Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 им. В. И. Смирнова г. Томска Утверждено приказом директора МАОУ СОШ №11 им. В. И. Смирнова г. Томска от 30.08.2023 №347 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОРЛЯТА РОССИИ» (Социальное направление) (для 1–4 классов образовательных организаций) Автор-составитель: Золотовская Н.В. 2023 Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, с учетом Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» ФГБОУ Всероссийский детский центр «Орлѐнок» (авторы- составители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., ТимофееваИ.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. – Краснодар: Изд-во Новация, 2022г.) и с учетом программы воспитанияи основываютсяна российских базовых национальных ценностях.. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности. Актуальность и назначение программы Внедрение программы «Орлята России» в практику школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного пространства России. Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в Федеральной рабочей программе воспитания, в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации». Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учѐтом всех вызовов современного мира. Цель курса: формирование у ребѐнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности. Задачи курса: – воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России; – воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, – – – – – своего народа, семейным ценности с учѐтом национальной, религиозной принадлежности; формировать лидерские качества и умение работать в команде. Развивать творческие способности и эстетический вкус; воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре; воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей; содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру; формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность. В преподавании курса «Орлята России» используются разнообразные методы и формы обучения. Формами организации занятий могут быть занятие-игра, беседа, конкурс, квест, пешеходная прогулка, экскурсия. Обучающиеся выполняют различные творческиезадания и задания исследовательского характера. Проводятся дидактические, развивающие и ролевые игры, учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке,в музее. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в разделах программы. Реализацияпрограммы «Орлята России» для детей со 2 по 4 классы начинается спервой четверти учебногогода. Каждый трек состоит из 9 занятий, два из которых предполагают «свободное творчество учителя» в рамках того или иного трека, но с заданными целевыми установками для сохранения смыслов Программы. В зависимости от того, являлся ли уже класс участником программы «Орлята России» в предыдущем учебном году или только вступает в Программу, учитель выбирает тот вводный «Орлятский урок», который ему необходим. Представленные уроки различаются не по возрасту и классам, а по стажу пребывания детей в Программе. Место учебного курса внеурочной деятельности в учебном плане школы На изучение учебного курса «Орлята России» отводится по 1 часу в неделю в 1- 4 классах начальной школы. Программа рассчитана на 4 года (1 класс - 33 недели; 2-4 класс - 34 учебных недели в год). Формы проведения занятий: занятие-игра, беседа, конкурс, квест, пешеходная прогулка, экскурсия. Обучающиеся выполняют различные творческие задания и задания исследовательского характера. Проводятся дидактические, развивающие и ролевые игры, учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в разделах программы. Форма промежуточной аттестации – ролевая игра Взаимосвязь с программой воспитания Программа учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с федеральной образовательной программой начального общего образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать еѐ не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребѐнка. Это проявляется: – в выделении в цели программы ценностных приоритетов; – в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания; – в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность Планируемые результаты освоения учебного кура внеурочной деятельности Личностные результаты: Гражданско-патриотическое воспитание: – осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; – сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; – уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей страны. Духовно-нравственное воспитание: – – – – – – понимание связи человека с окружающим миром; бережное отношение к среде обитания; проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред. признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям; – выполнение нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений. Эстетическое воспитание: – уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; – стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия: – соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); – бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудовое воспитание: – осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям. Экологическое воспитание: – бережное отношение к природе; – неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: – первоначальные представления о научной картине мира; – познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. – проявление желания обогащать свои знания, способность к поисковоисследовательской деятельности. Метапредметные результаты: Универсальные учебные познавательные действия: – способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта; – способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои мысли; умение составлять совместно с учителем общие правила поведения; – умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога); – умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под руководством педагога); – умение понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога); – умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки; – понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото, видео Универсальные учебные коммуникативные действия: – умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность; – умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора, руководителя, исполнителя; – умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс решения поставленных задач, проявлять этику общения; – участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в ходе поиска ответа; – умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками, работая в группе; – умение высказывать и отстаивать свое мнение; – умение рассуждать, вести повествование, строить своѐ высказывание в соответствии с поставленной задачей или вопросом; – корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; – умение работать в группе, общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения и помощи; – признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; – умение высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновывать, приводя аргументы; – умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по отношению к окружающим; – умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности Универсальные учебные регулятивные действия: – – – – – умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности способствовать проявлению самостоятельности, инициативности, организованности; умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность действий, объективно оценивать их; проявлять готовность изменять себя; умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств еѐ достижения, самостоятельно формулировать цель после предварительного обсуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности; формирование умения применять свои знания в практической деятельности. Предметные результаты: 1 класс умение раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах поведения в классе, школе, выражать своими словами понимание значимости дружбы в классе, формирование коллективных правил коллектива и желание им следовать, владеть правилами поведения в классе, школе; умение применять полученные знания из различных областей в совместной коллективной деятельности; представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; знание главных качеств эрудита: смекалка, ум, знание, любознательность, внимательность, увлеченность, изобретательность; узнавать главные источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты; выполнять несложные коллективные работы проектного характера совместно со взрослыми; приобретать опыт художественно-эстетического наполнения предметной среды человека; умение выполнять в определенной последовательности комплекс утренней зарядки; расширять словарный запас новыми словами и терминами. 2 класс знакомство с понятием «лидер», его важными качествами; наличие первоначального опыта осмысления и нравственной оценки поступков поведения (своего и других людей) с позиций этических норм; знакомство со значением слова «эрудит», синонимами данного слова; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств соответственно ситуации общения; работа со значением слова «мастер»; умение ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: исполнять песни с простым мелодическим рисунком, выполнять элементарные танцевальные движения; лексическая работа с понятиями доброволец и волонтѐр», «добровольчество», умение определять главную мысль мультфильм; осознавать положительное влияние зарядки на укрепление здоровья; умение осознавать ценность природы и необходимость ответственности за ее сохранение; умение приводить примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; умение соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (экономия воды и электроэнергии), и природной среде; владение различными приѐмами слушания научно-познавательных текстов об истории родного края; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств. 3-4 классы понимание понятия «Лидер», знание способы выявления лидеров в коллективе, качества и характеристики человека- лидера; умение строить логические рассуждения; формулировать утверждения, строить логические рассуждения; расширение знания о разнообразии профессий и их роли; знакомство с понятиями «добро», «доброволец и волонтѐр», «добровольчество», с качествами волонтѐра и теми добрыми делами, которые волонтѐры совершают со смыслами деятельности волонтѐра (безвозмездность и дело для других – помощь, забота); знания о положительном влиянии зарядки на укрепление здоровья; умение систематизировать основные составляющие здорового образа жизни; усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание необходимости соблюдения правил экологического поведения на природе; знакомство с понятиями “хранитель”, «хранитель исторической памяти», умение проявлять уважение к семейным ценностям и традициям; понимание особой роли в истории России и мировой истории, чувства гордости за достижения малой Родины. Содержание учебного курса внеурочной деятельности 1класс Трек «Орлёнок – Эрудит». Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт- копилка Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти. Именно к этому времени учебный процесс и все связанные с ним новые правила жизнедеятельности становятся для первоклассника более понятными. Данный трек позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами получения информации. Трек «Орлёнок – Доброволец». Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – Круг Добра Реализация трека проходит для ребят 1-х классов осенью, но его тематика актуальна круглый год. Важно, как можно раньше познакомить обучающихся с понятиями «доброволец», «волонтѐр», «волонтѐрское движение». Рассказывая о тимуровском движении, в котором участвовали их бабушки и дедушки, показать преемственность традиций помощи и участия. В решении данных задач учителю поможет празднование в России 5 декабря Дня волонтѐра. Трек «Орлёнок – Мастер». Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Шкатулка мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок – Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети – активные участники Мастерской Деда Мороза: готовят класс и классную ѐлку к новогоднему празднику / участвуют в новогоднем классном и школьном празднике. Вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела и различных профессий (на уровне региона или страны); посещений мест работы родителеймастеров своего дела, краеведческих музеев и пр. Трек «Орлёнок – Спортсмен». Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни) Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия, в том числе, позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти». Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы - хранители» В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края через понимание фразы «Я и моѐ дело важны для Родины». Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. Решению задач трека способствует празднование Дня защитника Отечества, Международного женского дня и других праздников. Трек «Орлёнок – Эколог». Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – Рюкзачок эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника и пр. 2 класс Трек «Орлёнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочѐнности классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений. 1 «Лидер – это …» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Лидер»: лексическая работа – значение нового слова. От учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в команду? Учимся работать в команде – игра испытание для команды учитель объясняет задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как правильно такие задания выполнять, даѐт ребятам подсказки, что нужно сделать при выполнении задания: построиться по росту, сыграть в игру «мяч по кругу» (мяч, имя, слово «Привет!»), «молекула», «имя хором» и др. Трек «Орлёнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Конверт- копилка Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учѐбе. Трек «Орлёнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок- Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (науровне региона или страны). Трек «Орлёнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года. Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека - чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно- оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. Трек «Орлёнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы (класс) – хранители своих достижений. Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны 3-4 классы Трек «Орлёнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор «Лидер» В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочѐнности классного коллектива вначале учебного года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений Трек «Орлёнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт- копилка. Трек «Орлѐнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учѐбе. Трек «Орлёнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны). Трек «Орлёнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в течение всего учебного года. Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. Трек «Орлёнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника. Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом. «Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребѐнком личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края, через понимания фразы «Я и моѐ дело важны для Родины». Тематическое планирование 1 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 Наименование трека Вводный «Орлятский урок» Орлѐнок – Эрудит Орленок – доброволец Орлѐнок – Мастер Орлѐнок – спортсмен Орлѐнок – Хранитель исторической памяти Орлѐнок – Эколог Орленок-лидер ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ Кол-во часов 2 ч. 5 ч. 4 ч. 4 ч. 4 ч. 4 ч. 5 ч. 5 ч. 33 ч. 2 класс № 1 2 3 4 5 6 7 Наименование трека Вводный «Орлятский урок» Орленок-лидер Орлѐнок – Эрудит Орлѐнок – Мастер Орленок – доброволец Орлѐнок – спортсмен Орлѐнок – Эколог Орлѐнок – Хранитель исторической памяти ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ Кол-во часов 1 ч. 4 ч. 4 ч. 5 ч. 4 ч. 4 ч. 6 ч. 6 ч. 34 ч. 3-4 класс № 1 2 3 4 5 6 Наименование трека Вводный «Орлятский урок» Орленок-лидер Орлѐнок – Эрудит Орлѐнок – Мастер Орленок – доброволец Орлѐнок – спортсмен Орлѐнок – Эколог Кол-во часов 1 ч. 5 ч. 4 ч. 5 ч. 4 ч. 5 ч. 4 ч. 7 Орлѐнок – Хранительисторической памяти 6 ч. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 34 ч. Календарно - тематическое планирование1 класс № п/п Темы Подготовительный этап к участию в Программе 1 2 Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в Программе Орлёнок – Эрудит «Кто такой эрудит?» « эрудит-это...» «Всезнайка» 3 4 «Встреча с интересным эрудитом – книгой» «Подведём итоги» Орленокдоброволец «От слова к делу» «Спешить на помощь безвозмездно! » «Совместное родительское собрание «Наша забота!» «Доброволец этодоброе сердце» «Подведём итоги» «Орлёнок – Мастер» «Мастер – это …» Кол- Воспитательный во потенциал часов Развитие 1 социальнозначимых отношений 1 школьников: - соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения, 5 правила общения 1 со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками 1 (обучающимися), 1 принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - проявлять 1 миролюбие, не затевать конфликтов и стремиться решать 1 спорные вопросы, 4 не прибегая к силе; стремиться 1 узнавать что-то 1 новое, проявлять любознательность, ценить знания; 1 - быть трудолюбивым, доводить начатое дело до конца; 1 - знать и любить свою Родину, свой 4 родной дом, двор, улицу, 1 - город, село, свою страну. Реализация воспитательного потенциала урока 1 предполагает: «Мастерская Деда Мороза…» 1 «Класс мастеров» 1 «Классная елка!» Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://disk.yandex.ru/i/v3sGr4Q2-INR7A https://disk.yandex.ru/i/TwEDL8QqpIkLHw https://disk.yandex.ru/i/3tqEp3ZGYR7-ug https://disk.yandex.ru/i/_meoL8kHAdUDYA https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg https://disk.yandex.ru/i/3AQfwsCJmfdbog https://disk.yandex.ru/i/wNgVlMGD-qlCVw https://disk.yandex.ru/d/jp77h4cAUA5hSQ https://disk.yandex.ru/d/jp77h4cAUA5hSQ https://disk.yandex.ru/i/h- IMgWFpajWOzg https://disk.yandex.ru/i/RLXwKfaUfs8CrQ Танцевальный флешмобом «Что такое доброта» https://disk.yandex.ru/i/qz15j9o6zFlPIQ Танцевальный флешмобом «Чтотакое доброта» https://disk.yandex.ru/i/qz15j9o6zFlPIQ Стихотворение С. Маршака «Мастерломастер» или просмотр мультфильма по стихотворению. https://disk.yandex.ru/i/5sdDV6FR4xmeiA https://disk.yandex.ru/d/I5K8yU8mw0zZvA https://disk.yandex.ru/d/I5K8yU8mw0zZvA https://disk.yandex.ru/i/plkvKvhTOXQi3Q 5 6 7 8 «Новогоднее настроение» Орлёнок – спортсмен «Утро начнем с зарядки!» «Сто затей для всех друзей» «Весёлые старты» «Самые спортивные ребятамоей школы» 4 1 1 1 «Азбука здоровья» 1 Орлёнок – Хранитель исторической памяти «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» «История школы – мояистория» «Поход в музей» «Историческое чаепитие» Орлёнок – Эколог «ЭКОЛОГиЯ » «Каким должен быть настоящийэколог?» 4 «В гости к природе» «Мы друзья природе» «Орлята – экологи» Орленок-лидер «Лидер – это …» 1 1 «Я могу быть лидером!» «С командой действую!» «Как становятся лидерами?» «Мы дружный класс» 1 Итого применение на занятии групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; - включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. - 1 1 1 1 5 1 1 1 5 1 1 1 1 33 https://disk.yandex.ru/i/Hji8c1aTP2fpnQ https://disk.yandex.ru/i/Hji8c1aTP2fpnQ https://disk.yandex.ru/i/Hji8c1aTP2fpnQ https://disk.yandex.ru/i/Hji8c1aTP2fpnQ https://disk.yandex.ru/i/5qBc7bmLrsROAQ http://www.multirussia.ru/index.php?id=34 http://www.multirussia.ru/index.php?id=34 https://disk.yandex.ru/i/SPavXsOI-beiWg https://disk.yandex.ru/i/GqTAyxtklagPNQ Мультфильм «Смешарики» по теме экологии https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQ https://disk.yandex.ru/i/L3fQL4ZBJtcQIw https://disk.yandex.ru/client/disk фрагмент мультфильма о важности взаимопомощи https://disk.yandex.ru/i/hu1cqrRIiLCBYQ https://disk.yandex.ru/i/oBiFjtTTrDn83g 2класс № п/п 1 2 3 4 Темы Вводный «Орлятский урок» длядетей первого года участия в Программе Орленок-лидер «Лидер – это …» «Мы дружный класс!» «Я могу быть лидером!» «Как стать лидером?» «С командой действовать готов!» «Верёвочный курс» «КЛАССный выходной» «Встреча с тем, кто умеет вести за собой» Орлёнок – Эрудит «Кто такой эрудит?» «Я – эрудит, а это значит...» «Развиваемся я, играя!» «Воображари УМ» «Могу быть изобретателем» КТД «Что такое? Кто такой?» Встреча с интересным эрудитом «Хотим всёзнать» Итоги трека «На старте новых открытий Орлёнок – Мастер «Мастер – это…» Мастерами славится Россия» «От идеи – к делу» «Город Мастеров» Колво часов Воспитательный потенциал 1 Развитие социальнозначимых отношений школьников: - соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - проявлять миролюбие, не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть трудолюбивым, доводить начатое дело до конца; - знать и любить свою Родину, свой родной дом, двор, улицу, - город, село, свою страну. Реализация воспитательного потенциала урока предполагает: - применение на занятии 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 5 1 1 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы фрагмент мультфильма о важности взаимопомощи https://disk.yandex.ru/i/hu1cqrRIiLCBYQ – конвертом копилкой «Эрудита» https://disk.yandex.ru/i/ePcdnBhjGIV2qw 5 6 7 «В гости к мастерам» КТД «Классный театр» «Мастер – это звучитгордо!» «Путь в мастерство» – подводим итоги Орленок доброволец «От слова к делу» «Спешить на помощь безвозмездно!» КТД «Создай хорошее настроение» «С заботой о старших» «Добровольцем будь всегда!» «Портрет добровольца» Орлёнок – спортсмен «Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!» «Должен быть режим удня» «О спорт, ты – мир!» «Сто затей для всех друзей» «Готовимся к спортивным состязаниям» Спортивная игра «У рекордов наши имена» «Быстрее! Выше! Сильнее!» «Азбука здоровья» Орлёнок – Эколог «ЭКОЛОГиЯ » «Каким должен быть настоящий эколог?» «Мой след на планете» «Что должен знать иуметь эколог?» 1 1 4 1 1 1 1 4 1 групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; - включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. легенда об Орлятском круге – https://disk.yandex.ru/i/HtStTVg3Hu_A0Q https://podari-zhizn.ru/ru/give-help/pomochpo-drugomu/korobka-hrabrosti м/ф «Нехочуха» https://disk.yandex.ru/i/5WnFzicng7-3A 1 1 1 4 1 1 https://disk.yandex.ru/i/GqTAyxtklagPNQ Мультфильм «Смешарики» по теме экологии https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQ Грузовичок Пик серия «Мусор в лесу» или Ми-ми-мишки «Мусор в лесу» 8 «Восхищаемся красивым миром» «Экология на практике» «Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом» «Шагая в будущее помни о планете» Работа Орлёнок – Хранитель исторической памяти «Орлёнок– Хранитель исторической памяти» «Хранитель семейных традиций» «Я храню традиции семьи, а, значит, и традиции страны» Кодекс «Орлёнка – хранителя» «Знать, чтобы хранить» «Историческое чаепитие» «Расскажи мне о России» «Я – хранитель, мы –хранители» Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году 1 Мультфильмы на экологическую тему 1 мультфильм «Мальчик и Земля Итого 34 6 1 1 1 1 2 2 видеоролик «Мульти-Россия» http://www.multirussia.ru/ 3-4 класс № п/п 1 2 3 Темы Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в Программе Орленок-лидер «Лидер – это …» «Я могу быть лидером!» «В команде рождаетсялидер» «КЛАССный выходной» «От идеи – к делу!» КТД «Вместе мы сможем всё!» «Встреча с тем, кто умеет вести за собой» «Мы дружный класс!» Орлёнок – Эрудит «Кто такой эрудит?» «Я – эрудит, а это значит...» Колво часов Воспитательный потенциал 1 Развитие социальнозначимых отношений школьников: - соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - проявлять миролюбие, не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть трудолюбивым, доводить начатое дело до конца; - знать и любить свою Родину, свой родной дом, двор, улицу, - город, село, свою страну. Реализация воспитательного потенциала урока предполагает: - применение на занятии 5 1 1 1 1 1 4 1 «Игра – это 1 полезно и интересно» «Эрудит – это широкий кругозор» «Твори! 1 Выдумывай! Пробуй!» КТД «Играй, учись иузнавай» Встреча с 1 интересным эрудитом «Хотим всё знать» Итоги трека «На старте новых открытий Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg Серия «Эрудит» анимационного сериала «Смешарики» https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K2Q Серии №190 «Кроссворд» юмористического киножурнала «Ералаш https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKiig Презентация «10 великих изобретений русских учёных» 4 5 6 Орлёнок – Мастер «Мастер – это…» «Россия мастеровая» «Город Мастеров» «В гости к мастерам» «От идеи – к делу» КТД «Мастер своегодела» «Мастер – это звучит гордо!» «Путь в мастерство» – подводим итоги Орленокдоброволец «От слова к делу» «Спешить на помощь безвозмездно!» КТД «Создай хорошее настроение» «С заботой о старших» Подготовка КТД «От идеи – к делу» КТД «Подари улыбку миру!» «Доброволец – это доброе сердце» «Портрет добровольца» Орлёнок – спортсмен «Движение – жизнь!» 5 1 1 1 1 1 4 1 1 групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; - включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Презентация учителя о 10 самых известных мастерах родного края России Просмотр мультфильма «Рука помощи https://disk.yandex.ru/i/q3yCn-0lIYsMXw https://www.youtube.com/ watch?v=hr2rCo2tpmA Мультфильм о волонтёрах https://disk.yandex.ru/i/BzgvMqmh7TplMw 1 1 5 1 1 «Основы ЗОЖ» «Мы гордимся нашими спортсменами» Танец «Нука-нака» https://disk.yandex.ru/i/5HKPpR3Cw408ng На зарядку-становись! https://disk.yandex.ru/i/zWIkGfsKAGoEiw Мультфильм Спортландия 1 серия https://yandex.ru/video /preview/?text= мультик%20про%20зож%20 Спортландия&path= wizard&parent-reqid=16459319957738629789962654526820843vla1-5795-vla-l7-balancer-8080-BAL9679&wiz_type=vital&filmId= 1069979878161687077 15 https://disk.yandex.ru/i/8atVDkYetCRU8Q Спортландия зарядка https://disk.yandex.ru/i/i-ArRmQXsyDGEw Танец «Двигайся» https://disk.yandex.ru/d/pyZTA2ypajLFKg 7 8 «Сто затей для всехдрузей» КТД «Спортивное» Спортивная игра «Книга рекордов» «Встреча – подарок» «Азбука здоровья» Орлёнок – Эколог «ЭКОЛОГиЯ » «Страна экологии» 1 «Мой след на планете» КТД «Знаю, умею, действую» Экологический квест «Ключи природы» Игра по станциям «Путешествие в природу» Орлёнок – Хранитель исторической памяти «Орлёнок– Хранитель исторической памяти» «Традиции моей страны» Кодекс «Орлёнка –хранителя» «Знать, чтобы хранить» КТД «История становится ближе» 1 1 1 4 1 Презентация/видео о работе экологов (добровольцев, профессионалов, взрослыхи детей). видео о красоте природы РФ https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA Работа экологов России 1 1 мультфильм «Мальчик и Земля» 6 1 1 1 Мультфильм «Мульти-Россия» «Мульти-Россия» (второе официальное название «Мы живем в России») — Цикл мультипликационных роликов о Разных регионах, городах и народностях России. Является совместным проектом продюсерской компании «Аэроплан» и студии «Пилот». Работа над данным сериалом была начата в 2006 году. Хронометраж каждого фильма — 1минута КТД «Мы 1 хранителипамяти» «Расскажи мне о России» «Мы – хранители» 1 1 Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году 34 Итого Оценочные материалы Темы треков Критерии Орленок-лидер Реализация Программы начинается с данного трека, который позволяет актуализировать/ приобрести опыт совместной деятельности в коллективе, что необходимо в начале учебного года. Также занятия трека 15 позволят выявить первичную оценку уровнясплочённости класса и лидеров для дальнейшего формирования микрогрупп Орлёнок – Эрудит Вторая четверть отличается высокой мотивацией у детей научебную деятельность. В этот временной промежуток в школахпроходят различные олимпиады. В рамках трека происходитзнакомство ребёнка с разными способами получения информации Орлёнок – Данный трек проходит в два этапа: Мастер 1 – подготовка новогоднего спектакля/номера/концерта; 2 –знакомство с мастерами своего дела и лучшими мастерами региона/страны. Игра для Игра по итогам 3х треков: «Орлёнок – Лидер» «Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер» Игру учительпроводит подведения промежуточн самостоятельно, используя предоставленные методические рекомендации ых итогов участия в Программе Орлёнок – Доброволец Орлёнок – Спортсмен Орлёнок – Эколог Тематика трека актуальна круглый год, поэтому учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей иистории добровольческого/ волонтерского/ тимуровскогодвижения в любое время учебного года Различные соревнования, посвященные 23 февраля ипр. В томчисле, в соответствии с возрастом, можно провести Весёлые страты, «Папа, мама, я – спортивная семья» и другие соревнования, чтобы минимизировать воздействия гиподинамического кризиса середины учебного года. Весна – наиболее благоприятный период дляреализации трека. Погодные условия позволяют уже часть мероприятий трека проводить запределами здания школы. В логике Программы важно, чтобы все треки Орлёнок – прошли до трека «Орлёнок – хранитель исторической памяти»,так как он является Хранитель исторической треком, подводящим итоги участия в учебном году. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы памяти (класс) – хранители своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны Подведение В УМК – использование игровых методов итогов участия диагностики результатов. Основными результатами, которые нам необходимо в Программе оценить, станут: - личностное развитие ребёнка (изменение его позиции от в «наблюдателя» до «активного участника»); - сформированность класса как текущем коллектива; - уровень принятия/осознания ценностей, заложенных в Программе учебном году