Рабочая программа курса внеурочной деятельности начального общего образования Основы финансовой грамотности

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы финансовой
грамотности» составлена на основе следующих документов и материалов:
-

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»

-

Закон Томской области от 12.08.2013 года № 149 – ОЗ «Об образовании в Томской
области»

-

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №
1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам

начального

общего,

основного

общего

и

среднего

общего

образования».
-

Приказ Минобрнауки РФ от 6.10. 2009 № 373 «Об утверждении и введении в
действие ФГОС НОО» (с изменениями от 26.11.2010г. №1241, от 22.09.2011г.
№2357, от 31.01.2012 № 69, от 18.12.2012г. №1060, от 29.14.2014г. №1643, от
31.12.2015г.№1576)

-

Фундаментальное ядро содержания общего образования; программы развития и
формирования

универсальных

учебных

действий,

которые

обеспечивают

формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми
компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного
образования.
-

Санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПин2.4.2.2821 – 10
«Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях». (Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г.)

-

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(Распоряжение Правительства РФ от 29.0.2015 № 996 –р)

-

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09 – 1672 «
О направлении методических рекомендаций «О внеурочной деятельности и
реализации дополнительных общеобразовательных программ»

-

Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий (Приложение № 1 к письму
Минпросвещения России от 7 мая 2020 года № ВБ-976/04)

-

Основная образовательная программа НОО МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова г.
Томска

Целями изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения
в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции; • семейный бюджет.
Задачи:
•

осуществлять

поиск

и

использование

информации

необходимой

для

результативного и эффективного решения задач в финансовой сфере;
•

определять актуальные и потенциальные источники доходов;

•

анализировать структуру собственных (семейных) доходов и расходов, определять
уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать финансовую устойчивость
своего домохозяйства, планировать семейный и личный бюджет, планировать
сбережения;

•

выявлять возможные финансовые риски, оценивать их, разрабатывать меры по
уменьшению рисков;

•

оценивать актуальность при кредитовании, оценивать риски, возникающие в связи с
кредитной нагрузкой на семью, определять эффективную процентную ставку по
кредиту;

•

оценивать

риски

при

инвестировании,

сравнивать

доходность

различных

инвестиционных продуктов, выбирать типовые методы и способы выполнения
задач по инвестированию средств;
•

сравнивать возможности - оценивать соотношения уровня расходов и степени
защищенности, обеспечиваемой страховым продуктом;

•

оценивать степень безопасности различных предложений на финансовом рынке;

•

оценивать их эффективность и качество, описывать алгоритм действий в ситуации
финансового мошенничества.

Общая характеристика курса: Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с
возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, миниисследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с
текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления
информации и публичных выступлений.

В настоящее время всё большую актуальность приобретает вопрос формирования и
развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям
современного мира. В целом по итогам развития ребенка в школе его самоопределением
должна быть готовность к выбору профессии, обдумывание, придумывание,
проектирование вариантов профессиональных

жизненных путей. Чтобы ребёнок

осознанно сделал выбор во взрослой жизни, уже в начальной школе надо его познакомить
с максимальным количеством профессий. Данная программа позволит ребёнку показать
значимость профессий, связанных с финансами и экономикой.
Программа ориентирована на достижение планируемых результатов ФГОС НОО:
личностные и метапредметные. Освоение содержания «Основы финансовой грамотности»
опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего
мира. «Основы финансовой грамотности» является курсом, реализующим интересы
обучающихся 1–4 классов в сфере экономики семьи.
Программа составлена для обучающихся 1-4 классов, рассчитана на один год обучения в
неделю – 1 час, в год 33/34 часа.
Основные содержательные линии курса:
1) деньги, их история, виды. функции;
2) семейный бюджет.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
1 класс
Личностные
развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в
других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:
составление простых планов с помощью учителя;
проявление познавательной и творческой инициативы;
Коммуникативные:
составление текстов в устной форме;
готовность слушать собеседника и вести диалог;

готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
Познавательные
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
овладение

логическими

действиями

сравнения,

обобщения,

классификации

установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Чтение. Работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
·находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
·определять тему и главную мысль текста;
·понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде
таблицы, схемы, диаграммы;
·использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое,
выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью
чтения;
·ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:
·использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для
поиска нужной информации;
·работать с несколькими источниками информации.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
·составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на
поставленный вопрос.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
·оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять
место и роль иллюстративного ряда в тексте.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Обучающийся научится:

·использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими
средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку).
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука,
изображения, цифровых данных
Обучающийся научится:
·владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном
языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод
отдельных слов.
2 класс
Личностные:
осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
Метапредметные:
Регулятивные:
составление простых планов с помощью учителя;
проявление познавательной и творческой инициативы;
Коммуникативные:
составление текстов в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
Познавательные:
овладение

логическими

действиями

сравнения,

обобщения,

классификации

установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Чтение. Работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
·находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
·определять тему и главную мысль текста;
·вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их

последовательность; упорядочивать информацию по заданному
основанию;
·сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три
существенных признака;
·понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде
таблицы, схемы, диаграммы;
·понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на
жанр, структуру, выразительные средства текста;
·использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое,
выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью
чтения;
·ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:
·использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для
поиска нужной информации;
·работать с несколькими источниками информации.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
·пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
·формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод;
·составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая
на поставленный вопрос.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
·оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять
место и роль иллюстративного ряда в тексте;
·участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного
текста.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Обучающийся научится:
·использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими

средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку).
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука,
изображения, цифровых данных
Обучающийся научится:
·владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном
языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод
отдельных слов.
Обработка и поиск информации
Обучающийся научится:
·описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения,
записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты
ИКТ;
·искать

информацию

в

соответствующих

возрасту цифровых

словарях

и

справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри
компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том
числе с использованием ссылок).
Обучающийся получит возможность научиться:
·грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных,
оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически
относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Обучающийся научится:
·готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план
презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для
презентации;
Обучающийся получит возможность научиться:
·представлять данные.
3 класс
Личностные
осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

формирование самостоятельности и осознание личной ответственности за свои
поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового
положения семьи;
Метапредметные:
Регулятивные:
составление простых планов с помощью учителя;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
составление текстов в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Познавательные:
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов,
построение таблиц, схем и диаграмм;
овладение

логическими

действиями

сравнения,

обобщения,

классификации

установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Чтение. Работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
·находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
·определять тему и главную мысль текста;
·делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
·вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их
последовательность; упорядочивать информацию по заданному
основанию;
·сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три
существенных признака;

·понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде
таблицы, схемы, диаграммы;
·понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на
жанр, структуру, выразительные средства текста;
·использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое,
выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью
чтения;
·ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
·использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для
поиска нужной информации;
·работать с несколькими источниками информации;
·сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
·пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
·формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод;
·составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая
на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
·делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего
использования.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
·оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять
место и роль иллюстративного ряда в тексте;
·на

основе

имеющихся

знаний,

жизненного

опыта

подвергать

сомнению

достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
·участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного
текста.
Выпускник получит возможность научиться:
·в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную
(противоречивую) информацию.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
·использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими
средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку).
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения,
цифровых данных
Выпускник научится:
·владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном
языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод
отдельных слов.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
·описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения,
записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты
ИКТ;
·искать

информацию

в

соответствующих

возрасту цифровых

словарях

и

справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри
компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том
числе с использованием ссылок).
Выпускник получит возможность научиться:
·грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных,
оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически
относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
·готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план
презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для
презентации;
Выпускник получит возможность научиться:
·представлять данные.
4 класс
Личностные:

осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
формирование самостоятельности и осознание личной ответственности за свои
поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового
положения семьи;
формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные:
Регулятивные:
понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности;
составление простых планов с помощью учителя;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
составление текстов в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов,
построение таблиц, схем и диаграмм;
овладение

логическими

действиями

сравнения,

обобщения,

классификации

установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
•пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
•формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод;
•составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на
поставленный вопрос.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
•оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и
роль иллюстративного ряда в тексте;
•участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного
текста.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Обучающийся научится:
•использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного
аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;
выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку).
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения,
цифровых данных
Обучающийся научится:
•владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке;
набирать текст на иностранном языке, использовать
экранный перевод отдельных слов.
Обработка и поиск информации
Обучающийся научится:
•описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать
аудиовизуальную и числовую информацию о нём,
используя инструменты ИКТ;
•искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках,
базах данных, контролируемом Интернете,
системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных
источников (в том числе с использованием

ссылок);
Обучающийся получит возможность научиться:
•грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать,
интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к
информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Обучающийся научится:
•готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план
презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку,
писать пояснения и тезисы для презентации.
Обучающийся получит возможность научиться:
•представлять данные.
Формы оценивания
Текущая аттестация:
• устный опрос;
• тестовые задания;
• решение задач;
• решение кроссвордов и анаграмм;
• мини-исследования;
• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
• творческая работа: постер, компьютерная презентация.
Итоговая аттестация:
• викторина;
• тест.
Внеурочная деятельность:
• творческая работа;
• проект.
Система оценивания
Система оценивания курса

«Основы финансовой грамотности» основана на

критериальном подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания,
включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные
учебные действия.
Критерии оценивания:
A. Знание, понимание основных принципов экономической жизни семьи;
понимание и правильное использование экономических терминов.

B. Обработка, анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем
и диаграмм.
C. Сравнение, обобщение, классификация, установление аналогий и причинноследственных связей.
D. Исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор
источников информации с помощью учителя.
E. Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.
F.

Представление

результатов:

соответствие

темы

и

содержания,

структурированный материал, логичное и понятное изложение, умение задавать
вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.
G. Творческий подход: оригинальность, разнообразие выразительных средств,
качество оформления.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов.
Первый

уровень

результатов

освоения

программы

«Основа

финансовой

грамотности»:
духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие
участия их в викторинах и играх .
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания
позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к
социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на
уровне команды

класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой,

дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение
приобретённых финансовых знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов - получение обучающимися начального опыта
самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника
социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями
различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в
открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: экскурсии к
историческим памятникам, в музеи.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации
и видов деятельности
Программа реализуется через следующие формы занятий:
ситуационная игра,

образно-ролевые игры,
исследовательская деятельность,
урок-практикум,
дискуссия, обсуждение.
Ситуационные игры — это подвид активного социально-психологического обучения,
метод социального тренинга, при котором задаётся некоторая ситуация, и участники
действуют в соответствии с ней. При этом они должны следовать как объективным
свойствам сформулированной ситуации, так и своими субъективными представлениями
о том, как действовать в таких ситуациях.
Образно-ролевые игры – это процесс более насыщенный, отражающий внутренний
мир каждого ребенка, его активность, самостоятельность и т. д.
Исследовательская деятельность - это деятельность, главной целью которой является
образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них
исследовательского типа мышления.
Урок-практикум – это уроки формирования умений и навыков, на которых ученики
учатся проводить наблюдения, опыты, делать выводы. Здесь выполняются различные
практические работы.
Деловая игра – метод осуществления образования, при котором имитируется принятие
решений руководящими работниками или специалистами в различных деловых
ситуациях, нередко при наличии конфликтных ситуаций или информационной
неопределённости, обучающиеся принимая функцию группы лиц (лица), принимающих
решения вступают в диалог организатором игры или с персональным компьютером,
который предъявляет им последствия принятого ими решения, задавая новый цикл
«проблема - решение – последствие (проблема) и т.д.»
Дискуссионный клуб– метод осуществления образования, при котором периодически
организуется

дискуссионная

площадка,

обучающиеся

становятся

участниками

дискуссий, таким образом постепенно вырабатываются регламенты осуществления
обсуждения - независимого, объективного анализа тех или иных социальных
процессов,

в

качестве

участников

дискуссий

могут

приглашаться

эксперты,

специалисты, исследователи.
Чтобы

интерактивная

форма

занятия

была

эффективной

и

продуктивной,

обеспечиваются несколькими условиями:
в работу вовлечены все участники;
используются технологии, позволяющие включить всех участников в процесс
обсуждения;

обеспечивается психологическая подготовка участников: постоянно поощряются за
активное участие в работе, предоставляется возможность для самореализации.
Методы преподавания
При изучении курса предполагается преобладание активных и интерактивных
методов обучения.


Мозаика



«Один — два — вместе»



Дерево решений



Мозговой штурм



Мини-исследование



Кейс



Аукцион



Диаграмма связей (интеллект-карта, ментальная карта, карта памяти, карта
разума, mind-map)
Виды деятельности



устный опрос;



тестовые задания;



решение задач;



решение кроссвордов и анаграмм;



мини-исследования;



графическая работа: построение схем и диаграмм связей;



творческая работа: постер, компьютерная презентация.

Т Е М А 1 . Ч ТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ И КАКИМИ ОНИ БЫВАЮТ?
Вклады до востребования являются своеобразным «кошельком» — деньги можно
снять в любой момент, но процент по вкладу очень невелик (например, 0,01% в
Сбербанке). Проценты по срочным вкладам значительно выше (например, 8%), но
начисляются только по истечении
определённого срока. Если клиент забирает деньги раньше, он полностью или
частично теряет проценты. В некоторых странах за снятие денег со счёта раньше срока,
указанного в договоре, клиента наказывают штрафом. Процентная ставка зависит от
срока и величины вклада. Чем больше срок и сумма, тем выше могут быть проценты.
Принципами кредитования являются срочность (кредит даётся на определённый срок),
платность (выплачиваются проценты) и возвратность (кредит должен быть возвращён).
Т Е М А 1 . ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ И КАКИМИ ОНИ БЫВАЮТ?

Занятие 5
Цель занятия: рассмотреть понятие валюты и объяснить, как пересчитать цены
товаров, используя валютный курс.
Ключевой вопрос: Зачем нужна иностранная валюта?
1 — 2 класс
Современные деньги Росии и других стран (1 час) Основные понятия.
Доллары. Евро.
3-4 класс
Валюты (1 час)
Основные понятия
Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро.
Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.
Жизненные ситуации
• Чтение литературы, просмотр фильмов.
• Посещение обменного пункта.
• Поездка за границу.
Компетенции
• Приводить примеры валют.
• Объяснять, что такое резервная валюта.
• Объяснять понятие валютного курса.
• Проводить простые расчёты с использованием валютного курса.
Т Е М А 2 . И З Ч Е ГО СКЛАДЫВАЮТС Я ДОХОД Ы В С Е М Ь Е?
ТЕМА 2.
ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЮТСЯ ДОХОДЫ В СЕМЬЕ
Занятие 6
Цель занятия: рассмотреть источники доходов и объяснить, что
влияет на размер доходов.
Ключевой вопрос: От чего зависят доходы семьи?
1 — 2 класс
Откуда в семье деньги (2 часа)
Основные понятия
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата.
Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия.
Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.
3-4 класс

Откуда в семье берутся деньги (2 часа)
Основные понятия
Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный
размер оплаты труда (МРОТ). Прожиточный минимум. Потребительская корзина.
Пенсия.

Стипендия.

Наследство.

Собственность.

Ценные

бумаги.

Акции.

Предпринимательская деятельность. Бизнес.
Жизненные ситуации
• Знакомство с работой родителей.
• Обсуждение с дедушками и бабушками пенсии и льгот пенсионерам.
• Обучение родителей на курсах повышения квалификации, тренингах и т. п.
• Обсуждение с родителями размера и порядка получения карманных денег.
• Рождение брата или сестры.
• Обсуждение в семье покупки товаров в кредит.
• Сдача квартиры в аренду или аренда квартиры.
• Открытие вклада.
• Покупка акций.
• Знакомство с бизнесом родителей (родственников, знакомых).
Компетенции
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Объяснять, как связаны профессии и образование.
• Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.
• Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить
примеры пособий.
• Объяснять, что такое процентный доход.
ПОЧЕМУ СЕМЬЯМ ЧАСТО НЕ ХВАТАЕТ ДЕНЕГ НА ЖИЗНЬ И КАК ЭТОГО
ИЗБЕЖАТЬ
Занятие 7
Цель занятия: рассмотреть направления расходов и объяснить степень их
необходимости.
Ключевой вопрос: Почему люди тратят деньги?
1 — 2класс
На что тратятся деньги (2 часа)
Основные понятия

Расходы.

Продукты.

Коммунальные

платежи.

Счёт.

Одежда.

Обувь.

Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки.
Хобби.
3-4 класс
На что семьи тратят деньги (2 часа)
Основные понятия
Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги.
Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные
расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные
расходы.
Жизненные ситуации
• Выбор покупки.
• Проезд на транспорте, посещение парикмахерской, химчистки и т. п.
• Снятие показаний счётчиков водоснабжения и электроэнергии, ввод данных в
компьютер.
• Сравнение цен на товары в разных магазинах.
• Поиск и покупка товаров в Интернете.
• Оплата услуг курьеров.
• Ремонт квартиры.
Т Е М А 3 . П О Ч Е М У С Е М Ь Я М Ч АС ТО Н Е Х В АТА Е Т Д Е Н Е Г Н А
Ж И З Н Ь И КА К Э ТО ГО И З Б Е ЖАТ Ь
• Подготовка брата или сестры к поступлению в университет.
• Покупка билетов на самолёт, стоимость которых существенно зависит от
срока, сезона, дня недели.
• Обсуждение в семье планов на отдых.
• Воздействие рекламы.
• Участие в промоакции.
• Получение бонусов, наклеек и т.п.
Компетенции
• Объяснять причины, по которым люди делают покупки.
• Описывать направления расходов семьи.
• Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.
• Сравнивать и оценивать виды рекламы.
• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о
покупке.

• Составлять собственный план расходов.
Т Е М А 4 . Д Е Н Ь Г И СЧ Ё Т Л Ю Б Я Т, И Л И КА К У П РА В Л Я Т Ь С В О И М
КО Ш Е Л Ь КО М , Ч ТО Б Ы О Н Н Е П УС ТО В А Л
ТЕМА 4.
ДЕНЬГИ

СЧЁТ

ЛЮБЯТ,

ИЛИ

КАК

УПРАВЛЯТЬ

СВОИМ

КОШЕЛЬКОМ, ЧТОБЫ ОН НЕ ПУСТОВАЛ
Занятие 8
Цель занятия: рассмотреть понятие семейного бюджета, правила его
составления и ситуации равенства или отличия доходов и расходов.
Ключевой вопрос: Почему полезно составлять бюджет семьи?
1 — 2 класс
Как умно управлять своими деньгами (2 часа) Основные понятия. Расходы и
доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.
Как делать сбережения (2 часа)
Основные понятия
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные
бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
3-4 класс
Как правильно планировать семейный бюджет (2 часа) Основные понятия
Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления).
Долг.
Жизненные ситуации
• Участие в обсуждении семейного бюджета.
• Обсуждение в семье покупки товаров в кредит.
• Поход с родителями в банк для того, чтобы снять или положить деньги.
• Обсуждение размера карманных денег, планирование собственного бюджета.
Компетенции
• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.
• Объяснять последствия образования долгов.
• Составлять семейный бюджет на условных примерах.
3. Тематическое планирование
1 класс
Количество часов
№

Наименование тем и разделов

Теоретическая

Практическая

занятия

Часть

часть

Тема 1. Введение в финансовую грамотность

1

-

Тема 2. Потребности

5

4

Тема 3. Товары и услуги

6

6

Тема 4. Деньги

5

6

17

16

Итого часов: 33
2 класс

Количество часов
№

Теоретическая

Практическая

Часть

часть

Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают

5

13

Тема 2. Из чего складываются доходы в семье.

1

3

1

3

2

6

9

25

занятия

Наименование тем и разделов

Тема 3. Почему семьям часто не хватает денег
на жизнь и как этого избежать.
Тема 4. Деньги счёт любят, или как управлять
своим кошельком, чтобы он не пустовал.
Итого часов: 34
3 класс

Количество часов
№

Теоретическая

Практическая

Часть

часть

Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают

5

13

Тема 2. Из чего складываются доходы в семье.

1

3

1

3

2

6

9

25

занятия

Наименование тем и разделов

Тема 3. Почему семьям часто не хватает денег
на жизнь и как этого избежать.
Тема 4. Деньги счёт любят, или как управлять
своим кошельком, чтобы он не пустовал.
Итого часов: 34
4 класс

№

Количество часов

занятия

Теоретическая

Практическая

Часть

часть

Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают

10

10

Тема 2. Из чего складываются доходы в семье.

2

2

2

3

2

3

16

18

Наименование тем и разделов

Тема 3. Почему семьям часто не хватает денег на
жизнь и как этого избежать.
Тема 4. Деньги счёт любят, или как управлять
своим кошельком, чтобы он не пустовал.
Итого часов: 34

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение курса:
№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1

Программа по финансовой грамотности
Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

2

«Финансовая грамотность» Материалы для учащихся. 2-3, 4 класс. В 2-х частях.
С.Н. Федин Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014

3

«Финансовая грамотность». Методические рекомендации для учителя. Ю.Н.
Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

4

«Финансовая грамотность». Материалы для родителей. Ю.Н. Корлюгова. Москва
«ВИТА-ПРЕСС», 2014

5

«Финансовая грамотность». Контрольные измерительные материалы . Ю.Н.
Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

6

-словари; энциклопедии
- иллюстративный наглядный материал, фотографии.

7

- компьютер, проектор,
- фотоаппарат;
- CD диски.

8

- Сайт журнала «Семейный бюджет» - http://www.7budget.ru
- Уроки тётушки Совы- https://www.youtube.com/watch?v=LVI0-FuzbZA


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».