расположены «богатые» и «бедные» регионы
мира? Географическое положение «богатых» и «бедных» регионов мира.
Практические работы:

Представление географической информации в таблице «Типология стран мира».
10

Решение задач на определение типа страны на основе географической информации в виде
таблиц, диаграмм.
Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической карты мира.
РАЗДЕЛ 4. Население мира.
География населения. Население мира. Расселение человека по планете. Закономерности
расселения населения Размещение и плотность населения. Факторы, влияющие на размещение и
плотность населения. Географические различия в плотности населения и качестве жизни
населения. Численность населения мира и динамика изменения численности. Воспроизводство.
Типы воспроизводства населения, их особенности. Демографический переход. Демографический
взрыв, демографические кризисы и демографическая политика. Состав и структура населения
(половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Миграции
населения. География религий: мировые и национальные религии. Роль религии в развитии
общества. Этногеография. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. География
рынка труда и занятости. Урбанизация. Геоурбанистика. Критерии выделения города. Специфика
городских и сельских поселений. Преимущества и недостатки городского образа жизни. Масштабы и
темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Урбанизация в России и США.
Экономическая структура города
Крупнейшие расы и народы мира. Языковые семьи, их распространение по территории мира.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.
География рынка труда и занятости.
Практические работы:
Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической и
тематических карт мира.
Обозначение на контурной карте мира шести стран, на которые приходится 50% мирового
населения.
Анализ современного состояния естественного движения населения мира. Составление
простейших прогнозов роста и расселения населения мира.
Прогнозирование последствий изменения численности населения в странах и в отдельных
регионах мира.
Типы воспроизводства в современном мире (на основе использования различных источников
информации).
Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.Оценка
эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия, Китай, Индия, Германия,
США) на основе статистических данных.
Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.
Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира.
Характеристика влияния рынков труда на размещение предприятий материальной и
нематериальной сферы.
Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов. Построение
картосхемы стран и регионов мира с разным уровнем урбанизации. Выделение крупнейших
агломераций и мегалополисов мира.
27. Составление характеристики «идеального» города – экополиса.
РАЗДЕЛ 5. Научно-техническая революция и география мирового хозяйства
НТР. НТП И НТР. Научно-технический потенциал и его составляющие.
Понятие о мировом хозяйстве. Основные этапы его развития. Факторы формирования мирового
хозяйства: глобализация, интернационализация, социализация
География мирового хозяйства. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.
Изменение отраслевой структуры. Определение специализации отдельных стран и районов.
Международное географическое разделение труда. Развитие географического разделения
труда. Факторы размещения хозяйства.
География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Факторы
размещения производства. Изменение отраслевой структуры. География основных отраслей
производственной и непроизводственной сфер. Соотношение старых, новых, новейших отраслей.
11

Горнодобывающая промышленность мира: структура добычи минерального сырья,
особенности географии добычи, Главные горнодобывающие державы, актуальные проблемы
развития: ресурсообеспеченность, рациональное использование, резкие колебания цен на сырье и т.д.
ТЭК. Этапы развития мировой энергетики, ее роль в мировом хозяйстве.
Топливная промышленность мира. Нефтяная, газовая и угольная как основа мировой
энергетики; основные черты их размещения, главные грузопотоки.
Электроэнергетика – одна из отраслей «авангардной тройки». Структура выработки
электроэнергии на ТЭС, ГЭС, АЭС. Нетрадиционные источники энергии.
Черная и цветная металлургия. Изменение географии чёрной металлургии в эпоху НТР.
Главные страны- производители и экспортёры продукции. Влияние металлургической
промышленности на природную среду и пути решения проблем.
Машиностроение. Роль машиностроения в мировом хозяйстве, его отраслевая структура.
Региональные особенности производства машиностроительной продукции.
Химическая промышленность. Значение и возрастающая роль химической промышленности на
современном этапе. Региональные особенности производства химической промышленности.
Лесная промышленность: два пояса. Производство основных видов продукции по странам
мира. Легкая промышленность: изменение соотношений между регионами. Тенденции развития
отрасли.
Сельское хозяйство мира: значение, типы. Понятие о «зеленой революции». Растениеводство.
Зерновые культуры – основа мирового сельского хозяйства. Другие продовольственные и
непродовольственные культуры. Основные районы происхождения культурных растений.
География животноводства мира. Влияние сельского хозяйства на окружающую среду.
Рыболовство.
Непроизводственная сфера и ее место в мировом хозяйстве, структура, особенности географии
отдельных секторов. Развитие сферы услуг. Главные виды деловых и потребительских услуг, их
география.
География транспорта. Влияние НТР на транспорт. Обеспеченность транспортными путями.
Типы конфигурации транспортной сети. География мировых грузопотоков. Уровень развития
транспорта и его показатели. Основные преимущества различных видов транспорта. Транспортная
инфраструктура. Мировая транспортная система. Транспорт и окружающая среда.
Современная информационная экономика. Развитие информационной экономики и
информационной индустрии в постиндустриальную эпоху. Структура и география информационной
экономики. Основные виды информационных услуг. Типы научно-производственных центров:
технополисы, города науки, технопарки; их географическая специфика.
Международные
отношения.
Географические
аспекты
глобализации.
География
внешнеэкономических связей. Внешние экономические связи – научно-технические,
производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География
мировых валютно-финансовых отношений.
Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.
Международная торговля – основные направления и структура. География мировой торговли.
Пространственная структура мировой торговли. Основные направления оборота наиболее важных
товаров и услуг.
Международные финансовые отношения (МФО) как совокупность трех мировых рынков:
валютного, кредитного и инвестиционного. Понятие о валюте. Виды валют. Валютные резервы и
золотой запас стран мира. Роль международных кредитов в развитии экономики. Мировой рынок
инвестиций и его география.
Международный туризм, его экономическая роль, классификация видов туризма и их
география. Основные туристические потоки. Регионы и страны международного туризма.
Международные экономические отношения. Мировой рынок товаров и услуг. Особые
экономические зоны.
Международные организации (интеграционные экономические союзы).
Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.
12

Транснациональные корпорации: география штаб-квартир, масштабы деятельности. Российские
ТНК в мировом рейтинге крупнейших ТНК мира.
Практические работы:
Определение сдвигов в развитии обрабатывающей промышленности.
Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности
Оценка доли использования альтернативных источников энергии. Оценка перспектив развития
альтернативной энергетики.
Составление систематизирующей таблицы «Группировка стран мира по уровню развития
машиностроения».
Составление характеристики автомобильной промышленности мира.
Построение картосхемы размещения основных районов энергетической, машиностроительной,
химической отраслей промышленности мира (по выбору).
Построение картосхемы размещения основных районов главных сельскохозяйственных
культур мира.
Анализ обеспеченности предприятиями сферы услуг отдельного региона, страны, города.
Анализ грузооборота и пассажиропотока по основным транспортным магистралям мира.
Анализ статистических и картографических материалов, характеризующих географию
внешнеэкономических связей.
Анализ участия стран и регионов мира в международном географическом разделении труда.
Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.
РАЗДЕЛ 6. Россия на политической карте мира.
Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансовоэкономических и политических отношений.
Особенности географии экономических, политических, культурных и научных связей России
со странами мира.
Особенности проблемы интеграции России в мировое сообщество.
Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач
развития России.
Практические работы:
Определение основных направлений внешних экономических, политических, культурных и
научных связей России с наиболее развитыми странами мира.
Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического
положения России.
Анализ внешней торговли России.
Учебное моделирование и проектирования развития и размещения населения и хозяйства
России и своей области в будущем.
Характеристика политико-географического положения (ПГП) России. Его изменение во
времени.
РАЗДЕЛ 7. Геоэкология. Загрязнение и охрана окружающей среды. Насущные проблемы
человечества.
Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии. Окружающая
среда как геосистема.
Экологические процессы. Динамика развития важнейших экологических процессов.
Антропогенное воздействие. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер
и отраслей хозяйства. Состояние окружающей среды в зависимости от степени и характера
антропогенного воздействия. Экологический кризис, экологическая катастрофа. Региональные и
глобальные изменения географической среды в результате деятельности человека. Пути решения
экологических проблем.
Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении
глобальных и геоэкологических проблем современности.
Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем.
Концепция устойчивого развития.
Проблема демилитаризации и сохранения мира.
13

Глобальная продовольственная проблема.
Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного
наследия.
Практические работы:
Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных проблем
человечества. Аргументация представленной точки зрения.
11 класс
РАЗДЕЛ 1. РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА.
Тема 1. Регионы и страны мира.
Страноведение и характеристика стран. Понятие «страноведение». Социально-экономические
показатели уровня жизни населения мира. Основы электоральной географии. Нарезка округов для
голосования. Мировой и российский опыт.
Тема 2. Зарубежная Европа.
Страны Европы – комплексная географическая характеристика стран. Особенности экономикогеографического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры,
современных проблем развития крупных регионов и стран Европы. Численность населения и народы
зарубежной Европы. Религиозный состав населения, распространенные языки. Миграции. Высокий
уровень урбанизации, крупнейшие города и городские агломерации. Культурно-исторические
центры. Основные черты отраслевой и территориальной структур хозяйства. ТЭК. Размещение
черной и цветной металлургии, химической и лесной промышленности. Отрасли легкой
промышленности. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Основные черты
географии сельского хозяйства. Транспортный комплекс. Главные районы отдыха и туризма.
Экологические проблемы. Географические особенности стран и народов Северной, Западной,
Восточной и Южной Европы. Сравнительные географические характеристики отдельных
европейских стран ЕС и значение этой интеграционной группировки в развитии европейских стран.
Общая характеристика ФГП, ПГП и ЭГП стран Европы: Германии, Великобритании,
Франции, Италии, Испании, стран Бенилюкса.
Международная специализация крупнейших стран Европы. Ведущие страны-экспортеры
основных видов продукции.
Практические работы:
Создание географического образа территории зарубежной Европы.
Составление экономико-географической характеристики страны (по выбору).
Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран Европы.
Характеристика политико-географического положения страны.
Характеристика территориальных диспропорций в размещении производства на примере
экономически развитых стран.
Характеристика природно-ресурсного потенциала страны (по выбору).
Нанесение стран и субрегионов Европы на контурную карту.
Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов зарубежной европы
Защита электронных презентаций о странах Европы (по выбору).
Защита электронных презентаций о городах Европы и их достопримечательностях (по выбору).
Решение задач на определение города Европы по описанию находящихся в нем
достопримечательностей.
Решение задач на определение названия страны Европы по описанию.
Тема 3. Зарубежная Азия.
Комплексная географическая характеристика стран Зарубежной Азии. Особенности экономикогеографического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры,
современных проблем развития крупных регионов и стран Азии. Международная специализация
крупнейших стран Азии. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.
Особенности ЭГП и ПГП стран. Численность населения и народы зарубежной Азии.
Религиозный состав населения, распространенные языки. Миграции. Уровень урбанизации,
крупнейшие города и городские агломерации. Культурно-исторические центры. Основные черты
отраслевой и территориальной структур хозяйства. ТЭК. Размещение черной и цветной металлургии,
14

химической и лесной промышленности. Отрасли легкой промышленности. Природные предпосылки
для развития сельского хозяйства. Основные черты географии сельского хозяйства. Транспортный
комплекс. Главные районы отдыха и туризма. Экологические проблемы. Географические
особенности стран и народов Юго-Западной, Южной, Центральной, Восточной и Юго-Восточной
Азии. Общая характеристика ФГП, ПГП и ЭГП стран Азии: Японии, Китая, Индии, Таиланда,
Стран СНГ.
Сравнительные географические характеристики отдельных стран — членов ОПЭК, АТЭС и
АСЕАН и значение этих интеграционных группировок в развитии азиатских стран.
Страны и народы Австралии и Океании.
Практические работы:
Нанесение стран и субрегионов Азии на контурную карту.
Анализ особенностей размещения населения зарубежной Азии.
Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран Азии (по
выбору) на основе различных источников информации.
Анализ международных экономических связей страны на примере Индии, Китая, Японии (по
выбору).
Создание географического образа территории зарубежной Азии.
Характеристика размещения хозяйства.
Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов Азии.
Защита электронных презентаций о странах Азии (по выбору).
Защита электронных презентаций о городах Азии и их достопримечательностях (по выбору).
Решение задач на определение города Азии по описанию находящихся в нем
достопримечательностей.
Решение задач на определение названия страны Азии по описанию.
Тема 4. Австралия и Океания.
Географические особенности развития Австралии и Океании как единого региона. Общая
характеристика региона. Население, Природные условия, определяющие развитие хозяйства региона.
Динамика развития хозяйства Австралии и Океании.Промышленность, сравнение структуры
обрабатывающей промышленнности Австралии и Океании. Сельское хозяйство. Производство
отдельных видов сельскохозяйственной продукции экспортной направленности Австралии и
Океании. Транспорт и внешнеэкономические связи.
Новая Зеландия. Общая характеристика территории и населения. Природно-ресурсный
потенциал. Экономика.
Практическая работа. Анализ внешней торговли Австралии.
Тема 5. Африка.
Страны и народы Африки. Особенности и географические различия в жизни населения
различных стран Африки. ОАЕ.
Историко-географические особенности формирования региона. ЭГП стран. Хозяйственная
оценка природных ресурсов. Население. Распространенные языки и религии. Крупнейшие города,
характер сельского расселения. Природные предпосылки и развитие первичных отраслей хозяйства
Африки. Основные черты географии промышленности, сельского хозяйства, транспорта.
Специализация субрегионов Африки. ЮАР. Внутренние различия. Экологические проблемы.
Практические работы:
Нанесение стран и субрегионов Африки на контурную карту.
Создание географического образа территории Африки.
Сравнительная характеристика стран по выбору.
Защита электронных презентаций о странах Африки (по выбору).
Защита электронных презентаций о городах Африки и их достопримечательностях (по выбору).
Решение задач на определение города Африки по описанию находящихся в нем
достопримечательностей.
Решение задач на определение названия страны Африки по описанию.
Тема 6. Северная Америка.
15

Территория и население Северной Америки. Страны и народы Северной Америки.
Качество жизни населения. Хозяйственные связи стран региона. НАФТА.
Соединенные Штаты Америки – историко-географические особенности формирования
государства и их влияние на современную экономическую и социальную географию страны. ЭГП и
ПГП как факторы развития. Население США: этнический состав, значение иммиграции, размещение.
Крупнейшие городские агломерации и мегаполисы. Субурбанизация. Ведущие отрасли хозяйства и их
размещение. Природно-ресурсный потенциал. Транспорт. Экономические районы США и Канады.
Внутрирайонные различия. Роль страны в мировой экономике. Экологические проблемы. Канада.
Практическая работа. Определение пространственного рисунка размещения хозяйства США.
Тема 7. Латинская Америка. 13 часов
Общая характеристика Вест-Индии. Центральная Америка. Внешнеэкономические связи.
Страны и народы Латинской Америки. ЛААИ. Историко-географические особенности формирования
региона. ЭГП стран. Значение близости США. Хозяйственная оценка природных ресурсов.
Население. Распространенные языки и религии. Крупнейшие города, характер сельского расселения.
Куба. Мексика, Венесуэла, Аргентина. Природные и хозяйственные особенности Бразилии и
Аргентины Основные черты географии промышленности, сельского хозяйства, транспорта.
Внутренние различия. Интеграционная группировка БРИКС. Экологические проблемы.
Практические работы:
Составление характеристики латиноамериканских столиц.
Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки (по
выбору).
Определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры
хозяйства региона.
Защита электронных презентаций о странах Латинской Америки (по выбору).
Защита электронных презентаций о городах Латинской Америки и их достопримечательностях
(по выбору).
Решение задач на определение города Латинской Америки по описанию находящихся в нем
достопримечательностей.
Решение задач на определение названия страны Латинской Америки по описанию.
РАЗДЕЛ 2. Глобальные проблемы человечества.
Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях.
Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая,
демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их
решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты
качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем.
Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические
экологические проблемы разных регионов Земли.
Практические работы:
Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также
географических аспектов других глобальных проблем человечества.
Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем человечества.
РАЗДЕЛ 3. Россия в современном мире.
Геополитическое положение России. Россия – евразийская держава.
Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических,
политических, культурных и научных связей России со странами мира.
Географическое положение РФ. Природа России. Население России. Часовые пояса.
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Особенности и проблемы
интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических
и внешнеполитических задач развития России.
Практические работы:
Определение основных направлений внешних экономических, политических, культурных и
научных связей России с наиболее развитыми странами мира.
16

Определение региона России по его описанию.
Определение различий во времени в регионах и городах России.
Решение задач на объяснение явлений (текущих событий и ситуаций) в окружающей среде на
основе их географической и геоэкологической экспертизы.
Решение задач на выявление явлений (текущих событий и ситуаций) в окружающей среде на
основе их географической и геоэкологической экспертизы.

17

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Раздел, тема курса
10 класс
РАЗДЕЛ 1. География в современном мире
Тема 1. География как наука
Тема 2. Современные методы географических исследований и источники
географической информации
Тема 3. Физическая география
Тема 4. Социально-экономическая география мира
РАЗДЕЛ 2. География мировых природных ресурсов
РАЗДЕЛ 3. Политическая карта мира: государства и границы
Тема 1. Объекты политической карты мира
Тема 2. Территория и границы государств
Тема 3. Формирование политической карты мира
Тема 4. Политическая география и геополитика
Тема 5. Показатели уровня социально-экономического развития стран мира
РАЗДЕЛ 4. Население мира
РАЗДЕЛ 5. Научно-техническая революция и география мирового хозяйства
РАЗДЕЛ 6. Россия на политической карте мира
РАЗДЕЛ 7. Геоэкология. Загрязнение и охрана окружающей среды.
Насущные проблемы человечества
11 класс
РАЗДЕЛ 1. Региональная характеристика мира
Тема 1. Регионы и страны мира
Тема 2. Зарубежная Европа
Тема 3. Зарубежная Азия
Тема 4. Австралия и Океания
Тема 5. Африка
Тема 6. Северная Америка
Тема 7. Латинская Америка
РАЗДЕЛ 2. Глобальные проблемы человечества
РАЗДЕЛ 3. Россия в современном мире
Резервное время - 4 часа

18

Кол-во часов
15
3
4
6
2
5
23
10
2
5
2
4
15
33
6
5

85
2
22
22
5
13
9
13
2
10

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ п/п

Наименование

Вид

Кол-во

Печатные пособия

1

Учебно-программное (учебный и тематические планы, учебные программы) обеспечение
Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 годы
1
(постановление правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497)

2

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков/. — М.: Просвещение, 2009

1

3

Фундаментальное ядро содержания общего образования (Рос. акад. наук, Рос.
акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова— 4-е изд., дораб. —
М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ«Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями)

1

ФГОС СОО (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года
№ 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования»
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004
года № 1089«Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования»(в ред. Приказов Минобрнауки России от
03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643,
от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69, от 23.06.2015 N 609)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая
2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (в ред.
Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30
августа 2013 года № 1015 «Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
- образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»(в ред. Приказов Минобрнауки России от
13.12.2013 N 1342, от 28.05.2014 N 598, от 17.07.2015 N 734)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2016 года
№ 336
«Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для
реализации образовательных программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования, соответствующих современным условиям
обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в
целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах РФ
(исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных
организациях, критериев его формирования и требований по функциональному
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места
02февраля 2015 года № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»
обучающегося указанными средствами обучения и воспитания»
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 мая
2015 года № НТ-530/08 «О примерных основных образовательных программах»

1

12

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июня
2015 года № НТ-670/08 «О направлении методических рекомендаций»

1

13

Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 года № 081786 «О рабочих программах учебных предметов»

1

14

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1645 «О внесении изменений
в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г.

1

4
5

6

7

8

9

10
11

19

1

1

1

1

1

1
1

15

Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
мая 2012 г. № 413» (зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2016 № 41020).

16

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. № 41, далее – СанПиН 2.4.4.3172–14).

17

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, в редакции Изменений № 1, утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29.06.2011 № 85, изменений № 2 утв. Постановлением Главного
государственного
санитарного
врача Российской
Федерации
от 25.12.2013
№
Федеральные
требования
к образовательным
учреждениям
в части
минимальной
72, далее – СанПиН
2.4.2.2821–10
оснащенности
учебного
процесса и оборудования учебных помещений
(утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986)
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки
России от 28 декабря 2010 г. № 2106)
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования,
одобренная решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол
от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), сайт
http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programmasrednego-obshhego-obrazovaniya/
Программа В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира»
10–11 классы, опубликованная в сборнике «В.П. Максаковский «Программы
общеобразовательных учреждений» География 10-11 классы, Базовый уровень.
– М.: Просвещение, 2012-2014»
Рабочая программа по географии. 10–11 классы. К учебнику В.П.
Максаковского «География. 10–11 классы». ФГОС. Москва: Планета. 2016
(составитель Болотникова Н.В.)
Программа В.П. Максаковского, опубликованная в сборнике «Программы для
общеобразовательных учреждений. География 6–11 классы» и в методическом
пособии В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира.
Дополнительные главы 10 кл.». Москва: Дрофа. 2001–2003

18
19

20

21

22

23

24

Программа курса географии для 10–11
учреждений Максаковский (М: Дрофа, 2012)

классов

общеобразовательных

1

1
1

1

1

1

1

1

Учебно-теоретическое (учебники, пособия) обеспечение
1

Учебник: В.П. Максаковский География. 10-11 класс: учебник для
общеобразовательных организаций: базовый уровень – 23-е изд., перераб. и доп.
– М.: Просвещение, 2014. – 416 с.

2

Атлас: География. 10 класс: атлас. – 5-е изд. стереотип. – М.: Дрофа;
Издательство ДИК, 2013 – 40 с.

3

В.П. Максаковский. Методическое пособие «Экономическая и социальная
география мира. Дополнительные главы 10 кл.». Москва: Дрофа. 2001-2003

4

Т.П. Герасимова, С.В. Мясникова.Общая география.
общеобразовательных учреждений. – С-П.: СпецЛит, 2001.

для

1

5

Н.Ф. Винокурова., Г.С. Камерилова и др. Природопользование 10-11 кл.
Учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений. –
М.: Дрофа,
2007
С.Б.
Лавров,
Ю.Н Гладкий. Глобальная география. Учебник для 11 класса
общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2003
В.Н. Холина. География человеческой деятельности. 10-11 кл. М.: –
Просвещение, 2002. Элективный курс
Рабочая тетрадь по экономической и социальной географии мира. 10 класс.
Москва: – Просвещение, 2017.

1

6
7
8

Учебник

1

1
1
1

Учебно-практическое (сборники упражнений и задач, контрольных заданий, текстов, практических
работ, хрестоматий) обеспечение
1
2

Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии. 6–
10 классы–М.: Просвещение, 2005
Е.А. Жижина, Н.А. Никитина. Поурочные разработки по экономической и
социальной географии мира. М.: – Вако, 2006

20

1
1

О.А. Бахчиева. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. М.: –
1
Дрофа, 2005
 О.А.
Климанова.Общая
География
в таблицах.
6-10 класс. М.: – Дрофа, 2007.
Т.П.
Герасимова.
география.
Программно-методические
материалы
4
1
 О.А. Климанова.
География
в цифрах.
для10–11
классов.
– М.: Дрофа,
2001 6-10 класс. М.: – Дрофа, 2007.
 Н.В.
Короновский.
Геология.
Учебноезнаний
пособие
для профильных
классов
В.И.
Сиротин.
Тетрадь для
оценки качества
по географии.
10 класс.
М.: –
5
1
общеобразовательных
учреждений. - М.: Дрофа, 2005.
Дрофа,
2007
Географический
Н.В. Короновский.
Основы геологии.
Программа
по географии
атлас школьника.
Экономическая
и социальная
географиядля
мира10-11
(для
6
1
классов
профильных
школ.
Программы
для
общеобразовательных
учреждений.
10 кл.) под редакцией В.И. Щербаковой. М.: –Дрофа, 2007
– М.: Дрофа, 2002.
Л.Е.
Перлов.
Дидактические
по географии.
класс. М.–
7
1
 С.Б.
Лавров
С.Б., Ю.Н. карточки-задания
Гладкий. Глобальная
география. 10
Методическое
Экзамен,
2006
пособие для 10 класса. – М.: Дрофа, 2002 .
 К.С.
Лазаревич,
Лазаревич.
География.
6-10карт.
классы.
Справочник
В.И.
Сиротин.
РабочаяЮ.Н.
тетрадь
с комплектом
контурных
Экономическая
и
8
1
школьника. география
М.: – Дрофа,
2007.
социальная
мира.
10 класс. М.: –Дрофа, 2007
 В.П. Максаковский Экономическая и социальная география мира.
Р.Х.
Хабибуллин. главы.
Раздаточные
материалы
по географии.
9
1
Дополнительные
10 класс.
М.: – Дрофа,
2001-2003.10 класс. М.: – Дрофа,
2007
 В.П. Максаковский. Программа «Экономическая и социальная география
10 В.И. Сиротин. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Задания и
1
мира». Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений.
упражнения для работы с контурными картами. М.: –Дрофа, 2007
классы».
М.: – Дрофа,
География.6-11
10 класс.
Контурные
карты. 2002.
М.: –Дрофа, 2007
11 География
1
 В.П. Максаковский. Методическое пособие по «Экономической и
стран СНГ и Балтии. Атлас. М.: –Дрофа, 2007
12 География
1
социальной географии мира». Книга для учителя. М.: – Просвещение, 1994.
Смирнова.
Дидактические
материалы
по
экономической
и
социальной
13 В.М.
1
 В.П. Максаковский. Географическая картина мира. 2 книги. М.: – Дрофа,
географии
мира.
М.:
–
Просвещение,
1996
2007.
 В.П. Максаковский.
Новое врекомендации
мире: цифры ипо
факты.
М.: – курса,
Дрофа,методические
2007.
Учебно-методическое
(методические
изучению
рекомендации
В.П. Максаковский.Рабочая
тетрадь
по географии:
10 кл.
Пособие для
повыполнению
контрольных работ,
по написанию
рефератов
и исследовательских
работ)
учащихся общеобразовательных учреждений.
– М.: Просвещение, 2004 г.
обеспечение
 Примерная программа для среднего (полного) общего образованияпо
В.П.
Максаковский.
в мире: цифры
М.: – Дрофа,законодательства
2007
1
1
географии
(1 сайт Новое
федерального
центраи факты.
образовательного
Т.П.
Общая география. Программно-методические материалы
2
www.Герасимова.
lexed. ru.)
1
для10–11
классов.
– М.:И.В.
Дрофа,
2001
 Скуратов Н.С.,
Гурина
Природопользование:
100 экзаменационных
Е.А.
Жижина,
Н.А. Никитина.
разработки
по экономической
и
3
ответов.
Экспресс-справочник
дляПоурочные
студентов вузов.
– М.:ИКЦ
Март; Ростов-на1
социальной
географии
мира.
М.: 2005
– Вако,
Дону: издательский
центр
Март,
г. 2006
О.А.
Сергеев
М.Б., Сергеева
Т.В.
Планета
Земля.
Развитие
идей и2007
представлений.
Климанова.
География
в цифрах.
6–-10
класс.
М.: – Дрофа,
4
1
Пособие
для
учащихся
старших
классов.
–
М:
Земля,
ЭКОС,
2000
г.
О.А. Климанова. География в таблицах. 6–10 класс. М.: – Дрофа, 2007
5
1
 Рабочая тетрадь по природопользованию 10-11 кл. М.- Просвещение, 1999.
Н.В. Короновский. Геология. Учебное пособие для профильных классов
6
1
общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005
3

7

С.Б. Лавров С.Б., Ю.Н. Гладкий. Глобальная география. Методическое пособие
для 10 класса. – М.: Дрофа, 2002

1

8

К.С. Лазаревич, Ю.Н. Лазаревич. География. 6–10 классы. Справочник
школьника. М.: – Дрофа, 2007

1

9

В.П. Максаковский. Методическое пособие по «Экономической и социальной
географии мира». Книга для учителя. М.: – Просвещение, 1994
В.П. Максаковский.Рабочая тетрадь по географии: 10 кл. Пособие для учащихся

1

10

1

общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2004 г.

14

Галеева Н.Л. Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на
уроках географии:
методическое
по освоению
и с.
Агеева
И.Д. Кто лучше
всех знаетпособие
Россию?для
М.:учителя
ТЦ Сфера,
2007. – 256
использованию педагогической технологии «ИСУД» - дидактического ресурса
Предметная
неделя географииобразовательного
в школе. – Ростовпроцесса.
н/Д.: Феникс,
224 с.
личностно-ориентированного
– М.:2005.
«5 за–знания»,
2006.
128
с.
География. 7-10 классы: активизация познавательной деятельности учащихся. –

15

Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.
В.П. Максаковский. Географическая картина мира. 2 книги. М.: – Дрофа, 2007

11
12
13

16
17
18
19

1
1
1
1
1

О.А. Бахчиева. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. М.: –
Дрофа, 2005
А.Б. Моргунова. Тесты для учащихся 9-11 кл. – Волгоград: Учитель, 2007
А.Ф. Романова «Экономическая и социальная география мира в вопросах и
ответах». - Волгоград: Учитель, 2007

1

Н.В. Яковлева «География 10-11 классы». Уроки
информационных технологий. - Волгоград: Учитель, 2009

1

21

с

использованием

1
1

20
22

1
2
3
4

Е.А. Жижина, Н.А. Никитина. Поурочные разработки по географии. 10 класс. –
М.: ВАКО, 2013. – 320с. – тесты стр. 295-312.

1

Материалы на электронных носителях и ИНТЕРНЕТ – ресурсы:
1
 http://geographer.ru
 http://geotest.nm.ru
 http://ege.edu.ru
Учебно-справочные (словари, учебно-терминологические словари, учебные справочники
Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии. – М.:
Просвещение, 1994
Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь: пособие для учащихся
средних и старшего возраста. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.

1

Ромашова Т.В. География в цифрах и фактах: Учебно-методическое пособие /
под общей редакцией проф. А.М. Малолетко. – Томск: ТОИПКРО. – 2008. – 152
с.
Шикина Л.Б. Реки, моря и озера России: Справочник школьника. – СПб.:

1

1

1

Издательский Дом «Литера», 2010. – 96 с.
5

Все столицы мира / авторы-сост.: О.В. Зыкина, Л.А. Бурлуцкая, Г.А.
Гальперина, Н.В. Иванова. – М.: Вече, 2005. – 592 с.

1

6

Кочнев С.А. 300 вопросов о Земле и Вселенной. – Ярославль, 2010. - 240 с.

1

7
8

Страны мира. Краткий политико-экономический справочник . – 2006-2013 гг. –
566 с.Холина, А.С. Наумов, И.А. Родионова. Справочное пособие по социальноВ.Н.
экономической географии мира. М.: – Дрофа, 2006

1
1

Учебно-наглядное (технические и электронные средства обучения, карты, иллюстрированные
материалы: альбомы, атласы, таблицы, схемы; лабораторное оборудование) обеспечение
Технические средства обучения
1

Компьютер

1

2
3
4
5

Мультимедийная доска
Проектор
Сканер
Ксерокс
Цифровые и и электронные образовательные ресурсы

1
1
1
1

1

Презентации MicrosoftPowerPoint.

2

Электронные и видеоиздания

3

Интерактивное наглядное пособие «География России»

4

DVD Экология. XXI век

5

DVD Экология. Нетрадиционнаяэнергетика

6

DVDОбразовательная коллекция. География 6-10 классы

7

Население Мира (120 шт.) + CD

8
9
10

География. Политическая карта. ООО «Медиахауз», «АСТ-Пресс школа», 2008
г.
Физическая карта мира. Интерактивное наглядное пособие, ООО «Дрофа», 2009
Политическая карта мира

1
2
3
4

Демонстрационные пособия
Карты настенные, ламинированные (см)
Политическая карта мира 100x140
Физическая карта мира 100x140
Важнейшие культурные растения мира 100x140
Африка. Политическая карта 70x100

д
д
д
д

1
1
1
1

5

Австралия и Океания. Политическая карта 70x100

д

1

6

Северная Америка. Политическая карта 70x100

д

1

7

Южная Америка. Политическая карта 70x100

д

1

8

Европа. Политическая карта 70x100

д

1

ДФ
п
ДФ
п
ДФ
п

1
1
1
1
1

22

д

1

д
д

1
1

9

Евразия. Политическая карта 100x140

д

1

10

Азия. Политическая карта 70x100

д

1

11

Африка. Хозяйственная деятельность населения 70x100

д

1

12

Австралия и Новая Зеландия. Хозяйственная деятельность населения 70x100

д

1

13

Северная Америка. Хозяйственная деятельность населения 70x100

д

1

14

Южная Америка. Хозяйственная деятельность населения 70x100

д

1

15

Зарубежная Азия. Хозяйственная деятельность населения 70x100

д

1

16

Зарубежная Европа. Хозяйственная деятельность населения 70x100

д

1

17

Особо охраняемые территории мира 100x140

д

1

108
109
110
111

Политическая карта мира 100x140
Народы мира 100x140
Религии мира 100x140
Население мира 100x140

д
д
д
д

I
1
1
1

112
113
114
115
116

Минеральные ресурсы мира 100x140
Экологические проблемы мира 100x140
Электроэнергетика мира 100x140
Транспорт мира 100x140
Сельское хозяйство мира 100x140

д
д
д
д
д

1
1
1
1
1

117
118
119

Промышленность мира 100x140
Агроклиматические ресурсы мира 100x140
Глобальные проблемы человечества 100x140

д
д
д

1
1
1

120

США. Общегеографическая карта 70x100

д

1

121
122
123
124
125
126

США. Социально-экономическая карта 70x100
Япония. Общегеографическая карта 70x100
Япония. Социально-экономическая карта 70x100
Китай. Общегеографическая карта 70x100
Китай. Социально-экономическая карта 70x100
Государства Зарубежной Европы. Социально-экономическая карта 70x100

д
д
д
д
д
д

1
1
1
1
1
1

127

Государства Зарубежной Азии. Социально-экономическая карта 70x100

д

1

128
129

Государства Африки. Социально-экономическая карта
Государства Северной Америки. Социально-экономическая карта 70x100

д
д

1
1

130

Государства Латинской Америки. Социально-экономическая карта 70x100

д

1

131

Австралия и Новая Зеландия. Социально-экономическая карта 70x100

д

1

д

1

132 Мировая добыча нефти и природного газа 100x140
133

Уровень социально-экономического развития стран мира 100x140

д

1

134

Международные организации 100x140

д

1

135

Памятники истории и культуры, находящиеся под охраной ЮНЕСКО
100x140
Модели

д

1

2

Глобус Земли политический М 1:40 млн. Д-320 мм; на подставке из пластика

д

1

3
6

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Натуральные объекты
Коллекция «Основные виды промышленного сырья»
Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки» (раздаточная)

д
п

1
15

7
8
9

Коллекция «Нефть и продукты ее переработки» (раздаточная)
Коллекция «Сырье для топливной промышленности» (раздаточная)
Коллекция «Сырье для химической промышленности» (раздаточная)

п
п
п

15
15
15

23

Дл
я
отражен
ия
количест

венных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:
К–для каждого ученика (25 ученических комплектов на кабинет и один комплект для учителя).
Ф – для фронтальной работы (8 комплектов на мастерскую, но не менее 1 экземпляра на двух
учеников).
П – комплект или оборудование, необходимое для практической работы в группах,
насчитывающих несколько учащихся (4–5 человек).
Д – демонстрационный материал не менее одного на класс

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».