ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 имени В. И. Смирнова г. Томска Утверждено приказом директора № 360/1 от «31» августа 2023 г План внеурочной деятельности муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №11 им. В. И. Смирнова г. Томска на 2023-2024 учебный год Томск – 2023 г. Пояснительная записка План внеурочной деятельности МАОУ СОШ №11 им. В. И. Смирнова г. Томска разработан на основании обновленного федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обновленного федерального государственного стандарта основного общего образования, федерального государственного образовательного стандарта. На основании письма Минпросвещения России от 05.07.2022 №ТВ-1290/03 «Об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего образования, среднего общего образования. Программа внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации Основной образовательной программы начального общего образования, Основной образовательной программы среднего общего образования школы, основной образовательной программы основного общего образования и определяет содержательное наполнение направлений внеурочной деятельности, время, отводимое на внеурочную деятельность по классам, а также требования к организации внеурочной деятельности. Нормативным основанием для формирования плана внеурочной деятельности обучающихся являются следующие нормативно-правовые документы: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287; Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС СОО). Федеральной образовательная программой начального общего образования, утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372; Федеральной образовательная программой основного общего образования, утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370; Федеральной образовательная программой среднего общего образования, утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371; Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленные письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 091672; Методические рекомендации об организации ВУД в рамках реализации обновленных ФГОС НОО и ООО от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010г. №986). План внеурочной деятельности МАОУ СОШ №11 им. В. И. Смирнова г. Томска обеспечивает введение в действие и реализацию требований обновленных ФГОС и определяет объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности. Основная идея программы: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации школьников во внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности МАОУ СОШ №11 им. В. И. Смирнова г. Томска направлен на реализацию задач модернизации образования – повышение его доступности, качества и эффективности. При составлении плана внеурочной деятельности на 2023-2024 учебный год учтены современные тенденции развития системы российского образования: усиление роли внеурочной деятельности обучающихся, реализация системно-деятельностного подхода, введение проектной деятельности, информатизация образования, индивидуализация и дифференциация обучения, интеграция общего и дополнительного образования. План внеурочной деятельности отвечает следующим требованиям: - полнота учебного плана внеурочной деятельности ОУ в контексте реализации обновленного ФГОС; - нацеленность на удовлетворение потребностей обучающихся и их родителей или законных представителей и реализацию интересов обучающихся; - целостность учебного плана (взаимосвязь и взаимодополняемость компонентов) и соответствие структуры требованиям к структуре документа; - рациональность использования часов теоретической и практической части, формируемой участниками образовательного процесса; - отсутствие перегрузки обучающихся, т. е. соответствие объема учебного времени плана допустимой учебной нагрузке, согласно СанПиН 2.4.2.2821-10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010№ 189 с изменениями 24 ноября 2016 г.; - обеспеченность плана ресурсами, в т. ч. финансовыми, кадровыми и программно-методическими (наличие и соответствие уровням обучения); - гибкость плана, наличие резервов и возможности для его изменения; Внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, организуется для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов. В школе созданы соответствующие условия для реализации плана внеурочной деятельности: - обеспечение педагогическими кадрами - разработаны рабочие программы курсов внеурочной деятельности; - материальная база позволяет реализовать теоретическую и практическую часть программ; - организована совместная деятельность с организациями-партнерами школы. Максимальный объем учебной нагрузки учащегося соответствует требованиям, предъявляемым санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.2821-10». Здоровьесберегающая направленность учебной деятельности обеспечивается за счет реализации идеи индивидуализации образования с учетом возрастных особенностей обучающихся. Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 35-40 минут. Для обучающихся первых классов в первом полугодии продолжительность занятия внеурочной деятельности не должна превышать 35 минут. Расписание занятий внеурочной деятельности составляется отдельно от расписания уроков. При проведении занятий внеурочной деятельности допускается деление класса на группы. Минимальное количество обучающихся в группе при проведении занятий внеурочной деятельности составляет 12-15 человек. Часы внеурочной деятельности направлены на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско – патриотическое развитие обучающихся; Для реализации образовательного процесса в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: - игровая деятельность; - познавательная деятельность; - проблемно-ценностное общение; - досугово-развлекательная деятельность; - художественное творчество; - социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); - трудовая; - спортивно-оздоровительная; - патриотическая деятельность. Приоритетными являются технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка: - уровневая дифференциация; - проектная деятельность; - игровые технологии; - ресурсосберегающие технологии; - информационные и коммуникативные технологии. Методы и средства внеурочной деятельности: - диагностика обучающихся, их родителей (законных представителей) с целью выявления интереса детей, информированности по данному вопросу; - проектные упражнения; - мини-исследования; - игры, конкурсы, концерты, выступления, защиты, презентации и т.д.; - поручения; - планирование деятельности; - анализ деятельности, в т.ч. самоанализ. Формы промежуточной аттестации Основной формой учета внеурочных достижений обучающихся является творческая работа, проектная деятельность, портфолио. Модель организации ВУД По организации деятельности: Для реализации внеурочной деятельности в школе применяется оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения), реализуемая через функциональные обязанности классных руководителей, педагогов, реализующих учебный план в конкретном классе. По технологии реализации деятельности: По распределению часов ВУД в течение учебного года используется смешанная модель (линейная и модульная), позволяющая распределить часы внеурочной деятельности равномерно (по утвержденному расписанию) в течение учебного года, и позволяющая концентрировать виды и программы ВУД в определенном периоде времени. В журнале часы программ записываются по факту их проведения, придерживаясь нормативной цифры месяца. Координирующую роль выполняет, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: - взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; - организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающегося в рамках деятельности общешкольного коллектива; - организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; - организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся. Ожидаемые результаты реализации ВУД Результат внеурочной деятельности – развитие (на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира) – личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. Организация внеурочной деятельности в 1 – 4 классах, реализующих обновленный ФГОС НОО Внеурочная деятельность в 1 – 4 классах организуется в соответствии с требованиями обновленного ФГОС по основным направлениям развития личности. При составлении плана внеурочной деятельности учитывались пожелания обучающихся и их родителей (законных представителей). Предусмотрены следующие формы внеурочных занятий: экскурсии, кружки, клубы, секции, проекты, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, конкурсы, соревнования, общественно полезные практики и т. д. К ведущим видам внеурочной деятельности отнесены проектная и исследовательская виды деятельности. Организация внеурочной деятельности направлена в начальной школе на развитие универсальных учебных действий. Ученикам предоставляется возможность выбора часов внеурочной деятельности, включенных в различные направления. Эти часы могут использоваться для развития потенциала одарённых и талантливых детей с участием в образовательном процессе самих обучающихся и их семей в течение учебного года (разработка индивидуальных учебных планов, обучающихся). Реализация индивидуальных учебных планов может быть организована с помощью дистанционного образования и сопровождаться педагогической поддержкой. Для эффективной реализации внеурочной деятельности используется линейная модель школьного расписания: организация работы образовательного учреждения в режиме, позволяющем объединить то, что традиционно определяется как учебная и внеучебная сферы деятельности ребенка, сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, объединить в единый функциональный комплекс образовательные, воспитательные и оздоровительные процессы. Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Основная задача: формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретенные знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью). Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, направленной и на развитие креативного мышления и глобальных компетенций. Основные организационные формы: интегрированные курсы, метапредметные кружки или факультативы Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности. Основные организационные формы: профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов, изучение специализированных цифровых ресурсов, профессиональные пробы, моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии, посещение ярмарок профессий и профориентационных парков. Основное содержание: знакомство с миром профессий и способами получения профессионального образования; создание условий для развития надпрофессиональных навыков (общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности. Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. Основные задачи: раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к культуре; физическое развитие обучающихся, привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых- занятия ГТО оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе, развитие их самостоятельности и ответственности, формирование навыков самообслуживающего труда. Основные организационные формы: занятия школьников в различных творческих объединениях (музыкальных, хоровых или танцевальных студиях, театральных кружках или кружках художественного творчества, журналистских, поэтических или писательских клубах и т.п.); занятия школьников в спортивных объединениях (секциях и клубах, организация спортивных турниров и соревнований); занятия школьников в объединениях туристско-краеведческой направленности (экскурсии, развитие школьных музеев); занятия по Программе развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности Основная цель: развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений - заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения. Основная задача: обеспечение психологического благополучия обучающихся в образовательном пространстве школы, создание условий для развития ответственности за формирование макро- и микрокоммуникаций, складывающихся в образовательной организации, понимания зон личного влияния на уклад школьной жизни. Основные организационные формы: педагогическое сопровождение деятельности Российского движения школьников и Юнармейских отрядов; волонтерских, трудовых, экологических отрядов, создаваемых для социально ориентированной работы; Юные инспекторы дорожного движения, выборного Совета обучающихся, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией; Таким образом, план внеурочной деятельности на 2023-2024 учебный год создает условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности, способствует самоопределению обучающихся. Организация внеурочной деятельности в 5- 9 классах обновленного ФГОС ООО Внеурочная деятельность в 5-9 организуется в соответствии с требованиями обновленного ФГОС по основным направлениям развития личности. При составлении плана внеурочной деятельности учитывались пожелания обучающихся и их родителей (законных представителей). Предусмотрены следующие формы внеурочных занятий: экскурсии, кружки, клубы, секции, проекты, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, конкурсы, соревнования, общественно полезные практики и т. д. К ведущим видам внеурочной деятельности отнесены проектная и исследовательская. Организация внеурочной деятельности направлена в основной школе на развитие универсальных учебных действий. Ученикам предоставляется возможность выбора часов внеурочной деятельности, включенных в различные направления. Эти часы могут использоваться для развития потенциала одарённых и талантливых детей с участием в образовательном процессе самих обучающихся и их семей в течение учебного года (разработка индивидуальных учебных планов, обучающихся). Реализация индивидуальных учебных планов может быть организована с помощью дистанционного образования и сопровождаться тьюторской поддержкой. Для эффективной реализации внеурочной деятельности используется линейная модель школьного расписания: организация работы образовательного учреждения в режиме, позволяющем объединить то, что традиционно определяется как учебная и внеучебная сферы деятельности ребенка, сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, объединить в единый функциональный комплекс образовательные, воспитательные и оздоровительные процессы. Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Основная задача: формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретенные знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью). Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, направленной и на развитие креативного мышления и глобальных компетенций. Основные организационные формы: интегрированные курсы, метапредметные кружки или факультативы Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности. Основные организационные формы: профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов, изучение специализированных цифровых ресурсов, профессиональные пробы, моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии, посещение ярмарок профессий и профориентационных парков. Основное содержание: знакомство с миром профессий и способами получения профессионального образования; создание условий для развития надпрофессиональных навыков (общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности. – занятия «Моя Россия –мои горизонты» Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. Основные задачи: раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к культуре; физическое развитие обучающихся, привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе, развитие их самостоятельности и ответственности, формирование навыков самообслуживающего труда. Основные организационные формы: занятия школьников в различных творческих объединениях (музыкальных, хоровых или танцевальных студиях, театральных кружках или кружках художественного творчества, журналистских, поэтических или писательских клубах и т.п.); - «занятия ИЗО –студия» занятия школьников в спортивных объединениях (секциях и клубах, организация спортивных турниров и соревнований); - занятия ГТО занятия школьников в объединениях туристско-краеведческой направленности (экскурсии, развитие школьных музеев); Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов. Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к знаниям, как залогу их собственного будущего, и к культуре в целом, как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России. Основные направления деятельности: занятия по дополнительному или углубленному изучению учебных предметов или модулей; занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности – проектная деятельность; занятия, связанные с освоением регионального компонента образования или особыми этнокультурными интересами участников образовательных отношений;- Я-ты-он-она –вместе целая страна , ЮИД дополнительные занятия для школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной программы или трудности в освоении языка обучения; специальные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или испытывающими затруднения в социальной коммуникации – занятия «Умники и умницы», «АБВГДейка» Таким образом, план внеурочной деятельности на 2023-2024 учебный год создает условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности, способствует самоопределению обучающихся. Организация внеурочной деятельности в 10-11 классах ФГОС СОО Внеурочная деятельность в 10-11 организуется в соответствии с требованиями обновленного ФГОС по основным направлениям развития личности. При составлении плана внеурочной деятельности учитывались пожелания обучающихся и их родителей (законных представителей). Предусмотрены следующие формы внеурочных занятий: экскурсии, кружки, клубы, секции, проекты, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, конкурсы, соревнования, общественно полезные практики и т. д. К ведущим видам внеурочной деятельности отнесены проектная и исследовательская. Организация внеурочной деятельности направлена на развитие универсальных учебных действий. Ученикам предоставляется возможность выбора часов внеурочной деятельности, включенных в различные направления. Эти часы могут использоваться для развития потенциала одарённых и талантливых детей с участием в образовательном процессе самих обучающихся и их семей в течение учебного года (разработка индивидуальных учебных планов, обучающихся). Реализация индивидуальных учебных планов может быть организована с помощью дистанционного образования и сопровождаться тьюторской поддержкой. Для эффективной реализации внеурочной деятельности используется линейная модель школьного расписания: организация работы образовательного учреждения в режиме, позволяющем объединить то, что традиционно определяется как учебная и внеучебная сферы деятельности ребенка, сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, объединить в единый функциональный комплекс образовательные, воспитательные и оздоровительные процессы План внеурочной деятельности является второй частью организационного раздела основной образовательной программы среднего общего образования и представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и включает: 1. План организации деятельности ученических сообществ (групп старшеклассников), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; юношеских общественных объединений, организаций (в том числе и в рамках «Российского движения школьников»); 2. План реализации курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по предметам программы средней школы); 3. План воспитательных мероприятий. Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей внеурочной деятельности, направлена на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности и таких компетенций, как: -компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством; -социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях человека; -компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой совместной деятельности. Воспитательные мероприятия нацелены на формирование мотивов и ценностей обучающегося в таких сферах, как: -отношение обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя, самоопределению и самосовершенствованию (включает подготовку к непрерывному образованию в рамках осуществления жизненных планов); -отношение обучающихся к России как к Родине (Отечеству) (включает подготовку к патриотическому служению); -отношения обучающихся с окружающими людьми (включает подготовку к общению со сверстниками, старшими и младшими); -отношение обучающихся к семье и родителям (включает подготовку личности к семейной жизни); -отношение обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу (включает подготовку личности к общественной жизни); -отношение обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре (включает формирование у обучающихся научного мировоззрения); -трудовые и социально-экономические отношения (включает подготовку личности к трудовой деятельности). Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Основная задача: формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретенные знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью). Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, направленной и на развитие креативного мышления и глобальных компетенций. Основные организационные формы: интегрированные курсы, метапредметные кружки или факультативы Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности. Основные организационные формы: профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов, изучение специализированных цифровых ресурсов, профессиональные пробы, моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии, посещение ярмарок профессий и профориентационных парков. Основное содержание: знакомство с миром профессий и способами получения профессионального образования; создание условий для развития надпрофессиональных навыков (общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности. Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов. Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к знаниям, как залогу их собственного будущего, и к культуре в целом, как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России. Основные направления деятельности: занятия по дополнительному или углубленному изучению учебных предметов или модулей; занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности – проектная деятельность; занятия, связанные с освоением регионального компонента образования или особыми этнокультурными интересами участников образовательных отношений;- «Россия – моя история» Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности (вне зависимости от профиля) предполагает: 1. Организацию жизни ученических сообществ в форме клубных встреч (организованного тематического и свободного общения старшеклассников), участие обучающихся в делах классного ученического коллектива и в общих коллективных делах образовательной организации; 2. Проведение ежемесячного учебного собрания по проблемам организации учебного процесса, индивидуальных и групповых консультаций по вопросам организационного обеспечения обучения и обеспечения благополучия обучающихся в жизни МАОУ СОШ № 11 им. В.И. Смирнова г.Томска. При планировании внеурочной деятельности в МАОУ СОШ № 11 им. В.И. Смирнова г.Томска.учитываются следующие условия: здание организации, осуществляющей образовательную деятельность, набор и размещение помещений для осуществления образовательной деятельности, активной деятельности, отдыха, питания и медицинского обслуживания обучающихся, их площадь, освещенность и воздушнотепловой режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон и зон для индивидуальных занятий. Содержание плана внеурочной деятельности. Утверждено приказом директора № 360/1 План реализации курсов внеурочной деятельности для 1-4 классов начального общего образования на 2023 – 2024учебный год Направление Классы / часов в неделю Наименование курсов 1а 1б 1в 2а 2б 2в 3а 3б Часть, рекомендуемая для всех обучающихся Формы промежуточной аттестации 3в 3г 4а 4б 4в Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о 1 1 1 1 1 важном» Занятия по формированию функциональной грамотности 1 1 1 1 «Функциональная 1 1 1 1 1 1 грамотность» Занятия на удовлетворение профориентационных интересов 1 1 1 «Занимательная профориентация» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Творческая работа 1 Творческая работа 1 Творческая и проектная работа Вариативная часть Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов «ГТО» 1 1 1 «Орлята России» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Творческая работа, сдача нормативов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Творческая работа «Творческая 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 мастерская» Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности Творческая работа ЮИД 1 1 1 Творческая работа Итого часов в классе 6 6 6 Итого часов на параллель 18 6 6 6 8 6 6 6 24 6 6 6 6 18 Утверждено приказом директора № 360/1 Направление/название курса План реализации курсов внеурочной деятельности для 5-9 классов основного общего образования на 2023-2024 учебный год Классы/часов в неделю 5А 5Б 5В 6А 6Б 6В 7А 7Б 8А 8Б 8В 9А Часть, рекомендуемая для всех обучающихся Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Занятия по формированию функциональной грамотности «Функциональная грамотность» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Занятия на удовлетворение профориентационных интересов «Профориентация» 1 1 1 «Россия – мои горизонты» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Вариативная часть Спортивно–оздоровительное направление «ГТО» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 «ЮИД» «Я-ты-он-она-вместе целая страна» «ИЗО – студия» «Творческая мастерская» «Медиацентр –лови волну» «Занимательная физика» «Шаги в науку» «Юный математик» «Картография» Итого часов в неделю Итого часов на параллель Социальное направление 1 1 1 Общекультурное направление 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Общеинтеллектуальное направление 6 18 6 1 6 1 6 18 1 6 6 6 12 6 9В Форма промежуточной аттестации 1 1 Творческая работа 1 1 Творческая работа 1 Творческая работа Творческая работа 1 Сдача спортивных нормативов Творческая работа 1 1 1 1 1 6 9Б 1 1 6 6 18 6 1 1 Творческая работа Творческая работа 1 1 1 Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа 6 6 1 18 Утверждено приказом директора № 360/1 План внеурочной деятельности для 10 – 11 класса среднего общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №11 им. В. И. Смирнова г. Томска на 2023-2024 учебный год Направление/раздел «Жизнь ученических сообществ» Социальная деятельность Социальная деятельность Социальная деятельность Наименование курса внеурочной Классы/ часов в неделю деятельности 10 а 11а Совет старшеклассников Ученическое самоуправление Волонтерский отряд Итого часов в классе/ итого часов в параллели 0,25 0,25 0,5 1/1 Формы промежуточной аттестации 0,25 0,25 0,5 1/1 Часть, рекомендуемая для всех обучающихся «Разговоры о важном» 1 1 Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности 1 1 Занятия по формированию «Функциональная грамотность» функциональной грамотности 1 1 Занятия на удовлетворение «Россия – мои горизонты» профориентационных интересов «Внеурочная деятельность по предметам школьной программы» «Россия – моя история» Духовно - нравственное 1 1 «Начальная военная подготовка» Гражданско – патриотическое 1 «ИЗО – студия» Общекультурное 1 Итого часов в классе/ итого часов в 6/6 6/6 параллели Воспитательные мероприятия / общекультурное направление В соответствии с планом воспитательной деятельности Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работая Творческая деятельность Творческая деятельность Проектная работа Проектная работа Творческая деятельность