рабочая_программа_Орлята_России_1_4

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11 им. В. И. Смирнова г. Томска

Утверждено
приказом директора МАОУ СОШ №11
им. В. И. Смирнова г. Томска
от 30.08.2023 №347

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОРЛЯТА РОССИИ»

(Социальное направление)

(для 1–4 классов образовательных организаций)

Автор-составитель:
Золотовская Н.В.

2023

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего образования, с учетом
Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята
России» ФГБОУ Всероссийский детский центр «Орлѐнок» (авторы- составители Волкова
Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., ТимофееваИ.П., Шатунова Т.И.,
Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В.
– Краснодар: Изд-во Новация, 2022г.) и с учетом программы воспитанияи основываютсяна
российских базовых национальных ценностях.. Это позволяет обеспечить единство
обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и
внеурочной деятельности.
Актуальность и назначение программы
Внедрение программы «Орлята России» в практику школ Российской Федерации
позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования –
сохранение и развитие единого образовательного пространства России. Актуальность
продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с
усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой
деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего
образования, так и в Федеральной рабочей программе воспитания, в которой указывается,
что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве
«основной традиции воспитания в образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует
восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его
дальнейшему развитию с учѐтом всех вызовов современного мира.
Цель курса: формирование у ребѐнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на
основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими
поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:

– воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой
Родине, общности граждан нашей страны, России;

– воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи,
–
–
–
–
–

своего народа, семейным ценности с учѐтом национальной, религиозной
принадлежности;
формировать лидерские качества и умение работать в команде. Развивать
творческие способности и эстетический вкус;
воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать
интерес к физической культуре;
воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и
потребность в безвозмездной деятельности ради других людей;
содействовать воспитанию экологической культуры
и ответственного
отношения к окружающему миру;
формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную,
поисковую и исследовательскую деятельность.

В преподавании курса «Орлята России» используются разнообразные методы и
формы обучения. Формами организации занятий могут быть занятие-игра, беседа,
конкурс, квест, пешеходная прогулка, экскурсия. Обучающиеся выполняют различные

творческиезадания и задания исследовательского характера. Проводятся дидактические,
развивающие и ролевые игры, учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в
классе, но и на улице, в парке,в музее. Большое значение для достижения планируемых
результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая
предусмотрена в разделах программы. Реализацияпрограммы «Орлята России» для детей
со 2 по 4 классы начинается спервой четверти учебногогода. Каждый трек состоит из 9
занятий, два из которых предполагают «свободное творчество учителя» в рамках того или
иного трека, но с заданными целевыми установками для сохранения смыслов
Программы. В зависимости от того, являлся ли уже класс участником программы
«Орлята России» в предыдущем учебном году или только вступает в Программу,
учитель выбирает тот вводный «Орлятский урок», который ему необходим.
Представленные уроки различаются не по возрасту и классам, а по стажу пребывания
детей в Программе.
Место учебного курса внеурочной деятельности в учебном плане школы
На изучение учебного курса «Орлята России» отводится по 1 часу в неделю в 1- 4
классах начальной школы. Программа рассчитана на 4 года (1 класс - 33 недели; 2-4 класс
- 34 учебных недели в год).
Формы проведения занятий: занятие-игра, беседа, конкурс, квест, пешеходная
прогулка, экскурсия. Обучающиеся выполняют различные творческие задания и задания
исследовательского характера. Проводятся дидактические, развивающие и ролевые игры,
учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в
музее. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация
проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в разделах программы.
Форма промежуточной аттестации – ролевая игра
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с
федеральной образовательной программой начального общего образования. Это позволяет
на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога,
ориентировать еѐ не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное
развитие ребѐнка.
Это проявляется:

– в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
– в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;
– в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их
вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность
Планируемые результаты освоения учебного кура внеурочной деятельности
Личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:

– осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
– сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
– уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как

члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей
страны.
Духовно-нравственное воспитание:

–
–
–
–
–
–

понимание связи человека с окружающим миром;
бережное отношение к среде обитания;
проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям;
– выполнение нравственно-этических норм поведения и правил межличностных
отношений.
Эстетическое воспитание:

– уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к

разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
– стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия:
– соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
– бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
– осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным
профессиям.
Экологическое воспитание:

– бережное отношение к природе;
– неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
– первоначальные представления о научной картине мира;
– познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
– проявление желания обогащать свои знания, способность к поисковоисследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
Универсальные учебные познавательные действия:

– способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта;
– способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои

мысли; умение составлять совместно с учителем общие правила поведения;
– умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление,
классификацию изученных фактов (под руководством педагога);
– умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под
руководством педагога);
– умение понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие,
благотворительность (под руководством педагога);
– умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки;
– понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото,
видео
Универсальные учебные коммуникативные действия:
– умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность;
– умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора,
руководителя, исполнителя;

– умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс

решения поставленных задач, проявлять этику общения;
– участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в ходе поиска
ответа;
– умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками, работая
в группе;
– умение высказывать и отстаивать свое мнение;
– умение рассуждать, вести повествование, строить своѐ высказывание в
соответствии с поставленной задачей или вопросом;
– корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
– умение работать в группе, общаться со сверстниками на принципах
взаимоуважения и помощи;
– признание возможности существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою;
– умение высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновывать, приводя
аргументы;
– умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по
отношению к окружающим;
– умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности
Универсальные учебные регулятивные действия:

–
–
–
–
–

умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности способствовать
проявлению самостоятельности, инициативности, организованности;
умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность
действий, объективно оценивать их; проявлять готовность изменять себя;
умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств еѐ
достижения, самостоятельно формулировать цель после предварительного
обсуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности;
формирование умения применять свои знания в практической деятельности.
Предметные результаты:
1 класс

умение раскрывать своими словами первоначальные представления об основных
нормах поведения в классе, школе, выражать своими словами понимание значимости
дружбы в классе, формирование коллективных правил коллектива и желание им следовать,
владеть правилами поведения в классе, школе; умение применять полученные
знания из различных областей в совместной коллективной деятельности; представления о
некоторых понятиях и правилах решения логических задач; знание
главных качеств
эрудита: смекалка, ум, знание, любознательность, внимательность, увлеченность,
изобретательность; узнавать главные источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты;
выполнять несложные коллективные работы проектного характера совместно со
взрослыми; приобретать опыт художественно-эстетического наполнения предметной среды
человека; умение выполнять в определенной последовательности комплекс утренней
зарядки; расширять словарный запас новыми словами и терминами.
2 класс
знакомство с понятием «лидер», его важными качествами; наличие первоначального
опыта осмысления и нравственной оценки поступков поведения (своего и других людей) с
позиций этических норм; знакомство со значением слова «эрудит», синонимами данного
слова; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств

соответственно ситуации общения; работа со значением слова «мастер»; умение
ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: исполнять песни
с простым мелодическим рисунком, выполнять элементарные танцевальные движения;
лексическая работа с понятиями доброволец и волонтѐр», «добровольчество», умение
определять главную мысль мультфильм; осознавать положительное влияние зарядки на
укрепление здоровья; умение осознавать ценность природы и необходимость
ответственности за ее сохранение; умение приводить примеры, иллюстрирующие значение
природы в жизни человека; умение соблюдать правила экологичного поведения в школе и
в быту (экономия воды и электроэнергии), и природной среде; владение различными
приѐмами слушания научно-познавательных текстов об истории родного края;
использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств.
3-4 классы
понимание понятия «Лидер», знание способы выявления лидеров в коллективе, качества и
характеристики человека- лидера; умение строить логические рассуждения;
формулировать утверждения, строить логические рассуждения; расширение знания о
разнообразии профессий и их роли; знакомство с понятиями «добро», «доброволец и
волонтѐр», «добровольчество», с качествами волонтѐра и теми добрыми делами, которые
волонтѐры совершают со смыслами деятельности волонтѐра (безвозмездность и дело для
других – помощь, забота); знания о положительном влиянии зарядки на укрепление
здоровья; умение систематизировать основные составляющие здорового образа жизни;
усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание необходимости соблюдения
правил экологического поведения на природе; знакомство с понятиями “хранитель”,
«хранитель исторической памяти», умение проявлять уважение к семейным ценностям и
традициям; понимание особой роли в истории России и мировой истории, чувства гордости
за достижения малой Родины.
Содержание учебного курса внеурочной деятельности
1класс
Трек «Орлёнок – Эрудит». Ценности, значимые качества трека: познание Символ
трека – конверт- копилка Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй
четверти. Именно к этому времени учебный процесс и все связанные с ним новые правила
жизнедеятельности становятся для первоклассника более понятными. Данный трек
позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с
другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами получения информации.
Трек «Орлёнок – Доброволец». Ценности, значимые качества трека: милосердие,
доброта, забота Символ трека – Круг Добра Реализация трека проходит для ребят 1-х
классов осенью, но его тематика актуальна круглый год. Важно, как можно раньше
познакомить обучающихся с понятиями «доброволец», «волонтѐр», «волонтѐрское
движение». Рассказывая о тимуровском движении, в котором участвовали их бабушки и
дедушки, показать преемственность традиций помощи и участия. В решении данных задач
учителю поможет празднование в России 5 декабря Дня волонтѐра.
Трек «Орлёнок – Мастер». Ценности, значимые качества трека: познание Символ
трека – Шкатулка мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно
быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации
трека «Орлѐнок – Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части
трека дети – активные участники Мастерской Деда Мороза: готовят класс и классную ѐлку
к новогоднему празднику / участвуют в новогоднем классном и школьном празднике.
Вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела и
различных профессий (на уровне региона или страны); посещений мест работы родителеймастеров своего дела, краеведческих музеев и пр.
Трек «Орлёнок – Спортсмен». Ценности, значимые качества трека: здоровый образ

жизни Символ трека – ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни) Время для
реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность
детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная физическая и
эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные
физкультурно-оздоровительные мероприятия, в том числе, позволят снизить
заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти». Ценности, значимые качества
трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы - хранители» В рамках трека происходит
ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье,
Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя значимость
сохранения традиций, истории и культуры своего родного края через понимание фразы «Я
и моѐ дело важны для Родины». Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих достижений, Я/Мы –
хранители исторической памяти своей страны. Решению задач трека способствует
празднование Дня защитника Отечества, Международного женского дня и других
праздников.
Трек «Орлёнок – Эколог». Ценности, значимые качества трека: природа, Родина
Символ трека – Рюкзачок эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок
– Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на
природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении
поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического
субботника и пр.
2 класс
Трек «Орлёнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда
Символ трека – конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети
приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного
года. Педагог может увидеть уровень сплочѐнности классного коллектива, сформировать
детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности
и чередования творческих поручений. 1 «Лидер – это …» Введение в тему, мотивация,
целеполагание. Знакомство с понятием «Лидер»: лексическая работа – значение нового
слова. От учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в команду? Учимся работать в
команде – игра испытание для команды учитель объясняет задание, учит детей слушать друг
друга, показывает, как правильно такие задания выполнять, даѐт ребятам подсказки, что
нужно сделать при выполнении задания: построиться по росту, сыграть в игру «мяч по
кругу» (мяч, имя, слово «Привет!»),
«молекула», «имя хором» и др.
Трек «Орлёнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание Символ
трека – Конверт- копилка Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй
четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных
конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами
получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе
познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая
мотивация и интерес к учѐбе.
Трек «Орлёнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание Символ
трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что
можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки
реализации трека «Орлѐнок- Мастер» поделены на два временных промежутка: во время
первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая
часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (науровне региона
или страны).

Трек «Орлёнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека: милосердие,
доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год.
Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный
пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания,
удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей.
Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время
учебного года.
Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ
жизни Символ трека - чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено
необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года
накапливается определѐнная физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки.
Надеемся, что дополнительные физкультурно- оздоровительные мероприятия в том числе
позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ
трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок –
Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на
природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении
поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического
субботника
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые качества
трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы – хранители» Данный трек является
логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит
ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье,
Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и принять
значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края. Основная
смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы (класс) – хранители
своих достижений. Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны
3-4 классы
Трек «Орлёнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда
Символ трека – конструктор «Лидер» В процессе реализации данного трека дети
приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного
года. Педагог может увидеть уровень сплочѐнности классного коллектива вначале учебного
года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта
чередования творческих поручений
Трек «Орлёнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание Символ
трека – конверт- копилка. Трек «Орлѐнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти,
которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных олимпиад,
конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами
получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе
познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается наиболее высокая
мотивация и интерес к учѐбе.
Трек «Орлёнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание Символ
трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно
быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации
трека «Орлѐнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части
трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека

определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или
страны).
Трек «Орлёнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека: милосердие,
доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год.
Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный
пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания,
удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей.
Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в течение всего
учебного года.
Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ
жизни Символ трека – чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено
необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года
накапливается определѐнная усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной
нагрузкой. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия
позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина
Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека
«Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с
выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при
изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках
экологического субботника.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые качества
трека: семья, Родина Символ трека – альбом. «Мы – хранители» Данный трек является
логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит
ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребѐнком личностного
отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть
для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного
края, через понимания фразы «Я и моѐ дело важны для Родины».
Тематическое планирование
1 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8

Наименование трека
Вводный «Орлятский урок»
Орлѐнок – Эрудит
Орленок – доброволец
Орлѐнок – Мастер
Орлѐнок – спортсмен
Орлѐнок – Хранитель
исторической памяти
Орлѐнок – Эколог
Орленок-лидер
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Кол-во часов
2 ч.
5 ч.
4 ч.
4 ч.
4 ч.
4 ч.
5 ч.
5 ч.
33 ч.

2 класс
№
1
2
3
4
5
6
7

Наименование трека
Вводный «Орлятский урок»
Орленок-лидер
Орлѐнок – Эрудит
Орлѐнок – Мастер
Орленок – доброволец
Орлѐнок – спортсмен
Орлѐнок – Эколог
Орлѐнок – Хранитель
исторической памяти
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Кол-во часов
1 ч.
4 ч.
4 ч.
5 ч.
4 ч.
4 ч.
6 ч.
6 ч.
34 ч.
3-4 класс

№
1
2
3
4
5
6

Наименование трека
Вводный «Орлятский урок»
Орленок-лидер
Орлѐнок – Эрудит
Орлѐнок – Мастер
Орленок – доброволец
Орлѐнок – спортсмен
Орлѐнок – Эколог

Кол-во часов
1 ч.
5 ч.
4 ч.
5 ч.
4 ч.
5 ч.
4 ч.

7

Орлѐнок – Хранительисторической памяти

6 ч.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

34 ч.

Календарно - тематическое планирование1 класс
№
п/п

Темы
Подготовительный
этап к участию в
Программе

1

2

Вводный
«Орлятский урок»
для детей первого
года участия в
Программе
Орлёнок – Эрудит
«Кто такой
эрудит?»
« эрудит-это...»
«Всезнайка»

3

4

«Встреча с
интересным
эрудитом – книгой»
«Подведём итоги»
Орленокдоброволец
«От слова к делу»
«Спешить
на
помощь
безвозмездно! »
«Совместное
родительское
собрание
«Наша
забота!»
«Доброволец этодоброе
сердце»
«Подведём итоги»
«Орлёнок
–
Мастер»
«Мастер – это …»

Кол- Воспитательный
во
потенциал
часов
Развитие
1
социальнозначимых
отношений
1
школьников:
- соблюдать
на
занятии
общепринятые
нормы поведения,
5
правила общения
1
со
старшими
(педагогическими
работниками)
и
сверстниками
1
(обучающимися),
1
принципы учебной
дисциплины
и
самоорганизации;
- проявлять
1
миролюбие,
не
затевать
конфликтов
и
стремиться решать
1
спорные вопросы,
4
не прибегая к силе;
стремиться
1
узнавать
что-то
1
новое, проявлять
любознательность,
ценить знания;
1
- быть
трудолюбивым,
доводить начатое
дело до конца;
1
- знать
и
любить
свою
Родину,
свой
4
родной дом, двор,
улицу,
1
- город, село,
свою страну.
Реализация
воспитательного
потенциала урока
1
предполагает:

«Мастерская Деда
Мороза…»
1
«Класс мастеров»
1
«Классная елка!»

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://disk.yandex.ru/i/v3sGr4Q2-INR7A
https://disk.yandex.ru/i/TwEDL8QqpIkLHw
https://disk.yandex.ru/i/3tqEp3ZGYR7-ug
https://disk.yandex.ru/i/_meoL8kHAdUDYA
https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg
https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA
https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg

https://disk.yandex.ru/i/3AQfwsCJmfdbog
https://disk.yandex.ru/i/wNgVlMGD-qlCVw
https://disk.yandex.ru/d/jp77h4cAUA5hSQ
https://disk.yandex.ru/d/jp77h4cAUA5hSQ
https://disk.yandex.ru/i/h- IMgWFpajWOzg
https://disk.yandex.ru/i/RLXwKfaUfs8CrQ
Танцевальный флешмобом «Что такое
доброта»
https://disk.yandex.ru/i/qz15j9o6zFlPIQ
Танцевальный флешмобом «Чтотакое
доброта»
https://disk.yandex.ru/i/qz15j9o6zFlPIQ

Стихотворение С. Маршака «Мастерломастер» или просмотр мультфильма по
стихотворению.
https://disk.yandex.ru/i/5sdDV6FR4xmeiA
https://disk.yandex.ru/d/I5K8yU8mw0zZvA
https://disk.yandex.ru/d/I5K8yU8mw0zZvA
https://disk.yandex.ru/i/plkvKvhTOXQi3Q

5

6

7

8

«Новогоднее
настроение»
Орлёнок
–
спортсмен
«Утро начнем с
зарядки!»
«Сто затей для всех
друзей»
«Весёлые старты»
«Самые спортивные
ребятамоей школы»

4
1
1
1

«Азбука здоровья»

1

Орлёнок –
Хранитель
исторической
памяти
«Орлёнок
–
Хранитель
исторической
памяти»
«История школы –
мояистория»
«Поход в музей»
«Историческое
чаепитие»
Орлёнок – Эколог
«ЭКОЛОГиЯ »
«Каким должен быть
настоящийэколог?»

4

«В гости к природе»
«Мы
друзья
природе»
«Орлята – экологи»
Орленок-лидер
«Лидер – это …»

1
1

«Я
могу
быть
лидером!»
«С
командой
действую!»
«Как
становятся
лидерами?»
«Мы
дружный
класс»

1

Итого

применение
на
занятии
групповой работы
или
работы
в
парах,
которые
учат обучающихся
командной работе
и взаимодействию
с
другими
обучающимися;
- включение
в урок игровых
процедур, которые
помогают
поддержать
мотивацию
обучающихся
к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений
в
классе,помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы
во
время урока.
-

1

1
1
1
5
1
1

1
5
1

1
1
1
33

https://disk.yandex.ru/i/Hji8c1aTP2fpnQ
https://disk.yandex.ru/i/Hji8c1aTP2fpnQ
https://disk.yandex.ru/i/Hji8c1aTP2fpnQ

https://disk.yandex.ru/i/Hji8c1aTP2fpnQ
https://disk.yandex.ru/i/5qBc7bmLrsROAQ

http://www.multirussia.ru/index.php?id=34

http://www.multirussia.ru/index.php?id=34

https://disk.yandex.ru/i/SPavXsOI-beiWg

https://disk.yandex.ru/i/GqTAyxtklagPNQ
Мультфильм «Смешарики» по теме
экологии
https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQ
https://disk.yandex.ru/i/L3fQL4ZBJtcQIw
https://disk.yandex.ru/client/disk

фрагмент мультфильма о важности
взаимопомощи
https://disk.yandex.ru/i/hu1cqrRIiLCBYQ
https://disk.yandex.ru/i/oBiFjtTTrDn83g

2класс
№
п/п
1

2

3

4

Темы
Вводный
«Орлятский урок»
длядетей первого
года участия в
Программе
Орленок-лидер
«Лидер – это …»
«Мы
дружный
класс!»
«Я
могу
быть
лидером!»
«Как
стать
лидером?»
«С
командой
действовать
готов!»
«Верёвочный
курс»
«КЛАССный
выходной»
«Встреча с тем, кто
умеет вести за
собой»
Орлёнок – Эрудит
«Кто
такой
эрудит?»
«Я – эрудит, а это
значит...»
«Развиваемся
я,
играя!»
«Воображари УМ»
«Могу
быть
изобретателем»
КТД «Что такое?
Кто такой?»
Встреча
с
интересным
эрудитом «Хотим
всёзнать»
Итоги трека «На
старте
новых
открытий
Орлёнок – Мастер
«Мастер – это…»
Мастерами
славится Россия»
«От идеи – к делу»
«Город Мастеров»

Колво
часов

Воспитательный
потенциал

1

Развитие
социальнозначимых
отношений
школьников:
- соблюдать
на
занятии
общепринятые
нормы поведения,
правила общения
со
старшими
(педагогическими
работниками)
и
сверстниками
(обучающимися),
принципы учебной
дисциплины
и
самоорганизации;
- проявлять
миролюбие,
не
затевать
конфликтов
и
стремиться решать
спорные вопросы,
не прибегая к силе;
стремиться
узнавать
что-то
новое, проявлять
любознательность,
ценить знания;
- быть
трудолюбивым,
доводить начатое
дело до конца;
- знать
и
любить
свою
Родину,
свой
родной дом, двор,
улицу,
- город, село,
свою страну.
Реализация
воспитательного
потенциала урока
предполагает:
- применение
на
занятии

4
1

1

1

1

4
1

1

1

1

5
1
1

1

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

фрагмент мультфильма о важности
взаимопомощи
https://disk.yandex.ru/i/hu1cqrRIiLCBYQ
–
конвертом
копилкой
«Эрудита»
https://disk.yandex.ru/i/ePcdnBhjGIV2qw

5

6

7

«В
гости
к
мастерам»
КТД «Классный
театр»
«Мастер – это
звучитгордо!»
«Путь в
мастерство»
– подводим итоги
Орленок доброволец
«От слова к делу»
«Спешить
на
помощь
безвозмездно!»
КТД
«Создай
хорошее
настроение»
«С
заботой
о
старших»
«Добровольцем
будь всегда!»
«Портрет
добровольца»
Орлёнок
–
спортсмен
«Утро начинай с
зарядки – будешь
ты
всегда
в
порядке!»
«Должен
быть
режим удня»
«О спорт, ты –
мир!»
«Сто затей для всех
друзей»
«Готовимся
к
спортивным
состязаниям»
Спортивная игра
«У рекордов наши
имена»
«Быстрее! Выше!
Сильнее!»
«Азбука здоровья»
Орлёнок – Эколог
«ЭКОЛОГиЯ »
«Каким
должен
быть
настоящий
эколог?»
«Мой
след
на
планете»
«Что должен знать
иуметь эколог?»

1

1

4
1

1

1
1
4
1

групповой работы
или
работы
в
парах,
которые
учат обучающихся
командной работе
и взаимодействию
с
другими
обучающимися;
- включение
в урок игровых
процедур, которые
помогают
поддержать
мотивацию
обучающихся
к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений
в
классе,помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы
во
время урока.

легенда
об
Орлятском
круге
–
https://disk.yandex.ru/i/HtStTVg3Hu_A0Q

https://podari-zhizn.ru/ru/give-help/pomochpo-drugomu/korobka-hrabrosti

м/ф «Нехочуха» https://disk.yandex.ru/i/5WnFzicng7-3A

1

1

1

4
1

1

https://disk.yandex.ru/i/GqTAyxtklagPNQ
Мультфильм «Смешарики» по теме
экологии
https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQ
Грузовичок Пик серия «Мусор в лесу» или
Ми-ми-мишки «Мусор в лесу»

8

«Восхищаемся
красивым миром»
«Экология
на
практике»
«Встреча
с
человеком,
которого
можно
назвать настоящим
экологом»
«Шагая в будущее помни о планете»
Работа
Орлёнок –
Хранитель
исторической
памяти
«Орлёнок–
Хранитель
исторической
памяти»
«Хранитель
семейных
традиций»
«Я храню традиции
семьи, а, значит, и
традиции страны»
Кодекс «Орлёнка –
хранителя»
«Знать,
чтобы
хранить»
«Историческое
чаепитие»
«Расскажи мне о
России»
«Я – хранитель, мы
–хранители»
Подведение итогов
участия
в
Программе
в
текущем учебном
году

1

Мультфильмы на экологическую тему

1

мультфильм «Мальчик и Земля

Итого

34

6

1

1

1

1
2
2

видеоролик
«Мульти-Россия»
http://www.multirussia.ru/

3-4 класс
№
п/п
1

2

3

Темы
Вводный
«Орлятский урок»
для детей первого
года участия в
Программе
Орленок-лидер
«Лидер – это …»
«Я могу быть
лидером!»
«В
команде
рождаетсялидер»
«КЛАССный
выходной»
«От идеи – к
делу!»
КТД «Вместе мы
сможем всё!»
«Встреча с тем,
кто умеет вести за
собой»
«Мы
дружный
класс!»
Орлёнок
–
Эрудит
«Кто
такой
эрудит?»
«Я – эрудит, а это
значит...»

Колво
часов

Воспитательный
потенциал

1

Развитие
социальнозначимых
отношений
школьников:
- соблюдать
на
занятии
общепринятые
нормы поведения,
правила общения
со
старшими
(педагогическими
работниками)
и
сверстниками
(обучающимися),
принципы учебной
дисциплины
и
самоорганизации;
- проявлять
миролюбие,
не
затевать
конфликтов
и
стремиться решать
спорные вопросы,
не прибегая к силе;
стремиться
узнавать
что-то
новое, проявлять
любознательность,
ценить знания;
- быть
трудолюбивым,
доводить начатое
дело до конца;
- знать
и
любить
свою
Родину,
свой
родной дом, двор,
улицу,
- город, село,
свою страну.
Реализация
воспитательного
потенциала урока
предполагает:
- применение
на
занятии

5
1
1

1

1

1
4
1

«Игра
–
это 1
полезно
и
интересно»
«Эрудит – это
широкий
кругозор»
«Твори!
1
Выдумывай!
Пробуй!»
КТД
«Играй,
учись иузнавай»
Встреча
с 1
интересным
эрудитом «Хотим
всё знать»
Итоги трека «На
старте
новых
открытий

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg

Серия «Эрудит» анимационного сериала
«Смешарики»
https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K2Q
Серии №190 «Кроссворд»
юмористического киножурнала «Ералаш
https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKiig
Презентация «10 великих изобретений
русских учёных»

4

5

6

Орлёнок
–
Мастер
«Мастер – это…»
«Россия
мастеровая»
«Город Мастеров»
«В
гости
к
мастерам»
«От идеи – к делу»
КТД
«Мастер
своегодела»
«Мастер – это
звучит гордо!»
«Путь в
мастерство»
– подводим итоги
Орленокдоброволец
«От слова к делу»
«Спешить
на
помощь
безвозмездно!»
КТД
«Создай
хорошее
настроение»
«С
заботой
о
старших»
Подготовка КТД
«От идеи – к делу»
КТД
«Подари
улыбку миру!»
«Доброволец – это
доброе сердце»
«Портрет
добровольца»
Орлёнок –
спортсмен
«Движение
–
жизнь!»

5
1
1
1

1

1

4
1

1

групповой работы
или
работы
в
парах,
которые
учат обучающихся
командной работе
и взаимодействию
с
другими
обучающимися;
- включение
в урок игровых
процедур, которые
помогают
поддержать
мотивацию
обучающихся
к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений
в
классе, помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы
во
время урока.

Презентация учителя
о
10
самых
известных мастерах родного края России

Просмотр мультфильма «Рука помощи
https://disk.yandex.ru/i/q3yCn-0lIYsMXw

https://www.youtube.com/
watch?v=hr2rCo2tpmA
Мультфильм о
волонтёрах
https://disk.yandex.ru/i/BzgvMqmh7TplMw

1

1

5
1

1
«Основы ЗОЖ»
«Мы
гордимся
нашими
спортсменами»

Танец
«Нука-нака»
https://disk.yandex.ru/i/5HKPpR3Cw408ng
На
зарядку-становись!
https://disk.yandex.ru/i/zWIkGfsKAGoEiw
Мультфильм
Спортландия 1
серия
https://yandex.ru/video
/preview/?text=
мультик%20про%20зож%20
Спортландия&path=
wizard&parent-reqid=16459319957738629789962654526820843vla1-5795-vla-l7-balancer-8080-BAL9679&wiz_type=vital&filmId=
1069979878161687077 15
https://disk.yandex.ru/i/8atVDkYetCRU8Q

Спортландия
зарядка
https://disk.yandex.ru/i/i-ArRmQXsyDGEw
Танец
«Двигайся»
https://disk.yandex.ru/d/pyZTA2ypajLFKg

7

8

«Сто затей для
всехдрузей»
КТД
«Спортивное»
Спортивная игра
«Книга рекордов»
«Встреча
–
подарок»
«Азбука
здоровья»
Орлёнок
–
Эколог
«ЭКОЛОГиЯ »
«Страна
экологии»

1

«Мой след на
планете»
КТД «Знаю, умею,
действую»
Экологический
квест
«Ключи природы»
Игра по станциям
«Путешествие в
природу»
Орлёнок –
Хранитель
исторической
памяти
«Орлёнок–
Хранитель
исторической
памяти»
«Традиции моей
страны»
Кодекс «Орлёнка
–хранителя»
«Знать,
чтобы
хранить»
КТД
«История
становится
ближе»

1

1

1
4
1

Презентация/видео о работе экологов
(добровольцев,
профессионалов,
взрослыхи детей).
видео о
красоте
природы
РФ
https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA
Работа экологов России

1

1

мультфильм «Мальчик и Земля»

6

1

1

1

Мультфильм «Мульти-Россия»

«Мульти-Россия» (второе официальное
название «Мы живем в России») —
Цикл мультипликационных роликов о
Разных регионах, городах и народностях
России. Является совместным проектом
продюсерской компании «Аэроплан» и
студии «Пилот».
Работа над данным
сериалом была начата в 2006 году.

Хронометраж каждого фильма — 1минута
КТД
«Мы 1
хранителипамяти»
«Расскажи мне о
России»
«Мы – хранители» 1
1
Подведение
итогов участия в
Программе
в
текущем учебном
году
34
Итого

Оценочные материалы
Темы треков
Критерии
Орленок-лидер Реализация Программы начинается с данного трека, который позволяет
актуализировать/ приобрести опыт совместной деятельности в коллективе, что
необходимо в начале учебного года. Также занятия трека 15 позволят выявить
первичную оценку уровнясплочённости класса и
лидеров для дальнейшего формирования микрогрупп
Орлёнок –
Эрудит

Вторая четверть отличается высокой мотивацией у детей научебную
деятельность. В этот временной промежуток в школахпроходят различные
олимпиады. В рамках трека происходитзнакомство ребёнка с разными способами
получения информации
Орлёнок –
Данный трек проходит в два этапа:
Мастер
1 – подготовка новогоднего спектакля/номера/концерта;
2 –знакомство с мастерами своего дела и лучшими мастерами
региона/страны.
Игра
для Игра по итогам 3х треков: «Орлёнок – Лидер»
«Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер» Игру учительпроводит
подведения
промежуточн самостоятельно, используя предоставленные методические рекомендации
ых
итогов участия
в Программе
Орлёнок –
Доброволец

Орлёнок –
Спортсмен

Орлёнок –
Эколог

Тематика трека актуальна круглый год, поэтому учитель может обращаться
к
имеющемуся социальному опыту
детей
иистории
добровольческого/ волонтерского/ тимуровскогодвижения в любое
время учебного года
Различные соревнования, посвященные 23 февраля ипр. В томчисле, в
соответствии с возрастом,
можно провести Весёлые страты, «Папа, мама, я – спортивная семья» и другие
соревнования, чтобы минимизировать воздействия гиподинамического
кризиса середины учебного года.

Весна – наиболее благоприятный период дляреализации трека.
Погодные условия позволяют
уже часть мероприятий трека проводить запределами здания
школы.
В логике Программы важно, чтобы все треки
Орлёнок –
прошли до трека «Орлёнок – хранитель исторической памяти»,так как он является
Хранитель
исторической треком, подводящим итоги участия в учебном году.
Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы
памяти
(класс) – хранители своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти
своей страны
Подведение
В УМК – использование игровых методов
итогов участия диагностики результатов. Основными результатами, которые нам необходимо
в Программе оценить, станут: - личностное развитие ребёнка (изменение его позиции от
в
«наблюдателя» до «активного участника»); - сформированность класса как
текущем коллектива; - уровень принятия/осознания ценностей, заложенных в Программе
учебном году


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».