Рабочая программа курса внеурочной деятельности начального общего образования Учусь учиться

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Учусь учиться» создана на основе авторской программы
Дзятковской Е.Н. и следующих документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
(утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009
года № 373 в ред. Приказов Минобрнауки России от №1241, от 22.09.2011 №2З57 и т.д.)
3. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 года №03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об
утверждении СанПин 2.4.22821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрировано в Миюсте России
03.03.20011, регистрационный номер 1993.
5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.
Просвещение,2010;
6. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ от 03 06.17 №1155-р
Правительства РФ;
7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09 – 1672 « О
направлении

методических

рекомендаций

«О

внеурочной

деятельности

и

реализации

дополнительных общеобразовательных программ»
8. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий (Приложение № 1 к письму Минпросвещения России от 7 мая 2020
года № ВБ-976/04)
9. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ № 11
им. В.И. Смирнова г. Томска;
10. Учебный план (недельный) для 1-4 классов начального общего образования на основе
ФГОС МАОУ СОШ № 11 им. В.И. Смирнова г. Томска на 2020-2021 учебный год с пятидневной
учебной неделей.
Цель курса – формирование основ экологически грамотного поведения в учебе и
повседневной жизни, средствами освоения нового вида ведущей деятельности – учебной; развитие
экологически ориентированных рефлексивно-оценочных действий; мотивации к соблюдению правил
здорового образа жизни, экологически безопасного для человека, окружающих людей и природной
среды.
Задачи.
Обучающие:
• развить представления о взаимосвязях здоровья человека и здоровья природы, принципе
предосторожности, правилах экологически безопасного поведения в окружающей среде,
индивидуальных особенностях здоровьесберегающего поведения в ситуациях учебы, общения,
повседневной жизни.
Воспитывающие:
• развить мотивацию к повышению уровня своей экологической культуры для сохранения и
улучшения среды жизни, здоровья людей и природы, экологической безопасности.
Развивающие:

• сформировать умения переносить развиваемые на разных учебных предметах общеучебные
умения и творчески применять их для решения экологических проблем в учебных модельных
ситуациях учебы, общения, повседневного потребления; самостоятельно организовывать свою
учебную работу и общение с использованием индивидуально эффективных, здоровьесберегающих
способов (заложить основы эффективного индивидуального стиля учебной деятельности /общения /
экологически сообразного бытового поведения)
Общая характеристика курса:
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких,
как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура и направлена на развитие
мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности действовать
предостережено; выполнять правила ресурсосберегающего поведения, здорового и экологически
безопасного образа жизни; беречь природу как источник красоты, здоровья, познания, материального
благополучия.
Программа реализует естественнонаучно-гуманитарную направленность экологического
образования и направлена на формирование основ экологически грамотного поведения в учебе и
повседневной жизни в процессе освоения нового вида ведущей деятельности – учебной.
Программа направлена на работу с разными группами обучающихся, в том числе с детьми с
ограниченными возможностями здоровья, так как позволяет выстроить каждому участнику
внеурочной деятельности индивидуальную траекторию развития, основанную на разнообразных
видах активной деятельности.
Экология учебной деятельности область экологии человека и социальной экологии,
решающая задачи экологического образования на примере проблемных ситуаций в учебной
деятельности и связанной с ней повседневной жизни.
Соответственно ведущему виду деятельности, в 1-4 классах рассматриваются реальные
проблемные ситуации в учебной деятельности ребенка и быту и пути решения возникающих них
экологических проблем, а именно вопросы: эффективной самоорганизации учебного труда;
индивидуального стиля успешной учебы; безопасного взаимодействия человека с информацией;
применения в повседневных экологических ситуациях общеучебных умений (логического
мышления; работы с разными источниками информации; ее обработки и преобразования;
самооценки и самоконтроля).
Программа выстроена таким образом, что ее системообразующим стержнем является система
учебных задач. Предусматривается последовательное, преемственное и взаимосвязанное развитие у
учащихся общеучебных умений, формируемых на разных предметах, для творческого решения
экологических проблем, кроющихся в разнообразных жизненных ситуациях учебы, общения, быта.
Преемственность программы курса обеспечивается направленностью на реализацию
принципов образования в интересах устойчивого развития, что определяет «сквозной» характер
работы по изучению «зеленых аксиом» в рамках модели внеурочной деятельности гимназии, а также
тематикой читаемых и обсуждаемых на занятиях произведений (художественной, научной и научнопублицистической литературы), позволяющей реализовывать междисциплинарные связи,
интегрировать в содержание курса знания, приобретаемые на таких предметах, как литературное
чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, иностранные языки и др.
На этапе начального общего образования содержание экологического образования
предусматривает формирование элементарных представлений об историческом опыте экологической
культуры разных народов России; правилах экологически сообразного здорового образа жизни,
учебы, общения; получение опыта совместных действий по улучшению экологического качества
окружающей среды; развитие ценностных установок на бережное отношение к здоровью человека и
природы, понимание их взаимосвязей.

Основными источниками содержания выступают экологические образы в традициях и
творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве, а также элементы научного
знания.
Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура, экологически
безопасное поведение.
Основное педагогическое средство организации внеурочной деятельности: развивающие
ситуации игрового и учебного типов.
Виды учебной деятельности – учебно-игровая, познавательная, ролевая игра,
проблемноценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно-полезная
практика.
Формы учебной деятельности – работа в музее, библиотеке; экскурсии; мини-исследования;
наблюдение в природе; создание наглядных пособий по экологическому образованию; встречи с
интересными людьми; мини-тренинги; самообследование своих индивидуальных особенностей
учебного труда, общения; эффективная самоорганизация учебного труда; полезные дела по
организации среды класса, пришкольного участка, жилой комнаты; фантастические минипроекты.
Данная программа направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных
результатов, развитие коммуникативных, регулятивных и познавательных, универсальных учебных
действий.
Рабочая программа «Учись учиться» реализуется через план внеурочной деятельности МАОУ
СОШ № 11 им. В.И. Смирнова г.Томска (в рамках духовно-нравственного направления), рассчитана
на 4 года обучения с 1 по 4 класс и составлена на 136 часов, то есть на 34 часа в год (1 занятие в
неделю).
I.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа направлена на формирование воспитательных результатов 1, 2, З уровня:
Первый уровень
Второй уровень
Третий уровень
результатов 2 класс
результатов 3 класс
результатов 4 класс
предполагает приобретение предполагает получение
предполагает получение
школьником социальных
школьником опыта
школьником опыта
знаний, понимания
переживания и позитивного самостоятельного
социальной реальности и
отношения к базовым
социального действия.
повседневной жизни.
ценностям общества
Результат проявляется во
Результат выражается во
(человек, семья, Отечество, взаимодействии школьника
взаимодействии ученика со природа, мир, знания, труд, с социальными субъектами
своим учителем как
культура). Результат
за пределами школы, в
носителями социального
проявляется в равноправном открытой общественной
знания и повседневного
взаимодействии школьника среде.
опыта.
с другими школьниками на
уровне класса, школы.
1 класс
Личностные результаты
рефлексировать: свои чувства, эмоции, действия, индивидуальные особенности (как
получилось сделать, что и как следует исправить, некоторые индивидуальные особенности и как их
можно применить для успешной учебы).
оценивать: свою работу по заранее определенному критерию (двум критериям) и сравнивать
свою оценку с внешней оценкой, проверять, правильно ли сделал: находить ошибку и пробовать
исправить ее; - себя (поведение, черты характера, умения), сравнивая с образцом.
Метапредметные результаты

описывать: объекты окружающего мира, выделяя их признаки с помощью разных органов
чувств;
сравнивать и находить отличия: объектов окружающего мира по форме, размерам,
расположению в пространстве, источникам звуков, их признакам, по цвету, по характеру движений;
различать буквальный и скрытый смысл поговорок и пословиц;
анализировать окружающее пространство, фигуры на плоскости, разыгрывать ситуации,
содержащие экологические проблемы;
организовывать свою деятельность по образцу (инструкции):
- выполнять действие(я) по устной инструкции:
- выполнять действие по зрительному образцу;
- выполнять несколько действий по устной инструкции в определенном порядке; отвечать на
вопросы строить ответ (монолог) в виде графической речи, устной речи, движений;
- определять логическую последовательность событий;
- приводить пример последовательности событий (сначала — потом)
Метапредметные:
Регулятивные:
составление простых планов с помощью учителя;
проявление познавательной и творческой инициативы;
Коммуникативные:
составление текстов в устной форме;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою;
Познавательные
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Чтение. Работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
·находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
·определять тему и главную мысль текста;
·понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы,
диаграммы;
·использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать
нужный вид чтения в соответствии с целью
чтения;
·ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:

·использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной
информации;
·работать с несколькими источниками информации.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
·составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на
поставленный вопрос.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
·оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль
иллюстративного ряда в тексте.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Обучающийся научится:
·использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата,
эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять
компенсирующие физические упражнения (минизарядку).
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения,
цифровых данных
Обучающийся научится:
·владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать
текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов.
2 класс
Личностные результаты
оценивать:
- свою работу по заранее определенному критерию (двум критериям) и сравнивать свою
оценку с внешней оценкой, проверять, правильно ли сделал: находить ошибку и пробовать исправить
ее;
- себя (поведение, черты характера, умения), сравнивая с образцом.
Метапредметные результаты
описывать:
- признаки предмета, выделяемые с помощью одной модальности восприятия, с помощью
ощущений другой модальности и переживаемых эмоций; - свойства и качества объектов
(характеризовать их);
- ранжировать предметы по нарастанию (убыванию) признака. сравнивать и находить
сходство: объектов окружающего мира по форме, размерам, расположению в пространстве,
источникам звуков, их признакам, по цвету, по характеру движений (на примере природного мира,
мира вещей, знаков и символов);
- своего поведения с модельными образцами и делать вывод, какие качества в себе надо
воспитывать, чтобы быть похожим на... и не быть похожим на... (как поступать стыдно)
анализировать свое поведение в проблемных ситуациях общения, дорожные знаки;

- выделять главное в учебном материале (правописание словарных слов, применение правил
русского языка и математики, различение парных звуков) понимать и объяснять:
- связь здоровья природы и здоровья человека; зачем и как следует заботиться о здоровье
человека и здоровье природы (точное выполнение правил предосторожного поведения, экономия в
быту, вежливость, контроль за настроением, помощь людям)•
- приводить примеры необходимости управления собой, своим поведением; экономии в быту,
предвидения последствий своего поведения для природы и человека; предосторожного поведения;
- следования законам природы, подражания ей при организации своего окружения; роль
творчества и воображения для этого; организовывать свою деятельность точно по образцу
(инструкции) планировать.
- составлять порядок предстоящих дел — как основы режима, самоорганизации,
самостоятельно организовывать свою деятельность по образцу, по составленному самим плану (из 24 действий)
- выполнять действия по плану; разыгрывать ситуации, содержащие экологические проблемы;
- составлять монологическое высказывание рефлексивной направленности;
- представлять информацию с помощью слов, графики, цвета, жестов и мимики, звуков;
ассоциаций.
Метапредметные:
Регулятивные:
составление простых планов с помощью учителя;
проявление познавательной и творческой инициативы;
Коммуникативные:
составление текстов в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою;
Познавательные:
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Чтение. Работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
·находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
·определять тему и главную мысль текста;
·вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
упорядочивать информацию по заданному
основанию;
·сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
·понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы,
диаграммы;

·понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр,
структуру, выразительные средства текста;
·использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать
нужный вид чтения в соответствии с целью
чтения;
·ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:
·использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной
информации;
·работать с несколькими источниками информации.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
·пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
·формулировать

несложные

выводы,

основываясь

на

тексте;

находить

аргументы,

подтверждающие вывод;
·составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на
поставленный вопрос.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
·оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль
иллюстративного ряда в тексте;
·участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Обучающийся научится:
·использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата,
эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять
компенсирующие физические упражнения (минизарядку).
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения,
цифровых данных
Обучающийся научится:
·владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать
текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов.
Обработка и поиск информации
Обучающийся научится:
·описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать

аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ;
·искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах
данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список
используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок).
Обучающийся получит возможность научиться:
·грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать,
интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к
выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Обучающийся научится:
·готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации,
выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
Обучающийся получит возможность научиться:
·представлять данные.
3 класс
Личностные результаты
- самостоятельно ставить и достигать цель творческой учебной работы;
оценивать:
- трудности в работе, способы самопомощи,
- свой вклад в общую работу,
- свое общение с гендерных позиций;
- себя (поведение, черты характера, умения), сравнивая с образцом;
- действия людей с точки зрения их последствий для здоровья природы и здоровья человека.
Метапредметные результаты
описывать:
- свойства и качества природных объектов (характеризовать их) группировать: условия,
необходимые для жизни, роль света, тепла, чистой пресной воды и воздуха, плодородия почвы для
природы и человека; анализировать:
- свои чувства, мысли, действия, состояния объекты природы предвидеть последствия
хозяйственной деятельности человека для здоровья природы: если то объяснять: связи между
здоровьем природы и здоровьем человека, здоровья природы и хозяйственной деятельностью
человека, его потреблением; зачем и как следует заботиться о здоровье человека и здоровье природы
(точное выполнение правил предосторожного поведения, экономия в быту, вежливость, контроль за
настроением, помощь людям); приводить примеры цепочек экологических связей, экологически
предосторожного поведения; делать выводы о результатах своей работы составить план, провести
наблюдение, зафиксировать результат, сделать вывод; проводить простейший опыт с помощью
взрослых по самообследованию своих индивидуальных особенностей; находить информацию,
проверять ее, представлять в виде схемы, таблицы, образа, символа; пользоваться толковыми
словарями, алфавитным каталогом, фиксировать результаты поиска информации, вести дневник
наблюдения; организовывать свою деятельность точно по плану; отвечать на вопросы: Что делать,
чтобы достичь цели? Правильно ли я делаю? договариваться, распределять обязанности; вести
диалог и оценивать его результат.
Регулятивные:

составление простых планов с помощью учителя;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и
взаимооценка;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
составление текстов в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Познавательные:
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации:
поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Чтение. Работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
·находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
·определять тему и главную мысль текста;
·делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
·вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
упорядочивать информацию по заданному
основанию;
·сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
·понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы,
диаграммы;
·понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр,
структуру, выразительные средства текста;
·использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать
нужный вид чтения в соответствии с целью
чтения;
·ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
·использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной

информации;
·работать с несколькими источниками информации;
·сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
·пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
·формулировать

несложные

выводы,

основываясь

на

тексте;

находить

аргументы,

подтверждающие вывод;
·составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на
поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
·делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
·оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль
иллюстративного ряда в тексте;
·на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность
прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и
находить пути восполнения этих пробелов;
·участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
·в

процессе

работы с

одним

или

несколькими

источниками

выявлять

достоверную

(противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
·использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата,
эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять
компенсирующие физические упражнения (минизарядку).
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых
данных
Выпускник научится:
·владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать
текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
·описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать

аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ;
·искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах
данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список
используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок).
Выпускник получит возможность научиться:
·грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать,
интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к
выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
·готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации,
выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
Выпускник получит возможность научиться:
·представлять данные.
4 класс
Личностные результаты
- оценивать личную значимость эколого-культурного опыта коренных народов;
- выражать личное отношение к случаям экологического вандализма, расточительному
природопользованию, вредным привычкам;
- демонстрировать личную готовность к соблюдению нравственных норм отношения к
природе, здоровью человека, безопасности жизни.
- рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать
индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений.
Метапредметными результатами
- находить необходимую экологическую информацию в библиотеке, музее, у представителей
старшего поколения, представлять информацию в кратком виде, без искажения ее смысла,
полученную информацию своими словами;
- называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании ее действий;
- устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов
на планете; ценностями экономии, скромности, чувства меры; экологической грамотностью;
- приводить примеры связи здорового и экологически безопасного образа жизни с
индивидуальными особенностями;
- называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в
своей местности, формы оповещения о ней;
- приводить примеры нерасточительного пользования природных ресурсов;
- представления о - науке экологии, предмете ее изучения;
- идеях устойчивого развития;
- принципе предосторожности;
- правилах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;
- историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей
местности;
- правилах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной воды,
изделий из дерева и др.)

- роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных
запросов и духовных потребностей человека.
Регулятивные:
понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности;
составление простых планов с помощью учителя;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка

и

взаимооценка;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
составление текстов в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и
исследования;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации:
поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
•пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
•формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие
вывод;
•составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный
вопрос.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
•оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль
иллюстративного ряда в тексте;

•участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Обучающийся научится:
•использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата,
эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять
компенсирующие физические упражнения (минизарядку).
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых
данных
Обучающийся научится:
•владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст
на иностранном языке, использовать
экранный перевод отдельных слов.
Обработка и поиск информации
Обучающийся научится:
•описывать

по

определённому

алгоритму

объект

или

процесс

наблюдения,

записывать

аудиовизуальную и числовую информацию о нём,
используя инструменты ИКТ;
•искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах
данных, контролируемом Интернете,
системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников
(в том числе с использованием
ссылок);
Обучающийся получит возможность научиться:
•грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать,
интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к
выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Обучающийся научится:
•готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации,
выбирать аудиовизуальную поддержку,
писать пояснения и тезисы для презентации.
Обучающийся получит возможность научиться:
•представлять данные.

II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности
1 КЛАСС
Раздел 1. УЧЕБА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ (2ч)
Режим. Зачем он нужен. План. Виды плана. Измерение времени. Часы. Осанка. Как проверить
свою осанку. Упражнения на формирование красивой осанки.
Умные глазки. Ориентация в пространстве. Роль умений ориентироваться в пространстве для
здоровья и успешной учебы. Совет Алисы из страны чудес. Как проверить умение ориентироваться в
пространстве. Полезные упражнения.
Внимание и память. Что такое внимание. Что мешает вниманию. Правило Шерлока Холмса.
Как проверить свое внимание. Полезные упражнения. Память. Как легче запоминать.
Полезные упражнения.
Умные пальчики. Подготовка руки к письму. Полезные упражнения. Умные ушки. Каверзы
слуха. Как проверить свой слух. Совет Микки-Мауса. Полезные упражнения.
Живем дружно. Правила кота Леопольда. Кто нуждается в нашей помощи. Правило Колобка.
Вежливость. Общение мальчиков и девочек. Полезные советы.
Раздел 2. УЧУСЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ (16ч)
Экологические правила поведения. Откуда берутся правила. Наука и опыт народа. Можно ли
нарушать экологические правила поведения. Экологическое мышление. Знание и применение
экологических правил поведения в жизни. Главный закон окружающего мира — его разнообразие.
Разнообразие природы — залог ее здоровья. Разнообразие форм, цвета поверхностей, звуков,
движений, запахов в природе. Признаки. Умение выделять разнообразные признаки предметов
первый шаг к экологическому мышлению. Признаки главные, обязательные и неглавные,
необязательные.
Раздел З. УЧУСЬ УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ (Я - особенный, или мои секреты успеха) (11ч)
Каждый талантлив по-своему (правило Левши). Особенности памяти — особенности учебы.
Самообследование. Полезные советы самому себе.
Помоги себе сам (правило барона Мюнхгаузена). Полезные упражнения, если путаем буквы
на письме.
Экологическая культура. Экологическая культура экономное расходование того, что дает
природа. Правило гостьи из будущего (о ценности богатств природы). Экономное расходование
воды. Сохранение биоразнообразия. Экономия электроэнергии. Чистота вокруг себя. Чистота своего
языка. Готовность придти на помощь. Добрые дела. Настроение. Как его улучшить у близкого
человека? Предусмотрительность. Опасные ситуации в природе и среди людей. Как их избежать.
Советы Красной Шапочки. Анализ. Язык улицы. Дорожные знаки.
Раздел 4. УЧУСЬ ДЕЙСТВОВАТЬ (ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО) (4ч)
Экологический дизайн. Экологический дизайн — творчество по созданию мира
вещей, добрых для человека и для природы. Примеры. Шаги творчества. Шаги творчества.
Воображение и фантазия. Полезные упражнения. Чувства, душа. Полезные упражнения. Ум и
сердце. Творчество — для добрых дел.
Формы организации и видов деятельности на занятиях по курсу «Учись учиться»
Индивидуальна
Парная Групповая
Игровая деятельность
Практическая деятельность. Творческая работа
2 КЛАСС
Раздел 1. УЧЕБА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ (4ч)

Давай помечтаем! Учеба как условие достижения мечты. Необходимые для этого качества
человека, их самовоспитание.
Уроки природы: для здоровья нужен режим! Связь жизни природы со временем суток. Роль
режима в жизни растений и животных.
Учусь составлять план. План как порядок, последовательность дел. Способы составления
плана.
Мой режим. Режим и план. Требования к режиму второклассника. Порядок дел в режиме.
Самооценка своего режима.
Раздел 2. УЧУСЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ. (9ч)
Главный закон окружающего мира — его разнообразие. Разнообразие мира как условие его
здоровья. Разнообразие родного края его природы, людей, результатов их труда.
Описание окружающего мира. Сходство и разнообразие окружающего мира. Признаки
необязательные и обязательные. Следы разных животных. Их описание. Выделение сходства и
отличия. Описание и сравнение фруктов. Слова-синонимы и слова-антонимы.
Ранжирование объектов по нарастанию или убыванию признака. Описание первого и
последнего объектов.
Формы окружающего мира: сходство среди разнообразия. Разнообразие форм окружающего
мира. Природные и техногенные формы. Подражание человеком природе при формообразовании.
Формы окружающего мира: их изображение. Изобразительные возможности ручки,
карандаша, кисти, мелка. Их ассоциации с характером природных и технических форм.
Изображение природных и технических объектов адекватными изобразительными средстами.
Различие и сходство природных и технических форм. Их описание с помощью слов и с помощью
изобразительных средств.
Движения окружающего мира: сходство среди разнообразия. Движения животных,
обитающих в сходных условиях. Их описание словами-синонимами. Ассоциации.
Цвета окружающего мира: сходство среди разнообразия. Разнообразие слов для описания
разнообразия цвета в природе. Использование ассоциаций. Использование цвета человеком.
Звуки окружающего мира: сходство среди разнообразия. Сходство различных звуков.
Важность различения звуков. Описание звуков с помощью слов, передающих ощущения разных
органов чувств. Описание мелодии, ассоциативная передача ее характера.
Окружающий мир: общее происхождение. Происхождение предметов: что — из чего?
Природа как источник рукотворного мира.
Проверь себя. Трудности обучения, связанные с проблемами ориентации в пространстве,
квазипространстве, с моторно-пространственной координацией.
Характеристика объектов. Обязательные, существенные признаки. Описание свойств и
описание качества (характеристика). Сравнение объектов по свойствам. Сравнение объектов по
качествам.
Раздел З. УЧУСЬ УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ, МОЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (11ч)
Письмо гостьи из будущего. Мир в будущем и наша экологическая культура сегодня. Условия
решения экологических проблем.
Учусь быть взрослым: забочусь о здоровье природы и человека.
Экологическое культура — лекарство для природы и для человека. Правила экологически
грамотного поведения в природе, с людьми.
Учусь быть взрослым: экономлю в быту. Цель экономии природных богатств. Их конечность,
исчерпаемость. Пресная вода. Изделия из дерева. Электричество. Время.
Учусь быть взрослым: действую предосторожно. Экологические опасности в окружающей
среде. Экологические связи. Предосторожность в поведении человека. Примеры предосторожного
поведения.

Учусь быть взрослым: анализирую дорожные знаки. Предосторожное поведение на дорогах и
вблизи них. Анализ предписывающих, запрещающих, указательных, предупреждающих знаков.
Учусь общаться: иду на помощь! Настроение. Слова, которыми можно описать разные
настроения. Мимика и жесты, демонстрирующие разное настроение. Причины разных настроений.
Хорошее есть в каждом! Черты характера. Возможность преодоления негативных черт характера.
Стремление к самосовершенствованию. Помощь друга. Настоящая дружба.
Учусь общаться: управляю собой. Культура общения. Волшебная роль похвалы.
Правила выхода из ссоры. Учусь общаться: управляю собой. «Прежде чем научиться
управлять природой, надо научиться управлять самим собой». Способы регуляции своего
настроения.
Учусь общаться: мальчики и девочки. Мальчики и девочки — разные. Черты характера,
которые следует развивать в себе мальчикам. Черты характера, которые следует развивать в себе
девочкам.
Я — особенный, или мои секреты успеха. Учусь запоминать. Виды памяти. Способы развития
памяти. Проверь себя: определи свой тип памяти. Индивидуальные особенности памяти.
Роль разных видов памяти в жизни. Проверь себя: умеешь ли ты управлять собой. Внимание.
Роль в жизни. Внимание и успешная учеба. Проверь себя: умеешь ли ты слушать? Роль слуха для
успешной учебы. Слушать и слышать. Способы тренировки умения слышать.
Раздел 4. УЧУСЬ ДЕЙСТВОВАТЬ. МОИ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ (10ч)
Проверь себя: воображение и творчество. Лечение природы как творчество.
Упражнения для развития творчества, фантазии и воображения. Проверь себя: лечение
природы требует чуткости и сострадания.
Сопереживание. Язык цвета, графики, объемных форм, жестов, мимики, звуков и т.д. как
средство передачи своих чувств, эмоций. Помоги себе сам: твое рабочее место. Эргономика.
Удобство и красота рабочего места. Помоги себе сам: учись выделять главное. Признаки важные
(главные, обязательные, существенные) и неважные (неглавные, необязательные, несущественные).
Выделение главных признаков. Способы выделения главного — цветом, подчеркивание, ассоциации.
Ассоциативное запоминание правописания словарных слов и применения правил русского языка и
математики. Помоги себе сам: пиши грамотно. Индивидуальные пособия по самопомощи для
грамотного письма.
3 КЛАСС
Раздел 1. УЧЕБА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ (3ч)
Введение. Напутственная грамота защитнику природы. Учебные задачи в предстоящем
учебном году. Экологическая культура. Ее развитие. Умения, необходимые, чтобы стать доктором
Природы. Режим и здоровье. Режим и его связь со здоровьем. Экологические ситуации, связанные с
нарушением режима (ухудшение здоровья, учебы, настроения, нехватка времени) Правильный ли у
меня режим? Свой режим и режим, рекомендуемый врачами. Планирование путей
усовершенствования режима. Что мешает, что помогает соблюдать режим. Самооценка режима.
Раздел 2. УЧУСЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ (13ч)
Разнообразие живой природы — под угрозой! Ценность каждой жизни на Земле. Проблемы
для здоровья природы и здоровья человека при снижении биологического разнообразия. Что такое
биологическое разнообразие? Главное условие здоровья природы — ее разнообразие. Примеры
разнообразия неживой природы. Биологическое разнообразие. Биоразнообразие своего края.
Последствия исчезновения вида растений или животных — нарушение экологических связей.
Что угрожает биологическому разнообразию? Причины снижения биологического
разнообразия хозяйственная деятельность человека. Снижение биологического разнообразия как
результат изменения условий жизни растений и животных под влиянием хозяйственной
деятельности человека.

Для чего биоразнообразие человеку? Биологическое разнообразие как условие жизни людей
на Земле. Опасность снижения биологического разнообразия для здоровья и жизни человека. Связь
биологического разнообразия с удовлетворением материальных и духовных потребностей человека.
Новые возможности использования биологического разнообразия человеком в будущем. Изменение
условий жизни на земле. Изменение условий обитания (свет, тепло, вода, воздух, почва) как главная
угроза для жизни растений и животных на Земле. Изменение условий жизни как угроза здоровью
человека. Хватит ли нам солнца? Роль солнечного света и тепла в жизни природы и человека.
Экологические ситуации, связанные с задымлением атмосферы и нехваткой солнечного света на
поверхности Земли. Экологические последствия для здоровья человека и природы. Представление об
экологической связи. Хватит ли нам пресной воды? Роль пресной воды в жизни природы и человека.
Экологические ситуации, связанные с нехваткой питьевой воды.
Их причины. Возможные пути решения проблемы.
Хватит ли нам чистого воздуха? Роль чистого воздуха для жизни природы и человека.
Экологические ситуации, связанные с загрязнением воздуха. Объяснение их причин. Возможные
пути решения проблемы. Есть ли проблема плодородия почвы? Роль плодородия почвы для жизни
природы и человека. Экологические ситуации, связанные с загрязнением почвы. Их причины.
Возможные пути решения проблемы. Безопасность человека в информационной среде. Информация
и ее роль растений, животных, человека. Опасная информация
Информационный шум. Проблема поиска нужной информации. Где найти значение
непонятного слова? Источники словарной и толковой информации. Сравнение смысла понятия
«экология» полученного из разных источников (люди, толковый словарь). Важность проверки
информации и ее фиксации.
Что делать, если не хватает информации? Представление о разнообразии источников
информации вокруг человека. Библиотека и ее каталоги. Алфавитный каталог и способы
пользования им. Как провести наблюдение? Наблюдение как один из способов получения
экологической информации. Определение наблюдения как способа исследования.
Этапы наблюдения. Понятия «цель», «план», «результат», «описание».
Планирование экологической экскурсии. Как вести дневник наблюдения? Дневник
наблюдения как способ организации наблюдения и фиксации его результатов. Структура дневника.
Работа с дневником наблюдения и ее самооценка. Как сделать информацию понятнее? Схема как
способ представления информации. Существенные отличия схемы от рисунка (условные
обозначения, подписи, выявление существенных связей). Хартия Земли, ее экологическая
направленность.
Главная мысль Хартии.
Как обратиться к детям всего мира? Будущее Земли и его зависимость от каждого из нас.
Обращение к Землянам потомкам. Схема как способ передачи информации, который может быть
использован, не зависимо от владения тем или иным языком.
Как лучше усвоить правило? Способ представления информации в образно-символьной
форме. Его особенности. Способ представления правил русского языка, математики в образно
символьной форме. Примеры. КАК ПОМОЧЬ СЕБЕ УЧИТЬСЯ? Представление правил в разных
формах (схема, символы, образы) — как способ самопомощи в учебе. Оценка своей работы.
Раздел З. УЧУСЬ УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ. МОЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (8ч)
Учусь быть взрослым. Роль умения управлять собой. Взрослая жизнь это ответственность,
самостоятельность, забота о слабых, умение отвечать за свои поступки, трудолюбие и воля.
Экологические ситуации, проявления взрослости. Как экономить в быту? Много? Мало?
Достаточно? Бережливость, хозяйственность, рачительность как черты взрослости. Поговорки и
пословицы. Важность экономии в быту как признак экологической культуры.

Избыточность потребления и его вредное влияние на биологическое разнообразие и условия
жизни на Земле. Понятие об ограниченности природных богатств.
Самооценка бережливости. Кто ждет от меня заботы? Помощь природе по сохранению ее
биологического разнообразия и условий жизни на Земле. Качества характера, необходимые для
лечения природы. Чуткость и готовность приходить природе на помощь. Учусь работать в команде.
Роль взаимопомощи при лечении природы. Роль умений общаться, понимать и уважать друг друга.
Как договориться «на берегу»? Важность дружеских отношений, умения договариваться. Что такое
хорошо и что такое плохо в общении. Самооценка общения.
Как поддержать разговор? Способы поддержания разговора, выражение своего отношения,
согласия несогласия, критики — похвалы.
Что такое мужественность и женственность? Правила поведения мальчиков и девочек.
Мужественность и женственность. Оценка своего поведения.
Я — особенный, или мои секреты успеха. Важность понимать себя, свои особенности.
Сильные и слабые стороны. Способности. Развитие слабых сторон с опорой на сильные.
Как понять себя лучше? Чувства, мысли, дела, увлечения. Самоанализ. Что делать, когда
мешает страх? Способы самопомощи для улучшения настроения. Какая у меня память? Виды
памяти. Индивидуальные особенности памяти. Способы развития слабого вида памяти. Могу ли я
справиться с волнением? Способы самопомощи при волнении.
Раздел 4. УЧУСЬ ДЕЙСТВОВАТЬ. МОИ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ (10ч)
Сохраняем разнообразие живой природы. Чтобы лечить природу, надо заботиться о ее
биологическом разнообразии. Экологическая культура — это забота о сохранении каждой жизни.
Редкие растения и животные: спасти и сохранить. Красная книга. Редкие растения и животные моего
края. Способы их сохранения. Сохраняем условия жизни на земле. Экологическая культура
каждодневные усилия по сохранению необходимых условий для жизни растений, животных,
человека. Как уменьшить количество мусора? Нужное из ненужного.
Экологические проблемы мусора: размножение насекомых, крыс, бродячих собак, кошек,
инфекции, загрязнение почвы и воды, неприятные запахи, выведение из полезного пользования
больших территорий. Виды мусора, их судьба. Способы сокращения мусора. Заботимся о здоровье
природы и человека. Работаем в команде.
Экологическая культура — это совместная забота о своем здоровье и здоровье природы. Как
сделать класс красивым, и его воздух чистым. Воздух в помещении, причины загрязнения, способы
поддержания чистоты. Роль комнатных растений в поддержании чистоты воздуха в помещении, в его
украшении и обеспечении хорошего настроения людей. Примеры комнатных растений. Условия,
необходимые для их выращивания. Проект озеленения класса.
Какое питание самое полезное. Связь здоровья человека с питанием. Правила здорового
питания. Полезные продукты. Национальные блюда. Продукты, которые следует исключать из
ежедневного рациона. Самооценка своего рациона. Как действовать предосторожно. Вопросы ответы
по теме экологической безопасности. Выделение главных мыслей. Фиксация их.
Многое ли зависит лично от меня. Происхождение школьных принадлежностей. Их
экономное использование. Математические расчеты о возможности повышения бережливости.
Формы организации и видов деятельности на занятиях по курсу «Учись учиться»
Индивидуальна Парная
Групповая
Игровая деятельность
Практическая деятельность. Творческая работа
4 КЛАСС
Раздел 1. УЧЕБА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ. (8ч)

Учебные задачи на год. Экологическая культура. Ее роль в сохранении здоровья природы и
здоровья человека. Способность к самоограничению, экономному потреблению, сохранению среды
жизни, поддержанию биологического разнообразия. Экологическое мышление.
Напутственная грамота. Условия успешной учебы. Экология. Экология учебной деятельности.
Режим и его роль для успешной учебы и здоровья. Требования к режиму. Экологические условия. Их
влияние на учебу. Наблюдение и эксперимент. Сходство и отличия. План наблюдения. План
эксперимента. Полезные и вредные условия умственной работы. Применение экологического закона
«Все связано со всем» к результатам исследования режима.
Как найти необходимую информацию. Энциклопедии. Отличие от толкового словаря.
Энциклопедии в Интернете. Закладки на странице «Яндекс: словари». Просмотровое чтение.
Аргоритм действий при поиске информации и ее фиксации. Систематический (предметный) каталог
библиотеки. Вопросы экологического содержания. Алфавитный и систематический каталоги. Их
сходство и отличие. Роль систематического каталога. Его разделы. Библиографические сведения.
Справочный аппарат книги — аннотация и оглавление. Условия успешной учебы: запоминать или
понимать? Проблема возрастания объема учебного материала, усложнения языка его изложения.
Способы облегчения понимания текста. Признаки понимания текста. Текст о разнообразии
окружающего мира. Понятие «устойчивое развитие», «законы Коммонера». Понимание текста, его
сжатие по смыслу и составление к нему схемы.
Как оценить свою работу? Оценка. Экологически ориентированные критерии оценивания.
Оценка подготовки и проведения КВН по теме «экология и устойчивое развитие». Как стать
партнерами для решения экологических проблем. Экологические проблемы. Правило «все в одной
лодке». Партнерство. Его признаки и условия. Способы избегания ссор. Способы сотрудничества.
Рекомендации. Учимся диалогу. Диалог. Его признаки. Условия диалога. Полезные фразы. Общение
и экологическая безопасность. Принцип предосторожности. Опасная информация. Внушение.
Ложная информация, ее признаки. Правила самозащиты. Реклама и критическое мышление. Что
такое дружба? Мотивы дружбы. Что мы от нее ждем. Что можно и что нельзя простить другу.
Раздел 2. УЧУСЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ (8ч)
Законы экологии в жизни. Школьный памятник природы. Законы Коммонера в повседневной
жизни. Памятник природы. Паспорт школьного памятника природы. Программа действий.
Экологический прогноз: управление будущим. Прогноз. Его роль в экологии. Краеведческие
примеры экологического прогнозирования. Прогноз жизни на Острове будущего.
Раздел З. УЧУСЬ УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ (8ч)
Устойчивое развитие и мои задачи. Устойчивое развитие на глобальном и локальном уровнях.
Роль каждого человека в устойчивом развитии своей территории. Как понять себя лучше?
Индивидуальность. Дарования. Ценности человека, их роль в раскрытии дарования. Стиль учебной
деятельности. Слабые и сильные черты.
Экологическая ответственность. Понятие «экологическая ответственность». Конституция
страны. Совесть. Экологическая безответственность. Ее причины.
Экологическая зоркость.
Экологическая безопасность в природе, в школе, дома, на улице. Правила экологически
безопасного поведения в повседневной жизни. Местные экологические традиции и обычаи,
обеспечивающие человеку и природе экологическую безопасность. Правила техники экологической
безопасности. Экологическая экспертиза.
Раздел 4. УЧУСЬ ДЕЙСТВОВАТЬ (9ч)
Экологический дизайн на острове будущего. Экологический дизайн. Профессия дизайнер.
Экологические требования к вещам и среде, которые создают дизайнеры.
Примеры «антиэкологических» решений организации окружающей среды.
Агрессивные и гомогенные пространства. Проекты.

Формы организации и видов деятельности на занятиях по курсу «Учись учиться»
Индивидуальна
Парная
Групповая
Игровая деятельность
Практическая деятельность.
Творческая работа
III. Тематическое планирование
1 КЛАСС (33 часа)
Раздел
Всего часов
Учусь в радость
2
Учусь экологическому мышлению
16
Учусь управлять собой. Моя экологическая культура
11
Учусь действовать. Мои экологические проекты
4
Итого
33
2 КЛАСС (34 часа)
Раздел
Учеба для здоровья
Учусь экологическому мышлению
Учусь управлять собой. Моя экологическая культура
Учусь действовать. Мои экологические проекты
Итого

Всего часов
4
9
11
10
34

3 КЛАСС (34 часа)
Раздел
Учусь в радость
Учусь экологическому мышлению
Учусь управлять собой. Моя экологическая культура
Учусь действовать. Мои экологические проекты
Итого

Всего часов
3
13
8
10
34

4 КЛАСС (34 часа)
Раздел
Учеба для здоровья
Учусь экологическому мышлению
Учусь управлять собой
Учусь действовать
Итого

Всего часов
8
8
8
9
34

Приложение 1
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
Перечень оборудования кабинета для реализации программы, включая мультимедийное:
_ мультимедийный компьютер;
_ мультимедиапроектор;
_ средства телекоммуникации;
_ принтер лазерный;

_ интерактивная доска;
_ цифровой фотоаппарат.
Приложение 2
Список информационных источников:
1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Д.В. Григорьев. П.В.
Степанов. – М: Просвещение, 2014. – (Стандарты второго поколения).
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/
А.Я. Данилюк. А.М. Кондаков. В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2014. – 24с. (Стандарты второго
поколения).
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная
школа/ сост. Е.С. Савинов. – М: Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/
под ред. Сафроновой И.А. – М: Просвещение, 2014. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
5. Рабочая тетрадь для учащихся. Изд-во: Центр «Образование и экология», Москва, 2012г.
Автор :Дзятковская Е.Н.
6. Методические рекомендации, программа и планирование занятий для учителей. Изд-во:
Центр «Образование и экология», Москва, 2009г. Дзятковская Е.Н.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».