Рабочая программа среднего общего образования по астрономии 10 класс ФГОС

Пояснительная записка
Рабочая программа по астрономии для среднего общего образования разработана на основе
фундаментального ядра общего образования и в соответствии с требованиями ФГОС к структуре и
результатам освоения основных образовательных программ среднего общего образования.
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (в ред. изменений);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) (в ред.
изменений)Санитарно-эпидемиологических правил и норматив СанПиН 2.4.2.2821-10 (в ред.
изменений);
- Концепция развития предметной области «Естественные науки. ФИЗИКА» Утверждена
Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642.
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345 (в ред. изменений);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 г. N2 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.04.2014 г. N
31823).
- Концепция преподавания учебного предмета «Астрономия» в образовательных
организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы
(Утверждена решением коллегии Министерством просвещения РФ протокол от 3 декабря 2019г.
№ПК -4вн)
- Концепция развития физико-математического и естественнонаучного образования ТО на
2019-2025 годы (Утверждена распоряжением Департамента общего образования ТО от 28.09.2018
№832-р)
- Письмо Минобрнауки России от 20.06.2017. № ТС-194/08 «Об организации изучения
учебного предмета «Астрономия»
- ООП СОО МАОУ СОШ № 11 имени В.И. Смирнова г. Томск;
- Авторская программа Чаругина В.М.
Цели и задачи:
- обеспечение достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами;
- обеспечение конституционного права граждан РФ на получение качественного общего
образования;
- повышение качества преподавания предмета.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения
экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;
- воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного
отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к
морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и
техники, обеспечивающимведущую роль физики в создании современного мира техники;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных
задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения
безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Изучение астрономии в 10 классе реализуется дистанционно с применением групповой и
индивидуальной форм учебной деятельности. Курс разработан на платформе Moodle пилотной
площадки МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова г. Томска от ТОИПКРО. Курс состоит из 34
уроков, сочетающих теоретическую и практическую части. Практическая часть представляет
собой блок практических заданий (тесты, индивидуальные задания, проект, творческие задания).

На изучение астрономии в 10 классе в учебном плане школы отводится 1 час в неделю за
счет инвариативной части федерального компонента. Авторская программа рассчитана на 34 часа.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностными результатами освоения курса астрономии в средней школе являются:
- формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное
отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также
осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе
устойчивых познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных
технологий;
- формирование убежденности в возможности познания законов природы и их
использования на благо развития человеческой цивилизации;
- формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и
сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное
отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные результаты:
- находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать
альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный,
классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать
свою позицию, формулировать выводы и заключения;
- анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
- на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения,
моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
- извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации
и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
- готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из
Интернета и других источников.
Предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
Практические основы астрономии:
- воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звёзд и
Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
- объяснять наблюдаемые невооружённым глазом движения звёзд и Солнца на различных
географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
- применять звёздную карту для поиска на небе определённых созвездий и звёзд.
Строение Солнечной системы:
- воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической
системы мира;
- воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и
сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта,
астрономическая единица);
- вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры - по
угловым размерам и расстоянию;
- формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточнённого)
закона Кеплера;
- описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по
орбитам с различным эксцентриситетом;
- объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел
Солнечной системы;
- характеризовать особенности движения и манёвров космических аппаратов для
исследования тел Солнечной системы.
Природа тел Солнечной системы:
- формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о
формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;

- определять и различать понятия (Солнечная система, планета, её спутники, планеты земной
группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы,
метеоры, болиды, метеориты);
- описывать природу Луны и объяснять причины её отличия от Земли;
- перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их
возникновения;
- проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землёй по рельефу поверхности и
составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
- объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения
уникальной природы Земли;
- описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
- характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их
значительных различий;
- описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при
движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
- описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
- объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы её
предотвращения.
Солнце и звезды:
- определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
- характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звёзд и источники их энергии;
- описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к
поверхности;
- объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
- описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
- вычислять расстояние до звёзд по годичному параллаксу;
- называть основные отличительные особенности звёзд различных последовательностей на
диаграмме «спектр — светимость»;
- сравнивать модели различных типов звёзд с моделью Солнца;
- объяснять причины изменения светимости переменных звёзд;
- описывать механизм вспышек новых и сверхновых;
- оценивать время существования звёзд в зависимости от их массы;
- описывать этапы формирования и эволюции звезды;
- характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии
эволюции звёзд: белых карликов, нейтронных звёзд и черных дыр.
Строение и эволюция Вселенной:
- объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв,
реликтовое излучение);
- характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и
кинематика);
- определять расстояние до звёздных скоплений и галактик по цефеидам на основе
зависимости «период — светимость»;
- распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
- сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
- обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного
смещения» в спектрах галактик;
- формулировать закон Хаббла;
- определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;
- оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
- интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу
гипотезы горячей Вселенной;
- классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала её
расширения - Большого взрыва;

- интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как
результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой ещё
неизвестна.
Жизнь и разум во Вселенной:
- систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы
существования жизни во Вселенной. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения
обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системнодеятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся
признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в
готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.

2. Содержание учебного предмета
Базовый уровень
Предмет астрономии
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации.
Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования.
Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия:
электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое
применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики.
Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной
космонавтики.
Основы практической астрономии
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной
сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных
географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических
координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика.
Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление
гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический
и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний
и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под
действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников
Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна —
двойная планета. Космические лучи. Исследования Луны космическими аппаратами.
Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса.
Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планетыкарлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.
Солнце и звезды
Излучение и температура Солнца. Состав истроение Солнца. Методы астрономических
исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон
Стефана—Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее
влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.
Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный
параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвети температура различных классов звезд.
Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры
звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и
нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон
смещения Вина.
Строение и эволюция Вселенной
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро
Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная
материя).
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы
современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной.
Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение
расширения Вселенной.
«Темная энергия» и антитяготение.
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни.
Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе.
Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими

цивилизациями. Планетные
существовании.

системы

у других звезд. Человечество заявляет о своем

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы
№ п/п Наименование разделов и тем
Количество часов
1
Введение в астрономию
2
2
Астрометрия
5
3
Небесная механика
3
4
Строение Солнечной системы
7
5
Астрофизика и звёздная астрономия
7
6
Млечный Путь – наша Галактика
2
7
Галактики
3
8
Строение и эволюция Вселенной
2
9
Современные проблемы астрономии
3
Итого:
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».