Рабочая программа среднего общего образования по географии 10-11 класс базовый уровень по ФГОС

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (в ред. изменений);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) (в ред. изменений)
- Санитарно-эпидемиологических правил и норматив СанПиН 2.4.2.2821-10 (в ред. изменений);
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345 (в ред. изменений);
- ООП СОО МАОУ СОШ № 11 имени В.И. Смирнова г. Томск;
- География: программа: 10-11 классы: базовый уровень; углубленный уровень/ О.А. Бахчиева.
– М.: Вентана-Граф, 2014.
География как учебный предмет занимает важное место в формировании общей картины мира,
географической грамотности, необходимой для повседневной жизни, навыков безопасного для
человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры,
формирования собственной позиции по отношению к географической информации, получаемой из
СМИ и других источников. География формирует географическое мышление - целостное восприятие
всего спектра природных, экономических, социальных реалий.
Главными целями курса являются:
- формирование всесторонне развитой личности через овладение системой географических
знаний, позволяющих формировать целостное представление об окружающем мире, о его
многообразии, решать комплексные задачи, требующие учёта географической ситуации на
конкретной территории, моделировать природные, социально-экономические и геоэкологические
явления и процессы с учетом пространственно-временных условий и факторов.
- формирование у школьников законченных широких представлений о социальноэкономической составляющей географической картины мира и систематизированного целостного
представления о закономерностях развития мирового хозяйства, формирования политической карты
мира, размещения хозяйства и общества, о пространственном функционировании экономических
законов на неоднородных в природном и хозяйственно-культурном отношении территориях
современного мира, о роли географии в их познании.
Основные задачи курса:
Образовательные:
- формирование понимания предмета и задач современной географической науки, её
структуры, тенденций развития, места и роли географии в жизни общества;
- формирование основных теоретических категорий и понятий;
- формирование научных представлений, отражающих, систематизирующих и обобщающих
географические различия природы, населения и хозяйства регионов и стран мира;
- формирование осознания пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в
географической действительности природных, социально-экономических, техногенно- природных,
техногенных процессов, объектов;
- овладение системой знаний о глобальных проблемах современности;
- продолжение формирования навыков анализа текста учебника, диаграмм, графиков,
тематических карт, статистического материала.
Развивающие:
- развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной
организации общества;
- развитие умений сравнивать, сопоставлять отдельные географические явления и процессы,
происходящие в разных регионах и странах мира, составлять комплексные характеристики;
- развитие познавательного интереса к общечеловеческим проблемам социального характера
(межнациональных отношений, культуры, нравственности);
2

- развитие творческих способностей посредством применения традиционных и современных
географических методов исследования;
- развитие умений анализировать проблемные ситуации, предлагать возможные пути их
решения, устанавливать причинно-следственные связи;
- развитие умений применения знаний и навыков субъективно-объективной деятельности, в том
числе в природопользовании с учётом хозяйственной целесообразности и экологических требований
в геопространственной реальности;
- развитие умений нахождения и применения географической информации, включая карты,
статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной
оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и
геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного
развития.
Воспитательные:
- воспитание патриотизма;
- воспитание толерантности к другим народам и культурам;
- воспитание умения самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или
опасности окружающей среды для выработки личностной ценностно-поведенческой линии в сфере
жизнедеятельности;
- воспитание собственного отношения к явлениям современной жизни и умения отстаивать
свою жизненную позицию.
Указанные цели раскрываются также и в следующих задачах курса:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично
изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных
уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах
изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания
и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его
регионов и крупнейших стран;
- формирование системы знаний об экономических и социальных проблемах современного
мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном
уровнях;
- развитие у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие
способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями
проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- формирование географической культуры и географического мышления обучающихся;
- овладение обучающимися специальными и общеучебными умениями, позволяющими им
самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;
- нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические
материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших
социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической
ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного
отношения к окружающей среде.
Рабочая программа направлена на достижение планируемых результатов ФГОС СОО
(личностных, метапредметных: регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД).
Рабочая программа обеспечивает преемственность с ранее изученными курсами географии в 6–
9 классах: «Начальный курс географии», «География материков и океанов», «География России.
Природа», «География России. Население и хозяйство», а также с предметами история,
обществознание, литература, экология, биология, химия, физика.
Рабочая программа предназначена для учащихся 10–11 классов средней (полной)
общеобразовательной (базового уровня) школы.
3

В связи с тем, что в учебном плане общеобразовательного учреждения 34 учебных недели, то
на программу в 10 и 11 классах отводится по 34 часа, по 1 часу в неделю.
В соответствии с ФГОС СОО география может изучаться на базовом и углубленном уровнях.
Изучение географии на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и
общекультурной подготовки выпускников, в том числе на формирование целостного восприятия
мира.
Программой и тематическим планированием предусмотрен практические работы. Но при этом
учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения
планируемых результатов, тема которых записывается в журнал. Практические работы могут
оцениваться как выборочно, так и фронтально, это связано с учебными целями, которые
определяются для каждой практической работы (обучающие практические работы, тренировочные и
итоговые). С этой целью указывается вид практической работы – обучающая (О), тренировочная (Т),
итоговая (И). Оценки за итоговые работы выставляются всем обучающимся, тренировочные и
обучающие практические работы оцениваются по усмотрению учителя.
Итоговые работы могут проводиться как на уроках, так и в виде домашнего задания.

4

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Личностные результаты
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского
народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии;
коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям.
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог
с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях
об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России
и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
Метапредметные результаты
Регулятивные
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные

5

- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов,
- умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
Коммуникативные
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
- понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем
человечества;
- определять количественные и качественные характеристики географических объектов,
процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
- составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие
географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные
взаимодействия;
- сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления
закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;
- сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
- выявлять закономерности и тенденции развития социальноэкономических и экологических
процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;
- раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
- выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
6

- выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
- описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
- решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни
человека;
- оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и
регионах мира;
- объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и
их частей;
- характеризовать географию рынка труда;
- рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения
стран, регионов мира;
- анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства
отдельных стран и регионов мира;
- характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
- приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
- определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя
показатель внутреннего валового продукта;
- оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников
информации в современных условиях функционирования экономики;
- оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
- оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансовоэкономических и политических отношений;
- объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие
мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы
между собой, делать выводы на основе сравнения;
- переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных,
чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
- составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки
отдельных стран и регионов мира;
- делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их
компонентов;
- выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
- давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в
географической оболочке;
- понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на
безопасность окружающей среды;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
- раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
- прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием
международных отношений;
- оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической
карты мира;
оценивать
геополитические
риски,
вызванные
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
- оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
- оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство; анализировать
региональную политику отдельных стран и регионов;
- анализировать основные направления международных исследований малоизученных
территорий;
7

- выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения
России, ее роль в международном географическом разделении труда;
- понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной
территорией и исключительной экономической зоной России;
- давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем
человечества.

8

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс
РАЗДЕЛ 1. Современные методы географических исследований и источники
географической информации. Основные источники географической информации. Различные виды
карт и методы работы с ними. Картографический метод в исследовании процессов и явлений.
Методы географического сравнения территорий. Количественные и качественные характеристики
территории. Аэрокосмические методы географических исследований. Метод моделирования. Геоинформационные системы.
РАЗДЕЛ 2. Общая характеристика мира.
Тема 1. Современная политическая карта мира. Основные страны и регионы мира.
Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения.
Основные этапы формирования политической карты мира. Разнообразие стран мира и их
типология. Основные критерии выделения различных типов стран.
Государственный строй, основные формы правления и административно-территориального
устройства стран мира.
Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по
размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям
географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны
(главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые
страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).
Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.
Практические работы:
Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».
Характеристика политико-географического положения (ПГП) страны. Его изменение во
времени (по выбору обучающихся).
Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей
среды.
Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде.
Представление о ноосфере.
Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности
размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное
природопользование.
Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения
экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного
природного и культурного наследия.
Практическая работа: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по
выбору учащихся).
Тема 3. Население мира.
Численность населения мира и динамика изменения численности. Типы воспроизводства
населения, их особенности. Демографический взрыв, демографический кризис и демографическая
политика. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав,
городское и сельское население). Размещение и плотность населения Географические различия в
плотности населения и качестве жизни населения. Миграции населения. Мировые и национальные
религии. Роль религии в развитии общества. Основные очаги этнических и конфессиональных
конфликтов.
Крупнейшие расы и народы мира. Языковые семьи, их распространение по территории мира.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.
География рынка труда и занятости.
Расселение населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация. Специфика
городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.
Практические работы:
9

Типы воспроизводства в современном мире (на основе использования различных источников
информации).
Обозначение на контурной карте мира шести стран, на которые приходится 50% мирового
населения.
Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира.
Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов.
Тема 4. Научно-техническая революция и география мирового хозяйства.
Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. Изменение отраслевой
структуры. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер Развитие
сферы услуг. Международное географическое разделение труда.
Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы
и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов
мира; определяющие их факторы.
Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество,
создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых
отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная
торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
Международные отношения. Географические аспекты глобализации.
Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических,
политических, культурных и научных связей России со странами мира. Особенности и проблемы
интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических
и внешнеполитических задач развития России.
Практические работы:
Построение картосхемы размещения основных районов энергетической, машиностроительной,
химической отраслей промышленности мира (по выбору).
Составление систематизирующей таблицы «Группировка стран мира по уровню развития
машиностроения».
Определение стран-экспортеров основных видов сырья, промышленной и с/х продукции,
разных видов услуг.
Составление характеристики автомобильной промышленности мира.
Анализ статистических и картографических материалов, характеризующих географию
внешнеэкономических связей.
11 класс 34 часа
РАЗДЕЛ 3. РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА.
Тема 5. Зарубежная Европа.
Страны Европы – комплексная географическая характеристика стран. Особенности экономикогеографического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры,
современных проблем развития крупных регионов и стран Европы. Численность населения и народы
зарубежной Европы. Религиозный состав населения, распространенные языки. Миграции. Высокий
уровень урбанизации, крупнейшие города и городские агломерации. Культурно-исторические
центры. Основные черты отраслевой и территориальной структур хозяйства. ТЭК. Размещение
черной и цветной металлургии, химической и лесной промышленности. Отрасли легкой
промышленности. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Основные черты
географии сельского хозяйства. Транспортный комплекс. Главные районы отдыха и туризма.
Экологические проблемы. Географические особенности стран и народов Северной, Западной,
Восточной и Южной Европы. Сравнительные географические характеристики отдельных
европейских стран ЕС и значение этой интеграционной группировки в развитии европейских стран.
Международная специализация крупнейших стран Европы. Ведущие страны-экспортеры
основных видов продукции.
Практические работы:
Создание географического образа территории зарубежной Европы.
Составление экономико-географической характеристики страны (по выбору).
Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран.
10

Характеристика политико-географического положения страны.
Характеристика территориальных диспропорций в размещении производства на примере
экономически развитых стран.
Характеристика природно-ресурсного потенциала страны (по выбору).
Нанесение стран и субрегионов Европы на контурную карту.
Тема 6. Зарубежная Азия. Австралия.
Комплексная географическая характеристика стран Зарубежной Азии. Особенности экономикогеографического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры,
современных проблем развития крупных регионов и стран Азии. Международная специализация
крупнейших стран Азии. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.
Особенности ЭГП и ПГП стран. Численность населения и народы зарубежной Азии.
Религиозный состав населения, распространенные языки. Миграции. Уровень урбанизации,
крупнейшие города и городские агломерации. Культурно-исторические центры. Основные черты
отраслевой и территориальной структур хозяйства. ТЭК. Размещение черной и цветной металлургии,
химической и лесной промышленности. Отрасли легкой промышленности. Природные предпосылки
для развития сельского хозяйства. Основные черты географии сельского хозяйства. Транспортный
комплекс. Главные районы отдыха и туризма. Экологические проблемы. Географические
особенности стран и народов Юго-Западной, Южной, Центральной, Восточной и Юго-Восточной
Азии. Сравнительные географические характеристики отдельных стран — членов ОПЭК, АТЭС и
АСЕАН и значение этих интеграционных группировок в развитии азиатских стран.
Страны и народы Австралии и Океании.
Практические работы:
Нанесение стран и субрегионов Азии на контурную карту.
Анализ особенностей размещения населения зарубежной Азии.
Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран Азии (по
выбору).
Анализ международных экономических связей страны на примере Индии, Китая, Японии (по
выбору).
Анализ внешней торговли Австралии.
Создание географического образа территории зарубежной Азии.
Тема 7. Африка.
Страны и народы Африки. Особенности и географические различия в жизни населения
различных стран Африки. ОАЕ.
Историко-географические особенности формирования региона. ЭГП стран. Хозяйственная
оценка природных ресурсов. Население. Распространенные языки и религии. Крупнейшие города,
характер сельского расселения. Основные черты географии промышленности, сельского хозяйства,
транспорта. Внутренние различия. Экологические проблемы.
Практические работы:
Нанесение стран и субрегионов Африки на контурную карту.
Создание географического образа территории Африки.
Тема 8. Северная Америка
Страны и народы Северной Америки. Качество жизни населения. Хозяйственные связи
стран региона. НАФТА.
Соединенные Штаты Америки – историко-географические особенности формирования
государства и их влияние на современную экономическую и социальную географию страны. ЭГП и
ПГП как факторы развития. Население США: этнический состав, значение иммиграции, размещение.
Крупнейшие городские агломерации и мегаполисы. Субурбанизация. Ведущие отрасли хозяйства и их
размещение. Природно-ресурсный потенциал. Транспорт. Экономические районы США. Роль страны в
мировой экономике. Экологические проблемы. Канада.
Практическая работа: Определение пространственного рисунка размещения хозяйства США.
Тема 9. Латинская Америка.
Страны и народы Латинской Америки. Природные и хозяйственные особенности Бразилии и
Аргентины. ЛААИ. Историко-географические особенности формирования региона. ЭГП стран.
11

Значение близости США. Хозяйственная оценка природных ресурсов. Население. Распространенные
языки и религии. Крупнейшие города, характер сельского расселения. Основные черты географии
промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Внутренние различия. Экологические проблемы.
Практические работы:
Составление характеристики латиноамериканских столиц.
Сравнительная характеристика развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки (по
выбору).
РАЗДЕЛ 4. Глобальные проблемы человечества.
Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях.
Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая,
демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их
решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты
качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем.
Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические
экологические проблемы разных регионов Земли.
Практические работы:
Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также
географических аспектов других глобальных проблем человечества.
Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем человечества.
РАЗДЕЛ 5. Россия в современном мире.
Геополитическое положение России. Россия – евразийская держава.
Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических,
политических, культурных и научных связей России со странами мира. Особенности и проблемы
интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических
и внешнеполитических задач развития России.
Практическая работа: Определение основных направлений внешних экономических,
политических, культурных и научных связей России с наиболее развитыми странами мира.

12

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Раздел, тема курса
10 класс
РАЗДЕЛ 1. Современные методы географических исследований и
источники географической информации
РАЗДЕЛ 2. Общая характеристика мира
Тема 1. Современная политическая карта мира. Основные страны и
регионы мира
Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и
охрана окружающей среды
Тема 3. Население мира
Тема 4. Научно-техническая революция и география мирового
хозяйства
11 класс34 часа
РАЗДЕЛ 3. Региональная характеристика мира
Тема 5. Зарубежная Европа
Тема 6. Зарубежная Азия. Австралия
Тема 7. Африка
Тема 8. Северная Америка
Тема 9. Латинская Америка
РАЗДЕЛ 4. Глобальные проблемы человечества
РАЗДЕЛ 5. Россия в современном мире

13

Кол-во часов
1
31
4
6
8
13

32
10
10
4
2
3
2
1

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ п/п

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

Наименование

Вид

ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Кол-во

Печатные пособия
Учебно-программное (учебный и тематические планы, учебные программы) обеспечение
1

Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 годы
(постановление правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497)

1

2

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков/. — М.: Просвещение, 2009

1

3

Фундаментальное ядро содержания общего образования (Рос. акад. наук, Рос.
акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова— 4-е изд., дораб. —
М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральным законом от
06.04.2015 N 68-ФЗ (ред. 19.12.2016)
ФГОС СОО (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года
№ 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования»
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004
года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования»(в ред. Приказов Минобрнауки России от
03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643,
от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69, от 23.06.2015 N 609)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая
2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (в ред.
Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30
августа 2013 года № 1015 «Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
- образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»(в ред. Приказов Минобрнауки России от
13.12.2013 N 1342, от 28.05.2014 N 598, от 17.07.2015 N 734)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта
2014 года № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования»(в ред. Приказов Минобрнауки России от
08.06.2015 N 576, от 28.12.2015 N 1529, от 26.01.2016 N 38, от 21.04.2016 N 459,
от 29.12.2016 N 1677)

1

10

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2016 года
№ 336
«Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для
реализации образовательных программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования, соответствующих современным условиям
обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в
целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах РФ
(исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных
организациях, критериев его формирования и требований по функциональному
оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места
обучающегося указанными средствами обучения и воспитания»

1

11

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
02февраля 2015 года № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»

1

4

5

6

7

8

9

14

1

1

1

1

1

1

12

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 мая
2015 года № НТ-530/08 «О примерных основных образовательных программах»

1

13

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 мая
2015 года № НТ-530/08 «О примерных основных образовательных программах»

1

14

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июня
2015 года № НТ-670/08 «О направлении методических рекомендаций»

1

15

Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 года № 081786 «О рабочих программах учебных предметов»

1

16

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1645 «О внесении изменений
в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г.
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
мая 2012 г. № 413» (зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2016 № 41020).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. № 41, далее – СанПиН 2.4.4.3172–14).

1

19

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, в редакции Изменений № 1, утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29.06.2011 № 85, изменений № 2 утв. Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 №
72, далее – СанПиН 2.4.2.2821–10

1

20

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной
оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений
(утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986)

1

21

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки
России от 28 декабря 2010 г. № 2106)

1

22

Примерная основная образовательная программа среднего общего образования,
одобренная решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол
от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), сайт
http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programmasrednego-obshhego-obrazovaniya/

1

23

Программа В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира»
10–11 классы, опубликованная в сборнике «В.П. Максаковский «Программы
общеобразовательных учреждений» География 10-11 классы, Базовый уровень.
– М.: Просвещение, 2012-2014»

1

24

1

25

Рабочая программа по географии. 10–11 классы. К учебнику В.П.
Максаковского «География. 10–11 классы». ФГОС. Москва: Планета. 2016
(составитель Болотникова Н.В.)
Программа В.П. Максаковского, опубликованная в сборнике «Программы для
общеобразовательных учреждений. География 6–11 классы» и в методическом
пособии В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира.
Дополнительные главы 10 кл.». Москва: Дрофа. 2001–2003

26

2. Программа курса географии для 10–11 классов общеобразовательных

1

17

18

учреждений Максаковский (М: Дрофа, 2012)
Учебно-теоретическое (учебники, пособия) обеспечение
1

Учебник: В.П. Максаковский География. Экономическая и социальная
география мира. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций:
базовый уровень – 22-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 397 с.

2

Учебник: В.П. Максаковский География. 10-11 класс: учебник для
общеобразовательных организаций: базовый уровень – 23-е изд., перераб. и доп.
– М.: Просвещение, 2014. – 416 с.
Атлас: География. 10 класс: атлас. – 5-е изд. стереотип. – М.: Дрофа;
Издательство ДИК, 2013 – 40 с.

3

15

1

1

1

4

В.П. Максаковский. Методическое пособие «Экономическая и социальная
география мира. Дополнительные главы 10 кл.». Москва: Дрофа. 2001-2003

1

5

Т.П. Герасимова, С.В. Мясникова.
Общая география. Учебник для
общеобразовательных учреждений. – С-П.: СпецЛит, 2001.
Н.Ф.Винокурова., Г.С. Камерилова и др. Природопользование 10-11 кл.
Учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений. –
С.Б.
Лавров,
Ю.Н Гладкий. Глобальная география. Учебник для 11 класса
М.: Дрофа,
2007
общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2003

1

8

В.Н. Холина. География человеческой деятельности. 10-11 кл. М.: –
Просвещение, 2002. Элективный курс

1

9

Рабочая тетрадь по экономической и социальной географии мира. 10 класс.
Москва: – Просвещение, 2017.
Г.Н. Элькин. Поурочное планирование «Экономическая и социальная
география мира.. 10 класс». Санкт-Петербург: – Паритет, 2002

1

6
7

10

1
1

1

Учебно-практическое (сборники упражнений и задач, контрольных заданий, текстов, практических
работ, хрестоматий) обеспечение
1
2

Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии. 6–
10 классы–М.: Просвещение, 2005
Е.А. Жижина, Н.А. Никитина. Поурочные разработки по экономической и
социальной географии мира. М.: – Вако, 2006

1
1

О.А. Бахчиева. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. М.: –
1
Дрофа, 2005
 О.А.
Климанова. География
в таблицах.
6-10 класс. М.: – Дрофа, 2007.
Т.П.
Герасимова.
Общая география.
Программно-методические
материалы
4
1
 О.А. Климанова.
География
в цифрах.
для10–11
классов.
– М.: Дрофа,
2001 6-10 класс. М.: – Дрофа, 2007.
 Н.В.
Короновский.
Геология.
Учебноезнаний
пособие
для профильных
классов
В.И.
Сиротин.
Тетрадь для
оценки качества
по географии.
10 класс.
М.: –
5
1
общеобразовательных
учреждений. - М.: Дрофа, 2005.
Дрофа, 2007
Географический
Н.В. Короновский.
Основы геологии.
Программа
по географии
атлас школьника.
Экономическая
и социальная
географиядля
мира10-11
(для
6
1
классов
профильных
школ.
Программы
для
общеобразовательных
учреждений.
10 кл.) под редакцией В.И. Щербаковой. М.: –Дрофа, 2007
– М.: Дрофа, 2002.
Л.Е.
Перлов.
Дидактические
по географии.
класс. М.–
7
1
 С.Б.
Лавров
С.Б., Ю.Н. карточки-задания
Гладкий. Глобальная
география. 10
Методическое
Экзамен,
2006
пособие для
10 класса. – М.: Дрофа, 2002 .
В.И.К.С.
Лазаревич,
Лазаревич.
География.
6-10карт.
классы.
Справочник
Сиротин.
РабочаяЮ.Н.
тетрадь
с комплектом
контурных
Экономическая
и
8
1
школьника.
М.:
–
Дрофа,
2007.
социальная география мира. 10 класс. М.: –Дрофа, 2007
 В.П. Максаковский Экономическая и социальная география мира.
Р.Х.
Хабибуллин. главы.
Раздаточные
материалы
по географии.
9
1
Дополнительные
10 класс.
М.: – Дрофа,
2001-2003.10 класс. М.: – Дрофа,
2007
 В.П. Максаковский. Программа «Экономическая и социальная география
10 В.И. Сиротин. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Задания и
1
мира». Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений.
упражнения для работы с контурными картами. М.: –Дрофа, 2007
классы».
М.: – Дрофа,
География.6-11
10 класс.
Контурные
карты. 2002.
М.: –Дрофа, 2007
11 География
1
 В.П. Максаковский. Методическое пособие по «Экономической и
География
стран
СНГ
и
Балтии.
Атлас.
М.:
–Дрофа,
2007
12
1
социальной географии мира». Книга для учителя. М.: – Просвещение, 1994.
Смирнова.
Дидактические
материалы
по
экономической
и
социальной
13 В.М.
1
 В.П. Максаковский. Географическая картина мира. 2 книги. М.: – Дрофа,
географии
мира.
М.:
–
Просвещение,
1996
2007.
 В.П. Максаковский.
Новое врекомендации
мире: цифры ипо
факты.
М.: – курса,
Дрофа,методические
2007.
Учебно-методическое
(методические
изучению
рекомендации
В.П. Максаковский.
Рабочая
по географии:
10 кл.
Пособие для
повыполнению
контрольных
работ, тетрадь
по написанию
рефератов
и исследовательских
работ)
учащихся общеобразовательных учреждений.
– М.: Просвещение, 2004 г.
обеспечение
 Примерная программа для среднего (полного) общего образования по
В.П.
Максаковский.
в мире: цифры
М.: – Дрофа,законодательства
2007
1
1
географии
(1 сайт Новое
федерального
центраи факты.
образовательного
Т.П.
Герасимова.
Общая
география.
Программно-методические
материалы
2
www. lexed. ru.)
1
для10–11
классов.
– М.:И.В.
Дрофа,
2001
 Скуратов Н.С.,
Гурина
Природопользование:
100 экзаменационных
Е.А.
Жижина,
Н.А. Никитина.
разработки
по экономической
и
3
1
ответов.
Экспресс-справочник
дляПоурочные
студентов вузов.
– М.:ИКЦ
Март; Ростов-насоциальной
географии
мира.
М.: 2005
– Вако,
Дону: издательский
центр
Март,
г. 2006
О.А.
Сергеев
М.Б., Сергеева
Т.В.
Планета
Земля.
Развитие
идей и2007
представлений.
Климанова.
География
в цифрах.
6–-10
класс.
М.: – Дрофа,
4
1
Пособие
для
учащихся
старших
классов.
–
М:
Земля,
ЭКОС,
2000
г.
О.А. Климанова. География в таблицах. 6–10 класс. М.: – Дрофа, 2007
5
1
 Рабочая тетрадь по природопользованию 10-11 кл. М.- Просвещение, 1999.
Н.В. Короновский. Геология. Учебное пособие для профильных классов
6
1
общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005
3

7

С.Б. Лавров С.Б., Ю.Н. Гладкий. Глобальная география. Методическое пособие
для 10 класса. – М.: Дрофа, 2002

16

1

8

К.С. Лазаревич, Ю.Н. Лазаревич. География. 6–10 классы. Справочник
школьника. М.: – Дрофа, 2007

1

9

В.П. Максаковский. Методическое пособие по «Экономической и социальной
географии мира». Книга для учителя. М.: – Просвещение, 1994
В.П. Максаковский.
Рабочая тетрадь по географии: 10 кл. Пособие для

1

10

1

учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2004 г.

14

Галеева Н.Л. Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на
уроках
методическое
по освоению
и с.
Агеева географии:
И.Д. Кто лучше
всех знаетпособие
Россию?для
М.:учителя
ТЦ Сфера,
2007. – 256
использованию педагогической технологии «ИСУД» - дидактического ресурса
Предметная
неделя географииобразовательного
в школе. – Ростовпроцесса.
н/Д.: Феникс,
224 с.
личностно-ориентированного
– М.:2005.
«5 за–знания»,
2006.
128 с. 7-10 классы: активизация познавательной деятельности учащихся. –
География.

15

Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.
В.П. Максаковский. Географическая картина мира. 2 книги. М.: – Дрофа, 2007

11
12
13

1
1
1
1
1

О.А. Бахчиева. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. М.: –
Дрофа, 2005
А.Б. Моргунова. Тесты для учащихся 9-11 кл. – Волгоград: Учитель, 2007
А.Ф. Романова «Экономическая и социальная география мира в вопросах и
ответах». - Волгоград: Учитель, 2007

1

19

Н.В. Яковлева «География 10-11 классы». Уроки
информационных технологий. - Волгоград: Учитель, 2009

использованием

1

20

Е.А. Жижина, Н.А. Никитина. Поурочные разработки по географии. 10 класс. –
М.: ВАКО, 2013. – 320с. – тесты стр. 295-312.

1

21

Ю.А. Симагин, В.Б. Пятунин. Контрольные и проверочные тесты, 10-11кл.-М.:
Дрофа, 2002

1

16
17
18

22

1
2
3
4

с

1
1

Материалы на электронных носителях и ИНТЕРНЕТ – ресурсы:
1
 http://geographer.ru
 http://geotest.nm.ru
 http://ege.edu.ru
Учебно-справочные (словари, учебно-терминологические словари, учебные справочники
Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии. – М.:
Просвещение, 1994
Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь: пособие для учащихся
средних и старшего возраста. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.

1

Ромашова Т.В. География в цифрах и фактах: Учебно-методическое пособие /
под общей редакцией проф. А.М. Малолетко. – Томск: ТОИПКРО. – 2008. – 152
с.
Шикина Л.Б. Реки, моря и озера России: Справочник школьника. – СПб.:

1

1

1

Издательский Дом «Литера», 2010. – 96 с.
5

Все столицы мира / авторы-сост.: О.В. Зыкина, Л.А. Бурлуцкая, Г.А.
Гальперина, Н.В. Иванова. – М.: Вече, 2005. – 592 с.

1

6

Акимушкин И.И. Причуды природы. Кн. 1-2-М.: Юный натуралист, 2012.-112 с.

1

7

Вартаньян Э.А. История с географией.- Самара, 2000. - 224 с.

1

8
9

Гурулев С.А. Что в имени твоем, Байкал? – Новосибирск: Наука. 2011.-168 с.
Кочнев С.А. 300 вопросов о Земле и Вселенной. – Ярославль, 2010. - 240 с.

1
1

10

Страны мира. Краткий политико-экономический справочник . – 2006-2013 гг. –
566 с.
В.Н. Холина, А.С. Наумов, И.А. Родионова. Справочное пособие по социальноэкономической географии мира. М.: – Дрофа, 2006

1

11

1

Учебно-наглядное (технические и электронные средства обучения, карты, иллюстрированные
материалы: альбомы, атласы, таблицы, схемы; лабораторное оборудование) обеспечение
Технические средства обучения
1
2
3

Компьютер
Мультимедийная доска
Проектор

1
1
1

17

4
5

Сканер
Ксерокс

1
1
Цифровые и и электронные образовательные ресурсы

1

Презентации MicrosoftPowerPoint.

2

Электронные и видеоиздания

3

Интерактивное наглядное пособие «География России»

4

DVD Экология. XXI век

5

DVD Экология. Нетрадиционная энергетика

6

DVD Образовательная коллекция. География 6-10 классы

7

Население Мира (120 шт.) + CD

8
9
10

География. Политическая карта. ООО «Медиахауз», «АСТ-Пресс школа», 2008
г.
Физическая карта мира. Интерактивное наглядное пособие, ООО «Дрофа», 2009
Политическая карта мира

1
2
3
4

Демонстрационные пособия
Карты настенные, ламинированные (см)
Политическая карта мира 100x140
Физическая карта мира 100x140
Важнейшие культурные растения мира 100x140
Африка. Политическая карта 70x100

д
д
д
д

1
1
1
1

5

Австралия и Океания. Политическая карта 70x100

д

1

6

Северная Америка. Политическая карта 70x100

д

1

7

Южная Америка. Политическая карта 70x100

д

1

8

Европа. Политическая карта 70x100

д

1

9

Евразия. Политическая карта 100x140

д

1

10

Азия. Политическая карта 70x100

д

1

11

Африка. Хозяйственная деятельность населения 70x100

д

1

12

Австралия и Новая Зеландия. Хозяйственная деятельность населения 70x100

д

1

13

Северная Америка. Хозяйственная деятельность населения 70x100

д

1

14

Южная Америка. Хозяйственная деятельность населения 70x100

д

1

15

Зарубежная Азия. Хозяйственная деятельность населения 70x100

д

1

16

Зарубежная Европа. Хозяйственная деятельность населения 70x100

д

1

17

Особо охраняемые территории мира 100x140

д

1

108
109
110
111

Политическая карта мира 100x140
Народы мира 100x140
Религии мира 100x140
Население мира 100x140

д
д
д
д

I
1
1
1

112
113
114
115
116

Минеральные ресурсы мира 100x140
Экологические проблемы мира 100x140
Электроэнергетика мира 100x140
Транспорт мира 100x140
Сельское хозяйство мира 100x140

д
д
д
д
д

1
1
1
1
1

117
118

Промышленность мира 100x140
Агроклиматические ресурсы мира 100x140

д
д

1
1

119

Глобальные проблемы человечества 100x140

д

1

120
121

США. Общегеографическая карта 70x100
США. Социально-экономическая карта 70x100

д
д

1
1

ДФ
п
ДФ
п
ДФ
п

1
1
1
1
1

18

д

1

д
д

1
1

Государства Зарубежной Европы. Социально-экономическая карта 70x100

д
д
д
д
д

1
1
1
1
1

Государства Зарубежной Азии. Социально-экономическая карта 70x100

д

1

Государства Африки. Социально-экономическая карта
Государства Северной Америки. Социально-экономическая карта 70x100

д
д

1
1

130

Государства Латинской Америки. Социально-экономическая карта 70x100

д

1

131

Австралия и Новая Зеландия. Социально-экономическая карта 70x100

д

1

д

1

122
123
124
125
126
127
128
129

Япония. Общегеографическая карта 70x100
Япония. Социально-экономическая карта 70x100
Китай. Общегеографическая карта 70x100
Китай. Социально-экономическая карта 70x100

132 Мировая добыча нефти и природного газа 100x140
133

Уровень социально-экономического развития стран мира 100x140

д

1

134

Международные организации 100x140

д

1

135

Памятники истории и культуры, находящиеся под охраной ЮНЕСКО
100x140
Модели

д

1

2

Глобус Земли политический М 1:40 млн. Д-320 мм; на подставке из пластика

д

1

3
6

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Натуральные объекты
Коллекция «Основные виды промышленного сырья»
Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки» (раздаточная)

д
п

1
15

7
8
9

Коллекция «Нефть и продукты ее переработки» (раздаточная)
Коллекция «Сырье для топливной промышленности» (раздаточная)
Коллекция «Сырье для химической промышленности» (раздаточная)

п
п
п

15
15
15

Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая
система символических обозначений:
 К–для каждого ученика (25 ученических комплектов на кабинет и один комплект для учителя).
 Ф – для фронтальной работы (8 комплектов на мастерскую, но не менее 1 экземпляра на двух
учеников).
 П – комплект или оборудование, необходимое для практической работы в группах,
насчитывающих несколько учащихся (4–5 человек).
 Д – демонстрационный материал не менее одного на класс

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».