Речевой фитнес (дошкольное отделение)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11 ИМ. В. И. СМИРНОВА
ГОРОДА ТОМСКА
634027 Томск, Кольцевой проезд, 39, тел.: 8 (3822) 47-32-95, e-mail: school11@education70.ru
ОКПО 46627431, ИНН 7019036243 КПП 701701001

Принята на заседании
педагогического совета
от 31.08.2023 г.
Протокол №1

Утверждаю
Директор МАОУ СОШ №11
им. В.И. Смирнова г. Томска
____________ А.Ю. Ястребов

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально – гуманитарной направленности
«Речевой фитнес для дошкольников»
Возраст обучающихся: 3-5 лет
Срок реализации: 2 учебных года

Автор – составитель:
Некрасова Людмила Тимофеевна,
учитель - логопед

г. Томск, 2023

Содержание программы
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы…………………………………3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………………….3
1.2. Цель и задачи программы……………………………………………………………………6
1.3.
1.3. Содержание программы……………………………………………………………………...7
1.4.
1.3.1. Содержание учебно – тематического плана. Первый год обучения (3-4 лет) ………….7
1.5.
1.3.2. Содержание учебно – тематического плана. Первый год обучения (4-5 лет) ……… ..11
1.6.
Планируемые результаты……………………………………………………………………..….17
1.6.1. Планируемые результаты. Первый год обучения (3-4 лет)…………………………………....17
1.6.2. Планируемые результаты. Первый год обучения (4-5 лет)……………………………………17
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий…………………………...18
2.1. Календарный учебный график……………………………………………………………...18
2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми (3-4 лет)……………………………...18
2.1.2. Календарный учебный график занятий с детьми (4-5 лет)……………………………...20
2.2. Условия реализации программы……………………………………………………………23
2.3. Формы аттестации. Способы проверки результатов освоения программы……………...23
2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов……………………..23
2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов………………...23
2.4. Оценочные материалы……………………………………………………………………....23
2.5. Методические материалы…………………………………………………………………...23
2.6. Список литературы……………………………………………………………………….….26

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная
общеразвивающая
программа
«Речевой
фитнес
для
дошкольников» - социально–гуманитарной направленности ориентирована на
удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном,
нравственном, художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании.
В соответствии с концепцией дополнительного образования, утвержденной
Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р, разработанная программа
«Речевой фитнес для дошкольников» является одним из условий «для вовлечения детей в
практику развития лидерских качеств», для «формирования у обучающихся навыков
связанных с интеллектуальным развитием человека».
Актуальность программы определяется тем, что регулярные занятия
логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида
речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению
со сверстниками.
В последнее время проблема развития обучения и воспитания детей дошкольного
возраста становится особенно значимой. Детей с нарушениями речи с каждым годом
становится все больше и им следует вовремя оказывать помощь, исправлять дефекты
звукопроизношения. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте
имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения
могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память,
мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности,
выражающийся в трудности общения. Таким образом, своевременное устранение
недостатков устной речи произношения поможет предотвратить трудности в овладении
навыками чтения и письма. Для получения хороших результатов, рекомендуют
проведение занятий с использование логопедической ритмики.
Также актуальность программы определяется требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС
ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013
г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»), а именно:
 с п.1.6. ФГОС ДО программа направлена на «обеспечение вариативности и
разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного
образования, возможности формирования Программ различной направленности с
учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей»;
 п.2.6. «Содержание программы должно обеспечивать развитие личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности»;
 п.2.7. «общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, формирование и
развитие звуковой культуры речи»
В процессе освоения программы формируется положительный эмоциональный
настрой, развивается речь, фонематический слух и фонематическое восприятие.
Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа «Речевой фитнес
для дошкольников», составленная с опорой на положения Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования будет способствовать интеграции
дошкольного и дополнительного образования, как необходимого условия достижения
новых образовательных результатов.
Отличительная особенность программы «Речевой фитнес для дошкольников» в
том, что она носит вариативный характер используемых с детьми методов и приемов.
Содержание данной программы охватывает широкий круг деятельности детей
дошкольного возраста, что позволяет уже на раннем этапе дошкольного детства в
большей мере начать формирование у детей целостного представления о музыке, развитии
речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье, развитии коммуникативных
способностей, фонематического слуха и просодических компонентов речи.
1.1.

3

Основные приемы работы:
•
выполнение артикуляционной гимнастики;
•
выполнение кинезиологических упражнений;
•
узнавание неречевых звуков;
•
различение одинаковых звуко-комлексов по высоте, силе, тембру;
•
различение слов, близких по звуковому составу;
•
дифференциация слогов, дифференциация фонем;
•
описание событий и предметов с опорой на предметные и сюжетные
картинки;
•
заучивание стихов, скороговорок, чистоговорок;
•
упражнения в тетради с использованием ручек, цветных и простых
карандашей;
•
самоконтроль и самооценка выполненной работы;
•
образное описание объектов, явлений окружающего мира (загадки,
пословицы, поговорки)
Методологической основой для разработки занятий, используемых в
программе являются следующие подходы и принципы:
Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных
мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками и
технологиями.
Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. По
логоритмике планируются, проводятся и анализируются музыкальным руководителем,
логопедом, воспитателями групп. Вопросы включения в ход здоровьесберегающих
технологий решаются совместно с медицинскими работниками детского сада.
Принцип системности. Логоритмическая работа способствует формированию
языка в целом, как системы взаимосвязанных единиц.
Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений
логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования
звукопроизношения, порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям
фонематической системы усваиваемого языка.
Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа
над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков,
той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука ― «с» готовит
артикуляционный уклад звука ― «з» и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная
связь, позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых
звуков.
Принцип учета, уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил
выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития
(самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития
(способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога). Любое
предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня
развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных
повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный
лингвистический материал, выступает как одно из важных основных условий коррекции.
Удобный, для произношения текст в котором отсутствуют или редко встречаются
трудные звукосочетания, много гласных звуков.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель
– ребенок, развитие которого планируется, опираясь, на его индивидуальные и возрастные
особенности.
Принцип результативности. Получение, положительного результата развития и
коррекции речи. Оздоровления каждого ребенка.
4

В основу программы положены ведущие подходы:
Системный подход. Сущность которого, заключается в том, что относительно
самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в
системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы со старшими
дошкольниками рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных
компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание
образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.
Личностный подход. Утверждающий, представления о социальной, деятельной и
творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается
опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и
творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход. Деятельность - основа, средства и решающее условие
развития личности. Поэтому необходима специальная работа, по выбору и организации
детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию
деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке
результатов деятельности.
Полусубъектный
подход.
Сущность
человека
значительно
богаче,
разностороннее сложнее, чем его деятельность. Личность, рассматривается как система
характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействия
социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического
воздействия с детьми.
Культурологический подход. Обусловлен объективной связью человека с
культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается, на основе освоенной
им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е он становится творцом
новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей
представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его
как творческой личности.
Программа «Речевой фитнес для дошкольников» разработана с учетом следующих
нормативных документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (часть 2 статьи 53; части 2 - 4, 6, 8 статьи 54; части 1, 2 статьи 101);
 Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. № 1441 «Об утверждении
Правил оказания платных образовательных услуг» (пункты 3, 6, 7 - 10, 13, 14, 16);
 ПРИКАЗ от 27 июля 2022 г. № 629 "Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам"
 Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
 Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021
года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания";
 Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
 Распоряжение департамента образования администрации Города Томска от
01.11.2013 г. № р498 «Об утверждении предельных цен на платные услуги,
предоставляемые муниципальными учреждениями, подведомственными департаменту
образования администрации Города Томска»;
 Постановление администрации Города Томска от 24.03.2011 №249 «Об
утверждении предельных цен на платные услуги муниципальных учреждений, в
5

отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет департамент
образования администрации Города Томска»;
 Постановление администрации Города Томска от 06.06.2014 г. № 485 и от
24.04.2014 г. № 326 «О внесении изменений в постановление администрации Города
Томска» от 24.03.2011 г. № 249 «Об утверждении предельных цен на платные услуги
муниципальных
учреждений,
подведомственных
департаменту
образования
администрации Города Томска»;
 Положение о предоставлении платных дополнительных образовательных услуг
муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
средней
общеобразовательной школы №11 им. В.И. Смирнова г. Томска
Адресат программы – дети в возрасте 3-5 лет.
Возрастные особенности: на протяжении дошкольного возраста у детей
художественный замысел крайне неустойчив, легко разрушается, рождается только после
действия. Ребенок не задумывается о возможностях практической реализации образов,
которые он создает, у ребенка комбинации образов практически бесперспективны. Он
фантазирует ради того, чтобы фантазировать. Его привлекает сам процесс
комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую
эмоциональную окрашенность. У детей до 5 лет создание новых образов протекает
непреднамеренно. Поэтому несмотря на то, что они с удовольствием фантазируют, часто в
ответ на просьбу взрослого «Нарисуй, что хочешь» отвечают отказом. Отказы
объясняются тем, что малыши еще не умеют руководить деятельностью воображения. В
4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в ручном труде. Для того чтобы
воображать, ребёнку нужно что-то делать: играть, рисовать, строить или рассказывать.
Дошкольник «отрывается» в воображении от конкретной ситуации, у него возникает
чувство свободы, независимости от нее. Он как бы поднимается над ситуацией и видит ее
глазами не только разных людей, но и животных, предметов. Воображение дошкольника
остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии - то, что сильно взволновало,
увлекло, поразило.
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на три учебных года
обучения (октябрь-май), общее количество учебных часов для освоения программы – 128
часов (64 часа на каждый учебный год).
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса – групповая работа в
одновозрастном постоянном составе.
Режим занятий - 2 раз в неделю, периодичность - с октября по май включительно;
1.2.
Цель и задачи программы.
Цель: профилактика и коррекция нарушений речи через специально организованные
игровые упражнения:
-артикуляционной и фонетической гимнастики;
-игры с речевым сопровождением и пальцами рук.
Задачи:
образовательные:
- формировать двигательные умения и навыки,
- развивать пространственные представления;
- развивать координацию, переключаемость движений;
- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях
ритмическую выразительность;
- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и
выразительно двигаться в соответствии сданным образом,
- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;
- развивать речевое дыхание,
- развивать артикуляционный аппарат,
6

- развивать фонематическое восприятие;
- развивать грамматический строй и связную речь;
- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.

№

1-2

3-4

5-6

7-8

910

1.3. Содержание программы.
1.3.1. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Первый год
обучения (3-4 лет)
Название
Формы
Содержание
Количест
раздела, темы проверки
во часов
реализац
ии
програм
мы
Раздел 1. Логопедическая диагностика.
Диагностика
Обследование темпо-ритмической стороны речи,
2
устной речи
звукопроизношения, фонематического слуха и
восприятия.
Раздел 2. Речевой фитнес.
Закрепить знания детей по лексической теме «Осень».
2
Развивать слухомоторные и речедвигательные
координации на материале стихотворений, песен,
динамических упражнений.
Развивать мелкую моторику пальцев рук. Имитация
Чудо-осень.
движений, игра «Осенние листочки».
Развивать у детей чувство ритма, метра посредством
речевых игр со звучащими жестами.
Тренировать детей двигаться, сохраняя правильную
осанку
Учить детей выполнять игровой самомассаж.
2
Развивать
мелкую
моторику
пальцев
рук.
Пальчиковая гимнастика «Российская семья».
Развивать
память,
умение
размышлять,
Наша страна
анализировать.
Развивать фонематический слух, слуховое внимание,
зрительную память.
Воспитывать нравственно-патриотические чувства.
Изучение осенних овощей.
2
Учить детей точно выполнять движения в
соответствии с текстом.
Развивать
мелкую
моторику
пальцев
рук.
Осенний
Пальчиковая гимнастика «У Лариски – две редиски».
урожай.
Развивать у детей чувство ритма, мелкую моторику,
зрительное внимание и прослеживающую функцию
глаза.
Укреплять голосовые связки детей с помощью
оздоровительных упражнений.
Совершенствовать
умение
образовывать
2
существительные единственного и множественного
числа.
Хлеб всему
Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое
голова.
внимание,
темпо-ритмическое
восприятие.
Логопедическая распевка «У бабушки».
Развивать продолжительный выдох дыхательными
7

1112
Осенний лес

1314

Домашние
животные и их
детеныши

1516
Профессии

1718

Наши пернатые
друзья

1920
Одежда

2122
Дикие
животные

2324
В ожидании
Нового года

упражнениями.
Воспитывать у детей чувство любви к своей Родине,
уважение к труду.
Закреплять знание детей о ягодах.
Формировать правильное дыхание и естественное
звучание голоса.
Развивать зрительное внимание и прослеживающую
функцию глаза, фиксацию взгляда.
Совершенствовать технику ходьбы скользящего шага.
Закрепить знание детей о животных и их детенышах.
Развивать зрительное внимание.
Тренировать детей согласовывать движения со
словами, определять начало и конец фразы,
распределять движения на всю музыкальную фразу.
Закреплять знания детей о профессиях.
Учить детей петь выразительно, чисто интонировать
мелодию, четко проговаривать слова, удерживать
дыхание до конца фразы.
Развивать у детей внимание, умение строиться в круг
по ориентирам, определять направления направо,
налево.
Воспитывать
у детей
уважение
к
труду,
представителям различных профессий.
Закрепить знания детей о перелетных и зимующих
птицах.
Развивать зрительное внимание.
Упражнять детей в ходьбе по кругу по одному и
парами, следить за осанкой.
Дать детям знания классификации одежды по сезону.
Учить детей петь эмоционально, правильно брать
дыхание, отчетливо произносить слова.
Совершенствовать
технику
ходьбы,
бега,
ориентирования в пространстве, развивать ловкость,
зрительное внимание.
Воспитывать у детей привычку соблюдать чистоту,
бережное отношение к своим вещам.
Закрепить знания детей о диких животных и их
детенышах.
Формировать у детей правильную артикуляцию и
четкое произношение слов.
Развивать у детей умение ориентироваться в
пространстве, четко и правильно по сигналу
выполнять ходьбу в разных направлениях,
координировать слово с движением.
Развивать мелкую моторику, чувство ритма.
Учить детей произвольно менять силу голоса,
динамику, высоту.
Развивать темпо-ритмическое восприятие детей.
Логоритмика «Как звонят колокольчики?»
Развивать речевое дыхание с помощью дыхательных
упражнений.
Изучить классификации посуды.
Развивать зрительное внимание и прослеживающую
8

2

2

2

2

2

2

2

2526
Зоопарк

2728
Мебель

2930
Птицы у
кормушки

3132
В зимнем лесу

3334
Посуда

3536

Зеленый уголок

3738

Приключения
Муравьишки

функцию глаз.
Закрепить у детей представление о животных разных
стран.
Развивать координацию слова и движения, чувство
ритма.
Развивать умение точно выполнять движения по
тексту.
Тренировать у детей силу выдоха, умение правильно
выполнять самомассаж.
Закрепить знания детей по теме «Мебель».
Совершенствовать
умение
согласовывать
существительные с числительными.
Развивать мелкую моторику пальцев рук в
пальчиковых играх.
Систематизировать знания детей о зимующих птицах.
Развивать чувство темпа и ритма, умение выделять
сильную долю такта.
Укреплять голосовой аппарат детей с помощью
фонопедических и оздоровительных упражнений.
Логопедическая распевка «Перелётные птицы в
гостях у Каркуши».
Воспитывать
доброжелательное
отношение
к
природе, птицам, желание им помочь в холодное
время года.
Научить детей выполнять самомассаж лица, шеи.
Развивать фонематический слух и слуховое внимание
детей.
Развивать умение детей импровизировать мелодии на
заданную тему.
Изучить классификации посуды.
Развивать зрительное внимание и прослеживающую
функцию глаз.
Развивать
правильное
дыхание,
мелодикоинтонационные и просодические компоненты,
слуховое внимание, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывать в детях такие качества, как трудолюбие,
бережливость, чувство сострадания.
Дать детям представление о многообразии комнатных
растений.
Закрепить
правильную
артикуляцию
последовательности звуков [А – У – О - Ы] с
помощью фонопедических упражнений.
Формировать правильную голосоподачу и плавность
речи.
Развивать мелкую и общую моторику.
Воспитывать у детей бережное отношение к
комнатным растениям, чувство ответственности за их
состояние.
Формировать правильное использование в речи
простых и сложных предлогов.
Развивать навыки правильного речевого дыхания.
Развивать
творческую
активность
детей,
эмоциональный
отклик
на
прослушанное
9

2

2

2

2

2

2

2

3940
Мы пожарные

4142
Домашние
питомцы

4344

Подводный
мир

4546
Крокодил Гена
идет в Армию

4748

Прогулка по
весеннему лесу

4950
Мамины
помощники

5152
Птичий дом

5354
Путешествие

55-

Спорт - спорт

музыкальное произведение.
Воспитывать в детях бережное отношение к
насекомым.
Закрепить знания детей о правилах пожарной
безопасности, о данной профессии.
Формировать умение детей согласовывать движение
со словами.
Развивать слухомоторные и речедвигательные
координации на материале песен, стихотворений,
танцев.
Закрепить знания детей по лексической теме
«Домашние животные».
Совершенствовать навык проговаривания слов в
сочетании с движениями под музыку.
Развивать мелодико-интонационные и просодические
компоненты, творческую фантазию и воображение.
Воспитывать у детей чувство ответственности за
своих питомцев.
Дать детям знания по данной теме.
Формировать умение образовывать существительные
единственного и множественного числа.
Развивать коммуникативные способности детей.
Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Учить
детей
образовывать
сравнительные
прилагательные по данной теме.
Развивать
речевое
дыхание,
эмоциональную
выразительность речи, движения, жестов, мимики и
пантомимики.
Воспитывать у детей патриотические чувства,
чувство гордости за свою Родину, родную Армию.
Закрепление знаний об изменениях в природе весной.
Развивать общую, мелкую и артикуляционную
моторику.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Закрепление знаний детей правильно произносить
глаголы настоящего времени 3 лица.
Развивать слуховое внимание, общую и мелкую
моторику, звуковысотный слух и чувство ритма.
Воспитывать у детей уважение к маме, бабушке,
сестре и другим представительницам прекрасного
пола.
Закрепить знания детей о домашних птицах.
Развивать темпо-ритмическое восприятие музыки.
Развивать ладовое чувство, чувство ритма в
музицировании
на
детских
музыкальных
инструментах.
Расширить словарный запас детей по теме (главным
образом, глаголы).
Развивать слуховое внимание, общую и мелкую
моторику, звуковысотный слух и чувство ритма.
Укреплять голосовой аппарат детей с помощью
фонопедических и оздоровительных упражнений.
Закрепить знания детей о различных видах спорта.
10

2

2

2

2

2

2

2

2

2

56

5758

Космическое
путешествие

5960
Город Томск

6162
Цветочный мир

6364

Диагностика
устной речи.

Развивать силу и модуляцию голоса, чистоту
интонирования мелодии.
Развивать
умение детей ориентироваться в
пространстве, выразительно двигаться в соответствии
с текстом, передавать движениями данный образ
(имитация действий спортсменов в различных видах
спорта).
Расширить словарный запас детей по теме (главным
образом, глаголы).
Развивать двигательное внимание детей.
Развивать коммуникативные навыки детей в
совместной деятельности.
Закреплять знания детей о родном городе.
Укреплять голосовой аппарат детей с помощью
фонопедических и оздоровительных упражнений.
Развивать звуковысотный, тембровый, мелодический
слух.
Закреплять знания детей по теме.
Развивать
умение
детей
образовывать
существительные единственного и множественного
числа.
Развивать интонационную выразительность речи,
четкую дикцию.
Раздел 3. Итоговая диагностика.
Обследование темпо-ритмической стороны речи,
звукопроизношения, фонематического слуха и
восприятия.

ИТОГО

№

1-2

3-4

2

2

2

2

64

1.3.2. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Второй год обучения
(4-5 лет)
Название
Формы
Содержание
Количеств
раздела, темы проверк
о часов
и
реализац
ии
програм
мы
Раздел 1. Логопедическая диагностика.
Диагностика
Обследование темпо-ритмической стороны речи,
2
устной речи
звукопроизношения, фонематического слуха и
восприятия.
Раздел 2. Речевой фитнес.
Закреплять знания, умения и навыки по лексической
2
теме «Осень».
Развивать слухомоторные и речедвигательные
координации на материале стихотворений, песен,
Осень.
динамических упражнений.
Развивать мелкую моторику пальцев рук. Игра
«Осень в лесу».
Развивать у детей чувство ритма, метра посредством
речевых игр со звучащими жестами.
11

5-6

Наша страна

7-8

У бабушки в
деревне

910

Хлеб всему
голова

1112
Прогулка в
осенний лес

1314
Поездка в
Простоквашино

Тренировать детей двигаться, сохраняя правильную
осанку. Игра « Поезд».
Учить образовывать имена существительные в
форме родит падежа единственного числа.
Развивать
память,
умение
размышлять,
анализировать.
Развивать способности исполнения на слух
несложного ритмического рисунка.
Развивать
фонематический
слух,
слуховое
внимание, зрительную память.
Воспитывать нравственно-патриотические чувства.
Закрепить знания об овощах и фруктах.
Учить детей точно выполнять движения в
соответствии с текстом.
Закреплять в речи правильное произношение звука
[А].
Развивать у детей чувство ритма, мелкую моторику,
зрительное внимание и прослеживающую функцию
глаза.
Укреплять голосовые связки детей с помощью
оздоровительных упражнений.
Закреплять правильное произношение звука [У] в
пении вокализов.
Совершенствовать
умение
образовывать
существительные единственного и множественного
числа.
Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое
внимание, темпо-ритмическое восприятие
Развивать способности исполнения на слух
несложного ритмического рисунка.
Развивать продолжительный выдох дыхательными
упражнениями.
Воспитывать у детей чувство любви к своей Родине,
уважение к труду.
Закреплять знание детей о съедобных и
несъедобных грибах.
Уточнить артикуляцию звука [И], пропевая звук в
чистоговорках.
Формировать правильное дыхание и естественное
звучание голоса.
Развивать зрительное внимание и прослеживающую
функцию глаза, фиксацию взгляда.
Совершенствовать технику ходьбы скользящего
шага.
Закрепить знание детей о домашних животных и их
детенышах.
Закрепить правильное произношение звука [М] в
чистоговорках и звуковых играх.
Развивать зрительное внимание.
Развивать способности исполнения на слух
несложного ритмического рисунка.
Тренировать детей согласовывать движения со
словами, определять начало и конец фразы,
12

2

2

2

2

2

1516

А что у вас?

1718
Наши пернатые
друзья

1920

Сказка о Машерастеряше

2122

Дикие
животные
наших лесов

2324

Встреча с
Федорой

распределять движения на всю музыкальную фразу,
умение детей ходить «змейкой».
Закреплять знания детей о профессиях.
Учить детей петь выразительно, чисто интонировать
мелодию, четко проговаривать слова, удерживать
дыхание до конца фразы.
Уточнить артикуляцию звука [П] в скороговорках,
звуковых играх.
Развивать у детей внимание, умение строиться в
круг по ориентирам, определять направления
направо, налево.
Воспитывать у детей уважение к труду,
представителям различных профессий.
Закрепить знания детей о перелетных и зимующих
птицах.
Закрепить правильную артикуляцию звука [Н]
посредством включения в занятие дидактических
игр.
Рзвивать зрительное внимание.
Упражнять детей в ходьбе по кругу по одному и
парами, следить за осанкой.
Развивать способности исполнения на слух
несложного ритмического рисунка.
Дать детям знания классификации одежды по
сезону.
Учить детей петь эмоционально, правильно брать
дыхание, отчетливо произносить слова.
Уточнить артикуляцию звука [О], работать над
пропеванием звука на вдохе.
Совершенствовать
технику
ходьбы,
бега,
ориентирования в пространстве, развивать ловкость,
зрительное внимание.
Воспитывать у детей привычку соблюдать чистоту,
бережное отношение к своим вещам.
Закрепить знания детей о диких животных и их
детенышах.
Закрепить правильную артикуляцию звуков [А – У О], учить детей пропевать эти звуки длительно и
коротко.
Формировать у детей правильную артикуляцию и
четкое произношение слов.
Развивать у детей умение ориентироваться в
пространстве, четко и правильно по сигналу
выполнять ходьбу в разных направлениях,
координировать слово с движением.
Развивать мелкую моторику, чувство ритма.
Развивать способности исполнения на слух
несложного ритмического рисунка.
Закрепить знания детей о классификации посуды.
Совершенствовать автоматизацию звука [Б] в
пропевании логопедических рапевок.
Развивать зрительное внимание и прослеживающую
функцию глаз.
13

2

2

2

2

2

2526

Зоопарк

2728
В магазине
мебели

2930

Птицы у
кормушки

3132
В зимнем лесу

3334
Новогодний
поезд

3536

Зеленый уголок

Развивать
правильное
дыхание,
мелодикоинтонационные и просодические компоненты,
слуховое внимание, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывать в детях такие качества, как
трудолюбие, бережливость, чувство сострадания.
Закрепить у детей представление о животных
разных стран.
Уточнить артикуляцию звука [Ы] в обратных
слоговых рядах.
Развивать способности исполнения на слух
несложного ритмического рисунка.
Развивать координацию слова и движения, чувство
ритма.
Развивать умение точно выполнять движения по
тексту.
Тренировать у детей силу выдоха, умение правильно
выполнять самомассаж.
Закрепить знания детей по теме.
Формирование правильной артикуляции звука [Т] в
слоговых рядах.
Совершенствовать
умение
согласовывать
существительные с числительными.
Развивать мелкую моторику пальцев рук в
пальчиковых играх.
Систематизировать знания детей о зимующих
птицах.
Закрепить правильную артикуляцию звука [Д] в
логопедических распевках и потешках.
Развивать чувство темпа и ритма, умение выделять
сильную долю такта.
Укреплять голосовой аппарат детей с помощью
фонопедических и оздоровительных упражнений.
Воспитывать доброжелательное отношение к
природе, птицам, желание им помочь в холодное
время года.
Закрепить артикуляцию звука [Х] с помощью
дыхательных упражнений.
Научить детей выполнять самомассаж лица, шеи.
Развивать фонематический слух и слуховое
внимание детей.
Развивать умение детей импровизировать мелодии
на заданную тему.
Учить детей произвольно менять силу голоса,
динамику, высоту.
Закрепить артикуляцию звука [В] в слоговых рядах,
распевках.
Развивать темпо-ритмическое восприятие детей.
Развивать речевое дыхание с помощью дыхательных
упражнений.
Дать детям представление о многообразии
комнатных растений.
Закрепить
правильную
артикуляцию
последовательности звуков [А – У – О - Ы] с
14

2

2

2

2

2

2

3738
Путешествие по
сказкам

3940
Мы пожарные

4142
Животный мир
морей и
океанов

4344

Аквариумные
рыбки

4546
Крокодил Гена
идет в Армию

помощью фонопедических упражнений.
Развивать способности исполнения на слух
несложного ритмического рисунка.
Формировать правильную голосоподачу и плавность
речи.
Развивать мелкую и общую моторику.
Воспитывать у детей бережное отношение к
комнатным растениям, чувство ответственности за
их состояние.
Формировать правильное использование в речи
простых и сложных предлогов.
Закрепить правильную артикуляцию звука [К] в
дыхательных и оздоровительных упражнениях.
Развивать навыки правильного речевого дыхания.
Развивать
творческую
активность
детей,
эмоциональный
отклик
на
прослушанное
музыкальное произведение.
Воспитывать в детях доброе отношение к книгам,
умение заботиться о них.
Закрепить знания детей о правилах пожарной
безопасности, о данной профессии.
Уточнить артикуляцию звука [Г] в слоговых рядах и
чистоговорках.
Формировать умение детей согласовывать движение
со словами.
Развивать слухомоторные и речедвигательные
координации на материале песен, стихотворений,
танцев.
Дать детям знания по данной теме.
Закрепить артикуляцию звука [Э] в логопедических
распевках.
Формировать
умение
образовывать
существительные единственного и множественного
числа.
Развивать коммуникативные способности детей.
Воспитывать у детей любовь к природе.
Дать детям представление о многообразии
обитателей аквариума.
Совершенствовать навык проговаривания слов в
сочетании с движениями под музыку.
Тренировать умение детей дифференцировать звуки
[П - Б] в слоговых рядах и читоговорках.
Развивать
мелодико-интонационные
и
просодические компоненты, творческую фантазию и
воображение.
Воспитывать у детей чувство ответственности за
своих питомцев.
Учить
детей
образовывать
сравнительные
прилагательные по данной теме.
Тренировать умение детей дифференцировать звуки
[В - Ф] в слоговых рядах и логопедических
распевках.
Развивать речевое дыхание, эмоциональную
15

2

2

2

2

2

4748
Прогулка по
весеннему лесу

4950
Мамины
помощники

5152
Домашние
птицы

5354
Ледоход

5556

Строим дом

5758
Будем
космонавтами

выразительность речи, движения, жестов, мимики и
пантомимики.
Воспитывать у детей патриотические чувства,
чувство гордости за свою Родину, родную Армию.
Закрепление знаний об изменениях в природе
весной.
Тренировать умение детей дифференцировать звуки
[Т - Д] в слоговых рядах и читоговорках.
Развивать способности исполнения на слух
несложного ритмического рисунка.
Развивать общую, мелкую и артикуляционную
моторику.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Закрепление знаний детей правильно произносить
глаголы настоящего времени 3 лица.
Тренировать умение детей дифференцировать звуки
[С – с’] в дыхательных упражнениях.
Развивать слуховое внимание, общую и мелкую
моторику, звуковысотный слух и чувство ритма.
Воспитывать у детей уважение к маме, бабушке,
сестре и другим представительницам прекрасного
пола.
Закрепить знания детей о домашних птицах.
Тренировать автоматизацию звуков [З - С] в
слоговых рядах и дыхательных упражнениях.
Развивать темпо-ритмическое восприятие музыки.
Развивать ладовое чувство, чувство ритма в
музицировании
на
детских
музыкальных
инструментах.
Расширить словарный запас детей по теме (главным
образом, глаголы).
Тренировать умение детей дифференцировать звуки
[З – з’] в дыхательных упражнениях.
Развивать слуховое внимание, общую и мелкую
моторику, звуковысотный слух и чувство ритма.
Закрепить знания детей о различных видах спорта.
Тренировать умение детей дифференцировать звуки
[С - З] в слоговых рядах и чистоговорках.
Развивать силу и модуляцию голоса, чистоту
интонирования мелодии.
Развивать умение детей ориентироваться в
пространстве,
выразительно
двигаться
в
соответствии с текстом, передавать движениями
данный образ (имитация действий спортсменов в
различных видах спорта).
Расширить словарный запас детей по теме (главным
образом, глаголы).
Тренировать умение детей дифференцировать звуки
[Ш - Ж] в слоговых рядах и логопедических
распевках.
Развивать способности исполнения на слух
несложного ритмического рисунка.
16

2

2

2

2

2

2

5960
Экскурсия по
городу

6162
Волшебный
мир цветов

6364

Диагностика
устной речи.

Развивать двигательное внимание детей.
Развивать коммуникативные навыки детей в
совместной деятельности.
Закреплять знания детей о родном городе.
Закреплять правильную артикуляцию звука [Ж] в
чистоговорках и потешках.
Укреплять голосовой аппарат детей с помощью
фонопедических и оздоровительных упражнений.
Развивать
звуковысотный,
тембровый,
мелодический слух.
Закреплять знания детей по теме.
Закреплять правильную артикуляцию звука [Ш] в
дыхательных играх.
Развивать
умение
детей
образовывать
существительные единственного и множественного
числа.
Развивать интонационную выразительность речи,
четкую дикцию.
Раздел 3. Итоговая диагностика.
Обследование темпо-ритмической стороны речи,
звукопроизношения, фонематического слуха и
восприятия.

ИТОГО

2

2

2

64
1.4. Планируемые результаты.
1.4.1. Первый год обучения (3-4 года).
О положительной динамике, достигнутой в ходе коррекционно-развивающего
процесса средствами логопедической ритмики свидетельствуют, следующие показатели:
 расширение словарного запаса по лексическим темам;
 развитие умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами,
выразительно передавая заданный характер, образ;
 сформированность правильного речевого и физиологического дыхания, умения
правильно брать дыхание во время пения;
 развивать произносительные навыки, подвижность артикуляционного аппарата;
 способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых
рядах;
 способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения
осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения;
 положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей
детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку,
поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, танцевальные и общеразвивающие
движения);
 улучшение результатов диагностик развития речи;
 воспитание уважения к традициям народов России, родного края;
 воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности
за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
1.4.2. Второй год обучения (4-5 лет).
О положительной динамике, достигнутой в ходе коррекционно-развивающего процесса
средствами логопедической ритмики свидетельствуют, следующие показатели:
 сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам;
17

 сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со
словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
 сформированность
модуляции
голоса,
плавности
и
интонационной
выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения
правильно брать дыхание во время пения;
 сформированность, произносительных навыков, подвижности артикуляционного
аппарата;
 способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых
рядах;
 способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения
осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой) и пальчиковые упражнения, самомассаж лица
(по А. Уманской) и тела;
 способность двигаться в заданном направлении, выполнять различные виды
ходьбы и бега;
 способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук;
 положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей
детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку,
активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений,
поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические
рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения);
 улучшение результатов диагностик развития речи, в том числе и диалогической;
 воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к традициям народов;
 воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности
за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный график
2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми 3-4 лет на 2023-2024 учебный
год.
№
п/п

Месяц

Число

1

Октябрь

Время
Форма
проведения занятия
занятия
02.10 15.30-16.00
ОД

1.

Октябрь

04.10

15.30-16.00

ОД

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Октябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь
Октябрь

09.10
11.10
16.10
18.10
23.10
25.10
30.10

15.30-16.00
15.30-16.00
15.30-16.00
15.30-16.00
15.30-16.00
15.30-16.00
15.30-16.00

ОД
ОД
ОД
ОД
ОД
ОД
ОД

9.

Ноябрь

01.11

15.30-16.00

ОД

10.
11.
12.

Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь

08.11
13.11
15.11

15.30-16.00
15.30-16.00
15.30-16.00

ОД
ОД
ОД

КолТема занятия
во
часов
1
Диагностика
устной речи
1
Диагностика
устной речи
1
Чудо-осень
1
Чудо-осень
1
Наша страна
1
Наша страна
1
Осенний урожай
1
Осенний урожай
1
Хлеб всему
голова.
1
Хлеб всему
голова.
1
Осенний лес
1
Осенний лес
1
Домашние
животные и их
18

Место
проведения
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

Форма
контроля

13.

Ноябрь

20.11

15.30-16.00

ОД

14.
15.
16.

Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь

22.11
27.11
29.11

15.30-16.00
15.30-16.00
15.30-16.00

ОД
ОД
ОД

17.

Декабрь

04.12 15.30-16.00

ОД

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Декабрь 06.12
Декабрь 11.12
Декабрь 13.12
Декабрь 18.12
Декабрь 20.12
Декабрь 25.12
Декабрь 27.12
Январь
Январь
Январь 10.01
Январь 15.01
Январь 17.01
Январь 22.01

25.
26.
27.
28.

детеныши
1
Домашние
животные и их
детеныши
1
Профессии
1
Профессии
1
Наши пернатые
друзья
1
Наши пернатые
друзья
1
Одежда
1
Одежда
1
Дикие животные
1
Дикие животные
1
Посуда
1
Посуда
1
Зоопарк
Зимние каникулы

15.30-16.00
15.30-16.00
15.30-16.00
15.30-16.00
15.30-16.00
15.30-16.00
15.30-16.00

ОД
ОД
ОД
ОД
ОД
ОД
ОД

15.30-16.00
15.30-16.00
15.30-16.00
15.30-16.00

ОД
ОД
ОД
ОД

1
1
1
1

29.

Январь

24.01

15.30-16.00

ОД

1

30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.

Январь 29.01
Январь 31.01
Февраль 05.02
Февраль 07.02
Февраль 12.02
Февраль 14.02
Февраль 19.02

15.30-16.00
15.30-16.00
15.30-16.00
15.30-16.00
15.30-16.00
15.30-16.00
15.30-16.00

ОД
ОД
ОД
ОД
ОД
ОД
ОД

1
1
1
1
1
1
1

37.

Февраль

21.02 15.30-16.00

ОД

1

38.
39.
40.

Февраль
Февраль
Март

26.02 15.30-16.00
28.02 15.30-16.00
04.03 15.30-16.00

ОД
ОД
ОД

1
1
1

41.

Март

06.03 15.30-16.00

ОД

1

42.
43.
44.

Март
Март
Март

11.03 15.30-16.00
13.03 15.30-16.00
18.03 15.30-16.00

ОД
ОД
ОД

1
1
1

45.

Март

20.03 15.30-16.00

ОД

1

46.

Март

25.03 15.30-16.00

ОД

1
19

Зоопарк
Мебель
Мебель
Птицы у
кормушки
Птицы у
кормушки
В зимнем лесу
В зимнем лесу
Посуда
Посуда
Зеленый уголок
Зеленый уголок
Приключения
Муравьишки
Приключения
Муравьишки
Мы пожарные
Мы пожарные
Домашние
питомцы
Домашние
питомцы
Подводный мир
Подводный мир
Крокодил Гена
идет в Армию
Крокодил Гена
идет в Армию
Прогулка по

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

47.

Март

27.03 15.30-16.00

ОД

1

48.

Апрель

01.04 15.30-16.00

ОД

1

49.

Апрель

03.04 15.30-16.00

ОД

1

50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.

Апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Май

08.04
10.04
15.04
17.04
22.04
24.04
06.05

15.30-16.00
15.30-16.00
15.30-16.00
15.30-16.00
15.30-16.00
15.30-16.00
15.30-16.00

ОД
ОД
ОД
ОД
ОД
ОД
ОД

1
1
1
1
1
1
1

57.

Май

08.05 15.30-16.00

ОД

1

58.
59.
60.
61.
62.

Май
Май
Май
Май
Май

13.05
15.05
20.05
22.05
27.05

15.30-16.00
15.30-16.00
15.30-16.00
15.30-16.00
15.30-16.00

ОД
ОД
ОД
ОД
ОД

1
1
1
1
1

63.

Май

29.05 15.30-16.00

ОД

1

Количество учебных недель
Количество учебных дней
Продолжительность каникул

весеннему лесу
Прогулка по
весеннему лесу
Мамины
помощники
Мамины
помощники
Птичий дом
Птичий дом
Путешествие
Путешествие
Спорт - спорт
Спорт - спорт
Космическое
путешествие
Космическое
путешествие
Город Томск
Город Томск
Цветочный мир
Цветочный мир
Диагностика
устной речи.
Диагностика
устной речи.

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
32
64
31.12.202308.01.24 г.
(зимние)
31.05.24 31.08.2024
г. (летние)
01.10.202331.05.2024

Дата начала и окончания учебных периодов

2.1.2. Календарный учебный график занятий с детьми 4-5 лет на 2023-2024 учебный
год.
№ Месяц Число
Время
Форма КолТема занятия
Место
Форма
п/п
проведения занятия
во
проведения контроля
занятия
часов
1
Октябрь 02.10
Октябрь
ОД
1
Диагностика
Кабинет
устной речи
2
Октябрь 04.10
Октябрь
ОД
1
Диагностика
Кабинет
устной речи
3
Октябрь 09.10
Октябрь
ОД
1
Путешествие в
Кабинет
осенний лес.
4
Октябрь 11.10
Октябрь
ОД
1
Путешествие в
Кабинет
осенний лес.
5
Октябрь 16.10
Октябрь
ОД
1
Наша страна
Кабинет
20

6
7

Октябрь
Октябрь

18.10
23.10

Октябрь
Октябрь

ОД
ОД

Наша страна
У бабушки в
деревне
1
У бабушки в
деревне
1
Хлеб всему
голова
1
Хлеб всему
голова
1
Прогулка в
осенний лес
1
Прогулка в
осенний лес
1
Поездка в
Простоквашино
1
Поездка в
Простоквашино
1
А что у вас?
1
А что у вас?
1
Наши пернатые
друзья
1
Наши пернатые
друзья
1
Сказка о Машерастеряше
1
Сказка о Машерастеряше
1
Дикие животные
наших лесов
1
Дикие животные
наших лесов
1
Встреча с
Федорой
1
Встреча с
Федорой
1
Зоопарк
Зимние каникулы

8

Октябрь

25.10

Октябрь

ОД

9

Октябрь

30.10

Октябрь

ОД

10

Ноябрь

01.11

Ноябрь

ОД

11

Ноябрь

08.11

Ноябрь

ОД

12

Ноябрь

13.11

Ноябрь

ОД

13

Ноябрь

15.11

Ноябрь

ОД

14

Ноябрь

20.11

Ноябрь

ОД

15
16
17

Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь

22.11
27.11
29.11

Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь

ОД
ОД
ОД

18

Декабрь

04.12

Декабрь

ОД

19

Декабрь

06.12

Декабрь

ОД

20

Декабрь

11.12

Декабрь

ОД

21

Декабрь

13.12

Декабрь

ОД

22

Декабрь

18.12

Декабрь

ОД

23

Декабрь

20.12

Декабрь

ОД

24

Декабрь

25.12

Декабрь

ОД

25

27.12

Декабрь

ОД

26
27

Декабрь
Январь
Январь
Январь
Январь

10.01 16.00-16.30
15.01 16.00-16.30

ОД
ОД

1
1

28

Январь

17.01

16.00-16.30

ОД

1

29

Январь

22.01

16.00-16.30

ОД

1

30

Январь

24.01

16.00-16.30

ОД

1

31
32
33

Январь 29.01
Январь 31.01
Февраль 05.02

16.00-16.30
16.00-16.30
16.00-16.30

ОД
ОД
ОД

1
1
1

1
1

21

Зоопарк
В магазине
мебели
В магазине
мебели
Птицы у
кормушки
Птицы у
кормушки
В зимнем лесу
В зимнем лесу
Новогодний

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
кабинет

34

Февраль

07.02 16.00-16.30

ОД

1

35
36
37

Февраль
Февраль
Февраль

12.02 16.00-16.30
14.02 16.00-16.30
19.02 16.00-16.30

ОД
ОД
ОД

1
1
1

38

Февраль

21.02 16.00-16.30

ОД

1

39
40
41

Февраль
Февраль
Март

26.02 16.00-16.30
28.02 16.00-16.30
04.03 16.00-16.30

ОД
ОД
ОД

1
1
1

42

Март

06.03 16.00-16.30

ОД

1

43

Март

11.03 16.00-16.30

ОД

1

44

Март

13.03 16.00-16.30

ОД

1

45

Март

18.03 16.00-16.30

ОД

1

46

Март

20.03 16.00-16.30

ОД

1

47

Март

25.03 16.00-16.30

ООД

1

48

Март

27.03 16.00-16.30

ООД

1

49

Апрель

01.04 16.00-16.30

ООД

1

50

Апрель

03.04 16.00-16.30

ООД

1

51
52
53
54
55
56
57

Апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Май

08.04
10.04
15.04
17.04
22.04
24.04
06.05

16.00-16.30
16.00-16.30
16.00-16.30
16.00-16.30
16.00-16.30
16.00-16.30
16.00-16.30

ОД
ОД
ОД
ОД
ОД
ОД
ОД

1
1
1
1
1
1
1

58

Май

08.05 16.00-16.30

ОД

1

59

Май

13.05 16.00-16.30

ОД

1

60

Май

15.05 16.00-16.30

ОД

1

61

Май

20.05 16.00-16.30

ОД

1

62

Май

22.05 16.00-16.30

ОД

1

63

Май

27.05 16.00-16.30

ОД

1
22

поезд
Новогодний
поезд
Зеленый уголок
Зеленый уголок
Путешествие по
сказкам
Путешествие по
сказкам
Мы пожарные
Мы пожарные
Животный мир
морей и океанов
Животный мир
морей и океанов
Аквариумные
рыбки
Аквариумные
рыбки
Крокодил Гена
идет в Армию
Крокодил Гена
идет в Армию
Прогулка по
весеннему лесу
Прогулка по
весеннему лесу
Мамины
помощники
Мамины
помощники
Домашние птицы
Домашние птицы
Ледоход
Ледоход
Строим дом
Строим дом
Будем
космонавтами
Будем
космонавтами
Экскурсия по
городу
Экскурсия по
городу
Волшебный мир
цветов
Волшебный мир
цветов
Диагностика

Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет
Кабинет

64

Май

29.05 16.00-16.30

ОД

1

Количество учебных недель
Количество учебных дней
Продолжительность каникул

устной речи.
Диагностика
устной речи.

Кабинет
32
64
31.12.202308.01.24 г.
(зимние)
31.05.24 31.08.2024
г. (летние)
01.10.202331.05.2024

Дата начала и окончания учебных периодов

2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-техническое обеспечение: кабинет, зеркала (10 шт.), дидактические
пособия, музыкальные инструменты (игрушечные), мячики су-джок (10 шт).
Занятия по реализации данной программы проводятся в кабинете оснащенным
учебно-дидактическим материалом, современными пособиями. Дидактический наглядный
материал, игрушки и игры на занятиях предъявляются в соответствии с возрастными
требованиями, особенностями психофизического развития детей. Учебная зона кабинета
укомплектована необходимым количеством мебели, соответствующей числу детей,
посещающих занятия, меловой доской. В коррекционно-развивающей работе с детьми
используется современные здоровьесберегающие технологии.
2.2.2. Информационное обеспечение:

Компьютер с выходом в интернет (в методическом кабинете).
2.2.3. Кадровое обеспечение
В реализации программы принимает участие учитель-логопед – Некрасова Людмила
Тимофеевна
2.3. Формы аттестации (способы проверки результатов освоения программы).
2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Мониторинг по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе
Критерии мониторинга:

Слуховое внимание.

Состояние общей моторики.

Состояние мелкой моторики.
2.3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
тематическое открытое занятие – ежегодно 1 раз в год (апрель).
2.4. Оценочные материалы
Наблюдение, критерии освоения программы.
2.5. Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса – очно.
Методы и приемы обучения:
Наглядные: показ иллюстраций, фотографий, графических изображений, метод
демонстрации (наблюдение за правильным выполнением упражнений), просмотр
презентаций.
Словесные: слушание, пояснение, объяснения, ситуативный разговор, беседа, рассказ;
Практические: игровые, упражнения, пальчиковая гимнастика.
Упражнения для развития мелкой моторики:
23

1. Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного,
среднего, безымянного пальцев и мизинца («пальчики здороваются»).
2. То же упражнение выполняется пальцами левой руки.
3. То же упражнение производится одновременно пальцами правой и левой руки.
4. Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой руки по очереди («здороваются»):
сначала большой палец — с большим, затем указательный — с указательным и т.д.
5. Пальцы правой руки все одновременно «здороваются» с пальцами левой руки.
Развивающие кинезиологические упражнения:
1. Упражнение «Ухо – нос». Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за
правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук
«с точностью наоборот».
2. Упражнение «Змейка». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок,
вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к
которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который
называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.
3. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо
с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в
прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение
выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
4. Кулак-ребро-ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно
сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на
плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой
рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды
(кулак -ребро-ладонь)
Дыхательные упражнения
1. «Свеча»
Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча.
Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь
представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи
маленькими порциями выдоха.
2. «Дышим носом»
Подыши одной ноздрей,
И придет к тебе покой.
Исходное положение – о. с.
1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий,
продолжительный вдох;
2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный
выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы
максимально вверх.
3. «Ныряльщик»
Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом
закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть –
открыть нос и сделать выдох.
4. «Надуй шарик»
Исходное положение - лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох,
надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо
менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
5. «Дыхание»
Тихо-тихо мы подышим,
Сердце мы свое услышим.
24

И. п. - о. с.
1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить
вдох и сделать паузу длительностью 4с;
2 — плавный выдох через нос.
Форма организации образовательного процесса: групповая в количестве не более 10,
воспитанники в возрасте 3-5 лет.
Формы организации ОД: групповая форма.
Формы организации учебного занятия: ОД.
Педагогические технологии:

Технология развивающего обучения направлена на развитие индивидуальных
познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на
самоопределение и самореализацию в процессе обучения; формирование теоретического
мышления и сознания.

Игровые технологии направлены на включение детей в образовательную
деятельность, коллективную деятельность и общение, организацию заинтересованной
познавательной деятельности дошкольников.

Технология сотрудничества направлена на реализацию равенства, партнерства в
отношениях педагога и ребенка, гуманно-личностный подход к ребенку.

Технология дифференцированного обучения направлена на создание
оптимальных условий для выявления и коррекции речевых нарушений, учитывая
личностные отношения воспитанников к окружающей действительности, степень
освоения нового материала, интерес к изучению нового материала.

Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение и укрепление
здоровья детей.

Технология наглядного моделирования облегчает запоминание у детей и
увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Технология позитивного настроя направлена на создание ситуации успеха.
Структура и алгоритм ОД:
Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме.
Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.
Подготовительная часть. Используются вводные упражнения, которые дают
установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения,
направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку
мышечного тонуса.
Основная часть включает в себя подвижные и малоподвижные игры, а так же
следующие виды упражнений:
- на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- на развитие внимания;
- регулирующие мышечный тонус;
- счётные упражнения;
- формирующие чувство музыкального размера;
- на развитие чувства темпа и ритма;
- на развитие координации движения;
- на координацию речи с движением;
- на координацию пения сдвижением;
- на развитие речевых и мимических движений.
Заключительная часть. В неё входят упражнения на восстановление дыхания,
снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
Занятие включает в себя следующие элементы:
- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
25

- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным
особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- фонетические упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным
сопровождением и без него;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и
выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
- музыкально-ритмические игры развивающие чувство ритма;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению
ориентироваться в пространстве;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения,
эмоциональности, позитивного самоощущения;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
2.6. Список литературы и интернет-источников
1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. СанктПетербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
2. Волкова Л.С. (ред.) Логопедия. – М .1995.
3. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны родного языка. //Хрестоматия по
теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. /Сост. М.М.
Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000. – С.302-311.
4. Гербова В.В. Учусь говорить: Пособие для детей сред. дошк. возраста. /В.В.
Гербова. – М., 2002.
5. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов. //Логопедия, №1-2,
2003, с.28-30.
6. Колесникова Е.В., Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Сценарий 32
учебно – игровых занятий. – М.: Гном и Д., 2001. – 92с.
7. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. –
М.,1973. 12.Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового
восприятия, внимания и памяти). – СПб., 2003.
8. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте.
//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста.
/Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М., 2000. – С.312-318.
9. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
10. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г.
№ 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»;

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».