Шахматы (дошкольное отделение)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11 ИМ. В. И. СМИРНОВА
ГОРОДА ТОМСКА
634027 Томск, Кольцевой проезд, 39, тел.: 8 (3822) 47-32-95, e-mail: school11@education70.ru
ОКПО 46627431, ИНН 7019036243 КПП 701701001

Принята на заседании
педагогического совета
от 31.08.2023 г.
Протокол №1

Утверждаю
Директор МАОУ СОШ №11
им. В.И. Смирнова г. Томска
____________ А.Ю. Ястребов

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа физкультурно – спортивной направленности
«Шахматы»
Возраст обучающихся: 5 - 7 лет
Срок реализации: 2 года

Автор – составитель:
Егоренкова Елена Владимировна, воспитатель

г. Томск, 2023

Содержание программы
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы……………………………...………3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………........................3
1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………………………………5
1.3. Содержание программы……………………………………………...............................................6
1.3.1. Учебный план. Содержание учебного плана. Первый год обучения (5-6 лет)………………6
1.3.1. 1.3.2. Учебный план. Содержание учебного плана. Второй год обучения (6-7 лет)……………….7
1.4. Планируемые результаты………………………………………………………………………9
1.4.1. Планируемые результаты. Первый год обучения (5-6 лет)…………………………………...9
1.4.2. Планируемые результаты. Второй год обучения (6-7 лет)……………………………………9
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий…………………………………9
2.1. Календарный учебный график ………………………………………………...…………………9
2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми 5-6лет…………………….………………..9
2.1.2. Календарный учебный график занятий с детьми 6-7 лет……………………………………12
2.2. Условия реализации программы………………………………………………………………..14
2.3. Формы аттестации. Способы проверки результатов освоения программы………………….15
2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов…………………………15
2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов……………………..15
2.4. Оценочные материалы…………………………………………………………………………..15
2.5. Дидактические материалы………………………………………………………………………15
2.6. Список литературы………………………………………………………………………………18

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматы» - физкультурно спортивной направленности ориентирована на развитие командных, индивидуальных и
игровых видов деятельности детей.
В соответствии с концепцией дополнительного образования, утвержденной
Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р, разработанная программа
«Шахматы» является одним из условий «для вовлечения детей в мероприятия, содержащие
элементы различных видов спорта, развивать командные, индивидуальные и игровые виды
деятельности,
способствующие
физическому,
духовному,
интеллектуальному,
здоровьесберегающему и патриотическому воспитанию детей.».
Актуальность разработанной программы определяется потребностями участников
образовательных отношений (родителей воспитанников и их законных представителей). По
итогам проведенного анкетирования 60% респондентов выразили желание получить
образовательную услугу по освоению данной образовательной программы. Также актуальность
программы определяется требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), а
именно:

с п.1.6. ФГОС ДО программа направлена на «обеспечение вариативности и
разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования,
возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных
потребностей, способностей и состояния здоровья детей»;

п.2.6. «Содержание программы должно обеспечивать развитие личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности»;

п.2.7. «игры с правилами и другие виды игр»
Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматы» ориентирована на
удовлетворение индивидуальных потребностей в познавательном развитии, формировании
общей культуры воспитанников ДОО. Предлагаемая дополнительная образовательная программа
для детей старшего дошкольного возраста «Шахматы» направлена на интеллектуальное развитие
детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно
активно в дошкольном возрасте.
Практическая значимость программа заключается в том, что эта программа по обучению
игре в шахматы максимально проста и доступна. Важное значение при изучении шахматного
курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема
обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир
шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме
рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски,
об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со
своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить
знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе
широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и
викторины, которые будут интересны дошкольникам.
Отличительная особенность программы «Шахматы» в том, что она носит
вариативный характер используемых с детьми методов и приемов, что обеспечивает психологопедагогическую поддержку художественно-творческого и эмоционального развития детей в
обучении игре в шахматы. Программа построена по тематическому принципу, она в простой и
доходчивой форме дает детям знания о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и
загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых её принципах,
знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им интерес к древней и
мудрой игре.
3

Методологической основой для разработки занятий, используемых в программе
являются следующие подходы и концепции:
Программа «Шахматы» по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в
шахматы разработана на основе программы В.Г. Гришина «Малыши играют в шахматы».
Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа «Шахматы», составленная
с опорой на положения Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования будет способствовать интеграции дошкольного и дополнительного
образования, как необходимого условия достижения новых образовательных результатов.
Программа «Шахматы» разработана с учетом следующих нормативных документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(часть 2 статьи 53; части 2 - 4, 6, 8 статьи 54; части 1, 2 статьи 101);
 Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. № 1441 «Об утверждении
Правил оказания платных образовательных услуг» (пункты 3, 6, 7 - 10, 13, 14, 16);
 ПРИКАЗ от 27 июля 2022 г. № 629 "Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам"
 Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
 Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания";
 Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
 Распоряжение департамента образования администрации Города Томска от 01.11.2013 г.
№ р498 «Об утверждении предельных цен на платные услуги, предоставляемые
муниципальными
учреждениями,
подведомственными
департаменту
образования
администрации Города Томска»;
 Постановление администрации Города Томска от 24.03.2011 №249 «Об утверждении
предельных цен на платные услуги муниципальных учреждений, в отношении которых функции
и полномочия учредителя осуществляет департамент образования администрации Города
Томска»;
 Постановление администрации Города Томска от 06.06.2014 г. № 485 и от 24.04.2014 г. №
326 «О внесении изменений в постановление администрации Города Томска» от 24.03.2011 г. №
249 «Об утверждении предельных цен на платные услуги муниципальных учреждений,
подведомственных департаменту образования администрации Города Томска»;
 Положение о предоставлении платных дополнительных образовательных услуг
муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной
школы №11 им. В.И. Смирнова г. Томска.
Адресат программы – дети в возрасте 5-7 лет.
Возрастные особенности: Мотивационная сфера старших дошкольников расширяется
за счёт развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие
делать добро), самореализации. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его
представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных
представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки.
Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и
смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей
представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе,
формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых. К концу
дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной
4

стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и
разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в
эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщённые
эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий.
Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения — ребёнок может
не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять
неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то
пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение
дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учётом интересов и
потребностей других людей.
Ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья. В играх
дети 6—7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение
ребёнка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из
которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать
на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во
взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую
роль. Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать В
этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку
решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей
и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия
наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта)
ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим
предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия
сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс
мышления всё более активно включается речь. Использование ребёнком (вслед за взрослым)
слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению
первых понятий. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям,
собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их
архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях;
создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного
материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является
овладение композицией.
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на два учебных года
обучения (октябрь-май), общее количество учебных часов для освоения программы – 128 часов
(64 часа на каждый учебный год).
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса – групповая работа в
одновозрастном постоянном составе.
Режим занятий - 2 раза в неделю, периодичность - с октября по май включительно;
продолжительность – 30 минут.
1.2. Цель и задачи программы.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Ознакомление дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них
интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития;
ЗАДАЧИ:
а) образовательные:
-формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы;
-способствовать освоению детьми основных шахматных понятий: шахматная доска,
шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная
5

нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур,
рокировка, пат, мат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы, время,
отведенное на партию, т. д.;
-познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, формировать
умение детей во время шахматной партии действовать в соответствие с этими правилами;
-формировать умения детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения
игровых заданий, а также применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры;
-обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения
шахматной партии;
-содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой
практики за шахматной доской;
-формировать умение ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.
б) развивающие:
-развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения,
самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;
-развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
-способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
-приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
-формировать мотивацию к познанию и творчеству;
-создание условий для формирования и развития ключевых компетенций воспитанников
(коммуникативных, интеллектуальных, социальных).
в) воспитывающие:
-воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в
своих силах, самостоятельность в принятии решений.
1.3. Содержание программы.
1.3.1. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Первый год обучения
(возраст 5-6 лет)
№ Название раздела,
Формы
Содержание
Колич
темы
проверки
ество
реализации
часов
программы
Практи
ка
1.
Правила игры.
Знакомство с игрой «Шахматы»
2
Шахматные
фигуры и доска
2.
Начальная
Знакомство с игрой «Шахматы». Правила
2
расстановка фигур.
расположения доски и фигур на ней.
Фланги и центр
3.
Ход.
Нападение.
Правила передвижения фигур на шахматной
2
Взятие
доске.
4.
Король
Знакомство с фигурой Король. Как ходит фигура.
2
5.
Ладья
Знакомство с фигурой Ладья. Как ходит фигура.
2
6.
2
Слон
Знакомство с фигурой Слон. Как ходит фигура.
7.
8.
9.
10.
11.

Ферзь
Конь
Пешка
Шах
–
угроза
королю
Как фигура может
поставить шах

Знакомство с фигурой Ферзь. Как ходит фигура.
Знакомство с фигурой Конь. Как ходит фигура.
Знакомство с фигурой Пешка. Как ходит фигура.
Что такое шах. Способы защиты от шаха.
Как различные фигуры могут объявить шах
6

2
2
2
2
2

Мат – конец игре
Как
фигуры
матуют короля
14. Пат – это ничья
15. Другие
случаи
ничьей
16. Превращение
пешки
17. Рокировка
18. Взятие на проходе
19. Сравнительная
сила фигур
20. Шахматная
нотация
21. Мат
двумя
ладьями,
или
линейный мат
22. Мат
ферзем
(первый способ)
23. Мат
ферзем
(второй способ)
24. Мат
ладьей
(первый способ)
25. Мат ладьей (второй
способ)
26. Вскрытый шах
27. Двойной шах
28. Вилка
29. Связка
30. Общие принципы
дебюта.
Как
развивать фигуры и
пешки
31. Первоначальное
знакомство
с
дебютами
32. «Детский
мат».
Защита
от
«Детского мата»
ИТОГО

Что такое мат.

12.
13.

Как различные фигуры объявляют мат королю

2
2

Что такое пат
Что такое ничья. Соглашение на ничью по
предложению одной из сторон

2
2

В кого, как и когда может превратиться пешка.

2

Что такое рокировка. Как делается рокировка
Что это за правило. Кто может сделать такой ход.

2
2
2

Определение ударной силы фигур

2

Что такое шахматная нотация

2
Что такое линейный мат.
Правила мата

2

Правила мата

2

Правила мата

2

Правила мата

2

Нападение фигуры на короля
Что такое двойной шах
Что такое двойной удар
Что такое связка. Связанная фигура

2
2
2
2
2

Что такое дебют. Что в дебюте надо, а что нельзя.
Правила поведения фигур
Открытые дебюты.
Закрытые дебюты
Открытое
занятие

Полуоткрытые

дебюты.

2

2
Что такое детский мат. Викторина «Шах и мат»
64

1.3.2. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Второй год обучения
(возраст 6-7 лет)
№ Название раздела,
Формы
Содержание
Колич
темы
проверки
ество
реализации
часов
программы
Практи
ка
1.
Ход.
Нападение.
Правила передвижения фигур на шахматной
2
Взятие
доске.
2.
Король
Знакомство с фигурой Король. Как ходит фигура.
2
7

3.
4.
5.
6.

Ладья
Слон
Ферзь

Знакомство с фигурой Ладья. Как ходит фигура.
Знакомство с фигурой Слон. Как ходит фигура.
Знакомство с фигурой Ферзь. Как ходит фигура.

Конь

Знакомство с фигурой Конь. Как ходит фигура.

7.
8.

Пешка
Шах
–
угроза
королю
Как фигура может
поставить шах
Мат – конец игре
Как
фигуры
матуют короля
Пат – это ничья
Другие
случаи
ничьей
Превращение
пешки
Рокировка
Взятие на проходе
Сравнительная
сила фигур
Шахматная
нотация
Мат
двумя
ладьями,
или
линейный мат
Мат
ферзем
(первый способ)
Мат
ферзем
(второй способ)
Мат
ладьей
(первый способ)
Мат ладьей (второй
способ)
Вскрытый шах
Двойной шах
Вилка
Связка
Общие принципы
дебюта.
Как
развивать фигуры и
пешки
Первоначальное
знакомство
с
дебютами
«Детский
мат».
Защита
от
«Детского мата»
Законы эндшпиля
Две хитрости

Знакомство с фигурой Пешка. Как ходит фигура.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

29.

30.

31.
32.

Что такое шах. Способы защиты от шаха.

2
2
2
2
2
2

Как различные фигуры могут объявить шах

2

Что такое мат.

2
2

Как различные фигуры объявляют мат королю
Что такое пат
Что такое ничья. Соглашение на ничью по
предложению одной из сторон

2
2

В кого, как и когда может превратиться пешка.

2

Что такое рокировка. Как делается рокировка
Что это за правило. Кто может сделать такой ход.

2
2
2

Определение ударной силы фигур

2

Что такое шахматная нотация

2
Что такое линейный мат.
Правила мата

2

Правила мата

2

Правила мата

2

Правила мата

2

Нападение фигуры на короля
Что такое двойной шах
Что такое двойной удар
Что такое связка. Связанная фигура

2
2
2
2
2

Что такое дебют. Что в дебюте надо, а что нельзя.
Правила поведения фигур
Открытые дебюты.
Закрытые дебюты

Полуоткрытые

дебюты.

2

2
Что такое детский мат
Открытое

Что такое эндшпиль. Правила эндшпиля
Правила эндшпиля. Викторина «Шах и мат»
8

2
2

занятие
ИТОГО

64
1.4. Планируемые результаты.
1.4.1. Первый год обучения (5-6 лет)

Дошкольники проявляют интерес к игре в шахматы.

Различают шахматные фигуры от других по форме и цвету.

Знакомы с шахматной доской,

Дети по – своему расставляют шахматные фигуры и с удовольствием играют в них

дошкольники проявляют желание учиться играть в шахматы.

Дети знают названия шахматных фигур и умеют отличать их друг от друга.

Дети умеют ориентироваться на шахматном поле.

Владеют умением играть «по частям» (фрагменты игры)
1.4.2. Планируемые результаты. Второй год обучения (6-7лет)

У дошкольников сформирован устойчивый интерес к игре в шахматы.

Дети знают шахматные фигуры, их названия и игровые возможности.

Дети знакомы с шахматным полем и основными понятиями.

Дети знакомы с начальной расстановкой фигур на шахматном поле.

У детей сформированы игровые умения приемов игры в шахматы.

Дети умеют играть в шахматы не нарушая правил.

Дети умеют строить внутренний план действий для достижения цели шахматной

партии.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный - график
2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми 5-6 лет на 2023-2024 учебный год.
№
п/п

Месяц

Число

Время
Форма Колпроведения занятия
во
занятия
часов

1.

Октябрь

02.10

16.00

ОД

1

2.

Октябрь

04.10

16.00

ОД

1

3.

Октябрь

09.10

16.00

ОД

1

4.

Октябрь

11.10

16.00

ОД

1

5.

Октябрь

16.10

16.00

ОД

1

6.

Октябрь

18.10

16.00

ОД

1

7.

Октябрь

23.10

16.00

ОД

1

8.

Октябрь

25.10

16.00

ОД

1
9

Тема занятия

Место
проведения

Знакомство
с
игрой
«Шахматы»
Знакомство
с
игрой
«Шахматы»
Знакомство
с
игрой
«Шахматы».
Правила
расположения доски и
фигур на ней.
Знакомство
с
игрой
«Шахматы».
Правила
расположения доски и
фигур на ней.
Правила
передвижения
фигур
на
шахматной
доске.
Правила
передвижения
фигур
на
шахматной
доске.
Знакомство с фигурой
Король. Как ходит фигура.
Знакомство с фигурой
Король. Как ходит фигура.

Кабинет
Кабинет
Кабинет

Кабинет

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

Форма
контроля

9.

Октябрь

30.10

16.00

ОД

1

10.

Ноябрь

01.11

16.00

ОД

1

11.

Ноябрь

08.11

16.00

ОД

1

12.

Ноябрь

13.11

16.00

ОД

1

13.

Ноябрь

15.11

16.00

ОД

1

14. Ноябрь

20.11

16.00

ОД

1

15. Ноябрь

22.11

16.00

ОД

1

16. Ноябрь

27.11

16.00

ОД

1

17. Ноябрь

29.11

16.00

ОД

1

18.

Декабрь

04.12

16.00

ОД

1

19.

Декабрь

06.12

16.00

ОД

1

20.

Декабрь

11.12

16.00

ОД

1

21.

Декабрь

13.12

16.00

ОД

1

22.

Декабрь

18.12

16.00

ОД

1

23.
24.

Декабрь
Декабрь

20.12
25.12

16.00
16.00

ОД
ОД

1
1

25.

Декабрь

27.12

16.00

ОД

1

26.
27.
28.

Январь
Январь
Январь
Январь
Январь

10.01
15.01
17.01

16.00
16.00
16.00

ОД
ОД
ОД

1
1
1

29.

Январь

22.01

16.00

ОД

1

30.

Январь

24.01

16.00

ОД

1

31.

Январь

29.01

16.00

ОД

1

32.

Январь

31.01

16.00

ОД

1

33.

Февраль

05.02

16.00

ОД

1

34.

Февраль

07.02

16.00

ОД

1

Знакомство с фигурой
Ладья. Как ходит фигура.
Знакомство с фигурой
Ладья. Как ходит фигура.
Знакомство с фигурой
Слон. Как ходит фигура.
Знакомство с фигурой
Слон. Как ходит фигура
Знакомство с фигурой
Ферзь. Как ходит фигура.
Знакомство с фигурой
Ферзь. Как ходит фигура.
Знакомство с фигурой
Конь. Как ходит фигура.
Знакомство с фигурой
Конь. Как ходит фигура.
Знакомство с фигурой
Пешка. Как ходит фигура.
Знакомство с фигурой
Пешка. Как ходит фигура.
Что такое шах. Способы
защиты от шаха.
Что такое шах. Способы
защиты от шаха.
Как различные фигуры
могут объявить шах
Как различные фигуры
могут объявить шах
Что такое мат.
Как различные фигуры
объявляют мат королю
Как различные фигуры
объявляют мат королю
Зимние каникулы

Кабинет

Что такое пат
Что такое пат
Что
такое
ничья.
Соглашение на ничью по
предложению одной из
сторон
Что
такое
ничья.
Соглашение на ничью по
предложению одной из
сторон
В кого, как и когда может
превратиться пешка.
В кого, как и когда может
превратиться пешка.
Что такое рокировка. Как
делается рокировка
Что такое рокировка. Как
делается рокировка
Что это за правило. Кто

Кабинет
Кабинет
Кабинет

10

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

Кабинет

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

35.

Февраль

12.02

16.00

ОД

1

36.

Февраль

14.02

16.00

ОД

1

37.

Февраль

19.02

16.00

ОД

1

38.

Февраль

21.02

16.00

ОД

1

39.

Февраль

26.02

16.00

ОД

1

40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.

Февраль
Март
Март
Март
Март
Март
Март
Март
Март
Апрель
Апрель

28.02
04.03
06.03
11.03
13.03
18.03
20.03
25.03
27.03
01.04
03.04

16.00
16.00
16.00
16.00
16.00
16.00
16.00
16.00
16.00
16.00
16.00

ОД
ОД
ОД
ОД
ОД
ОД
ОД
ОД
ОД
ОД
ОД

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

51.

Апрель

08.04

16.00

ОД

1

52.
53.
54.
55.
56.

Апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Апрель

10.04
15.04
17.04
22.04
24.04

16.00
16.00
16.00
16.00
16.00

ОД
ОД
ОД
ОД
ОД

1
1
1
1
1

57.

Май

06.05

16.00

ОД

1

58.

Май

08.05

16.00

ОД

1

59.

Май

13.05

16.00

ОД

1

60.

Май

15.05

16.00

ОД

1

61.

Май

20.05

16.00

ОД

1

62.
63.

Май
Май

22.05
27.05

16.00
16.00

ОД
ОД

1
1

64.
Май
29.05
16.0.0
Количество учебных недель
Количество учебных дней

ОД

1

может сделать такой ход.
Что это за правило. Кто
может сделать такой ход.
Определение
ударной
силы фигур
Определение
ударной
силы фигур
Что такое шахматная
нотация
Что такое шахматная
нотация
Что такое линейный мат.
Что такое линейный мат.
Правила мата
Правила мата
Правила мата
Правила мата
Правила мата
Правила мата
Правила мата
Правила мата
Нападение фигуры на
короля
Нападение фигуры на
короля
Что такое двойной шах
Что такое двойной шах
Что такое двойной удар
Что такое двойной удар
Что
такое
связка.
Связанная фигура
Что
такое
связка.
Связанная фигура
Что такое дебют. Что в
дебюте надо, а что нельзя.
Правила поведения фигур
Что такое дебют. Что в
дебюте надо, а что нельзя.
Правила поведения фигур
Открытые
дебюты.
Полуоткрытые
дебюты.
Закрытые дебюты
Открытые
дебюты.
Полуоткрытые
дебюты.
Закрытые дебюты
Что такое детский мат
Что такое детский мат
Викторина «Шах и Мат»

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

Открытое
занятие

Кабинет
32
64

11

Продолжительность каникул

31.12.202308.01.2024
г. (зимние)
31.05.202431.08.2024
г. (летние)
01.10.202331.05.2024

Дата начала и окончания учебных периодов
2.1.2. Календарный учебный график занятий с детьми 6-7 лет на 2023-2024 учебный год.
№
п/п

Месяц

Число

1.

Октябрь

02.10

16.30

ОД

1

2.

Октябрь

04.10

16.30

ОД

1

3.

Октябрь

09.10

16.30

ОД

1

4.

Октябрь

11.10

16.30

ОД

1

5.

Октябрь

16.10

16.30

ОД

1

6.

Октябрь

18.10

16.30

ОД

1

7.

Октябрь

23.10

16.30

ОД

1

8.

Октябрь

25.10

16.30

ОД

1

9.

Октябрь

30.10

16.30

ОД

1

10.

Ноябрь

01.11

16.30

ОД

1

11.

Ноябрь

08.11

16.30

ОД

1

12.

Ноябрь

13.11

16.30

ОД

1

13.

Ноябрь

15.11

16.30

ОД

1

14. Ноябрь

20.11

16.30

ОД

1

15. Ноябрь

22.11

16.30

ОД

1

16. Ноябрь

27.11

16.30

ОД

1

17. Ноябрь

29.11

16.30

ОД

1

04.12

16.30

ОД

1

18.

Декабрь

Время
Форма Колпроведения занятия
во
занятия
часов

12

Тема занятия

Место
проведения

Правила
передвижения
фигур
на
шахматной
доске.
Правила
передвижения
фигур
на
шахматной
доске.
Знакомство с фигурой
Король.
Как
ходит
фигура.
Знакомство с фигурой
Король.
Как
ходит
фигура.
Знакомство с фигурой
Ладья. Как ходит фигура.
Знакомство с фигурой
Ладья. Как ходит фигура.
Знакомство с фигурой
Слон. Как ходит фигура.
Знакомство с фигурой
Слон. Как ходит фигура.
Знакомство с фигурой
Ферзь. Как ходит фигура.
Знакомство с фигурой
Ферзь. Как ходит фигура.
Знакомство с фигурой
Конь. Как ходит фигура.
Знакомство с фигурой
Конь. Как ходит фигура.
Знакомство с фигурой
Пешка. Как ходит фигура.
Знакомство с фигурой
Пешка. Как ходит фигура.
Что такое шах. Способы
защиты от шаха.
Что такое шах. Способы
защиты от шаха.
Как различные фигуры
могут объявить шах
Как различные фигуры
могут объявить шах

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

Форма
контроля

19.
20.
21.

Декабрь
Декабрь
Декабрь

06.12
11.12
13.12

16.30
16.30
16.30

ОД
ОД
ОД

1
1
1

22.

Декабрь

18.12

16.30

ОД

1

23.
24.
25.

Декабрь
Декабрь
Декабрь

20.12
25.12
27.12

16.30
16.30
16.30

ОД
ОД
ОД

1
1
1

26.

Январь
Январь
Январь

10.01

16.30

ОД

1

27.

Январь

15.01

16.30

ОД

1

28.

Январь

17.01

16.30

ОД

1

29.

Январь

22.01

16.30

ОД

1

30.

Январь

24.01

16.30

ОД

1

31.

Январь

29.01

16.30

ОД

1

32.

Январь

31.01

16.30

ОД

1

33.

Февраль

05.02

16.30

ОД

1

34.

Февраль

07.02

16.30

ОД

1

35.

Февраль

12.02

16.30

ОД

1

36.

Февраль

14.02

16.30

ОД

1

37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.

Февраль
Февраль
Февраль
Февраль
Март
Март
Март
Март
Март
Март
Март

19.02
21.02
26.02
28.02
04.03
06.03
11.03
13.03
18.03
20.03
25.03

16.30
16.30
16.30
16.30
16.30
16.30
16.30
16.30
16.30
16.30
16.30

ОД
ОД
ОД
ОД
ОД
ОД
ОД
ОД
ОД
ОД
ОД

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

48.

Март

27.03

16.30

ОД

1

Что такое мат.
Что такое мат.
Как различные фигуры
объявляют мат королю
Как различные фигуры
объявляют мат королю
Что такое пат
Что такое пат
Что
такое
ничья.
Соглашение на ничью по
предложению одной из
сторон
Зимние каникулы

Кабинет
Кабинет
Кабинет

Что
такое
ничья.
Соглашение на ничью по
предложению одной из
сторон
В кого, как и когда может
превратиться пешка.
В кого, как и когда может
превратиться пешка.
Что такое рокировка. Как
делается рокировка
Что такое рокировка. Как
делается рокировка
Что это за правило. Кто
может сделать такой ход.
Что это за правило. Кто
может сделать такой ход.
Определение
ударной
силы фигур
Определение
ударной
силы фигур
Что такое шахматная
нотация
Что такое шахматная
нотация
Что такое линейный мат.
Что такое линейный мат.
Правила мата
Правила мата
Правила мата
Правила мата
Правила мата
Правила мата
Правила мата
Игра
Нападение фигуры на
короля
Нападение фигуры на
короля

Кабинет

13

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

49.
50.
51.
52.
53.

Апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Апрель

01.04
03.04
08.04
10.04
15.04

16.30
16.30
16.30
16.30
16.30

ОД
ОД
ОД
ОД
ОД

1
1
1
1
1

54.

Апрель

17.04

16.30

ОД

1

55.

Апрель

22.04

16.30

ОД

1

56.

Апрель

24.04

16.30

ОД

1

57.

Май

06.05

16.30

ОД

1

58.

Май

08.05

16.30

ОД

1

59.
60.
61.

Май
Май
Май

13.05
15.05
20.05

16.30
16.30
16.30

ОД
ОД
ОД

1
1
1

62.

Май

22.05

16.30

ОД

1

63.

Май

27.05

16.30

ОД

1

Правила эндшпиля

64.
Май
29.05
16.30
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Продолжительность каникул

ОД

1

Викторина «Шах и Мат»

Что такое двойной шах
Что такое двойной шах
Что такое двойной удар
Что такое двойной удар
Что
такое
связка.
Связанная фигура
Что
такое
связка.
Связанная фигура
Что такое дебют. Что в
дебюте надо, а что нельзя.
Правила поведения фигур
Что такое дебют. Что в
дебюте надо, а что нельзя.
Правила поведения фигур
Открытые
дебюты.
Полуоткрытые дебюты.
Закрытые дебюты
Открытые
дебюты.
Полуоткрытые дебюты.
Закрытые дебюты
Что такое детский мат
Что такое детский
Что
такое
эндшпиль.
Правила эндшпиля
Что
такое
эндшпиль.
Правила эндшпиля

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

Открытое
занятие

Кабинет
32
64
31.12.202308.01.2024
г. (зимние)
31.05.202431.08.2024
г. (летние)
01.10.202331.05.2024

Дата начала и окончания учебных периодов

2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-техническое обеспечение: кабинет, оборудованный шахматной
доской настенной магнитной, шахматные доски – 10 шт.
2.2.2. Информационное обеспечение:

Фотоаппаратура.

Компьютер с выходом в интернет (в методическом кабинете).
2.2.3. Кадровое обеспечение
В реализации программы принимает участие педагог дополнительного образования –
Егоренкова Елена Владимировна.
Курсы повышения квалификации: «Шахматы: методика преподавания курса в условиях
реализации ФГОС», 32 ч., 2023 г. ТРЦ «Пульсар»

14

2.3. Формы аттестации (способы проверки результатов освоения программы).
2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
журнал посещаемости, грамоты (при наличии конкурсов в образовательной среде).
2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
тематическое открытое занятие – ежегодно 1 раз в год (май), конкурсы (при наличии в
образовательной среде).
2.4. Оценочные материалы
Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год (вводный –
в сентябре, итоговый – в мае) как в форме индивидуальной беседы, так и через решение
практических задач Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников.
Методика проведения педагогического мониторинга критерии диагностики
К концу первого года обучения
ребенок должны знать:
- историю возникновения шахматной игры;
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу первого года дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- решать элементарные шахматные задачи.
- правильно располагать доску между партнерами, расставлять фигуры
Критерии оценки
2 (Высокий): Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве», истории
шахмат. Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно
находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и
называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Имеет понятие о
приёмах взятия фигур. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление,
воображение. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет
планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита
ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве
1 (Средний): Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве», истории
шахмат. Допускает ошибки при поиске шахматных полей, вертикалей и диагоналей, показывая и
называя их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия.
Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».
0 (Низкий): ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и
диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные
фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.
2.5. Дидактические материалы
Особенности организации образовательного процесса – очно.
Методы и приемы обучения:
На начальном этапе работы преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы.
Они применяется:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
15

4. При реализации материального перевеса.
Словесный метод даёт возможность передать детям информацию, поставить перед
ними учебную задачу, указать пути его решения.
Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой
деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании игрового метода за
воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет характер и последовательность игровых
и практических действий.
Наглядный - один из основных, ведущих методов дошкольного образования. Ведущая
роль этого метода связана с формированием основного содержания знаний дошкольников –
представления о предметах и явлениях окружающего мира. Наглядный метод соответствует
основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной
партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске
свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется
следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое
их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Форма организации образовательного процесса: групповая в количестве не более 10,
воспитанники в возрасте 5-7 лет.
Формы организации ОД: групповая форма.
Формы организации учебного занятия: ОД.
Педагогические технологии:
1.Игровые технологии
2.Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия
педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом,
биоэнергетическом.
3.Информационно-коммуникационные технологии. Мир, в котором развивается
современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители.
Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену
непрерывного образования: образования с использованием современных информационных
технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
4.Личностно - ориентированная технология. Личностно-ориентированные технологии
ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение
комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий
ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
5.Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного
образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе
взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды,
изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную
творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
Алгоритм ОД:
Структура ОД

Приветствие. Мотивация, ритуал «входа» в занятие. Эмоциональный настрой на
предстоящую деятельность.

Обучение игре в шахматы.

Физическая минутка.

Самостоятельная игра детей.

Эмоциональная установка на успешность. Ритуал «выхода» из занятия.
16

Дидактические материалы:
Игры с шахматами.
1. «Волшебный мешочек». По очереди прячьте в непрозрачном мешочке шахматные
фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта
позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы «не
угадает», и ребенок с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек
прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.
2. «Шахматный теремок». Сделайте из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда,
следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля.
Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок»
«построить» – поднять.
3. «Шахматный колобок». Дидактическую игру-инсценировку сказки «Колобок» можно
провести так: «дед» – король, «баба» – ферзь, «заяц» – пешка, «лиса» – конь, «волк» – слон,
«медведь» – ладья, а колобок – шарик или клубок.
Ребенок должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце
сказки «лиса» колобка не съест – колобок от неё убежит.
4. «Шахматная репка». Посадите «репку» – клубок. Около него ребенок по росту
выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: «дед» – это король, «бабка» – ферзь, «внучка» –
слон, «Жучка» – конь, «кошка» – ладья, «мышка» – пешка.
5. «Большая и маленькая». Поставьте перед ребёнком шесть разных шахматных фигур.
Попросите выбрать самую высокую, назвать её, отставить в сторону. Потом ребенок выделит
самую высокую из оставшихся фигур и т. д.
6. «Запретная фигура». Поставьте шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По
вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме «запретной», которая
выбирается заранее. Вместо названия «запретной» фигуры надо сказать «секрет». Затем
поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает ребенок, иногда «ошибайтесь».
Если ребёнок не заметит вашу ошибку, сами укажите на неё.
7. «Что общего?». Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите детей: «Чем они
похожи? Чем отличаются?» (цветом, формой).
8. «Белые и чёрные». В беспорядке поставьте на столе по шесть разных белых и чёрных
фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте в сторону одну из фигур, называя её и её цвет.
Например: «Белый ферзь». Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру
иного названия и цвета (таково условие, обязательно называя её.
Например: «Чёрный король». Затем новую шахматную фигуру представляете вы и т. д.
9. «Угадайка». Загадайте какую-нибудь шахматную фигуру и спрячьте её в кулаке.
Предложите ребёнку догадаться, что это за фигура. Когда ребёнок назовет загаданную фигуру,
новую фигуру прячет он сам (лучше всего за спиной) и т. д.
10. «Куча мала». Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте
какую-нибудь из фигур и ощупываете её. Выбранную шахматную фигуру вы умышленно
называете неправильно, открываете глаза и спрашиваете ребёнка: «Так?» Ребенок поправляет
вас. Затем поменяйтесь ролями.
11. «Школа». Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубления поставьте
шахматные фигуры и скажите ребёнку: «Это твои ученики. Как зовут этого ученика?. А этого?»
12. «Цвет». Попросите ребенка поставить в ряд все белые или все чёрные шахматные
фигуры. Когда ребёнок выполнит задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга
белые фигуры, «по ошибке» поставьте там же одну-две чёрные шахматные фигуры. Ребенок
должен заметить вашу ошибку и указать на неё.
13. «Ряд». Предложите ребёнку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей;
ферзей; королей. Затем ребёнок должен попросить об этом вас и проконтролировать выполнение
задания.

17

14. «Пирамида2. Посоветуйте ребенку на белую ладью поставить чёрную, затем снова
белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросите у ребёнка, нельзя ли построить
пирамиду из других фигур.
15. «По росту2. Попросите ребёнка по росту расставить шесть разных шахматных фигур
одного цвета, называя эти фигуры.
16. «Догонялки». Выберите одну из белых фигур, например, пешку, имитируйте её бег
по столу. После этого предложите ребёнку выбрать и назвать какую-либо чёрную фигуру и
пуститься ей вдогонку за вашей фигурой. Пусть ваша шахматная фигура «бежит» не очень
быстро, и фигура малыша её догонит. Потом поменяйтесь ролями.
17. «Прятки». Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребёнок должен найти
их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае вы рискуете остаться с
неполным комплектом шахматных фигур.
18. «Кто быстрее?». Все шахматные фигуры покоятся на столе. Предложите ребёнку
посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберёт в определенном месте две-три
одинаковые шахматные фигуры.
19. «Над головой». Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Её должен быстро найти
и поднять над головой ребёнок.
20. «На стуле». Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны
от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребёнком. Досчитайте до трёх и на счет
«три» бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её.
21. «Убери такую же». Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну
из фигур в коробку. Попросите ребенка назвать эту фигуру и положить в коробку другую
аналогичную шахматную фигуру и т. д.
22. «Полна горница». Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом
клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложите ребёнку
взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить «спать» в коробку или шахматную доску.
Следующую фигуру укладываете вы. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в
коробке. После этого ребенок закрывает коробку или защёлкивает шахматную доску.
Последние две дидактические игры предназначены для того, чтобы сделать процесс
сбора шахматных фигур после окончания занятия сделать интересным.
2.6. Список литературы и интернет-источников
Методическая литература
1. Береславский Л. Я. «Шахматы для малышей».- Москва: Издательство АСТ, 2017
2. Костров В. В. «Шахматный решебник».Развлечение. -СПб.: Издательский дом
«Литература», 2013.
3. Костров В. В. «Шахматный решебник» Мат королю. -СПб.: Издательский дом
«Литература», 2016.
4. Костров В. В. «Шахматный решебник» Отвлечение. -СПб.: Издательский дом
«Литература», 2013.
5. Петрушина Н. М. «Шахматный учебник для детей».- Ростов-на-Дону: Издательство
«Феникс», 2016
6. Пришвин В.Г. «Малыши играют в шахматы: Кн. для воспитателей дет. Сада: из опыта
работы. – М.: Просвещение, 1991. – 158с.: ил.
7. Трофимова А.С. Детский шахматный учебник. / А.С. Трофимова. – Ростов н/Д:
Феникс – Т, 2018. – 271, с.: ил. – (Шахматный клуб).
8. Трофимова А. С. Шахматы. Твой первый задачник/ А.Трофимова. – Ростов н/Д:
Феникс – Т, 2018. – 208 с.: ил. – (Шахматный клуб).

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».