МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11 ИМ. В. И. СМИРНОВА ГОРОДА ТОМСКА 634027 Томск, Кольцевой проезд, 39, тел.: 8 (3822) 47-32-95, e-mail: school11@education70.ru ОКПО 46627431, ИНН 7019036243 КПП 701701001 Принята на заседании педагогического совета от 31.08.2023 г. Протокол №1 Утверждаю Директор МАОУ СОШ №11 им. В.И. Смирнова г. Томска ____________ А.Ю. Ястребов Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театр лучших друзей» Возраст обучающихся: 3-7 лет Срок реализации: 4 учебных года Автор – составитель: Чернова Светлана Викторовна, Музыкальный руководитель г. Томск, 2023 Содержание программы 1.3.1. 1.3.2. 1.3.3. 1.3.4. Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы…………………………………3 1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………….................3 1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………………………….6 1.3. Содержание программы……………………………………………........................................6 1.3.1. Учебный план. Содержание учебного плана. Первый год обучения (3-4лет)…………..6 1.3.2. Учебный план. Содержание учебного плана. Второй год обучения (4-5 лет)……….....9 1.3.3Учебный план. Содержание учебного плана. Третий год обучения (5-6 лет)…………..12 1.3.4. Учебный план. Содержание учебного плана. Четвертый год обучения (6-7 лет)……..14 1.4. Планируемые результаты………………………………………………………………..17 1.4.1. Планируемые результаты. Первый год обучения (3-4 лет)……………………………..17 1.4.2. Планируемые результаты. Второй год обучения (4-5 лет)……………………………...17 1.4.3. Планируемые результаты. Третий год обучения (5-6 лет)……………………………...17 1.4.4. Планируемые результаты. Четвертый год обучения (6-7 лет)………………………….17 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий…………………………...18 2.1. Календарный учебный график …………………………………………………………….18 2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми 3-4 лет……………………………….18 2.1.2. Календарный учебный график занятий с детьми 4-5 лет……………………………….21 2.1.3. Календарный учебный график занятий с детьми 5-6 лет……………………………….25 2.1.4. Календарный учебный график занятий с детьми 6-7 лет………………………………28 2.2. Условия реализации программы……………………………………………………………31 2.3. Формы аттестации. Способы проверки результатов освоения программы……………..31 2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов…………………….31 2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов………………..32 2.4. Оценочные материалы………………………………………………………………………32 2.5. Методические материалы…………………………………………………………………..32 2.6. Список литературы…………………………………………………………………………35 2 Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Театр лучших друзей» художественной направленности ориентирована на развитие творческих способностей и воображения посредством рисования песком. В соответствии с концепцией дополнительного образования, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р, разработанная программа «Театр лучших друзей» является одним из условий «вовлечения детей в художественную деятельность по разным видам искусства и жанрам художественного творчества при сохранении традиций классического искусства», для «развития индивидуальных творческих способностей детей, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусства, опыта творческой деятельности, их профессиональной ориентации». Актуальность разработанной программы определяется потребностями участников образовательных отношений (родителей воспитанников и их законных представителей). По итогам проведенного анкетирования 70% респондентов выразили желание получить образовательную услугу по освоению данной образовательной программы. Также актуальность программы определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), а именно: с п.1.6. ФГОС ДО программа направлена на «обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей»; п.2.6. "Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности"; п.2.6. «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» Практическая значимость программы заключается в том, что в процессе освоения программы воспитанники приобщаются к познанию окружающего мира, формируется художественный вкус, чувство прекрасного. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам оказывать позитивное влияние на детей. Игра в театр позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе. Театрализованная деятельность помогает не только раскрыть творческие способности, но и развить их. Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа «Театр лучших друзей», составленная с опорой на положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования будет способствовать интеграции дошкольного и 1.1. 3 дополнительного образования, как необходимого условия достижения новых образовательных результатов. Отличительная особенность программы «Театр лучших друзей» в том, что она носит вариативный характер используемых с детьми методов и приемов, что обеспечивает психолого-педагогическую поддержку художественно-творческого и эмоционального развития детей в театральной деятельности. Программа построена по тематическому принципу. Также отличительной особенностью данной программы является её практическая направленность, реализуемая через участие детей в различных формах театрализованной деятельности, а также использование современных информационнокоммуникативных технологий в образовательном, воспитательном и развивающем процессах. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Предусмотрено поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) в процессе театрального воплощения. Методологической основой для разработки занятий, используемых в программе являются следующие подходы и концепции: В основу настоящей программы положена программа Т.С. Григорьевой «Маленький актёр» и программа М.Д. Маханевой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» Программа «Театр лучших друзей» разработана с учетом следующих нормативных документов: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 2 статьи 53; части 2 - 4, 6, 8 статьи 54; части 1, 2 статьи 101); Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (пункты 3, 6, 7 - 10, 13, 14, 16); ПРИКАЗ от 27 июля 2022 г. № 629 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"; Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; Распоряжение департамента образования администрации Города Томска от 01.11.2013 г. № р498 «Об утверждении предельных цен на платные услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями, подведомственными департаменту образования администрации Города Томска»; Постановление администрации Города Томска от 24.03.2011 №249 «Об утверждении предельных цен на платные услуги муниципальных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет департамент образования администрации Города Томска»; Постановление администрации Города Томска от 06.06.2014 г. № 485 и от 24.04.2014 г. № 326 «О внесении изменений в постановление администрации Города Томска» от 24.03.2011 г. № 249 «Об утверждении предельных цен на платные услуги муниципальных учреждений, подведомственных департаменту образования администрации Города Томска»; 4 Положение о предоставлении платных дополнительных образовательных услуг муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №11 им. В.И. Смирнова г. Томска Адресат программы – дети в возрасте 3-7 лет. Возрастные особенности: Дети 3- 7 лет В младших группах дети не воспроизводят текст, а выполняют определённые действия по образцу, который показывает педагог. Они с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, но не могут пока развить и обыграть сюжет. Интерес к театрализованным играм складывается в процессе просмотра спектаклей, показанных воспитателем. Дети радостно и эмоционально принимают их. В возрасте 3 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку. Именно на основе первых впечатлений от художественной игры впоследствии будут развиваться творческие способности детей. Дети среднего дошкольного возраста постепенно переходят: - от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; - игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат; - игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); - создание в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена. Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации. Ребенок в старшем дошкольном возрасте стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. Под влиянием воспитания постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Формируются социальные представления морального плана, старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле и могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта или литературы. В оценке поступков сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны. В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. Продолжает совершенствоваться речь. За год словарь увеличивается на 1000—1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно из-за больших индивидуальных различий. Совершенствуется связная, монологическая речь. Ребенок может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями. Музыкально-художественная деятельность. В старшем дошкольном возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей: формируются начальные представления о видах и жанрах музыки, устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, используемыми композиторами, формулируются 5 эстетические оценки и суждения, обосновываются музыкальные предпочтения, проявляется некоторая эстетическая избирательность. Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями. Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства. Зарождается оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на четыре учебных года обучения (сентябрь-май), общее количество учебных часов для освоения программы – 256 часов (64часа на каждый учебный год). Форма обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса – групповая работа в одновозрастном постоянном составе. Режим занятий - 2 раза в неделю, периодичность - с октября по май включительно; Цель и задачи программы. Цель: развивать коммуникативно - творческие способности детей средствами театрального искусства. Задачи программы 1. Формировать умения передавать игровые образы, искать выразительные движения, тембром голоса, передавать отличительные особенности героев сказок, пьес, рассказов, песен. 2. Развивать речь и коммуникативные навыки. 3. Воспитывать нравственные качества личности: доброту, отзывчивость, взаимоуважение, взаимовыручку, сочувствие и т.д. 4. Воспитывать любовь к творческой деятельности, желание участвовать в спектаклях. 5. Воспитывать эстетический, художественный вкус. Активизировать интерес к искусству театра и его видам. 1.2. № 1. 2. 3. 4. 5. 1.3. Содержание программы. 1.3.1. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Первый год обучения (возраст 3-4 года) Название раздела, Формы Содержание Количест темы проверки во часов реализации Практика программы Наш любимый зал Первое посещение детьми театральной 1 опять очень рад комнаты в новом учебном году. встречать ребят. Беседа. Игра « Назови себя ласково». Попробуем Игра «Назови ласково соседа» 2 измениться. Творческое задание. Загадки пантомимические. Вы хотите поиграть? Театральная разминка. 2 Конкурс на лучшую драматизацию сказки «Курочка ряба» 6 6. 7. 8. 9. Игровой урок 10. Одну простую сказку хотим вам рассказать. Игровой урок 11. 12. Постучимся теремок. 13. 14. Дятел выдолбил дупло, сухое, теплое оно. 15. 16. Многим домик послужил, кто только в домике не жил. Косолапый приходил, теремочек развалил. Учимся говорить поразному. 17. 18. 19. в 20. . 21. Учимся говорить. Стихи мы сочинять. четко 22. Веселые стихи читаем и словорифму добавляем. 23. 24. Рассказывание про любимые игры и сказки. 25. Игровой урок 26. Красивый Петя уродился, перед всеми он гордился. 27. 28. Гордился Петенька красой, ног не чует под собой будем Игры на выразительность жестов, мимики, голоса. Пантомимическая игра. Творческая игра «Что это за сказка?» 2 Игровые упражнения с помощью пальчиков. Игра – инсценировка с помощью пальчиков. Игра «Узнай, кто я.» Знакомство со сказкой В.Бианки «Теремок». Этюд на расслабление «Разговор с лесом». Погружение в сказочную атмосферу. Беседа по содержанию сказки В. Бианки «Теремок». Интонационные упражнения. Пересказ сказки В.Бианки «Теремок» детьми по частям. Упражнения-этюды. Репетиция. Игра «Угадай героя». Драматизация сказки. 1 Вводная беседа. Упражнения, игры, ситуации на отработку интонационной выразительности. Погружение в сказочную ситуацию. Введение понятия «скороговорка». Введение понятия «рифма». Игра «Придумай рифму». Придумывание детьми стихотворения с помощью педагога. Погружение в сказочную атмосферу. Дидактическая игра «Придумай как можно больше слов». Придумывание рифмующихся слов. Вводная беседа. Рассказы детей по ассоциациям. Инсценировка по сказке придуманной детьми в подарок деду морозу. Прослушивание музыкальных композиций. Театральная разминка. Сценические движения под музыку. Беседа. Знакомство со сказкой Я. Тенясова «Хвостатый хвастунишка». Характеристика персонажей. Пантомимические упражнения. Интонационные упражнения. Разучивание ритмических упражнений. 2 7 2 2 2 2 1 1 1 1 2 1 1 2 29. Петя хвастался, смеялся ,чуть Лисе он не достался. 30. 31. 32. 33. Сказка в гости к нам пришла. Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем. Наши эмоции 34. 35. 36. 37. Изображение различных эмоций. 38. 39. 40. Распознаем эмоции по мимике и интонации голоса Игровой урок 41. 42. Злая, злая змея укусила воробья. 43. 44. Друг всегда придет на помощь 45. 46. 47. 48. Слава Айболиту, слава всем друзьям! Преодолеем страх. 49. 50. У страха велики. 51. 52. Если с другом ты поссорился. 53. 54. Игровой урок. глаза Отгадывание загадок. Погружение в сказочную ситуацию. Репетиция. Упражнения у зеркала «Настроение». Драматизация сказки. 1 Погружение в сказку. Пантомимическая игра «Узнай героя». 2 Беседа. Упражнения «Эмоции». Ритмические разминки. Обсуждение. Объяснение понятия «эмоция». Этюды на изображение грусти, радости, страха, злости. Знакомство с пиктораммами эмоции. Рассматривание графических карточек. Беседа. Игра «Угадай эмоцию» Беседа. Погружение в сказку. Речевые игры. Придумывание сказки «Сказка о маме» Знакомство со сказкой К. Чуковского «Айболит и воробей». Игра «Изобрази настроение». 2 Чтение стихотворения о друге. Рассказ из личного опыта. Беседа о сказках. Игра « Зеркало». Беседа по содержанию. Творческие задания. Беседа. Рассказывание и показывание сказки (настольный театр) «У страха глаза велики». Репетиция Распределение ролей. Ряжение в костюмы. Драматизация сказки « У страха глаза велики» Знакомство со сказкой «Как поссорились солнце и Луна». Беседа. Игра « Найди и покажи эмоцию» Игры - загадки. Творческое задание. Музыкальные задачи (Точное сочетание музыки с речью и движениями). 2 8 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 55. Как Луне и Солнцу быть, не могут ссору разрешить! 56. 57. 58. Викторина «Мы любим сказки». Бог Молнии и Грома быстро спор разрешил. 59. 60. Игровой урок. 61 62 63 Как поссорились Солнце и Луна Викторина «Мы любим сказки». 64 Спектакль Выступление детей для младших групп Рассматривание картины «Злость». Слушание сказки «Как поссорились Солнце и Луна». Беседа по содержанию. Упражнение на выразительность голоса, мимики, жестов. Проведение викторины. Награждение. Беседа. Упражнения «Эмоции». Рассказывание детьми сказки. Распределение ролей. Репетиция. Игры - загадки. Творческое задание. Музыкальные задачи (Точное сочетание музыки с речью и движениями). Драматизация сказки «Как поссорились Солнце и луна». Беседа. Упражнения «Эмоции». Рассказывание детьми сказки. Распределение ролей. Репетиция Выступление детей ИТОГО 1 2 1 2 1 2 1 64 1.3.2. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Второй год обучения (возраст 4-5 лет) № Название раздела, темы 1. Наш любимый зал опять очень рад встречать ребят. 2. 3. Попробуем измениться. 4. 5. Вы хотите поиграть? 6. Игровой урок Форм ы провер ки реализ ации програ ммы Содержание Количест во часов Практика Первое посещение детьми театральной комнаты в новом учебном году. Беседа. Игра «Назови себя ласково». Игра «Назови ласково соседа» Творческое задание. Загадки пантомимические. Театральная разминка. Конкурс на лучшую драматизацию сказки «Курочка ряба» Игры на выразительность жестов, мимики, 1 9 2 2 2 7. 8. 9. 10. Одну простую сказку хотим вам рассказать. Игровой урок 11. 12. Постучимся теремок. 13. 14. Дятел выдолбил дупло, сухое, теплое оно. 15. 16. Многим домик послужил, кто только в домике не жил. Косолапый приходил, теремочек развалил. Учимся говорить поразному. 17.. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. Учимся говорить. Стихи мы сочинять. в четко будем Веселые стихи читаем и словорифму добавляем. Рассказывание про любимые игры и сказки. 25. Игровой урок 26. Красивый Петя уродился, перед всеми он гордился. 27. 28. Гордился Петенька красой, ног не чует под собой Петя хвастался, смеялся ,чуть Лисе он не достался. 29. 30. Сказка в гости к нам голоса. Пантомимическая игра. Творческая игра «Что это за сказка?» 2 Игровые упражнения с помощью пальчиков. Игра – инсценировка с помощью пальчиков. Игра «Узнай, кто я.» Знакомство со сказкой В.Бианки «Теремок». Этюд на расслабление «Разговор с лесом». Погружение в сказочную атмосферу. Беседа по содержанию сказки В. Бианки «Теремок». Интонационные упражнения. Пересказ сказки В.Бианки «Теремок» детьми по частям. Упражнения-этюды. Репетиция. Игра «Угадай героя». Драматизация сказки. 1 Вводная беседа. Упражнения, игры, ситуации на отработку интонационной выразительности. Погружение в сказочную ситуацию. Введение понятия «скороговорка». Введение понятия «рифма». Игра «Придумай рифму». Придумывание детьми стихотворения с помощью педагога. Погружение в сказочную атмосферу. Дидактическая игра «Придумай как можно больше слов». Придумывание рифмующихся слов. Вводная беседа. Рассказы детей по ассоциациям. Инсценировка по сказке придуманной детьми в подарок деду морозу. Прослушивание музыкальных композиций. Театральная разминка. Сценические движения под музыку. Беседа. Знакомство со сказкой Я. Тенясова «Хвостатый хвастунишка». Характеристика персонажей. Пантомимические упражнения. Интонационные упражнения. Разучивание ритмических упражнений. Отгадывание загадок. Погружение в сказочную ситуацию. Репетиция. Упражнения у зеркала «Настроение». Драматизация сказки. 2 10 2 2 2 1 1 1 1 2 1 1 2 1 2 31. 32. 33. 34. 35. пришла. Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем. Наши эмоции 36. 37. Изображение различных эмоций. 38. 39. 40. Распознаем эмоции по мимике и интонации голоса Игровой урок 41. 42. Злая, злая змея укусила воробья. 43. 44. Друг всегда придет на помощь 45. 46. 47. 48. Слава Айболиту, слава всем друзьям! Преодолеем страх. 49. 50. У страха велики. 51. 52. Если с другом ты поссорился. 53. 54. Игровой урок. 55. Как Луне и Солнцу быть, не могут ссору разрешить! 56. 57. Викторина «Мы любим сказки». глаза Погружение в сказку. Пантомимическая игра «Узнай героя». 2 Беседа. Упражнения «Эмоции». Ритмические разминки. Обсуждение. Объяснение понятия «эмоция». Этюды на изображение грусти, радости, страха, злости. Знакомство с пиктораммами эмоции. Рассматривание графических карточек. Беседа. Игра «Угадай эмоцию» Беседа. Погружение в сказку. Речевые игры. Придумывание сказки «Сказка о маме» Знакомство со сказкой К. Чуковского «Айболит и воробей». Игра «Изобрази настроение». 2 Чтение стихотворения о друге. Рассказ из личного опыта. Беседа о сказках. Игра « Зеркало». Беседа по содержанию. Творческие задания. Беседа. Рассказывание и показывание сказки (настольный театр) «У страха глаза велики». Репетиция Распределение ролей. Ряжение в костюмы. Драматизация сказки « У страха глаза велики» Знакомство со сказкой «Как поссорились солнце и Луна». Беседа. Игра « Найди и покажи эмоцию» Игры - загадки. Творческое задание. Музыкальные задачи (Точное сочетание музыки с речью и движениями). Рассматривание картины «Злость». Слушание сказки «Как поссорились Солнце и Луна». Беседа по содержанию. Упражнение на выразительность голоса, мимики, жестов. Проведение викторины. Награждение. 2 11 2 2 1 2 2 2 2 2 2 1 2 58. Бог Молнии и Грома быстро спор разрешил. 59. 60. Игровой урок. Как поссорились Солнце и Луна 62 Викторина «Мы 63 любим сказки». 64 Спектакль Высту пление детей для младш их групп ИТОГО 61 Беседа. Упражнения «Эмоции». Рассказывание детьми сказки. Распределение ролей. Репетиция. Игры - загадки. Творческое задание. Музыкальные задачи (Точное сочетание музыки с речью и движениями). Драматизация сказки «Как поссорились Солнце и луна». Проведение викторины. Награждение. Выступление детей 1 2 1 2 1 64 1.3.3. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Третий год обучения (возраст 5-6 лет) № Название раздела, Форм Содержание Количест темы ы во часов провер Практика ки реализ ации програ ммы 1. Летние зарисовки. Беседа о лете. 1 Игра «Где мы были, мы не скажем». Музыкально ритмическая композиция «В гостях у лета». Пластические игры. 2. Что такое театр? Беседа. 2 3. Рассматривание иллюстраций. Упражнения – пантомимы. 4. Играем в профессии. Беседа. 2 5. Этюды на выражение эмоций, жестов и воспроизведение черт характера. 6. Веселые сочинялки. Речевые игры с движениями 2 7. Артикуляционная гимнастика. Словотворчество. 8. Сказки осени. Музыкальная сказка «Осенняя история». 2 9. Беседа по содержанию. Прослушивание музыки. 10. Музыка ветра. Музыкальные пластические импровизации. 1 Работа над сценической речью. Распределение ролей. 12 11. 12. Осенний лес 13. 14. В лесу. 15. 16. 17.. Осенняя история. 18. 19. Учимся говорить. 20.. Театральная игра. 21. Сказка зимнего леса. 22. 23. 24. 25. Игровой урок четко Зимовье зверей. Музыкальная карусель. Рукавичка. 26. Чудесен мир театра. 27. 28. В мире музыки 29. Мастерская актера. 30. 31. 32. 33. Сказка в гости к нам пришла. Жизнь солдата. 34. 35. Командирская подготовка. 36. 37. Тактическая подготовка. 38. 39. Спектакль. Беседа. Погружение в сказку. Изготовление атрибутов к сказке. Репетиция. Разучивание музыкальных номеров. Упражнение – разминка. Артикуляционная гимнастика для губ и языка в играх и упражнениях. Ряжение в костюмы драматизация сказки. 2 Беседа. Игра «Рифма». Рассказы по ассоциациям. Беседа. Речевые упражнения на произношение гласных и согласных (чистоговорки, скороговорки). Разучивание танцевальных этюдов. Ритмические разминки. Слушание русской народной сказки «Рукавичка». Беседа по содержанию. Обсуждение характерных особенностей героев. Разыгрывание этюдов и диалогов. Разыгрывание сказки по ролям. Хоровод зверей. Репетиция. Подготовка атрибутов. Драматизация сказки. Прослушивание текста сказки «Гуси – лебеди». Беседа по содержанию. Распределение ролей. Прослушивание песни. Разучивание слов песни «В мире музыки». Обыгрывание ролей. Работа с костюмами. Изготовление атрибутов. Репетиция. Драматизация сказки. 1 Беседа. Знакомство со сценарием. Распределение ролей. Разучивание танцевальных этюдов. Речевые упражнения (скороговорки чистоговорки). Речевые игры с движением. Отгадывание загадок. Разучивание частушек. Подготовка атрибутов. Репетиция. Премьера спектакля: «Жизнь солдата». 2 13 и 2 2 2 1 1 1 2 1 1 2 1 2 2 2 2 40. Дюймовочка. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. Мир игры. 56. 57. Мой театр. 58. Игровой урок. 59. 60. 61 Викторина: «Маленький актер». Рисуем сказку. 62 63 Игровой урок. 64 Спектакль Музыкальная сказка. Давайте поговорим. Мир природы. Рисуем сказку. Играм сказку. Премьера. По следам сказки. Высту пление детей Музыкальная сказка «Дюймовочка». Слушание музыкальных номеров сказки. Беседа по содержанию. Рассматривание иллюстраций. Распределение ролей. Игровые упражнения на развитие речи. Работа над музыкальными образами героев. 1 Упражнения на выразительность речи. Рассказывание детьми сказки по ролям. Ритмические разминки. Разучивания танца Кувшинок. Погружение в сказку. Подготовка атрибутов. Репетиция сказки «Дюймовочка». 2 Драматизация музыкальной сказки «Дюймовочка» Подведение итогов о проделанной работе. Рисуем любимую сказку. Беседа. Подвижные игры. Разыгрывание этюдов. Погружение в сказочную ситуацию. Прослушивание любимых музыкальных композиций. Ритмические упражнения под музыку. Проведение викторины. Вручение дипломов. Погружение в сказку. Подготовка атрибутов. Погружение в сказочную ситуацию. Прослушивание любимых музыкальных композиций. Ритмические упражнения под музыку. Выступление детей 2 ИТОГО 2 2 2 2 2 1 2 1 2 1 2 1 64 1.3.4. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Четвертый год обучения (возраст 6-7 лет) № Название раздела, Форм Содержание Количест темы ы во часов провер Практика ки реализ ации програ ммы 1. Летние зарисовки. Беседа о лете. 1 Игра «Где мы были, мы не скажем». 14 2. 3. Что такое театр? 4. 5. Играем в профессии. 6. 7. Веселые сочинялки. 8. 9. Сказки осени. 10. Музыка ветра. 11. 12. Осенний лес 13. 14. В лесу. 15. 16. 17.. Осенняя история. 18. 19. Учимся говорить. 20.. Театральная игра. 21. Сказка зимнего леса. 22. 23. 24. 25. Игровой урок четко Зимовье зверей. Музыкальная карусель. Рукавичка. 26. Чудесен мир театра. 27. 28. В мире музыки Музыкально ритмическая композиция «В гостях у лета». Пластические игры. Беседа. Рассматривание иллюстраций. Упражнения – пантомимы. Беседа. Этюды на выражение эмоций, жестов и воспроизведение черт характера. Речевые игры с движениями Артикуляционная гимнастика. Словотворчество. Музыкальная сказка «Осенняя история». Беседа по содержанию. Прослушивание музыки. Музыкальные пластические импровизации. Работа над сценической речью. Распределение ролей. Беседа. Погружение в сказку. Изготовление атрибутов к сказке. Репетиция. Разучивание музыкальных номеров. Упражнение – разминка. Артикуляционная гимнастика для губ и языка в играх и упражнениях. Ряжение в костюмы драматизация сказки. Беседа. Игра «Рифма». Рассказы по ассоциациям. Беседа. Речевые упражнения на произношение гласных и согласных (чистоговорки, скороговорки). Разучивание танцевальных этюдов. Ритмические разминки. Слушание русской народной сказки «Рукавичка». Беседа по содержанию. Обсуждение характерных особенностей героев. Разыгрывание этюдов и диалогов. Разыгрывание сказки по ролям. Хоровод зверей. Репетиция. Подготовка атрибутов. Драматизация сказки. Прослушивание текста сказки «Гуси – лебеди». Беседа по содержанию. Распределение ролей. Прослушивание песни. Разучивание слов песни «В мире музыки». Обыгрывание ролей. 15 2 2 2 2 1 2 2 2 1 2 1 1 1 2 1 1 2 29. Мастерская актера. 30. 31. 32. 33. Сказка в гости к нам пришла. Жизнь солдата. 34. 35. Командирская подготовка. 36. 37. Тактическая подготовка. 38. 39. 40. Спектакль. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. Мир игры. 56. 57. Мой театр. 58. Мир игры. 59. 60. 61 Викторина: «Маленький актер». Игровой урок. 62 63 Играм сказку. Дюймовочка. Музыкальная сказка. Давайте поговорим. Мир природы. Рисуем сказку. Играм сказку. Премьера. По следам сказки. Работа с костюмами. Изготовление атрибутов. Репетиция. Драматизация сказки. 1 Беседа. Знакомство со сценарием. Распределение ролей. Разучивание танцевальных этюдов. Речевые упражнения (скороговорки чистоговорки). Речевые игры с движением. Отгадывание загадок. Разучивание частушек. Подготовка атрибутов. Репетиция. Премьера спектакля: «Жизнь солдата». 2 2 и 2 2 2 Музыкальная сказка «Дюймовочка». Слушание музыкальных номеров сказки. Беседа по содержанию. Рассматривание иллюстраций. Распределение ролей. Игровые упражнения на развитие речи. Работа над музыкальными образами героев. 1 Упражнения на выразительность речи. Рассказывание детьми сказки по ролям. Ритмические разминки. Разучивания танца Кувшинок. Погружение в сказку. Подготовка атрибутов. Репетиция сказки «Дюймовочка». 2 Драматизация музыкальной сказки «Дюймовочка» Подведение итогов о проделанной работе. Рисуем любимую сказку. Беседа. Подвижные игры. Разыгрывание этюдов. Погружение в сказочную ситуацию. Прослушивание любимых музыкальных композиций. Ритмические упражнения под музыку. Проведение викторины. Вручение дипломов. Беседа. Игра «Рифма». Рассказы по ассоциациям. Репетиция сказки «Дюймовочка». 2 16 2 2 2 2 2 1 2 1 2 1 2 64 Спектакль Высту пление детей Выступление детей ИТОГО 1 64 1.4. Планируемые результаты. 1.4.1. Первый год обучения (3-4 года) Умеют действовать согласованно. Могут запоминать заданные позы. Умеют выразительно прочитать наизусть потешку, стихотворение. 1.4.2. Второй год обучения (4-5- лет) Умеют действовать согласованно. Запоминают заданные позы. Умеют произносить скороговорки в разных темпах. Умеют произносить скороговорку с разными интонациями. Умеют строить простейший диалог. Умеют составлять предложения с заданными словами. 1.4.3. Третий год обучения (5-6 лет) Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно. Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц. Запоминать заданные позы. Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка. Знать 5—8 артикуляционных упражнений. Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы. Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно. Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями. Уметь составлять предложения с заданными словами. Уметь строить простейший диалог. Уметь сочинять этюды по сказкам. 1.4.4. Планируемые результаты. Четвертый год обучения (6-7лет) Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке. Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки. Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке. Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера. Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены. Находить оправдание заданной позе. На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия. Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему. Владеть комплексом артикуляционной гимнастики. Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса. Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие. Знать и четко произносить в разных темпах 8—10 скороговорок. 17 Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения. Уметь строить диалог с партнером на заданную тему. Уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов. Уметь подобрать рифму к заданному слову. Уметь сочинить рассказ от имени героя. Уметь составлять диалог между сказочными героями. Знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий. 2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми 3-4 года на 2023-2024 учебный год. № п/п Месяц Число Время Форма Кол-во Тема занятия проведения занятия часов занятия 1. Октябрь 04.10 15.00 ОД 1 Наш любимый зал опять очень рад встречать ребят. 2. Октябрь 06.10 15.00 ОД 2 Попробуем 3. 11.10 измениться. 4. 5. Октябрь 13.10 18.10 15.00 ОД 2 Вы хотите поиграть? 6. 7. Октябрь 20.10 25.10 15.00 ОД 2 Игровой урок 8. 9. Октябрь 27.10 Ноябрь 01.11 15.00 ОД 2 Одну простую сказку хотим вам рассказать. 10. Ноябрь 03.11 15.00 ОД 1 Игровой урок 11. 12. Ноябрь 08.11 10.11 15.00 ОД 2 Постучимся теремок. 13. 14. Ноябрь 15.11 17.11 15.00 ОД 2 Дятел выдолбил дупло, сухое, теплое оно. 15. 16. Ноябрь 22.11 24.11 15.00 ОД 2 Многим домик послужил, кто 18 в Место проведения Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – Форма контроля только в домике не жил. Косолапый приходил, теремочек развалил. Учимся говорить по-разному. 17.. Ноябрь 29.11 15.00 ОД 1 18. Декабрь 19. 01.12 15.00 ОД 2 20.. Декабрь 06.12 15.00 ОД 1 Учимся говорить. Декабрь 08.12 15.00 ОД 1 Стихи мы будем сочинять. 22. Декабрь 13.12 15.00 ОД 1 Декабрь 15.12 15.00 ОД 2 Веселые стихи читаем и словорифму добавляем. Рассказывание про любимые игры и сказки. 25. Декабрь 20.12 15.00 ОД 1 26. Декабрь 22.12 15.00 ОД 27. Декабрь 28. 27.12 29.12 15.00 ОД 10.01 12.01 15.00 ОД 1 21. 23. 24. 29. Январь Январь Январь четко Игровой урок Красивый Петя уродился, перед всеми он гордился. 2 Гордился Петенька красой, ног не чует под собой Зимние каникулы 1 30. 31. Январь 17.01 19.01 15.00 ОД 2 32. 33. Январь 24.01 26.01 15.00 ОД 2 19 спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Петя хвастался, Музыкально смеялся ,чуть – Лисе он не спортивный достался. зал Сказка в гости к Музыкально нам пришла. – спортивный зал Сказки сами Музыкально сочиняем, а – потом мы в них спортивный играем. зал 34. Январь 31.01 35. Февраль 02.02 15.00 ОД 2 36. Февраль 07.02 37. 09.02 15.00 ОД 2 38. Февраль 14.02 39. 16.02 15.00 ОД 2 40. Февраль 21.02 15.00 ОД 1 41. Февраль 28.02 42. Март 01.03 15.00 ОД 2 43. 44. Март 06.03 13.03 15.00 ОД 2 45. 46. Март 15.03 20.03 15.00 ОД 2 47. 48. Март 22.03 27.03 15.00 ОД 2 49. 50. Март Апрель 29.03 03.04 15.00 ОД 2 51. 52. Апрель 05.04 10.04 15.00 ОД 2 53. 54. Апрель 12.04 17.04 15.00 ОД 2 55. Апрель 19.04 15.00 ОД 1 56. 57. Апрель 24.04 26.04 15.00 ОД 2 20 Наши эмоции Музыкально – спортивный зал Изображение Музыкально различных – эмоций. спортивный зал Распознаем Музыкально эмоции по – мимике и спортивный интонации зал голоса Игровой урок Музыкально – спортивный зал Злая, злая змея Музыкально укусила воробья. – спортивный зал Друг всегда Музыкально придет на – помощь спортивный зал Слава Айболиту, Музыкально слава всем – друзьям! спортивный зал Преодолеем Музыкально страх. – спортивный зал У страха глаза Музыкально велики. – спортивный зал Если с другом ты Музыкально поссорился. – спортивный зал Игровой урок. Музыкально – спортивный зал Как Луне и Музыкально Солнцу быть, не – могут ссору спортивный разрешить! зал Викторина «Мы Музыкально любим сказки». – спортивный 58. Май 03.05 15.00 ОД 1 Бог Молнии и Грома быстро спор разрешил. 59. 60. Май 08.05 15.05 15.00 ОД 2 Игровой урок. 61 Май 17.05 15.00 ОД 1 Как поссорились Солнце и Луна 62 63 Май 22.05 24.05 15.00 ОД 2 Викторина «Мы любим сказки». 64 Май 29.05 15.00 ОД 1 Спектакль зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Количество учебных недель Количество учебных дней Продолжительность каникул Детский спектакль 32 64 31.12.202308.01.2024 г. (зимние) 31.05.202431.08.2024 г. (летние) 01.10.202331.05.2024 Дата начала и окончания учебных периодов 2.1.2. Календарный учебный график занятий с детьми 4-5 лет на 2023-2024 учебный год. № п/п Месяц Число Время Форма КолТема занятия проведения занятия во занятия часов 04.10 15.00 ОД 1 Наш любимый зал опять очень рад встречать ребят. 06.10 15.00 ОД 2 Попробуем 11.10 измениться. 1. Октябрь 2. 3. Октябрь 4. 5. Октябрь 13.10 18.10 15.00 ОД 2 6. 7. Октябрь 20.10 25.10 15.00 ОД 2 21 Место проведения Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Вы хотите Музыкально поиграть? – спортивный зал Игровой урок Музыкально – Форма контроля 8. 9. Октябрь Ноябрь 27.10 01.11 15.00 ОД 2 Одну простую сказку хотим вам рассказать. 10. Ноябрь 03.11 15.00 ОД 1 Игровой урок 11. 12. Ноябрь 08.11 10.11 15.00 ОД 2 Постучимся теремок. 13. 14. Ноябрь 15.11 17.11 15.00 ОД 2 Дятел выдолбил дупло, сухое, теплое оно. 15. 16. Ноябрь 22.11 24.11 15.00 ОД 2 17.. Ноябрь 29.11 15.00 ОД 1 18. 19. Декабрь 01.12 15.00 ОД 2 Многим домик послужил, кто только в домике не жил. Косолапый приходил, теремочек развалил. Учимся говорить по-разному. 20. Декабрь 06.12 15.00 ОД 1 Учимся говорить. 21. Декабрь 08.12 15.00 ОД 1 Стихи мы будем сочинять. 22. Декабрь 13.12 15.00 ОД 1 23. 24. Декабрь 15.12 15.00 ОД 2 Веселые стихи читаем и словорифму добавляем. Рассказывание про любимые игры и сказки. 25. Декабрь 20.12 15.00 ОД 1 Игровой урок 26. Декабрь 22.12 15.00 ОД 1 Красивый Петя уродился, перед 22 в четко спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – 27. 28. 29. Декабрь Январь Январь Январь всеми он спортивный гордился. зал 2 Гордился Музыкально Петенька красой, – ног не чует под спортивный собой зал Зимние каникулы 27.12 29.12 15.00 ОД 10.01 12.01 15.00 ОД 1 30. 31. Январь 17.01 19.01 15.00 ОД 2 32. 33. Январь 24.01 26.01 15.00 ОД 2 34. 35. Январь Февраль 31.01 02.02 15.00 ОД 2 36. 37. Февраль 07.02 09.02 15.00 ОД 2 38. 39. Февраль 14.02 16.02 15.00 ОД 2 40. Февраль 21.02 15.00 ОД 1 41. 42. Февраль Март 28.02 01.03 15.00 ОД 2 43. 44. Март 06.03 13.03 15.00 ОД 2 45. 46. Март 15.03 20.03 15.00 ОД 2 47. 48. Март 22.03 27.03 15.00 ОД 2 23 Петя хвастался, Музыкально смеялся ,чуть – Лисе он не спортивный достался. зал Сказка в гости к Музыкально нам пришла. – спортивный зал Сказки сами Музыкально сочиняем, а – потом мы в них спортивный играем. зал Наши эмоции Музыкально – спортивный зал Изображение Музыкально различных – эмоций. спортивный зал Распознаем Музыкально эмоции по – мимике и спортивный интонации зал голоса Игровой урок Музыкально – спортивный зал Злая, злая змея Музыкально укусила воробья. – спортивный зал Друг всегда Музыкально придет на – помощь спортивный зал Слава Айболиту, Музыкально слава всем – друзьям! спортивный зал Преодолеем Музыкально страх. – спортивный 49. 50. Март Апрель 29.03 03.04 15.00 ОД 2 У страха глаза велики. 51. 52. Апрель 05.04 10.04 15.00 ОД 2 Если с другом ты поссорился. 53. 54. Апрель 12.04 17.04 15.00 ОД 2 Игровой урок. 55. Апрель 19.04 15.00 ОД 1 56. 57. Апрель 24.04 26.04 15.00 ОД 2 Как Луне и Солнцу быть, не могут ссору разрешить! Викторина «Мы любим сказки». 58. Май 03.05 15.00 ОД 1 Бог Молнии и Грома быстро спор разрешил. 59. 60. Май 08.05 15.05 15.00 ОД 2 Игровой урок. 61 Май 17.05 15.00 ОД 1 Как поссорились Солнце и Луна 62 63 Май 22.05 24.05 15.00 ОД 2 Викторина «Мы любим сказки». 64 Май 29.05 15.00 ОД 1 Спектакль Количество учебных недель Количество учебных дней Продолжительность каникул зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Детский спектакль 32 64 31.12.202308.01.2024 г. (зимние) 31.05.202431.08.2024г. (летние) 01.10.202331.05.2024 Дата начала и окончания учебных периодов 24 2.1.3. Календарный учебный график занятий с детьми 5-6 лет на 2023-2024 учебный год. № п/п Месяц Число Время Форма КолТема занятия проведения занятия во занятия часов 15.30 ОД 1 Летние зарисовки. 1. Октябрь 04.10 2. 3. Октябрь 06.10 11.10 15.30 ОД 2 4. 5. Октябрь 13.10 18.10 15.30 ОД 2 6. 7. Октябрь 20.10 25.10 15.30 ОД 2 8. 9. Октябрь Ноябрь 27.10 01.11 15.30 ОД 2 10. Ноябрь 03.11 15.30 ОД 1 11. 12. Ноябрь 08.11 10.11 15.30 ОД 2 13. 14. Ноябрь 15.11 17.11 15.30 ОД 2 15. 16. Ноябрь 22.11 24.11 15.30 ОД 2 17.. Ноябрь 29.11 15.30 ОД 1 18. 19. Декабрь 01.12 15.30 ОД 2 20.. Декабрь 06.12 15.30 ОД 1 25 Место проведения Музыкально – спортивный зал Что такое театр? Музыкально – спортивный зал Играем в Музыкально профессии. – спортивный зал Веселые Музыкально сочинялки. – спортивный зал Сказки осени. Музыкально – спортивный зал Музыка ветра. Музыкально – спортивный зал Осенний лес Музыкально – спортивный зал В лесу. Музыкально – спортивный зал Осенняя история. Музыкально – спортивный зал Игровой урок Музыкально – спортивный зал Учимся четко Музыкально говорить. – спортивный зал Театральная Музыкально игра. – Форма контроля спортивный зал 1 Сказка зимнего Музыкально леса. – спортивный зал 1 Зимовье зверей. Музыкально – спортивный зал 2 Музыкальная Музыкально карусель. – спортивный зал 1 Рукавичка. Музыкально – спортивный зал 1 Чудесен мир Музыкально театра. – спортивный зал 2 В мире музыки Музыкально – спортивный зал Зимние каникулы 21. Декабрь 08.12 15.30 ОД 22. Декабрь 13.12 15.30 ОД 23. 24. Декабрь 15.12 15.30 ОД 25. Декабрь 20.12 15.30 ОД 26. Декабрь 22.12 15.30 ОД 27. 28. Декабрь 27.12 29.12 15.30 ОД 10.01 12.01 15.00 ОД 1 29. Январь Январь Январь 30. 31. Январь 17.01 19.01 15.00 ОД 2 32. 33. Январь 24.01 26.01 15.00 ОД 2 34. 35. Январь Февраль 31.01 02.02 15.00 ОД 2 36. 37. Февраль 07.02 09.02 15.00 ОД 2 38. 39. Февраль 14.02 16.02 15.00 ОД 2 26 Мастерская актера. Музыкально – спортивный зал Сказка в гости к Музыкально нам пришла. – спортивный зал Жизнь солдата. Музыкально – спортивный зал Командирская Музыкально подготовка. – спортивный зал Тактическая Музыкально подготовка. – спортивный зал Спектакль. Музыкально – спортивный зал 40. Февраль 21.02 15.00 ОД 1 41. 42. Февраль Март 28.02 01.03 15.00 ОД 2 43. 44. Март 06.03 13.03 15.00 ОД 2 45. 46. Март 15.03 20.03 15.00 ОД 2 47. 48. Март 22.03 27.03 15.00 ОД 2 49. 50. Март Апрель 29.03 03.04 15.00 ОД 2 51. 52. Апрель 05.04 10.04 15.00 ОД 2 53. 54. Апрель 12.04 17.04 15.00 ОД 2 55. Апрель 19.04 15.00 ОД 1 56. 57. Апрель 24.04 26.04 15.00 ОД 2 58. Май 03.05 15.00 ОД 1 59. 60. Май 08.05 15.05 15.00 ОД 2 61 Май 17.05 15.00 ОД 1 27 Дюймовочка. Музыкально – спортивный зал Мир игры. Музыкально – спортивный зал Музыкальная Музыкально сказка. – спортивный зал Давайте Музыкально поговорим. – спортивный зал Мир природы. Музыкально – спортивный зал Рисуем сказку. Музыкально – спортивный зал Играм сказку. Музыкально – спортивный зал Премьера. Музыкально – спортивный зал По следам Музыкально сказки. – спортивный зал Мой театр. Музыкально – спортивный зал Игровой урок. Музыкально – спортивный зал Викторина: Музыкально «Маленький – актер». спортивный зал Рисуем сказку. Музыкально – спортивный зал 62 63 Май 22.05 24.05 15.00 ОД 2 Игровой урок. 64 Май 29.05 15.00 ОД 1 Спектакль Количество учебных недель Количество учебных дней Продолжительность каникул Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Детский спектакль 32 64 31.12.202308.01.2024 г. (зимние) 31.05.202431.08.2024 г. (летние) 01.10.202331.05.2024 Дата начала и окончания учебных периодов 2.1.4. Календарный учебный график занятий с детьми 6-7 лет на 2023-2024 учебный год. № Месяц Число Время Форма КолТема занятия Место Форма п/п проведения занятия во проведения контроля занятия часов 1. Октябрь 04.10 15.30 ОД 1 Летние Музыкально зарисовки. – спортивный зал 2. Октябрь 06.10 15.30 ОД 2 Что такое театр? Музыкально 3. 11.10 – спортивный зал 4. Октябрь 13.10 15.30 ОД 2 Играем в Музыкально 5. 18.10 профессии. – спортивный зал 6. Октябрь 20.10 15.30 ОД 2 Веселые Музыкально 7. 25.10 сочинялки. – спортивный зал 8. Октябрь 27.10 15.30 ОД 2 Сказки осени. Музыкально 9. Ноябрь 01.11 – спортивный зал 10. Ноябрь 03.11 15.30 ОД 1 Музыка ветра. Музыкально – спортивный зал 11. Ноябрь 08.11 15.30 ОД 2 Осенний лес Музыкально 12. 10.11 – спортивный зал 28 13. 14. Ноябрь 15.11 17.11 15.30 ОД 2 В лесу. 15. 16. Ноябрь 22.11 24.11 15.30 ОД 2 Осенняя история. 17.. Ноябрь 29.11 15.30 ОД 1 Игровой урок 18. 19. Декабрь 01.12 15.30 ОД 2 Учимся говорить. 20.. Декабрь 06.12 15.30 ОД 1 Театральная игра. 21. Декабрь 08.12 15.30 ОД 1 Сказка леса. 22. Декабрь 13.12 15.30 ОД 1 Зимовье зверей. 23. 24. Декабрь 15.12 15.30 ОД 2 Музыкальная карусель. 25. Декабрь 20.12 15.30 ОД 1 Рукавичка. 26. Декабрь 22.12 15.30 ОД 1 Чудесен театра. 27. 28. Декабрь 27.12 29.12 15.30 ОД 2 В мире музыки 29. 30. 31. Январь Январь Январь Январь четко зимнего мир Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Зимние каникулы 10.01 12.01 15.00 ОД 1 17.01 19.01 15.00 ОД 2 29 Мастерская актера. Музыкально – спортивный зал Сказка в гости к Музыкально нам пришла. – 32. 33. Январь 24.01 26.01 15.00 ОД 2 34. 35. Январь Февраль 31.01 02.02 15.00 ОД 2 36. 37. Февраль 07.02 09.02 15.00 ОД 2 38. 39. Февраль 14.02 16.02 15.00 ОД 2 40. Февраль 21.02 15.00 ОД 1 41. 42. Февраль Март 28.02 01.03 15.00 ОД 2 43. 44. Март 06.03 13.03 15.00 ОД 2 45. 46. Март 15.03 20.03 15.00 ОД 2 47. 48. Март 22.03 27.03 15.00 ОД 2 49. 50. Март Апрель 29.03 03.04 15.00 ОД 2 51. 52. Апрель 05.04 10.04 15.00 ОД 2 53. 54. Апрель 12.04 17.04 15.00 ОД 2 55. Апрель 19.04 15.00 ОД 1 30 спортивный зал Жизнь солдата. Музыкально – спортивный зал Командирская Музыкально подготовка. – спортивный зал Тактическая Музыкально подготовка. – спортивный зал Спектакль. Музыкально – спортивный зал Дюймовочка. Музыкально – спортивный зал Мир игры. Музыкально – спортивный зал Музыкальная Музыкально сказка. – спортивный зал Давайте Музыкально поговорим. – спортивный зал Мир природы. Музыкально – спортивный зал Рисуем сказку. Музыкально – спортивный зал Играм сказку. Музыкально – спортивный зал Премьера. Музыкально – спортивный зал По следам Музыкально сказки. – 56. 57. Апрель 24.04 26.04 15.00 ОД 2 Мой театр. 58. Май 03.05 15.00 ОД 1 Мир игры. 59. 60. Май 08.05 15.05 15.00 ОД 2 Викторина: «Маленький актер». 61 Май 17.05 15.00 ОД 1 Игровой урок. 62 63 Май 22.05 24.05 15.00 ОД 2 Играм сказку. 64 Май 29.05 15.00 ОД 1 Спектакль Количество учебных недель Количество учебных дней Продолжительность каникул спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Музыкально – спортивный зал Детский спектакль 32 64 31.12.202308.01.2024 г. (зимние) 31.05.202431.08.2024г. (летние) 01.10.202331.05.2024 Дата начала и окончания учебных периодов 2.2. Условия реализации программы 2.2.1. Материально-техническое обеспечение: Музыкально – спортивный зал, музыкальный центр, диски с записями музыки, колонки, детские костюмы, взрослые костюмы, декорации, атрибуты 2.2.2. Информационное обеспечение: Фотоаппарат. Компьютер с выходом в интернет (в методическом кабинете). 2.2.3. Кадровое обеспечение В реализации программы принимает участие педагог дополнительного образования – Чернова Светлана Викторовна. 2.3. Формы аттестации (способы проверки результатов освоения программы). 2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: 31 анализ продуктов творчества детей, заполнение листов наблюдений, онлайн фотовыставка на сайте ДО, журнал посещаемости, грамоты (при наличии конкурсов в образовательной среде). 2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: тематическое открытое занятие – ежегодно 1 раз в год (май), конкурсы (при наличии в образовательной среде). 2.4. Оценочные материалы наблюдение, игра, беседа, театрализованные представления, концерты, фестивали, конкурсы. Высокий уровень – творческая активность ребёнка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной и театральной деятельности). Средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес к музыкальной и театральной деятельности, желание включиться в неё, несмотря на некоторые затруднения в выполнении задания. Ребёнок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, показе, неоднократных повторах. Низкий уровень – ребёнок малоэмоционален; ровно, спокойно относится к музыкальной и театральной деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности. 2.5. Методические материалы Особенности организации образовательного процесса – очно. Методы и приемы обучения: Наглядные: показ иллюстраций, фотографий, графических изображений, просмотр презентаций. Словесные: Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге. Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить. Рассказывание педагога. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей. Практические: игровые, упражнения, Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей. Проигрывание отрывков из сказок, передающие различные черты характера героев сказки. Проигрывание этюдов (сценки из жизни, передающие черты характера различных знакомых людей. Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в этой ситуации?») Разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном и др.) Форма организации образовательного процесса: групповая в количестве не более 10, воспитанники в возрасте 3-7 лет. Формы организации ОД: групповая форма. Формы организации учебного занятия: ОД, онлайн фотовыставка выступлений. Педагогические технологии: игровая технология; технология сотрудничества (В. Дьяченко, А. Соколов и др.); проектная технология; 32 здоровьесберегающая технология Игровая технология Концептуальные идеи и принципы: игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения; игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности; постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий; игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует; использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины; цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут; механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации. Технология сотрудничества Концептуальные идеи и принципы: позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность; уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности; неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности; диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители; сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике; сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Проектная технология Концептуальные идеи и принципы: развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметнопространственной среды; особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы; способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы (технологию); интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта совместная интеллектуально – творческая деятельность; завершение процесса овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. 33 Здоровьесберегающая технология Концептуальные идеи и принципы: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью. создание эмоционального тона общения. Хорошее настроение само по себе создает успешную мотивацию. использование гимнастики (пальчиковая, дыхательная, для глаз, динамическая) Алгоритм ОД: Структура ОД Приветствие. Мотивация. Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Работа со скороговорками. Игры - драматизации. Разучивание ролей. Музыкально – ритмические упражнения. Психогимнастика. Самостоятельная деятельность детей. Создание собственного замысла. Проявление самостоятельности и инициативы в творческой работе. Эмоциональная установка на успешность. Ритуал «Прощания». Дидактические материалы: Этюдный тренаж. (Мастерство актёра). 1. Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки). 2. Жесты (этюды на выразительность жеста, в том числе «Расскажи стихи руками»). 3. Мимика (этюды на выражение основных эмоций, на сопоставление различных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера). 4. Движения (этюды с музыкальным сопровождением). Кукольные спектакли. 1. Желание участвовать в кукольном спектакле. 2. Умение взаимодействовать с партнёром, используя кукол разных систем. 3. Способность к созданию образа с помощью куклы определённой системы. Этюды с куклами. 1. Желание участвовать в игре-спектакле. 2. Умение работать с партнёром. 3. Умение создавать образ персонажа, используя различные средства выразительности (слова, жесты, мимику, движения, кукол различных систем). Игры-драматизации. 1. Желание участвовать в играх-драматизациях. 2. Умение общаться с партнёром. 3. Способность к импровизации в создании образа. Музыкально-ритмические движения. 1. Умение двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами. 34 2. Способность самостоятельно начинать движения после вступления, активно участвовать в выполнении творческих заданий. 3. Желание выразительно и ритмично исполнять танцы. 2.6. Список литературы и интернет-источников 1. Брязгун А.Ф. Сборник сценариев для детского сада «Сказка в гости к на пришла». - С.Петербург: Детство пресс, 2015. 2. Вахрушева Л.Н. Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Метод. Пособие. М., 2011. 3. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-7 лет: учеб. пособие. - М.: Вако , 2007. 4. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011. 5. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. - М.: Астрель, 2013. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011. 6. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2009. 7. Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2010. 8. Щеткин А.В. Театрализованная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. – М.: Мозаика- Синтез,2008. 35